Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ново-Золотовская средняя общеобразовательная школа»
Ростовская область, Семикаракорский район,
тел. 8 86356 23317
Доклад по теме:
«Педагогическая диагностика в системе работы классного руководителя, учителя».
учитель начальных классов
Миленина Марина Юрьевна
Глава I. Сущность, виды, организационные основы диагностики
Глава II. Диагностика в педагогической деятельности классного руководителя
Актуальность данной темы, заключается в том, что обучение и воспитание не всегда опирается на знания психологии. Вследствие чего возникают разногласия между учеником и учителем.
В настоящее время, в каждой общеобразовательной школе работают психологи, которые помогают как самим учащимся и им родителям, так и самому учителю. Но, каким бы квалифицированным специалистом он не был, он не сможет проявить к каждому обучающемуся свой индивидуальный подход. Рекомендации и наблюдения, будут носить поверхностный характер.
В сложившейся ситуации приобретает большое значение педагогическая диагностика классного руководителя. Во-первых, классный руководитель работает с небольшим количеством детей, видится с ними каждый день, общается и многое другое. Во-вторых, учитель после окончания вуза, имеет определенную психологическую подготовку к работе с детьми.
Педагогическая диагностика классного руководителя с обучающимися, есть большая, целостная работа в отдельности с каждым ребенком, что позволяет выявить качество обучения и воспитания, обученности и воспитанности ребенка. После проделанной работы учитель анализирует полученные ответы, корректирует и делает прогнозы на развитие педагогического процесса школьника.
Без педагогической диагностики невозможно контролировать воспитательный процесс, грамотно формулировать педагогические задачи; невозможно организовать целенаправленный, обоснованный процесс развития личности учащегося.
Одной из самых важных качеств современного классного руководителя, является то, что он умеет изучать личность учащегося, его настроение. Может контролировать темп психического развития каждого ребенка и управлять учебно-воспитальным процессом. Данные задачи, которые занимают не последнее место в работе современного учителя, разрешаются с помощью педагогической диагностики, чему и посвящена работа.
Чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо знать его во всех отношениях. В начале работы с детским коллективом, учителю необходимо подбирать методики работ с детьми, такие что помогут в развитии детского коллектива и его формированию.
Объектом исследования данной работы, является педагогическая деятельность классного руководителя.
Предметом исследования данной работы, являетсядиагностические методики, диагностики учащихся, которые применяет классный руководитель в педагогическом процессе.
Цель данной работы, заключается в том, что бы рассмотреть педагогическую диагностику в системе работы с детьми; выявить современные методики работы, которые позволяют классному руководителю выявить определенные особенности каждого их учащихся, для дальнейшей педагогической работы.
•Выявить происхождение понятия о диагностики;
•Изучить виды диагностики;
•Провести изучение этапов диагностики;
• Рассмотреть критерии результативности педагогической диагностики;
•Определить перспективы развития педагогической диагностики.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1.1 Понятие и задачи диагностики
Диагностика, которую может осуществлять классный руководитель в работе с классом, – это педагогическое изучение учащихся класса, получение данных об условиях их жизни, особенностях развития, обучения и воспитания.
С помощью различных педагогических методик, классный руководитель, учитель получает данные о качестве обучения, качестве воспитания, обученности и воспитанности обучающихся в школе. После получения данных, учитель анализирует их, оценивает, делает по полученным данным прогноз на будущие развитие педагогического процесса.
На прикладном и теоретическом уровне, диагностика учителя, помогает решать актуальные проблемы, такие как: что изучать, как изучать, какими методами, средствами, как контролировать состояние педагогического процесса, как использовать и фиксировать полученные результаты.
В настоящее время следует отличать педагогическую диагностику от психологической и от научного исследования. Педагогическая диагностика учителя направлена на изучение процесса обучения и воспитания, имеет цель отследить результаты воспитания и обучения, и их корректировка.
Наука выделяет следующие ее функции:
Первая функция педагогической диагностики, состоит в получении данных и корректировки процесса воспитания; вторая функция педагогической диагностики, означает предсказание, предвидение, прогноз развития изменений обучающихся; третья функция состоит в том, что в процессе диагностирования учитель имеет возможность оказывать воспитательные воздействия на учащихся. Дело в том, что многие полученные данные сообщаются обучающимся и обсуждаются. В последствии этого строится воспитательная работа.
Педагогическая диагностика имеет предметом три области:
а) результаты обучения в виде оценок;
б) результаты обучения и воспитания в виде эмоциональных, социальных качеств личности;
Объектом диагностической деятельности педагога выступают педагогические явления, к которым относится взаимодействие участников процесса, совместная деятельность, поведение и отношение субъектов, возникающее в процессе взаимодействия, а также индивидуально-личностные свойства этих субъектов и закономерности их становления
Диагностика— особый вид познания, находящийся между научным знанием сущности и опознаванием единичного явления. Результат такого познания — диагноз (гр. dagnoss — распознавание, определение).
Диагноз — заключение о принадлежности сущности, выраженной в единичном, к определенному установленному наукой классу. Данное понятие широко представлено и в современной педагогической науке.
В результате проделанной диагностики можно выявить, как реализованы педагогические задачи и как задачи требуют дальнейшего развития (решения).Как показывает практика, педагогическая диагностика обладает прямой связью с этапами управления развитием коллектива и личности. Педагогическая диагностика, охватывает все диагностические задачи, которые возникли в процессе образования.
Педагогическая диагностика, должна основываться на следующих целях:
Планирование будущих этапов учебного процесса;
Оптимизация в процессе обучения;
Поощрение за успехи в учебе;
Выявление результатов обучения.
Соответственно педагогическая диагностика, имеет следующие задачи:
Выявление условной степени формирования обучающихся;
Выявление возможных способностей формирования;
Анализ перемены уровня формирования.
В соответствии такого рода программы диагностической деятельности можно отметить следующие аспекты педагогической диагностики:
Изучение а) сбор сведений; б) сравнение; в) интерпретация; г) анализ. Прогнозирование.
Доведение до сведения обучающихся, итогов диагностической работы.
Таким образом, классный руководитель может осуществлять педагогическую диагностику обучающихся класса, с целью получения данных об условиях их жизни, особенностях формирования, обучения и воспитания. В своей педагогической деятельности, классный руководитель способен применять разнообразные виды диагностики.
1.2 Содержание и методы изучения школьников
В научно-техническом цикле деятельности классного руководителя предметом его анализа являются социально-нравственные качества учащихся класса. Для того чтобы осуществлять воспитательную работу, классный руководитель обязан хорошо знать и понимать учащихся, наблюдать за процессом их формирования, видеть их проблемы в их воспитании.
Многие педагоги считают, что они хорошо знают своих учеников. Содержание диагностики класса возможно свести к следующему: демографические сведения об учащемся и его семье, сведение о состоянии здоровья и физиологическом формировании детей, общие познавательные возможности и специальные (интерес, память, мышление), эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная область личности, направленность личности, круг интересов, отношения, ценности.
Наука предлагает большой запас методов диагностики классному руководителю, однако ему необходимы элементарные методы, нетрудоемкие, увлекательные для учащихся и в тоже время прочные. Ниже охарактеризованы более применимые для практического использования методы диагностики.
Следующий метод диагностики это анкеты и другие опросные методы. Они имеют все шансы предоставлять различные данные о индивидуальных качествах, ценностях, взаимоотношениях. По форме анкеты делятся на открытые и закрытые. Открытые анкеты, это такие анкеты, где свободный ответ формулирует сам ученик, а закрытые анкеты это те, где нужно выбрать из предложенного списка ответ. По числу респондентов анкеты делятся на индивидуальные – это такие анкеты, где отвечает один респондент; групповые – отвечают несколько респондентов; и массовые – отвечают от сотни до тысячи респондентов. Также анкеты делятся по типу контактов с респондентом. Они бывают: очные – в присутствии исследователя; заочные – исследователь отсутствует; анкеты публикуются в интернете, в прессе; онлайн анкетирование и т.д.
Формирование анкеты – это нелегкое дело, которое требует определения состава качеств, данных, какие педагог желает приобрести. Далее необходимо устанавливать конкретно разумные и доходчивые вопросы, которых не должно быть очень много. Анкета дает возможность, собирать большое количество данных за очень маленький срок времени и свободно их подвергать обработке.
Одним из методов диагностики, является диалог. Диалог, более гибкий метод выборочного опроса, способен являться стандартизованной и независимой. В первоначальном случае предварительно сформулированы вопросы задаются последовательно. Независимый диалог дает возможность видоизменять вопросы с целью извлечения наиболее конкретных, точных данных. Правильнее устанавливать не сквозные вопросы и определенные, на которые можно получить развернутые ответы, а необходимо сформировать доверительную обстановку.
Для исследования личных специальных свойств употребляют еще экспертный анализ подтверждений с документами (библиотечный формуляр), по творчеству креативных трудовых обязанностей учеников (сочинения). Социометрию употребляют как для обнаружения межличностных взаимоотношений в группе, так и для обнаружения личных качеств. В психической диагностике обширное распространение приобрел психодиагностический способ (метод), представленный тремя видами методик. Их исключительностью является направление на измерение качеств личности, которое действительно возможно, благодаря стандартизации инструментов измерения, основанной на мнении нормы. Тесты обязаны еще соответствовать требованиям, которые отвечают за безопасность и долговечность и также валидности.
Итак, тест – стандартизованное испытание, измеряющий либо обнаруживающий данные характеристики личности. В одной группе тестов, диагностика воплощается на базе успешности и способа выполнения деятельности. Здесь есть тесты разума и личности, тесты специальных способностей и тесты достигнутых результатов. В прочий группе – диагностика основывается на самоописании и сведениях, получаемых из ответов на серии вопросов, составляющих так называемые опросники.
Вот несколько примеров.
2.1 Педагогические задачи классного руководителя
Проведение исследовательских процедур в школе должно реализоваться по ранее задуманному плану и регулярно. Подготовленный классный руководитель может делать это самостоятельно, сотрудничая с психологом школы, если таковой есть. Рекомендуется производить как общую педагогическую диагностику класса, так и направленную на личные аспекты процесса формирования учеников. Следовательно, может быть составлена программная разработка исследования школьников. Результатом диагностики могут быть характеристики индивидуальных учеников и всего класса, разные по форме. Традиционная для отечественной школы текстовая характеристика класса в недавнем прошлом была только формальной, малоинформативной и не нужна была диагностика. В личном деле ученика нет других сведений, помимо успеваемости.
В отечественной и зарубежной практике в наличии есть разработки и типографских вариантов карты характеристики ученика, и компьютерной диагностики учащихся. Классному руководителю лучше всего применить совершенно готовые диагностические средства и методы, хотя многое он может сделать сам при соответствующей подготовке. На обратной стороне карты в наличии есть указательные инструкции для преподавателя. Состав информационных известий об учениках и форма их организации имеют все шансы находиться в допустимых значениях учителем, целесообразно сделать компьютерный вариант карты, так как “бумажный” не даёт возможности заносить изменения и следить за динамикой развития.
Педагогические задачи классного руководителя. При этом проблему здесь надо понимать как недостаток в развитии, воспитании школьников, а задачу как описание желаемого состояния, качественного изменения, новообразования в личности учащегося или группы (в педагогике это называется собственно педагогическая задача).Итогом этапа диагностики в работе классного руководителя является оценка состояния воспитанности учеников и формулировка проблем в их предстоящем развитии. Классный руководитель обязан уметь отметить приоритетные задачи воспитания учащихся на определенный период на основе данных диагностики и других источников.Например, формирование знаний и умений межличностного взаимного сотрудничества. Технология воспитания требует, чтобы задача была раскрыта инструментально, описывая поступки ученика. В этом случае это будет примерно так: ученик знает себя, имеет представление о своем Я, умеет осознавать и уважать другого, проявляет эмпатию (т.е проявление своих эмоций при сопереживании) в разговоре и т.д.
Диагностическая карта класса помогает выявить возникающие проблемы и поставить задачи по следующему алгоритму:
выявить типичные характеристики, показатели воспитанности по отдельным параметрам и оценить их по соответствию нравственным и другим нормам;
обнаружить связь между разными параметрами для понимания причин отклонения. Например, связь между мотивами учения и успеваемостью;
сформулировать собственно педагогические задачи. Например, развивать навыки общения, уважение к себе и другим; формировать интерес к познавательной работе, учению.
Итогом этапа диагностики в работе классного руководителя является оценка состояния воспитанности учеников, тогда уже и в случае если найдутся проблемы, которые не могут не тревожить классного руководителя, то он должен уметь выделить задачи воспитания учащихся класса на определенный период на основе полученных данных диагностики. Формулировать задачи для разрешения проблемы можно и на основе общих целей и содержания воспитания.
Аналитико-прогностическая функция заключается в:
исследование и экспериментом анализе личных особенных свойств учащихся,
исследование и анализ учащихся в его развитии,
анализ и оценка домашнего воспитания учащихся,
анализ уровня степени воспитанности учащихся и личности.
Эта функция сопровождает выполнение всех других функций классного руководителя.
Организационно-координирующая функция подразумевает:
установление контактов с родителями учащихся, оказание им поддержки в воспитании обучающихся (лично, через психолога, общественного преподавателя, педагога дополнительного образования);
проведение консультаций, дискуссий с родителями обучающихся;
организация внеурочной деятельности детей (проведение разных мероприятий);
работу с преподавателями предоставленного класса, психологом, общественным преподавателем, руководителями кружков и V-VI (VII) классов – с воспитателями группы продленного дня;
ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, воспитательный план, электронный журнал).
Коммуникативная функция заключается:
в формировании позитивно настроенных отношений меж детьми, в управлении отношениями в классе;
в формировании хороших взаимоотношений в системе «учитель-ученик».
Здесь классный руководитель выступает как посредник, при возникновении какого-либо конфликта. Конфликты между преподавателями и обучающимися бывают долгими и продолжительными, когда обе стороны гораздо долгое время не могут прийти к договору (взаимному соглашению). Тогда классному руководителю необходимо порекомендовать третье решение, хотя бы в минимальной возможности устраивающее обе стороны; в обучении учеников средней школы установлению позитивных отношений с людьми; в оказании помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
Контрольные функции предполагают:
контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
контроль за посещаемостью учебных занятий каждого обучающегося.
Таким образом, в вышесказанном, хочется отметить, что обязанности и функции классного руководителя гораздо объёмнее и ответственнее, нежели у учителя-предметника. Поэтому классный руководитель обязан содействовать и помогать в тесном контакте со школьным психологом, неустанно стремится к совершенствованию, исследовать методическую литературную по вопросам диагностики классного коллектива в том числе.
2.2 Роль диагностики в работе классного руководителя
К сожалению, обучение и воспитание не всегда опирается на знания психологии. Вследствие чего возникают разногласия между учеником и учителем. Конечно, в каждой школе работают психологи, которые помогают как самим учащимся и им родителям, так и самому учителю.
Следить за результатами воспитательной работы – значит располагать фактами, которые характеризуют поведение детей, их представления и переживания. По этим фактам учитель может судить об успехах и неудачах проводимой им работы. Как же получить достоверные факты?
В данной ситуации приобретает большое значение диагностическая деятельность классного руководителя. Во-первых, классный руководитель работает с небольшим количеством детей, видится с ними каждый день, общается и многое другое. Во-вторых, учитель после окончания вуза, имеет определенную психологическую подготовку к работе с детьми. В-третьих, получив результаты диагностики классный руководитель сумеет построить свою воспитательную деятельность с учетом личных особенностей учащихся и особенностей классного коллектива.
С этой целью была разработана и изучена программа “Исследование развития личности учащегося и ученического коллектива”. Первая часть программы посвящена исследованию личности учащегося.
Диагностика личных свойств учащихся класса.
Потребность личного подхода к ребёнку в актуальной на сегодня системе образования дающее воспитание очевидна. Ценность индивидуализации постоянно усиливается. В наше время педагогика направлена на то, чтобы в любом очевидце видеть личность. Согласно этому, ребёнок имеет совершенное право на понимание, на позитивную оценку как большого, так и маленького успеха в учебных делах, в любом другом достойном виде деятельности. Всё больше известными и известными становятся индивидуально-ориентированные планы работы. Разрабатывается большое количество методик, согласно которым выполняется личностно-ориентированный принцип обучения, даже разные диагностики, направленные на обнаружение интересующих свойств личности с назначенной целью для измерения результатов воспитания, образования и обучения.
С помощью схем исследуются личностные особенности, познавательная сфера, интересы и склонности, пространство ученика в системе межличностных отношений. Результаты диагностики заносятся в социально-психологический подтверждающий личность документ (паспорт), который отображает степень формирования процесса ученика на каждом рубеже.
Данные, отражающие степень формирования коллектива на этом этапе, вносятся в общественный паспорт класса.
Третья часть программной разработки ориентирована на работу с родителями и педагогами-предметниками. Здесь показаны совместные исследовательские изучения, педагогические консилиумы, тематика родительских собраний, направленных на повышение психологической компетентности учителей и родителей.
Диагностическая деятельность проводится по программе с учетом следующих условий:
результаты диагностики сравниваются лишь с прошлыми итоговыми результатами, для того чтобы обнаружить степень его продвижения в развитии;
изучение личности учащегося и ученического коллектива осуществляется на протяжении всех лет получения образования в учебном учреждении;
определяются на будущее перспективы формирования процесса ученика и коллектива;
исследования носят полный системный характер;
диагностика ведется в стандартных критериях учебно-воспитательного процесса.
Изучение учащихся и ученического коллектива проводится не только путем специальных методик, но и путем наблюдений, индивидуальных бесед, бесед с родителями, с учителями.
Особенности развития личности.
В шестом классе МБОУ-Новозолотовской СОШ, был проведен опыт для определения преобладающего типа темперамента у детей. Для более точных результатов типы темпераментов определяли сами учащиеся и их родители, классный руководитель. Результаты были следующими:
холериков -5 человек;
сангвиников -16 человек;
флегматиков 3 человека;
меланхоликов -2 человека.
Таким образом, были сделаны выводы о том, что в шестом классе преобладающим типом темперамента оказался –сангвиник. Преобладание сангвиников в классе говорит о том, что это положительный настрой, высокая работоспособность. Такие дети очень увлечены интересными делами. Однако среди положительных моментов, есть и отрицательные моменты. Так как большинство детей в классе имеют ярко выраженные способности лидера, организатора и поэтому между детьми возникают сопернические отношения. Большинство таких детей не могут сосредоточенно выполнять домашнее задание, они предпочитают списывать его. У других детей чувство юмора перерастает в зубоскальство. В таком трудном коллективе, очень трудно находиться неуверенным в себе меланхоликам.
При проведении опыта для определения типа темперамента ребенком, родителями и классным руководителем не всегда совпадали. Например, Анастасия Д. отнесла себя к типу сангвиника, ее мама оценила ее также, а её классный руководитель отнес её к типу меланхолика. Данной причиной несовпадения результатов было то, что девочка показывала неискренне поведение в школе, то есть она демонстрировала свою слабость, неуверенность в себе, плакала из-за оценок и другое. А вот дома и с друзьями Анастасия, вела себя по-другому.
С учетом темперамента можно оптимально решать вопросы организации детей во время учебных занятий, в частности, их рассаживания.
Характер и самооценка.
Диагностика проводилась на базе статьи Т.Аржакаевой “Самооценка наших детей”. Автор журналистской заметки ставила целью повышение психологической компетентности родителей. Применение этого метода позволяет сделать более объективной не только оценку ребенка родителями, но и самооценку школьника, а так же оценку характера ученика классным руководителем. Сведения о самооценке ребенка, зеркальной самооценке ( “Я – глазами мамы”), оценки классного руководителя наглядно вырисовываются в облике профилей разнообразного цвета.
В итоговом эффекте можно обрести ценную информацию про то, как ребенок адекватно себя оценивает, о знании родителями собственного ребенка, а классным руководителем – собственного ученика. При сопоставлении профилей видно, что ждет ребенок от родителей и учителя. Это повод к рассуждению: получает ли школьник нужную психическую опору с подмогой, признание? Оптимальны ли требования, предъявляемые к нему?
Конечно, с каждым ребенком и родителями нужно работать индивидуально. Очень часто оценка ребенка мамой и зеркальная самооценка не совпадают. Мамы относятся к ребёнку необъективно, переоценивают его.
Таким образом, учитывая результаты данной диагностики классный руководитель строит план воспитательной работы с классов в целом, так и с отдельными учащимися. Этому может способствовать проведение различных мероприятий, направленных на развитие и воспитание: беседы, диспуты, классные часы, поездки, экскурсии, походы, соревнования и др. Для некоторых ребят это будет индивидуальная работа со специалистами – психологом, наркологом, педагогом – организатором.. Для других –индивидуальная работа с родителями.
Изучение классным руководителем особенностей классного коллектива.
Становление и развитие детского коллектива , формирование в нём нравственных взаимоотношений – процесс сложный и длительный, требующий постоянного внимания педагога.
Современный ученик, воспитывается, развивается совместно с другими школьниками. Поэтому в работе классного руководителя важным направлением является формирование здорового классного коллектива.
Ученический коллектив развивается непрерывно. Изменяется состав класса. Помимо количественных изменений, так же происходят и качественные.
Изучение происходит по следующим направлениям: уровень сформированности коллектива, степень эмоционального единства в классе, уровень сплоченности, межличностные отношения.
Диагностика межличностных отношений позволяет выделить внутри коллектива группы, узнать какое место занимает каждый ученик в системе межличностных отношений. Процедура исследования проводится с помощью социометрии. После обработки данных возникают вопросы. Почему один ребенок пользуется большинством симпатий, а другой одинок? Как помочь изолированным детям? Чаще всего изолированные дети становятся застенчивые, неуверенные в себе. Информацию дополнительную можно получить, изучая тип личности в общении. В классе на всех ребят заполняется анкета, в которой напротив каждой фамилии выставляются балы по шкале: 4 – всегда, 3 – часто, 2-иногда, 1 – редко, 0 – никогда. Затем педагог проводит расчеты и делает анализ типов “доминирование- подчинение” и “ положительность- отрицательность”. Для наглядности составляет диаграмму личностного поведения.
Далее классный руководитель использует эту информацию для организации деятельности детей в групповой работе в классе и на уроках. Так, дети с отрицательным доминированием работают успешно с одноклассниками. Для них надо применять чередование подчинительных и руководящих ролей. Дети с отрицательным подчинением лучше сотрудничают с доброжелательными сверстниками. Их необходимо постоянно поощрять, для того, чтобы повысить уровень самооценки, а также стараться, чтобы эта похвала была закреплена реальными достижениями.
Для определения степени сформированности коллектива, степени эмоционального единства в классе, уровня сплоченности, межличностных отношений существует множество диагностик. Приведём некоторые из них. Например:
Во время упражнения нужно поменяться местами всем тем, кто обладает каким – то общим признаком. Например, если ведущий скажет: « Пересядьте все те, кто родился весной», то все, кто родились весной, должны поменяться местами. Или «Кто пришёл в школу в хорошем настроении» и т.д.
После выполнения упражнения можно спросить у ребят:
– Как вы себя чувствуете?
– Как ваше настроение?
-Не правда ли , общего в нас больше, чем различий?
Цветок в подарок.
Учитель раздаёт ребятам заранее цветки, вырезанные из разноцветной бумаги. В сердцевине цветка написаны крылатые выражения и пословицы про дружбу. Детям нужно на лепестках цветов написать качества, черты характера, которые необходимы, чтобы комфортно жилось в коллективе, и пожелание для одноклассников.
Когда все выполнят первую часть упражнения, ребята должны сложить свои цветки в коробку. Педагог их перемешивает и предлагает каждому ребёнка достать себе в подарок тот цветок, который ему нравится, и прочитать вслух всё, что на нём написано.
Игра « Что легче – ссориться или мириться?»
Детям предлагается такая задача: « Ты принёс в школу свой альбом с марками, чтобы показать его другу. Неожиданно кто – то из ребят твоего класса, увидев альбом, выхватывает его из твоих рук и не хочет отдавать. Как ты поступишь? Попробуй получить альбом «мирным путём».»
Дети разыгрывают сценку на глазах всего класса. Каждый должен предложить свой вариант поведения. Одна из преобладающих тактик при решении этой ситуации сводилась примерно к такому диалогу , как :
– Отдай альбом, а то стукну!
– Не отдам!
Детям предлагается подумать и обратиться к обидчику с такими словами, на которые он может ответить только словом «да». Дети высказывают свои предложения. Любое высказывание поощряется словесной похвалой: «Молодец, хорошо. А кто лучше?» Задача этой игры сводиться к тому, чтобы показать детям: окончательный успех в решении предложенной ситуации будет зависит от того, позволит ли «потерпевший» принять окончательное решение от «обидчика».
Дети встают в круг, и учитель просит каждого мысленно положить на левую руку всё, с чем он пришёл сегодня в школу, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что он получил сегодня в течение дня. Затем все должны одновременно сильно хлопать в ладоши и кричать : « Спасибо!»
Таким образом, при обобщении наблюдений важно обратить внимание на последовательность изменений отношения ребёнка к людям. Особо выделив причины этих изменений, педагог сможет обнаружить достоинства и недостатки своей работы и воспитания ребёнка. Такой анализ позволяет определить задачи воспитания ученика в течении года и наметить средства, которые сделают это воспитание успешным.
Народная мудрость гласит: «Не оценивайте людей, а цените их». Ребенок, как и любой взрослый человек, нуждается в понимании, доверительном отношении, помощи. Основными принципами педагогической деятельности любого преподавателя должны быть взаимопонимание, взаимовосприятие, взаимодействие. Понять, что из себя представляет ребенок, на что он способен, как выстраивать с ним отношения, классный руководитель может благодаря диагностической деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что диагностическая деятельность и деятельность преподавателя неразрывны. Поэтому любой учитель, а тем более классный руководитель обязан владеть педагогической диагностикой.
Смотря с другой стороны, существует школьный психолог, профессионал своего дела. В его обязанности входят изучение новых методик диагностики. У психолога всегда есть специально подобранная литература, поэтому знания преподавателя о диагностике должны сводиться к умению правильно и вовремя применять методы. По всем вопросам о диагностической деятельности, классный руководитель или преподаватель должен обращаться к школьному психологу.
Классный руководитель может осуществлять педагогическую диагностику учащихся класса, с целью получения данных об условиях их жизни, обучения и воспитания. В своей педагогической деятельности, классный руководитель может использовать такие виды диагностики, как начальную, корректирующую и обобщающую.
Классный руководитель в современной школе может иметь в своей педагогической копилке целый каталог различных диагностических методов. Например, метод опроса, метод беседы, или метод столкновения взглядов, позиций. Классному руководителю важно ими правильно пользоваться, уметь организовать и оформить результаты своих диагностических исследований, соблюдая правило: «Не навреди!»
Педагогическая диагностика связана с хранением, переработкой и сбором информации, с использованием её для управления учебно-воспитательным процессом. На основе диагностических исследований педагогом создаются прогностические модели воспитательных систем, которые способствуют «переводу учащихся с одного уровня воспитанности на другой».
У классного руководителя функции гораздо объемнее и ответственнее, нежели у учителя-предметника. Поэтому классный руководитель должен сотрудничать в тесном контакте со школьным психологом, с педагогическим коллективом. А также должен изучать методическую литературу по вопросам диагностики классного коллектива, постоянно совершенствоваться в этих вопросах.
Работа с результатами диагностики позволяет каждому классному руководителю спланировать индивидуальный подход и к классу и к каждой личности в целом. Это может быть проведение различных мероприятий, направленных на развитие и воспитание: беседы, диспуты, классные часы, поездки и др. Для некоторых ребят это будет индивидуальная работа со специалистами – психологом, наркологом, педагогом – организатором. Для других – построение взаимодействия с родителями.
Таким образом, современные методы диагностирования в сфере образования, развития и воспитания, заставляют двигаться вперёд, позволяют планировать работу классного руководителя с учениками с учётом образовательных потребностей и личностных особенностей.
Список используемой литературы
1.Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция. – Москва, 2002.
2.Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: Личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника 1-4 классы: Рекомендации, диагностики, планирование и др. – Санкт-Петербург, 2007.
3.Воронов Е.А. Классный руководитель как психолог// в журнале Воспитание школьника №8, 2001.
4.Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания, Москва, 1997.
5.П.Нечаев Диагностики результатов воспитательного процесса в школе. Издательство Перспектива 2008.
6.Хмелев Е.А. Исследование ценностных ориентаций учащихся средних и старших классов. В журнале Воспитание школьника № 8, 2001.
7.Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов.-М.: Просвещение, 1991.
Список используемых интернет – ресурсов
8.Основные функции классного руководителя.URL:https://www.kazedu.kz/ (дата обращения 28.10.17).
9.Диагностическая карта класса. URL:https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2013/04/13/diagnosticheskie-metody-izucheniya-lichn6osti (датаобращения 4.11.17).
10.Аспекты педагогической диагностики. URL:https://revolution.allbest.ru/pedagogics/003812730.html (дата обращения 29.11.17).
Определение темперамента для подростков (опросник Айзенка)
Каков темперамент вашего ребенка? На наш взгляд, это важная информация для родителей, поскольку от флегматика не стоит ждать быстрых решений, а холерика – пытаться удержать от общения! Предложите пройти этот тест вашему ребенку, и вы получите важную информацию и ключи для взаимодействия с ним!
Ответьте на несколько вопросов об особенностях вашего поведения и эмоций в различных условиях. Это не испытание ума или способностей, поэтому нет ответов хороших или плохих. Работайте быстро и не тратьте время на обдумывание ответа – важна первая реакция. На вопрос можно ответить «да» или «нет».
1.Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?
3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спросят?
4. Бывает ли такое, что тебя что-нибудь раздражает?
5. Часто ли у тебя меняется настроение?
6. Верно, что тебе приятнее быть одному (одной), чем с ребятами?
7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?
8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?
9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?
10. Ты когда-нибудь чувствуешь себя несчастным(ой) без всякой причины?
11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, оживленный человек?
12. Тебе приходилось когда-нибудь нарушать правила поведения в школе?
13. Верно ли, что ты часто бываешь раздражен(а) чем-нибудь?
14. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе?
15. Ты переживаешь из-за страшных событий, которые могли бы произойти?
16. Тебе можно доверить любую тайну?
17. Можешь ли ты без труда внести оживление в скучную компанию?
18. У тебя бывает учащенное сердцебиение?
19. Делаешь ли ты обычно первый шаг, чтобы подружиться с кем-нибудь?
20. Ты когда-нибудь говоришь неправду?
Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?
22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?
23. Ты часто чувствуешь усталость?
24. Ты всегда сначала делаешь необходимую работу, а потом все остальное?
25. Ты обычно весел(а) и всем доволен(льна)?
26. Обидчив(а) ли ты?
27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?
28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
29. У тебя бывают головокружения?
30. Твои действия и поступки иногда ставят людей в неловкое положение?
31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?
32. Любишь ли ты иногда похвастаться?
33. Ты обычно сидишь и молчишь в обществе незнакомых людей?
34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?
35. Ты обычно быстро принимаешь решения?
36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?
37. Тебе часто снятся страшные сны?
38. Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?
39. Тебя легко огорчить?
40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?
41. Ты обычно говоришь и действуешь быстро, не раздумывая долго?
42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?
43. Тебе нравятся подвижные игры?
44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?
45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-то просят?
46. Ты любишь часто ходить в гости?
47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?
48. Бывал(а) ли ты когда-нибудь груб(а) с родителями?
49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?
50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь участие в общем веселье?
52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
53. Всегда ли у тебя есть уверенность, что ты справишься с делом, которое должен(на) выполнить?
54. Знакомо ли тебе чувство одиночества?
55. Ты стесняешься заговорить первым(ой) с незнакомыми людьми?
56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправить?
57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
58. Бывает, что ты чувствуешь себя веселым(ой) или печальным(ой) без причины?
Тебе трудно получить настоящее удовольствие от веселой компании?
60. Ты часто волнуешься из-за того, что ты сделал(а) что-то не подумав?
Ответ «да» = «+»
Ответ «нет» = «-»
Шкала экстраверсии – интроверсии (Ш1):
Значение по этой шкале определяется по сумме совпадения знаков в следующих вопросах:+1, +3, -6, +9.+11, +14, +17, +19, +22, +25, +27, +30, -33, +35, +38, +41, +43, +46, +49, -51, +53, -55, +57, -59.
Шкала эмоциональной стабильности (Ш2):
Значение по этой шкале определяется по сумме положительных ответов в следующих вопросах: 2,5,7, 10,13,15,18,21,23,26, 29,31,34,37,39,42,45,47,50,52,54,56,58,60.
Шкала достоверности (Ш3):
Значение по этой шкале считается по числу совпадений знаков в следующих вопросах: -4, +8, -12, +16, -20, +24, +28, -32, +36, +44, -48.
У тебя ярко выражены черты интроверта
У тебя умеренно выражены черты интроверта
У тебя умеренно выражены черты экстраверта
У тебя ярко выражены черты экстраверта
Экстраверт : общителен, любит вечеринки, имеет множество друзей. Экстраверт жаждет возбуждения, новых впечатлений, рискует, действует под влиянием момента, не лезет за словом в карман. Экстраверты беззаботны, оптимистичны, активны, вспыльчивы, предпочитают движение и действие. Их эмоции и чувства строго не контролируются, на него не всегда можно положиться.
Интроверт : спокоен, застенчив, склонен к самоанализу, предпочитает общению с людьми книгу, сдержан и отдален от всех, кроме близких людей. Планирует свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям. Он серьезно относится к принятию решений. Любит во всем порядок, контролирует свои чувства, редко поступает агрессивно, не выходит из себя. Обладая пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.
Ты обладаешь высокой эмоциональной стабильностью.
У тебя умеренная эмоциональная стабильность
У тебя высокая эмоциональная нестабильность
У тебя очень высокая эмоциональная нестабильность
Эмоциональная стабильность : эмоционально-психологическая устойчивость, зрелость, отличная адаптация.
Эмоциональная нестабильность : эмоционально-психологическая неустойчивость, нервозность, плохая адаптация.
Твои ответы были искренними
Ты стремишься давать социально одобряемые ответы, в связи с этим достоверность полученных результатов невысока.
В зависимости от значений Ш1 и Ш2 определяется темперамент:
0-12У тебя преобладает флегматический темпераментУ тебя преобладает меланхолический темперамент
13-24У тебя преобладает сангвинический темпераментУ тебя преобладает холерический темперамент
Меланхолик : человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как, легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее.
Холерик : человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, но не уравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения.
Сангвиник : человека сангвинического темперамента можно охарактеризовать как живого, подвижного, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности.
Флегматик : человека флегматического темперамента можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/286344-pedagogicheskaja-diagnostika-v-sisteme-raboty
В
соответствии со своими функциями
классный руководитель осуществляет
отбор форм работы с учащимися. Все их
многообразие можно классифицировать
по разным основаниям:
–
по видам деятельности – учебные,
трудовые, спортивные, художественные
и др.;
– по способу влияния
педагога – непосредственные и
опосредованные;
–
по времени проведения – кратковременные,
продолжительные, традиционные;
–
по времени подготовки – формы работы,
проводимые с учащимися без включения
их в предварительную подготовку, и
формы, предусматривающие предварительную
работу, подготовку учащихся;
–
по субъекту организации – организаторами
детей выступают педагоги, родители и
другие взрослые; деятельность детей
организуется на основе сотрудничества;
инициатива и ее реализация принадлежит
детям;
–
по результату – формы работы, результатом
которых могут быть информационный
обмен, выработка общего решения (мнения),
общественно значимый продукт;
– по числу участников
– индивидуальные, групповые, массовые.
Индивидуальные
формы, как
правило, связаны с внеурочной деятельностью,
общением классного руководителя и
детей. Они действуют в групповых и
коллективных формах и в конечном счете
определяют успешность всех других форм.
К ним относятся: беседа, консультации,
обмен мнениями, оказание индивидуальной
помощи, совместный поиск решения
проблемы, задачи.
К
групповым
формам работы
можно отнести советы дел, творческие
группы, органы самоуправления, микрокружки.
Главная задача классного руководителя
– с одной стороны, помочь каждому
проявить себя, а с другой – создать
условия для получения в группе ощутимого
положительного результата, значимого
для всех членов коллектива, других
людей.
К
коллективным
формам работы
классного руководителя относятся,
прежде всего, различные дела, конкурсы,
спектакли, концерты, выступления
агитбригад, походы, турслеты, спортивные
соревнования и др.
Многообразие
форм и практическая необходимость
постоянного обновления их ставят
классных руководителей перед проблемой
их выбора.
Методы работы классного руководителя
Одной
из острых проблем современной дидактики
является проблема классификации методов
обучения. В настоящее время нет единой
точки зрения по этому вопросу. В связи
с тем, что разные авторы в основу
подразделения методов обучения на
группы и подгруппы кладут разные
признаки, существует ряд классификаций.
Наиболее ранней
классификацией является деление методов
обучения на методы работы учителя
(рассказ, объяснение, беседа) и методы
работы учащихся (упражнения, самостоятельная
работа).
Распространенной
является классификация методов обучения
по источнику получения знаний. В
соответствии с таким подходом выделяют:
– словесный метод
(источником знаний является устное или
печатное слово);
–
наглядный метод (источником знаний
являются наблюдаемые предметы, явления,
наглядные пособия);
– практические
методы (учащиеся получают знания и
вырабатывают умения, выполняя практические
действия).
В реальных условиях
педагогического процесса методы
выступают в сложном и противоречивом
единстве.
Метод
сам по себе не может быть ни хорош, ни
плох. В основе воспитательного процесса
кладутся не сами методы, а их система.
А.С.Макаренко отмечал, что никакое
педагогическое средство не может быть
признано всегда абсолютно полезным,
что самое хорошее средство в некоторых
случаях обязательно будет самым плохим.
К.Д.Ушинский
считал, что необходимо изучить законы
тех психических явлений, которыми мы
хотим управлять, и поступать, соображаясь
с этими законами и теми обстоятельствами,
в которых мы хотим приложить.
Выбор
методов не есть произвольный акт. Он
подчиняется ряду закономерностей и
зависимостей, среди которых первостепенное
значение имеют цель, содержание и
принципы воспитания, конкретная
педагогическая задача и условия ее
решения, учет возрастных и индивидуальных
особенностей учащихся.