Психолого-педагогическая работа

Цели и задачи психологической работы

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Цель – способствовать социальной адаптации ребёнка. Задачи:
оказание психологической поддержки;
коррекция детско-родительских отношений;
формирование новой позитивной «я-концепции» у ребёнка и
его родителей;
повышение психолого-педагогической компетентности
субъектов образования.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель – психологическое сопровождение деятельности
учреждения. Задачи:
помощь в решении проблем взаимоотношений в
коллективе;
развитие личностных качеств, эмоциональноволевой сферы детей;
воспитание духовно-нравственных интенций в
коллективе;
просвещение педагогов, родителей по вопросам
психологии;
тренинговые занятия развивающего характера в
коллективе и т.

Уважаемые студенты, преподаватели, родители/законные представители!

Мы подготовили для вас несколько рекомендаций, советов для того, чтобы вы легче переживали возникающие трудности. Важно помнить, что переживание трудностей – норма, главное научиться правильно справляться с ними!

Психолого-педагогическая работа

Психолого-педагогическая работа

Психолого-педагогическая работа

График работы психолого-педагогической службы

– Пт. с 8:30 до 16:00 (каб. 2-12)

Положение о психолого-педагогической службе (. pdf)

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Калининского района один из Центров города в системе образования Санкт-Петербурга, созданный на основании распоряжения главы администрации Калининского района Санкт-Петербурга от 30. 1994 № 899-р. Является базовым образовательным учреждением психолого-медико-социального сопровождения детей от 0 до 18 лет, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Семинар-практикум для педагогов ГБОУ СОШ №186 «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» прошёл 10 июня 2022 года. Семинар провели педагоги-психологи ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района: Брежнева А. , Зияддинова А. и Соркина М. В семинаре-практикуме приняли участие 34 педагога школы.

Участники семинара были ознакомлены с механизмами возникновения синдрома эмоционального выгорания. Они прошли небольшое тестирование, показавшее, насколько эта проблема их затронула. Педагоги познакомились с приемами релаксации и получили практический опыт снятия эмоционального напряжения «здесь» и «сейчас» методами арт-терапии.

Семинар вызвал большой интерес у педагогов и получил положительные отзывы с их стороны и от администрации школы.

Психолого-педагогическая работа

Психолого-педагогическая работа

Психолого-педагогическая работа

Психолого-педагогическая работа

Психолого-педагогическая работа

Психолого-педагогическая работа

Психолого-педагогическая работа

Психолого-педагогическая работа

Психолого-педагогическая работа

Психолого-педагогическая работа

Психолого-педагогическая работа

Психолого-педагогическая работа

8 июня на Гражданском 74. в ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района прошел практический семинар для учителей ГБОУ СОШ №79 «Мастерская логопеда: использование логопедических приемов на уроках русского языка».

Учителя-логопеды рассказали педагогам о видах дисграфии, поделились методическим материалом, используемым в коррекционной работе, с учащимися, посещающими логопедические занятия, провели мастер-классы для учителей начальной школы по развитию речи, внимания, языкового анализа и синтеза.

Психолого-педагогическая работа

Психолого-педагогическая работа

Психолого-педагогическая работа

Психолого-педагогическая работа

Психолого-педагогическая работа

Адреса оказания очных услуг:

МБУ ДО ЦДТ Ленинского района, г. Новгород , ул. Даргомыжского д. 11 «А»

МБОУ «Школа № 123», г. Новгород , ул. Дружбы, д

МАОУ «Школа № 94», г. Новгород , ул. Даргомыжского, д. 22 «А»

МБОУ «Школа № 91», г. Новгород , ул. Голубева, д. 4 «А»

МБДОУ «Детский сад № 159», г. Новгород , пр. Ленина, д. 57, корп

МБДОУ «Детский сад № 158», г. Новгород , ул. Перекопская, д. 5 «А»

МБДОУ «Детский сад № 436», г. Новгород , пр. Ленина, д. 43, корп

Социальная психолого-педагогическая служба

По данным Всемирной организации здравоохранения основным условием нормального развития ребенка является его здоровая нервная система, спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая родителями, педагогами и другими специалистами образовательного учреждения, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, поддерживают комфортную психологическую атмосферу и выполнение режимных и дисциплинарных моментов, создают условия для реализации задатков и способностей ребенка. Особое значение придается созданию в учреждении особой духовно-нравственной атмосферы, утверждение ее стандартов как социального института, оптимизации взаимоотношений между всеми субъектами образовательно–воспитательного процесса – детьми, педагогами и родителями.

Основная цель деятельности социально – психологической деятельности образовательного учреждения (далее Службы) – обеспечивать сохранение, укрепление здоровья детей и профилактику нарушений психического здоровья обучающихся, содействовать развитию личности детей и молодежи в процессе их воспитания, образования и социализации.

Осуществляя заданную цель, Служба оказывает содействие формированию развивающего образа жизни обучающихся, становлению их индивидуальности, развитию творческих способностей, созданию позитивной мотивации к обучению и познанию в целом. Кроме того, специалисты Службы должны определять социально – психологические причины нарушений личностного и социального функционирования и развития, а также осуществлять профилактику условий возникновения подобных нарушений.

Задачи социально – психологической службы:

Создание психолого–педагогических условий для полноценного психического, психофизического и личностного развития детей на всех этапах их школьного детства.

Содействие администрации и педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности учащихся и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития учащихся.

Содействие в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни.

Оказание учащимся помощи в определении своих возможностей, исходя из знания своих способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья.

Содействие педагогам и родителям в воспитании учащихся в формировании у них деятельности и поведения на основе принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

Предупреждение возникновения проблем развития у ребенка и помощь ребенку в решении актуальных задач его самоактуализации, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями и т.

Психологическое обеспечение эффективности усвоения учащимися образовательных программ и психолого–педагогическая поддержка вариативных форм школьного обучения и досуга.

Психолого-педагогическая работа

Психолого-педагогическое сопровождение в условиях введения ФГОС – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка.

Основой системы психологического сопровождения является единство требований, предъявляемых ребенку в школе, семье, обществе, а эффективность всей деятельности педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения развития обучающихся в процессе образования зависит от совпадения целей и задач, решаемых психологической и методической службами школы, взаимодействия с административным звеном.

Уважаемые родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся!

Для получения рекомендаций по определению формы получения образования, образовательной программы, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий, по определению формы и степени инклюзии (интеграции) в образовательную среду для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо обратиться в Территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию Невского района  Санкт-Петербурга.

Психолого-педагогический консилиум является одной из организационных форм совместной деятельности специалистов службы психолого-педагогического сопровождения, направленной на решение задач комплексной оценки особенностей развития, возможностей, особых образовательных потребностей обучающихся и определения стратегии оказания психолого-педагогической помощи, как в самой общеобразовательной организации, так  и за ее пределами.

Положение о психолого-педагогическом консилиуме

План работы ППк на 2021-2022 учебный год

График проведения плановых заседаний ППК на 2021-2022 учебный год

Психолого-педагогическое сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога (специалиста службы сопровождения образовательного учреждения), направленной на создание социально-психологических условий для решения ребенком возникающих у него в процессе взаимодействия в образовательной среде.

Программа психолого-педагогического сопровождения

План психолого-педагогического сопровождения на 2021-2022 учебный год

График работы педагога-психолога

График работы социального педагога

У нас есть ответы на ваши вопросы

Отвечаем на популярные вопросы родителей

Городской психолого-педагогический центр – надежный ресурс в системе московского образования. Мы объединили лучшие психолого-педагогические практики и прогрессивные методики, чтобы оказывать квалифицированную помощь ребенку и его семье, а также образовательным организациям города.

Во всех округах столицы работают более 30 территориальных отделений Центра, обеспечивая доступность помощи для каждого ребенка и каждой московской семьи. Тесно сотрудничая со школами, мы оказываем методическую поддержку учителям и классным руководителям. Мы активно поддерживаем городские проекты — Открытый Московский фестиваль «1+1»: равные условия – равные возможности».

Впереди у нас много новых идей, амбициозных планов и интересных задач! Мы работаем для вас!

Родителям

В нашем центре 36 территориальных отделений, которые осуществляют коррекционную помощь на бюджетной основе. Вы можете получить консультацию педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, инструктора по физической культуре и адаптивной физической культуре. Также в Центре реализуются программы дополнительного образования.

Большая часть услуг предоставляется в Центре на бюджетной основе (бесплатно), но есть и внебюджетные (платные) услуги, с которыми подробнее можно ознакомиться здесь (ссылка на магазин).

Какие документы необходимы для записи в Центр?

Вы можете записаться к нам на прием онлайн или позвонить по единому контактному номеру 8 495 730 2193

Вам потребуются следующие документы для заключения договора:

  • свидетельство о рождении
  • паспорт одного из родителей (законных представителей)
  • СНИЛС ребенка

Есть ли в Центре услуги для взрослых?

Специалисты Центра оказывают консультативные услуги для родителей по вопросам образования и воспитания детей как на бюджетной, так и на платной основе.

Психолого-педагогическая служба

Психолого-педагогическая служба школы образована с целью создания условий для успешного обучения и психологического развития обучающихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями (Приказ 059-08/01-06-156 от 06. 2021 О создании психолого-педагогической службы) (Положение о ППС)

Основные задачипсихолого-педагогической службы :

  • консультативно-диагностическая,коррекционная, психопрофилактическая, реабилитационная помощь учащимся, ихродителям, педагогам в условиях образовательного учреждения;
  • обеспечение психологической поддержки учащихсяпри выборе жизненного пути и профессиональной карьеры;
  • социально-психологическая,психолого-педагогическая помощь в решении вопросов опеки и участия в воспитаниинесовершеннолетних;
  • консультации по правовым вопросам и другиевиды помощи по вопросам, связным с охраной психического здоровья детей иподростков;
  • психологическаяпомощь несовершеннолетним и их семьям в экстремальных ситуациях.
  • обеспечение полноценного личностного,интеллектуального и профессионального развития учащихся;
  • обеспечение индивидуального подхода к каждомуобучающемуся;
  • психолого-педагогическоеизучение личности учащихся;
  • защита и охрана прав ребенка и семьи,представление интересов семьив государственных и общественных организациях (Комиссии по деламнесовершеннолетних и защите их прав, отделов по делам несовершеннолетних, ворганах здравоохранения, в отделах опеки и т.д.);
  • социально-педагогическаяпомощь учащемуся и профилактика опасных зависимостей.
  • обеспечениевзаимодействия между школой и городскими учреждениями по оказанию помощиобучающимся и их семьям.

В своей деятельности специалисты службы руководствуются следующими принципами:

  • Принцип индивидуального подхода, уваженияфундаментальных прав и достоинств обучающихся: право на конфиденциальность,самоопределение и автономию
  • Принцип соблюдения профессиональной этики, заботао благополучии обучающихсяи воспитанников («Не навреди!»)
  • Принцип многообразия форм и методов работы:компетентность, честностьи ответственность
  • Принцип профессионального содружества —включенность в профессиональную общность.

Психолого-педагогическое сопровождение на каждой ступени образования направлено на:

Дошкольное образование — созданиеусловий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможностиадаптации и социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственногои познавательного развития, а также развития инициативыи творческих способностей

1-4классы — определениеготовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, развитиепознавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельностии самоорганизации, развитие творческих способностей.

5-9 классы — психологическое сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного, профессионального самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблеми проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика девиантного поведения, обучение навыком конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

В соответствие со ст. 42 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 2012 № 273-ФЗ психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей)

Форма заявления на оказание психолого-педагогической помощи

Диагностические исследования и социально-психологическое тестирование:

Уважаемые родители и учащиеся!

Тестирование или диагностическое исследованиеявляется неотъемлемой частью работы любого специалиста (учителя-логопеда, педагога-психолога,учителя-дефектолога), которое проводится с целью разработки программы помощиребенку (классу), либо позволяет выявить возможные риски, трудности в развитиии адаптации ребенка (в эмоциональном состоянии,в познавательном развитии, во взаимоотношениях в классном коллективе и т

В соответствие с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 16 июня 2014 г. N 658 г. Москва «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования»

Тестирование обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии их информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании (далее – информированное согласие). Тестирование обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии информированного согласия одного из родителей или иного законного представителя.

Форма согласия на социально-психологическое тестирование

Информированное согласие родителей (законных представителей) обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет

После проведения диагностических исследований вы можете ознакомиться с их результатами обратившись к специалисту лично (указать способ обращения или записик специалисты: фио, тел. почта и т. ), либо входе групповых консультаций, родительских собраний и т.

График проведения социально-психологического тестирования и диагностических процедур

Обращение к подросткам

Тестирование проводится с помощью автоматизированной системы дистанционногоанкетирования в режиме онлайн. Прохождение теста происходит на добровольнойоснове и не требует указания персональных данных. Одним из принципов построенияметодики является конфиденциальность. При этом невозможно установить личностьтестируемого. Социально-психологическое тестирование обучающихся (далее – СПТ)является необходимой мерой социального контроля и предупрежденияраспространения немедицинского потребления наркотических средстви психотропных веществ в подростковой и молодежной среде. Полученные результатыпозволяют определить «группы риска». Нельзя забывать, что результатытестирования имеют вероятностный характер, в обобщенном виде они используютсядля анализа эффективности профилактикии реализации антинаркотических мероприятий на различном уровне. Результатыважны и для разработки дополнительных мер и оценки эффективностипрофилактической деятельности.

При прохождении теста Вам будет предъявлена серия утверждений. Оцениваякаждое из них, не тратьте слишком много времени на раздумья. Наиболее естественнаваша первая непосредственная реакция. Здесь нет правильных или неправильныхответов. Стоит отвечать искренне, иначе Ваши ответы будут распознаны какнедостоверные.

После обработки тестов Вы получаете общее представление о своей психологической устойчивости и при необходимости можете обратиться за разъяснением и квалифицированной помощью психолога, социального педагога, врача нарколога.

Если нужна помощь

Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г. Перми: (Смотреть)

Комсомольский проспект, 84а

График работы: Понедельник — Пятница (с 9. 00 до 18. 00)

Единый телефон для записи на прием +7 (342) 270-01-85

Основная деятельность Центра — оказание помощи детям от 0 до 18 лет, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Специалисты Центра осуществляют разные виды психолого-педагогической диагностики, проводят коррекционную и консультативную работу с детьми и семьями. Кроме того, реализует дополнительные профессиональныеобразовательные программы. Также Центр оказывает методическую помощь организациям, осуществляющим образовательную и комплексную психолого-педагогическую помощь детям.

Вы можете обратиться в психолого-педагогическую службу вашей образовательной организации и попросить направление МБУ «ЦППМСП» г. Перми в соответствие утвержденными регламентами взаимодействия.

Детский телефон доверия «ПЕРЕМЕНА» города Перми (8-800-3-000-122) работает ежедневно с 9. 00 до 21. Звонки со стационарных телефонов и сотовой связи «TELE2», «МТS», «Билайн», «Мегафон» бесплатны. (Смотреть)

Горячая линия «Дети Онлайн»: (Смотреть)

(бесплатно, с 09-00 до 18-00 по рабочим дням) 8-800-250-00-15.

Консультирование взрослых по вопросам: как оградить детей от негативного контента, преследования, шантажа, домогательства в Интернете.

МКУ СО «Психолога-медико-педагогическая комиссия» города Перми (Смотреть)

614036, г. Пермь, ул. Нефтяников, 50

ПМПК проводит комплексное обследование иконсультирование детей, подростков, родителей (законных представителей), специалистов образовательных учреждений и учреждений здравоохранения ежедневно с 9 до 18 часов (кроме субботы и воскресенья).

Запись на обследование и консультацию производится только по телефону или при личном обращении.

Основные направления деятельности:

  • Проведение обследования детей в возрасте от 0- до 18 лет;
  • Подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
  • Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, др. организаций; Оказание федеральным государственным учреждениям МСЭ содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида.

Краевой психотерапевтический центр (ГАУЗПК «ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА № 8») (Смотреть)

В центре функционируют три подразделения— амбулаторная служба (ул. Горького, 75, тел для записи 216-86-65);— кризисный центр по оказанию специализированной помощи лицам с кризисным состоянием и суицидальным поведением (ул. Героев Хасана, 20, тел для записи 244-28-02). — круглосуточный и дневной стационар (ул. Героев Хасана, 20).

Прием жителей г. Перми и Пермского края с 15 лет. Для подростков согласие родителей на посещение не требуется.

Попасть на прием можно записавшись по указанным телефонам, при наличии следующих документов:— паспорт,— полис ОМС,— действующая флюорография,— СНИЛС.

Направление в стационар выписывают врачи амбулаторной службы и кризисного центра.

Страничка психолога (информация о специалисте, график работы, рекомендации родителям и т

Страничка логопеда (информация о специалисте, график работы, рекомендации родителям и т

В соответствии с планом реализации Основных
направлений развития воспитания в системе
образования России на 2002–2004 годы Управлением
специального образования совместно с
Управлением воспитания и дополнительного
образования детей и молодежи подготовлены
Методические рекомендации по
психолого-педагогическому сопровождению
школьников в учебно-воспитательном процессе в
условиях модернизации образования. Направляем для использования в практической
работе.

Начальник Управления специального образования
Т. ВОЛОСОВЕЦ
Зам. начальника Управления воспитания и
дополнительного образования детей и молодежи
А. ЕГОРОВА

Приложение
к письму МинобразованиЯ России
от 27. 03 № 28-51-513/16

Направления психологической работы

НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Диагностическая
работа
Индивидуальное
консультирование
Групповая
коррекционноразвивающая
работа с
педагогическим
коллективом
Групповая
коррекционноразвивающая
работа с детьми
Методическая
работа
Информационнопросветительская
деятельность

Задачи направлений деятельности

ЗАДАЧИ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В консультировании: забота о душевном здоровье и
развитии, укрепление самооценки, развитие уверенности в
себе, преодоление страхов, тревожных состояний. В коррекционно-развивающей работе с детьми:
преодоление учебных стрессов, обучение навыкам
расслабления, развитие активного воображения,
преодоление тревог и др. В коррекционно-развивающей работе с педагогами:
помощь и настройка педагогов на желание
совершенствоваться в профессиональной и личных сферах. В методической работе: корректировка Положения смотраконкурса «Траектория успеха» и др.

Категории населения

КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ
Дети младшего и среднего
школьного возраста – одарённые
дети, педагогически запущенные,
с трудностями в школьной
адаптации (преодоление
кризисов). Подростки (обучение навыкам
эффективной коммуникации,
профилактика зависимых
состояний, помощь в выборе
профессии).

Педагогический коллектив
(изучение и сплочение коллектива,
проработка личных проблем,
повышение психологической
компетенции). Родители (просвещение,
формирование партнерских
отношений в диаде «педагогродитель», консультирование,
психологическая помощи в
решение проблем детскородительских отношений).

Структурный подход

СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД
Основной целью психологической службы является содействие
психологическому здоровью, образовательным интересам и
раскрытию индивидуальности личности, коррекция разного
рода затруднений в его развитии.

Психологическая служба «Областного центра технического творчества учащихся» Ростов-на-Дону

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА «ОБЛАСТНОГО ЦЕНТРА
ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ» РОСТОВНА-ДОНУ
Миссия психологической службы заключается в обеспечении
развивающего характера образования, т. создании
психолого-педагогических условий для успешного решения
учащимся задач образования и развития. Из Положения о психологической службе: «главная цель
«Психологической службы» – содействие психическому
здоровью учащихся и педагогов, образовательным
интересам
и
раскрытию
индивидуальности
социализирующейся личности, а также коррекция разного
рода затруднений в ее развитии».

Задачи психологической службы:
организация
и
проведение
диагностической,
консультативной и коррекционной работы с
учащимися;
организация и проведение совместных комплексных
исследований, консультаций и семинаров с
педагогическими работниками, направленных на
повышение
педагогической
компетентности
педагогов и преодоление оторванности от реальной
жизни;
определение перспективы развития службы и
учреждения.

Психологическая служба в«Центр дополнительного образования детей городского округа Стрежевой»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В«ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТРЕЖЕВОЙ»
Целью психологической
службы является:
организация деятельности,
обеспечивающей развитие
индивидуальных
особенностей и творческого
отношения к жизни каждого
обучающегося,
формирование социальной
активности личности,
повышение эффективности
учебно-воспитательной
работы Центра.

Основные направления работы педагога-психолога:
диагностические исследования;
консультативно-просветительская работа;
групповая
развивающая работа (занятия по
программе «Психологическая азбука» для младших
школьников; интервью по темам: «Депрессия у
подростков», «Экзамены» и т. );
организационно-методическая работа (мастер-класс
на
тему:
«Личностное
развитие
педагога:
распознавание и выражение своих эмоций и чувств
«Я-сообщения»»; акция «Новогодний мешок» и т.

Методические рекомендации
по психолого-педагогическому сопровождению
обучающихся
в учебно-воспитательном процессе в условиях
модернизации образования

В последнее десятилетие в системе
образования России усилиями ученых и практиков
складывается особая культура поддержки и помощи
ребенку в учебно-воспитательном процессе –
психолого-педагогическое сопровождение. Разрабатываются вариативные модели
сопровождения, формируется его инфраструктура (психолого-педагогические
и медико-социальные центры, школьные службы
сопровождения, профориентационные центры,
центры психолого-педагогического
консультирования, психолого-медико-педагогические
комиссии, кабинеты доверия и др. Наметились
позитивные тенденции в решении сложных вопросов
нормативного и правового обеспечения
деятельности службы практической психологии
Минобразования России (принято Типовое
положение об образовательном учреждении для
детей, нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи (постановление
Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998
г. № 867), Положение о службе практической
психологии в системе Министерства образования
Российской Федерации (приказ Министерства
образования РФ от 22 октября 1999 г. № 636),
Инструктивное письмо «Об использовании рабочего
времени педагога-психолога», разработаны
проекты отчетной документации педагога-психолога
и др. Принятая Правительством Российской Федерации
Концепция модернизации российского образования
на период до 2010 г. определяет приоритетные цели и
задачи, решение которых требует построения
адекватной системы психолого-педагогического
сопровождения. Особенностью развития системы
сопровождения на современном этапе является
необходимость решения задач сопровождения
ребенка в условиях модернизации образования,
изменений в его структуре и содержании. Приоритетной целью модернизации образования
является обеспечение высокого качества
российского образования, которое не сводится
только к обученности учащихся, набору знаний и
навыков, но связывается с воспитанием, понятием
«качество жизни», раскрывающимся через такие
категории, как «здоровье», «социальное
благополучие», «самореализация», «защищенность». Соответственно сфера ответственности системы
психолого-педагогического сопровождения не
может быть ограничена рамками задач преодоления
трудностей в обучении, но может включить в себя
задачи обеспечения успешной социализации,
сохранения и укрепления здоровья, защиты прав
детей и подростков. Важнейшей задачей модернизации является
обеспечение доступности качественного
образования, его индивидуализация и
дифференциация, что предполагает:

– защиту прав личности обучающегося,
обеспечение его психологической и физической
безопасности, педагогическую поддержку и
содействие ребенку в проблемных ситуациях;
– квалифицированную комплексную диагностику
возможностей и способностей ребенка, начиная с
раннего возраста;
– реализацию программ преодоления трудностей в
обучении, участие специалистов системы
сопровождения в разработке образовательных
программ, адекватных возможностям и
особенностям учащихся;
– участие специалистов сопровождения в
психолого-педагогической экспертизе
профессиональной деятельности педагогов
образовательных учреждений, образовательных
программ и проектов, учебно-методических пособий
и иных средств обучения;
– психологическую помощь семьям детей групп
особого внимания и др.

Задача формирования самостоятельной,
ответственной и социально мобильной личности,
способной к успешной социализации в обществе и
активной адаптации на рынке труда, определяет
необходимость широкого использования в системе
сопровождения соответствующих программ
развития социальных навыков, способности к
личностному самоопределению и саморазвитию. При таком подходе объектом сопровождения
выступает образовательный процесс (учебно-воспитательный
процесс), предметом деятельности является
ситуация развития ребенка как система отношений
ребенка: с миром, с окружающими (взрослыми и
сверстниками), с самим собой. Психолого-педагогическое сопровождение
развития ребенка может рассматриваться как
сопровождение отношений: их развитие, коррекция,
восстановление. Целью психолого-педагогического сопровождения
ребенка в учебно-воспитательном процессе
является обеспечение нормального развития
ребенка (в соответствии с нормой развития в
соответствующем возрасте). Задачи психолого-педагогического сопровождения:

– предупреждение возникновения проблем
развития ребенка;
– помощь (содействие) ребенку в решении
актуальных задач развития, обучения,
социализации: учебные трудности, проблемы с
выбором образовательного и профессионального
маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы,
проблемы взаимоотношений со сверстниками,
учителями, родителями;
– психологическое обеспечение образовательных
программ;
– развитие психолого-педагогической
компетентности (психологической культуры)
учащихся, родителей, педагогов.

Виды (направления) работ по психолого-педагогическому
сопровождению:

– профилактика;
– диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);
– консультирование (индивидуальное и групповое);
– развивающая работа (индивидуальная и
групповая);
– коррекционная работа (индивидуальная и
групповая);
– психологическое просвещение и образование:
формирование психологической культуры, развитие
психолого-педагогической компетентности
учащихся, администрации образовательных
учреждений, педагогов, родителей;
– экспертиза (образовательных и учебных
программ, проектов, пособий, образовательной
среды, профессиональной деятельности
специалистов образовательных учреждений).

В системе развивающего образования
возможным становится различение коррекционной и
развивающей работы. Если в коррекционной работе специалист системы
сопровождения имеет определенный эталон
психического развития, к которому стремится
приблизить ребенка, то в развивающей работе он
ориентируется на средневозрастные нормы
развития для создания таких условий, в которых
ребенок сможет подняться на оптимальный для него
уровень развития. Последний может быть как выше,
так и ниже среднестатистического. За
коррекционной работой закрепляется смысл
«исправления» отклонений, а за развивающей –
смысл раскрытия потенциальных возможностей
ребенка. При этом развивающая работа выступает
не просто тренингом определенной способности, но
ориентирована на работу с другими факторами,
определяющими продвижение в учебной работе (Н. Гуткина). Сегодня в системе психолого-педагогического
сопровождения наряду с рассмотренными выше
традиционными видами деятельности реализуется
такое комплексное направление, как разработка (проектирование)
образовательных программ. Подобные возможности открываются в связи со
складывающимся различением учебной и
образовательной программ. В учебной программе
акцент делается на овладение знаниями, умениями,
навыками. В образовательной программе основное
внимание уделяется становлению, развитию и
воспитанию личности в совокупности ее
когнитивных, эмоциональных, мотивационно-потребностных
характеристик. Таким образом, образовательная
программа в отличие от учебной должна выполнять
не только обучающую, но и диагностическую,
прогностическую, коррекционную функции, что
предполагает изучение стартовых возможностей и
динамики развития ребенка в образовательном
процессе и, следовательно, предполагает
построение системы психолого-педагогического
сопровождения образовательного процесса. Основанием для проектирования образовательных
программ для любой ступени образования является
возрастно-нормативная модель развития ребенка
определенного возраста, в которой дается
характеристика его развития в виде
последовательности ситуаций и типов развития. Образовательная программа проектируется
совместно педагогом-психологом и учителями. Процесс проектирования включает в себя
несколько этапов.

1-й этап: мотивационный – установление
эмоционального контакта между педагогом и
психологом, совместное обсуждение
предполагаемых результатов и условий
сотрудничества, уточнение профессиональных
ожиданий. 2-й этап: концептуальный – раскрытие смысла и
содержания предстоящей работы для педагога,
выработка общего языка, определение роли,
статуса и общей профессиональной позиции
учителя и психолога относительно ребенка,
распределение между ними функциональных
обязанностей, формирование общей цели, задач,
мотивов, смыслов сотрудничества. 3-й этап: проектный – разработка проекта
образовательной программы на основании
ориентировочной диагностики наличного уровня
развития; ознакомление с проектом программы
других участников образовательного процесса;
психолого-педагогическая подготовка участников
образовательного процесса (не принимавших
участия в разработке проекта программы). 4-й этап: реализация проекта – практическая
реализация образовательной программы:
одновременно проводится текущая педагогическая
диагностика, анализ и рефлексия процесса
реализации программы, при затруднениях
проводится текущая психологическая диагностика
для определения причин и направления разрешения
затруднений. 5-й этап: рефлексивно-диагностический –
завершение процесса: итоговая диагностика,
совместный анализ результатов, рефлексия,
внесение предложений по проектированию
образовательной программы перехода на следующую
ступень образования (развития).

Психолого-педагогическое сопровождение
сегодня является не просто суммой разнообразных
методов коррекционно-развивающей работы с
детьми, но выступает как комплексная технология,
особая культура поддержки и помощи ребенку в
решении задач развития, обучения, воспитания,
социализации. Это предполагает, что специалист по психолого-педагогическому
сопровождению не только владеет методиками
диагностики, консультирования, коррекции, но
обладает способностью к системному анализу
проблемных ситуаций, программированию и
планированию деятельности, направленной на их
разрешение, соорганизацию в этих целях
участников образовательного процесса (ребенок,
сверстники, родители, педагоги, администрация). Задачи психолого-педагогического сопровождения
на разных уровнях (ступенях) образования
различны. Дошкольное образование – ранняя диагностика и
коррекция нарушений в развитии, обеспечение
готовности к школе. Начальная школа – определение готовности к
обучению в школе, обеспечение адаптации к школе,
повышение заинтересованности школьников в
учебной деятельности, развитие познавательной и
учебной мотивации, развитие самостоятельности и
самоорганизации, поддержка в формировании
желания и «умения учиться», развитии творческих
способностей. Основная школа – сопровождение перехода в
основную школу, адаптация к новым условиям
обучения, поддержка в решении задач личностного
и ценностно-смыслового самоопределения и
саморазвития, помощь в решении личностных
проблем и проблем социализации, формирование
жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь
в построении конструктивных отношений с
родителями и сверстниками, профилактика
девиантного поведения, наркозависимости. Старшая школа – помощь в профильной ориентации и
профессиональном самоопределении, поддержка в
решении экзистенциальных проблем (самопознание,
поиск смысла жизни, достижение личной
идентичности), развитие временной перспективы,
способности к целеполаганию, развитие
психосоциальной компетентности, профилактика
девиантного поведения, наркозависимости. При этом особое внимание необходимо уделять
переходным этапам в развитии и образовании детей,
что предполагает выделение уровней
сопровождения. Уровень класса (группы). На данном уровне ведущую
роль играют учителя и классный руководитель,
обеспечивающие необходимую педагогическую
поддержку ребенку в решении задач обучения,
воспитания и развития. Основная цель их
деятельности – развитие самостоятельности в
решении проблемных ситуаций, предотвращение
дезадаптации ребенка, возникновения острых
проблемных ситуаций. Уровень учреждения. На данном уровне работа
ведется педагогами-психологами, учителями-логопедами,
социальными педагогами (в оптимальном варианте
объединенными в службу, консилиум и т. ),
выявляющими проблемы в развитии детей и
оказывающими первичную помощь в преодолении
трудностей в обучении, взаимодействии с
учителями, родителями, сверстниками. На данном
уровне также реализуются профилактические
программы, охватывающие значительные группы
учащихся, осуществляется экспертная,
консультативная, просветительская работа с
администрацией и учителями. Возможным вариантом является сопровождение
образовательного процесса специалистами ППМС-центра
на основе договора с образовательным
учреждением. Специалист сопровождения принимает
участие в разработке образовательной программы
учреждения, программы развития, проектировании
системы управления, проводит экспертизу и анализ
планов учебной и воспитательной работы, решений,
принимаемых педагогическими советами и
руководством образовательных учреждений, а
также текущего состояния образовательного
процесса с точки зрения их психологической
обоснованности и практической эффективности в
развитии и воспитании личности и учебных групп,
вносит соответствующие предложения руководству,
отдельным работникам по управлению учреждением. Уровень специализированного учреждения. На
данном уровне оказывается специализированная
помощь детям со сложными проблемами,
предполагающими специалистов особой
квалификации, комплексный (междисциплинарный)
подход и особые условия для работы (наличие
специального оборудования и т. Подобные
возможности имеются в системе ППМС-центров, ПМПК-комиссий. Выделим направления психолого-педагогического
сопровождения в условиях модернизации
образования. Анализ показывает, что на сегодняшний день
ресурсы системы психолого-педагогического
сопровождения недостаточно задействованы в
решении актуальных задач воспитания. В этом
направлении необходимо:

Такое важнейшее направление
воспитательной работы, как создание и поддержка
детских и молодежных объединений, требует
адекватного психолого-педагогического
сопровождения. В современной практической
психологии имеется значительный арсенал методов
работы с малыми группами и коллективами, методов
формирования лидерских способностей и качеств,
процедур инициации и т. , которые следует шире
использовать для решения задач воспитания и
социализации детей в деятельности детских
объединений. Важнейшим направлением психолого-педагогического
сопровождения развития учащихся является
сохранение и укрепление здоровья детей. Конкретными задачами работы в данном
направлении являются:

формирование установок на здоровый
образ жизни;
развитие навыков саморегуляции и управления
стрессом;
профилактика табакокурения, алкоголизма и
наркомании, заболеваний, передающихся половым
путем, ВИЧ/СПИД, школьного и дорожного
травматизма.

Современные подходы к построению
эффективных профилактических программ
утверждают необходимость не только давать
учащимся информацию о поведенческих рисках,
опасных для здоровья, но и формировать навыки
здорового и жизненного стиля. Необходимым
условием эффективности обучения здоровому
образу жизни становится использование широкого
диапазона интерактивных видов деятельности (тренинги,
ролевые игры, моделирование ситуации и т. Позитивный опыт работы в этом направлении
накоплен в системе «Школа здоровья». Оригинальный блок психологического
сопровождения обучения здоровому образу жизни
включен в образовательную программу «Здоровье». Специфическим предметом психолого-педагогического
сопровождения ребенка являются отношения
ребенка с сообществом сверстников. На сегодняшний день четко установлена связь
между социально-эмоциональным благополучием
ребенка в сообществе, учебном коллективе и его
успешностью в учебной деятельности. Специалист
сопровождения призван решать особый тип
проблемных ситуаций, связанных с отвержением
ребенка сообществом, например, из-за этнических
различий, особенностей внешности и др. Разрешение подобных ситуаций требует, с одной
стороны, работы с окружением ребенка по
преодолению у сверстников негативных
стереотипов, формированию способности к
принятию, толерантности, так и с самим ребенком
по развитию самопринятия, поддержке его веры в
свои силы. Нельзя недооценивать серьезность таких проблем,
как стигматизация (клички и прозвища), насмешки
над ребенком, исключение из общих игр и школьных
мероприятий. Психолого-педагогическое сопровождение
перехода на профильное обучение в старшей школе
должно включать в себя организацию
всестороннего изучения индивидуальных и
личностных особенностей выпускников основной
школы, их интересов и склонностей. Необходимо обеспечить внутреннюю
дифференциацию обучения в старшей школе. В
основу определения профиля должен лечь учебный
профиль школьника как субъекта образовательного
процесса, его субъектный опыт. Исследования
показывают, что если выбранное направление в
обучении находится в соответствии с указанными
характеристиками, то повышение требований и
увеличение учебной нагрузки не влечет утомления
и связанных с ним невротических явлений, а,
наоборот, способствует повышению эффективности
обучения. Масштабность задачи рассматриваемой проблемы
перехода на профильное обучение требует
разработки и применения комплексной модели
психолого-педагогического сопровождения,
которая, с одной стороны, интегрировала бы
разорванные сегодня диагностику,
консультативную работу, тренинги и др. , с другой
– включила бы в модель сопровождения всех
субъектов: учащегося, родителей, педагогов,
учителей, значимых сверстников. В отношении содержания данная модель призвана не
просто поддержать юношу в его профессиональном
выборе, но обеспечить формирование самой
способности к сознательному, ответственному
выбору. Предметом внимания должна стать не
только способность к планированию учебной и
профессиональной карьеры, но и более
фундаментальная способность к проектированию
собственного жизненного пути. Необходимо шире реализовывать такую
зарекомендовавшую себя технологию
сопровождения, как «проектирование
индивидуальной траектории (маршрута)
профессионализации». Психолого-педагогическое сопровождение
профилизации обучения в старшей школе позволит
организовать профильное обучение как вид
личностно-ориентированного обучения,
эффективную форму индивидуализации обучения,
позволяющие раскрыться и реализоваться
потенциалу каждого учащегося. Вместе с тем профильное обучение должно
строиться как подлинно развивающее, где
профильность, вариативность образования в
старшей школе напрямую связана с вариативностью
развития, а индивидуальная траектория
профессионализации – с индивидуальной
траекторией развития. Решение задач психолого-педагогического
сопровождения ребенка не может быть ограничено
областью непосредственного взаимодействия
психолога с ребенком, но требует организации
работы с педагогами и родителями как участниками
учебно-воспитательного процесса. Традиционно данное направление определялось как
психологическое просвещение. Утверждение
парадигмы развивающего, личностно-ориентированного
образования, задачи повышения профессионализма
педагогических кадров требуют перехода от
традиционной модели психологического
просвещения к модели развития психологической
компетентности педагогов, оснащению их антропо-
и психотехниками, позволяющими решать
актуальные задачи развития и воспитания ребенка,
его обучения. В настоящее время педагогам приходится работать
с неоднородным контингентом детей. Реальная
практика образования испытывает потребность в
педагоге-профессионале, способном к работе с
различными категориями детей (детей с
особенностями в развитии, одаренных детей, детей
– представителей различных этнических и
субкультурных общностей) в соответствии с
различными типами норм развития:
среднестатистической, социокультурной,
индивидуально-личностной. В современной социокультурной ситуации
возрастает роль и ответственность семьи (родителей)
за воспитание детей. Однако, как свидетельствует
практика, многие родители, ориентированные на
активное участие в воспитании собственных детей,
испытывают недостаток знаний в области
педагогики и психологии, имеют низкую
педагогическую и психологическую культуру. Работу с родительской общественностью, таким
образом, следует рассматривать как важнейшую
задачу, решаемую в системе психолого-педагогического
сопровождения как в традиционных формах
консультирования и просвещения, так и в
достаточно новой для системы сопровождения
форме совместных (родители и дети) семинаров-тренингов
по развитию навыков общения, сотрудничества,
разрешения конфликтов. В Концепции модернизации
российского образования на период до 2010 года
отмечается, что «дети с ограниченными
возможностями здоровья должны обеспечиваться
медико-социальным сопровождением и специальными
условиями для обучения в общеобразовательной
школе по месту жительства». Построение эффективной системы сопровождения
позволит решать проблемы развития и обучения
детей внутри образовательной среды учреждения,
избежать необоснованной переадресации проблемы
ребенка внешним службам, сократить число детей,
направляемых в специальные образовательные
учреждения. Одним из обоснованных направлений решения
задачи обеспечения доступа к качественному
образованию детей с особыми нуждами (с
особенностями в развитии, с ограниченными
возможностями) выступает реализация вариативных
моделей социальной и педагогической интеграции
данной категории детей. Важнейшим условием
эффективности интеграции является наличие
грамотной системы психолого-педагогического
сопровождения, включающей помимо
систематического наблюдения индивидуальных
программ обучения и коррекции такую важную
составляющую, как работа со средой (социальным
окружением), в которую интегрируется ребенок. Исследования показывают, что особенности данной
категории детей препятствуют спонтанному
складыванию отношений и взаимодействий со
сверстниками. Учителя выступают преимущественно
как трансляторы учебной информации и не
задумываются о развитии форм и уровня
взаимодействия с детьми с ограниченными
возможностями. Более того, в среде педагогов и
здоровых детей часто доминируют негативные
стереотипы и установки по отношению к детям с
особенностями в развитии. Таким образом, на
ограничения, обусловленные нарушением в
развитии, накладываются ограничения, связанные с
социально-психологическими условиями
жизнедеятельности, обучения и воспитания. Именно
поэтому усилия специалистов сопровождения
должны быть направлены на формирование у
педагогов и учащихся толерантности к детям с
особенностями в развитии, преодоление
стереотипов, отрицательных установок (Л. Шипицына). Специальную работу следует вести с родителями
данной категории детей по обеспечению их
необходимыми знаниями об особенностях ребенка,
оптимальных формах взаимодействия, обучению
эффективным методам помощи. Одновременно у самих детей с ограниченными
возможностями необходимо развивать социальную
компетентность, навыки общения с окружающими. Преодоление социальной изоляции, расширение
возможностей произвольного взаимодействия со
сверстниками являются существенным условием
позитивных изменений в развитии таких детей,
совершенствования их способностей к обучению. Анализ показывает, что вне системы сопровождения
зачастую оказываются дети, обучающиеся в классах
коррекционно-развивающего обучения. Участие
специалистов сопровождения ограничивается
отбором детей в данные классы. В редких случаях
осуществляется систематическая диагностика
развития детей в данных классах, отслеживается
эффективность обучения детей по программам
классов КРО, разрабатываются специальные
индивидуально ориентированные коррекционно-развивающие
программы, индивидуальные образовательные
маршруты. В контексте задач обеспечения качественного
образования для всех категорий учащихся
целесообразным представляется выдвижение в
качестве необходимого условия открытия и
функционирования классов КРО в образовательном
учреждении – наличие в учреждении разработанной
программы сопровождения учащихся данных классов
и соответствующих специалистов. Особые
требования следует предъявлять к
психологической компетентности учителей
классов КРО, реализовывать программы повышения
их квалификации. Выявление и поддержка одаренных детей видится
важной целью психолого-педагогического
сопровождения ребенка в основной системе и
системе дополнительного образования детей. Среди задач, которые необходимо решать в
сопровождении одаренных детей, можно выделить
следующие:

– разработка индивидуальных
образовательных маршрутов;
– формирование адекватной самооценки;
– охрана и укрепление физического и
психологического здоровья;
– профилактика неврозов;
– предупреждение изоляции одаренных детей в
группе сверстников;
– развитие психолого-педагогической
компетентности педагогов и родителей одаренных
детей.

Интенсивное развитие теории и практики
психолого-педагогического сопровождения в
последние годы связано с расширением
представлений о целях образования, в число
которых включены цели развития, воспитания,
обеспечения физического, психического,
психологического, нравственного и социального
здоровья детей. При таком подходе психолого-педагогическое
сопровождение уже не может рассматриваться как
«сфера обслуживания», «сервисная служба», но
выступает как неотъемлемый элемент системы
образования, равноправный партнер структур и
специалистов иного профиля в решении задач
обучения, воспитания и развития нового поколения*.

Управление специального
образования,
Управление воспитания и дополнительного
образования детей и подростков

* Рекомендации подготовлены на основе
научно-исследовательских материалов ВНИКа под
руководством доктора психологических наук Н. Синягиной
и кандидата психологических наук С. Косарецкого.

Литература

ЛИТЕРАТУРА:
Байбородова Л. Психолого-педагогическое сопровождение
детей в системе дополнительного образования: учебное
пособие; под общ. ред. Байбородовой, А. Золотарёвой:
Просвещение, 2013. – 175 с. Журнал «Дополнительное образование и воспитание» № 10,
2011 с. 13-16
Журнал «Дополнительное образование и воспитание» № 12,
2013 с. 10-12

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *