Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в системе дополнительного образования детей

Дополнительное образование – это уникальная сфера детско-взрослого сотворчества, тот особый мир самореализации и социального, профессионального самоопределения, который помогает увидеть окружающий мир в его многогранности и многоаспектности, со всеми его возможностями для успешного развития. Зачастую то, чем мы увлекались в детстве, становится нашей профессией, делом всей жизни, призванием.

Педагог дополнительного образования – это креативная и востребованная профессия. Она дает возможность работать в государственных и частных образовательных организациях.

Представлена Глава 11. Закономерности и принципы обучения. Педагогика. Сластенин В. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. Сластенин, И. Исаев, Е. Шиянов; Под ред. Сластенина. – М. : Издательский центр “Академия”, 2002. – 576 с.

  • Глава 11. Закономерности и принципы обучения
  • § 1. Закономерности обучения
  • § 2. Принципы обучения

(Раздел III. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ)

В учебном пособии раскрываются антропологические, аксиологические основы педагогики, теория и практика целостного педагогического процесса; организационно-деятельностные основы формирования базовой культуры школьника. Дается характеристика педагогических технологий, в том числе конструирования и осуществления педагогического процесса, педагогического общения и др. Раскрываются вопросы управления образовательными системами. Авторы – лауреаты премии Правительства РФ в области образования.

Может быть полезно учителям, руководителям системы образования.

Внимание на курсы скидки от 20 до 62%

72 часа-2100 руб и 144 часа-5500 руб для физических лиц

Уважаемые слушатели курсов, мы рады предложить вам модули курса 2. “Психолого-педагогические и учебно-методические аспекты деятельности” :

Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в системе дополнительного образования детей

Для кого курс: учителей, педагогов, преподавателей, воспитателей, психологов, педагогов доп. образования и других специалистов сферы образования, профессиональной деятельности, социальных работников и других специалистов сферы деятельности “человек-человек”.

Цель курса – освоение слушателями компетенции в области интеграции основ психолого-педагогических знаний в процесс своей профессиональной деятельности и взаимодействия с коллегами, клиентами, пациентами, учениками и др. участниками взаимодействия на рабочем месте, необходимых как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.

· знание процесса развития психолого-педагогической науки, представление о методах исследования; овладение понятийным аппаратом психолого-педагогического знания, способствующего содержательному взаимодействию человека в сфере социальных и профессиональных отношений; понимание сущности сознания и самосознания, представление об естественнонаучной природе психики, соотношении биологических и социальных факторов, обуславливающих становление личности, о роли мотивационно-потребностных установок и волевых качеств поведения и деятельности личности; знание психолого-педагогических аспектов обучения, воспитания, развития личности и учет их в личной и профессиональной деятельности; приобретение опыта психолого-педагогического анализа учебных и профессиональных проблемных ситуаций.

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

· основные категории и понятия психологической и педагогической наук;

· предмет и методы психологии и педагогики, место психологии и педагогики в системе наук и их основные отрасли;

· основные этапы развития психологии и педагогики, содержание современных теоретических концепций, основные научные школы, сведения о жизни выдающихся педагогов и психологов;

· объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме;

· содержание, принципы, формы, методы педагогической деятельности

· природу психики, основные механизмы ее развития, соотношение сознания и бессознательного;

· методы психолого-педагогического изучения личности и коллектива;

· методы психической регуляции эмоций и поведения;

· способы самоорганизации учебно-познавательной деятельности.

· проектировать собственное саморазвитие;

· анализировать психологические особенности личности (темперамент, характер, способности, направленность), интерпретировать собственное психическое состояние;

· использовать методы психической саморегуляции психических функций в различных условиях жизнедеятельности;

· использовать методы воспитательной работы с производственным персоналом, с собственными детьми;

· самостоятельно приобретать новые знания: находить необходимую информацию, анализировать ее, обрабатывать и выступать перед аудиторией.

Последнее изменение: Среда, 12 Январь 2022, 15:51

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Современный уровень развития системы образования предъявляет повышенные требования к педагогу дополнительного образования и его профессиональной деятельности: расширения уровня его знаний и формирование новых управленческих навыков. Эти изменения связаны м быстро меняющимся содержанием образования и отстающим от него управленческим образованием.

Решение данной проблемы должно приводить к изменению системы педагогического менеджмента: созданию комплекса управленческих новаций, способствующих развитию учреждений дополнительного образования детей. Управление, в педагогическом смысле – это осуществление педагогом ряда последовательных задач: подготовка и проведение занятий, организация выполнения задач и контроль над их выполнением, подведение результатов и многое другое.

Профессионализм педагога, качество его работы влияют на эффективность работы всего учреждения, так как педагог является существенно – ценным составляющим педагогического процесса. Для этого необходимо направить систему менеджмента на развитие инициативы педагога, повышение их ответственности за качество образовательных услуг. Изучению данной проблемы были посвящены работы: В. Лазарева, П. Третьякова и других. В своих трудах большое значение они предавали формированию новых подходов к педагогическому менеджменту, и совершенствованию содержания образования в образовательных учреждениях. Были предложены и внедрены такие учебные курсы, как: « Основы менеджмента в образовании» (Е. Безруков 1998г), «Основы педагогического менеджмента» (С. Понарина 1998г) и другие.

Стоит дать определение терминам « Менеджмент» и «Педагогический менеджмент». Менеджмент – это система управления производством (учреждением, организацией), применяемая с целью повышения его эффективности. Педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных форм и приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития. Педагогическому менеджменту присуща своя специфика, которая выражается в своеобразии предмета, орудия, продукта и результата труда менеджера (в нашем случае – педагога дополнительного образования). Предметом труда педагога дополнительного образования в образовательном процессе выступает деятельность самого педагога; продуктом труда – информация (изделие, поделка и т. ), а орудием труда является слово, речь педагога.

Для эффективности управления образовательным процессом в учреждениях дополнительного образования необходимо учитывать высокую компетентность и профессиональное мастерство каждого педагога. Компетентность педагога характеризуется его готовностью к выполнению профессиональной деятельности, психолого – педагогической подготовки и т. Компетентность включает в себя: знание своего предмета, эрудицию, педагогическое мастерство.

Педагогический менеджмент как система деятельности педагога определяется следующими задачами:

Рассмотрение периодичности и последовательности не только отдельных действий педагога, но и всей деятельности в целом.

Соблюдение методики и правил выполнения отдельных видов работы в определенные отрезки времени.

Определение требований к качеству результата деятельности и эффективности способов достижения целей.

Установление требований к составу и квалификации педагогов, определенных для конкретной деятельности.

Определение количества необходимой информации, и ее основных источников.

Соблюдение основных правил контроля и учета хода и результатов деятельности менеджментов (педагогов).

В теории менеджмента различают 3 принципиально – различных инструмента управления:

Организация, основой которой является – воздействие на человека сверху, с помощью функций мотивации, планирования, организации и контроля деятельности.

Культура управления, включающая в себя: ценности, социальные нормы, правила поведения, признанные обществом.

Рынок и рыночные отношения, основанные на купле – продаже образовательных услуг.

С позиции педагогического менеджмента, Ю. Конаржевским выделяются следующие управленческие принципы:

Принцип целостного взгляда человека: рассмотрение каждого члена педагогического процесса как личность сов всеми ее потребностями, целями, переживаниями, которые он испытывает в процессе педагогической деятельности.

Принцип сотрудничества предполагает переход от коммуникации к общению, от субъектно – объектных ксубъектно – субъектным отношениям.

Принцип социальной справедливости направлен на управление педагогическим процессом, при котором все участники процесса находятся в равном положении друг с другом.

Принцип индивидуального подхода предусматривает учет индивидуальных особенностей учащихся, уровня их знаний, интересов, способностей.

Принцип обобщения работы педагога заключается в стремлении педагога разнообразить свою профессиональную деятельность. Этим, в основном должны заниматься образовательные учреждения: они должны побуждать и поддерживать у педагога профессиональный интерес, что, несомненно, приведет к эффективности работы учреждения.

Принцип личностного стимулирования обеспечивает личную заинтересованность педагога в работе, принятие им определенных обязательств перед образовательным учреждением и коллективом.

Принцип целевой гармонизации предусматривает – целеустремленность, целесообразность управления процессом обучения.

Принцип горизонтальных связей предполагает установление связей между всеми членами педагогического коллектива, обмен информацией, опытом.

Позволяет перейти от вертикальной командно-административной системы управления к горизонтальной системе профессионального сотрудничества, включающая в себя корпоративный стиль управления, учитывающий индивидуальные качества каждого человека, и личностный подход к деятельности по достижению максимальных результатов.

Обеспечивает возможность развития каждого ребенка и его личности, и создают условия для развивающего образовательного учреждения.

Создают комфортный психолого – педагогический климат для всех участников образовательного процесса.

Педагогический менеджмент УДО имеет свою специфику, так как связан с творческой деятельностью детей и подростков. В работе В. Симонова «Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом» педагогический менеджмент характеризуется как теория, методика и технология эффективного управления образовательным процессом. Внедрение педагогического менеджмента в практику деятельности современного образовательного учреждения вызвано необходимостью осуществления адекватного управления в условиях реформирующегося российского образования, когда образовательные учреждения уходят от единообразия, предоставляют населению вариативные образовательные услуги, развиваются, на основе демократизации, участвуют в инновационных процессах.

Педагогический менеджмент в работах некоторых современных авторов выступает как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательными системами, направленный на повышение их эффективности.

Можно сделать вывод, что внедрение педагогического менеджмента в практику деятельности педагога дополнительного образования и современного образовательного учреждения вызвано необходимостью осуществления адекватного управления в условиях реформирующегося российского образования, когда образовательные учреждения уходят от единообразия, предоставляют населению вариативные образовательные услуги, развиваются, на основе демократизации, участвуют в инновационных процессах.

Симонов В. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами. : Педагогическое общество России, 1999.

Хафизова А. Педагогический менеджмент как особый вид управленческой деятельности // Фундаментальные исследования. – 2005. – №3 – с. 93-94

В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе — психолого-педагогическое сопровождение. Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ГБОУ ДОД БелОДЭБЦ способствует реализации основных направлений концепции дополнительного образования: личностно–ориентированного подхода к ребенку, доброжелательного отношения детей и взрослых, создания социально-психологических условий для обучения и полноценного развития детей.

Важными задачами психолого-педагогического сопровождения деятельности Центра являются:

  • содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся;
  • создание в педагогической среде психологических условий для полноценного развития и успешного обучения;
  • осуществление психологической помощи и поддержки педагогам, родителям в воспитании и образовании детей.

Деятельность Центра в рамках психолого-педагогического сопровождения организуется по следующим направлениям: психологическое консультирование и просвещение, психопрофилактика, психологическая диагностика, коррекционная работа. В течение учебного года в учреждении психологическое сопровождение участников учебно-воспитательного процесса осуществляется через следующие виды деятельности:

  • работа с педагогами дополнительного образования;
  • работа с обучающимися;
  • работа с родителями.

Целью работы с педагогами дополнительного образования является повышение их психологической компетентности по вопросам, связанным с обучением и развитием обучающихся. Повышение психологической грамотности педагогов дополнительного образования Центра по вопросам воспитания, формирования здорового образа жизни, межличностного взаимодействия проходит через работу педагогических советов, методического объединения, Школу педагогического мастерства и Школу молодого педагога. Консультирование педагогов организуется по запросу педагога или результатам различных видов работы психолога с детьми: диагностики или коррекционной работы. Консультирование носит преимущественно разовый характер, содержательно связано с ситуациями, вызывающими у педагога профессиональные и личностные затруднения. В рамках реализации плана работы Школы педагогического мастерства проводятся тренинги и научно-практические семинары.

В течение учебного года педагогом — психологом посещаются занятия педагогов Центра с целью оказания методической помощи по психологическим основам построения занятия.

Для организации психологического сопровождения учебного процесса в следующем учебном году, в мае проводится анкетирование педагогов Центра по следующим методикам:

  • уровень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в Центре;
  • выявление возможных проблем педагогов профессиональной деятельности;
  • выявление потребностей и запросов в психолого-педагогическом сопровождении деятельности педагогов в следующем учебном году.

Гармоническое развитие личности обучающегося складывается из согласованного функционирования трёх основных сфер: интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой. В работе учитывается влияние каждой из них на процесс обучения ребёнка в объединении, поэтому коррекционная работа включает индивидуальные и групповые формы и проводится по трём направлениям:

  • диагностическое;
  • коррекционное;
  • профилактическое.

Диагностическое направление – это диагностика интеллектуальной сферы, личностных особенностей, отношений со сверстниками, педагогами, родителями. Коррекционное направление включает работу по развитию навыков общения, коррекции эмоциональных состояний и нежелательного поведения. Ведется активная работа с детьми, требующими особого педагогического внимания по созданию социально-психологических условий для оказания им помощи преодоления проблем в психологическом развитии, обучении и поведении. Профилактическая деятельность осуществляется в целях предупреждения возникновения трудных ситуаций, жизненных проблем, определения ближайших перспектив разрешения проблем. Для этого проводится изучение личности ребенка через:

  • медицинскую диагностику;
  • социальную диагностику;
  • изучение проблем, связанных с развитием личности, самоопределением детей и подростков, профилактикой правонарушений;
  • психолого-педагогическую диагностику.

На основании анализа банка данных по всем видам диагностик, составляются планы коррекционной индивидуальной и групповой работы с обучающимися, планы консультаций педагогов и родителей по разрешению тех или иных проблем.

Кроме психологических консультаций и индивидуальных коррекционных занятий с детьми и взрослыми большое внимание отводится работе по профилактике нарушений психологического здоровья детей и подростков, целью которой является создание условий для переживания жизненных трудностей и восстановление душевного равновесия, преодоления внутренних конфликтов и противоречий во взаимоотношениях.

Основная и непосредственная работа с детьми и подростками по профилактике нарушений психологического здоровья проводится в рамках работы тренинга. Тренинги личностного роста, проводимые с обучающимися, способствуют формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей, создают условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем. В тренингах используются разнообразные формы творческого (художественного) самовыражения с применением движения, рисования, музыки, письма, импровизации. Все происходит в условиях, обеспечивающих поддержку участников с целью стимулирования его личностного роста и развития.

Существующая у нас система позволяет вести мониторинг личностных особенностей воспитанников по трем направлениям:

  • уровень воспитанности;
  • уровень умственного развития;
  • изучение психосоциальных областей личности.

Ежегодно в учреждении в начале и в конце учебного года определяется уровень воспитанности обучающихся. Мониторинг проводится по трем возрастным категориям: 7-10 лет (начальные классы), 11-14 лет (среднее звено), 15-17 лет (старшие классы) с использованием одного и того же диагностического инструментария, что позволяет увидеть динамику и своевременно реагировать на происходящие изменения. Изучение и анализ уровня воспитанности дает возможность педагогам определить цели воспитательной работы через формирование и развитие тех или иных качеств, а также дает возможность найти дифференцированный подход для формирования гражданской позиции обучающихся в общеобразовательном учреждении.

Для того чтобы учебно-воспитательный процесс был эффективным, каждый педагог должен обладать информацией об индивидуальных особенностях и способностях воспитанников. В психосоциальной области выделены параметры личностного развития и межличностных отношений:

  • мотивационная сфера;
  • тип характера, личностная и ситуативная тревожность;
  • развитие Я- концепции (самооценка, уровень притязаний);
  • межличностные отношения.

Мониторинг уровня удовлетворенности обучающихся жизнедеятельностью в образовательном учреждении, проводимый в конце учебного года всегда показывает высокий уровень удовлетворенности. Такие результаты — заслуга педагогов, которые в своей работе постоянно поддерживают интерес обучающихся к занятиям в детском объединении, используя разнообразные формы и методы обучения. Вовлекая обучающихся в различные массовые мероприятия, педагоги дают возможность каждому ребенку реализовать свои потребности, показать свои знания и умения, проанализировать результаты своей работы.

Выявление и поддержка одаренных детей является важной целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в системе дополнительного образования детей. В сопровождении одаренных детей решаются следующие задачи:

  • разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
  • формирование адекватной самооценки;
  • охрана и укрепление физического и психологического здоровья;
  • профилактика неврозов;
  • предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников.

Работа с родителями обучающихся направлена на повышение их психологической компетентности в сфере детско-родительских отношений и решения проблем и задач развития их детей, на создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей за воспитание и развитие ребёнка. В течение учебного года организуются групповые и индивидуальные консультации, круглые столы и тренинги для родителей, проводится работа по диагностике детско-родительских отношений. В течение года пополняется методический материал «Психология для родителей», где можно познакомиться с материалом по возрождению семьи как основы духовного и физического развития нации, как быть хорошими родителями, изучить методы быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения.

Таким образом, используя все эти методы и формы работы, психолог совместно со всеми участниками учебно-воспитательного процесса оказывает содействие психологическому и личностному развитию обучающихся.

  • Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе- М. 2001г, 298
  • Выдержки из Приложения к письму Минобразования России 27.06.2003 Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования.
  • Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога- М.1998г
  • Рабочая книга школьного психолога /под ред. Дубровиной И. В. – М. 95г.
  • Методическая газета. Школьный психолог.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *