Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц
с ограниченными возможностями здоровья
Форма обучения: очная (2 года).
Стоимость обучения: 60. 000 рублей за 1 год.
Квалификация выпускника: Магистр
Образовательная программа данного направления является программой нового поколения; она разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.
Выпускники профиля обладают высокой компетенцией, они готовы работать в образовательных организациях дошкольного, начального, среднего общего, профессионального и дополнительного образования, центрах психолого-педагогического сопровождения, в учреждениях социальной сферы, в отделах управления образованием.
Какие навыки вы получите?
– проведение психолого-педагогической диагностики лиц с ОВЗ;
– осуществление коррекционной деятельности с лицами с ОВЗ;
– организация процесса консультирования участников образовательных отношений.
Какие дисциплины вы будете изучать?
– Нормативно-правовые основы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
– Проектирование и сопровождение индивидуального образовательного маршрута для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
– Мониторинг коррекционно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях.
– Особенности развития когнитивных функций и эмоциональной сферы у лиц с ограниченными возможностями здоровья.
– Тьюторство в системе инклюзивного образования.
– Консультирование педагогов образовательных учреждений, осуществляющих обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья.
– Ассистивные технологии в специальном и инклюзивном образовании.
– Психолого-педагогическая диагностика лиц с ограниченными возможностями здоровья.
– Психолого-педагогические основы разработки и реализации коррекционно-развивающих программ.
Кто будет вашими преподавателями?
Руководитель образовательной программы:
– Фролова Светлана Валериевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психологии и педагогики», клинический психолог, дефектолог
– Федосеева Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, соавтор множества учебных пособий, статей по направлению специальное (дефектологическое)образование, клинический психолог, дефектолог
– Брыкин Юрий Вадимович, кандидат педагогических наук, доцент, руководитель образовательных программ кафедры психологии и педагогики, профессор РАЕ
– Елькина Ирина Юрьевна, кандитат психологических наук, соавтор монографий, учебных пособий, статей в журналах ВАК по направлению «Психолого-педагогическое образование»
Как поступить на программу?
Пройти тестирование по направлению подготовки. Подробнее о тестировании
Все интересующие вопросы Вы можете задать по телефону горячей линии приемной комиссии: 7 (495) 033-03-63.
Основные особенности организации деятельности учреждений дополнительного образования
- 1. Необходимым условием существования учреждений дополнительного образования является свобода выбора ребенком или молодым человеком вида деятельности, педагога, обучающей программы, наличие возможности менять их. С этой позиции СДО обладает более благоприятными возможностями по сравнению со школой. Несмотря на предметную ориентацию многих образовательных объединений, осуществляющих свою деятельность на базе учреждений дополнительного образования, дети и молодые люди всегда имеют возможность выбирать вид и направленность деятельности, степень своей включенности в нее (активность участия, объем освоения материала, режим), группы (формальные и неформальные). Разнообразными являются роли, отношения, позиции, которые ребенок или молодой человек имеет возможность выбирать и которые могут оказать конструктивное влияние на развитие их способностей и дальнейший жизненный выбор.
- 2. Главным организующим началом учреждений дополнительного образования являются не фрагменты предметного знания, а творческая деятельность в различных ее проявлениях. Поэтому взаимодействие педагогов и воспитанников в учреждениях СДО всегда носит творческий характер. Наряду с теоретическими занятиями здесь большое место занимают коллективная или индивидуальная творческая деятельность, самостоятельная исследовательская работа, экскурсии, соревнования, походы, экспедиции, выставки и другие формы практической творческой деятельности. Результатом деятельности ребенка и молодого человека не могут быть только знания, умения и навыки. Чаще всего это воплощение таких знаний в реальный продукт деятельности (сделанная своими руками модель корабля, сыгранная на сцене роль, декоративное изделие, организованное и проведенное коллективно-творческое дело и др.).
- 3. Разнообразны формы организации детских и молодежных образовательных объединений. В основном это разновозрастные образовательные объединения разного численного состава. Наиболее традиционной формой образовательного объединения в учреждениях СДО являются различные творческо-учебные группы (кружки). В них члены объединения осваивают новый опыт участия в поисковоисследовательской, спортивно-оздоровительной, конструкторской, предметно-прикладной, музыкальной и других видах деятельности, а также получают возможность развития личностно и социально важных качеств. Традиционной формой являются также клубные объединения детей и молодежи по интересам. Все более распространенными становятся комплексные формы образовательных объединений: студии, мастерские, лаборатории, школы и т.п., которые позволяют выявить творческую одаренность (особенно на ранних стадиях), развивать разнообразные способности детей и молодых людей, обеспечивают углубленное изучение одного или нескольких предметов, высокое качество творческого продукта участников программ и т.д.
- 4. Учреждения СДО в большей степени, чем другие типы образовательных учреждений, обладает возможностями для реализации личностно-ориентированного подхода. Деятельность педагогического коллектива учреждений может быть нацелена на индивидуальный, “штучный” характер обучения и воспитания. В основе построения образовательного процесса лежит уровень развития ребенка или молодого человека, его личные интересы и достижения. Численный состав объединений в учреждениях должен определяться в соответствии с психолого-педагогической целесообразностью вида деятельности. Расписание занятий составляется с учетом интересов и возможностей детей и молодых людей. Продолжительность занятий устанавливается, исходя из образовательных задач, психофизической целесообразности, санитарно-гигиенических норм. Кроме того, имеются благоприятные возможности для осуществления полноценной индивидуальной работы с участниками программ дополнительного образования.
- 5. В учреждениях СДО часто складывается и реализуется особый стиль отношений между педагогами и воспитанниками, основанный на уважении личности ребенка, заботе о его жизни и здоровье, свободе. Это не просто декларированные позиции, а реальное построение отношений, в основе которого лежат свобода ребенка и молодого человека в выборе педагога, с одной стороны, и вытекающее отсюда стремление педагога быть значимым, интересным для своих воспитанников – с другой.
- 6. Учреждения СДО традиционно широко взаимодействуют с организациями и учреждениями других предметных и творческих сфер: учреждениями культуры и спорта, научными учреждениями и организациями, учреждениями сферы профессионального образования, предприятиями и другими учреждениями и организациями. Непрерывность образовательных связей с различными учреждениями создает благоприятные возможности для полноценного развития ребенка и молодого человека, своевременного самоопределения, повышения конкурентоспособности и развития гражданской позиции, создания условий для формирования каждым собственных (адекватных реальности) представлений о себе и мире. В частности, данные учреждения нередко выступают в качестве центров координации деятельности детских и молодежных общественных объединений в районе, городе, регионе.
Наш мир переживает коренную смену подходов к образованию и к социокультурной политике в целом. К этим изменениям можно отнести, понятие «инклюзивное образование». Развитие и гуманизация образовательной системы неизбежно приводят к внедрению различных форм интегрированного обучения детей с ОВЗ в массовую школу. В то же время, существует ряд проблем, затрудняющих успешность реализации интегрированного обучения:— низкая компетентность родителей и педагогов в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ;— недостаточная координированность действий специалистов, участвующих в реализации интегрированного обучения. Успешность обучения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении зависит от включенности в работу с ним комплекса специалистов: педагога-психолога, классного руководителя, учителей-предметников, логопеда, дефектолога, соц. педагога. Важно обсуждать эту проблему и с родителями учащихся, т. основные трудности взаимодействия в процессе организации интегрированного обучения возникают не только по поводу учебных проблем, но и взаимоотношений ребёнка в классе. Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуация жизненного выбора – множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития» (Е. Казакова (2000). Процесс сопровождения – комплекс последовательно реализуемых специалистами сопровождения действий, позволяющих субъекту сопровождения определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения. Метод сопровождения – способ практического осуществления процесса сопровождения на основании полной информации о сущности проблемы и путях её решения. Служба сопровождения – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координированно. Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ является обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум.
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
- психологическое обеспечение образовательных программ;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Психолого-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении строится на принципах:
— Непрерывность. Психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения. — Системность. Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействие детей, вопросы самопознания и личностной самореализации. — Обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса. На всех этапах инклюзивного образования сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие воспитанников, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения, способствует развитию взаимодействия детей. В этих условиях у детей с особенностями психофизического развития формируется социальная компетентность. Существуют три модели интегрированного обучения. — Полная и комбинированная интеграция, где в одной группе, осваивая образовательные программы, совместно обучаются дети с ОВЗ. — Частичная интеграция показана детям, которые по тем или иным причинам не способны овладеть образовательным стандартом, поэтому они вливаются в группу на часть дня. — Временная интеграция предполагает объединение всех воспитанников группы компенсирующего назначения с типично развивающимися дошкольниками не реже двух раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с особыми образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми. МКУ ЦРОиМП в 2015 – 2016 учебном году проводит следующие мероприятия:— Семинар «ФГОС: игра как особый вид деятельности дошкольника с ОВЗ» (апрель). — Постоянно действующий семинар: «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся с ОВЗ в рамках реализации ФГОС»Заседание №1 «Специфика психолого – педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в рамках реализации ФГОС» (февраль)Заседание №2 «Психолого – педагогические особенности сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве ООО» (март)Заседание № 3 «Психолого – педагогические особенности сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве НОО» (май)— Консультирование родителей по вопросам нормативно-правового обеспечения инклюзивных процессов в образовании (пятница 14. 00 – 17. 00). — Консультирование педагогов по формированию комфортной и безопасной среды в классах инклюзивного обучения (пятница 14. 00 – 17. 00). — Методические рекомендации образовательным организациям, реализующим ФГОС обучающихся с ОВЗ (на сайте МКУ ЦРОиМП). Более подробная информация об обеспечении психолого – педагогической помощи обучающимся размещена на сайтах образовательных организаций.
Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная система, в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого обучающегося в процессе обучения.
Под психолого-педагогическим сопровождением лиц с ограниченными возможностями здоровья можно понимать комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи обучающемуся и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля.
ЦЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С овз В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Организация комплексной диагностики уровня актуального развития обучающихся.
- Отслеживание динамики развития обучающихся специалистами.
- Разработка и реализация комплексных программ сопровождения.
- Разработка и реализация программ профилактической работы.
- Организация консультативной работы.
К ОБЩИМ, УНИВЕРСАЛЬНЫМ ФУНКЦИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ РЕАБИЛИТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ОВЗ ОТНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ
- формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, природной среде;
- информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;
- диагностическая: заключается в мониторинге состояния здоровья студента с ОВЗ на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий специалиста по психолого-педагогическому сопровождению, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым индивидом;
- адаптивная: просветительская и обучающая деятельность специалиста по психолого-педагогическому сопровождению, направленная на здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизирование эмоционального и психического состояния пациента и повышения устойчивости к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды;
- рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего лич- ностного опыта студента с ОВЗ, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.
В соответствии с Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса, утвержденными Минобрнауки России 08. 2014 N АК-44/05вн, для обеспечения комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья рекомендуется введение в штат образовательных организаций должности:
- социальный педагог (социальный работник);
- специалист по специальным техническим и программным средствам обучения;
- сурдопереводчика для обеспечения образовательного процесса студентов с нарушением слуха;
- тифлопедагога для обеспечения образовательного процесса студентов с нарушением зрения.
Тьютор – организует процесс индивидуального обучения инвалида; организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве. Совместно с обучающимся-инвалидом распределяет и оценивает имеющиеся ресурсы всех видов для реализации поставленных целей. Тьютор также выполняет посреднические функции между студентом-инвалидом и преподавателями с целью организации консультаций или дополнительной помощи преподавателей в освоении учебных дисциплин.
Работа педагога-психолога (психолога, специального психолога) психолога с инвалидами в образовательных организациях заключается в создании благоприятного психологического климата, формировании условий, стимулирующих личностный и профессиональный рост, обеспечении психологической защищенности абитуриентов и студентов-инвалидов, поддержке и укреплении их психического здоровья.
Социальный педагог (социальный работник) осуществляет контроль за соблюдением прав обучающихся, выявляет потребности студента-инвалида и его семьи в сфере социальной поддержки, определяет направления помощи в адаптации и социализации.
Использование в образовательном процессе современных технических и программных средств обучения требует наличия в штате соответствующих специалистов, помогающих использовать эти средства педагогам и обучаемым, содействующих в обеспечении студентов-инвалидов дополнительными способами передачи, освоения и воспроизводства учебной информации, занимающихся разработкой и внедрением специальных методик, информационных технологий и дистанционных методов обучения.
Сурдопедагог в образовательной организации – это специалист по обучению и развитию лиц с нарушениями органа слуха, осуществляющий деятельность по сопровождению их процесса обучения в образовательной организации.
Главная задача сурдопереводчика – способствовать полноценному участию глухих и слабослышащих студентов в учебной и внеучебной жизни образовательной организации. Сурдопереводчик гарантирует студентам равный доступ к информации во время занятий.
Тифлопедагог способствует развитию компенсаторных возможностей зрительного восприятия студентов с нарушениями зрения и оказывает помощь в овладении специальными тифлотехническими средствами.
Педагогические кадры должны быть ознакомлены с психолого-физиологическими особенностями обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и учитывать их при организации образовательного процесса. С этой целью необходимо включение блока дисциплин по осуществлению инклюзивного образовательного процесса в программы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального образования:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
- Федеральный закон О социальной защите инвалидов в Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ.
- Приложение к письму Минобразования России от 27 июня 2003 года № 28-51-513/16 Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования.
- Положение о психолого-медико-педагогической комиссии. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. № 1082.
- Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса. Утверждены Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России 26 декабря 2013 года № 06-2412 вн.
- Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса, утв. Минобрнауки России 08.04.2014 N АК-44/05вн.
Психолого-педагогические условия реализации дополнительного образования детей
Дополнительное образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных обр. услуг и программ, оказание дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных обр. программ в интересах человека, гос-ва.
Дополнительное образование детей– единый целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
· предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
· помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемыс выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
· психологическое обеспечение образовательных программ;
· развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению:
· диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг));
· консультирование (индивидуальное и групповое);
· развивающая работа (индивидуальная и групповая);
· коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
· психологическое просвещение и образование: формирование
· психологической культуры, развитиепсихолого-педагогической
· компетентностиучащихся,администрации образовательныхучреждений,
· педагогов, родителей;
· экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).
В системе развивающего образования возможным становится различение коррекционной и развивающей работы.
Особенности организации и содержания дополнительного образования детей по месту жительства: методы, средства, формы.
Дополнительное образование детей – единый целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.
Система образования традиционно имеет сеть объединений для обучающихся по месту жительства в следующих формах:
как юридические лица: – самостоятельные образовательные учреждения дополнительного образования детей (подростковые и молодежные клубы); – объединения городских или районных клубов по месту жительства;
как структурные подразделения учреждений дополнительного образования детей (центров, дворцов, домов детского и юношеского творчества, станций и центров юных техников, туристов, ДЮСШ и т.
Работа по месту жительства чаще всего организована в форме клуба, целью является обеспечение доступности дополнительного образования для детей из районов, в которых отсутствуют учреждения ДО, либо количество мест в них ограничено. Клубы могут быть как самостоятельными, так и структурными подразделениями УДОд.
В них могут организовываться формы такие как: тематические вечера, дискотеки, выставки, лекции, беседы, семинары, консультации, фестивали, спортивные конкурсы, спектакль, концерт.
Формы: выезды на природу, рисование, аппликации, коллекционирование, подготовка и празднование НГ и ДР, посещение выставок-концертов и театров, посещение общественных мероприятий, игротеки, дискотеки, конкурсы, консультации, вечера отдыха, тематические встречи, балы, карнавалы.
· информирования (лекции, рассказы, беседы, дискуссии, проведение «круглых столов» и др
· наглядных иллюстраций и демонстраций (показ плакатов, наглядных пособий, кинофильмов, наборов слайдов, картин, схем, чертежей и пр
· практической деятельности (выполнение трудовых заданий, задание по изготовлению моделей, приборов, технических и других устройств);
· стимулирования творческой деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, порицание недостатков и др
· контроля за эффективностью воспитания детей (наблюдения, проведение контрольных бесед, анкетных опросов, сочинений по итогам своей деятельности в кружке и т.
Особенности организации и содержания дополнительного образования детей в семье: методы, средства, формы.
Семья —первичный коллектив, который даёт человеку представления о жизненных целях и ценностях.
- Родительские конференции – проводятся по общему плану учреждения в форме обмена опытом по воспитанию детей.
- Семинар – форма групповых занятий в виде обсуждений подготовленных сообщений и докладов.
- Дискуссии по проблемам воспитания в семье. Дискуссия – всестороннее публичное обсуждение.
- Родительское собрание – обучающий или практический семинар.
- Родительские трененги – форма работы с родителями. Которые осознают проблемы в семье.
- Родительские вечера (праздники)
Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования: понятие, критерии.
Компетентность – это перечень стандартов, которые четко описывают, что необходимо человеку для того, чтобы наилучшим образом выполнять свою работу.
Компетенция— это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определенный класс профессиональных задач.
Понятие профессиональной компетенции педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к профессиональной деятельности. Содержание профессиональной компетентности определяется квалификационной характеристикой, представляющей собой нормативную модель компетентности педагога, фиксируя научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика – это, по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта.
Педагог ДОд —организует социально-педагогическую деятельность в рамках дополнительной образовательной программы; осуществляет разнообразную творческую деятельность обучающихся, формирует умения и навыки, ведет индвидуальную с учетом личностных и возрастных особенностей, способствует их развитию.
Профессиональная компетентность педагога ДО – совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессионально компетентным можно назвать педагога д/о, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в воспитании учащихся.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.
Основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
· работа в методических объединениях, творческих группах;
· исследовательская деятельность;
· освоение новых педагогических технологий;
· различные формы педагогической поддержки;
· активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
· обобщение собственного педагогического опыта;
· использование ИКТ.
Этапы формирования профессиональной компетентности:
самоанализ и осознание необходимости;
планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
самопроявление, анализ, самокорректировка
Модель профессиональной компетентности педагога может быть представлена как единство его теоретической и практической готовности к профильной педагогической деятельности. В этом случае появляется возможность расширения его горизонтальной компетенции, а профессиональные умения можно распределить в четыре группы:
Умение преобразовать во внешнюю среду понимание содержания объективного процесса социализации личности в конкретные задачи обучения и воспитания, определять уровень подготовленности личности к активному учению и проектировать ее развитие на основе сформулированных прогностических обучающих, воспитывающих и развивающих задач.
Умение конструировать логически понятную педагогическую систему, позволяющую ставить задачи, отбирать содержание учебного материала, выбирать методы, формы и средства организации учебно-воспитательского процесса.
Умение педагогически действовать предполагают вычленение и установление взаимосвязи между различными структурными элементами процесса обучения и воспитания, создание необходимых условий (материальных, организационных, гигиенических, морально-психологических и собственно педагогических) для осуществления учебно-воспитательного процесса, формирующих среду развития ребенка.
Умение рефлексировать свою педагогическую деятельность и вносить коррективы, оптимизирующие последующую деятельность.
Поможем в написании учебной работы
Поиск по сайту:Главная
О нас
Популярное
ТОП
Новые страницы
Случайная страница
Изречения для студентов
Пожаловаться на материал
Обратная связь
FAQ
Психолого-педагогические условия сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика
Организация: МОУ ШИСОО с. НЫДА
Населенный пункт: Тюменская область, ЯНАО, с. Ныда
Аннотация. Необходимость адаптивной среды в школе-интернате посредством социально-психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями – требование времени. В статье показана организация сопровождений детей с ОВЗ и семей в школе- интернате. Представлены результаты сопровождения.
Ключевые слова: адаптивная среда, сопровождение, амплификация, дезадаптация, коррекция.
В развитии детей часто возникают проблемы, выражающиеся в отклонении от общепринятых социальных возрастных ожиданий, школьно-образовательных нормативов успешности, установленных в обществе норм поведения и общения.
Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Анализ состояния сопровождения детей с ОВЗ, выявление факторов и противоречий, влияющих на сопровождение данного контингента и эффективность работы специалистов социально-психолого-педагогической службы с данным контингентом детей в школе-интернате – все это способствует развитию и совершенствованию опыта.
Школа должна измениться для того, чтобы быть ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Это сложный процесс, требующий организационных, содержательных, ценностных изменений. Нужно менять не только формы организации обучения, но и способы взаимодействия с детьми данной категории.
Изменение парадигмы педагогического образования и превращение ее по существу в образование психолого-педагогическое позволяет осуществлять в МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда» процесс обучения, ориентированный на развитие обучающихся с ОВЗ, учет особенностей и всестороннее раскрытие личностного потенциала.
Создание адаптивной среды, которая позволяет обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию, а также наличие адекватной системы психолого-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения за ходом развития ребенка с ОВЗ, разработку индивидуальных программ обучения и коррекции, а также работу со средой, в которую интегрируется ребенок.
Процесс психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ подразумевает:
Проектирование образовательной среды, исходящей из общегуманистического подхода к необходимости максимального раскрытия возможностей и личностного потенциала ребенка, опираясь на возрастные нормативы развития, основные новообразования возраста как критерия адекватности образовательных воздействий, в логике собственного развития ребенка, приоритетности его потребностей, целей и ценностей.
Поддержание функционирования ребенка в условиях оптимальной амплификации образовательных воздействий и недопустимости его дезадаптации.
Собственно говоря, все сопровождение ребенка с ОВЗ и определяется оценкой этих границ и поддержанием необходимого объема образовательной информации в оптимальных границах, не допуская перехода состояния ребенка в дезадаптивное.
Цель: формирование системного подхода к обеспечению условий для развития, освоения общеобразовательных программ и социализации в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Совершенствование адаптивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья на всем протяжении их присутствия в школе-интернате, а также выработки за счет этого соответствующего ресурса для максимальной адаптированности в других социальных средах.
- Комплексное социально-психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через составление индивидуальной программы сопровождения, включая определение вида и объема необходимой помощи (обучающей, медицинской, социально-педагогической, психологической, коррекционной).
- Психолого-педагогическая поддержка семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для преодоления ограничений жизнедеятельности, а также формирование родительской ответственности за здоровое развитие и воспитание детей, формирование системы семейных ценностей.
В реализации программы психолого-педагогического сопровождения задействованы: администрация школы-интерната, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учителя-предметники, классные руководители, воспитатели, педиатр участковой больницы.
Данная программа определяет основные направления психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в школе-интернате. В школе-интернате разработана нормативно-правовая база для реализации программы сопровождения детей с ОВЗ. Данная программа охватывает всех детей, обучающихся в школе-интернате, имеющих статус дети с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР, УО).
Программа направлена на создание адаптивной образовательной среды для данного контингента детей и рассчитана на 2 года, но при этом возможно внесение корректив.
Сопровождение как процесс и целостная деятельность всех субъектов образовательного процесса всецело должно определяться тремя основными взаимосвязанными компонентами:
Систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения.
Созданием социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент).
Созданием специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детям с особыми образовательными потребностями (в рамках специального образовательного компонента).
Непрерывное поддержание силами всех специалистов – участников образовательного процесса равновесной ситуации между реальными возможностями ребенка и образовательными воздействиями (определяемых, в первую очередь, внутренними условиями и закономерностями индивидуального развития ребенка) и объемом, динамическими показателями этих образовательных воздействий со стороны педагогов, родителей, любых других субъектов образовательной среды.
Психолого-педагогическое сопровождение, в том числе особенности индивидуализации образовательного маршрута и самой работы по индивидуальной программе с ребенком с ОВЗ, основывается на определенных принципах:
Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, ориентацию на личностные особенности ребенка, семьи.
Гуманно-личностный – уважение к ребенку, к каждому члену семьи, формирование позитивной «Я – концепции» каждого ребенка, его представления о себе.
Принцип комплексности – тесный контакт с администрацией, педагогом-психологом, социальным педагогом, учителем-логопедом, педагогами и родителями (законными представителями).
Принцип деятельностного подхода – психологическая, логопедическая, социальная и педагогическая помощь осуществляется с учетом ведущей деятельности, основных новообразований возраста ребенка. А также так же на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.
Это общая методология психолого-педагогического сопровождения, представление взаимодействия ребенка с ОВЗ и образовательной среды как системы передачи и амплификации потока образовательной информации.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья:
- создание психологически комфортных условий для развития эмоционально-личностной сферы и познавательных процессов у обучающихся с ОВЗ;
- создание условий для социализации их в обществе.
Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья:
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей;
- систематизация психолого-педагогической помощи и поддержки родителей.
Для педагогов школы-интерната: повышение психологической компетентности педагогов.
- создание адаптивной образовательной среды посредством комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса;
- психолого-педагогическое просвещение и психопрофилактика в сетевом сообществе.
Технологии, используемые при сопровождении детей с ОВЗ: организация сопровождающей работы (М. Битянова), работа психолога с различными возрастными группами (Р. Овчарова), работа с проблемными детьми: дифференциация и индивидуализация обучения; коррекционно-развивающее обучение детей с задержкой психического развития, технология работы с умственно отсталыми детьми (Г. Селевко).
Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в школе-интернате имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей со всеми участниками образовательного процесса: обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Вопрос о выборе образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается территориальной психолого-педагогической комиссией с учетом рекомендаций медицинских работников (МСЭ), исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Для детей выстраивается развивающая, коррекционно-развивающая работа при необходимости, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого.
Принцип вариативности и возможности обучения применяется на протяжении всего периода обучения по адаптированной программе в школе-интернате, на уровне соответствующем его способностям, особенностям развития и склонностям, снимает излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствуют формированию положительных внутренних мотивов учения.
В школе-интернате организуется индивидуальная и групповая коррекционная работа с обучающимися. Отбор в коррекционные группы обучающихся для индивидуальных занятий проводится с учетом рекомендаций школьного ПМПк и тПМПК.
Основной формой организации внеурочной деятельности школьников выступает проектная деятельность. Включение детей с ОВЗ в проектную деятельность имеет особое значение, так как способствует их самореализации в различных видах трудовой, творческой деятельности, интеграции в социум. Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств детей-инвалидов и детей с ОВЗ: требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам.
Таким образом, социально-психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ необходимо на протяжении всего периода их обучения. Для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ важным является развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его в обществе. Поэтому родителям необходимо своевременная социально-психолого-педагогическая помощь по преодолению их отчужденности в обществе.
Результат деятельности службы сопровождения:
– наличие индивидуальных программ коррекционной работы с детьми с ОВЗ;
– наличие индивидуальных программ работы с детьми с ОВЗ;
– наличие индивидуальных планов работы;
– наличие плана-графика тематических индивидуальных и групповых консультаций для обучающихся и отдельных категорий родителей на 2015/2016 уч
– наличие адаптированных общеобразовательных программ для обучения детей с ОВЗ;
– наличие индивидуальных образовательных траекторий по основным предметам;
– наличие программы коррекционно-развивающих занятий «Тропинка к своему Я» для 1-8 классов;
– наличие логопедической программы «Коррекция звукопроизношения» для 1-4 кл.
– включение специалистов ведомств и учреждений Надымского района, участвующих в комплексном сопровождении детей с ОВЗ (сетевое взаимодействие): МСЭ, центр реабилитации, тПМПК и др.
– адаптирование архитектурной и материально-технической среды школы-интерната;
– план работы волонтерского движения «Нью-Эйдж» для детей-инвалидов.
Результат проведения коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ:
Положительная динамика в развитии эмоционально-волевой сферы (тест Басса – Дарки): снижение выраженности следующих форм агрессии: физическая – 10 чел. /41%; вербальная – 7/29%, негативизм – 5/21%, раздражительность – 11/46%. У большинства детей наблюдается средний уровень проявления агрессивных состояний – 19/79%).
Повышение уровня удовлетворенности школьной жизнью (А. Андреева):
2/8% чел – высокий уровень удовлетворенности
22/92% – средний уровень удовлетворенности,
нет – низкий.
Повышение уровня познавательных способностей обучающихся на уровне начального общего образования – 2/50% (компьютерный вариант теста Равена Д).
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих скоординировано, что в свою очередь направленно на результат.
Опубликовано
Целью психолого – педагогического сопровождения развития ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка в соответствии нормой развития в определенном возрасте
Критерием эффективности сопровождения ребенка -инвалида и ребенка с ОВЗ является нахождение ребенка в индивидуально-адаптивной зоне уровня образовательных воздействий и динамического контроля изменения показателей адаптации. 6 мая 2016 г
Целью психолого – педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ является обеспечение оптимального развития ребенка , успешная интеграция в социум
ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: Организация комплексной диагностики уровня актуального развития обучающихся. Отслеживание динамики развития обучающихся специалистами. Разработка и реализация комплексных программ сопровождения