Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста
Ступени развития самостоятельности и показатели уровня сформированности, из каких компонентов состоит детская самостоятельность, причины несамостоятельности ребенка и неготовность дошкольника быть взрослым – эти и другие задания помогут педагогам актуализировать профессиональные знания и вести на должном уровне работу по формированию и закреплению навыков самостоятельности.
10 макс. баллов
Вопрос №1: На какой ступени в развитии детской самостоятельности ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях?
Тест состоит из 10 вопросов. После прохождения теста вы увидите количество набранных баллов.
Орг. взнос за получение электронного диплома о прохождении теста составляет 90 рублей.
Данные, которые будут введены в заявке, будут использованы для оформления диплома в электронном виде.
Организатор тестов – Всероссийское СМИ “Время Знаний”
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 63093 от 18.09.2015 г.,
выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Библиографическое описание:
Гайнанова, Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей в адаптационный период / Е. А. Гайнанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 686-688. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26674/ (дата обращения: 06.05.2023).
Проблема адаптации ребенка раннего возраст к условиям дошкольного образовательного учреждения сохраняет свою высокую значимость на протяжении длительного времени. Это обусловлено тем, что от качества организации процесса адаптации детей зависит уровень их физического и умственного развития, психологического здоровья.
Анализ исследований по проблемам адаптации свидетельствует о том, что адаптация представляет собой сложный процесс, в котором отражается взаимодействие разных уровней психического развития: психофизиологического, социально-психологического, педагогического. Соотношение этих уровней определяет специфику адаптационных механизмов.
На процесс адаптации ребенка к пребыванию в дошкольном учреждении влияют три составляющие. Социально-психологический уровень адаптации, характеризующийся степенью закаленности и сформированностью навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностными особенностями самого малыша, а также уровнем тревожности и влиянием семьи на ребёнка.
Психофизиологический уровень характеризующийся, особенностями психомоторного развития детей раннего возраста и обусловливают повышенный риск развития адаптационных нарушений и педагогический уровень, характеризующийся компетентностью и профессионализмом педагогов.
Адаптация детей раннего возраста к новым условиям пребывания в дошкольном образовательном учреждении протекает труднее, так как они испытывают эмоциональный стресс. Эта психотравмирующая ситуация является одной из причин нарушения здоровья. Таким образом, можно говорить о том, что у детей указанного возраста условия эмоционального напряжения приводят к увеличению периода адаптации.
Трудности адаптации у детей раннего возраста требуют специальной работы, направленной на их преодоление и создание условий гармоничного развития ребенка. В соответствии с этим в современной науке активно разрабатываются вопросы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста. Обратимся к анализу сущности понятия «психолого-педагогическое сопровождение».
Основная задача сопровождения — создание ситуаций развития, в которых ребенок и сопровождающий его взрослый вступают в особый тип взаимоотношений, в рамках которых ребенок проживает полноценный детский опыт, решая задачи возраста, а взрослый передает ребенку необходимые средства, позволяющие решать данные задачи, и создает ситуации, актуализирующие его потенциальные ресурсы.
Опираясь на работы В. В. Долганиной, О. О. Монгуш, Л. М. Шипициной и др. мы выделяем следующие задачи психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ:
раннее выявление и предупреждение проблем в развитии ребенка;
помощь ребенка в решении актуальных задач развития и социализации;
психолого-педагогическое обеспечение программ дошкольного учреждения;
В соответствии с данными задачами можно выделить несколько направлений работы по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста.
- Профилактическое — оказание опосредованного воздействия на детей через родителей для предупреждения возникновения проблем.
- Диагностическое — комплексная психолого-педагогическая оценка развития ребенка, использование специального инструментария для выявления проблем ребенка. В период адаптации первичная диагностика проходит по трем направлениям: — характеристика родителями состояния детей через анализ анкетных данных; — оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям дошкольной образовательной организации через анализ специальной карты наблюдений за ребенком; — оценка психоэмоционального состояния детей раннего возраста через анализ индивидуального листа адаптации.
- Консультативное — организация работы с родителями и педагогами, направленной на решение проблем.
- Коррекционно-развивающее — организация индивидуальной или групповой работы с детьми, направленной на решение проблем, возникающих в период адаптации; создание условий для успешной адаптации.
Результатом эффективности психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в процессе адаптации могут выступать следующие показатели:
положительный эмоциональный фон ребенка во взаимодействии со взрослыми и сверстниками;
включение в совместную деятельность;
проявление инициативы и активности в деятельности;
хороший аппетит, сон, состояние здоровья.
