ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Код направления (до 2014 г

Код квалификации (до 2014 г

Ссылка на стандарт (до 2014 г

Аннотация образовательной программы:Бакалавриат по направлению «Психолого-педагогическое образование» готовит психологов и социальных педагогов для работы в сферах образования, социальной работы, здравоохранения, культуры. По направлению реализуются две образовательные программы: «Психология образования» и «Психология и социальная педагогика». Обучаясь по этим программам, бакалавры приобретают компетенции по психологической диагностике, психоконсультированию, психологической коррекции развития личности, ведению тренингов, деловых игр и других активных методов социально-психологического обучения. Занятия проводятся в интерактивной форме с применением мультимедийного оборудования. Программа «Психология образования» нацелена на подготовку профессиональных психологов, которые могут работать не только в сфере образования, но и в любой сфере, требующей навыков психологической помощи детям и взрослым, семье, сотрудникам производственного коллектива. Программа «Психология и социальная педагогика» предусматривает подготовку бакалавров, осуществляющих психологическую и социальную помощь учащимся школ, профессиональных учебных заведений, семье.

Направление подготовки: 44. Психолого-педагогическое образование

Направленность (профиль): Педагогика и психология воспитания

Программа направлена на подготовку специалистов, имеющих знания и навыки разработки психолого-педагогических программ воспитания в современных образовательных организациях с учетом индивидуальных интересов и способностей обучающихся, требований ФГОС основного общего, среднего (полного) общего и высшего образования, с применением современных педагогических технологий, методов научных исследований и достижений психолого-педагогической науки.

Выпускники программы смогут работать в образовательных и социокультурных учреждениях и центрах психолого-педагогической поддержки и сопровождения образования и профессиональной деятельности; руководить воспитательной работой в образовательных организациях, специалистами органов управления и развития образованием, молодежной политики; в общественных фондах и организациях.

Длительность обучения – 2 года (очная форма). Программа имеет государственную аккредитацию

Цель программы — подготовка педагога-исследователя, способного проектировать оптимальные условия всестороннего развития детей разных возрастов в процессе социального воспитания; решение задач научно-методического обеспечения и сопровождения систем социального воспитания в локальном пространстве (район, город, учреждение); разработку и внедрение психолого-педагогических проектов, обеспечивающих эффективное взаимодействие участников процесса воспитания; прогнозирование, проектирование, моделирование воспитательных систем.

Область профессиональной деятельности выпускника программы охватывает все сферы образования, где необходимо эффективно решить задачи исследования, проектирования и реализации программ воспитания

Выпускающая кафедра: кафедра педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования

Что я буду изучать?
В процессе обучения Вы сможете получить фундаментальное образование в сфере теории и практики воспитания; овладеть современными информационными технологиями, методами получения, обработки и хранения научной информации; научиться исследовать и разрабатывать рекомендации и мероприятия по оптимизации образовательного процесса (анализ, экспертиза, аудит воспитательной деятельности учреждения).

В ходе обучения каждый семестр проводятся научно-исследовательские семинары по проблемам психолого-педагогической науки и образования с приглашением директоров, завучей, учителей школ, педагогов дополнительного образования, научных сотрудников партнерских организаций

Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц

с ограниченными возможностями здоровья

Форма обучения: очная (2 года).

Стоимость обучения: 60. 000 рублей за 1 год.

Квалификация выпускника: Магистр

Образовательная программа данного направления является программой нового поколения; она разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

Выпускники профиля обладают высокой компетенцией, они готовы работать в образовательных организациях дошкольного, начального, среднего общего, профессионального и дополнительного образования, центрах психолого-педагогического сопровождения, в учреждениях социальной сферы, в отделах управления образованием.

Какие навыки вы получите?

– проведение психолого-педагогической диагностики лиц с ОВЗ;

– осуществление коррекционной деятельности с лицами с ОВЗ;

– организация процесса консультирования участников образовательных отношений.

Какие дисциплины вы будете изучать?

– Нормативно-правовые основы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

– Проектирование и сопровождение индивидуального образовательного маршрута для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

– Мониторинг коррекционно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях.

– Особенности развития когнитивных функций и эмоциональной сферы у лиц с ограниченными возможностями здоровья.

– Тьюторство в системе инклюзивного образования.

– Консультирование педагогов образовательных учреждений, осуществляющих обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья.

– Ассистивные технологии в специальном и инклюзивном образовании.

– Психолого-педагогическая диагностика лиц с ограниченными возможностями здоровья.

– Психолого-педагогические основы разработки и реализации коррекционно-развивающих программ.

Кто будет вашими преподавателями?

Руководитель образовательной программы:

– Фролова Светлана Валериевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психологии и педагогики», клинический психолог, дефектолог

– Федосеева Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук,  доцент, соавтор множества учебных пособий, статей по направлению специальное (дефектологическое)образование, клинический психолог, дефектолог

– Брыкин Юрий Вадимович, кандидат педагогических наук, доцент, руководитель образовательных программ кафедры психологии и педагогики, профессор РАЕ

– Елькина Ирина Юрьевна, кандитат психологических наук, соавтор монографий, учебных пособий, статей в журналах ВАК по направлению «Психолого-педагогическое образование»

Как поступить на программу?

Пройти тестирование по направлению подготовки. Подробнее о тестировании

Все интересующие вопросы Вы можете задать по телефону горячей линии приемной комиссии: 7 (495) 033-03-63.

Краткая информация

от 160 000 руб.

Об образовательной программе

Направленность (профиль): Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Целью магистратуры является формирование у студентов профессиональных компетенций, обеспечивающих выполнение таких трудовых функций, как психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения, в том числе психолого-педагогическая помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Выпускник получает знания и опыт практической деятельности на фронтире научной повестки по приоритетным направлениям современного образовательного процесса.

Во время обучения

Программа построена по модульному принципу и включает в себя следующие образовательные единицы:

  • Модуль 1. Методология исследования в образовании;
  • Модуль 2. Проектирование и реализация образовательной деятельности;
  • Модуль 3. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;
  • Модуль 4. Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, реализован совместно с Ресурсным учебно-методическим центром ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет». В ходе занятий специалисты центра знакомят магистрантов с передовыми технологиями создания специальных условий, обеспечивающих доступность и высокое качество образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  • Модуль 5. Диагностика и развитие одаренных детей в современной образовательной среде, реализуется совместно с Московским городским педагогическим университетом. Занятия проводят преподаватели, имеющие большой опыт теоретической, практической и научной работы по проблеме психологии одаренности и творчества.

Практика: в процессе обучения магистранты проходят практику в учреждениях социальной сферы (образовательные, социальные, медицинские, спортивные и др

Научно-исследовательская работа (НИР): научно-исследовательская работа начинается с первого семестра и длится в течение всего периода обучения. НИР проводится в рамках учебной научно-исследовательской практики и методологического семинара. В ходе выполнения НИР магистранты последовательно разрабатывают отдельные элементы выпускной квалификационной работы (ВКР). Темы ВКР рекомендуются научной школой, помимо этого магистранты могут выполнять темы по заявкам работодателей в рамках проекта «Профстажировки 2. 0» и в рамках +Консорциум Научно-технологический университет «Сириус» Научная лаборатория «Когнитивные и междисциплинарные исследования».

Карьерные перспективы

Программа подготовки обеспечивает выпускникам возможность успешной работы:

  • в образовательные учреждения всех типов;
  • в социальные учреждения;
  • в центры развития, учреждения детско-юношеского спорта;
  • в медицинские учреждения и другие учреждения, в задачи которых входит образование и развитие личности.

Выпускники могут продолжить обучение в Югорском государственном университете по научной специальности 5. 4 Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред  или по программам аспирантуры в других образовательных учреждениях Российской Федерации.

Что нужно знать для поступления

Поступление на программу возможно по результатам вступительных испытаний проводимых в Университете.

Документы по образовательной программе

С полным перечнем документов по образовательной программе можно ознакомиться по ссылке: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Контакты

ФИО: Миронов Андрей Валерьевич

Должность: Директор гуманитарного института/доцент

Ученая степень: кандидат психологических наук

Ученое звание: доцент

Тел: 8 (3467) 377-000 (доб. 250)

Образовательная программа реализуется в

02 Психолого-педагогическое образование, направленность (профиль): Педагогическая психология

Направление подготовки: 44. 02 Психолого-педагогическое образование

Направленность (профиль): Педагогическая психология

Руководитель программы – Шамшикова Ольга Александровна, кандидат психологических наук, профессор кафедры общей психологии и истории психологии факультета психологии; заведующая кафедрой общей психологии и истории психологии факультета психологии; член Новосибирского отделения Федерации психологов образования России, член Новосибирского отделения Российского психологического общества, обладатель почетного звания «Почетный работник высшего профессионального образования», главный редактор научного журнала «Развитие человека в современном мире».

Программа направлена на подготовку профессионалов, готовых к научно-исследовательской деятельности в области педагогической психологии, к преподавательской деятельности в области психологии, к практической деятельности психолога (с разными возрастными группами: детьми, подростками, взрослыми) в сфере образования, культуры, социальной сфере и др. Выпускники программы – это будущие психологи-исследователи, психологи-диагносты, психологи-консультанты, специалисты в области педагогической психологии.

Длительность обучения – 2 года 5 месяцев (заочная форма обучения). Программа имеет государственную аккредитацию.

Цель программы – подготовка магистров к деятельности, требующей углубленной, фундаментальной и профессиональной подготовки в области психологии и педагогики; формирование у магистров современных представлений о проблемах и направлениях развития педагогики и начального образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения, а также подготовка к научно-исследовательской, проектно-инновационной и педагогической работе.

Что я буду изучать?
Магистерская программа «Педагогическая психология» была запущена впервые на факультете психологии в 2019 году. Высокий уровень, инновационный характер обучения и исследовательской деятельности на программе в значительной степени обеспечивается компетентностью, научными достижениями, изданными учебниками и монографиями известных психологов – ученых и практиков, ведущих занятия по программе.

В процессе обучения по программе магистрантов ожидает исследование закономерностей развития индивидуальности и субъектности ребенка; изучение особенностей проведения психологического (диагностического) обследования детей с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов; особенности взаимодействия с педагогическими работниками с целью организации эффективного учебного взаимодействия детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье с учетом возрастных норм; особенности оказания помощи школьникам в процессе профессиональной ориентации и профессионального самоопределения, формирование у обучающихся учебно-познавательной мотивации и умения учиться как необходимого результата их подготовки к освоению образовательной программы основного общего образования.

Магистерская программа включает в себя изложение зарубежных и отечественных теорий становления и развития педагогической психологии, многообразный фактический материал и проблемы, решаемые наукой и практикой в области педагогической психологии. Программа базируется на фундаментальном подходе в психологии – культурно-историческом, разработанном выдающимся отечественным ученым Л. Выготским, пионером в области психологии развития, обучения и воспитания. Также в фокусе внимания в рамках данной программы является изучение применения базовых общенаучных методов в психолого-педагогических исследованиях, в частности формирующего психолого-педагогического эксперимента как один из основных методов педагогической психологии.

  • Программа восполняет отсутствие на российском образовательном рынке интегральных, междисциплинарных магистерских программ, способных подготовить профессионалов, которые соответствуют запросам рынка на психолого-педагогическое и социальное сопровождение участников образовательных отношений в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
  • Среди преподавателей магистерской программы «Педагогическая психология» – доктора и кандидаты наук, ученые, выдающиеся практики, обладатели государственных премий и авторы фундаментальных учебных пособий, применяемых в образовательных учреждениях по всей стране.
  • По завершению магистерской программы, специалисты имеют возможность стать членами профессиональных сообществ, общественных профессиональных организаций;
  • В распоряжении магистрантов – уникальная для Новосибирска и области, инновационная площадка на базе МБУ Центра Родник ООО Пеликан – Центр психолого-педагогической поддержки молодежи; базовая кафедра психологии – база для проведения научно-исследовательских, проектных работ, а также прохождения практики, научно-исследовательские лаборатории «Психологическая антропология и дифференциальная психология» и «Возрастная психология и психология развития»
  • У программы существует широкая сеть межвузовских контактов, помогающая организовывать исследовательскую работу, участие в семинарах, конференциях и публикацию по совместным с научным руководителем темам и проектам.
  • Возможности продолжения обучения. Лица, успешно освоившие программу по направлению 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», магистерская программа «Педагогическая психология» и получившие квалификацию магистр, могут продолжить обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлениям подготовки:37.06.01 Психологические науки, направленность: Педагогическая психология; 37.06.01 Психологические науки, направленность: Общая психология, психология личности, история психологии.

Где я буду работать?
Выпускники программы приобретают возможности осуществлять трудовую деятельность в центрах консультирования и психологической помощи населению, в образовательных учреждениях в качестве психологов-консультантов, в сфере дополнительного профессионального образования, в российских университетах в качестве преподавателей и исследователей, в научных организациях, ведущих инновационные разработки в области психологии личности, а также могут вести частную консультативную практику.

Местом работы могут стать образовательные организации общего, профессионального и дополнительного образования, а также в образовательных организациях с обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации; учреждения социальной сферы (образования, здравоохранения, социальной защиты), центры психологической помощи разных ведомств, общественные и иные организации, работающие с детьми, подростками, взрослыми и семьями, а также научно-исследовательские организации и высшие учебные заведения

Занимаемые должности: педагог-психолог, психолог, детский психолог, научный сотрудник, преподаватель психологии, психолог образовательной организации и т.

Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная система, в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого обучающегося в процессе обучения.

Под психолого-педагогическим сопровождением лиц с ограниченными возможностями здоровья можно понимать комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи обучающемуся и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ЦЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С овз В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • Организация комплексной диагностики уровня актуального развития обучающихся.
  • Отслеживание динамики развития обучающихся специалистами.
  • Разработка и реализация комплексных программ сопровождения.
  • Разработка и реализация программ профилактической работы.
  • Организация консультативной работы.

К ОБЩИМ, УНИВЕРСАЛЬНЫМ ФУНКЦИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ РЕАБИЛИТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ОВЗ ОТНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ

  • формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, природной среде;
  • информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;
  • диагностическая: заключается в мониторинге состояния здоровья студента с ОВЗ на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий специалиста по психолого-педагогическому сопровождению, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым индивидом;
  • адаптивная: просветительская и обучающая деятельность специалиста по психолого-педагогическому сопровождению, направленная на здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизирование эмоционального и психического состояния пациента и повышения устойчивости к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды;
  • рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего лич- ностного опыта студента с ОВЗ, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.

В соответствии с Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса, утвержденными Минобрнауки России 08. 2014 N АК-44/05вн, для обеспечения комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья рекомендуется введение в штат образовательных организаций должности:

  • социальный педагог (социальный работник);
  • специалист по специальным техническим и программным средствам обучения;
  • сурдопереводчика для обеспечения образовательного процесса студентов с нарушением слуха;
  • тифлопедагога для обеспечения образовательного процесса студентов с нарушением зрения.

Тьютор – организует процесс индивидуального обучения инвалида; организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве. Совместно с обучающимся-инвалидом распределяет и оценивает имеющиеся ресурсы всех видов для реализации поставленных целей. Тьютор также выполняет посреднические функции между студентом-инвалидом и преподавателями с целью организации консультаций или дополнительной помощи преподавателей в освоении учебных дисциплин.

Работа педагога-психолога (психолога, специального психолога) психолога с инвалидами в образовательных организациях заключается в создании благоприятного психологического климата, формировании условий, стимулирующих личностный и профессиональный рост, обеспечении психологической защищенности абитуриентов и студентов-инвалидов, поддержке и укреплении их психического здоровья.

Социальный педагог (социальный работник) осуществляет контроль за соблюдением прав обучающихся, выявляет потребности студента-инвалида и его семьи в сфере социальной поддержки, определяет направления помощи в адаптации и социализации.

Использование в образовательном процессе современных технических и программных средств обучения требует наличия в штате соответствующих специалистов, помогающих использовать эти средства педагогам и обучаемым, содействующих в обеспечении студентов-инвалидов дополнительными способами передачи, освоения и воспроизводства учебной информации, занимающихся разработкой и внедрением специальных методик, информационных технологий и дистанционных методов обучения.

Сурдопедагог в образовательной организации – это специалист по обучению и развитию лиц с нарушениями органа слуха, осуществляющий деятельность по сопровождению их процесса обучения в образовательной организации.

Главная задача сурдопереводчика – способствовать полноценному участию глухих и слабослышащих студентов в учебной и внеучебной жизни образовательной организации. Сурдопереводчик гарантирует студентам равный доступ к информации во время занятий.

Тифлопедагог способствует развитию компенсаторных возможностей зрительного восприятия студентов с нарушениями зрения и оказывает помощь в овладении специальными тифлотехническими средствами.

Педагогические кадры должны быть ознакомлены с психолого-физиологическими особенностями обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и учитывать их при организации образовательного процесса. С этой целью необходимо включение блока дисциплин по осуществлению инклюзивного образовательного процесса в программы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Нормативно-правовое обеспечение деятельности по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального образования:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
  • Федеральный закон О социальной защите инвалидов в Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ.
  • Приложение к письму Минобразования России от 27 июня 2003 года № 28-51-513/16 Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования.
  • Положение о психолого-медико-педагогической комиссии. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. № 1082.
  • Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса. Утверждены Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России 26 декабря 2013 года № 06-2412 вн.
  • Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса, утв. Минобрнауки России 08.04.2014 N АК-44/05вн.

Внимание на курсы скидки от 20 до 62%

72 часа-2100 руб и 144 часа-5500 руб для физических лиц

Уважаемые слушатели курсов, мы рады предложить вам модули курса 2. “Психолого-педагогические и учебно-методические аспекты деятельности” :

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Для кого курс: учителей, педагогов, преподавателей, воспитателей, психологов, педагогов доп. образования и других специалистов сферы образования, профессиональной деятельности, социальных работников и других специалистов сферы деятельности “человек-человек”.

Цель курса – освоение слушателями компетенции в области интеграции основ психолого-педагогических знаний в процесс своей профессиональной деятельности и взаимодействия с коллегами, клиентами, пациентами, учениками и др. участниками взаимодействия на рабочем месте, необходимых как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.

· знание процесса развития психолого-педагогической науки, представление о методах исследования; овладение понятийным аппаратом психолого-педагогического знания, способствующего содержательному взаимодействию человека в сфере социальных и профессиональных отношений; понимание сущности сознания и самосознания, представление об естественнонаучной природе психики, соотношении биологических и социальных факторов, обуславливающих становление личности, о роли мотивационно-потребностных установок и волевых качеств поведения и деятельности личности; знание психолого-педагогических аспектов обучения, воспитания, развития личности и учет их в личной и профессиональной деятельности; приобретение опыта психолого-педагогического анализа учебных и профессиональных проблемных ситуаций.

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

· основные категории и понятия психологической и педагогической наук;

· предмет и методы психологии и педагогики, место психологии и педагогики в системе наук и их основные отрасли;

· основные этапы развития психологии и педагогики, содержание современных теоретических концепций, основные научные школы, сведения о жизни выдающихся педагогов и психологов;

· объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме;

· содержание, принципы, формы, методы педагогической деятельности

· природу психики, основные механизмы ее развития, соотношение сознания и бессознательного;

· методы психолого-педагогического изучения личности и коллектива;

· методы психической регуляции эмоций и поведения;

· способы самоорганизации учебно-познавательной деятельности.

· проектировать собственное саморазвитие;

· анализировать психологические особенности личности (темперамент, характер, способности, направленность), интерпретировать собственное психическое состояние;

· использовать методы психической саморегуляции психических функций в различных условиях жизнедеятельности;

· использовать методы воспитательной работы с производственным персоналом, с собственными детьми;

· самостоятельно приобретать новые знания: находить необходимую информацию, анализировать ее, обрабатывать и выступать перед аудиторией.

Последнее изменение: Среда, 12 Январь 2022, 15:51

Введение нового стандарта дошкольного образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в дошкольном образовательном учреждении, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации среды детского сада. Современное общество характеризуется высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.

Федеральные государственные стандарты — один из главных документов системы образования, определяющий базовые нормы и правила, по которым должен жить детский сад. Это касается не только педагогов, детей, но и всех участников образовательного процесса.

В соответствии с новыми требованиями в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, которыми в дошкольных образовательных учреждениях являются воспитанники, родители (законные представители) и педагогические работники.

Сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада и школы. Создание модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в детском саду обеспечит решение этих проблем. При этом ребёнок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.

Важное место занимают психическое здоровье детей, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Забота о психологическом здоровье детей в образовательном пространстве — это забота о безопасности каждого растущего человека и безопасности нации завтра. Именно поэтому на современном этапе развития системы дошкольного образования возникает потребность организации психологического сопровождения внедрения федерального государственного образовательного стандарта на уровне каждого дошкольного образовательного учреждения.

Проблема психологического сопровождения развития детей дошкольного возраста находится в стадии интенсивной разработки и ее изучение крайне актуально на современном этапе образования. Дошкольный возраст обладает особой ценностью для последующего развития человека. Поэтому актуальность данного вопроса обусловлена противоречием между важностью и значимостью реализации системы психолого-педагогического сопровождения развития дошкольников с одной стороны, и слабой ее теоретической и практической разработанностью, с другой стороны.

В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежат возрастные особенности детей на разных периодах развития и психолого-педагогические направления деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.

Объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс) в детском саду.

Предметом деятельности — ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослые, сверстники) и с самим собой.

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка в соответствии нормой развития в определенном возрасте.

Для реализации цели психолого-педагогического сопровождения решаются следующие задачи:

–          удовлетворение базовых потребностей (тепло, питание, другие факторы, обеспечивающие здоровье);

–          обеспечение в детском саду психологической и социальной безопасности;

–          удовлетворение первичных интересов дошкольника (предметно-развивающая среда и социальная ситуация, способствующие становлению продуктивных видов деятельности и отношений с окружающими);

–          превентивную и оперативную помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с принятием поведения в детском саду, межличностных коммуникацией со взрослыми и сверстниками;

–          формирование готовности быть субъектом собственной деятельности.

–          предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

–          психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников;

–          развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей и педагогов;

В основу сопровождения развития ребенка положены следующие принципы: рекомендательный характер советов сопровождающего, приоритет интересов сопровождаемого, непрерывность сопровождения, мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения.

Психолого-педагогическому сопровождению дошкольников нужно выделять следующие направления работ:

–          обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями;

–          развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни;

–          коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка);

–          обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям;

–          расширение знаний педагогов детского сада о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников;

–          повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса;

–          информационно-аналитическое обеспечение;

Психолого-педагогического сопровождения детей опирается на такие принципы, как: научность, системность, комплексность и технологичность, и руководствуются следующими направлениями:

–          профилактическое (предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций для педагогов и родителям, по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития);

–          диагностическое (выявление особенностей психического развития ребенка, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам);

–          консультативное (оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогам в вопросах развития, воспитания и образования);

–          развивающее (формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении);

–          коррекционное (организация работы с воспитанниками, имеющими проблемы в поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики).

–          просветительско-образовательное (формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности детей, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей).

Модель психолого-педагогического сопровождения детей в детском саду представляет следующую деятельность:

–          организация работы ПМП (к) (выявление психолого-педагогических особенностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия);

–          систематическое наблюдение за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдений;

–          осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности и планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ.

Последовательность работы по сопровождению ребенка имеет следующий алгоритм:

–          Постановка проблем (начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребёнке и проведения диагностического исследования).

–          Анализ полученной информации (оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений).

–          Разработка плана комплексной помощи (определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребёнка, педагога, родителей, специалистов).

–          Реализация плана по решению проблемы (выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения).

–          Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению.

Итогами психолого-педагогического сопровождения ребёнка должны быть:

–          сформирование у всех участников педагогического процесса понятийного аппарата;

–          разработка карт индивидуального развития дошкольников;

–          разработка алгоритма психолого-педагогического сопровождения;

–          разработка схемы взаимодействия в работе специалистов детского сада и воспитателей;

Предлагаемая модель сопровождения включает изменения не только в содержании образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности детей и вопросы управления дошкольным образовательным учреждением.

Для комплексной работы и организации единого пространства развития и воспитания детей важна совместная работа специалистов дошкольного образовательного учреждения. Это обеспечивает качественное психолого-педагогическое сопровождение семьи на всех этапах детства, делает родителей действительно равноправными участниками образовательного процесса.

Поэтому, целью психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей) становится:

–          установление тесного и постоянного сотрудничества детского сада и семьи, позволяющее помочь родителям наладить партнерский диалог со своим ребенком на основе полученных знаний о возрастных психологических закономерностях и индивидуальных особенностях детей;

Федеральные государственные образовательные стандарты — это система условий психолого-педагогической поддержки развития и социализации детей. Введение стандарта вызвана главной миссией дошкольного образования — наполнить жизнь ребенка позитивными переживаниями детства! Поэтому, стандарт учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, но и акцентирует внимание на то, что в образовании ребенка участвуют два социальных института: семья и детский сад, являющихся партнёрами в общем деле.

Исходя из выше изложенного, ожидаемым результатом психолого-педагогического сопровождения дошкольников являются следующие аспекты:

–          использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;

–          раннее выявление недостатков в развитии и особых образовательных потребностей дошкольников;

–          увеличение доли выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременно получивших психологическую коррекционную помощь;

–          уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческих последствий, предупреждение появления вторичных отклонений в развитии ребенка;

–          сохранение и преумножение интеллектуального и творческого потенциала детей;

–          постоянное сотрудничество между педагогами детского сада и родителями для эффективной работы с детьми;

–          оказание помощи педагогам в повышении квалификации, осуществлении инновационной деятельности, т. в настоящее время внедрение инноваций — обязательное условие развития дошкольного образовательного учреждения;

–          снижение психоэмоциональных напряжений педагогов через снижение негативных переживаний;

–          создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи педагогам, имеющим проблемы;

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в детском саду гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, психологической культуры родителей, а это в свою очередь разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него способности до уровня, соответствующего возрастным особенностям и требованиям современного мира.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное образование, оказание помощи, родитель, организация работы, педагог, психолого-педагогическое сопровождение дошкольников.

психологическое обеспечение образовательных программ, развитие психолого – педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов, коррекция имеющихся недостатков в развитии

Целью психолого – педагогического сопровождения развития ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка в соответствии нормой развития в определенном возрасте

Бакалавриат по направлению « Психолого – педагогическое образование » готовит психологов и социальных педагогов для работы в сферах образования, социальной работы, здравоохранения, культуры. По направлению реализуются две образовательные программы: «Психология образования» и «Психология и социальная педагогика»

ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: Организация комплексной диагностики уровня актуального развития обучающихся. Отслеживание динамики развития обучающихся специалистами. Разработка и реализация комплексных программ сопровождения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.