Всем известно, что речь ребенка развивается одновременно с памятью, мышлением, координированием фаланговых мышц пальцев, вниманием. Отставание элемента хоть на один параметр ведет к развитию дефекта речи ребенка. Считается, что дошкольник, не выговаривающий некоторые звуки до 4 лет кроме «Р», нуждается в посещении логопеда.
Данный материал адресован в помощь логопедам и дефектологам для составления психолого-педагогической характеристики для взаимодействия со специалистами смежных специальностей.
Часто в группу для детей с ЗПР направляются дети, имеющие сложные нарушения развития ( нарушения аутистического спектра, олигофрения, тнр, психопатии). После первичного обследования и периода адаптации, как правило, возникает необходимость дополнительных консультаций от узких специалистов. Родителям бывает трудно увидеть и объяснить проблемы ребенка в полном объеме, поэтому дефектологу и логопеду необходимо проконсультировать их и составить характеристику, в которой будут описаны те трудности, на которые должен обратить внимание врач, чтобы назначить соответствующее медицинское сопровождение.
Характеристика воспитанника с ЗПР и ОНР
подготовительной группы МБДОУ ______________________ года рождения, проживающего
по адресу: ______________________________
___________________посещает детский сад с ____________года по сей день.
Мальчик -инвалид детства – ________________________________(если есть)
Период адаптации проходил трудно. Ребёнок не понимал обращённую речь, навыки самообслуживания были не сформированы.
Рост и вес соответствует нижней возрастной границе. Задержка психического развития.
Семья полная, одноязычная, многодетная, у ребёнка отчим
Слух, зрение, в норме. Страдает ________(энурезом).
Развитие речевой моторики, так же как и общей, замедленно.
Восприятие: нарушена обобщенность восприятия, характерна узость объема восприятия, оно характеризуется замедленным темпом – требуется больше времени, чтобы воспринять картинку или услышанное, требуется постоянное понуждение;
трудности восприятия пространства и времени,
плохо различает цвета; особую трудность представляет различение оттенков цвета
Мышление: мыслительные процессы тугоподвижны и инертны;
абстрактное мышление не развивается вообще, на уровне конкретных понятий.
ПАМЯТЬ: лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки; характерна эпизодическая забывчивость, которая связана с переутомлением нервной системы
ВНИМАНИЕ: характеризуется малой устойчивостью, трудностями распределения, замедленной переключаемостью.
РЕЧЬ: анатомическое состояние органов артикуляции без аномалий. Страдает объём, точность выполняемых движений. Речевая моторика не достаточно развита.
Страдают все стороны речи – фонетическая, лексическая, грамматическая, семантическая.
Ребёнок говорит несколько слов, в основном пользуется жестами и звукоподражанием.
После логопедических занятий расширилось понимание речи, может повторить по слогам простые слова.
Активная речь отсутствует
Звуковая сторона речи
Звукопроизношение: повторяет отдельные звуки, слоги, простые слова по слогам
Словарный запас беден
объем пассивного словаря намного превышает активный.
Отстаёт от сверстников во всех видах продуктивной деятельности: рисовании, лепке, конструировании. Рисунки примитивны, фрагментарны; формы и пропорции предметов искажены.
Игры носят элементарный подражательный характер, изобилуют стереотипными действиями, отсутствует творчество, замысел в игре. Мальчик плохо усваивает правила игры, действия с предметами на уровне манипуляций. Интерес к предметам и игрушкам оказывается кратковременным, т.к. побуждается их внешним видом.
Недостаток интереса и любознательности, низкая популярность среди детей.
В деятельности часто наблюдается подражание, импульсивные поступки, неумение подавлять непосредственные влечения. Отсутствует самостоятельность, целеустремленность, инициативность. Из-за непосильности требований развивается негативизм, упрямство. Проявляются в негативных реакциях на замечания, порицание.
У ребёнка не сформированы навыки учебной деятельности. Ситуация успеха вызывает у ребенка положительные эмоции. Реакция на замечания неадекватная -обижается, отворачивается. Взаимоотношения с детьми и взрослыми сдержанные, неустойчивые.
Заключение: ЗПР, ОНР 1 уровня.
Рекомендации: обследование и установление диагноза на областной ПМПК.
Воспитатель: _______________ Учитель-логопед: _________________
Дата рождения: 2016г
Возраст на момент обследования: года 1 месяц
Группа: младшая группа общеразвивающей направленности
Личностные и психологические особенности ребёнка. Девочка спокойная,
ласковая, охотно идет на контакт, проявляет любознательность к предлагаемому
материалу, игрушкам. Задания ребенок выполняет после уточняющих вопросов и
по образцу взрослого
Состояние словаря. Объем пассивного словаря ниже возрастной нормы. Эля
правильно показывает называемые взрослым предметы (пирамидка, кукла, мяч,
мишка, лиса, зайка, уточка, курочкаподает предмет взрослому по его просьбе.
Понимает и показывает действия, изображенные на картинкахмишка сидит,
стоит, идет, прыгаетбежит, лежит, кушает), слова обозначающие признаки:
Ребенок понимает обращенную речь, выполняет простые вербальные инструкции
в рамках конкретной ситуации и повседневного бытового общения. Эля соотносит
предметы (полотенце, ложка, мыло, стулс их функциональным значением.
Понимает простые обобщающие понятия, после уточняющих вопросов: одежда
(платье, носки, кофтаобувь (ботинки, сапоги, сандалии).
Активный словарь девочки на низком уровне. Ребенок произносит отдельные
звуковые сочетания, употребляет некоторые нечеткие звукоподражательные слова
«мяу». Произносит слово «мама», вместо целого слова «папа», произносит первый
ударный слог «па», «деда» звучит как «деа». Девочка не повторяет вслед за
взрослым, отдельные звукосочетания, например: машина – «биби», мышка – «пи
пи», курочка – «коко», гусь «гага» и т.д. Свои просьбы ребенок выражает
преимущественно с помощью указательных жестов, голосовых реакций
отдельных звуковых сочетаний.
Связная речь. как средство общения не сформирована.
Грамматический строй речи. Понимание значений грамматических изменений
слова в зачаточном состоянии. Эля дифференцирует по картинкам единственное и
множественное число существительных с ударными окончаниями, после
уточняющих вопросовмячмячи, шаршары. Понимает значение «большой»
«маленький»с направляющей помощью дифференцирует по картинкам
существительные с уменьшительноласкательными суффиксами (мяч – мячик,
кукла – куколка, дом домик). Фразовая речь не сформирована. Со слов мамы,
ребенком однократно было произнесено простое предложение «дай мако» дай
Звукопроизношение. Задержанное формирование звукопроизношения.
Состояние слуховой функции. Слуховая функция сохранна. Ребенок показывает и
берет в руки музыкальный инструмент, который только что звучал за ширмой
(бубен, колокольчик, погремушка).
Артикуляционная моторика. Выполняет несколько движений по подражанию в
игровой форме: улыбается, открывает широко рот, высовывает язык из ротовой
полости, надувает щеки. Отмечается слабость кончика языка (язык находится
между верхними и нижними резцами) и выступание верхней челюсти кпереди.
Состояние дыхательной и голосовой функции. Дыхание свободное. Голос
тихий. В момент эмоционального оживления голос в крике громче, звонче.
Зрительнопространственный гнозис и праксис. Девочка ориентируется в схеме
собственного тела, показывает части туловища игрушечных животных (лапы,
голова, хвост). Эля собирает самостоятельно пирамидку, не располагая кольца по
величине. Старается выложить фигуру «домик» из счетных палочек по образцу
палочки выкладывает неровно, «крышу» из палочек неправильно располагает на
Зрительное восприятие. Сенсорные эталоны у ребенка в стадии формирования.
Девочка неуверенно соотносит основные цвета: красный, зеленый, желтый, синий.
Ручная моторика. Ребенок выполняет по подражанию некоторые движения не в
полном объеме. Движения слабые, неточные.
Состояние общедвигательной сферы. Во время ходьбы Эльвира не всегда
полностью наступает на всю стопу, иногда передвигается на носочках.
Отмечается недостаточная координация движений, и ловкость их выполнения. По
просьбе взрослого ребенок выполняет прыжки на двух ногах, отрываясь носочками
от пола. Эля ловит мяч, бросок выполняет двумя руками снизу. Выполняет
движения: «полетай как птичка», «покажи, как ходит медведь» по образцу
взрослого, движения нечеткие, смазанные.
Логопедическое заключение: Выраженная задержка темпов речевого развития.
Заведующая МКДОУ детский сад «Петушок» ___________ /ФИО/
Учительлогопед МКДОУ детский сад «Петушок» ФИО/
Рассматриваемый аспектВарианты ответов
Данные о ходе речевого развитияРечевое развитие по возрасту; без особенностей; с задержкой;раннее психомоторное развитие доречевое развитие протекало с задержкой; в раннем возрасте перенес пневмонию, диатез;поздно начал говорить;до школы проводилась коррекция звукопроизношения в условиях поликлиники, детского сада;ранее психомоторное развитие с задержкой;фразовая речь – с 3 лет.
Состояние и подвижность артикуляционного аппаратаАнатомическое строение без аномалий;не удерживает позу закрытого рта;может достаточное время удерживать артикуляторное положение;движение языка замедленные, с затруднениями;основные движения языком, губами выполняет;губы толстые, малоподвижные;наблюдается замена движений и синкенезии;язык вялый, массивный, объем движений неполный;переключаемость движений нарушена;тонус нормальный, активность движений достаточная;кончик языка малоактивный;при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается;прикус – прогения;отмечается повышенная соливация;твердое небо – высокое, имеет готическую форму;точность выполнения движений сохранна;зубы мелкие, крупные, редкие, частые, имеется наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда;мягкое небо подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы.
Состояние мелкой моторикиДвижение рук неточное; пробы Хеда выполняет выборочно;с трудом овладевает навыками самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шарфа и т.д)навыками самообслуживания не владеет;недостаточно развита моторика мелких мышц рук;произвольная моторика не сформирована;ведущая рука – правая;предпочитает работать левой рукой;все движения выполняет правильно;мышечный тонус повышен;неправильно держит карандаш;моторная неловкость при работе с пластилином;испытывает трудности при овладении графическими навыками;наблюдается замедленный темп письма;
Состояние общей моторикиДвигательно неловок, медлителен;ограничен объем активных движений;отстает в темпе, ритме, переключаемости движений;испытывает трудности при имитации движений “как идет солдат, летит птица, как режут хлеб” и т.д.;мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках;отмечаются трудности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений;замен движений и синкенезий не наблюдается;
Понимание речиРечь окружающих понимает в пределах уровня интеллекта;понимание речи затруднено;выполняет задания по словесной инструкции;нуждается в неоднократном повторении задания;с опозданием реагирует на обращение учителя;речь окружающих выполняет выборочно, с неточностями;понимание речи связано с незнанием русского языка.
Фонематические процессыФонематический слух недостаточно сформирован;фонематический синтез сформирован, правильно производит слова из последовательно названных звуков;фонематические представления сформированы, правильно придумывает слова на заданные звуки, отбирает картинки;затрудняется придумать слово на заданный звук;слабо дифференцирует оппозиционные фонемы;неправильно дифференцирует слова: бочка – почка, малина – Марина;фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы;при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности;
Владение звуко – буквенным анализом и синтезомНавыки звуко-буквенного анализа и синтеза недостаточно сформированы;допускает ошибки при определении количества звуков в слове;имеются затруднения в определении количества и последовательности звуков;определение места звука в слове сформировано;место звука по отношению к другим звукам определяет не всегда верно;имеются затруднения при определении количества и последовательности звуков на более сложном речевом материале;
Воспроизведение слов сложного звукового составаНе удерживает полную слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением согласных;количество слогов в многосложных словах определяет неправильно;переставляет слоги местами;слова сложного звукового состава воспроизводит правильно.
Темп,внятность речи,характеристика голоса и дыханияТемп высказываний замедленный;речь неразборчивая, маловыразительная, невнятная, малопонятная для окружающих;звуки произносятся нечетко;голос сильный, звонкий, глухой, сдавленный, хриплый;дыхание свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное);темп и ритм речи в пределах нормы;словесное ударение употребляет правильно;интонационная речь недостаточно выразительна.
Проявления заиканияНе заикается;иногда повторяет первый слог в словах, сложных по структуре или семантике;наличие судорог (дыхательных, голосовых, артикуляционных);
Словарный запасОбъем словарного запаса соответствует возрасту;словарь беден, неточен, ограничен обиходно – бытовой тематикой;не всегда точно использует слова;испытывает трудности при подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов;в речи чаще применяет имена существительные, глаголы, местоимения, реже – прилагательные, наречия;не понимает значения многих слов и допускает многочисленные ошибки в их употреблении;часто использует слова не по назначению;допускает смешение слов по смыслу и по акустическому сходству;страдает понимание и употребление обобщающих понятий.
Грамматический стройНедостаточно сформирован для данного возраста;в речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции;допускает многочисленные ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций;имеется несогласование слов во фразе, аграмматизмы;неправильно употребляет предлоги, падежи;имеются ошибки при преобразовании имен существительных во множественное число;в спонтанной речи аграмматизмы не выявлены;допускает ошибки в употреблении сложных предлогов;имеются ошибки в согласовании прилагательного и существительного в косвенных падежах (семь карандашов, на зелеными деревьев);допускает ошибки в согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах;есть аграммматизмы при образовании прилагательных от существительных (сливочное варенье, волчачий хвост).
Связная речьНаблюдается недостаточное развитие связной речи;в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий;неотчетливо произносит слова;оречевление затруднено;при ответах пользуется фразой несложной конструкции;наблюдается высокий уровень речевого развития;опыт речевого общения беден;самостоятельно высказаться затрудняется;устная форма речи недостаточно сформирована.грубое недоразвитие связной речи (1–2 предложения вместо рассказа).
ПисьмоИмеются многочисленные ошибки разного характера;испытывает трудности при овладении письмом и чтением (т.к. имеется большое количество специфических – дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других);при списывании наблюдаются единичные ошибки;при письме под диктовку допускает большое количество ошибок (замены д-т, б-п, ж-ш и др., пропуски, добавления, пропуски предлогов, слитное написание слов).
ЧтениеСпособ чтения побуквенно – слоговой;чтение замедленное, послоговое, словами;понимание прочитанного с неточностями;чтение послоговое, простые слова читает целостно;делает запинки при чтении многосложных слов;чтение с большим количеством ошибок (пропуск букв, слогов, усечение слова, наращивание, угадывание окончаний, смешение оптически сходных букв, аграмматизмы и др.);не отвечает на вопросы по тексту;при чтении слова произносит неотчетливо.
Координация и пространственная ориентировкаНечеткая координация движений;затрудняется определить правую, левую сторону;зрительно – пространственные представления сформированы недостаточно;причинно – следственные связи (отношения) выстраивает только с помощью взрослого;неправильно располагает написанное на листе бумаги;схема тела не сформирована;правильно определяет части тела.
Дополнительные сведения (краткая – психолого – педагогическая характеристика)Ошибки часто обусловлены невнимательностью, импульсивностью;охотно принимается за выполнение заданий не дослушав объяснения;легко заинтересовывается, но быстро охладевает к работе;имеет стойкую неуспеваемость по основным предметам;испытывает трудности при усвоении материала по русскому языку;внимание неустойчивое, часто отвлекается;значительно снижен объем кратковременной и долговременной памяти;с трудом овладевает необходимым объемом знаний;запас знаний и представлений об окружающей действительности значительно снижен;инструкции по выполнению задания требуется повторять неоднократно.
Логопедическое заключениеПоказаний для занятий на логопункте нет;фонематическое недоразвитие речи;общее недоразвитие речи;нерезко выраженное общее недоразвитие речи;нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР;недоразвитие фонематического слуха и фонематического восприятия;лексико-грамматическое недоразвитие;полиморфное нарушение звукопроизношения, дислексия и дисграфия;сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза);имеется нерезко выраженная дисграфия;аграмматическая дислексия и дисграфия;фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза;
Основные причины трудностей усвоения учебного материалаНарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью или вследствие соматической ослабленности;трудности адаптации в школьном учреждении;нарушение моторики в виде недостаточной координации движений;незрелость эмоционально – волевой сферы;педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий ребенка;гиперопека родителей;недостатки внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля;двигательная расторможенность, гиперактивность;ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире и т.д.;трудности начались со второго полугодия, после болезни;недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;трудности овладения учебными терминами, понятиями;слабо развито словесно-логическое мышление;недостаточное развитие связной речи;трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в заданном темпе);невротические и неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикание, энурез и т.д.)
Результаты речевого развитияДинамика речевого развития незначительная;при положительной динамике развития выпущен из группы;рекомендовано продолжить занятия с логопедом;динамики в развитии не наблюдается;логопедические занятия посещал нерегулярно, материал усвоен выборочно, динамика развития ребенка незначительная.
Пример написания логопедической характеристики на ребенка
Диана Шкулепина перешла в среднюю группу, детский сад № 1123, дошкольник, 4 года, поставлен диагноз: задержка речевого развития с задержкой умственных процессов.
Домашняя среда. Родители обеспокоены проблемами дочери, хотят помочь, неоднократно обращались к специалистам, проводился консилиум. Моторика рук развита слабо, наблюдаются неровности в движениях рук.
Речь невнятная, в разговоре смешиваются звуки, часто в сложных предложениях не может сформировать лексико-грамматические стороны. Рассказывает без интонации, монотонно. В словосочетаниях отмечаются пропуски некоторых звуков, например: «курица», « куца».
Логопедический диагноз: Задержка речевого развития 3 уровня. ОНР.
Образцы наблюдений логопедических характеристик понадобятся для работы как логопедическому педагогическому составу, так и для родителей которые обеспокоены неправильным произношением слов детей.
Поочередность наблюдений позволит правильно установить степень поражения речевой системы ребенка и избежать ошибок в системе контроля установки группы логопедического здоровья.
Обратите внимание! В настоящее время правильная речь играет большую роль в обществе. Правильный подход к урокам сделает ребенка полноценным, самостоятельным, уверенным в себе в современном обществе.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Примерная характеристика для психоневролога
на ребенка с ТНР и СДВГ
Никита Б. посещает подготовительную коррекционную группу (3 год обучения) логопедического д/ сада №__.
В картине развития на первый план выступают речевые нарушения (ОНР, 3 уровень р.р.) , нарушения двигательной и эмоционально-волевой сферы.
На протяжении всего периода коррекционно-развивающего обучения отмечается низкая динамика в формировании речевых и моторных навыков. Никита испытывает значительные трудности в овладении фонетическим и грамматическим строем языка. В самостоятельной речи использует простые нераспространенные предложения, с трудом строит собственные высказывания.
Поведение на фронтальных занятиях и при взаимодействии с детьми характеризуется частыми сменами настроения (дурашливость, гримасничанье, неуместный смех, вспышки агрессии, истерический плач, полная астения, апатия).
На индивидуальных занятиях ведет себя адекватно и продуктивно.
В двигательном развитии:
- характерна двигательная расторможенность, усиливающаяся при длительных статичных нагрузках,
- испытывает трудности при одевании (20-30 минут),
- на физкультурных , музыкальных занятиях неловок, движения неритмичны, бедны, в малом объеме,
- не любит раскрашивать, отказывается от рисования, качество рисунка низкое(изображает отдельные детали предмета), пазлы складывать не любит. Работа в тетради ему очень нравится, работу выполняет точно, аккуратно, педантично, но также медленно.
- мелкая моторика нескоординирована, неточна, гипотонична, темп выполнения заданий замедлен.
- артикуляционная моторика характеризуется неточностью, низким объемом движений, некоординированностью, пониженным тонусом мышц. Формирование новых артикуляционных укладов и автоматизация поставленных звуков занимает долгий период времени, так как Никита забывает их; сильно мешают старые, привычные навыки. Слоговая структура слов грубо нарушена. Навыки звукового и звуко-буквенного анализа и синтеза формируются относительно хорошо. Степа овладел слоговым чтением и письмом двух-трехсложных слов.
- формирование грамматических категорий осуществляется на огромном количестве наглядного материала и при постоянном повторении. Тем не менее обобщение употребления грамматических форм не происходит, фраза простая и аграмматичная (Я буду сделать, ..)
- характерны выраженные трудности актуализации слов, хранения и воспроизведение вербальной информации, наблюдаются выраженные трудности концентрации и распределения внимания.
- способен к элементарному анализу и синтезу, установлению простейших причинно-следственных связей и закономерностей.
Понимает скрытый смысл простых выражений и изображений с внешней помощью. Навыки мыслительной деятельности неустойчивы и несамостоятельны.
Рекомендована консультация психоневролога для уточнения диагноза и назначения медицинского сопровождения.
Примерная характеристика на ребенка
с аутистической симптоматикой для психоневролога
Ваня К., 4,5 посещает подготовительную группу (3-й год обучения) детского сада №___.
В период адаптации на первый план выступили трудности в установлении контакта с детьми и другими взрослыми, мальчик часто капризничал, немотивированно отказывался от деятельности, демонстрировал некритичное, истероидное поведение.
Диагностика выявила существенное отставание в развитии. Отмечалась неравномерность развития ВПФ и общих навыков: сочетание лепетной речи, хорошей механической памяти, достаточно хорошего сенсорного развития(пирамидки, вкладки, сериации), отсутствие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
В ходе обучения выявились специфические трудности понимания речи. Ребенок понимает речь буквально, на знакомые вопросы отвечает невпопад. Не умеет использовать полученные речевые навыки в новой ситуации. Создается впечатление, что значение слова закрепляется за конкретной ситуацией, контекстом. Речь изобилует эхолалиями.
На конец года ребенок овладел программными навыками, но не использует их самостоятельно, творчески. Ребенок может продемонстрировать их только в конкретной учебной ситуации. Отмечается положительная динамика в накоплении номинативного словаря, словарь действий формируется с трудом, речь аграмматича.
На данный момент специфические трудности развития не позволяют осуществлять коррекцию и качественно сформировать знания, умения и навыки соответствующие программе для детей с ЗПР.
Направляется на консультацию и лечение к психоневрологу.
Примерная характеристика на ребенка с олигофренией
для оформления документов на инвалидность в СОБЕС
Рома П., 21.11.2005 года рождения, поступил в детский сад №__ в среднюю группу для детей с ЗПР в сентябре 2009 года.
Рома посещает старшую группу для детей с ЗПР коррекционного детского сада. Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания не соответствуют возрасту и формируются крайне медленно. Контакт со взрослыми избирательный. С детьми контакт не устанавливает, характерна «игра рядом». Игровые действия носят процессуальный и манипулятивный характер.
В картине речевого развития отмечается грубое нарушение строения артикуляционного аппарата (открытая ринолалия), отсутствие самостоятельной речи, существенное отставание в развитии познавательной сферы, значительное нарушение общей и тонкой моторики. Мышление наглядное, непроизвольное. Обучаемость низкая, помощь не использует.
За период обучения в коррекционной группе отмечается незначительная динамика по всем разделам программы: Ребенок стал лучше понимать обиходно-бытовую речь, научился произносить гласные звуки, различать основные цвета, форму и размер предметов, считать на пальцах до 5 с помощью взрослого, показывает на картинках предметы по лексическим темам.
Формирование знаний, умений и навыков значительно затруднено. Уровень развития существенно отстает от возрастной нормы.
Ребенок состоит на учете у психоневролога и нуждается в подборе коррекционного учреждения для дальнейшего обучения.
Зав. ГБОУ д/с №___
Учитель-дефектолог___
Учитель-логопед___
Согласованная и системная работа всех специалистов по диагностике и коррекции нарушений развития является залогом успешной адаптации и социализации ребенка с ОВЗ.
1) Сидорова Инесса Анатольевна,
учитель-логопед
ГБОУ «Гимназия №1519»,
г. Москва
2) Трошина Елена Борисовна,
учитель-дефектолог
ГБОУ «Гимназия №1519»,
г. Москва
«Характеристика на дошкольника с ЗРР (образец)»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Иванов Иван Иванович, ____________года рождения посещает структурное подразделение, реализующее образовательную программу дошкольного образования_____________________________________ с 25. 06. 2019г.
Адаптация при поступлении в дошкольное отделение условно – благоприятная.
Структурное подразделение посещает не регулярно, часто болеет. По индивидуальной программе не обучался.
В настоящее время является воспитанником средней группы и обучается по общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы.
Иван проживает в полной семье, окружен вниманием и заботой со стороны родителей. Имеет младшую сестру. Взаимоотношения в семье положительные. Социально-бытовые условия хорошие. Воспитанием ребенка занимаются оба родителя. Родители заинтересованы в воспитании и развитии ребенка, соблюдают режим дня.
Уровень усвоения учебного материала по ознакомлению с окружающим миром сформирован на низком уровне. Ребенок показывает разные предметы, которые его окружают в помещении, на улице, на участке и знает их назначение. Знает домашних, диких животных, фрукты, овощи, транспорт, бытовые приборы, не пользуется обобщающими словами.
Математические представления на уровне ниже среднего, с некоторыми затруднениями. Ребенок с трудом показывает геометрические фигуры. Знает основные цвета. Наблюдаются некоторые трудности в пространственных представлениях: определении движения направо-налево, вперед-назад, за-под.
Основные движения Иван выполняет правильно. Координация движений у ребенка не нарушена. Он с удовольствием включается и осваивает новые движения. Активно и заинтересовано участвует в подвижных играх, но не всегда успевает в общем темпе. Чувство ритма не нарушено.
В продуктивной деятельности Ивану оказывается помощь воспитателя, которую он охотно принимает. Ребенок неправильно держит кисть и карандаш, с некоторыми затруднениями соотносит предметы и их части по величине и расположению относительно друг друга. По окончании работы приводит место в порядок.
Очень любит конструировать, планирует заранее создание постройки, создает ее по образцу. Использует строительный материал разного размера и разного материала. Помощь взрослого принимает охотно.
У Ивана преобладает неустойчивый эмоциональный фон настроения. В отношениях со сверстниками избирателен, играет в группе из 1-2 детьми.
Данил открыт, доброжелателен, эмоционален, очень любознателен, легко возбудим, импульсивен, не склонен обижать других.
Иван склонен к аутоагрессивному поведению (наносит себе повреждения в области предплечья). Причиной данного поведения, по наблюдению воспитателей группы, является не способность ребенка выразить вербально свои эмоции.
Санитарно-гигиенические нормы сформированы.
Как помочь умственно отсталому ребенку овладеть речью
Логопедическая программа для детей с умственной отсталостью по фгос специально разрабатывается после диагностики педагогическим составом. Результат исследований выводится сразу после обследования.
Рабочая программа по логопедии для умственно отсталых детей по ФГОС
По каждому не выговариваемому звуку должна быть разработана программа, по которой детки смогут повысить свои речевые навыки. Занятия невербального и частично вербального общения позволят дошкольнику восстановить артикуляционный аппарат.
Первый и второй этап программы приходится на диагностику и подготовку детей к занятиям. Здесь же развивается мелкую моторику, речь, внимание, мышление. Отсутствие развития одного элемента в процессе приостанавливает нормальное развитие речи.
Третий этап. Проводится коррекция звуков, развивается фонематический слух, расширяется словарный запас, строится правильная речь на основе лексическо-грамматических определений.
Четвертый этап. После проведенного курса программы логопедии ставится оценка, результат сравнивается с первоначальным уроком.
Перечень логопедических заболеваний у детей
У детей логопедические диагнозы бывают двух форм: физиологические и патологические. В отличие от патологических физиологические виды исчезают самостоятельно до 5 лет. Чем быстрее поставлен диагноз, тем больше возможность откорректировать речь дошкольника.
На сегодняшний день перечень логопедических болезней детей достаточно широк.
Основные формы болезней речевой системы
Дислалия. Дошкольник не может четко произносить некоторые звуки при нормальном слухе и отсутствии со стороны патологий иннервации артикуляционного аппарата. Физиологическая дислалия, возможно, до 5 лет пройдет самостоятельно. Профилактика состоит в усердном развитии речи с 1 года.
Дизартрия – неправильное произношение слов из-за плохой иннервации аппарата речи в заднелобных и подкорковых отделах мозга. Речь похожа на разговор с кашей во рту. Причиной является поражение подкорковых отделов мозга. Ограничение подвижности языка, верхнего неба приводит к затруднению артикуляции. Патология лечится логопедическими методами, ЛФК, развитием мелкой моторики пальцев.
Обратите внимание! Здесь поможет лепка из пластилина, игры с мелкими предметами (при условии, что родители будут находиться вместе с малышом во избежание несчастных случаев).
Данная форма логопедического нарушения у дошкольников сопровождается распадом речевой системы: нарушения восприятия речи на слух, трудность в чтении, письме. В детском же возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произношения слов, иногда к общему недоразвитию речи. Недостатки речи при дизартрии могут быть исправлены с помощью логопедических занятий.
Ринолалия – неполноценная речь в результате наличия врожденных патологий полости рта: заячья губа, расщелина неба. В большинстве случаев речь монотонна, невнятна.
Реактивный мутизм – немота, появившаяся вследствие нервного стресса или психологического шока.
Логопедическая характеристика
(ФИО ребенка) поступил в подготовительную к школе группу ГБОУ СОШ №1034 в возрасте 5 лет 10 мес. с диагнозом ФНР (от 01.02.2011).
Речевая среда. Двуязычие, имеется нарушение речи у близкого родственника (брата). Нет контроля за процессом воспитания со стороны родителей. Родители не консультируются с педагогическим составом.
Состояние ручной моторики. Недостаточно развита мелкая моторика рук; ведущая правая рука; При выполнении упражнений на динамическую организацию движений («Колечки», «Звенья» и т.д.) также наблюдаются неточности.
Общая моторика. Отмечается задержанная переключаемость движений, медлителен.
Артикуляционный аппарат. Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий. Страдает объем, точность выполняемых движений. Речевая моторика развита недостаточно. Движения замедленные, не может удерживать положение органов артикуляции.
Общее звучание речи. Речь невнятная, говорит односложно, не использует сложные предложения. Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи. Высказывания интонационно маловыразительны. Голос слабо-модулированный, тихий.
Пасивный и активный словари характеризуются бедностью. Многие слова употребляются в приближенном значении (например, «кружка – чашка»). Ребенок знает такие обобщенные понятия как «овощи», «фрукты», «игрушки», «посуда», «мебель», «животные». С помощью называет времена года, порядок дней недели. Пассивный словарь преобладает над активным. Наиболее страдает употребление глаголов, прилагательных, наречий. В речи мало сложных предлогов.
Грамматический строй речи. Наблюдаются аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (например, «бананый – банановы», «стекловый – стеклянный»); в согласовании прилагательного и существительного (например, «у мальчика синий флаг, а у девочки красивый кукла»); в согласовании существительных с числительными 1,2,5 (например, 5 вишнев, 5 деревов). В речи преимущественно использует простые распространенные предложения (2-3 слова).
Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез. Имеются нарушения в звукобуквенном анализе, вследствие недостаточной сформированности операций мышления (анализ и синтез), например, не называет конечный гласный звук, конечный согласный, не составляет слова из отдельных звуков. Ребенок не определяет последовательность и количество звуков в слове, его место в слове. Допускает ошибки при определении звука в середине и в конце слова. Фонематические представления недостаточно сформированы.
Слоговая структура слова. Искажена слоговая структура слова. Отмечаются пропуски слогов. Искажены слова сложной слоговой структуры.
Ребенок не знает алфавит, не читает. При пересказе текста упускает главные события, вследствие чего теряется смыл текста. Пересказ осуществляет с помощью взрослого (наводящие вопросы, повторное чтение) . Затрудняется при составлении рассказа по серии сюжетных картинок – меняет последовательность событий.
Ребенок знает сведения о себе, понимает родственные связи. Навыки пространственной ориентировки сформированы неполно, слабо ориентируется в основных понятиях времени.
Познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно. Ребенок не принимает активного участия в организационной деятельности, стесняется отвечать на вопросы (молчит).
Ситуация успеха вызывает у ребенка положительные эмоции. Реакция на одобрение и замечания адекватная.
Взаимоотношения со взрослыми сдержанные, но неустойчивые. В контакт со сверстниками вступает сложно. Предпочитает спокойные игры.
У ребенка энурез.
Ребенок отзывчив на просьбу взрослого, помогает воспитателю.
Логопедическое заключение: Фонетико-фонематическое недоразвитие речи, Общее недоразвитие речи II-III уровня
К моменту окончания подготовительной к школе группы усвоил программу недостаточно: отмечается несформированность компонентов готовности к школьному обучению и сложности при овладении программным материалом. Рекомендовано продублировать программу подготовительной группы.
Сафарбекова Татьяна Казимовна,
учитель-логопед
Логопедическая характеристика на ребенка ЗПР,ОНР-2 уровня,4-5 лет
Речевая среда. Процесс воспитания осуществляется под контролем родителей, нарушений речи у близких родственников нет. Родители интересуются проблемами своего ребенка, консультируются с педагогическим составом.
Состояние ручной моторики: ведущая рука правая; наблюдается недостаточность движений мелкой моторики, темп замедленный, переключаемость неточная. Ребенок самостоятельно складывает пазлы из 30 частей, говорит: «Всё, готово!».
Общая моторика. Незначительно нарушен темп движений, координация.
Артикуляционный аппарат. Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий.
Речевая моторика развита недостаточно, неполный объём движений.
Понимание речи, инструкций: понимание обращенной речи на бытовом уровне, выполняет двухступенчатые инструкции; узнает и показывает предметы по их описанию и функции; обобщающие понятия в речи не использует.
Общая характеристика речи: разборчивость речи снижена, речь нарушенная; характерны эхолалии. Объём пассивного словаря преобладает над активным. Активный словарь значительно отстаёт от возрастной нормы и ограничен бытовой тематикой. Говорит односложно. Допускает ошибки, обусловленные нарушением лексико-грамматической стороны речи.
Темп речи: замедленный.
Звукопроизношение: Нарушение звукопроизношения полиморфного характера. Правильно произносятся гласные и простые по артикуляции звуки.
Фонематическое восприятие: развито не достаточно; ребенок дифференцирует неречевые звуки; звуковые цепочки повторяет с ошибками; не выделяет заданный звука из потока звуков ; картинки на заданный звук не подбирает.
Слоговая структура : искажена; слова сложной слоговой структуры воспроизводит с ошибками. Отмечаются пропуски и перестановка отдельных звуков и слогов.
Грамматический строй речи: не сформирован. В речи используются существительные в Н.ф., реже глаголы, прилагательные. Совсем не применяются союзы, наречия, опускаются предлоги. Неадекватно употребляются местоимения. Самостоятельно может составить простую фразу (П+С), с трудом подбирает к существительному глагол; предложения строит из 2 слов, согласовывает прилагательное с существительным только в И.п.; навыки словоизменения отсутствуют. Нет разграничения единственного и множественного числа существительных и глаголов; трудности в подборе антонимов; аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных, в согласовании существительных с числительными.
Связная речь: отсутствует. Повторяет предложения из 2-4 слов за педагогом; предпочитает пользоваться жестами. Испытывает большие затруднения при построении связного высказывания. Отвечает на вопросы педагога одним словом. Высказывания бедны, строит простые предложения, состоящие из 2 слов. Называет и сопровождает показом на игрушке и на себе части тела (глаза, нос, рот, волосы и т.д.). Серию картинок (3) не раскладывает по порядку, рассказ самостоятельно не составляет, только повторяет предложения за взрослым.
Навыки пространственной ориентировки и понятия времени не сформированы. Ситуация успеха вызывает у ребенка положительные эмоции. Ребенок идет на контакт со взрослым избирательно; нравится заниматься индивидуально. Предпочитает спокойные настольные игры, игры с песком рядом со сверстниками.
Заключение учителя – логопеда:
Общее недоразвитие речи (ОНР II уровня), полиморфная дислалия.
Методические рекомендации по написанию характеристик для детей с нарушениями речи для ПМПК
Рекомендации составляются в виде небольшого протокола, в котором указываются строение речевого аппарата, оценка слуха, психическое здоровье. В итоге проводится заключение, выводится результат и ставится логопедический диагноз.
Логопедическая характеристика на ребенка с онр 3 уровня на пмпк
Ветвицкая Анастасия ходит в Дет сад № 14. Речь развита неправильно, не выговаривает звуки К, Г, Д, Т. Моторика пальцев рук действует пассивно, не слушается. Родители в детстве не страдали патологией речи. Правая рука преобладает в движениях над левой. Строение лица соответствует нормам. Задание нахмурить брови, наморщить щеки выполняет плохо. Слабо развиты мимические мышцы.
Строение рта. Язык. Корень – в напряженном состоянии, кончик пассивный, вялый, общее строение соответствует норме.
Речь непонятна, монотонна, голос звонкий. В задании повторить предложение, пропускает слоги, не выговаривает некоторые буквы. Имеет маленький словарный запас, в общении пропускает местоимения, может путать предлоги во времени.
Нужны ли консультации по логопедии для родителей в детском саду
Итог: наблюдение показало, что ребенок имеет нарушение речи 3 уровня.
Логопедическая характеристика на ребенка с онр 2 уровня на пмпк
Туконов Денис ходит в старшую группу, семья полная, родители имеют высшие образования. Наличие патологий со стороны речи не выявлены.
Моторика развита слабо, движения медлительны, часто заторможены.
Анатомическое строение речевого аппарата без особенностей: строение лица соответствует норме. Идет смена молочных зубов на постоянные. Подъязычная связка без особенностей (не растянута, не укорочена). Имеется гипотонус язычной мышцы.
Речь не выразительна, плохо произносятся звуки, разговор малопонятен для окружающих. Голос тихий, глухой. Мимика функционирует слабо.
Слух со стороны фонематического плана сформирован недостаточно. В процессе разговора смешивает глухие и звонкие звуки. Контур слова произносит нечетко, неразборчиво.
Строй речи на грамматической основе развит не удовлетворительно. Эксперимент показал грубое недоразвитие связной речи. Денис пересказал 1-2 предложения вместо полного смыслового рассказа.
Обратите внимание! Психическое здоровье в норме.
Итог: Наблюдение установило недоразвитие речи 2 уровня.
Примерный план написания логопедической характеристики на ребенка с ОНР 4 уровня на ПМПК
Подготовительная группа, Журавская Ксения ходит на занятия ежедневно, как может, общается со сверстниками. Семья полная, благополучная. Со стороны родителей речевые нарушения отсутствуют. Родственники активно принимают участие в развитии речи: проводят дома самостоятельные занятия.
Страдает общая моторика, нарушена координация движений, заметны неточности в двигательных процессах, заторможенность. Правая рука является главной.
Анатомическое расположение разговорного аппарата в полости рта соответствует норме. Подъязычная связка нормальная. Язык в напряженном тонусе, малоподвижен. Зубы меняются на коренные. При выполнении артикуляционных заданий появляются мышечные спазмы. В разговоре используются конструкции синтаксических предложений. Пересказывает по картинкам самостоятельно, используя широкий словарный запас. Верно представляет историю и логично собирает рассказ.
Итог: в результате наблюдения комиссия поставила недоразвитие речи 4 уровня, нвонр.
Примерные формулировки логопедического заключения для детей с заболеваниями
Формулировка патологий речи строится следующим образом:
Впереди ставится степень развития речи, затем следующим предложением выводится диагноз (если он есть).
Обратите внимание! Но в разных городах России заключение может звучать по-разному.
У умственно слабых детей и ЗПР диагноз звучит: аграмматическая дисграфия и дислекксия, стертая форма бульбарной дизартрии, системное недоразвитие речи легкой степени.
У интеллектуально здоровых детей: общее недоразвитие (2 уровень), детская афазия, общее недоразвитие (1 уровень), сенсомоторная алалия.
Логопедическая характеристика на ребенка с аутизмом для ПМПК
Девочка пяти лет. Аутизм первой степени, недоразвитие речи 2 ст., ффнр.
Мышечная дистрофия, гипотонус, движения медленные вялые. Общая моторика задержана в развитии, не может стоять на одной ноге, держать равновесие, сидя на велосипеде; не может застегивать пуговицы самостоятельно, что свидетельствует о нарушении мелкой моторики.
Артикуляционная гимнастика для звуков Ш и Ж
Внимание развито хорошо, обращает внимание на изменения мимики лица. Дает правильные ответы. Преобладает зрительная непроизвольная память. Ассоциативное мышление не развито. Совместное общение с одногодками отсутствует, она не может постоять за себя. Самоагрессия выявляется при самообращении «Даша играется», «Даша расчесывается», таким образом, чувство самосознания у девочки не сформировано.
Логопедическая программа для детей с умственной отсталостью по ФГОС
Правильно подобранная логопедическая программа дает больным детям условия и дополнительные возможности для развития речи и совершенствование других полезных навыков.
Обратите внимание! Логопедическое сопровождение детей с овз в школе проводится непосредственно комиссией специалистов. Руководителем организации создаются индивидуальные классы, где педагоги проводят уроки в форме презентаций. Курс будет окончен, когда у детей будут полностью отсутствовать логопедические нарушения.