Достижение положительных результатов сопровождения детей раннего возраста связано также с учетом ряда психолого-педагогических условий: организации мониторинга процесса адаптации, выделении детей с неблагоприятным прогнозом адаптации; организации своевременной коррекционно-развивающей работы по преодолению трудностей адаптации; обеспечение методической и психологической поддержки педагогов и родителей.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в ДОУ представляет собой как процесс взаимодействия всех участников образовательного процесса в решении задач успешной адаптации, поэтапного использовании комплекса мер по преодолению трудностей адаптации. Эффективность своевременного выявления проблем адаптации и их разрешения выступает одним из важнейших показателей качества работы образовательного учреждения.
- Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников [Текст]: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. К. Куренкова — М.: «Академия». — 2012. — 208 с.
- Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. — М.: «Совершенство», 2008.- 298 с.
- Долганина, В. В. Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольной образовательной организации [Текст] / В. В. Долганина // Психологические науки: теория и практика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015.- С. 1–3.
- Казакова, Е. И. Сопровождение развития новая образовательная технология [Текст] / Е. И. Казакова // Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка: Материалы Российско-фламандской конференции. СПб., 2011. — 144 с.
- Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] / Под науч. ред. проф. Л. M. Шипицыной. СПб.: «Речь», 2005. — 240 с.
- Монгуш, О. О. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] / О. О. Монгуш // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 59–62
- Тарасова, Л. Е. Процесс психологического сопровождения детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания [Текст] / Л. Е. Тарасова // Психология образования в XXI веке: теория и практика URL: http://psyjournals.ru/education21/issue/54478_full.shtml
Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, психолого-педагогическое сопровождение детей, период адаптации, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное учреждение, образовательный процесс, преодоление трудностей адаптации, психолого-педагогическое сопровождение, успешная адаптация.
Библиографическое описание:
Барсукова, О. В. Этапы психолого-педагогического сопровождения адаптационных групп кратковре-менного пребывания детей раннего возраста в соответствии ФГОС / О. В. Барсукова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 49-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9129/ (дата обращения: 06.05.2023).
В статье представлено краткое описание этапов психолого-педагогического сопровождения адаптации и социализации ребенка раннего возраста к условиям адаптационных групп кратковременного пребывания. Материал может быть интересен педагогам образовательных организаций, специалистам вариативных форм дошкольного образования, практическим психологам, педагогам-психологам и родителям детей раннего возраста.
Ключевые слова: адаптация, дошкольное образование, развитие, ранний возраст.
Тенденция к гармонизации и продуманной организации психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном пространстве является одним из признаков позитивного развития современной системы государственного образования.
Под сопровождением подразумевается система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в ситуациях взаимодействия.
Основная задача сопровождения — создание ситуаций развития, в которых ребенок и взрослый вступают в особый тип взаимоотношений, в рамках которых ребенок проживает полноценный детский опыт, решая задачи возраста, а взрослый передает ребенку необходимые средства, позволяющие решать данные задачи, и создает ситуации, актуализирующие его потенциальные ресурсы.
Период раннего детства является чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребенка. Именно в первые три года жизни ребенка наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих траекторию его дальнейшего развития. В этом возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребенка, а также фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и др.
Психолого-педагогическое сопровождение адаптационных групп кратковременного пребывания в соответствии с задачами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования решает следующие приоритетные задачи образования: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей детям, независимо от их психофизических и иных особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования; создание благоприятных условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным психологическим и физиологическим особенностям детей.
Главной цельюпсихолого-педагогического сопровождения являетсясоздание оптимальных условий, необходимых для полноценного физического и психического развития, эмоционального и социального благополучия ребенка раннего возраста.
Работа по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания условно разделяется на четыре этапа.
I этап — Подготовительный. На данном этапе проводится подготовка детей и родителей к посещению дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Педагогами и специалистами проводится первичное консультирование родителей (законных представителей), предварительный сбор информации о семье и ребенке, анкетирование родителей., изучение медицинской карты и анамнестических данных, а также составление примерного прогноза адаптации.
II этап — Адаптационный. Сопровождение детей в период первичной адаптации к условиям групп кратковременного пребывания. Проведение педагогом-психологом психологической диагностики уровня адаптированности ребенка к условиям группы кратковременного пребывания. Одновременно с наблюдением педагогом-психологом проводятся комплексные профилактические мероприятия, помогающие ребенку пережить адаптационный синдром.
III этап — Диагностический. После того, как закончился процесс адаптации, начинается процесс обучения. Чтобы его начать необходимо знать уровень развития каждого ребенка. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в разделе: «Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования» представлены целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Но для оценки индивидуального развития ребенка может проводится педагогическая диагностика с целью повышения эффективности планирования воспитателями образовательной деятельности. Для решения задач психологического сопровождения, с согласия родителей воспитанника, может проводиться психологическая диагностика.
IV этап — Развивающий и психокоррекционный. На данном этапе специалистами и педагогами проводятся развивающие индивидуальные и групповые занятия, психокоррекционные мероприятия, дополнительная углубленная диагностика по запросу родителей. На данном этапе работы также происходит разработка и осуществление индивидуальных комплексных коррекционно-развивающих программ. Выделение данного этапа условно, поскольку педагог-психолог начинает работу по психолого-педагогическому сопровождению с первого дня открытия группы кратковременного пребывания.
Кроме того, специалистами используются методы активного социально-психологического обучения. Важное место занимает именно консультирование родителей. Специалисты не только отвечают на запрос родителей, но и в процессе взаимодействия в системе «специалист — ребенок — родитель» формируют новые родительские запросы, содействуя становлению у родителей адекватного образа своего ребенка.
V этап — Аналитический. В конце учебного годапедагогом-психологом проводится вторичная диагностика уровня адаптированности детей к условиям дошкольного образовательного учреждения, а также заключительная психолого-педагогическая диагностика актуального уровня развития детей.Полученные данные анализируются,сравниваются с первичными и дополнительными исследованиями, вносятся в общие сводные таблицы мониторинга. Проводятся консультации и беседы для родителей и педагогов.
При проведении психолого-педагогического сопровождения специалистам необходимо учитывать, во-первых, такие особенности психического развития детей раннего возраста, как ситуативность поведения и непроизвольный характер всех психических процессов; во-вторых, специфические особенности работы с детьми раннего возраста. Во-первых, чрезвычайно быстрый темп развития, который отличается скачкообразным характером. Во-вторых, это неустойчивость, и незавершенность приобретенных навыков и умений. В-третьих, еще одной особенностью раннего детства является теснейшая связь и взаимосвязь состояния здоровья, физического и нервно-психического развития. Любые изменения в состоянии здоровья влияют на его нервную систему.
Новый стандарт дошкольного образования подразумевает реализацию образовательных программ в формах, специфических для детей каждой возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Именно этот фактор делает возможным ввести в образовательный процесс детей раннего дошкольного возраста. Интеграционныетенденции в системеобщественного воспитания и дошкольного образования призваны реализовать огромный резерв раннего дошкольного возраста. Достижение же основной цели образовательного стандарта невозможно без организации психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка.
Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, дошкольное образование, кратковременное пребывание, ребенок, этап, дошкольное образовательное учреждение, педагогическая диагностика, психолого-педагогическое сопровождение, раннее детство, ранний дошкольный возраст.
В статье рассматривается вопрос о необходимости оказания квалифицированной и своевременной психологической помощи в воспитании и развитии детей раннего возраста. Отмечаются основные особенности и задачи психологической работы при реализации основных направлений по психологическому сопровождению: профилактике, диагностике, консультированию, развивающей и коррекционной работе
Ключевые слова:психологическое сопровождение, дети раннего возраста, дошкольная образовательная организация, адаптация, детско-родительские отношения, семья.
Так, причиной трудного привыкания ребенка к дошкольной образовательной организации может служить рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения и становлением новой деятельности с предметами, для которой необходимо сотрудничество со взрослым. Другим фактором может являться становление потребности в общении со сверстниками и др.
При первичном поступлении в дошкольную образовательную организацию дети раннего возраста зачастую переживают стресс, т. к. отсутствие привычного контакта со взрослыми (особенно с матерью), незнакомая обстановка, общение с новыми людьми, лишают ребенка чувства защищенности, что является жизненно важным, особенно в данном возрасте. Все вышеизложенные факторы могут приводить к дезадаптации ребенка. Особенно болезненно это может отразиться на детях, имеющих какие-либо психофизические нарушения.
Отметим, что у всех детей адаптационные возможности протекают по-разному. В этой связи, ученые выделяют два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт, предполагающий эмоциональную удовлетворенность, внешнюю адекватность поведения, а именно способность личности с высокой долей точности выполнять требования среды.
В этой связи, одной из важнейших задач психологической службы в дошкольной образовательной организации является индивидуальная работа с каждым ребенком раннего возраста, а также поиск адекватного подхода к разным группам детей. Проблема реализации данной задачи заключается в том, что практически невозможно использовать один для всех детей раннего возраста метод адаптации. Это связано с тем, каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе. Важным для всех детей является возможность завоевать доверие и расположение со стороны взрослого, без которого нормальное эмоциональное самочувствие в данных условиях невозможно. Поэтому реализация индивидуального подхода имеет большое значение: ребенок раннего возраста может воспринять только то воздействие взрослого, которое направленно лично на него. Более того, он обращает внимание на такие детали во взаимоотношениях как взгляд в глаза в глаза, обращение к нему по имени, ласковое прикосновение, т. е., всё то, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого. Только тогда велика вероятность того, что дети могут принять предложения взрослого.
Практически все дети (от 1,5 года) растущие в семье, нуждаются в регулярных контактах со сверстниками и овладении навыками общения. Раннее детство является сензитивным периодом для формирования толерантного отношения к другим. Поэтому в работе психолога важно объединять в одной группе детей с различными психологическим проблемами. Вместе с тем, правильная организация общения малышей в интегративной группе, представляет серьезные трудности и требует участия профессиональных психологов.
Задачи психологического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольной образовательной организации:
– предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
– помощь ребенку раннего возраста в решении актуальных задач развития и социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, родителями;
– психологическое обеспечение образовательных программ дошкольной образовательной организации;
Рассмотрим основные направления работы по психологическому сопровождению детей раннего возраста в период их адаптации к дошкольной образовательной организации.
Диагностика (индивидуальная, групповая (скрининг)). Учитывая возрастные особенности, а так же цели и задачи психологического сопровождения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, можно выделить основные направления, которые необходимо сопровождать, а значит, диагностировать их.
Итак, первичная диагностика проходит по трем направлениям:
– характеристика родителями состояния детей через анализ анкетных данных;
– оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям дошкольной образовательной организации через анализ специальной карты наблюдений за ребенком;
– оценка психо-эмоционального состояния детей раннего возраста через анализ индивидуального листа адаптации.
– Консультирование (индивидуальное, групповое), осуществляется, как правило, по заявленным проблемам, как с педагогами, так и с родителями. Основная задача заключается не просто в информировании родителей об особенностях протекания периода адаптации ребенка раннего возраста, но и разработать рекомендации по взаимоотношениям родителей с детьми в этот период.
– Коррекционная работа (индивидуальная, групповая) заключается в возможности устранения проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации.
Задачами коррекционной работы с детьми раннего возраста в период адаптации являются:
– создание благоприятного психологического климата;
– принятие и понимание ребенка таким, какой он есть;
Показателями успешного окончания адаптационного процесса у ребёнка раннего возраста являются:
– уравновешенность, позитивное настроение ребёнка во время общения с родителями;
– спокойное настроение в период всего пребывания в группе, выполнение поручений взрослых, проявление инициативы в общении с воспитателями и другими работниками дошкольной образовательной организации;
– доброжелательные взаимоотношения со сверстниками;
– хороший аппетит и проявление самостоятельности в употреблении пищи;
Таким образом, процесс адаптации детей раннего возраста будет проходить наиболее успешно, если:
– определить уровень адаптированности ребёнка к дошкольной образовательной организации;
– организовать коррекционно-развивающую среду для своевременного разрешения детских трудностей, возникающих в адаптационный период;
– определить динамику адаптационных возможностей через систему комплексных занятий;
– обеспечить методической и практической поддержкой родителей и педагогов;
– преодолеть стрессовые состояния у детей раннего возраста в период адаптации к дошкольной образовательной организации.
1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. — Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.
2. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ — Москва.: Просвещение, 2007.-№ 3.-104с.
3. Муссен П. и др. Развитие личности ребенка. Пер. с англ. — Москва.: Просвещение., 2007.-156с.
4. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — Москва.: Просвещение., 2005. -286с.
5. Печора К. Л., Пантюхина Г. В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях — Москва.: Владос, 2007, — 176с.
6. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2–4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению — Москва.: Книголюб, 2007. — 72с.
7. Смирнова Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 2007. № 6.
Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, дошкольная образовательная организация, ребенок, период адаптации, психологическое сопровождение детей, коррекционная работа, группа детей, индивидуальный подход, психологическое сопровождение, состояние детей.