Психолого педагогическое сопровождение детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС НОО. Иные этапы психолого-педагогического сопровождения адаптации дошкольной группы

Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста


Ступени развития самостоятельности и показатели уровня сформированности, из каких компонентов состоит детская самостоятельность, причины несамостоятельности ребенка и неготовность дошкольника быть взрослым – эти и другие задания помогут педагогам актуализировать профессиональные знания и вести на должном уровне работу по формированию и закреплению навыков самостоятельности.


10 макс. баллов

Вопрос №1: На какой ступени в развитии детской самостоятельности ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях?




Тест состоит из 10 вопросов. После прохождения теста вы увидите количество набранных баллов.

Орг. взнос за получение электронного диплома о прохождении теста составляет 90 рублей.

Данные, которые будут введены в заявке, будут использованы для оформления диплома в электронном виде.

Организатор тестов – Всероссийское СМИ “Время Знаний”
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 63093 от 18.09.2015 г.,
выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Психолого педагогическое сопровождение детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС НОО. Иные этапы психолого-педагогического сопровождения адаптации дошкольной группы

Библиографическое описание:


Гайнанова, Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей в адаптационный период / Е. А. Гайнанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 686-688. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26674/ (дата обращения: 06.05.2023).

Проблема адаптации ребенка раннего возраст к условиям дошкольного образовательного учреждения сохраняет свою высокую значимость на протяжении длительного времени. Это обусловлено тем, что от качества организации процесса адаптации детей зависит уровень их физического и умственного развития, психологического здоровья.

Анализ исследований по проблемам адаптации свидетельствует о том, что адаптация представляет собой сложный процесс, в котором отражается взаимодействие разных уровней психического развития: психофизиологического, социально-психологического, педагогического. Соотношение этих уровней определяет специфику адаптационных механизмов.

На процесс адаптации ребенка к пребыванию в дошкольном учреждении влияют три составляющие. Социально-психологический уровень адаптации, характеризующийся степенью закаленности и сформированностью навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностными особенностями самого малыша, а также уровнем тревожности и влиянием семьи на ребёнка.

Психофизиологический уровень характеризующийся, особенностями психомоторного развития детей раннего возраста и обусловливают повышенный риск развития адаптационных нарушений и педагогический уровень, характеризующийся компетентностью и профессионализмом педагогов.

Адаптация детей раннего возраста к новым условиям пребывания в дошкольном образовательном учреждении протекает труднее, так как они испытывают эмоциональный стресс. Эта психотравмирующая ситуация является одной из причин нарушения здоровья. Таким образом, можно говорить о том, что у детей указанного возраста условия эмоционального напряжения приводят к увеличению периода адаптации.

Трудности адаптации у детей раннего возраста требуют специальной работы, направленной на их преодоление и создание условий гармоничного развития ребенка. В соответствии с этим в современной науке активно разрабатываются вопросы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста. Обратимся к анализу сущности понятия «психолого-педагогическое сопровождение».

Основная задача сопровождения — создание ситуаций развития, в которых ребенок и сопровождающий его взрослый вступают в особый тип взаимоотношений, в рамках которых ребенок проживает полноценный детский опыт, решая задачи возраста, а взрослый передает ребенку необходимые средства, позволяющие решать данные задачи, и создает ситуации, актуализирующие его потенциальные ресурсы.

Опираясь на работы В. В. Долганиной, О. О. Монгуш, Л. М. Шипициной и др. мы выделяем следующие задачи психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ:

 раннее выявление и предупреждение проблем в развитии ребенка;

 помощь ребенка в решении актуальных задач развития и социализации;

 психолого-педагогическое обеспечение программ дошкольного учреждения;

В соответствии с данными задачами можно выделить несколько направлений работы по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста.

  1. Профилактическое — оказание опосредованного воздействия на детей через родителей для предупреждения возникновения проблем.
  2. Диагностическое — комплексная психолого-педагогическая оценка развития ребенка, использование специального инструментария для выявления проблем ребенка. В период адаптации первичная диагностика проходит по трем направлениям: — характеристика родителями состояния детей через анализ анкетных данных; — оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям дошкольной образовательной организации через анализ специальной карты наблюдений за ребенком; — оценка психоэмоционального состояния детей раннего возраста через анализ индивидуального листа адаптации.
  3. Консультативное — организация работы с родителями и педагогами, направленной на решение проблем.
  4. Коррекционно-развивающее — организация индивидуальной или групповой работы с детьми, направленной на решение проблем, возникающих в период адаптации; создание условий для успешной адаптации.

Результатом эффективности психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в процессе адаптации могут выступать следующие показатели:

 положительный эмоциональный фон ребенка во взаимодействии со взрослыми и сверстниками;

 включение в совместную деятельность;

 проявление инициативы и активности в деятельности;

 хороший аппетит, сон, состояние здоровья.

Достижение положительных результатов сопровождения детей раннего возраста связано также с учетом ряда психолого-педагогических условий: организации мониторинга процесса адаптации, выделении детей с неблагоприятным прогнозом адаптации; организации своевременной коррекционно-развивающей работы по преодолению трудностей адаптации; обеспечение методической и психологической поддержки педагогов и родителей.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в ДОУ представляет собой как процесс взаимодействия всех участников образовательного процесса в решении задач успешной адаптации, поэтапного использовании комплекса мер по преодолению трудностей адаптации. Эффективность своевременного выявления проблем адаптации и их разрешения выступает одним из важнейших показателей качества работы образовательного учреждения.

  1. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников [Текст]: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. К. Куренкова — М.: «Академия». — 2012. — 208 с.
  2. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. — М.: «Совершенство», 2008.- 298 с.
  3. Долганина, В. В. Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольной образовательной организации [Текст] / В. В. Долганина // Психологические науки: теория и практика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015.- С. 1–3.
  4. Казакова, Е. И. Сопровождение развития новая образовательная технология [Текст] / Е. И. Казакова // Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка: Материалы Российско-фламандской конференции. СПб., 2011. — 144 с.
  5. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] / Под науч. ред. проф. Л. M. Шипицыной. СПб.: «Речь», 2005. — 240 с.
  6. Монгуш, О. О. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] / О. О. Монгуш // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 59–62
  7. Тарасова, Л. Е. Процесс психологического сопровождения детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания [Текст] / Л. Е. Тарасова // Психология образования в XXI веке: теория и практика URL: http://psyjournals.ru/education21/issue/54478_full.shtml

Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, психолого-педагогическое сопровождение детей, период адаптации, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное учреждение, образовательный процесс, преодоление трудностей адаптации, психолого-педагогическое сопровождение, успешная адаптация.

Психолого педагогическое сопровождение детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС НОО. Иные этапы психолого-педагогического сопровождения адаптации дошкольной группы

Библиографическое описание:

Барсукова, О. В. Этапы психолого-педагогического сопровождения адаптационных групп кратковре-менного пребывания детей раннего возраста в соответствии ФГОС / О. В. Барсукова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 49-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9129/ (дата обращения: 06.05.2023).

В статье представлено краткое описание этапов психолого-педагогического сопровождения адаптации и социализации ребенка раннего возраста к условиям адаптационных групп кратковременного пребывания. Материал может быть интересен педагогам образовательных организаций, специалистам вариативных форм дошкольного образования, практическим психологам, педагогам-психологам и родителям детей раннего возраста.

Ключевые слова: адаптация, дошкольное образование, развитие, ранний возраст.

Тенденция к гармонизации и продуманной организации психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном пространстве является одним из признаков позитивного развития современной системы государственного образования.

Под сопровождением подразумевается система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в ситуациях взаимодействия.

Основная задача сопровождения — создание ситуаций развития, в которых ребенок и взрослый вступают в особый тип взаимоотношений, в рамках которых ребенок проживает полноценный детский опыт, решая задачи возраста, а взрослый передает ребенку необходимые средства, позволяющие решать данные задачи, и создает ситуации, актуализирующие его потенциальные ресурсы.

Период раннего детства является чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребенка. Именно в первые три года жизни ребенка наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих траекторию его дальнейшего развития. В этом возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребенка, а также фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и др.

Психолого-педагогическое сопровождение адаптационных групп кратковременного пребывания в соответствии с задачами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования решает следующие приоритетные задачи образования: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей детям, независимо от их психофизических и иных особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования; создание благоприятных условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным психологическим и физиологическим особенностям детей.

Главной цельюпсихолого-педагогического сопровождения являетсясоздание оптимальных условий, необходимых для полноценного физического и психического развития, эмоционального и социального благополучия ребенка раннего возраста.

Работа по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания условно разделяется на четыре этапа.

I этап — Подготовительный. На данном этапе проводится подготовка детей и родителей к посещению дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Педагогами и специалистами проводится первичное консультирование родителей (законных представителей), предварительный сбор информации о семье и ребенке, анкетирование родителей., изучение медицинской карты и анамнестических данных, а также составление примерного прогноза адаптации.

II этап — Адаптационный. Сопровождение детей в период первичной адаптации к условиям групп кратковременного пребывания. Проведение педагогом-психологом психологической диагностики уровня адаптированности ребенка к условиям группы кратковременного пребывания. Одновременно с наблюдением педагогом-психологом проводятся комплексные профилактические мероприятия, помогающие ребенку пережить адаптационный синдром.

III этап — Диагностический. После того, как закончился процесс адаптации, начинается процесс обучения. Чтобы его начать необходимо знать уровень развития каждого ребенка. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в разделе: «Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования» представлены целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Но для оценки индивидуального развития ребенка может проводится педагогическая диагностика с целью повышения эффективности планирования воспитателями образовательной деятельности. Для решения задач психологического сопровождения, с согласия родителей воспитанника, может проводиться психологическая диагностика.

IV этап — Развивающий и психокоррекционный. На данном этапе специалистами и педагогами проводятся развивающие индивидуальные и групповые занятия, психокоррекционные мероприятия, дополнительная углубленная диагностика по запросу родителей. На данном этапе работы также происходит разработка и осуществление индивидуальных комплексных коррекционно-развивающих программ. Выделение данного этапа условно, поскольку педагог-психолог начинает работу по психолого-педагогическому сопровождению с первого дня открытия группы кратковременного пребывания.

Кроме того, специалистами используются методы активного социально-психологического обучения. Важное место занимает именно консультирование родителей. Специалисты не только отвечают на запрос родителей, но и в процессе взаимодействия в системе «специалист — ребенок — родитель» формируют новые родительские запросы, содействуя становлению у родителей адекватного образа своего ребенка.

V этап — Аналитический. В конце учебного годапедагогом-психологом проводится вторичная диагностика уровня адаптированности детей к условиям дошкольного образовательного учреждения, а также заключительная психолого-педагогическая диагностика актуального уровня развития детей.Полученные данные анализируются,сравниваются с первичными и дополнительными исследованиями, вносятся в общие сводные таблицы мониторинга. Проводятся консультации и беседы для родителей и педагогов.

При проведении психолого-педагогического сопровождения специалистам необходимо учитывать, во-первых, такие особенности психического развития детей раннего возраста, как ситуативность поведения и непроизвольный характер всех психических процессов; во-вторых, специфические особенности работы с детьми раннего возраста. Во-первых, чрезвычайно быстрый темп развития, который отличается скачкообразным характером. Во-вторых, это неустойчивость, и незавершенность приобретенных навыков и умений. В-третьих, еще одной особенностью раннего детства является теснейшая связь и взаимосвязь состояния здоровья, физического и нервно-психического развития. Любые изменения в состоянии здоровья влияют на его нервную систему.

Новый стандарт дошкольного образования подразумевает реализацию образовательных программ в формах, специфических для детей каждой возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Именно этот фактор делает возможным ввести в образовательный процесс детей раннего дошкольного возраста. Интеграционныетенденции в системеобщественного воспитания и дошкольного образования призваны реализовать огромный резерв раннего дошкольного возраста. Достижение же основной цели образовательного стандарта невозможно без организации психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, дошкольное образование, кратковременное пребывание, ребенок, этап, дошкольное образовательное учреждение, педагогическая диагностика, психолого-педагогическое сопровождение, раннее детство, ранний дошкольный возраст.

В статье рассматривается вопрос о необходимости оказания квалифицированной и своевременной психологической помощи в воспитании и развитии детей раннего возраста. Отмечаются основные особенности и задачи психологической работы при реализации основных направлений по психологическому сопровождению: профилактике, диагностике, консультированию, развивающей и коррекционной работе

Ключевые слова:психологическое сопровождение, дети раннего возраста, дошкольная образовательная организация, адаптация, детско-родительские отношения, семья.

Так, причиной трудного привыкания ребенка к дошкольной образовательной организации может служить рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения и становлением новой деятельности с предметами, для которой необходимо сотрудничество со взрослым. Другим фактором может являться становление потребности в общении со сверстниками и др.

При первичном поступлении в дошкольную образовательную организацию дети раннего возраста зачастую переживают стресс, т. к. отсутствие привычного контакта со взрослыми (особенно с матерью), незнакомая обстановка, общение с новыми людьми, лишают ребенка чувства защищенности, что является жизненно важным, особенно в данном возрасте. Все вышеизложенные факторы могут приводить к дезадаптации ребенка. Особенно болезненно это может отразиться на детях, имеющих какие-либо психофизические нарушения.

Отметим, что у всех детей адаптационные возможности протекают по-разному. В этой связи, ученые выделяют два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт, предполагающий эмоциональную удовлетворенность, внешнюю адекватность поведения, а именно способность личности с высокой долей точности выполнять требования среды.

В этой связи, одной из важнейших задач психологической службы в дошкольной образовательной организации является индивидуальная работа с каждым ребенком раннего возраста, а также поиск адекватного подхода к разным группам детей. Проблема реализации данной задачи заключается в том, что практически невозможно использовать один для всех детей раннего возраста метод адаптации. Это связано с тем, каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе. Важным для всех детей является возможность завоевать доверие и расположение со стороны взрослого, без которого нормальное эмоциональное самочувствие в данных условиях невозможно. Поэтому реализация индивидуального подхода имеет большое значение: ребенок раннего возраста может воспринять только то воздействие взрослого, которое направленно лично на него. Более того, он обращает внимание на такие детали во взаимоотношениях как взгляд в глаза в глаза, обращение к нему по имени, ласковое прикосновение, т. е., всё то, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого. Только тогда велика вероятность того, что дети могут принять предложения взрослого.

Практически все дети (от 1,5 года) растущие в семье, нуждаются в регулярных контактах со сверстниками и овладении навыками общения. Раннее детство является сензитивным периодом для формирования толерантного отношения к другим. Поэтому в работе психолога важно объединять в одной группе детей с различными психологическим проблемами. Вместе с тем, правильная организация общения малышей в интегративной группе, представляет серьезные трудности и требует участия профессиональных психологов.

Задачи психологического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольной образовательной организации:

–        предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

–        помощь ребенку раннего возраста в решении актуальных задач развития и социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, родителями;

–        психологическое обеспечение образовательных программ дошкольной образовательной организации;

Рассмотрим основные направления работы по психологическому сопровождению детей раннего возраста в период их адаптации к дошкольной образовательной организации.

Диагностика (индивидуальная, групповая (скрининг)). Учитывая возрастные особенности, а так же цели и задачи психологического сопровождения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, можно выделить основные направления, которые необходимо сопровождать, а значит, диагностировать их.

Итак, первичная диагностика проходит по трем направлениям:

–        характеристика родителями состояния детей через анализ анкетных данных;

–        оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям дошкольной образовательной организации через анализ специальной карты наблюдений за ребенком;

–        оценка психо-эмоционального состояния детей раннего возраста через анализ индивидуального листа адаптации.

–        Консультирование (индивидуальное, групповое), осуществляется, как правило, по заявленным проблемам, как с педагогами, так и с родителями. Основная задача заключается не просто в информировании родителей об особенностях протекания периода адаптации ребенка раннего возраста, но и разработать рекомендации по взаимоотношениям родителей с детьми в этот период.

–        Коррекционная работа (индивидуальная, групповая) заключается в возможности устранения проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации.

Задачами коррекционной работы с детьми раннего возраста в период адаптации являются:

–        создание благоприятного психологического климата;

–        принятие и понимание ребенка таким, какой он есть;

Показателями успешного окончания адаптационного процесса у ребёнка раннего возраста являются:

–        уравновешенность, позитивное настроение ребёнка во время общения с родителями;

–        спокойное настроение в период всего пребывания в группе, выполнение поручений взрослых, проявление инициативы в общении с воспитателями и другими работниками дошкольной образовательной организации;

–        доброжелательные взаимоотношения со сверстниками;

–        хороший аппетит и проявление самостоятельности в употреблении пищи;

Таким образом, процесс адаптации детей раннего возраста будет проходить наиболее успешно, если:

–        определить уровень адаптированности ребёнка к дошкольной образовательной организации;

–        организовать коррекционно-развивающую среду для своевременного разрешения детских трудностей, возникающих в адаптационный период;

–        определить динамику адаптационных возможностей через систему комплексных занятий;

–        обеспечить методической и практической поддержкой родителей и педагогов;

–        преодолеть стрессовые состояния у детей раннего возраста в период адаптации к дошкольной образовательной организации.

1.                  Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. — Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.

2.                  Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ — Москва.: Просвещение, 2007.-№ 3.-104с.

3.                  Муссен П. и др. Развитие личности ребенка. Пер. с англ. — Москва.: Просвещение., 2007.-156с.

4.                  Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — Москва.: Просвещение., 2005. -286с.

5.                  Печора К. Л., Пантюхина Г. В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях — Москва.: Владос, 2007, — 176с.

6.                  Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2–4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению — Москва.: Книголюб, 2007. — 72с.

7.                  Смирнова Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 2007. № 6.

Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, дошкольная образовательная организация, ребенок, период адаптации, психологическое сопровождение детей, коррекционная работа, группа детей, индивидуальный подход, психологическое сопровождение, состояние детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *