: по мнению автора, читать много книг – это хорошо или плохо?
(чтение)
–
– Используя опору, которую я вам подготовила (она есть и в листочках), докажите, что это текст.
Сделайте вывод.
Прочитайте следующее задание
Выберите нужный ответ, объясните, почему вы так думаете.
Продолжаем работать над содержанием. Кто был внимателен и назовет любимые книги Виктора Лихоносова.
Назовите авторов этих произведений.
– Давайте более подробно остановимся на фразеологизме «ловил себя». Что он обозначает?
– Я вам подготовила картинки.
Какие фразеологизмы они иллюстрируют? Попробуйте отгадать их.
Можно ли считать, что эти картинки иллюстрируют лексическое значение данных фразеологизмов? А что они обозначают?
– В каком словаре зафиксировано лексическое значение фразеологизмов?
– Мы проанализировали языковые (изобразительные) средства, которые использует автор. А для чего он их использует?
– Прочитайте последнее слово текста.
– В чем особенность произношения этого слова?
– К какому словарю мы обращаемся, если возникают трудности в произношении слова?
– Подберите и запишите к этому слову синонимы. Что такое синонимы?
– Определите, какой частью речи является слово СКУЧНО?
– Это особое наречие, оно обозначает состояние человека. Об этих словах вы более подробно узнаете на следующий год.
– В тексте слово СКУЧНО употребляется вместе с частицей НЕ. Подберите синонимы к этому сочетанию.
– Почему именно такое сочетание слов автор выносит в самый конец текста?
– По мнению автора, как правильно читать книги? Найдите ответ в тексте.
– Давайте посмотрим на структуру этих предложений.
Подчеркните грамматические основы, укажите, чем они выражены.
– Почему автор использует для этих предложений одинаковые конструкции?
– Что стоит в конце обоих предложений?
– Какова роль этого знака препинания?
– Обратите внимание, что и в других предложениях текста автор употребляет этот знак.
Ответ: В
«Война и мир»,
«Евгений Онегин»
Л.Н. Толстой и А.С. Пушкин
(Разбираем значение)
Толковый словарь
С.И.Ожегов
(устно проговаривают)
(читают значение)
Чтобы лучше понять текст.
Великие книги – эпитет
Ловил себя – фразеологизм
Душа не успевает торопиться – метафора
Тридцать тысяч раз читал – гипербола
Неожиданно обнаруживать что-либо в самом себе
Биться головой о стену, по лезвию ножа, Сизофов труд
Картинки передают переносное значение
Во фразеологическом словаре
Чтобы передать не только мысли, но и чувства.
СКУЧНО
Чтобы привлечь внимание читателя к этим предложениям, потому что в них отражается основная мысль текста.
Многоточие.
Чтобы читатель мог остановиться и поразмышлять над высказыванием автора.
Повторение
(работа с текстом)
Корниенко Людмила Николаевна,
учитель русского языка
и литературы ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 26» пос.Новотерский Минераловодского района Ставропольского края
- Правильный ответ изменит цвет текста
- Неправильный ответ исчезнет с экрана
- Нашел правильный ответ – переходи к следующему слайду
1. Укажите слово из предложений №3—5, состоящее из приставки, корня, суффикса и окончания.
(1) Все лето цветут одуванчики.
(2) Скрывается солнце и одуванчики свертывают свои лепестки и засыпают.
2. Укажите предложения, в которых есть притяжательное (-ые) местоимение (-я)
(5) Светит солнце и следом за солнцем поворачивают они золотые свои головки
(4) Все знают эти простые цветы.
(2) Скрывается солнце и одуванчики свертывают свои лепестки и засыпают.
(3) Они похожи на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами.
3. Укажите предложения, в которых есть определительные местоимения.
(1) Все лето цветут одуванчики.
(5) Светит солнце и следом за солнцем поворачивают они золотые свои головки.
4. Укажите глагол 2 спряжения.
.
5. Укажите предложение с однородными членами.
6. Укажите предложения с пропущенными знаками препинания.
(2) Скрывается солнце и одуванчики свертывают свои лепестки и засыпают.
7. Какой художественный прием создает яркую, образную картину? (лепестками-лучами, золотые головки).
8. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?
(1) Все лето цветут одуванчики.
(2) Скрывается солнце, и одуванчики свертывают свои лепестки и засыпают.
(3) Они похожи на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами.
(4) Все знают эти простые цветы.
(5) Светит солнце, и следом за солнцем поворачивают они золотые свои головки.
1, 4, 2, 3, 5,
2, 4, 5, 3, 1,
3, 1, 5, 2, 4,
4, 3, 1, 5, 2
5, 2, 4, 3, 1,
(1) Все знают эти простые цветы. (2) Они похожи на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. (3) Все лето цветут одуванчики. (4) Светит солнце, и следом за солнцем поворачивают они золотые свои головки. (5) Скрывается солнце, и одуванчики свертывают свои лепестки и засыпают.
(1) Все знают эти простые цветы. (2) Они похожи на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. (3) Все лето цветут одуванчики. (4) Светит солнце, и следом за солнцем поворачивают они золотые свои головки. (5) Скрывается солнце, и одуванчики свертывают свои лепестки и засыпают.
9. Определите тему и идею текста.
10. Озаглавьте получившийся текст.
11. Каким настроением проникнут текст?
12. Определить тип речи.
Использованные материалы и литература:
- Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. М.: Просвещение, 2013.
- Егорова н.в. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. – М.: ВАКО, 2014. (В помощь школьному учителю).
Развитие речи. Создание текста-инструкции
Ц е л ь: развитие умений создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник русского языка для 6 класса, авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич, издательство «Просвещение» ,раздаточный материал (тексты инструкций и памяток), презентация.
Материалом урока являются упражнения 550—552.
На доске проблемный вопрос:
Что такое инструкция?
Ход урока:1. Оргмомент. 2. Постановка цели урока:Сегодня на уроке мы опять будем писать сочинение, а значит совершенствовать свою устную и письменную речь. Одно из ваших домашних заданий было составить инструкцию по выполнению домашнего задания. Сегодня нам предстоит освоить принципы построения текста-инструкции и его составление.
3.Актуализация знаний:Как вы понимаете, что такое инструкция?Где вам приходилось встречаться с инструкциями? (кулинарный рецепт, технический паспорт к игре).Что же объединяет все эти тексты?
Вывод:Инструкция – это текст, в котором говорится о действиях и том порядке, в котором их следует выполнять.
4. Работа с готовым текстом-инструкцией.
У вас на столе лежит образец текста-инструкции. Прочитайте первый текст.
– Найдите в первом тексте глаголы повелительного наклонения.
– Что выражают глаголы повелительного наклонения? (просьба, совет)
– Какую роль играют глаголы повелительного наклонения в тексте? ( главную).
– В какой части предложения стоят глаголы? В начале
План написания инструкции
6. Обобщение знаний о роли глагола в инструкции: Так что надо учесть при написании инструкции?Вывод:
- важную роль играют глаголы повелительного наклонения.
- стоят в начале предложения (1,2 место)
- употребляются в одной форме
7. Упражнения творческого характера:
Что ещё необходимо знать и уметь при написании письма-инструкции? Прочитаем второй текст и оценим его.(ученики обнаруживают ошибки – нарушен порядок действий) “Как приготовить борщ”
Для приготовления борща вам понадобятся следующие продукты: мясо, свекла, картофель, капуста, лук.
1.Когда сварите мясо, положите в кастрюлю капусту, лук, свеклу, картофель
2.пока варите мясо, почистите свеклу, картофель.
3.Налейте воды в кастрюлю.
4. Ждите пока свариться суп.
5. доведите воду до кипения. Когда вода закипит, положите мясо.
-Восстановим правильный порядок действий, я вам помогу
1. Налейте воды в кастрюлю.
2. доведите воду до кипения. Когда вода закипит, положите мясо.
3. пока варите мясо, почистите свеклу, картофель.
4. Когда сварите мясо, положите в кастрюлю капусту, лук, свеклу, картофель.
5. Ждите пока свариться суп.
Перед вам инструкция по изготовлению табурета.
-Чем она отличается от первых двух?
– А что указывает на порядок действий?
– Какие слова помогут указать порядок действий? (ответы учеников: сначала, потом, затем, после, наконец и т.д.)
Порядок действий помогут указать такие слова, как сначала, потом, затем, после, наконец и т.д. Чтобы речь была красивой, следует избегать повторов.
Несколько уроков назад мы с вами писали сочинение-рассуждение. Перед написанием сочинения мы с вами составляли план, по которому делали работу.
Для написания текста инструкции, нам он так же понадобиться.
Еще раз перечитайте все тексты, которые перед вами лежат и составьте план.
– Что же самое главное в тексте-инструкции?
– Из каких частей состоит текст-инструкция?
План написания инструкции:
1. Что необходимо приготовить для работы.
2. Порядок действий.
3. Вывод( не всегда)
12. Самостоятельная работа:Я вам предлагаю написать свою инструкцию « Как выучить стихотворение». Употребив глаголы в форме повелительного наклонения. Помните, выражать свои мысли надо правильно и точно. Сказать правильно – значит по правилам русского языка. А сказать точно – значит лучше, полнее выразить свою мысль.
Подготовка к ВПР
«Работа с текстом» (6 класс)
1. Задание по тексту:
Списать, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.
Сформулируйте тему и основную мысль текста.
Задайте три вопроса по содержанию текста.
Глубокой осенью заметно пустеют леса и п..ля на б..регах рек дольше задерж..ваются перелётные птицы Иногда разд..ётся из(под) пр..брежного(2) куста голос земл..ройки(4). Крохотные зверьки держались (с/з)десь и летом в густых тр..вяных дебрях хорошо скрывались от посторо(н/нн)его взгляда. А сейчас среди пор..девших трав заметить их стало ле..че.
Чаще других попада..тся обыкновенная бурозубка. Ростом она с маленькую домовую окраска тёмно(бурая). Но возле воды нере..ко можно увид..ть и более крупную водяную Ч..рная, будто бархатная шубка, белое ш..лковистое брюшко и более дли(н/нн)ый хвост помогут отл..чить её от других земл..роек.
Земл..ройки (не)впадают в спяч..ку. Когда идёт снег следы этих маленьких зверьков особенно часто под елями. Там прож..рливые крошки подб..рают (з/с)битых снегом с ветвей оц..пеневших насекомых и семена хвойных деревьев и берёз. Следы земл..роек трудно отл..чить от следов мелких грызунов. Но если научиш..ся разб..рать их тонкие строчки то увид..шь и узна..шь много интересного.
2. Задания по грамматическому разбору
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) − морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) − морфологический разбор слова; (4) − синтаксический разбор предложения.
3. Задание по фонетике
Найдите в тексте 3 слова, в которых не совпадает количество букв и звуков, выпишите эти слова, выполните их фонетический разбор. Объясните причину данного несовпадения.
4. Задание по морфологии
В последнем абзаце над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Какие слова вызвали ваши сомнения и почему? Найдите в Интернете ответ, к каким частям речи они относятся?
К какой части речи относится слово Не торопитесь называть его прилагательным!
5. Задание по орфоэпии
Поставьте знак ударения в следующих словах. Проверьте себя по орфоэпическому словарю!
Придумайте и запишите 5 предложений, используя максимум слов из списка. Произнесите предложения вслух, соблюдая нормы ударения
Ракушка, верба, позвонишь, комбайнер, свекла, досуг, документы, каучук, фарфор, зубчатый, звонишь, звонят, звонит, облегчить, облегчишь, облегчит.
6. Задания по синтаксическому анализу
предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) На его фасаде интересные часы.
2) На лесных полянках появляются проталины ковром разрастаются подснежники.
3) Как здесь красиво! говорят ребята.
4) В водоеме плещутся рыбки.
предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Изучение и сравнение амфор вызывало у художника и у поэта мысли о легендарных временах будило их воображение.
2) Лужи льдом подернулись трава к земле примерзла.
3) Куда ты дорожка меня завела?
4) Взял я с полки книжку русских сказок.
7-8. Задание по тексту:
Ответить на вопрос: Как в неравной схватке с медведем отцу удалось спастись?
Сформулируйте тему и идею текста.
Составьте и запишите план текста из трех пунктов.
Назовите способ словообразования слов набрести, послать, догнать
(5)Однажды отец пош..л с ним на медведя. (6)Набр..ли на след большого зверя. (7)На Лае шерсть подн..лась дыбом но он смело брос..лся вперё.. и скоро д..гнал ух..дившего м..дведя. (8)Отец выстр..лил но только ле..ко ран..л зверя. (9)Зверюга ра..свирепел и так стремительно кинулся на отца, что отец не успел выстр..лить второй раз. (10)Ч..довище лапой вышибл.. руж..ё у него из рук. (11)Миг — и отец л..жал на спине под тяж..лой туш..й.
(12)Он с..итал себя уже поги..шим но зверь вдруг отв..лился от него и вскинул передние лапы в воздух. (13)Отец ..скочил на ноги. (14)Лай в..сел на спине у медведя, зубами вцепившись ему в ухо. (15)Отец успел ..хватить руж..е и послать медведю пулю, прежде чем зверь зад..вил Лая. (16)Медведь рухнул мёртвым.
Определите и запишите лексическое значение слова из предложения 15. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
(15)Отец успел схватить ружье и послать медведю пулю, прежде чем зверь задавил Лая.
Приемы работы с текстом
русского языка и литературы
Конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся.
Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей.
на уроке литературы
● осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;
● пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);
● ответы на вопросы;
● анализ и интерпретация произведения;
● составление планов;
● характеристика литературного героя;
● написание отзыва о произведении;
● поэтическая разминка;
● написание сочинения.
на уроках русского языка
Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности:
– нахождение границ предложений в тексте;
– деление текста на абзацы;
– восстановление деформированного текста;
– собирание текста из фрагментов;
– комплексный анализ текста;
– реконструкция текста;
– прием «фишбоун».
1. Комплексный анализ текста.
3. Сложение целого текста из частей.
6.Приём « фишбоун».
Работа в группах
Задание 1 группе. Комплексный анализ текста.
Задание 2 группе. Реконструкция текста .
Задание 3 группе. Сложение целого текста из частей
Задания 4 группе. Синквейн .
Задание 5 группе. Поэтическая разминка.
Задание 6 группе. «Фишбоун»
1.Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:
(1)Нет лучшей музыки, чем тишина в горах, тишина в лесу. (2) Нет лучшей «музыки в человеке», чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место. (3) Нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении человека, чем важность или шумливость. (4) Нет ничего более смешного в мужчине, чем чрезмерная забота о своём костюме и причёске, рассчитанность движений и «фонтан острот» и анекдотов, особенно если они повторяются. (5) В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим. (Д.Лихачёв)
2. Тема текста- поведение человека.
3 .Идея текста- хорошие манеры в поведении человека
4. Тип речи- рассуждение.
5. Стиль речи- публицистический.
9. Бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим
10.Составное именное сказуемое.
11.Тишина в лесу.
13. Бойтесь ,старайтесь
14.Более смешного, более неприятного
1. При знакомстве в 5 классе с понятием «текст» предлагается восстановить древний пергамент, в которой некоторая информация оказалась утраченной.
Задание: Восстановите текст, добавив смысловые фрагменты и определив границы лексических единиц и предложений..
Текст – это связанное по смыслу и грамматически высказывание на определенную тему
В большинстве случаев текст состоит из нескольких предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически и посвященных одной теме.
Основные признаки текста
Единство тематическое и композиционное текста
Наличие основной мысли текста
Относительная законченность текста
Определенный порядок предложений
Наличие грамматической связи предложений в тексте.
2. Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного.
Задание: Составьте рассказ о существительном по опорным словам.
1. Имя существительное обозначает предмет.
Отвечает на вопросы кто? что?
Начальная форма имени существительного – именительный падеж единственного числа.
2. Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:
собственное или нарицательное
одушевленное или неодушевленное
Относятся к мужскому или женскому, или среднему роду, к 1, или 2 , или 3 склонению.
Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:
Существительные изменяются по падежам и числам .
3. В предложении имя существительное может быть подлежащим, дополнением, обстоятельством, определением, сказуемым.
Имя существительное не является членом предложения , если оно обращение
1. Начался листопад.
2. Листья падали дни и ночи.
3 Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву
5. Леса моросили дождем облетавшей листвы.
4.Этот дождь шел неделями.
2) А. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?
а) Сереже понравилось, что его так назвали ,но Вари опять не было целую вечность.
б) Варя пришла наконец ,и старичок велел ей принести из кладовой двухколесный велосипед.
в) «Для молодого человека,»- сказал он.
г) Очевидно, от Вари зависело – будет у Сережи велосипед или не будет .
содержания учебного материала
Синквейн на тему русский язык.
Русский язык. Национальный, основной. Является, практикуется, забывается. Единственный государственный язык России. Славяне.
Русский язык. Великий, могучий. Учится, преподается, развивается Один из предметов в школе. Россия
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блести на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется первая и чистая лазурь
На отдыхающее поле.
Сел писать депешу
Стали изобретать фамилию
Доктор вырвал больной зуб
Засупонин, Лошадский ,Овсов
Поиски лошадиной фамилии
● учить видеть, слышать и чувствовать текст;
● пополнять речевую память учащегося;
● обогащать словарный запас;
● продуктивно усваивать учебный материал;
● прививать эстетический вкус;
● формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.
Рефлексия « Все в твоих руках»
БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе
буду применять в своей деятельности.
СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной
БЕЗЫМЯННЫЙ – не все приёмы работы с текстом
МИЗИНЕЦ – данные приёмы мне известны, но я их не
Урок развития речи в 6 классе
Урок разработала Сей Людмила Александровна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26 с углублённым изучением химии и биологии» г. Великий Новгород.
Работа с текстом на уроке русского языка в 6 классе.
Цель урока: Повторить знания о тексте и его признаках, о типах речи, выразительных средствах, используемых писателем.
1. Связанные с формированием общенаучных знаний: продолжить формировать представление о тексте и его признаках.
2. Связанные с формированием общепредметных знаний: распознавать типы текстов, находить образные средства.
3. Связанные с формированием опыта деятельности: создавать свои тексты на письме и при устном общении.
Развивающие: умение анализировать текст, реконструировать , создавать новый текст на основе опорных слов.
воспитывать любовь к природе, родине. Воспитывать умение общаться в коллективе.
Цели урока: совершенствование практических, коммуникативных навыков и
умений учащихся
Знать: стили речи, типы текста, основная мысль, микротема, орфограммы,
изученные в 6 классе.
Уметь: определять стиль текста, тип речи, микротемы, выполнять
синтаксический, морфологический, фонетический разборы, определять грамматические
признаки слова.
Тип урока: повторение и обобщение материала.
Технология: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Оборудование: раздаточный материал, справочные материалы.
Урок рассчитан на 1 час.
1. Организационный момент.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, записывают ответы в тетрадь, из
каждого слова берут определённую букву (например, из первого слова возьмите
пятую букву и т.д.), из букв составляют слово.
Устойчивые сочетания слов – ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ/ 5
Раздел науки о языке, изучающий знаки препинания – ПУНКТУАЦИЯ/5
Словарный запас языка – ЛЕКСИКА/4
Слова, употребляемые жителями той или иной области – ДИАЛЕКТНЫЕ/7
Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения – СИНТАКСИС/6
Е Т С Т К – из данных слов составьте слово (ТЕКСТ). Объявляю тему урока.
2. Фронтальная работа.
Повторение теории (текст, тема текста, основная мысль, стиль текста, тип
речи, микротема).
3. Работа с текстами на сравнение в парах. Затем обсуждение полученных
результатов.
Сравните тексты. Чем они похожи? Чем они отличаются? Заполни таблицу.
Жила белка в лесу, ни о чем не тужила. Никто ее не беспокоил. Спала она на
ветке большой ели. Никогда не заботилась ни о ком, только о себе. Прошло время.
У нее появились бельчата. Теперь белка никуда от них не уходила.
Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжелый ком снега обрушился с
вершины дерева на крышу жилища белочки. Белка выскочила, а ее беспомощные дети
оказались в ловушке. Некуда бежать. Не к кому обратиться за помощью. Никто не
спасет бельчат. Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое внутреннее
гнездо из мягкого мха осталось целым. Никогда лесная жительница не была так
счастлива. Ничто больше не омрачит ее радости.
(По В. Бианки)
Белка обыкновенная – типично древесное животное. Она отлично лазает по
ветвям, ловко перепрыгивая с дерева на дерево, а при необходимости может
спуститься на землю. Свой длинный, пушистый хвост она использует в качестве руля
при прыжках.
Обычно белка устраивает свои гнезда в дуплах деревьев. Ее гнездо имеет форму
шара с боковым входом. Изнутри оно аккуратно выстлано мягким материалом. Нередко
белка использует сорочьи гнезда для своего проживания, предварительно утеплив
их.
Обыкновенная белка приносит потомство два раза в год – весной и летом. В одном
выводке от трех до десяти бельчат. Малыши рождаются голыми, слепыми и
практически беспомощными. Примерно через месяц после рождения у бельчат
прорезываются глазки, а уже через год это полноценная взрослая особь.
Белка – запасливое животное. Она запасает в дуплах или у корней различный корм и
использует его в голодный сезон года. Рацион белок обширен: древесные семена,
фрукты, орехи и ягоды, грибы, кора и лишайники. Помимо растительной пищи, белка
питается насекомыми и мелкими беспозвоночными, охотно поедает птичьи яйца,
ящериц и змей, птенцов.
4. Фронтальная работа (работаем после того, как тексты у учащихся
собрали).
Вопросы на внимание:
- Для чего белка использует свой хвост?
- Какую форму имеет гнездо белки?
- В какое время года белка приносит потомство? Сколько бельчат в одном
выводке? - Через какое время у бельчат прорезываются глазки?
- Через какое время бельчонок становится взрослой особью?
- Где белка прячет запасённый корм?
- Каким материалом выстлано гнездо белки?
- Перечислите растительную пищу, которой питается белка?
- Чем питается белка помимо растительной пищи?
- Какими рождаются малыши белки?
- Чьи гнёзда может использовать белка для проживания?
- Где обычно белка устраивает свои гнёзда?
5. Самостоятельная работа с текстом.
Прочитай текст. Напротив правильного ответа поставь знак “+”
Первой зацвела черёмуха. Словно снежными сугробами покрылся берег Студёного
Ручья. Украсилась цветами и старая вишня в саду. Торопливо расцветали молодые
яблоньки, боясь отстать от других деревьев. И, наконец, фиолетовым и белым
покрывалом оделась сирень под окнами. На лугу давно желтели лютики. Под ивами
красовались фиалки, застенчиво склоняя головки. Под ольхой прятались белые
ландыши. Цвёл весь мир.
Зимою солнышко хоть и светит, но мало греет. Оно недолго остаётся на небе.
Зимние дни гораздо короче летних, а ночи длиннее. В России зимы продолжаются
долго и бывают очень холодными. Реки и озёра замерзают так, что по льду можно
ходить и ездить. Земля покрывается толстым слоем снега. Снег очень полезен,
потому что под ним и в сильные морозы сохраняются невредимые семена трав, цветов
и хлебов. Без снега семена могли бы вымерзнуть.
6. Работа в паре.
Работа с текстом на восстановление (напечатанный текст разрезаете по
предложениям, кладёте в конверты и раздаёте учащимся). Проверяем по прочитанному
тексту.
- Восстановите текст.
- Разделите на абзацы.
- Составьте план.
- Охарактеризуйте текст с точки зрения синтаксиса.
1. День был солнечный, жаркий, но вдруг набежала синяя тучка. 2. Из неё
посыпался частый дождь, а солнце продолжало светить. 3. Дождевые капли падали на
землю, тяжело шлёпались о листья. 4. Они повисали на траве, на ветвях кустов и
деревьев, и в каждой капле отражалось, играло солнце.
5. Скоро солнечный день кончился. 6. Я взглянул и увидал, что через всё небо
разноцветной дугой протянулась радуга. 7. Один конец её упирался в деревню, а
другой уходил далеко в луга.
- Летний дождь.
- Разноцветная радуга.
- Самостоятельная работа. Задание по вариантам (по тексту “Летний день”).
7. Домашнее задание: подобрать их художественной литературы небольшой
текст или составить самостоятельно (5–7 предложений). Составить к данному тексту
5 заданий.
Работа с текстом
К ОГЭ шаг за шагом
Урок подготовила и провела учитель русского языка и литературы
МБОУ «Яренская СШ» Селиванова Галина Геннадьевна
Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно.
Когда вам будет от учения “радостно и победно”?
Сегодня, я надеюсь, Вам предстоит испытать радость от учения.
Вот автобус. Он большой
И совсем-совсем не злой!
Есть четыре колеса,
Его любит детвора.
Правильно пиши всегда:
Слово «автобус» начинается
с А.
про автобус
Чему вы сегодня на уроке хотите научиться?
А новенькое хотите узнать?
Мы выполним задания к «испорченному» тексту, которые помогут вам отредактировать его и сжато пересказать.
Заполним копилку идей
Текст — это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически.
Текст — от лат. textum — ткань; связь, соединение.
Повторим пройденное
СТИЛИ письменной РЕЧИ
Типы речи
Прочитаем текст, определим его тему и основную мысль.
Укажем стиль и тип исходного текста.
(1) Друзья крепко проспали всю ночь. (2)Моховая Борода первым открыл глаза. (3)По поляне гуляли весёлые солнечные лучики. (4)Разбудило его вовсе не солнце. (5)Разбудило его странное ощущение. (6)Кто-то копошился в его бороде. (7)Моховая Борода решил расчесать бороду. (8)Моховая Борода поднял руку. (9)Моховая Борода тут же опустил её. (10)Моховая Борода испуганно вздрогнул. (11)Из бороды выпорхнула птица. (12)Это была крохотная серая птичка. (13)Птичка отлетела в сторонку. (14)Птичка уселась поблизости. (15)Птичка уселась на ветвистом суку. (16)Птичка стала смотреть на Моховую Бороду.
(По Э. Рауду)
Почему текст называем «испорченным»?
Разделите текст на абзацы.
Каждая новая мысль начинается с красной строки.
(1)Друзья крепко проспали всю ночь. (2)Моховая Борода первым открыл глаза.
Назовите слова, которые неоправданно повторяются в тексте.
(«Моховая Борода», «разбудило», «птичка», «уселась», «борода»).
Подчеркните их в исходном тексте.
СЖАТЬ этот можно текст только после редактирования.
редактирование текста
Выясним, какие из этих слов можно убрать из текста, не искажая его содержание, а какие можно заменить синонимом.
РАБОТАЕМ В ПАРАХ!
Установите логическую связь между предложениями
(10)Моховая Борода испуганно вздрогнул. (11)Из бороды выпорхнула птица.
Моховая Борода испуганно вздрогнул потому (что) из бороды выпорхнула птица.
Подумаем, какой союз можно использовать, чтобы соединить действия Моховой Бороды, обозначенные глаголами: «поднял», «опустил».
Моховая Борода поднял руку. Моховая Борода тут же опустил её.
Это противоположность действий героя.
Моховая Борода поднял руку,
но тут же опустил её.
Установите логическую и временную связь между предложениями
(4)Разбудило его странное ощущение. (5)Кто-то копошился в его бороде.
Разбудило его странное ощущение, будто кто-то копошится в его бороде.
Если текст – повествование, нужно при сжатии уметь выделить главные события и понять, как они связаны между собой
Назовите те предложения, которые содержат второстепенную информацию.
(Это 3, 4, 12, 15 предложения)
Заключите её в скобки.
сжатие текста
(5)Разбудило его странное ощущение. (6)Кто-то копошился в его бороде. (7)Моховая Борода решил расчесать бороду. (8)Моховая Борода поднял руку. (9)Моховая Борода тут же опустил её. (10)Моховая Борода испуганно вздрогнул. (11)Из бороды выпорхнула птица. (13)Птичка отлетела в сторонку. (16)Птичка стала смотреть на Моховую Бороду.
Подчеркните только то, без чего нельзя понять смысл рассказа.
(5)Разбудило его странное ощущение. (6)Кто-то копошился в его бороде. (7)Моховая Борода решил расчесать бороду. (8)Моховая Борода поднял руку. (9)Моховая Борода тут же опустил её. (10)Моховая Борода испуганно вздрогнул. (11)Из бороды выпорхнула птица. (13)Птичка отлетела в сторонку. (16)Птичка стала смотреть на Моховую Бороду.
(1)Друзья проспали ночь.
(2)Моховая Борода открыл глаза.
(5)Разбудило его ощущение. (6)Кто-то копошился в бороде. (7)Моховая Борода решил расчесать бороду. (8)Моховая Борода поднял руку. (10)Моховая Борода вздрогнул. (11)Из бороды выпорхнула птица, отлетела. (16)Птичка стала смотреть на Моховую Бороду.
Что ещё надо сделать, чтобы получился безошибочный текст?
Окончательный вариант
Моховая Борода открыл глаза. Разбудило его ощущение, будто кто-то копошился в бороде. Он решил расчесать её, поднял руку, но испуганно вздрогнул. Из бороды выпорхнула птичка, отлетела и стала смотреть на Моховую Бороду.
Об Эно Рауде
Это популярный эстонский детский писатель, его книги изданы на многих языках, в том числе и на русском.
трех путешественников : Моховой Бороды,
Муфты и Полботинка.
Накситралли – маленькие человечки, похожие на гномов.
Повесть-сказка Новые приключения Муфты, Полботинка и Моховой Бороды – это новые истории о жизни трех веселых друзей, которые благодаря своей находчивости выходят из всех затруднительных положений.
Вы еще не знакомы с героями этой книги? Тогда считайте, что вам невероятно повезло!
Ведь она рассказывает о приключениях трех забавных накситраллей-маленькихчеловечков,
похожих на гномов. И вы обязательно полюбите их за любопытство, отзывчивость и умение по-настоящему удивляться.