Рабочая программа по музыке для 1-4 классов (в соответствии с ФГОС)

ПЕВЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НА УРОКАХ МУЗЫКИ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Пение традиционно является наиболее важным среди музыкально-исполнительских видов деятельности младших школьников на уроках музыки. Это отмечено и в «Концепции развития предметов области «Искусство». В свете реализации ФГОС НОО мы рассматриваем вокально- хоровую работу в процессе освоения программы «Музыка» не только как средство развития личности обучающегося, развитие певческого голоса мы включаем в портфолио его личных достижений

Пение – сольное, ансамблевое, хоровое – играет важную роль в развитии младших школьников. Большое значение имеет организация данного вида деятельности на уроке, репертуарная политика учителя музыки, диагностика и отслеживание развития детского певческого голоса. Эти направления работы тесно связаны между собой.

Хор в России традиционно многотембровый, в основе хорового пения лежит принцип соборности («Я+Ты=Мы»). Это означает, что и на уроке музыки в процессе организации хорового пения необходимо учесть и сохранить певческую индивидуальность каждого ученика, тембровую окраску его голоса. Следовательно, организация пения должна начинаться с проведения диагностики певческого голоса обучающихся. Данный этап предусматривает: определение типа певческого голоса, объёма певческого диапазона, индивидуальных особенностей звукоизвлечения (природной постановки голоса), чистоты интонирования. Все данные необходимо внести в «Журнал певческого развития». Далее на основе полученных результатов первичной диагностики необходимо выделить группы певческого развития и подготовить схему «класс-хор». Это позволит учителю отслеживать развитие певческого голоса обучающихся, использовать в процессе пения разноуровневые задания, методически грамотно организовать двухголосное пение. В процессе освоения программы, формирования певческих навыков и развития певческого диапазона учитель может перемещать обучающихся в группах певческого развития, сохраняя при этом их место в хоровой партии с учетом тембровой окраски и типа певческого голоса.

Для каждого из нас пение является естественным процессом. Человек сначала, в течение первых месяцев жизни, «поёт», а уже потом учится говорить. Часто в процессе развития речи нарушается правильность певческого развития ребенка. Не случайно в народной культуре «детский фольклор» выделен как отдельное направление – именно эти простые попевки в процессе развития речи позволяли сохранить правильное певческое развитие. Поэтому в процессе проведения диагностических мероприятий необходимо определить правильность певческого развития – примарный разговорный и примарный певческий тон, разговорные и певческие зоны.

Для проведения отслеживания развития детского голоса не обязательно проводить специальные диагностические мероприятия. Достаточно правильно разработать репертуарный план, опираясь на принципы репертуарной политики. Вокально-хоровой репертуар должен быть доступным для учащихся – доступным как для понимания, так и для исполнения (принцип доступности). Проведя анализ песенного репертуара и расположив его в течение учебного года с учетом увеличения певческого диапазона, учитель может делать записи в «Журнале певческого развития» на основе результатов исполнения произведений.

Желательно, чтобы начало и завершение урока, освоение правил пения проводилось с использованием специальных песен и попевок. Формирование певческих навыков должно происходить в процессе освоения вокально-хорового репертуара, отобранного на основепринципа единства художественного и технического. Каждое произведение, исполняемое детьми, должно не только способствовать развитию певческого голоса, но и обязательно быть художественно ценным (принцип художественной ценности).

Внимательно изучив результаты освоения программного содержания предмета «Музыка», каждый учитель обращает внимание на то, что формирование личности обучающегося тесно связано с вокально-хоровым репертуаром урока. Сквозные темы проходят «красной нитью» через программное содержание предмета и являются основой для формирования песенного репертуара на основе принципа единства эмоционального и осознанного. Эти темы выделены как в программном содержании («Россия – Родина моя», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»), так и в темах отдельных уроков («Образы защитников Отечества в музыке», «Мамины песни»).

Обучающиеся обязательно должны узнавать о своих достижениях в певческом развитии – это не только оценка, но и качественная характеристика результатов. Учитель не должен оставлять без внимания каждое достижение обучающихся – расширение певческого диапазона, чистоту интонирование, художественность исполнения. Показателем результативности вокально-хоровой работы на уроке являются выступления обучающихся для родителей, исполнение разученных произведений дома. Внеурочная деятельность является естественным продолжением в области вокально-хоровой работы, начатой на уроке музыки. Но она должна действительно быть программой дальнейшего певческого развития обучающихся. Содружество педагогов общего и дополнительного образования также имеет большое значение. Хорошо, когда именно по рекомендации учителя музыки дети приходят для получения дополнительного образования в музыкальные школы и детские вокальные коллективы. Это способствует не только певческому развитию обучающихся, но и повышает значение урока музыки в общеобразовательной школе.

Реализация ФГОС НОО в процессе освоения программного содержания предмета «Музыка» возможна только при методически грамотной организации основных видов музыкально-творческой деятельности обучающихся. Только в этом случае возможно полноценное развитие младших школьников средствами музыкального искусства.

Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. 4-е изд. – М.: «Просвещение», 2015.

Слушание музыки. Для 1 – 3 кл. / Сост. Г. Ушпикова. – СПб, 2008.

Федеральный государственный образовательный начального общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785.

«Проектирование рабочей программы по предмету «Музыка» для

2 класса образовательных учреждений» (УМК «Музыка» для 1–4 классов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной)»

Систематизировать знания, полученные на курсах повышения квалификации в ходе изучения темы «Проектирование рабочей программы по предмету « музыка» и формирование универсальных учебных действий», разработать рабочую программу, закрепляя структуру основной образовательной программы, соответствующей требованиям ФГОС начального общего образования (ООП), в Российской системе образования, мобилизуя собственный педагогический потенциал, обусловленный модернизацией и демократизацией образовательной системы.

  • Повысить уровень профессионального мастерства;
  • Изучить основные понятия ФГОС второго поколения (2009г.)
  • разработать рабочую программу, календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 2 класс начальной школы.
  • Освоить виды УУД , которые формируются в процессе деятельности младших школьников и соответствуют различным видам музыкально-практической деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках музыки .
  • Изучить и расширить федеральный перечень методической и учебной литературы.

Изучение требований ФГОС при реализации содержания музыкального образования в начальной школе актуально – является необходимостью, в изменившихся условиях деятельности образовательных учреждений , которые ставят новые цели, диктуют особые требования к учебному плану, так как структура и содержание учебных планов должны быть ориентированы на соответствие с основным положением ФГОС образовательного стандарта начального общего образования.

Сегодня можно отметить, что значительно выросла инновационная активность педагогов и образовательных учреждений. Поддержку получают наиболее эффективные и востребованные образовательные практики – это образцы качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех. Умение проектировать рабочую программу по предмету «музыка» на основе формирования УУД и введение в образовательный процесс рабочих образовательных программ актуален и является одним из путей развития в условиях модернизации Российского образования.

Пояснительная записка к рабочей программе 2 класса:

Предмет «музыка»- является одной из ступеней в образовании, содержание которого соответствует требованиям ФГОС, целям и задачам образовательной программы образовательного учреждения. Рабочая программа по музыке составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования второго поколения, на основе программы «Музыка» для 2 класса образовательных учреждений» (УМК «Музыка» для 1–4 классов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной)» Ведущей в младшем школьном возрасте становится учеб­ная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном воз­растном этапе. В рамках учебной деятельности складывают­ся психологические новообразования, характеризующие наи­более значимые достижения в развитии младших школьни­ков и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Для реализации данной программы основными механизмами формирования ключевых компетенций обучающихся являются;

– профессиональная компетентность и опытность преподавателя;

– инициативность, стремление к профессиональному росту и творческой самореализации;

– ответственность за выполняемую работу;

– готовность к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;

– желание заниматься обучением и воспитанием детей.

– изучение педагогической и специальной литературы;

– изучение и использование эффективных методик обучения и опыта других преподавателей;

– систематическая работа над совершенствованием методики занятий;

– посещение преподавателем открытых занятий, семинаров, курсов

повышения квалификации по специальности.

– использование аудиовизуальных и мультимедийных материалов.

– оборудованный класс для занятий, отвечающий санитарно- гигиеническим

– качественные инструменты хорошим строем;

– наличие в классе фортепиано (синтезатора);

– наличие в классе аудио- и видеоаппаратуры или компьютерной техники.

– систематичность и регулярность занятий.

– вариативность программы в зависимости от способностей и уровня

– участие в концертной деятельности на уровне школы, города.

– учет возрастных особенностей и индивидуальных способностей детей;

– создание образовательной среды, способствующей развитию учащихся, сохранению его индивидуальности;

– создание условий равноправного сотрудничества (преподаватель – ученик);

– создание условий положительной мотивации детей к занятиям;

– создание условий для адаптации детей, формирование у них чувства

принадлежности к коллективу;

– стимулирование самостоятельной деятельности учеников;

– ориентирование педагогической оценки на относительные показатели

успешности учащихся (сравнение его последних достижений

с предыдущими достижениями).

Создать условия для формирования УУД, направленных на развитие духовной культуры, музыкального вкуса учащихся, их эмоционального и осознанного отношения к различным направлениям – фольклору, религиозной, классической и современной музыке.

Вызвать познавательный интерес к музыкальному искусству, к музыке, ее интонационно-образной природе в жанровом и стилевом многообразии, особенностям музыкального языка, сопоставляя различные образцы народной ,классической, современной и религиозной музыки, в творческом наследии композиторов и народов разных стран мира.

Научить слышать, слушать и анализировать музыку.

Развивать с помощью инновационных методов, УУД, познавательный интерес,музыкальные способности, исполнительские и коммуникативные навыки детей младшего школьного возраста.

Воспитывать у детей любовь к серьезному музыкальному искусству, любовь к Родине, через воплощение героических образов народной и композиторской музыки.

Программа « музыка» для 1–4 классов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной)» базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками 4 пластов мирового музыкального искусства:

  • фольклор,
  • духовная музыка,
  • произведения композиторов-классиков
  • сочинений современных композиторов.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры, в которых находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей. Включение в программу произведений духовной музыки дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Поскольку образовательные запросы изменяются, для полного удовлетворения спектра образовательных услуг, программа используемого песенного репертуара может дополняться (изменяться).

2 класс (34 ч)

«Россия – Родина моя» ( 3ч.)

«День, полный событий»(6ч.)

«О России петь – что стремиться в храм» ( 5 ч.)

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» ( 4ч.)

«В музыкальном театре»(5ч.)

«В концертном зале»(5ч.)

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»(6ч)

Виды учебной музыкальной деятельности

  • Восприятие и слушание музыки.
  • Пение
  • Инструментальное музицирование
  • Импровизация
  • Драматизация музыкальных произведений
  • Пластическое интонирование и музыкально-ритмическое движение.
  • Выполнение творческих заданий.
  • Проектно-исследовательская ( с использованием ИКТ)

Личностные– обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащегося (Не поддаются диагностике.

Регулятивные:- обеспечивает организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий.

Познавательные :выделение и формулирование познавательной цели, поиск информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса, постановка проблемы, моделирование логические универсальные действия – установление причинно-следственных связей, логическая цепь рассуждений, доказательство.

Коммуникативные – обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество.

Место учебного предмета в базисном учебном плане

Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «музыка» во 2 классе выделяется 1 час в неделю,34 учебные недели.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

Результаты изучения учебного курса и взаимосвязь с внеурочной деятельностью:

. В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка» . Не подлежат диагностике.

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

Наблюдение, коммуникация, логика, планирование, совместная деятельность.Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на

электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

ЗУН в музыкально-творческой деятельности( в динамике).

В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:

– воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

– Научится слышать, слушать и анализировать музыку.

Разовьется познавательный интерес, музыкальные способности, исполнительские и коммуникативные навыки с помощью инновационных методов, УУД, детей младшего школьного возраста.

Разовьется у детей любовь к серьезному музыкальному искусству, любовь к Родине, через воплощение героических образов народной и композиторской музыки.

– оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Ведущие технологии предмета «Музыка»:

  • «Пластического интонирование» (Сбруева_)
  • «Певческая техника» (Варламов,М. Глинка).
  • «Технология восприятия музыки» (Д. Асафьев, Д. Кабалевский)
  • «Дыхательная гимнастика» А. Н. Стрельниковой и др..

Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка»2 класс.

№ п/пДата Тема урока.(страницы учебника, тетради)Решаемые проблемы Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Понятия ПредметныерезультатыУУДЛичн.

Название раздела (количество часов)

214.09«В чем секрет Мелодии?!»(стр.8-9)( изучение и закрепление новых знаний и умений)Выполнение задания в р.т. (стр.6-7)(О чем рассуждать , как передать характер, при разборе песни? (Т.Муриной «Музыка».Цель: дать понять, что мелодия- главная мысль музыкального произведения . «Музыка- искусство музыкальных звуков»Закрепление понятия «мелодия»;Фраза, аккомпанемент, песня. Ноты.Научатся: Рассуждать о многообразии характера мелодий; Распевать слоги в вокальной музыке.Р.Выполнять учебные действия в качестве исполнителя.П. Выделять главное слово во фразе, распевая грамотно слог.К. Формулировать собственное мнение к значению текста в музыке.Наличие эмоционального отклика в исполнительском мастерстве.

321.09Россия-священная наша державас.(14-15)( изучение и закрепление нового материала) Можно ли подобрать слова, отражающие содержание музыкального материала? Цель:.Дать информацию о удожественных символах России,( рисуем) слушание и исполнение гимна России( по желанию). Сдать на оценку песню Т.Муриной «Музыка».Гимн, композитор. Новый термин кульминация.Научатся: анализировать русскую музыку,в ее многообразии выразительности и изобразительности. Рассвет на Москве –реке . Вступление к опере «Хованщина»;.Высказываться о характере музыки, определяя свое отношение к родине, Отчизне « Здравствуй,родина моя»;Научатся строить фразу , показать кульминацию в песне «Музыка», Р:Выполнять учебные действия в качестве исполнителя, слушателя..П: .Знать гимн России. К Размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах музыкальной выразительности.Отношение, я -концепция , к своей малой родине.

428.09«Очень важный элемент-музыкальный инструмент» с. (8-11) работа по р.тетради( стр. 8-9)(обобщение и систематизация знаний в игровой форме)Что внутри у инструмента? Цель: Познакомить с музыкальными инструментами , загадатьзагадки по теме,( подбор рифмы), работа по тетради. Познакомить с пьесами из «Детского альбома» , П.Чайковского; «Детской музыки « С. Прокофьева.Фортепиано( форте. Пиано),рояль, пианино. Пианист.Клавиатра. Пианист.Научатся :Определять и различать по тембру ,( музыкальная игра ), инструменты;играть на элементарных муз. инструментах, изготавливать их собственными руками. Рассуждать о музыке , применять и воспринимать в качестве жизненного опыта; расширятся знания интонационно-образного словаря на доступном их сознанию музыкальном материалеР:.Преобразовывать познавательную задачу в практическую.П:Использовать познавательный опыт в жизненных обстоятельствах.К:формулировать собственное мнение.Мотивация учебной деятельности.

505.10 «Природа и музыка».( изучение нового материала; урок-экскурсия)Может ли музыка рисовать картины природы? Цель: Научить находить общее между музыкой и природой. Развивать ассоциативно-образное мышление. . Песенность ,регистр.Научатся: Применять знания в незнакомых , или нестандартных ситуациях .АнализироватьР. Ассоциировать музыкальный материал с картинами в природе.П. поиск информации; Понимание изобразительных свойств музыкальной ткани. К, участие в коллективном обсуждении проблем.Продуктивное сотрудничество со сверстниками в группе.

612.10 Песенность. танцевальность маршевость.( с. 22-23 уч.)».( изучение закрепление нового материала; Как определить жанр? Цель:Раскрыть содержание музыкальных интонаций В темах и образах Мусоргского и Чайковского. Маршевость Песенность, танцевальность.Научатся: Соотносить графическую запись с музыки с ее жанром . композитора.Применять знания основных средств музыкальной выразительности,при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.Р.Формировать и удерживать учебную задачу.П.ориентироваться в информации учебника.К умение слушать и вступать в диалогНаличие эмоционального отношения к искусству.

719.10Все о танце хочешь знать -будем слушать,танцевать!.( закрепление пройденного материала, изучение нового) (стр25-26 уч.) р.т.(с.14)Что мы знаем о танце?( обсуждение в малых группах , с применением метода проблемного обучения)Цель: Научить слушать и определять танцевальную музыку.Танцевальные ритмы, пластика, движение.Научатся: Элементарным танцевальным движениям на примере распевки «2 лягушки»;,определять танцевальные ритмы по нотной графической записи.Р.Организовывать свою учебную деятельность.П. структурировть знания.Решать проблемные вопросы в группе.КУчаствовать в коллективном обсуждении .Развитие мотивации .

8 26.10В марше поступью шагать-это вам не танцевать !( закрепление пройденного материала, изучение нового) (стр26-27 уч.) р.т.(с.15)Когда и где могут звучать марши?Цель: Научить услышать и определять интонацию шага на основе муз. материала С. Прокофьева. П.Чайкоского.Интонация шага. Ритм марша.Научатся: различать и определять жанровые особенности (3.кита); ритмично шагать, под музыку.Р.оценивать результаты своей деятельности.П.осуществлять поиск необходимой информации ( Д.З.)с ипользованием интернет рес.КРазвитие мотивации.

902.11 Обобщающий урок 1 четверти (Обобщение и сестематизация знаний; урок- путешествие).( р.т. стр 10)«Угадайка!»( слушаем музыку из пройденного материала , вспоминаем, закрепляем)Цель: Закрепить знания, полученные в 1 четверти,( ребусы, загадки,) вспомнить название нот ( «Путешествие смычка»).Длительности нот.Научатся: Ритмично хлопать в ладоши и записывать простейшие ритмические рисунки;.Систематизировать пойденный материал.Р. использовать установки и применять при решении учебных задач.П, ориентироваться в решении и в разнообразии способов решения учебной задачи.К, проявлять активность в решении учебной задачи. Мотивация к разным видам учебно-практической деятельности.

1009.11 2 четверть(ИТБ)Звучащие картины.( изучение нового материала на основе проблемного обучения с. Уч. 28-29)Звучит музыка, которую исполняют пианисты, изображенные на картинах?Цель: Научить работать и разрешать проблемные вопросы в малых группах. расширяя эмоциональный словарь слов – синонимов. Пополнение словарных слов- синонимов.Научатся: Коммуникациям в малых группах, при решении поставленной учебной задачи.Р.преобразовывать практическую задачу в познавательную.П: анализ аргументированной информации членов малой группы. К. Приобретение коммуникативного опыта при решении учебной задачиВыработка самости,утверждение индивидуальности и самореализация личности в деятельностном подходе, в малой группе, при решении проблемной ситуаци.

1116.11 Расскажи сказку. ( закрепление пройденного материала, изучение нового)( уч. Стр. 30-35)О чем хотели рассказать в своих музыкальных сказках Чайковский и Прокофьев?Цель: определять выразительные возможности фортепиано; выполнять творческие задания, передавая пластическим движением содержание и образ Яги в музыке.Мелодия. Аккомпанемент, вступление.Научатся: Рисовать ,передавая смысл своих фантазий. Исполнять ,изображая образ Бабы Яги в песне «Здравствуй, бабушка Яга»(театрализация ,драматизация).Р. выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.П. Узнавать. называть и характеризовать, в соотношении с музыкальными образами, музыку композитора.К аргументировать свою позицию.Наличие эмоционального отношения к музыке.

1330.11О России петь –что в храм стремиться «Бим, бом, бим, бом- где ты слышал этот звон»?!.(урок- историческое путешествие)( 38-39 уч.)Слышишь, колокольный звон- благовест, набат. трезвон!?Цель: Познакомить с оперой, историческими событиями, традициями на Руси.Опера, О шумовых инструментах оркестра, оркестровая яма.Научатся: Имитировать на шумовых инструментах «колокольный звон» ( пластич. движений)Р. Отвечать действием в соответствии с поставленной задачей. П. расширят кругозор о исторических сведениях.К Участие в коллективном обсуждении.Развитие эмоционального восприятия произведений искусства ..

14 14.12. Да, Прокофьев написал, как героем Невский стал!(р.т. с 16 уч. Стр.42-43).(урок- историеское путешествие) Чем докажете, что это было на Руси? Как изобразил композитор набат?Цель :Познакомить с героическим образом в жанре кантата. Кантата.Мужской , женский . смешанный хор.Научатся: Анализировать и рассуждать об изобразительности в музыке,на примере творчества С. Прокофьева. Песнь об Александре Невском” (№ 2) и хора “Вставайте, люди русские»Р. Выполнять учебные действия в качестве слушателя.П .определять жанровые особенности кантаты, русской песенности.К.Аргументировать собственную речь.Эмоциональный отклик на музыкальные и литературные образы.

1521.12 Святые земли русской.Сергий Радонежский( 44-47 уч.) (изучение нового материала,) Кто такие святые? Чем отличается молитва от песни? Цель: Познакомить с народными песнопениями. Рассказать о жизни Сергия РадонежскогоМолитва. хорал.Научатся: Слушать и отличать музыку для храма ( молитву от песни), сопоставляя звучание «Утренней молитвы» с хоровой партитурой (нотная графика).Р Умение слушать..П. Осуществлять поиск необходимой информации.К формулировать собственное мнение.Развитие духовно-нравственных и этических чувств.

16 28.12 Обобщающий урок – концерт.Нужен нам такой урок, чтобы знаний было впрок?! Цель: Закрепить знания . полученные во 2 четверти. Сценическое поведение..Научатся: Выступать, свободно держаться на сцене. Проявлять собственную инициативу в любом виде деятельности.Р. Уверенно выполнять любые учебные действияП. Принимать участие в групповом музицировании.КНаличие стимула в познавательной и исполнительской деятельности.

1718.01 3 четверть (ИТБ)Разучи колядок сто, скоро праздник –рождество! (изучение и закрепление нового материала, урок-концерт)( с. Уч. 48-51)Какие народные праздники ты знаешь?Цель: Познакомить с праздниками Русской православной церкви.Коляда, обряд.Научатся: исполнять рождественские песнопения. Сочинять колядки (драматизация).инсценировать , принимая участие в танце, игре.Р.выполнять задания в рабочей тетради.П знать христианские обычаи и праздники..К Принимать участие в групповом музицировании.Развитие мотивации в учебной деятельности.

1825.01 Инструменты хороши – пой, народ, играй, пляши! (с. Уч.54-57)(изучение и закрепление нового материала). У тебя дома есть инструмент? Придумай сравнительный образ к русским народным инструментам (домра-чупа- чупс ; балалайка- треугольник и т.д.),Цель: Познакомиться с тембрами русских народных инструментов. Оркестр. Об инструментах русского народного оркестра..Научатся: определять тембр звучания оркестра народных инструментов, музицировать ( оркестр Орфа)( на примере р.н.п .Светит месяц, Камаринская;)Р. выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителяК Принимать участие в групповом музицировании.П Самостоятельно находить информацию ( интернет) Продуктивное сотрудничество со всеми субъектами образовательного процесса, при решении музыкально-творческих задач.

1901.02. Фольклорная мудрость.(изучение и закрепление нового материала. Урок- игра). уч. (58-61)Что вы знаете о традициях праздников народов России?Цель: познакомиться с особенностями фольклора, развивая чувство ритма, такта, памяти. (масленичные песенки. ; Бояре, а мы к вам пришли.) ФольклорХоровод. Обряд.Научатся: Исполнять простейшие напевы,, , разыгрывать русские народные песни, хороводы, игры ( « ходим кругом»). выявлять особенности русского фольклора,Р. выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителяП. узнавать жанровые особенности русского фольклора. К использовать опыт общения в различных формах деятельности.Уважительное отношение к традициям России.

2015.02Музыка в народном стиле(изучение старого и закрепление нового материала. стр. уч 62-65), (р.т. 19)А ты слышал от своих родителей. или бабушек и дедушек русские н. п.? Цель: Познакомиться с формой вариации. (Комаринская)Напев. Наигрыш, регистр. Научатся: Определять форму вариации. Узнавать интонацию р,н,п., исполняя и импровизируя р, н, п,.Р. осуществлять на опыте импровизацию народных песен, оставляя свои замыслы. П. Контролировать процесс и результат деятельности.К Взаимодействовать в процессе осуществления коллективной деятельности.Развитие эмоционального восприятия и отношения к результатам своей деятельности .Наличие опыта.

2122.02Праздники русского народа. Масленица(Урок –игра , закрепление, с элементами драматизации) (уч. 64-67) А вам помогли подготовить родители музыкальные обрядовые игры, песни? Кто может провести?Цель: Закрепление темы раздела, с применением индивидуальных и групповых форм деятельности учащихся. Мотив, выразительность.Научатся: Подбирать простейший аккомпанемент , выразительно петь, танцевать. , осуществляя творческую деятельность на народных праздниках, во внеурочной деятельности.(Песни-диалоги, народные заклички, напевы, наигрыши.)Р. Установка на свободу и самовыражение .П. Расширять кругозор о традициях и народных праздниках народов России.К. наличие коммуникативного опыта.Наличие эмоционального отношения к традициям и обычаям русского народа.

2229.02 Детский музыкальный театр (Урок- путешествие, с изучением новой темы стр. уч 74-75)( р, т, 20-23)Может ли сказка путешествовать по музыкальному театру?Цель: Познакомить с помощью (ИКТ), методов конкретной ситуации, имитационного моделирования с жанром опера-сказка – «Волк и семеро козлят» М. Коваля, и оперы. Музыкальный диалог, Опера, Хор, солист.Научатся: Слушать более объемные произведения искусства; понимать смысл терминов, рассказывая сюжеты литературных произведений, выполняя творческие задания в рабочей тетради.Р. использовать речь, выполнять учебные действия в качестве слушателя.П. расширение жанрового кругозора в музыкальном искусстве.К .Наличие опыта в развитии речи.Внутренняя позиция к воспитанию, как поведенческой основе.

2307.03 Балет на сказочный сюжет. Урок- путешествие, с изучением новой темы стр. уч 76-77)( р, т, 20-23)Как же сказочный сюжет, вдруг попал к нам на балет?!Цель: Познакомить с балетом «Золушка» С. ПрокофьеваБалет. Балерина. Танцор.Научатся: Соотносить ,анализируя сказочный образ , с инструментальным исполнением , выражая свое отношение к музыке.Р. свободно самовыражаться .П. расширение жанрового кругозора о музыкальном искусстве.К Наличие опыта в развитии речи.Наличие чувства эмпатии к сказочному персонажу.

2414.03 Песенность, танцевальность, маршевость в музыке опер и балетов.(изучение и закрепление нового материала.),( уч. Стр.(78-81) Где же песне, танцу жить, с кем же будет марш дружить? Цель: научиться определять жанры на примере музыкального материала: «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» Исполнять песню « Чиколетта»,сочетая формы театрализованной музыкально-творческой деятельности. Симфонический оркестр, дирижер. .Научатся :Различать жанры в музыке, применять формы театрализованной музыкально-творческой деятельности.Р. Выполнять учебную задачу в сотрудничестве с учителем.П. использовать общие приемы решения исполнительской задачи.К ставить вопросы, умение общаться в коллективе, при театрализации музыкального произведения .Наличие мотивации в учебной деятельности.

2521.03 Симфонический оркестр, дирижер (Закрепление пройденного материала) р.т,24-25; уч.(стр.90-93)Если ты чуть-чуть устал – посети концертный зал!Цель: На примере Симфонической сказки «Петя и волк», Закрепить знания о средствах музыкальной выразительности, понятиях лада, ритма, регистра, темпа, динамики, Сюжет, тема, партитура.Научатся: Давать характеристику музыкальным персонажам, познакомятся с музыкальными инструментами симфонического оркестра. Закрепят знания о средствах музыкальной выразительности, понятиях лада, ритма, регистра, темпа, динамики,Р. выполнять задания в рабочей тетради, выполнять учебные действия в качестве слушателя.П. систематизировать учебную информацию. К аргументировать свою речь.Внутренняя позиция к воспитанию, как поведенческой основе.

2711.04 4 четверть ( ИТБ) Музыкальные образы сюиты “Картинки с выставки”(изучение нового материала)( стр, уч, 94-95) Чем отличаются образы рисунков художника от музыкальных? Цель: Раскрыть понятия выразительности и изобразительности , анализируя художественно- образное содержание музыки. В целях познания интонационной природы музыки ,опираясь на синтез видов искусств.( « Картинки с выставки»)Сюита, выразительность, Изобразительность.Научатся: аудиально воспринимать и визуально представлять музыкальные образы. Соотнеся их с картинами художника. Рассуждать , связывая грамотно свою речь. Ориентироваться на нотную графику.Р. чутко реагировать на поставленную задачу.П. Анализировать художественно- образное содержание музыки. познавать интонационную природу музыки. К Самостоятельно аргументировать свою речь.Налиие эмоционального отношения к произведениям музыкального искусства и живописи.

2818.04 Мир музыки Моцарта .(изучение нового материала)( стр, уч, 98-103)( р.т.2 2-23) Знакомы ли вы с музыкой гениального композитора?Цель: Познакомить с жанрами и формами в музыке , сопровождая рассказ удивительными фактами из жизни В.А. Моцарта,( Симфония № 40, « Рондо в турецком стиле», Увертюра к опере « Руслан и Людмила»).Жанр симфонии. Форма рондо. Опера.Научатся: Внимательно слушать классическую музыку, узнавая и определяя особенности интонации и стиля венского классика. Самостоятельно находить информацию.Р. Выработка самости. П .Осознанно проводить анализ произведения..К.воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей.Наличие чувства эмпатии к композитору.

2925.04 Интонация (Закрепление знаний, изучение нового материала)( стр, уч, 106-107) О чем «говорит» музыка? Слушание и исполнение Колыбельной ( как должна звучать музыка?) «Песня жаворонка» Цель: научить различать персонажей музыкальных произведений, понимая настроения , чувства.Музыкальная речьНаучатся: анализировать музыкальные произведения; различать персонажей музыкальных произведений, понимать и передавать через пение настроения , чувства.Р Формулировать и удерживать учебную задачу.П. ставить и формулировать проблему.К вести диалог, слушать собеседника.Развитие эмоционального восприятия музыкальных произведений.

3002.05 Выразительность и изобразительность в музыке.(изучение нового материала), уч, (уч.110-113, 116-117) Возможно существование музыкальных и живописных пейзажей? (мелодия, рисунок ,лад-цвет) Имеют какое-нибудь отношение музыкальные инструменты к изобразительности в музыке? «Менуэт», «Токката»«Волынка», « Тойка». « Клоуны» Цель: научить определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях.Орган. Менуэт. Понятие выразительности и изобразительности. Контраст.Научатся : Называть и объяснять термины музыкального искусства. Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях.Р. использовать речь, выполнять учебные действия в качестве слушателя.П. Систематизировать полученные знания.К Самостоятельно аргументировать свою речь.Развитие эмоционального восприятия музыкальных произведений.

3116.05 Жанр инструменталь ного концерта.(изучение нового материала),(уч. 124-127) Как можно определить стиль композитора? Цель: вызвать интерес к жанру инструментального концерта, передавая дирижерским жестом торжественный , величественный характер звучания. Консерватория, конкурс, концерт.Научатся: Внимательно слушать музыку, узнавая и определяя особенности интонации , стиля русского композитора.Р.выполнять действия в соответствии с поставленной задачей.П. Осознанно проводить анализ произведения..К. Уверенно отвечать . последовательно строить речь. Наличие мотивации к учебной деятельности.

3223.05 Могут ли иссякнуть мелодии?( закрепление пройденного материала) Чему нас учит музыка? повторное прослушивание полюбившейся музыки ( по желанию учащихся).Импровизация и драматизация на примере музыкального материала. Цель: Способствовать расширению кругозора обучаемых. Повторение терминов.Научатся: Узнавать жанры и интонации пройденных композиторов. Свободн о выражаться, анализируя и аргументируя свою речь. Р. чутко реагировать на поставленную задачу.П. логически рассуждать. Систематизировать полученные знания.К доказательно аргументировать, продуктивно сотрудничать со всеми субъектами образовательного процесса.Развитие духовно-нравственных и этических чувств.

33-3430.05 Заключительный урок- концерт.( обобщение. ) Цель: вызвать интерес к концертной деятельности, помочь в проведении заключительного урока-концерта. «Ура, каникулы!» Афиша. Программа.Научатся: Анализировать , слушать, исполнять музыкальный материал, применяя полученные знания , умения и навыки в творческой деятельности, при реализации различных проектов, культурного досуга, во внеурочной и внешкольной деятельности.Р. Вносить необходимые изменения, дополнения.П. Систематизировать полученные знания.К. Использовать опыт взаимодействия в больших и малых группах.Самоактуализация личности. Обратная связь.

В ходе прохождения курсов повышения квалификации «Проектирование рабочей программы по музыке и формирование универсальных учебных действий» в ходе изучения темы, было разработано проектирование «Рабочая программа по предмету «Музыка» для 2 класса образовательных учреждений» (УМК «Музыка» для 1–4 классов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной)», включающая в себя структуру основной образовательной программы, соответствующей требованиям ФГОС начального общего образования (ООП), в Российской системе образования. Были проработаны основные понятия ФГОС второго поколения (2009г.). В ходе проектирования программы были освоены основные виды УУД, которые формируются в процессе деятельности младших школьников и соответствуют различным видам музыкально-практической деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках музыки . Так же, в процессе обучения и педагогического роста, был освоен федеральный перечень методической и учебной литературы по данному курсу, на основании которого и выполнена «Рабочая программа по предмету «Музыка» для 2 класса образовательных учреждений»

  • Давыдова М.А. «Уроки музыки»1-4 классы. М. «ВАКО»
  • Закон Р.Ф. «Об образовании»
  • Затямина Т,А, «Современный урок музыки»М. « Глобус»2010
  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С Учебник «Музыка» «Просвещение» 2 класс
  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Рабочая тетрадь «Музыка» 2 класс
  • Образцова Т.А. «Музыкальные игры для детей» М. «Этрол» « Лада» 2005г.
  • Сергеева Г.П. Технология анализа музыкального произведения на уроке//Журнал «Наука и школа» – 2011. – № 3 – С.26 – 29.

Презентация раскрывает систему дидактических принципов построения системно – деятельного урока музыки  в рамках ФГОС  НОО.

Методологической основой ФГОС НОО является системно – деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Так как основной формой организации обучения является урок, то учителю необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода. Эти направления работы стали задачами методической работы по реализации системно – деятельностного подхода. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни. Он: – ставит цели, – решает задачи, – отвечает за результаты. Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Вот почему учебная деятельность является универсальным средством развития. Что значит “деятельность”? – целеустремленная система; – есть обратная связь; – всегда имеет генетически развивающийся план анализа. Реализация технологии деятельностного метода предполагает соблюдение следующей системы дидактических принципов:

1. Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. 2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3. Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и науроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6. Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7.Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой де

Просмотр содержимого документа

«Система дидактических принципов построения системно- деятельного урока музыки в рамках ФГОС НОО»

Косарева Наталья Петровна
Методические аспекты обучения в предмете «Музыка» в условиях перехода на обновлённые ФГОС НОО и ООО

МКОУ «Школа-интернат № 26 г. Нижнеудинск»

Министерством просвещения утверждены новые федеральные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования, которые начнут действовать с 1 сентября 2022 года. Уже первые и пятые классы должны будут обучаться по обновлённым ФГОС. Приказ был утвержден ещё 31 мая 2021 года № 286.

Уважаемые коллеги, хочу поделиться своими мыслями, в связи с переходом на обновлённые ФГОС, возможно кому – то придет понимание, что «Не страшен черт, как его малюют».

Да, мы все учителя без сомненья сейчас находимся на этапе новых изменений, мы включены в процесс глобального переустройства образовательного содержания. А ведь не секрет, что наш предмет музыка не всегда становился важным в кругах ученической и родительской общественности. Но когда люди начинают понимать, что именно происходит на наших уроках, то становится ясно, что все те трудности, которые есть на нашем педагогическом пути они – объективны. Но они старицей окупаются тем светом в детских глазах, которые мы видим, когда нам удается донести всё, то прекрасное и удивительное через многогранный мир музыкального искусства.

Так чего же нам ждать от обновлённых ФГОС? С чего начать?

Давайте вспомним, а как всё начиналось. Наверняка вы помните новые государственные стандарты первого поколения в 2004 году. Хоть и отмечался их новаторский дух, но на деле они оказались сырыми. Мы попали в атмосферу хаоса, и многим из нас приходилось учиться у самих себя. Конечно, было трудно, и мы всё это испытали на себе.

Второй этап оказался более удачным и на протяжении последнего десятилетия основными педагогическими акцентами стали развитие универсальных учебных умений, то есть, умение ученика к самостоятельному поиску и добыванию информации, где на первый план выходит личность ребёнка, развитие которого происходит через проектную и внеурочную деятельность.

И вот сейчас мы с вами становимся участниками третьего этапа – обновлённые ФГОС, это не принципиально какие – то новые стандарты, это всё еще те стандарты, которые устояли временем, стали более доступными, понятными. И что же происходит в обновлениях? Наконец – то начинает происходить комплексный подход, единое решение, когда в одной связке начинают работать все системы образования, наполняя образовательное содержание государственных стандартов. Появление примерных утвержденных программ по музыке даёт возможность учителю единого подхода в образовательном процессе, единую структуру программы, где описаны подробно предметные результаты образования, распределены по видам деятельности, разделены по тематизму, и вот такое комплексное расширение позволяет учителю всё найти в одном месте. Впервые появляется модульная идеология, которая, кстати, может вызвать трудности: во внедрении, в апробации программы. Предупреждаю, что трудности могут возникнуть и при непосредственной разработки рабочих программ самим учителем, ведь ему необходимо посмотреть, проанализировать насколько тот или иной модуль органично или менее органично будет встраиваться в те возможности, которые есть в образовательной организации. Я думаю, что с моим мнением согласятся очень многие учителя. И всё же нам придётся с этим свыкнуться и модульное образование внедрить в свой образовательный процесс. Ранее мы уже сталкивались с модулями в концепции преподавания предметной области «Искусство», которые имели свои достоинства и недостатки: например, недостаточность внедрения ИКТ, недостаточность учебного времени на творческую и проектную деятельность учащихся, не в полной мере отражался потенциал этнокультурных и национальных особенностей региона. Поэтому и возникла необходимость в модернизации образовательного содержания, обновление государственного стандарта даёт возможность вариативности в сквозных модулях.

Что касается задач учебного предмета Музыка, то они остаются теми же, это и воспитание грамотного слушателя, и изучение лучших образцов музыкальной культуры, и приобщение к музыкальной деятельности и т. д. И вот с таким педагогическим багажом мы переходим работать в обновлённые программы, где от нас потребуется в период начального образования заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразие музыкальной культуры в жизни современного человека от фольклора до современной музыки. А уже далее в основном образовании происходит расширение музыкальной грамоты, музыкального кругозора за счёт увеличения количественного состава модулей, так сказать более углублённо. Познакомиться с модулями вы можете в примерной программе. Содержательные блоки нацелены на достижение предметных результатов, они как раз привязаны к модулям, в которых очень тщательно прописан каждый результат, в которых должен прослеживаться системно – деятельностный подход. К каждому модулю добавляется целевой блок, который является вспомогательным, а также в каждом модуле есть разбивка на более мелкие блоки, учитывающие разные индивидуальные сочетания, что позволяет учителю либо расширить, либо наоборот уменьшить количество часов на изучение той или иной темы. В этом и заключается главное качество обновлённого государственного стандарта – это его вариативность. Еще одна очень важная часть программы в том, что к каждому тематизму для более глубокой содержательной линии прописываются необходимые виды деятельности ученика, таким образом, происходит стыковка богатого разнообразия репертуара, а значит, урок становится интереснее и многогранней. Учитель спокойно может варьировать мелкие блоки в любой последовательности, тем самым проявляя гибкость в образовательном процессе. Из чего следует, что когда учитель будет создавать свой календарный план, то может выбрать те «кубики» – блоки, которые хорошо будут укладываться в «пазл» его урока, в его драматургию, таким образом, учитель продолжает творчески работать. Как оказалось, ничего сложного нет.

Что хотелось бы сказать о конструкторе рабочих программ, который размещен на портале единого содержания общего образования (. Для того чтобы начать работу в конструкторе вам необходима регистрация. На сайте размещена ссылка на видео инструкцию по разработке рабочей программы. Да придётся потратить время, но это того стоит. А вот что касается УМК, то пока, к сожалению, он находится в обновлении, пусть и незначительном. Отдельные штрихи убираются, какие – то штрихи добавляются, происходит так называемая доработка, проходит его экспертиза, поэтому мы пока будем работать по старым учебникам.

Ну, вот собственно и всё. Мой небольшой краткий экскурс по методическим аспектам завершен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *