Психолого-педагогическая профилактика и коррекция неуспеваемости младших школьников

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Задать вопрос автору статьи

Неуспеваемость – это отставание в учебе, проявляющееся в не усвоении должного объема знаний и навыков в отведенный временной период и последующем развитии проблем в обучении, связанных с этим.

Неуспеваемость является следствием разнообразных факторов, таких как индивидуальные параметры развития ребенка, условия его развития, семейное воспитание, наличие мотивации к учению и др.

Неуспеваемость является серьезной проблемой и требует своего своевременного решения для плодотворной педагогической деятельности. Потому, в учебном процессе реализуется системная работа по профилактике неуспеваемости. Она особенно актуальна на начальном этапе обучения, когда ребенок только привыкает к новому виду деятельности. Развитие неуспеваемости в этот период положит основу отставания в обучении учащегося на дальнейших этапах его учебной деятельности.

Сделаем домашкус вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

Бесплатное пробное занятие

*количество мест ограничено

Система работы по профилактике неуспеваемости младших школьников

Работа по предупреждению развития проблемы неуспеваемости у учащихся начальной школы носит системный характер. Она включает в себя совокупность психологических и педагогических условий, которые создаются в учебном процессе для обеспечения полноценного усвоения учащимися образовательной программы.

Профилактическая работа ориентирована на формирование у младших школьников компетенций, установленных ФГОС, и достижение ими такого уровня знаний и навыков, который обеспечит возможность успешного обучения на следующей ступени. При этом, требуется соблюдение преемственности в обучении на всех уровнях и этапах, т.е. между дошкольным образованием и начальным школьным должна прослеживаться связь, обеспечивающая ребенку спокойный переход с уровня дошкольного образования на уровень обучения в начальной школе. Также, окружение ребенка, его семейная атмосфера и условия воспитания играют важную роль в профилактической работе.

Система работы по профилактике неуспеваемости младших школьников включает в себя организацию учебного процесса в опоре на соблюдение двух групп условий:

«Психолого-педагогическая профилактика и коррекция неуспеваемости младших школьников» 👇

  • Психологические условия профилактики неуспеваемости.
  • Педагогические условия профилактики неуспеваемости.

К психологическим условиям профилактики неуспеваемости относится организация обучения с учетом возрастных и индивидуальных параметров развития учащихся и разности умственного развития учащихся разного пола. Также, от педагога требуется создание комфортного психологического климата в коллективе, благоприятной эмоциональной атмосферы и межличностного взаимодействия школьников. Проводится работа по снижению школьной тревожности учащихся, сглаживанию их страхов, вызванных новой деятельностью, новой социальной обстановкой и желанием проявить себя.

На ранних этапах обучения требуется создание положительной мотивации у учащихся и ориентация деятельности на формирование у них адекватной самооценки. Ребенок должен научиться видеть свои ошибки, недостатки деятельности, чтобы своевременно их устранять.

Что касается педагогических условий профилактики неуспеваемости учащихся начальной школы, то они включают в себя диагностирование уровня развития учащихся, выявление их проблем и методов их решения, организацию взаимодействия с родителями учащихся, привлечение, при необходимости, иных специалистов – психологов, социальных педагогов, логопедов, дефектологов. Педагог должен владеть знаниями в части трудностей, с которыми сталкиваются младшие школьники на начальных этапах изучения различных дисциплин и выбирать оптимальные методы подачи учебной информации. Кроме того, учащиеся разбиваются на группы в зависимости от причин возникновения трудностей в обучении.

Соблюдение данных условий позволяет сформировать в начальной школе оптимальную учебную среду, ориентированную на профилактику неуспеваемости учащихся и ее своевременную коррекцию.

Психолого-педагогическая профилактика и коррекция неуспеваемости младших школьников

Рисунок 1. Методы преодоления и предупреждения неуспеваемости. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Методы психологической коррекции неуспеваемости младших школьников

В настоящее время коррекция неуспеваемости реализуется в опоре на комплексный подход. Он включает в себя совокупность педагогических действий, психологической работы по коррекции поведения ребенка, проведение психологических тренингов и привлечение медицинский работников, а также иных специалистов для устранения причин неуспеваемости учащихся.

К методам психологической коррекции неуспеваемости учащихся начальной школы относятся:

  • Методы когнитивного развития учащихся. Они связаны с устранением проблем в усвоении учебной программы начальной школы и коррекцией работы конкретных психических процессов ребенка. Это может быть речь, внимание, память, восприятие, а также формирование навыков письма, выполнения вычислительных операций и др.
  • Методы физического развития учащихся. Они ориентированы на устранение проблем двигательной сферы организма, развитие двигательных функций, расслабление организма. Физическое развитие тесно связано с интеллектуальным и оказывает на него прямое воздействие. Обеспечение полноценного физического развития позволяет повысить качество усвоения учебного материала. В качестве таких методов используется лечебная физкультура, танцы, ритмика, гимнастика, массаж.

Методы психической коррекции неуспеваемости ориентированы на гармонизацию психического развития учащихся начальной школы. При этом, в коррекционной работе обязательно используются методы из обоих групп, что позволяет реализовать комплексный коррекционный подход в работе по устранению неуспеваемости учащихся. При этом, требуется еще и организация работы по устранению других причин развития неуспеваемости на каждом этапе обучения и для каждого конкретного учащегося.

Психолого-педагогическая профилактика и коррекция неуспеваемости младших школьников

Рисунок 2. Психологические аспекты неуспеваемости школьников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Коррекционная работа требует последовательной реализации и перехода от простого к сложному. Она носит системный и целостный характер и требует от всех ее участников осознанного отношения к выявлению и устранению причин неуспеваемости.

Неуспеваемость является серьезной проблемой в развитии ребенка и его обучении. Однако, при правильном подходе, она может быть своевременной выявлена и устранена, а также предупреждена еще до ее полноценного развития.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Решая проблему школьной
неуспеваемости подростков, стоит задаться главным вопросом: что
сегодня, в условиях чрезмерной загруженности всех участников
образовательного процесса, способен предпринять педагог, чтобы помочь
учащимся не только преодолеть, но и предупредить учебную
неуспеваемость.

Некоторые пути решения проблемы
подростковой неуспеваемости и меры ее устранения приводит настоящая
статья, ориентированная на педагогов, работающих с учащимися 5-х
– 9-х классов, и, в особенности, на классных руководителей. Вашему
вниманию предлагаются по предупреждению и преодолению такого многогранного
психолого-педагогического явления как учебная неуспеваемость.
Цель разработки – помочь в освоении эффективных способов предупреждения
и преодоления неуспеваемости подростков.
Задачи: уяснить суть проблемы этого явления и усвоить рекомендации и
конкретные методы, позволяющие помочь школьнику стать успешным в учении.

Для начала внесем ясность. Под следует понимать ситуацию, при которой
результаты обучения учащегося не соответствуют обязательным школьным
требованиям в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании
опыта творческой деятельности и моделей поведения. Иными словами,
учебная неуспеваемость – более низкий по сравнению с предусмотренным
учебной программой уровень усвоения учащимися содержания образования.
Общим для неуспевающих школьников выступают, как правило, низкая
мотивация учения, нежелание прикладывать усилия при выполнении учебных
заданий, отрицательное отношение к более сложным видам работы.
Тренинг по профилактике и преодолению
неуспеваемости – это метод активного обучения, направленный на
развитие знаний, умений, навыков, выработку способов действий и
установок на достижение поставленной цели. Организация такой работы
предполагает создание психолого-педагогических условий для
самораскрытия личности учащегося и совместного с ним поиска оптимальных
способов устранения неуспеваемости.

Рекомендация 1

Каждый наставник, профессионально работающий с ребенком (подростком),
вольно или невольно руководствуется принципом К.Д.Ушинского,
предписывающим «знать человека во всех его отношениях». Установлено, что для выявления причин неуспеваемости необходимо
комплексное обследование школьника. Отечественный и зарубежный
психолого-педагогический опыт приводит детальную классификацию
разнообразных причин учебной неуспеваемости подростков, которая далеко
не всегда объясняется низкими умственными способностями и отсутствием
учебной мотивации. Это причины и педагогические, и психологические, и
социальные, и физиологические.
При незнании главенствующих причин проблемы многие педагоги к
неуспевающим учащимся применяют самые обычные меры: провоцируют на
зубрежку учебного материала, устраивают дополнительные занятия с
применением традиционных методов обучения, используют различные
формы давления на школьника, на родителей. Эти средства, как правило,
оказываются не только малоэффективны, но и вредны, поскольку не
устраняют реальных причин неуспеваемости. Поэтому следует обратиться за содействием к
педагогу-психологу, социальному педагогу, медику, чтобы провести
комплексное обследование неуспевающих подростков. Наравне с
диагностикой учебно-познавательных способностей учащегося, его
эмоционально-волевой и мотивационной сферы, выявлением индивидуальных
особенностей личности должно происходить исследование условий, в
которых протекает его развитие.
Как преодоление неуспеваемости, так и предупреждение (своевременное
обнаружение и устранение всех ее компонентов) – это огромная
кропотливая работа, которая в большинстве случаев должна проводиться с
учетом знания

  • особенностей подросткового возраста,
  • индивидуальных особенностей личности учащегося,
  • условий, в которых протекает его развитие,
  • причин неуспеваемости как явления,
  • закономерностей этого явления,
  • методов предупреждения и преодоления неуспеваемости.

Рекомендация 2

Ведущими причинами неуспеваемости подростков считаются следующие:

  • пониженная обучаемость школьника;
  • недостатки в развитии познавательных процессов;
  • педагогическая запущенность;
  • интеллектуальная пассивность;
  • индивидуально-типологические особенности;
  • отсутствие адекватной мотивации учения.

Для начала классному руководителю в
эмоционально-благоприятной обстановке стоит провести персональное
анкетирование всех учащихся класса (анкеты именные), цель которого –
определение возможных причин учебной неуспешности подростков.
Стимулировать к правдивым ответам можно доверительной беседой, которую
следует начать словами: «Ребята, давайте вместе задумаемся, как сделать
нашу школьную жизнь приятной и успешной! Ведь в школе ежедневно
проводится большая часть дня!» После небольшого обсуждения предложить
подросткам заполнить заранее подготовленные анкеты с обязательной
вводной частью перед вопросами:
«Дорогой друг! Подумай и ответь на все вопросы честно и откровенно. Эти
ответы помогут сделать твою жизнь интересней и содержательней,
позволят (с большой вероятностью) избавиться от ненужных текущих
проблем. Не бойся за свою честность, ведь это только в твоих интересах (впрочем,
если хочешь, ты можешь на вопросы ответить выборочно или не отвечать
вовсе). Твои ответы обсуждаться нигде и ни с кем не будут, всё
останется между нами. Спасибо за понимание!»

1. С каким чувством ты идёшь в школу?

а) почти всегда с хорошим настроением,
б) когда как,
в) как правило, без радости – иду, потому что надо.

2. Будет ли зависеть твоя будущая жизнь от того, как ты сегодня
учишься?

а) безусловно, будет,
б) думаю, что будет, хотя не совсем в этом уверен,
в) скорее всего нет.

3. Тебя удовлетворяют твои сегодняшние успехи в учёбе?

а)да, всё устраивает,
б) в общем, да, но можно и лучше учиться,
в) совсем не удовлетворяют.

4. Как складываются твои отношения с учителями?

а) мне кажется, что хорошо,
б) в целом ничего, иногда возникают кое-какие проблемы,
в) неважно, им всем постоянно от меня чего-то надо.

5. Какие у тебя отношения с одноклассниками?

а) хорошие, со многими из них интересно
и приятно общаться,
б) в целом, нормальные, хотя кое-кто из них мне не нравится,
в) так себе, я хотел бы перейти в другой класс.

6. Какие чувства ты чаще всего испытываешь во время уроков?

а) интересно, можно узнать что-то
новенькое,
б) когда как, иногда – интересно, иногда – скучно,
в) так и жду какой-нибудь неприятности.

7. Как ты обычно чувствуешь себя после дня, проведенного в школе?

а) обычно у меня хорошее настроение, я
не очень устаю,
б) временами чувствую себя очень усталым,
в) очень устаю, остаётся неприятный осадок.

8. Как складываются твои отношения с родителями?

а) хорошо, у нас доверительные
отношения,
б) в целом ничего, иногда возникают разные проблемы,
в) неважно, они меня не понимают.

9. Есть ли у тебя человек (взрослый), которому ты можешь довериться?

а) есть, и не один,
б) есть один,
в) нет такого.

10. В чём, именно по твоему мнению, причина твоей учебной
неуспеваемости (если таковая имеется)?

а) плохое самочувствие,
б) не понимаю объяснение учителя (учителей),
в) не прикладываю усилия.

После серьезного анализа результатов анкетирования
делаются выводы и намечаются встречи с каждым подростком, нуждающимся в
помощи. Необходимо в непринужденной обстановке с глазу на глаз
побеседовать со школьником и согласовать с ним план действий по
устранению неуспеваемости.

Рекомендация 3

К основным компонентам неуспеваемости педагогии и психологи относят
следующие недостатки учебной деятельности школьника:

  • недостаточное умение совершать универсальные учебные действия
    (неумение учиться);
  • отсутствие стремления к получению новых знаний, в основном,
    теоретического характера;
  • боязнь трудностей теоретической деятельности, пассивность при
    столкновении с ними;
  • отсутствие стремления к положительной оценке собственных
    достижений;
  • неумение работать с научными понятиями.

Остановимся на
универсальных учебных действиях, без которых невозможно подлинное
усвоение учебного материала. В многоэтапном процессе усвоения,
требующем немалых умственных усилий, задействованы практически все
операции мышления. Опыт работы с неуспевающими подростками показывает,
что они не затрачивают необходимое количество этих усилий по разным
вышеперечисленным причинам, но, в первую очередь, из-за нежелания
напрягать свой мыслительный аппарат. В связи с этим классному руководителю стоит взять на
вооружение тренинг по предупреждению и преодолению неуспеваемости.
В чем же его суть? А в том, чтобы заставить подростка совершенствовать свои умственные способности посредством методов,
побуждающих школьника к активной мыслительной и практической
деятельности, в результате чего он научится продуктивно усваивать
информацию с последующим грамотным ее применением. На практике это
может выглядеть так.
Классный руководитель как бы между прочим просит подростков подумать
над вопросом «Что обычно бывает с теми возможностями, с теми ресурсами
человеческого организма, которые человек не использует?», чтобы
впоследствии на классном часе или факультативном занятии поделиться
своими мнениями. Затем организует встречу, тщательно к ней
подготовившись. Хорошо бы на самом видном месте поместить плакат со
словами «Все, что не задействовано, со временем отмирает».
В доброжелательной атмосфере заслушиваются мнения ребят, и наставник
делает вывод о том, что, оказывается, неиспользованные возможности и
ресурсы человеческого организма постепенно утрачиваются. Затем задает
вопрос: «А если это касается интеллектуальных способностей?» – и
продолжает очень убедительно и эмоционально: «При рождении каждый из
нас получил великий дар – мозг. Только благодаря ему слабый и
беззащитный человек воцарился на этой планете. И вот этот мозг, венец
творения природы, мы используем, как микроскоп некий древний плотник,
которому тот по чистой случайности попался в руки: вот сидит он и этим
микроскопом заколачивает гвозди. Так и многие из нас. Ничуть не жалея
наш мозг, не понимая его ценности, заколачиваем им свои “гвозди”:
захламляем и отупляем наш мозг ненужной информацией, бесполезным
времяпровождением, бездумьем, наносим непоправимый вред алкоголем,
курением и многими отравляющими его веществами. Большинство из нас даже
не подозревает, что мозг
сродни мышцам и требует неустанных тренировок. Не упражняясь, он
стареет, дряхлеет и приходит в полную негодность гораздо быстрее, чем
это можно себе представить. И этот великолепный инструмент, лучший из
придуманных природой, “покрывается ржавчиной”. Как нож, изъеденный
ржавчиной, невозможно сделать острым, так же и мозг, разрушенный
бездельем, вредными действиями, обрекает своего хозяина на
бессмысленное и примитивное существование и, в конце концов, на
безрадостный исход. Если постоянно не напрягать мышцы, они со временем истощаются и
атрофируются. Все, что не
задействовано, со временем отмирает. И с мозгом происходит то же
самое. Становится страшно, если всерьез об этом задуматься».
На подростков такая беседа производит должное впечатление, обычно они
задумываются и с удовольствием выполняют рекомендации и предложенные
задания. А если с ними часто проводить занятия в таком ключе?
Вот некоторые простые упражнения, которые и мыслительные способности
развивают, и познавательную мотивацию стимулируют, и воспитывают
сосредоточенность, терпеливость, последовательность в действиях.

Как бы вы ответили на такие
вопросы:

a) Кот – 3, ворона – 3, баран – 2,
корова – 2, собака – 3, коза – 2, петух – 8. Осел – ?
b) На столе лежат две монеты, в сумме они дают 3 рубля. Одна из них –
не один рубль. Какие это монеты?
c) Как может брошенное яйцо пролететь три метра и не разбиться?
d) Черепаха движется так же быстро, как и лошадь. Когда это возможно?
e) Чем больше оттуда берут, тем больше это становится.
f) Можно ли обогнать последнего?
g) Спортсмены бегут стометровку. Перед самым финишем один из них
обгоняет спортсмена, бегущего вторым. Какое место он занимает?

Разгадайте анаграммы и
прочтите текст

У киер етьс ольбойш асд. В отм асуд
номог лоподывх еревьедв. реСид инх трастё блояня. И ресозавет ан ейн
олькот ноод шебволеон клоябо. нОо лезачивате юлбую нура.

Восстановите как можно
быстрее известные поговорки.

а) применить иметь хорошо главное ум
мало хороший его
б) им глупец который найдёт большего станет глупца ещё всякий
восторгаться

Сделайте вывод из каждой
пары посылок и сравните оба умозаключения. Не пропустите подвох

  • Все ребята 9 класса знают таблицу умножения.
    Васечкин — ученик 9 класса.
    __________
  • Все ребята 9 класса знают таблицу умножения.
    Васечкин знает таблицу умножения.
    __________

Расставьте в прямоугольной
комнате 10 стульев по три у каждой стены.

Рекомендация 4

Многие подростки затрудняются выполнять подобные задания. Почему? Не
хватает находчивости, сообразительности, быстроты мышления? Да, не
хватает, но не только и не столько именно этого. Оказывается, здесь
имеет место недостаточно развитое живое мышление, которое в отличие от
косного – шаблонного, несамостоятельного, “бесчувственного” – является
активным, гибким, раскрепощенным, критичным, нестандартным,
диалектичным, “чувственным”. Главная его характеристика – устремленность к знаниям.
Как же воспитать живое мышление?
Именно воспитать, потому что развивать можно какие-то виды и качества
мышления, мыслительные способности, операции. С чего же начать? А вот с
чего: сначала просто заставьте себя задуматься. Томас Джон
Уотсон-старший, легендарный американский предприниматель и
руководитель, основатель и президент IBM, утверждал: “Все проблемы мира можно было бы
урегулировать, если бы только люди были готовы думать. Беда в том, что
люди очень часто прибегают к всевозможным приспособлениям, чтобы не
думать, потому что мышление является столь тяжелой работой”.
Итак, просто начать думать, т.е. заняться “включением головы”.
Думать – значит сравнивать,
рассуждать, делать собственные выводы, находить самостоятельные решения
проблемных ситуаций. Воспитанию
именно живого мышления в главной мере способствует непрерывная
работа по общению с самим собой и окружающим миром. Для начала
предложите подросткам поиграть в такую игру:

глядя на окружающий мир, задавать себе вопросы, начинающиеся словами:
почему, откуда, зачем, как, сколько, когда, где и т.п. Найти ответы на
них, а потом задать себе основной вопрос: “Как случилось, что я до сих
пор этого не знал?”,
слушая на уроке объяснение
учителя, стараться каждый раз после нескольких фраз выделять главную
мысль.

Живое мышление можно «разбудить» с помощью специальных
упражнений. Но самым
лучшим упражнением является размышление о работе собственного
мыслительного аппарата и о способах его совершенствования.
Вот некоторые по
воспитанию живого мышления, разработанные педагогами, психологами,
философами, менеджерами-профессионалами.

1. Учитесь ставить цели и достигать
результата

2. Развивайте воображение

Мышление без воображения –
воспроизводство готовых знаний и выстроенных кем-то алгоритмов
действий. В настоящее время результаты исследования воображения
школьников показывают, что оно оставляет желать лучшего. Ребята стали
мало фантазировать. А это приводит к недостаточной работе многих
познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и др.). А чем
это опасно? Слабое воображение не позволяет школьнику хорошо запоминать
(не хватает образов), полноценно усваивать учебный материал, потому что
подлинное усвоение – процесс творческий, проходящий в несколько этапов:
восприятие, понимание, осмысление, обобщение, запоминание, закрепление
и применение. И на каждом этапе воображению отводится немалая роль.
Хорошее здоровое –
залог не только позитивного мышления, творческих достижений, но и
качественного запоминания, полноценного усвоения учебного материала, а
в итоге – .

Упражнение на развитие воображения.
Догадайтесь,
какие животные скрываются за этими “сказочными” именами.

3. Выполняйте задания, содержащие
противоречия

a) Как поместить одну чайную ложку
сразу в два одинаковых стакана?
b) Два всадника участвовали в соревнованиях. Условие было таким: “Чей
конь придет к финишу последним, тот и выиграет!”. Всадники почти не
двигались с места, ехали очень-очень медленно. К ним подошел мудрец и
узнал условие соревнования. Потом он шепнул каждому на ухо одну фразу.
Всадники поступили точно так, как сказал мудрец, и помчались на конях с
огромной скоростью. Что сказал им мудрец?
c) По дороге едет большой грузовик. Фары у него отключены. Луна не
светит. Водитель плохо видит и на лбу у него очки. И вдруг вдалеке
женщина с маленьким ребенком начинает перебегать дорогу. Светоорожающих
элементов или фонарика у них нет. Однако водитель увидел их и вовремя
остановился. Как водитель смог разглядеть пешеходов и вовремя
остановить грузовик?
d) Будет ли купец в выигрыше, который из соображений рекламы вывесил
объявление: “Сегодня за наличные, завтра в кредит?”

4. Развивайте критичность, внимание,
наблюдательность, способность концентрироваться на главном

Старайтесь все вокруг подвергать сомнению, постоянно задавая себе
вопрос “зачем?” В процессе общения стремитесь понять, как люди пришли к
тому или иному рассуждению, а наблюдая за их действиями, задумайтесь,
что их подвело к тому или иному поступку. Анализируйте каждое
высказывание. Воспринимая условие задачи, подумайте, как такое может
быть и может ли быть вообще. Ответ задачи частично, а бывает и
полностью находится на поверхности. Например: “Сколько длилась
столетняя война?”, “На сосне семь яблок, на березе – два
яблока. Сколько всего яблок выросло на этих деревьях?”.
Читая условие, пытайтесь себе представить то, о чем в нем говорится,
создайте четкий образ. Например, известная задача про кошек – “В
комнате четыре угла. В каждом углу сидит по кошке. Напротив каждой – по
три кошки. Сколько кошек всего?” – прекрасно решается, если сразу
представить себе эту картинку. Тогда окажется, что четыре кошки сидят
по углам и каждая из них видит трех своих подруг, т.е. – всего четыре
кошки.
Учитесь концентрироваться. А поможет вам в этом упражнение Рудольфа
Штайнера, философа и писателя, основателя вальдорфской педагогики: он
предлагает ежедневно в течение пяти минут внимательно рассматривать
обычную чайную ложку. Чтобы выполнить это упражнение, необходима очень
высокая концентрация внимания. Нужно отметать все мысли, не имеющие
отношения к ложке. И когда это удается, в сознании рождаются вопросы,
например, такие: “Почему у нее именно такая форма?”, “Как появилась
идея создать такую ручку, широкую ближе к концу и узкую ближе к
основанию черпака?”, “На что похожа форма черпака?”.
Сконцентрироваться помогают любые вопросы и предметы. Возьмите, к
примеру, чайник и попытаетесь понять, почему он выглядит именно так, а
не иначе, и как его можно использовать в других целях.

5. Развивайте личностную, чувственную
компоненту мышления

Старайтесь пристрастно “всматриваться” в окружающий вас мир, оценивать
его и анализировать. Нельзя оставаться равнодушным ни к одному факту,
ни к одной посетившей вас мысли. Формируйте чуткость к мелочам и
деталям.
Решайте задачки и загадки с “подвохом”, предполагающие нестандартный
ответ. Это – задания с обычным вопросом, который на первый взгляд может
показаться странным и некорректным, но после серьезного обдумывания
окажется вполне логичным. Многие из таких заданий – с чувством юмора.
Это тоже развивает “живость” мышления. Вот интересные примеры:

a) Чем их больше, тем вес меньше. Что
это?
b) Что не войдет в самую большую кастрюлю?
c) Кто ходит сидя?
d) Что это такое: синий, большой, с усами и полностью набитый зайцами?
e) Одного мужчину выгнали из духового оркестра за прогулы репетиций. Он
сильно обиделся и решил отомстить. Однажды он пришел на концерт и сел в
первом ряду. Оставаясь на своем месте и не издавая никаких звуков, он
сорвал выступление своего бывшего духового оркестра. Как ему это
удалось?

Для развития личностной, чувственной компоненты мышления надо читать
хорошую литературу, переживать события вместе с героями и
сочувствовать. Чтение, ко всему прочему, развивает сосредоточенность,
быстроту и гибкость мысли. Расширяется кругозор, на основе которого
впоследствии будут формироваться новые знания, новые способы действий.
Древние говорили, что если оживить
чувства, то прояснится ум.

Тот же Томас Джон Уотсон-старший говорил: “Всякий раз, когда человек или предприятие
решают, что успех достигнут, прогресс прекращается”.

Эта работа продолжает цикл статей на тему успешности школьного
обучения. Предыдущие можно найти здесь: http://www.zanimatika.ru/pomosh-v-obuchenii.html

Начиная разговор о борьбе с неуспеваемостью, необходимо определить, о чём пойдёт речь.

В определении успеваемости нет ни слова про оценки. Потому что по-настоящему важно, чтобы ребёнок знал предмет, а не просто получал по нему пятёрки.

Помнить об этом так же важно, как и о том, что родитель не в состоянии повысить успеваемость ребёнка. Сделать это может только он сам, а всё, что в ваших силах, — оказывать ему всестороннюю поддержку.

Причины школьной неуспеваемости

Давайте разберёмся, чем могут быть вызваны проблемы с учёбой и как можно исправить ситуацию.

Причина 1: отсутствие интереса

Ребёнок не хочет учиться, но что стоит за этим нежеланием? Возможным ответом может быть скука. Он просто не понимает, почему должен сидеть в школе, когда в мире столько других, гораздо более интересных и весёлых занятий.

Решение: постарайтесь сделать учебный процесс захватывающим. Младшего школьника увлечёт обучение в игровой форме, например, превратите решение домашнего задания в квест, читайте литературу по ролям, изображайте историю в лицах.

Ребятам постарше понадобится более серьёзная мотивация. О ней мы поговорим отдельно.

Причина 2: недостаток концентрации

Часто бывает, что ребёнку трудно сосредоточиться: он не может вникнуть в содержание главы учебника или не успевает написать изложение за урок, постоянно отвлекаясь. Учителя приравнивают невнимательность к плохой подготовке и ставят низкие оценки.

Решение: ребёнку нужно научиться учиться. В интернете можно найти множество техник по запоминанию, вычленению сути из потока информации и других полезных практик. Запоминать материал помогут карточки, стикеры и мнемонические приёмы. Научите своего ребёнка пользоваться ими.

Причина 3: прокрастинация

У школьной неуспеваемости могут быть психологические причины. Например, необходимость выполнить сложное задание вызывает у ребёнка тревогу, порой настолько сильную, что он начинает игнорировать домашние работы и даже прогуливать уроки.

Решение: будьте внимательны к своему ребёнку и его эмоциональному состоянию. Успокойте его и предложите свою помощь с уроками. Пусть он почувствует, как в процессе работы над заданием страх отступает.

Причина 4: высокая нагрузка

Часто родители хотят дать своим детям как можно более разностороннее развитие, поэтому записывают их в многочисленные кружки и спортивные секции, нанимают репетиторов и отправляют на курсы. Но если дополнительных занятий слишком много, ребёнок не сможет справиться с основными.

Решение: распределяйте нагрузку грамотно. Нельзя постоянно учиться: школьникам необходимо время, чтобы пообщаться с друзьями, посидеть за компьютером и просто расслабиться.

Причина 5: неприятности в школе

Причиной школьной неуспеваемости у детей иногда оказываются нападки одноклассников или конфликты с учителем. Невозможно продуктивно учиться, если мысли о школе каждый раз сопровождаются злостью, страхом и обидой.

Решение: разберитесь в ситуации. Сходите в школу, поговорите с учителями и выясните, насколько серьёзно обстоит дело. Затем обсудите происходящее с ребёнком и помогите ему избрать правильную тактику разрешения конфликта.

В крайнем случае можно сменить школу или форму обучения. Ваш ребёнок не должен подвергаться травле ни при каких обстоятельствах.

Избавившись от школьного прессинга, Маша была супер мотивирована на учёбу. Она сама открывала учебники, разбирала темы, решала задачи. Мы вместе обсуждали историю и литературу и действительно кайфовали, что больше нет прессинга, школьной формы и родительского чата.

Как повысить успеваемость ребёнка

Предлагаем несколько советов, которые помогут вашему школьнику учиться продуктивнее:

  • Следите за обучением ребёнка. Вы всегда должны быть в курсе его успехов и неудач, чтобы вовремя похвалить или указать, над чем стоит поработать серьёзнее.
  • Организуйте чёткий распорядок дня. Если время на уроки, еду, увлечения и сон будет регламентировано, ребёнок сможет лучше сосредоточиться на деле, а вам не придётся тратить нервы на споры и уговоры.
  • Научите ребёнка тайм-менеджменту. Планирование задач позволит эффективнее распределять нагрузку. Например, большое задание можно выполнить небольшими порциями за несколько дней. Записывать задачи на каждый день можно на стикерах, магнитной доске или в онлайн-планировщик. Умение назначать сроки и укладываться в них будет полезно ребёнку на протяжении всей жизни.
  • Организуйте удобное рабочее место. Для письменных работ школьнику необходимы правильно подобранная мебель и хорошее освещение.
  • Обеспечьте правильное питание и здоровый сон. Следите, чтобы ребёнок спал не менее восьми часов в сутки, обеспечьте его здоровым питанием дома и давайте на учёбу полезные перекусы — например, орехи или злаковые батончики.
  • Интересуйтесь школьной жизнью. Ходите на собрания, общайтесь с учителями, слушайте, что они говорят о вашем ребёнке. Так вы сможете помочь ему выстроить правильные отношения в школе и всегда будете в курсе событий.
  • Не ругайте школу. Даже если вы считаете, что учитель не прав или задание в учебнике кажется вам бессмысленным, оставьте критику при себе. Если вы подорвёте авторитет школы в сознании ребёнка, то о серьёзном отношении к учёбе можно забыть. Не стоит распространяться и о своём негативном школьном опыте: тот факт, что вы всегда ненавидели химию, едва ли поможет ребёнку полюбить этот предмет.
  • Подавайте личный пример. Чтобы ваш школьник полюбил читать, он должен регулярно видеть вас с книгой — бессмысленно требовать от ребёнка то, что не делаешь сам.

Психолого-педагогическая профилактика и коррекция неуспеваемости младших школьников

За что хвалить и как ругать

Есть мнение, что лучшая профилактика школьной неуспеваемости — метод «кнута и пряника». Закончил год без троек — держи новый смартфон, получил двойку — не получишь карманных денег. Эффективна ли такая система? Скорее всего, она простимулирует ребёнка получать хорошие отметки. Но сможет ли она привить вкус к получению знаний?

Помните: внутренняя мотивация всегда сильнее внешней. Ребёнок должен чётко понимать, зачем он учится и как сможет применить те или иные знания в будущем.

Поэтому если ваш сын или дочь проявляет интерес к какому-то предмету или теме — обязательно поощряйте его.

Хвалите ребёнка за любые успехи, а в случае неудач не давайте волю эмоциям. Если ученик не усвоил материал, постарайтесь объяснить его другим способом. Если допустил ошибку — разберитесь вместе, что к ней привело и как избежать её повторения. Ребёнок не должен бояться ошибиться — ведь на ошибках учатся.

Стоит ли помогать с домашкой

Да, но именно помогать, а не решать задания за него. Изучите правила, как помогать ребёнку с домашними заданиями.

Безусловно полезной будет помощь младшему школьнику: ощущая вашу поддержку, он сможет быстрее адаптироваться к школе. В средней школе постепенно снижайте своё участие в выполнении домашних работ. Подростку не стоит навязывать помощь, если он не просит о ней, иначе ваши действия могут быть расценены как гиперопека.

Резюме

Во многих случаях школьная неуспеваемость может быть вызвана самой системой образования. Зачастую у школьных учителей нет возможности (а порой, и желания) уделять внимание каждому ребёнку. Отстающим просто ставят «двойки» и «тройки», отбивают всякую охоту учиться.

В «Домашней школе Фоксфорда» мы не ставим оценок и стремимся найти индивидуальный подход к каждому. Дети учатся в своём темпе, а за их успехами вместе с родителями следят персональные наставники, всегда готовые поддержать ученика и помочь разобраться с трудностями.

Не тревожьтесь слишком сильно из-за неуспеваемости своего ребёнка. Если учёба даётся ему с трудом — это вовсе не значит, что он на всю жизнь останется аутсайдером. Требование отличных результатов по всем предметам уничтожает самооценку и приводит к развитию у ребёнка синдрома отличника.

Высокая эмпатия, эмоциональный интеллект, творческие способности — все эти качества никак не связаны со школьной успеваемостью, но именно они часто помогают людям достичь успеха в жизни. Уделяйте внимание им, и тогда ваш ребёнок вырастет полноценной и развитой личностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *