Направление подготовки: 44. 02 Психолого-педагогическое образование
Профиль: Психология и педагогика инклюзивного образования»
Программа направлена на подготовку профессиональных кадров для работы в сфере инклюзивного образования. Инклюзивное образование подразумевает создание специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающихся (воспитывающихся) в общеобразовательных организациях совместно со своими сверстниками. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, но в то же время обеспечивает равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В 2020 г. в Новосибирской области насчитывается около 32 тысяч детей с ОВЗ, в том числе 7 500 – это дети-инвалиды. В Новосибирской области 70 % детей с ОВЗ обучаются инклюзивно. Концепцией развития инклюзивного образования охвачены все уровни образования – от дошкольного до профессионального.
Длительность обучения: очная форма – 4 года, заочная форма – 5 лет. Программа имеет государственную аккредитацию.
Цель программы – подготовка бакалавров, готовых реализовывать психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образовательного процесса, оказания психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Что я буду изучать?
Учебный план имеет модульную структуру:
Где я буду работать?
Перспективы трудоустройства выпускника будут иметь несомненные конкурентные преимущества. Возможные наименования должностей: психолог, педагог-психолог, психолог образовательной организации, осуществляющий психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования.
Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц
Форма обучения: очная (2 года).
Стоимость обучения: 60. 000 рублей за 1 год.
Квалификация выпускника: Магистр
Образовательная программа данного направления является программой нового поколения; она разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.
Выпускники профиля обладают высокой компетенцией, они готовы работать в образовательных организациях дошкольного, начального, среднего общего, профессионального и дополнительного образования, центрах психолого-педагогического сопровождения, в учреждениях социальной сферы, в отделах управления образованием.
Какие навыки вы получите?
– проведение психолого-педагогической диагностики лиц с ОВЗ;
– осуществление коррекционной деятельности с лицами с ОВЗ;
– организация процесса консультирования участников образовательных отношений.
Какие дисциплины вы будете изучать?
– Нормативно-правовые основы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
– Проектирование и сопровождение индивидуального образовательного маршрута для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
– Мониторинг коррекционно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях.
– Особенности развития когнитивных функций и эмоциональной сферы у лиц с ограниченными возможностями здоровья.
– Тьюторство в системе инклюзивного образования.
– Консультирование педагогов образовательных учреждений, осуществляющих обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья.
– Ассистивные технологии в специальном и инклюзивном образовании.
– Психолого-педагогическая диагностика лиц с ограниченными возможностями здоровья.
– Психолого-педагогические основы разработки и реализации коррекционно-развивающих программ.
Кто будет вашими преподавателями?
Руководитель образовательной программы:
– Фролова Светлана Валериевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психологии и педагогики», клинический психолог, дефектолог
– Федосеева Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, соавтор множества учебных пособий, статей по направлению специальное (дефектологическое)образование, клинический психолог, дефектолог
– Брыкин Юрий Вадимович, кандидат педагогических наук, доцент, руководитель образовательных программ кафедры психологии и педагогики, профессор РАЕ
– Елькина Ирина Юрьевна, кандитат психологических наук, соавтор монографий, учебных пособий, статей в журналах ВАК по направлению «Психолого-педагогическое образование»
Как поступить на программу?
Пройти тестирование по направлению подготовки. Подробнее о тестировании
Все интересующие вопросы Вы можете задать по телефону горячей линии приемной комиссии: 7 (495) 033-03-63.
Краткая информация
от 160 000 руб.
Об образовательной программе
Направленность (профиль): Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
Целью магистратуры является формирование у студентов профессиональных компетенций, обеспечивающих выполнение таких трудовых функций, как психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения, в том числе психолого-педагогическая помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Выпускник получает знания и опыт практической деятельности на фронтире научной повестки по приоритетным направлениям современного образовательного процесса.
Во время обучения
Программа построена по модульному принципу и включает в себя следующие образовательные единицы:
- Модуль 1. Методология исследования в образовании;
- Модуль 2. Проектирование и реализация образовательной деятельности;
- Модуль 3. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;
- Модуль 4. Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, реализован совместно с Ресурсным учебно-методическим центром ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет». В ходе занятий специалисты центра знакомят магистрантов с передовыми технологиями создания специальных условий, обеспечивающих доступность и высокое качество образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
- Модуль 5. Диагностика и развитие одаренных детей в современной образовательной среде, реализуется совместно с Московским городским педагогическим университетом. Занятия проводят преподаватели, имеющие большой опыт теоретической, практической и научной работы по проблеме психологии одаренности и творчества.
Практика: в процессе обучения магистранты проходят практику в учреждениях социальной сферы (образовательные, социальные, медицинские, спортивные и др
Научно-исследовательская работа (НИР): научно-исследовательская работа начинается с первого семестра и длится в течение всего периода обучения. НИР проводится в рамках учебной научно-исследовательской практики и методологического семинара. В ходе выполнения НИР магистранты последовательно разрабатывают отдельные элементы выпускной квалификационной работы (ВКР). Темы ВКР рекомендуются научной школой, помимо этого магистранты могут выполнять темы по заявкам работодателей в рамках проекта «Профстажировки 2. 0» и в рамках +Консорциум Научно-технологический университет «Сириус» Научная лаборатория «Когнитивные и междисциплинарные исследования».
Карьерные перспективы
Программа подготовки обеспечивает выпускникам возможность успешной работы:
- в образовательные учреждения всех типов;
- в социальные учреждения;
- в центры развития, учреждения детско-юношеского спорта;
- в медицинские учреждения и другие учреждения, в задачи которых входит образование и развитие личности.
Выпускники могут продолжить обучение в Югорском государственном университете по научной специальности 5. 4 Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред или по программам аспирантуры в других образовательных учреждениях Российской Федерации.
Что нужно знать для поступления
Поступление на программу возможно по результатам вступительных испытаний проводимых в Университете.
Документы по образовательной программе
С полным перечнем документов по образовательной программе можно ознакомиться по ссылке: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
Контакты
ФИО: Миронов Андрей Валерьевич
Должность: Директор гуманитарного института/доцент
Ученая степень: кандидат психологических наук
Ученое звание: доцент
Тел: 8 (3467) 377-000 (доб. 250)
Образовательная программа реализуется в
Направление подготовки: 44. 02 Психолого-педагогическое образование
Направленность (профиль): Психология и педагогика инклюзивного образования
Программа направлена на подготовку профессиональных кадров для работы в сфере инклюзивного образования. Инклюзивное образование подразумевает создание специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающихся (воспитывающихся) в общеобразовательных организациях совместно со своими сверстниками. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, но в то же время обеспечивает равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В 2020 г. в Новосибирской области насчитывается около 32 тысяч детей с ОВЗ, в том числе 7 500 – это дети-инвалиды. В Новосибирской области 70 % детей с ОВЗ обучаются инклюзивно. Концепцией развития инклюзивного образования охвачены все уровни образования – от дошкольного до профессионального.
Длительность обучения – 2 года 5 месяцев (заочная форма).
Цель программы – подготовить магистра к деятельности, требующей углубленной фундаментальной профессиональной подготовки в области психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образовательного процесса, оказания психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Что я буду изучать?
Учебный план имеет модульную структуру:
- «Методология исследования в образовании»
- «Профессиональная коммуникация»
- «Теоретические основы профессиональной деятельности педагога-психолога в образовании» («Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды», «Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления»,»Основы дифференциальной психологической диагностики»)
- «Теоретические основы инклюзивного образования» («Инклюзивное образование в современном мире», «Нормативно-правовые и экономические основы инклюзивного образования», «Детский аутизм: диагностика и коррекционная помощь»)
- «Практика реализации инклюзивного образования» («Проектирование программ профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях инклюзивного образования», «Ранняя психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья». «Психолого-педагогические технологии инклюзивного образования»)
Содержание магистерской программы ориентировано на формирование профессиональных компетенций:
- способность к планированию и проведению научных исследований в области инклюзивного образования;
- способность проводить психолого-педагогическую диагностику субъектов инклюзивного образовательного процесса;
- способность осуществлять коррекционно-развивающую работу с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
- способность проводить психологическое просвещение, психологическое консультирование и психологическую профилактику субъектов образовательного процесса в области инклюзивного образования.
- В реализации магистерской программы участвуют высококвалифицированные научно-педагогические кадры, чей авторитет и научная репутация признаны профессиональным сообществом и достигнуты высоким уровнем исследований в области инклюзивного образования.
- Активная научно-исследовательская работа, в том числе – при выполнении магистерской диссертации на базе научно-образовательного центра «Инклюзивное образование». Проблему исследования выбирает сам обучающийся, поэтому она имеет личностную значимость и собственный опыт включенности в ее решение, содержит уникальность и авторскую позицию, что обеспечивает высокое качество выпускных квалификационных работ.
- Обучающиеся участвуют в разнообразных формах организации профессионального взаимодействия: ежегодных всероссийских научных школах с международным участием по проблемам инклюзивного образования, в международных форумах, проектных сессиях, научно-практических конференциях и т.д.
- В образовательном процессе реализуются личностно-ориентированные технологии. При организации контактной работы с магистрантами в условиях традиционной лекционно-семинарской формы организации обучения приоритет отдан интерактивным методам обучения, поэтому применяются диалоговые лекции, дискуссии, кейс-стади (анализ конкретных ситуаций), метод проектов; практические занятия проходят в таких формах как баркемп, воркшоп, мастер-класс, круглый стол, проектная сессия и других.
- Высокий уровень подготовки обеспечен преемственностью основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры, сочетанием традиций по подготовке специалистов по психолого-педагогическому направлению с новейшими образовательными технологиями.
- Созданы современная инфраструктура и материально-техническое обеспечение для реализации магистерской программы «Психология и педагогика инклюзивного образования.
Где я буду работать?
Перспективы трудоустройства выпускника будут иметь несомненные конкурентные преимущества. Возможные наименования должностей: руководитель инклюзивной образовательной организации, руководитель или сотрудник психологического центра, руководитель или сотрудник психолого-медико-педагогической комиссии, психолог, педагог-психолог, психолог образовательной организации, осуществляющий психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования.
У нас есть ответы на ваши вопросы
Отвечаем на популярные вопросы родителей
Городской психолого-педагогический центр – надежный ресурс в системе московского образования. Мы объединили лучшие психолого-педагогические практики и прогрессивные методики, чтобы оказывать квалифицированную помощь ребенку и его семье, а также образовательным организациям города.
Во всех округах столицы работают более 30 территориальных отделений Центра, обеспечивая доступность помощи для каждого ребенка и каждой московской семьи. Тесно сотрудничая со школами, мы оказываем методическую поддержку учителям и классным руководителям. Мы активно поддерживаем городские проекты — Открытый Московский фестиваль «1+1»: равные условия – равные возможности».
Впереди у нас много новых идей, амбициозных планов и интересных задач! Мы работаем для вас!
Родителям
В нашем центре 36 территориальных отделений, которые осуществляют коррекционную помощь на бюджетной основе. Вы можете получить консультацию педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, инструктора по физической культуре и адаптивной физической культуре. Также в Центре реализуются программы дополнительного образования.
Большая часть услуг предоставляется в Центре на бюджетной основе (бесплатно), но есть и внебюджетные (платные) услуги, с которыми подробнее можно ознакомиться здесь (ссылка на магазин).
Какие документы необходимы для записи в Центр?
Вы можете записаться к нам на прием онлайн или позвонить по единому контактному номеру 8 495 730 2193
Вам потребуются следующие документы для заключения договора:
- свидетельство о рождении
- паспорт одного из родителей (законных представителей)
- СНИЛС ребенка
Есть ли в Центре услуги для взрослых?
Специалисты Центра оказывают консультативные услуги для родителей по вопросам образования и воспитания детей как на бюджетной, так и на платной основе.
Использование психодиагностики в работе с обучающимися педагога дополнительного образования
Работа педагога многопланова и многоаспектна, в нее включено множество компонентов. Одним из важнейших является систематическое изучение каждого обучающегося на всех этапах его жизни, сознание необходимости постоянного обращения к современному комплексу знаний о человеке, составляющему основу понимания ребенка как существа многомерного, многопланового, универсального. То есть, работа педагога обязательно должна включать в себя диагностику детей.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Использование психодиагностики в работе с обучающимися педагога дополнительного образования
Следовательно, педагог обязан владеть методами обследования и диагностикиобучающихся и детского коллектива, это необходимо для составления учебных планов, планирования воспитательной и коррекционной работы. Педагог должен знать о ребенке как можно больше, и эти знания должны быть системными и полными. Этим и определяется актуальность нашей темы.
Диагностика (с греческого – способный распознавать) – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Диагноз – это определение состояния объекта.
Психологическая диагностика есть измерение индивидуально-психологических свойств личности. Её целью является установление психологического диагноза как заключение об актуальном состоянии психологических особенностей личности и прогнозе их дальнейшего развития. Данный вид диагностики включает в себя набор различных методик, например:методики на готовность, проективные методики, мотивационная анкета Н. Лусканова, интеллектуальный тест, тест тревожности (Филипс), личностный опросник (Р. Кеттела) и т.
Благодаря этим тестам можно выявить следующие психодиагностические признаки:
-уровень познавательной активности и личностную незрелость;
-уровень самоконтроля и самоорганизации в деятельности и поведении;
-повышенный интерес к ситуациям, включающим жестокость и агрессию;
-немотивированность, неадекватность поведения;
-отрицательное отношение к учению, к школе, побеги из дома
-сохранение инфантильности (незрелость в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам), слабоволие;
-раннее половое развитие.
Педагогическая диагностика – это изучение личности обучающегося, индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций. Выделяют следующие требования к проведению педагогической диагностики:
-изучение личности ребенка должно быть направлено на поиск резервов его личности, ее нераскрытых возможностей;
-диагностика не должна быть самоцелью, а должна носить стимулирующий характер;
-изучение личности ребенка необходимо осуществлять в процессе педагогической деятельности и общения;
-личность обучающегося изучается не изолированно, а в контексте социальных отношений;
нельзя делать выводы о личности только на основе одного диагностического метода.
Социально-педагогическая диагностика – это специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность обучающего и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов. Здесь можно выделить следующие методы исследования:
Метод наблюдения – наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Но личное наблюдение не может стать для педагога единственным источником изучения качеств ребенка, так как оно является односторонним и субъективным. Поэтому надо учитывать результаты наблюдений и других людей.
Метод беседы обязывает социального педагога прислушиваться к суждениям окружающих ребенка (учителей, родителей, одноклассников), находящихся в непосредственной близости с обучающимся, чтобы правильно определить сущность формирующейся личности. Необходимо сопоставить данные, полученные в сочетании с личными наблюдениями.
Метод столкновения взглядов, позиций. Форма данного метода позволяет обращаться к обучающимся с просьбой высказать свое мнение, дать совет, как относиться к определенному явлению, поведению, проблеме.
Метод социометрического выбора помогает проникнуть во взаимоотношения одноклассников, выявить разные микрогруппы, неформальных лидеров, а также личную позицию ребенка в коллективе сверстников.
Метод ранжирования – это расположение по значимости (по рангу). Можно использовать не только применительно к личности, но и для выяснения ценностных ориентаций учащихся.
Метод изучения поведения детей в определенной педагогической ситуации. Является одним из достоверных диагностических методов в педагогике. Но пока этот метод не получил широкого применения в практике, хотя и считается весьма перспективным для изучения личности и коллектива.
Методом анализа продуктов творчества учащихся в процессе их самостоятельной деятельности – художественно-эстетической, трудовой, учебной и др.
Метод анкетирования позволяет выяснить не только мнение ребят по интересующим вас вопросам, но и выявить их склонности, связи и оценочные суждения. Анкетирование является одним из самых популярных методов диагностики.
Пути применения диагностических методик
Диагностические методы могут применяться педагогом как для изучения динамики учебного процесса, так и для изучения личности обучающегося.
Информацию о текущем состоянии образовательного процесса могут предоставить регулярно проводимые диагностические исследования. Диагностика качества образовательного процесса – это процесс почти непрерывный, осуществляемый педагогом в течение всего периода обучения. Весь комплекс диагностических мероприятий как раз и представляет образовательный мониторинг.
Основная цель комплексной педагогической диагностики – выявление, измерение и оценивание результатов образовательного процесса.
Основная задача диагностирования уровня обученности детей – оценка реального объема и качества знаний, умений и навыков.
Основная задача диагностирования уровня воспитанности детей – оценка развития системы отношений ребенка с самим собой и окружающим миром в рамках осваиваемого вида деятельности.
Основная задача диагностирования уровня развития детей – оценка влияния занятости определенным видом деятельности на их личностное развитие.
В комплексной педагогической диагностике ведущую роль играет метод наблюдения.
В психодиагностическом обследовании можно выделить три основных этапа:
Сбор данных.
Переработка и интерпретация данных.
Вынесение решения – психологический диагноз и прогноз.
Рассмотрим подробнее структуру применения диагностики:
Определение цели и задач диагностики.
Выработка показателей и критериев, составляющих инструментальную базу исследования.
Обоснование временных промежутков мониторинга (1. Постоянное наблюдение за каким-л. процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям
Выделение количественного состава исследуемых групп обучающихся.
Подбор (разработка, адаптация) методик для решения задач диагностики.
Сбор информации с помощью диагностических методик.
Количественная и качественная обработка полученных результатов.
Самым важным и ответственным шагом в проведении диагностических измерений является научно-методическая интерпретация полученных в ходе наблюдений результатов. В сущности это завершающая формулировка «педагогического диагноза», иными словами – формулировка итогового заключения о состоянии диагностируемого объекта (явления), о причинах и источниках, вызывающих данное состояние обследуемого системного объекта.
Составление педагогического прогноза развития данного объекта либо явления.
Рекомендации по разработке комплекса коррекционных мер в форме определенного плана осуществления педагогических (а также психологических, социальных) воздействий на обследуемый объект (явление) для приведения его в требуемое (желательное) состояние, с точки зрения изначально сформулированной цели, в нашем случае – системы работы педагога дополнительного образования по своей образовательной программе.
Краткие характеристики психодиагностических методик
Бланковые методики – составляют большинство из них. В них испытуемому предлагают серию суждений или вопросов. По полученным ответам судят о психологии испытуемого.
Эти методики просты для разработки, использования и обработки результатов.
Опросные методики – занимают второе место по частоте применения. В них испытуемому задают устные вопросы, отмечают и обрабатывают его ответы.
субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них;
эти методики трудно стандартизировать, а, следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости результатов.
Рисуночные психодиагностические методики – используют созданные испытуемым рисунки, которые могут иметь тематический или спонтанный характер. Иногда используется прием интерпретации испытуемым готовых изображений.
Проективные методики – в свою очередь могут быть бланковыми, опросными, рисуночными. Применяются все чаще, т. методики этой группы наиболее валидные (мера соответствия того, насколько методика и результаты исследования соответствуют поставленным задачам) и информативные.
Объективно– манипуляционные методики – методики, в которых решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать – собрать, изготовить, разобрать и т.
Классификация проективных методик
В литературе по проективным методикам можно встретить разные классификации этих методов. Приведенная классификация наиболее полно охватывает диапазон проективных методик.
Методики дополнения. Стимульный материал:
• набор слов-стимулов. От респондента требуется назвать слова, которые «приходят на ум» в связи с услышанным словом (ассоциативный тест К. Юнга).
• Набор неоконченных предложений или неоконченный рассказ, которые требуют завершения («Неоконченные предложения»).
• Вопрос, на который необходимо дать определенное количество ответов («Кто Я?»).
Методики интерпретации. Стимульный материал — набор картинок, фотографий. От респондента требуется составить рассказ (ТАТ, РАТ, САТ) по предложенным картинкам; ответить на вопросы по предложенным ситуациям на картинках (Тест фрустрации Розенцвейга, Тест Жиля); отобрать приятные/неприятные картинки/фотографии (Тест Сонди).
Методики структурирования. Малоструктурированный стимульный материал (Толкование случайных форм Г. Роршаха).
Методики изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого поведения).
Методики изучения продуктов творчества. Предметом интерпретации является рисунок, который рисует респондент («Дом. Дерево. Человек», «Дерево», «Человек», «Два дома», «Рисунок семьи», «Пиктограмма», » Автопортрет», «Картина мира», «Свободный рисунок», «Несуществующее животное»).
Общая характеристика проективных методик: преимущества и недостатки
Проективные методики направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта.
Они обладают рядом особенностей, благодаря которым существенно отличаются от стандартизованных методов, а именно:
1) особенностями стимульного материала;
2) особенностями поставленной перед респондентом задачи;
3) особенностями обработки и интерпретации результатов.
Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т.
Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, — одна из основных особенностей проективных методик. Тестирование с помощью проективных методик — замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде.
Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержат норм.
Эти методики прежде всего характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как психометрические тесты. И поэтому еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности.
Для более точного исследования данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.
Однако в любом случае и независимо от того, кто занимается психодиагностикой — профессионал или любитель, обязательно при ее проведении соблюдение следующих морально-этических норм. Исследование должно проводиться в спокойной и непринужденной обстановке в отсутствие посторонних. При необходимости присутствия третьего лица желательно предупредить об этом испытуемого и получить его согласие. Следует заранее обеспечить непрерывность эксперимента, исключить телефонные звонки и другие отвлекающие моменты. Если испытуемый пользуется очками, надо заранее позаботиться, чтобы они были под рукой. Испытание лучше проводить при дневном свете. В тех случаях, когда проводится развернутое психологическое исследование. Человека нельзя подвергать психологическому обследованию против его воли.
Диагностика – неотъемлемая часть работы педагога. Она важна, так как от ее результатов зависят, во-первых, планирование всей учебно-воспитательной работы педагога, а во-вторых, результат всей педагогической деятельности, ведь неправильная или неточная интерпретация диагностических данных может привести к серьезной ошибке, которая для учебно-воспитательного процесса недопустима.
И именно поэтому набор методик для диагностики должен быть обширным и включать в себя разные виды: диагностика учебной деятельности, личностная диагностика, обследование детского коллектива.
Также вас может заинтересовать
- Создание сайта учителя
- Методическая разработка на тему: “Страна волшебных игр”
- Роль регионального компонента в формировании социо¬культурных компетенций учащихся
- Календарно-тематическое планирование по курсу “Учусь создавать проект” для 1 кл.
- Программа элективного курса “Введение в журналистику”
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Диагностика в работе педагога дополнительного образования
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
«Центр детского творчества»
Диагностика в работе педагога дополнительного
педагог – организатор
высшей квалификационной категории
Мартынова И.
Трехгорный, 2020 г.
Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании
многогранной личности ребенка, в его образовании, в ранней
профессиональной ориентации. Дополнительное образование детей
многообразно, разнонаправлено, наиболее вариативно по сравнению с общим
В своем обращении к Федеральному собранию 04. 14 г. Президент
России В. Путин отметил следующее:
«Каждый ребенок, подросток должен иметь возможность найти себе занятие
по душе. В этой связи недопустимо свертывание системы внешкольного
дополнительного образования. Центры художественного, технического,
музыкального творчества – это огромный ресурс гармоничного развития
Система дополнительного образования детей переживает период
становления. Известно, что Закон РФ «Об образовании» не определяет
дополнительное образование детей как действующее в рамках стандартов.
В связи с этим, дополнительное образование наделено правами
самостоятельного определения своей деятельности, исходя из интересов
детей. Необходимо также определить оценки качества дополнительного
образования, которые должны удовлетворять требования общества, запросы
и ожидания потребителей образовательных услуг в отношении всестороннего
формирования и развития личности ребенка.
Актуальность оценки качества обусловлена процессом государственной
аттестации и аккредитации учреждений дополнительного образования, когда
дается «внешняя» оценка результатов деятельности учреждений. Вопрос
поиска форм и методов диагностики образовательного процесса, их
фиксации и документального представления также актуален, поскольку
связан с процессом аттестации педагогических работников.
Цель диагностики – управление личностным ростом ребенка.
Принципы педагогической диагностики
Системность. Изучение ребёнка должно вестись не эпизодически, а в
соответствии с определённым планом работы.
Последовательность и преемственность. Необходим
последовательный переход от одних этапов, критериев и форм и
методов диагностики к другим по мере развития, обучения и
воспитания личности.
Доступность диагностических методик. Необходим такой подбор
методик, вопросов и заданий, которые были бы рассчитаны на
реальный уровень развития учеников.
Активизация учащихся. Активизация ребят во время педагогической
диагностики позволяет обучать их самодиагностике, развить их
способность к самонаблюдению и самоанализу.
Прогностичность. Принцип прогностичности проявляется в учёте
тенденции естественного развития личности учеников с точки зрения
необходимости их поддерживать или изменять.
Функции педагогической диагностики
Выявление уровня подготовки учащихся.
Определение степени реализации образовательной программы.
Отслеживание динамики развития каждого обучающегося.
Целесообразная организация образовательного процесса.
Подбор индивидуального образовательного маршрута
Этапы педагогической диагностики
Организация и проведение педагогической диагностики включает в себя
несколько этапов.
Подготовительный: подготовка анкет, вопросников, схем, описания
параметров, таблиц показателей.
Организационный: определение и обсуждение механизма проведения
Обработка данных и их анализ.
Оформление результатов диагностики.
Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем
проведения начальной, промежуточной и итоговой диагностики учащихся
начале учебного года рекомендуется составить календарный план по
диагностике на весь учебный год.
Начальная диагностика проводится в течение двух недель с начала
изучения образовательной программы.
Её цель – выявление стартовых возможностей и индивидуальных
особенностей учащихся в начале цикла обучения.
Прогнозирование возможности успешного обучения на данном этапе.
Выбор уровня сложности программы, темпа обучения.
Оценка дидактической и методической подготовленности.
Индивидуальная беседа.
Промежуточная диагностика проводится после изучения каждого раздела
образовательной программы или по мере необходимости.
Её цель – отслеживание динамики развития каждого ребёнка, коррекция
образовательного процесса в направлении усиления его развивающей
Оценка правильности выбора технологии и методики.
Корректировка организации и содержания учебного процесса.
Методы проведения промежуточной диагностики, показатели, критерии
оценки разрабатываются педагогами. Итоги анализируются педагогом и
методистом ОУ.
Итоговая диагностика проводится в конце изучения образовательной
Цель: подведение итогов освоения образовательной программы.
анализ результатов обучения;
анализ действий педагога.
Методы проведения итоговой диагностики:
выставка работ и т.
Успешное проведение диагностики возможно при выполнении следующих
Четко определить цель диагностики.
В соответствии с целью определить объекты диагностики.
В соответствии с выделенными объектами подобрать систему
конкретных методик.
Определить условия их использования применительно к конкретному
случаю. Как правило, диагностика должна проводиться в естественных
условиях учебно-воспитательного процесса.
Выделить направления анализа получаемых данных.
Изучать развитие всех учащихся без исключения (желательно).
Проводить диагностику систематически по каждому из параметров
развития учащихся (в случае невозможности проведения диагностики
какого-либо учащегося, например из-за болезни или по другим
причинам, провести ее в самое ближайшее время в максимально
приближенных условиях, ни в коем случае не пропуская).
Исследовать каждого учащегося на протяжении всех лет его обучения
Изучать личность учащегося комплексно, то есть охватывать все
основные стороны развития учащихся.
Определить реальные достижения учащегося с учетом его возраста,
генетической предрасположенности, условий жизни и особенностей
Учесть, что результаты диагностики и возможности ребенка могут не
совпадать с диагностической нормой. Различные методики – лишь
предварительная ориентировка в уровне развития.
Оценивать результаты диагностики того или иного учащегося путем их
сопоставления с результатами предыдущих диагностических проверок
того же учащегося, отслеживая характер и величину его продвижения в
развитии. Оценивать усилия самого учащегося в учебной деятельности
и самовоспитании.
У детей, выявленных к отставанию, опережению в развитии или
соответствию своему возрасту по тем или иным параметрам,
определить индивидуальные особенности и наметить оптимальные
условия для развития каждого.
В ходе диагностики выявлять не только актуальный уровень развития
той или иной индивидуальной особенности, но и учитывать
возможную «зону ближайшего развития».
Корректировать недостатки, опираясь на достоинства учащегося.
Основные методы педагогической диагностики
Важным профессиональным качеством педагога является умелое
использование разнообразных диагностических методов личностного роста
ребёнка. Эти методы могут быть прямыми и косвенными: к прямым
методам относится опрос учащихся путем анкетирования, индивидуальная
беседа, тесты и т. ; к косвенным методам относится наблюдение.
Рассмотрим основные методы педагогической диагностики.
Метод, при использовании которого ученик отвечает на ряд задаваемых
ему вопросов. Вопросы, задаваемые педагогом, могут корректироваться в
процессе исследования в зависимости от ситуации.
Устный опрос (наблюдение за поведением и реакциями ученика);
Письменный опрос позволяет охватить большее количество учеников за
сравнительно небольшое время. Наиболее распространенная форма этого
вида вопроса – анкета.
Свободный опрос разновидность письменного и устного опроса, при
котором перечень задаваемых вопросов заранее не определяется. При этом
можно гибко менять тактику и содержание исследования.
Стандартизированный опрос предполагает четко выстроенную структуру
опросника, каждый вопрос имеет свое место, что позволяет, не отклонятся от
плана и намеченных шагов в исследовании.
Многие выдающиеся ученые признавали главным источником получения
научных фактов – наблюдение.
Наблюдение за поведением учащихся в разных видах деятельности дает
педагогам возможность увидеть конкретную картину проявления развития
детей, предоставляет много интересных фактов, которые отражают жизнь
ученика в естественных для него условиях. Поэтому данный метод является
исходным и основным в педагогической диагностике, поскольку он
применяется постоянно, в то время как другие методы – лишь периодически.
Постановка цели.
Выбор объекта и ситуации наблюдения.
Сохранение естественных условий.
Регистрация (фиксация) результатов.
Процедура наблюдения бывает различной:
Активное наблюдение – педагог активно сотрудничает с учеником,
либо активно участвует в деятельности группы.
Пассивное наблюдение – педагог может оставаться в позиции
постороннего человека и наблюдать со стороны.
Наблюдение должно проходить по заранее выработанному плану. Если
речь идет о деятельности ученика, то надо заранее составить вопросник.
Результаты подробно фиксируются записями, фотографиями, звукозаписями
Педагог должен заранее знать, какие ошибки могут быть допущены при
наблюдении и предупреждать их.
Достоинства метода наблюдения
Богатство собираемых сведений.
Сохранена естественность условий деятельности учащихся.
Допустимое использование разнообразных технических средств.
Необязательно получение предварительного согласия ученика.
Недостатки метода наблюдения
-Его предубеждение (искажения восприятия тем больше, чем сильнее
педагог стремится подтвердить свою гипотезу).
-Усталость педагога (в результате чего педагог перестает замечать
важные изменения, делает ошибки при записях).
Индивидуальная беседа с учеником предполагает прямые или косвенные
вопросы о мотивах, смысле, цели учения. Лучше, если беседа проводится в
профилактических целях, а не после выявления неблагополучия в мотивации.
Умело проведённая обучающая беседа с элементами проблемного изложения
обладает большой диагностической ценностью. Для её усиления необходимо
заранее заложить в структуру беседы комплексы диагностических заданий и
вопросов, продумать формы и средства фиксации, обработки и анализа
ответов учащихся.
Достоинства метода беседы:
Активизирует учащихся.
Развивает их память и речь.
Делает открытыми знания учащихся.
Имеет большую воспитательную силу.
Является хорошим диагностическим средством.
Недостатки метода беседы:
Требует много времени.
Содержит элемент риска (ученик может дать неправильный ответ,
который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их
Необходим запас знаний.
Анкета- это опросный лист для получения ответов на заранее
составленную систему вопросов.
Открытые (ученик сам формулирует ответы на поставленные
вопросы) и закрытые (ученик из предложенных ответов выбирает
наиболее подходящий).
Письменные и устные.
Анонимные (без указания имени и фамилии) и именные.
Непосредственные (информацию о себе дает непосредственно ученик)
и опосредованные (получение информации о личности от других лиц).
Количественные (ответы в анкете даются в виде числа) и качественные
(ответы выражаются в виде слова).
Требования к составлению анкет:
Вопросы должны быть четкие.
Интерес к вопросам должен постепенно возрастать.
Сложность вопроса должна соответствовать уровню развития ученика.
Наличие взаимоконтролирующих вопросов.
Необходимо включать вопросы типа «почему».
В закрытых анкетах должны быть предусмотрены все варианты
ответов. (Приложение 1)
Тест – краткое стандартизированное испытание, в результате которого
делается попытка оценить тот или иной процесс. Сам термин «тест» означает
испытание, проверка, проба, мерило, критерий, опыт.
Существует три этапа тестирования:
Выбор теста.
Его проведение.
Подсчёт баллов с последующей интерпретацией результатов.
Тесты должны быть:
Относительно краткосрочными, т. не требовать больших затрат
Однозначными, т. не допускать произвольного толкования тестового
Стандартными, т. пригодными для широкого практического
Образовательная деятельность в системе дополнительного образования
предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и
навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся.
Поэтому её результаты целесообразно оценить по двум группам
личностные достижения (выражающие изменения личностных качеств
ребёнка под влиянием занятий в данном творческом объединении,
учебные достижения (фиксирующие предметные и общеучебные
знания, умения и навыки, приобретенные в процессе освоения
образовательной программы). (Приложение 2)
Таким образом, для изучения личности учащегося можно использовать
разные методы диагностики.
Выбирая тот или иной способ работы с учеником, нужно иметь в виду
достоинства и возможные недостатки используемых методов. Это позволит
грамотно комбинировать их в работе, дополняя и проверяя полученные
результаты. Учитывая то, что ни один из методов не может дать абсолютно
точной, полной и надежной информации педагог должен владеть широким
исследовательским инструментом.
Анкеты для кружковцев
Учебный год занятий в нашем объединении заканчивается. И нам не
безразлично, как ты его провел. Твое мнение поможет в дальнейшем сделать
занятия в кружке более интересными, плодотворными для тебя и твоих
друзей. Заполни, пожалуйста, анкету. Для этого внимательно прочти
предложения, а потом закончи их.
Там, где предложено несколько вариантов ответов, нужно подчеркнуть
только те, которые в большей степени соответствуют тебе.
Надеемся на твои искренние ответы:
Сколько времени ты занимаешься в объединении?
А) первый год Б) второй год В) третий год
Чем ты руководствовался при выборе кружка?
А) советом родителей Б) советом друзей В) собственными интересами Г) это был
В объединении ты занимался чтобы:
А) весело провести время Б) найти себе друзей В) развивать свои способности Г)
заниматься любимым делом Д) научиться чему-нибудь полезному Е) узнать,
на что ты способен.
Какое мероприятие в объединении понравилось больше
Если бы ты был руководителем объединения, то ты
Твоя оценка за работу нашему объединению (по десятибалльной
Ты записался в наше объединение.
Мы хотим, чтобы тебе было здесь хорошо. И для начала просим заполнить
анкету. Для этого нужно внимательно прочитать предложения, а потом
закончить их.
Там где предложено несколько вариантов ответов, нужно подчеркнуть те,
х пунктов.
Отвечать нужно искренне.
Я хочу заниматься в объединении, чтобы:
А) Научится чему-нибудь полезному.
Б) Найти себе друзей.
В) Развить свои способности.
Г) Заниматься любимым делом.
Д) Узнать, на что я способен.
Е) Весело провести время.
Дома, в свободное время мне больше всего нравится
Для меня в объединении важнее
Когда я думаю, о предстоящих занятиях в объединении, я испытываю
А) Радости.
Б) Скуки.
В) Тревоги.
Г) Нетерпение (скорей бы закончились занятия).
Д) Что еще? Напиши_______________________________________________
Мне бы хотелось, чтобы в кружке всегда
Больше всего я боюсь,
Я мечтаю о том,
Кем ты хочешь работать, когда
А) Советом родителей.
Б) Советом друзей.
В) Советом учителей.
Г) Собственными интересами.
Д) Это был случайный выбор.
Если бы ты был руководителей объединения,
Тест (методика незаконченного предложения)
Список используемой литературы
• Дополнительное образование детей – необходимое звено в воспитании
• Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 04. 2014
«Послание Президента РФ Федеральному Собранию»
• Шаршакова Л. Педагогическая диагностика образовательного
процесса. Методическое пособие для педагогов дополнительного
образования — СПб. : ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского)
творчества «У Вознесенского моста», 2013. — 52 с.
• Меркулова Е. Педагогическая диагностика в деятельности педагога
• Бабичева Т. Школа педагогического мастерства по теме “Устный
опрос как один из методов педагогического контроля” предполагает
работу педагогического коллектива в группах.
• Лаптеева Е. Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в
Психолого-педагогическая поддержка
Мы рады приветствовать вас на странице педагога-психолога
Цель психологической службы: психолого–педагогическое сопровождение участников образовательного процесса.
- Психологическая коррекция (индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия).
- Психологическое консультирование. Психологическое консультирование – это работа по конкретному запросу родителей, учителей, учащихся.
- Психологическая профилактика (вид деятельности педагога-психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья учащихся).
- Психологическое просвещение. ( Формы работы: лекции, беседы, подборка литературы и пр.)
- Методическая работа. Методическая работа (повышение профессиональной квалификации, самообразование, работа с аналитической и отчётной документацией).
С работой психолога связаны устоявшиеся мифы.
Миф 1. «Психолог – тот, кто работает с «психами». Психолог и психиатр – одно и то же».
Правда: Врач-психиатр – это специалист в области лечения психических заболеваний. Использует преимущественно медикаментозные методы лечения.
Психолог – специалист, который консультирует ЗДОРОВЫХ людей в ситуациях затруднения в различных сферах жизни (проблемы в учёбе, отношения в коллективе, отношения между детьми и родителями, проблемы в общении, выбор жизненного пути, конфликтные ситуации и многое другое).
Миф 2. «К психологу приходят только слабые и глупые люди, которые сами не могут решить свои проблемы».
Правда: К психологу обращаются люди, которые ощущают потребность что-то изменить, разрешить проблему. Психолог готов быть рядом, когда вам тяжело. Это человек, обладающий профессиональной информацией, но без готовых ответов на все случаи жизни, ведь каждый случай индивидуален. Поэтому психолог лишь подскажет и поможет, а решение всегда останется за Вами.
Миф 3. «Если ты обратился к психологу – об этом станет известно всем преподавателям».
Правда: основное правило работы психолога – КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ.
Никто без Вашего согласия не узнает, с каким вопросом Вы обратились к психологу.
Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к психологу:
· Трудности в учёбе.
· Взаимоотношения в коллективе.
· Взаимоотношения с родителями.
· Взаимоотношения с преподавателями.
· Самоуправление и саморазвитие.
· Трудности в адаптации.
· Отношение к профессии.
· Личностное развитие.
Недельный план работы педагога – психолога
День неделивремяВид деятельностипонедельник16. 00-18. 00Индивидуальное консультирование обучающихся, их родителей, педагогов колледжа. вторник15. 00-18. 00среда16. 00-18. 00пятница12. 00-18. 00Диагностика. Посещение уроков, мероприятий с целью наблюдения за отдельной группой обучающихся, межгрупповым взаимодействием.
Рекомендации педагога-психолога для студентов
Недосып. Чем опасен?
Советы психолога студентам на период подготовки и сдачи зачетов и экзаменов
Что такое прокрастинация?
Как избежать встречи с синдромом профессионального выгорания