Копилка психолого – педагогическая диагностика личности учащегося и коллектива для молодых классных руководителей
Данный материал будет интересен психологам ОУ, классным руководителям, особенно в пятых классах, социальным педагогам. Мною материал был использован на совещании “Школы молодых специалистов”, получил общее одобрение, многие диагностики взяли на вооружение не только молодые, специалисты, но и учителя со стажем.
Лисунова Надежда Павловна
МОБУ СОШ № 4, р.п. Лесогорск
Педагог – психолог: Лисунова Н.П.
Копилка психолого – педагогическая диагностика личности учащегося и коллектива
для молодых классных руководителей
Школа молодого специалиста 22.11.17
Для того чтобы воспитание было успешным, классному руководителю необходимо его строить на основе объективных сведений о школьниках и детском коллективе. Говоря словами К.Д. Ушинского, чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях.
Для изучения детского коллектива классный руководитель может использовать следующие диагностические методики:
Наблюдение. Наблюдение дает возможность изучить участие каждого учащегося в деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Наблюдение используют тогда, когда существует конфликтная ситуация или необходимо сформировать мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках.
Опросники. Опросник дает возможность изучить мотивацию действий, изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретной группы учащихся или класса в целом, уровень тревожности учащихся класса. Опросник позволяет выявить отношение учащихся к конкретным проблемам и явлениям.
Проективные тесты. Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой, деятельности, будущей профессиональной деятельности и своей социальной роли.
Анкеты. Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости.
Сочинения. Сочинения помогают изучить степень развитости кругозора учащихся, уровня интеллектуального развития учащихся, личностных качеств, отношение к миру.
Неоценимую помощь в этом учителю оказывает психолого-педагогическая диагностика личности учащегося и коллектива. Диагностические методики позволяют решать следующие педагогические задачи:
– изучение личностных качеств учащихся класса;
– изучение общих и специальных способностей класса;
– изучение уровня взаимоотношений учащихся в коллективе;
– учет индивидуальных особенностей учащихся при планировании и организации классных дел;
– отбор методов для стимулирования и коррекции норм отношений и поведения обучающихся.
Используя диагностические методики, классному руководителю следует иметь в виду: 1. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат. 2. Проводя психолого-педагогическую диагностику личности учащегося и коллектива, учитель руководствуется принципом «не навреди». Результаты исследования не могут обсуждаться с людьми, не имеющими отношения к делам учащихся и класса. 3. Результаты психолого-педагогической диагностики являются основанием для корректирования и планирования воспитательной деятельности классного руководителя.
Ниже приводятся диагностические методики, которые я использую в своей практической деятельности.
Микропрактикум «Мой класс» (для учащихся 5-х классов)
Вниманию учащихся предлагается листок с рисунком класса (см. рис.): «Ребята! На этом рисунке схематично изображен наш класс. За столом сидит учитель, заняты своим делом ученики. Часть ребят играет во дворе. Найдите и отметьте крестиком на рисунке себя, напишите рядом свое имя и фамилию. Затем отметьте (тоже крестиком) на рисунке своего товарища, напишите рядом его имя и фамилию».
Учителю важно знать: – с кем из участников ситуации отождествляет себя испытуемый? – какое место в классе он отводит идентифицируемому с собой персонажу (рядом с учителем, вне классной комнаты, вместе с ребятами, один)? – Каково содержание занятий, эмоционально значимых для школьника?
На рисунке обозначены позиции, указывающие на выраженность познавательных интересов: решение задачи у доски, совместное чтение книги, вопросы, задаваемые учителю. В данном случае идентификация в отношении этой позиции будет свидетельствовать об адекватности социально-психологического и учебного статуса младшего школьника.
Анализ результатов: 1. Позиция «один, вдали от учителя» – эмоционально неблагополучная позиция ребенка, указывающая на трудности адаптации к пребыванию в классном коллективе. 2. Отождествление себя с детьми, стоящими в паре, вместе играющими, – доказательство благополучной социально-психологической позиции ребенка. 3. Место рядом с учителем: учитель в данном случае является значимым лицом для испытуемого, а испытуемый отождествляет себя с учеником, принимаемым учителем. 4. Игровая позиция: не соответствует учебной позиции.
Диагностическая методика. «Пьедестал».
Учащимся класса предлагается построить пьедестал для награждения, на который они имеют право поставить своих одноклассников. Для этого ребята должны сами определить, за что они ставят своих одноклассников на ступеньки пьедестала. Всех ступенек — 5. У учащихся есть возможность среди этих пяти ступенек одну определить для себя, если ученик считает нужным это сделать.
Данная методика позволяет увидеть взаимоотношение учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.
Диагностическая методика. «Государство — это мы».
Учащимся класса предлагается представить себе, что класс — это маленькое государство, а все ребята — представители этого государства. Для этого необходимо определить положение, место и предполагаемую должность каждого в этом государстве и свое собственное место. Эта методика позволит классному руководителю увидеть, кого ребята определяют на роль лидера в коллективе и кому отводится место изолированного человека.
Диагностическая методика. «Письмо островитянину».
Учащимся класса предлагается представить себе, что они находятся на необитаемом острове. Жизнь на острове трудная, помощи ждать неоткуда. Но вдруг к берегу прибивает бутылку, в которой находится записка: «Обратись с письмом к людям, которым ты доверяешь и которых ты любишь. Они тебе помогут. Письмо отправь с помощью этой же бутылки». Учащиеся должны написать письмо тем людям, которым доверяют. Классному руководителю следует обратить внимание на то, каким будет содержание письма, к кому будут эти письма обращены.
Диагностическая проективная методика.
Учащимся предлагается определить свое отношение к одноклассникам, продолжить следующие предложения:
Диагностическая методика. Анкетирование «Наш класс нашими глазами».
1. Как бы оценил свой класс с точки зрения активности:
а – активен, б – пассивен, в – затрудняюсь ответить.
2. Насколько дружен коллектив?
а – дружен, б – не дружен, в – затрудняюсь ответить.
3. Доволен ли ты отношением коллектива к себе?
а- доволен, б – не совсем доволен, в – не доволен.
4. Какое поручение ты выполняешь?
а – постоянное поручение, б – временное поручение, в – не выполняю вообще.
5. Если классу поручат важное дело, кто возьмется за его выполнение?
а – все, б – некоторые по желанию, в – поручат активу, г – никто, д – не знаю.
Изучение взаимоотношений в коллективе
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
1. Что, по твоему мнению, является чаще всего поводом для конфликта между учеником и учителем? – поведение; – учеба; – личная неприязнь; – нежелание понимать друг друга.
2. Могут ли конфликты с учителем повлечь неприязнь с его стороны? – да; – нет; – иногда.
3. Может ли на твое поведение повлиять коллектив класса? – да; – нет; – иногда.
4. Что может послужить причиной, по которой ты смог бы бросить школу? – неуспеваемость; – конфликт с учителем; – конфликт с одноклассниками; – я не брошу школу ни при каких обстоятельствах.
Анкеты для детей
Анкета «Вот я какой!»
Цель: Знакомство детей, установление благоприятного психологического микроклимата в классе.
1. Меня зовут ________________ 2. Мне ____ лет 3. У меня ________ глаза 4. У меня ________ волосы 5. Улица, на которой я живу, называется _______________ 6. Моя любимая еда – ________________ 7. Мой любимый цвет – ________________ 8. Мое любимое животное – _________________ 9. Моя любимая книга – ________________ 10. Моя любимая телепередача – __________________ 11. Самый прекрасный фильм, который я видел – ______________________ 12. Я люблю в себе _____________________ 13. Моя любимая игра – _________________ 14. Моего лучшего друга зовут _________________ 15. Страна, в которую я хотел бы съездить – __________________ 16. Лучше всего я умею ________________ 17. Моих братьев и сестер зовут ________________________________ 18. Самая главная моя цель – _____________________
Инструкция: Прочитайте, пожалуйста, анкету, которую я вам сейчас раздам. Затем впишите в нее недостающие слова (10 мин). А теперь разбейтесь на четверки и прочитайте друг другу, что вы написали. Сравните свои ответы с ответами других детей.
Анализ: – С кем из детей у тебя больше всего общего? – Чьи ответы показались тебе самыми интересными? – На какой вопрос тебе труднее всего ответить?
Анкета «Мое мнение о классе»
Цель: выявление удовлетворенности учащихся своим классом. Учащимся предлагается прослушать утверждения и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале: – 4 – совершенно согласен; – 3 – согласен; – 2 – трудно сказать; – 1 – не согласен; – 0 – совершенно не согласен.
1. Я иду в школу с радостью. 2. В классе у меня обычно хорошее настроение, мне комфортно. 3. Мне нравится наш классный руководитель. 4. К нашим учителям можно обратиться за помощью и советом. 5. У меня есть любимый учитель. 6. У меня есть любимый предмет. 7. В классе я всегда могу свободно высказать свое мнение. 8. Я считаю, что в нашем классе и школе созданы условия для развития моих способностей. 9. Я считаю, что школа готовит меня для самостоятельной жизни. 10. На летних каникулах я скучал по одноклассникам.
Обработка полученных данных. В качестве показателя удовлетворенности учащихся классной жизнью может рассматриваться частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если этот показатель больше 3, то можно сделать вывод о высокой степени удовлетворенности, если показатель больше 2, но меньше 3 – о средней удовлетворенности, если показатель меньше 2 – это свидетельствует о низкой удовлетворенности учащихся классной жизнью.
Диагностики изучения личности учащегося.
Помимо изучения детского коллектива, классный руководитель должен уделить внимание изучению личности каждого ученика. Классному руководителю необходимо изучать интересы учащихся, особенности характера, душевного состояния и т.д.
Предложенные ниже методики изучения личности и коллектива дадут результат, если классный руководитель будет внимателен при их анализе, будет справедлив и не предвзят в оценке высказываний учащихся, будет использовать полученные результаты неформально. Используя данные методики, можно сделать процесс воспитания увлекательным, значимым не только для учащихся, но и для их родителей и для педагогическогоколлектива школы в целом.
Тест «Как к вам относятся окружающие?»
Выберите ответ, и вы увидите, насколько велик ваш авторитет: 1. Бывает ли так, что человек вам не понравился с первого взгляда? а) Часто б) Иногда в) Никогда
2. Если с вами заговорит незнакомый человек, сделаете ли вы вид, что не замечаете его? а) Часто б) Иногда в) Никогда
3. когда кто-то рассказывает вам что-нибудь «по секрету», вы держите язык за зубами? а) Часто б) Иногда в) Никогда
4. Обращаются ли к вам за помощью или советом? а) Часто б) Иногда в) Никогда
5. Общаясь с людьми, вы отказываетесь выслушать то, что волнует их, ради обсуждения своих собственных проблем? а) Часто б) Иногда в) Никогда
6. Позволяете ли вы себе говорить критичным тоном, с сарказмом или с нотами агрессии? а) Часто б) Иногда в) Никогда
7. если у вас что-то не получается, вы пытаетесь переложить свою вину на кого-нибудь другого? а) Часто б) Иногда в) Никогда
8. Когда вы встречаете нового человека в доме или в классе, вы пытаетесь первым завести знакомство? а) Часто б) Иногда в) Никогда
9. Если друзьям срочно понадобилась ваша помощь, вы, не раздумывая, бросаете свою работу, домашние дела и занятия, чтобы помочь им? а) Часто б) Иногда в) Никогда
Ключ к тесту:
а) 0 б) 10в) 5
а) 0б) 10в) 0
а) 10б) 0в) 0
а) 10б) 5в) 0
а) 0б) 5в) 10
Подсчитайте баллы:80-100: Это очень высокий результат. Если вы отвечали честно, то вы цените и уважаете людей, а они в свою очередь считают вас надежным человеком. Вы не свернете со своего пути ради похвалы и награды, но ваши поступки принесут вам первое и второе.
45-75: Людям, которые попали в этот диапазон, обычно помогают при условии, что они расширят сферу своих интересов. Им хочется, чтобы их любили, но они ничего для этого не делают, предпочитая отгородиться от мира. 0-40: люди, которые попали в эту группу, настолько стеснительны, что просто боятся быть на виду. Но как только они вылезают из своей скорлупы, то еще больше привлекают к себе внимание окружающих.
Тест «Вы – лидер?»
Способны ли вы повести окружающих за собой или зависите от других? Этот тест поможет вам познать еще одну грань вашего характера. Главное – честно отвечать на вопросы.
1. Вы работаете в группе над решением проблемы. Как вы будете себя чувствовать, если чья-то идея оказалась явно лучше, чем ваша? А) Встревожитесь Б) Смутитесь В) Заинтересуетесь
2. Вы работаете в группе над внедрением идеи. Как вы оцениваете свои идеи в сравнении с идеями других? А) Ваши хуже Б) Ваши лучше В) Ваши не хуже, но и не обязательно лучше
3. Что происходит, когда вы пытаетесь внушить что-то важное другим? А) Вас не слушают Б) Bас слушают, но им «слабо понять» В) Обычно вас слушают и понимают
4. Вы затратили на какое-то дело много времени. И вас никто до сих пор не похвалил, и вообще вы не получили никакой отдачи. Что вы станете делать? А) Будете обескуражены и все забросите. Б) Оставите это дело и перейдете к другому. В) Закончите дело, потому что считаете нужным.
5. Bас пригласили обсудить внедрение какой-либо идеи в качестве рядового участника. Как вы к этому отнесетесь? А) Нормально, потому что в роли лидера в любом случае вы чувствуете себя неудобно. Б) Не станете участвовать, если вас не назначат главным. В) Вы не против того, чтобы иной раз побыть рядовым участником.
6. Что случается, когда вам не удается то, что вы пытаетесь сделать? А) Bы бросаете дело, потому что неудачи доказывают, что вы в нем никуда не годитесь. Б) Вы бросаете дело, потому что другие вас не понимают. В) вы извлекаете из неудачи урок, который помогает вам в будущем.
7. Если вы отвечаете за выполнение группой какого-то дела, как вы будете вести его? А) Предоставите большую часть работы остальным. Б) Все сделаете сами, чтобы быть уверенным, что все сделано правильно. В) Раздадите отдельные поручения всем в соответствии с интересами и навыками каждого.
8. Что вы чувствуете при работе с людьми, чья подготовка отличается от вашей? А) Неловкость. Б) Чувство своего превосходства или неполноценности. В) Интерес и уважение к другим подходам и точкам зрения.
Подсчитайте количество ответов «А», «Б», «В».7 или больше «А» означают, что вам, прежде чем вы станете лидером, надо выработать уверенность в себе.7 или больше «Б» показывают, что вам, прежде чем вы станете лидером, надо учиться больше доверять другим.7 или больше «В» говорят о том, что у вас, скорее всего, здравый взгляд на себя и на других. Ваше отношение к себе и к другим позволяют вам быть лидером.
Тест, помогающий учащимся оценить уровень своего физического развития
Ответь честно самому себе (ответы даны в баллах):
1. Соблюдаю ли я режим дня? да – 3, нет – 1.
2. Делаю ли я утреннюю зарядку? да – 3, нет – 1.
3. С удовольствием ли я хожу на уроки физкультуры? да – 3, нет – 1.
4. Занимаюсь ли я физическим трудом? да – 3, нет – 1.
5. Bызывает ли у меня отвращение табачный дым? да – 3, нет – 1.
6. Могу ли я несколько раз подтянуться на перекладине (отжаться от пола)? да – 3, нет – 1. 7. Люблю ли я свежий воздух? да – 3, нет – 1.
8. Считаю ли я алкоголь вредным веществом? да – 3, нет – 1.
9. Умею ли я плавать? да – 3, нет – 1.
Подсчитайте набранные баллы и по их сумме определите, на какой ступени физического развития вы находитесь: 9-13 баллов – низкая, 14-19 баллов – средняя, 20-27 баллов – высокая.
Тест «Воспитанный(ая) ли я?»
Поставьте против каждого высказывания знаки: «да» – «+» или «нет» – «-».
1. Если тебе приходиться неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дома, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарища, подругу)? 2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой (генеральная уборка, ремонт), а тебя отправляют на улицу или в кино, чтобы «не крутился под ногами»? 3. Отложи на минуту книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами. Нет ли в комнатах вещей, которые лежат не на месте? 4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки и дедушки, братьев и сестер? 5. Свои нужды ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу, и когда они собираются приобрести ее? 6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь еще какую-нибудь работу от себя, по своей инициативе? 7. Родители угощают тебя апельсином, пирожным, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым? 8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома? 9. У вас дома гости. Приходиться ли родным напоминать тебе, что надо заняться каким-нибудь тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор? 10. Стесняешься ли ты дома, в гостях, в музее подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?
Если ты очень хороший сын или прекрасная дочь, то знаки будут такие:+ – – + + + + – – –
Диагностическая методика «Мое учение»
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы анкеты, подчеркнув в тексте нужный ответ или дописав предложение.
1. Учиться в школе мне: а) интересно; б) не интересно; в) не знаю.
2. Я хожу в школу, потому что: а) мне нужны знания; б) люблю общаться с друзьями; в) это требование родителей.
3. Мои любимые предметы:
4. Я испытываю затруднения в учении, потому что:
5. Если бы я был учителем, то помог бы учащимся в следующем:
Выявление доминирующего мотива учения
На уроке ученикам предлагается выполнить самостоятельно по выбору задания, которые различаются по: – сложности и характеру деятельности (творческая или репродуктивная). – практической или теоретической направленности познавательной деятельности. – характеру выполнения задания (индивидуальное или групповое).
Одновременно каждый ученик получает листок, в котором обозначены позиции, отражающие причину выбора того или иного задания: 1. Желание себя испытать. 2. Лучше узнать свои возможности по данному предмету. 3. Интерес к предмету. 4. Желание как можно больше узнать из данной области науки. 5. Полезно, пригодится в будущей работе. 6. Этот предмет и знания по нему необходимы для дальнейшего образования. 7. Уверенность в успехе по данному предмету. 8. Легко учиться. 9. Желание преодолеть трудности. 10. Интересно общаться с товарищами на уроках по данному предмету. 11. Желание иметь авторитет среди товарищей, так как этот предмет престижен в данном коллективе. 12. Нравится учитель. 13. Желание быть знающим и образованным человеком, интересным для друзей. 14. Желание быть готовым к самостоятельной жизни. 15. Желание быть духовно богатым, культурным и полезным для общества. 16. чтобы не ругали родители, учителя. Это неприятно.
Все названные мотивы учения классный руководитель распределяет по восьми основным направлениям, что позволяет ему судить о значимости для ученика выбираемых заданий:
1. Самоопределение 5, 7, 14
2. Познавательные 3, 4
3. Узкопрактические 5, 6
4. Саморазвитие 1, 2, 9
5. Общение с учителем 12
6. Общение со сверстниками 10, 11
8. Избежание неприятностей 8, 16
Анализ избранных мотивов позволит учителю распределить учеников на три группы:Первая группа включает учащихся, воспринимающих учебу с позиции настоящей необходимости.Вторая группа учеников отражает мнение, что побудительная сила настоящего и будущего одинакова.Третья группа учащихся подчиняет свои учебные интересы только целям будущего, воспринимая учебу в школе как «временную» жизнь, имеющую для них ограничительную и вынужденную ценность.
Изучение воспитанности школьников Анкета «Какие качества я в себе воспитал?»
Цель: определить изменения, происшедшие в личности школьника в течение учебного года.
I. Учащемуся необходимо ответить на вопросы и ответить, какие качества у него появились (поставить знак «+»), а какие качества исчезли и стали хуже (поставить знак «-»). 1.Физическая сила и выносливость. 2. Умственная работоспособность. 3. Сила воли. 4. Выдержка, терпение, упорство. 5. Ум, сообразительность. 6. Память. 7. Объем знаний. 8. Внимание и наблюдательность. 9. Критичность. 10. Целеустремленность. 11. Умение планировать работу. 12.Умение организовывать свой труд. 13. умение беречь время. 14. Умение контролировать и анализировать свои поступки. 15. Умение работать самостоятельно. 16. Чуткость и отзывчивость к людям. 17. Умение помогать людям. 18. Умение подчинять свои желания интересам коллектива. 19. Умение видеть и ценить прекрасное в природе, человеке, искусстве. 20. Умение вести себя в обществе.
II. Над какими из вышеперечисленных качеств ты собираешься работать в ближайшее время?
III. Какие специальные способности ты открыл в себе (или сумел развить) в этом году (способности к танцам, музыке, спорту и т.д.)?
IV. Над какими из этих качеств ты работаешь сейчас?
V. Что бы ты хотел пожелать себе на будущее?
Диагностика нравственных приоритетов личности учащегося.
Если учащиеся не могут объяснить понятия, организуйте работу по их изучению.
Проранжируйте понятия по степени личной значимости: семья, друзья, здоровье, отечество, обучение, успех, карьера, деньги, благосостояние, слава, известность, способности, трудолюбие, учеба. (Тренинг для учителей)
После того как учащиеся проранжировали понятия, учителю станет понятно, какие проблемы нуждаются в обсуждении на классных часах.
Диагностика. «Недописанный тезис».
Учащимся предлагается закончить каждый тезис. При желании каждый тезис можно развить, привести в подтверждение тезиса различные доказательства.
Диагностика. Блиц – опрос.
В течение одной минуты учащимся предлагается ответы на заранее приготовленные классным руководителем вопросы. Такого же типа вопросы учащиеся могут задать классному руководителю:
1. Любимое имя.
2. Любимая пора года.
3. Любимый цвет.
4. Любимая книга.
5. Любимое дерево.
6. Любимый цветок.
7. Любимая группа.
8. Любимая песня.
9. Любимая одежда.
10. Любимый праздник.
11. Любимый музыкальный инструмент.
12. Любимый певец.
13. Любимое животное.
14. Любимая еда.
15. Любимый месяц.
Диагностика . «Незаконченный тезис».
Учащимся класса предлагается развить тезисы и привести доказательства своих мыслей.
ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
ОПИСАНИЕ НАБОРА МЕТОДИК
1. Общая осведомленность
Инструкция: Ответь, пожалуйста, на десять вопросов.
Экспериментатор читает вопрос 1 раз, дети кратко записывают ответ в листе ответов.
1. Как называется река, на которой расположен Ярославль? (Волга)
2. Что такое пара? (Два, двое и т.п.)
3. Назови четыре времени года? (Зима, весна, лето, осень)
4. Где садится солнце? (На западе)
5. Для чего нужен желудок? (Переваривать еду (пищу)
6. Почему нефть или масло плавают по воде? (Они легче воды)
7. Что празднуют 9 Мая? (День Победы)
8. Каков примерно рост человека? (От 1,5 до 2 метров)
9. Как называется столица Украины? (Киев)
10. Кто живет во Франции? (Французы)
Оценка: каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
2. Сложение чиселс переключением
Инструкция: Тебе надо быстро и правильно складывать два однозначных числа, написанные одно под другим. Сложение ты будешь выполнять двумя способами:
1) сумму ставят в верхнюю строку, а под ней в нижнюю строчку ставят верхнее предыдущее число. Если сумма больше 10, то десяток отбрасывают, пишут число единиц;
2) сумму ставят в нижнюю строчку, а вверх переносят предыдущее нижнее слагаемое.
5 4 9 3 2 5 7 2
9 5 4 9 3 2 5 7
5 9 4 3 7 7 7 4
9 4 3 7 0 7 4 1
Детям дают возможность тренировки в выполнении задания (4–5 сложений каждым способом), экспериментатор отвечает на вопросы, добиваясь, чтобы способы выполнения были усвоены.
Продолжение инструкции после тренировки:
Дети работают в течение пяти минут.
Оценка: высчитывается среднее число сложений за 1 минуту, каждое оценивается в 1 балл.
3. Исправь ошибки
Инструкция: Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой.
Дети работают самостоятельно в течение 7 минут.
1. Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. — 1 ошибка
2. Взрослые и дти толпились на берегу. — 1 ошибка
3. Внизу над ними расстилалась пустыня. — 1 ошибка
4. В отфет я киваю ему рукой. — 2 ошибки
5. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. — 2 ошибки
6. Сорняки живучи и плодовиты. — 0 ошибок
7. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. — 0 ошибок
8. На столе лежала карта на_шего города. — 1 ошибка
9. Самолет_сюда, чтобы помочь людям. — 1 ошибка
10. Скоро_удалось мне на машине. — 1 ошибка
(Текст содержит 10 ошибок.)
Оценка: подсчитывается количество замеченных ошибок, каждая замеченная ошибка оценивается в 1 балл.
Количественная оценка дополняется качественной: какие именно ошибки пропущены (смысловые, офографические, дисграфические).
4. Воспроизведение рассказа
Экспериментатор читает рассказ вслух. Дети пишут затем краткое изложение в течение 5 минут.
Инструкция: Вам будет зачитан короткий рассказ, в нем ряд смысловых единиц (фрагментов содержания), все они логически связаны. Послушайте внимательно рассказ и затем в течение пяти минут запишите основное его содержание. Предложения можно сокращать, сохраняя их смысл. Переспрашивать во время работы нельзя.
Оценка: подсчитывается количество воспроизведенных смысловых единиц, каждая оценивается в 1 балл.
5. Смысловая память
Инструкция: Я прочитаю 10 пар слов, связанных по смыслу. Постарайся их запомнить. Потом нужно будет на каждое первое слово из пары ответить вторым словом.
После предъявления стимульных пар: А теперь я буду читать первое слово из каждой пары, а ты припомни второе и запиши в листе ответов.
шум — вода
мост — река
рубль — копейка
лес — медведь
дуб — желудь
дичь — выстрел
рой — пчела
час — время
гвоздь — доска
Оценка: подсчитывается число правильно воспроизведенных пар, каждая оценивается в 1 балл.
6. Составить фразу из трех слов
Инструкция: Я назову тебе три слова, а ты свяжи их между собой, составь из них какое-нибудь предложение и запиши в листе ответов.
На составление каждой фразы дается 1 минута.
Девочка — ручей — мяч
Собака — школа — автомобиль
Гражданин — собака — инструкция
Оценка: подсчитывается количество удачных ответов, каждый ответ оценивается в 1 балл, нелепые или малоосмысленные фразы не принимаются в расчет.
7. Составить фразу из четырех слов
Инструкция: Я назову тебе четыре слова, а ты свяжи их между собой, составь из них какое-нибудь предложение и запиши его.
Дверь — комната — больной — доктор
Собака — кошка — дерево — крыша
Бумага — карандаш — мост — река
Примечание: все образцы письма детей подвергаются качественному анализу.
Инструкция: Я назову тебе какие-нибудь два предмета, а ты подумай и напиши в листе ответов, что между ними общего, чем они одинаковы. Старайся написать как можно больше.
На выполнение дается не более 10 минут.
книга — тетрадь
лошадь — корова
линейка — треугольник
озеро — река
солнце — луна
сани — телега
дождь — снег
Оценка: 2 балла, если дается обобщающее слово (производится классификация);
1 балл — если перечисляются отдельные признаки.
Ответы, где предлагалась помощь, в оценку не включать.
Инструкция: Какое понятие в каждом из перечней является лишним и почему?
На выполнение дается не более 8 минут.
1) приставка, предлог, суффикс, окончание, корень
2) треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг
3) дождь, снег, осадки, иней, град
4) запятая, точка, двоеточие, тире, союз
5) дуб, дерево, ольха, тополь, ясень
6) Василий, Федор, Иван, Петров, Семен
7) секунда, час, год, вечер, неделя
8) футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол
9) самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль
10) смелый, храбрый, решительный, злой, отважный
Оценка: 2 балла, если называется лишнее слово и дается обобщающее слово (производится классификация);
1 балл — если выделено только лишнее слово.
10. Анализ отношений понятий (аналогии)
Инструкция: Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Третье и одно из приведенных ниже находятся в такой же связи. Найди это слово и запиши в листе ответов.
песня : композитор = самолет : ?
а) аэродром б) горючее в) конструктор г) летчик д) истребитель
Песню сочинил композитор, значит ответ — конструктор, потому что конструктор сделал (придумал, спроектировал) самолет.
На выполнение задания отводится 5 минут.
школа : обучение = больница : ?
а) доктор б) ученик в) лечение г) учреждение д) больной
песня : глухой = картина : ?
а) слепой б) художник в) рисунок г) больной д) хромой
лес : деревья = библиотека : ?
а) город б) здание в) книги г) библиотекарь д) театр
утро : ночь = зима : ?
а) мороз б) день в) январь г) осень д) сани
слагаемое : сумма = множители : ?
а) разность б) делитель в) произведение г) умножение д) деление
Оценка: подсчитывается количество правильных ответов, каждый оценивается в 1 балл.
11. Способность выделять существенные признаки (сравнение)
Инструкция: Перед скобками слово, а в скобках еще 5 слов. Найди и подчеркни два слова из написанных в скобках, которые наиболее существенны для слова перед скобками.
На выполнение задания отводится не более 7 минут.
1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля)
2. Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода)
3. Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово)
4. Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказания)
5. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник)
6. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
7. Пение (звон, голос, искусство, мелодия, аплодисменты)
8. Больница (сад, врач, помещение, радио, больные)
9. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа)
10. Война (аэроплан, пушки, сражения, солдаты, ружья)
Детям предлагается решить задачи и записать решение и полный ответ.
На решение отводится 8 минут. Допускается оказание индивидуальной помощи ребенку.
Ребята нашли 10 белых грибов и 8 подберезовиков. Все грибы они разложили в корзины, по 9 грибов в каждую.
Сколько корзин потребовалось? (Две корзины)
Знаменитые куранты на Спасской башне были установлены через 704 года после основания Москвы.
В каком году это было, если в 1997 году Москве исполнилось 850 лет? (В 1851 году)
4 балла — задача решена правильно самостоятельно, решение записано выражением.
3 балла — задача решена правильно самостоятельно в 2 вопроса.
2 балла — задача решена правильно, после неоднократного прочтения ее содержания учителем с интонационным выделением компонентов.
1 балл — задача решена правильно, после составления плана решения учителем.
0 баллов — выполнение задачи с ориентировкой не на общий смысл, а на ее отдельные фрагменты, невыполнение задания.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/301817-kopilka-psihologo–pedagogicheskaja-diagnost
Также вас может заинтересовать
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Мониторинг сплоченности классного коллектива
Классному руководителю (учителю начальных классов) невозможно обойтись без популярных методик изучения психологической направленности личности младшего подростка и уровня сплоченности классного коллектива.
Немаловажен и факт использования методик, предполагающих письменные работы, только с 3-го класса. В 3— 4-х классах у ребят уже развиты некоторые навыки письма и беглого чтения, поэтому письменные работы желательно проводить только в 3—4-х классах. В любом случае, при использовании нижеприведенных методик, учитель должен проконсультироваться с педагогом-психологом.
Лучше, если классный руководитель (педагог-психолог) заранее подготовит (размножит) тексты опросников или тестов для каждого ученика. Это сократит время работы учеников и позволит им быстрее освоить инструкцию каждой методики.
И еще несколько советов педагогу. Эффективность использования любой методики более высока, если экспериментатор (педагог) доброжелателен к обучающимся во время проведения теста. Чаще всего, в зависимости от целей исследования, изучение коллектива проводится анонимно, т. е. анкеты с ответами учащихся не подписываются. Не забывайте, что любое исследование (порой по одной и той же методике) проводится не менее двух раз — в начале и в конце учебного года. Лучше, если проводятся «входная», «промежуточная» и «итоговая» («завершающая») диагностики.
Мини-диагностики в 1-2-х классах
1.1. Диагностическая методика «Космическое путешествие».
Учащимся раздаются листы бумаги. Ребята должны представить, что отправляются в космическое путешествие и являются командирами космического корабля. Они должны набрать команду из учащихся своего класса в составе трех человек. Фамилии детей записать на листе.
Данная методика позволяет определить лидера класса, а также выявить учащихся, которые находятся вне классного сообщества.
1.2. Диагностическая методика «Солнце, дождик, тучка».
Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в вариантах. Можно на каждом листочке написать обозначение, что подразумевается под значениями «солнце», «тучка» и «дождик». Учащимся предлагается определить самочувствие дома, в классе, с друзьями с помощью погодных явлений. Каждому из ребят предлагается отметить любым знаком, например, звездочкой, в нужной клетке свое самочувствие. Анкеты могут быть анонимными, или ученики их подписывают — по желанию учителя.
При анализе полученных данных учитель легко делает вывод о самочувствии ребят в классном коллективе.
1.3. Диагностическая методика «День рождения».
Классный руководитель просит учащихся класса пофантазировать и подумать над тем, какие подарки можно подарить пяти лучшим ученикам класса ко дню рождения. Ребята получают лист бумаги и на нем пишут имя ученика, а рядом предмет, который они хотели бы ему подарить. Это может выглядеть так: Таня И.— кукла, Петя Р. — роликовые коньки, Саша М. — книга и т. д.
Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе. Во-первых, кого каждый ученик называет в первую очередь в своем списке. Это свидетельствует о значимости ребят для данного ученика. Во-вторых, все ли ребята класса попадают в список каждого ученика и какие чувства он испытывает при распределении праздничных подарков.
1.4. Методика цветоописи «Психологическая атмосфера в классном коллективе».
Цель: выявить уровень сплоченности детского коллектива и самочувствия каждого ученика.
Учитель готовит для каждого ученика табличку и предлагает заполнить ее правую сторону (клеточки) цветными карандашами (фломастерами), при этом используя только 3 цвета: красный — очень хорошо; зеленый — проявляется, но слабо; синий — не проявляется, этого нет в нашем классе.
Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнения.
1.5. Методика «Какой у нас классный коллектив».
Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Учащимся предлагаются 6 утверждений, которые записаны на листе бумаги в произвольном виде. Каждому ученику необходимо пронумеровать эти утверждения, т. е. расставить по номерам, которые, по мнению ученика, соответствуют данному классному коллективу. Например, ученик считает, что «Наш класс дружный» и ставит напротив данного утверждения № 1; а утверждение «Наш класс недружный, часто возникают ссоры» он поставит на последнее место под № 6.
• Наш класс очень дружный и сплоченный.
• Наш класс дружный.
• В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
• В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным его назвать нельзя.
• Наш класс недружный, часто возникают ссоры.
• Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.
Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, говорят об определенных взаимоотношениях в коллективе и конкретно о каждом ученике, как он ощущает себя в системе этих отношений.
Методика изучения мотивации одобрения
(Вариант шкалы Д. Крауна и Д. Марлоу)
В отличие от мотивации достижения, уровень мотивации одобрения — стремление заслужить одобрение значимых людей — гораздо меньше определяет успех в делах и свершениях. Однако весьма существенно влияет он на нечто весьма важное — на качество взаимоотношений с другими людьми.
Определить уровень мотивации одобрения младших подростков (учителей, родителей) можно с помощью сопряженного варианта шкалы Д. Крауна и Д. Марлоу, состоящей из 19 суждений, на которые возможны 2 варианта ответа — «да» или «нет». Ответы, совпадающие с ключом, кодируются в 1 балл. Общая сумма (min = 0, max = 20) говорит о выраженности мотивации одобрения.
Ключ теста (код — правильные ответы):
— ответы «да» на вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 8, 13, 14, 15, 19;
— ответы «нет» на вопросы 6, 7,9, 10, 11, 12, 16, 17, 18.
Для успешного проведения тестирования необходимо
каждого школьника обеспечить следующими бланками:
Шкала оценки мотивации одобрения Бланк тестируемого
Методика «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива»
(Модифицированный вариант методики О.В. Лишина)
Цель: определить мотивы участия учащихся в совместной деятельности, уровень сплоченности классного коллектива и причастности каждого к общему делу.
Инструкция для учащихся
Для проведения анкетирования каждому учащемуся выдается бланк со следующим текстом:
«Как ты думаешь, сколько твоих одноклассников будут участвовать в делах, перечисленных ниже?
Чтобы правильно выполнить задание, необходимо обвести кружком стоящую перед номером вопроса букву, которая означает ответ, соответствующий твоей личной точке зрения. Ответы могут быть такими:
Н — никто; М — меньшинство; П — половина классного коллектива; Б — большинство; В — все.
Большое спасибо за искренние ответы!»
Инструкция для педагога
Учитель (классный руководитель) подробно разъясняет условия выполнения задания, обращая внимание на то, что напротив номера каждого вопроса должна быть обведена только одна буква. Затем следует привести наглядный пример. Если большинству учеников условия задания понятны, они приступают к его выполнению. Остальным учащимся следует объяснить еще раз.
При обработке результатов теста предлагаемый опросник следует разделить на 6 блоков. Каждый из них состоит из 5 вопросов, направленных на выявление одного из мотивов участия школьников в совместной деятельности.
В соответствии с определенными мотивами можно выделить следующие блоки:
A) общественно полезная деятельность (вопросы 1, 7, 13, 19, 25);
Б) личная выгода (3, 10, 15, 21, 27);
B) интерес к общению (2, 8,14, 20, 26);
Г) значимость для коллектива (4, 9, 16, 22, 28);
Е) обязательность как принуждение (6, 12, 18, 24, 30).
Для перевода буквенных выражений ответов в баллы используется шкала: В — 4 балла; Б — 3 балла; П — 2 балла; М — 1 балл; Н — 0 баллов.
В соответствии с выделенными блоками вопросов и шкалой оценок ответов составляется матрица.
Сопоставление полученных сумм баллов по каждому блоку позволяет выявить ведущие мотивы участия школьников. Полученные данные позволят корректировать свою деятельность по отношению к каждому ученику и классному коллективу в целом.
Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью
(По А.А. Андрееву)
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Инструкция для учителя
Для более успешного проведения анкетирования каждому учащемуся заранее готовится бланк опросника. Так как методика предполагает небольшой объем действий, можно просто разъяснить учащимся их функции и зачитать вопросы анкеты.
Во время проведения анкетирования учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 — совершенно согласен; 3 — согласен; 2 — трудно сказать; 1 — не согласен; 0 — совершенно не согласен.
1. Я иду утром в школу с радостью.
2. В школе у меня обычно хорошее настроение.
3. В нашем классе хороший классный руководитель.
4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.
7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
8. У меня есть любимые школьные предметы.
9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
10. На летних каникулах я скучаю по школе.
Методика «Социально-психологическая самоаттестация классного коллектива»
Цель: определить эталонность общности в восприятии учениками классного коллектива, чувства сопричастности индивида к общему делу и коллективу класса.
«Давай поразмышляем о нашем классе. Является ли он дружным, сплоченным коллективом? Это можно выяснить, если ответить на вопрос: «Сколько ребят твоего класса обладают перечисленными качествами?»
Перед каждым выражением стоят буквы. Обведи кружком ту из них, которая означает ответ, соответствующий твоей точке зрения.
Педагог (классный руководитель) подробно разъясняет условия выполнения задания, обращая внимание на то, что напротив номера каждого вопроса должна быть обведена только одна буква. Если кто-то из учащихся испытывает затруднения, то педагог (классный руководитель) помогает ему ответить на первые 2—3 вопроса. Важно, чтобы ребята ответили на все вопросы, тогда повышается достоверность и облегчается обработка результатов. Обработка и интерпретация полученных данных для перевода буквенных выражений ответов в баллы используется шкала: В — 4 балла; Б — 3 балла; П — 2 балла; М — 1 балл; Н — 0 баллов.
Затем составляется матрица, куда заносятся ответы всех участников эксперимента.
Матрица для определения эталонности общности
Условным показателем эталонности общности в восприятии ее членов (учеников класса) («М») является частное отделения общей суммы баллов всех ответов учащихся на количество ответов учащихся на данный опросник.
Методика изучения мотивов участия школьников в совместной деятельности
(По Л. В. Байбородовой)
Цель: выявление мотивов поведения учащихся в классе и школе.
Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности, и оценить это в баллах.
Определение ценностных ориентации личности по методике «Что важнее?»
Цель: выявить мотивы дружбы в коллективе. Каждому учащемуся класса предлагается ответить на вопросы анкеты: _____
I. На чем, по вашему мнению, основывается настоящая дружба? Выберите только 2 из предложенных вариантов и обведите и цифры кружком.
1. На взаимопомощи, поддержке товарища в трудную минуту.
2. На взаимопонимании, единстве интересов.
3. На доверии и откровенности.
4. На умении говорить правду в глаза, принципиальности.
5. Верности и доброжелательности.
II. Что мешает дружбе между одноклассниками в вашем классе? Основную причину подчеркните тремя чертами, вторую — двумя, третью — одной.
1. Зависть и соперничество, стремление человека казаться лучше, чем он есть на самом деле.
2. Обман, ложь, отсутствие доверия между людьми.
3. Каждый думает в первую очередь о себе.
4. Ребята плохо знают друг друга.
5. Отсутствуют общие дела, которые бы нас объединили.
6. Нет общих интересов.
8. Методики самоанализа эффективности работы учителя (классного руководителя) по сплочению классного коллектива
Анкета для классных руководителей
«Классный руководитель глазами воспитанников»
Данная анкета проводится для самоанализа деятельности педагога. Ее цель — побудить классных руководителей «поставить» себя на место своих учеников и посмотреть на образовательный процесс «их» глазами.
Также ее можно предложить заполнить и учащимся, однако сделать это может лишь довольно уверенный в себе учитель, который не боится узнать мнение собственных учеников о себе.
Уважаемый классный руководитель. Вы завершили очередной год работы с классом. А теперь остановитесь, передохните и посмотрите на себя глазами какого-либо своего воспитанника. Попробуйте оценить свою деятельность с его позиции.
1. С каким настроением ты чаще всего идешь в школу? (С радостью; с равнодушием; с предчувствием неприятностей.)
2. Как часто у тебя бывают в школе неприятности? (Часто; редко; никогда.)
3. Если неприятности все же бывают, то от кого они чаще всего исходят? (От учителей-предметников; от классного руководителя; от учеников твоего или другого класса.)
4. Как часто у тебя бывают конфликты с классным руководителем? (Часто; редко; никогда.)
5. Какую роль, по-твоему, исполняет в классе твой классный руководитель? (Контролер за успеваемостью и дисциплиной; «вторая мама»; организатор досуга; помощник в трудных обстоятельствах, старший товарищ.)
6. Какое чувство ты испытываешь к своему классному руководителю? (Ответ сформулируй сам) ______
7. Что тебе хотелось бы перенять от своего классного руководителя? (Ответ сформулируй сам) ________
8. Что ты посоветовал бы своему классному руководителю? (Пожелание сформулируй сам) ________
9. Ты считаешь, что твой класс:
• сплочен и дружен;
• разбит на группы;
• каждый живет сам по себе.
10. Какие классные мероприятия, которые проводились в прошлом учебном году, тебе понравились больше всего?
11. Что ты знаешь о своем классном руководителе? (Увлечения, мечты)
Программа изучения ученического коллектива
а) Возрастной состав;
б) познавательный уровень развития учащегося;
в) работоспособность и успеваемость;
г) общественное лицо класса, интерес к общественным делам, выполнение общественных поручений.
а) Есть ли группы по деловым интересам или отрицательного характера, как учащиеся относятся друг к другу, делам класса;
б) любят ли вместе проводить время в школе и вне ее, вместе развлекаться или совместно учиться;
в) дружат ли мальчики и девочки (юноши и девушки);
г) нет ли в классе круговой поруки;
д) переживают ли учащиеся удачи и неудачи своего класса, болеют ли за свой коллектив?
а) Умеют ли учащиеся сами организовываться для выполнения коллективных дел, распределять между собой работу и наиболее рационально ее выполнять;
б) умеют ли терпеливо и внимательно выслушивать друг друга;
в) подчиняются ли распоряжениям уполномоченных лиц?
Общественное мнение в классе
а) Какие поступки своих одноклассников учащиеся одобряют, какие — осуждают;
б) как и в какой форме они выражают одобрение и неодобрение;
в) есть ли расхождения между тем, что говорят и что делают?
Характер связей в коллективе
а) Что связывает школьников: общее место жительства, место за партой, интересы;
б) где дружат учащиеся (только в школе или и вне ее);
в) внимательны ли они друг к другу; стараются ли помочь, в чем выражается эта помощь;
г) предъявляют ли требования к своим друзьям, умеют ли видеть недостатки;
д) как класс относится к дезорганизаторам, отличникам, активу, неуспевающим?
а) Состав актива;
б) имеет ли актив авторитет;
в) выполняют ли его распоряжения;
г) есть ли учащиеся, постоянно находящиеся в активе?
Связь классного коллектива с общешкольным коллективом
а) Знают ли в классе о том, что происходит в школе в целом и в других классах;
б) выполняются ли общешкольные поручения;
в) как участвует класс в общешкольных мероприятиях?
Мероприятия по дальнейшему сплочению классного коллектива
а) Какие педагогические мероприятия следует провести в классе в целях сплочения и организации классного коллектива;
б) как использовать классный коллектив для воспитательного воздействия на отдельных учащихся?
Рекомендуем посмотреть
Создание воспитательной среды в начальных классах
Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе
Воспитание в начальной школе по ФГОС
Особенности воспитательной работы в начальной школе
Веселые физкультминутки для 1 – 2 класса