Светлана Остапенко
Эксперт по предмету «Русский язык»
преподавательский стаж — 10 лет
Задать вопрос автору статьи
Типы и структура уроков русского языка. Согласно наиболее принятой в советской дидактике точка зрения (Данилов М. А., Есипов Б. П., Казанский Н. Г., Назарова Т. С., Сорокин Н. А. и др.), тип урока определяется его дидактической целью. В зависимости от дидактической цели различают уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, обобщающие уроки, учетно-контрольные и комбинированные. Для каждого типа уроков характерна определенная структура. Таким образом, между дидактической целью урока, его типом и структурой существует вполне определенная взаимозависимость. Дидактическая цель конкретного урока определяется, исходя из задач изучения темы в цело ми места данного урока в общей системе уроков по теме. Тип урока, а следовательно, и его структура выбираются учителем не произвольно, а с учетом количества часов, предусмотренных программой на тему, и специфика изучаемого материала. Например, на изучение темы «Имя прилагательное» во II классе программой отводится 20 уроков. Из них три урока по своему типу являются уроками изучения нового материала, И уроков ставят своей целью усвоение знаний и включают грамматические, орфографические и речевые упражнения, два урока являются обобщающими и четыре урока — учетно-контрольными. Количество уроков того или иного типа обусловлено объемом знаний, которые должны усвоить учащиеся в процессе изучения темы. Учитель в соответствии с программой выделяет узловые вопросы темы (иначе подтемы) и на каждую из них отводит определенное количество уроков. Таким образом, каждая новая подтема имеет свой цикл уроков разного типа. В целом все уроки, входящие в тему, взаимодействуют между собой, хотя каждый цикл имеет относительную самостоятельность. В теме обязательно предусматриваются уроки обобщающего типа (причем повторительно-обобщающий урок может быть в начале изучения темы, чтобы обобщить то, что уже известно учащимся и ввести их в тему, и в конце изучения темы в целях установления связей). В процессе изучения темы проводятся учетно-контрольные уроки (обычно они имеют место после изучения каждой подтемы и в конце темы).
Типы уроков и их структура
Елена Александровна Булахова
Эксперт по предмету «Педагогика»
Урок как основная форма обучения
Согласно классно-урочной системы, принятой в школах многих стран, урок является главной единицей образовательного процесса. Он четко ограничен временными рамками (45 минут), целью работы и составом участников.
Уроки по своей сущности похожи друг на друга, в особенности по одному предмету. Однако при этом всякий урок имеет специфические признаки, отличающие его от других форм организации обучения. Среди этих признаков называют следующие:
- Постоянная группа учащихся.
- Руководство учителя деятельностью детей с учётом индивидуальных особенностей каждого из них и возрастных особенностей класса.
- Овладение учащимися основами изучаемого на уроке материала.
Структура урока и методика его проведения находятся в зависимости от дидактических целей и задач, которые реализуются в ходе преподавания. В зависимости от преобладающих методов и средств обучения уроки классифицируются на несколько типов.
Структура урока
Структуру урока составляют его элементы, обеспечивающие целостность и сохранность ключевых черт при всевозможных вариантах.
Традиционно выделяют такие структурные элементы урока, как:
- Организационный момент (2 минуты). Его задача состоит в том, чтобы привлечь внимание ребят, заинтересовать их темой урока, поставить задачи.
- Повторение пройденного, проверка домашнего задания (3 минуты). Перед началом новой темы учитель должен проверить, насколько учащиеся усвоили предыдущий материал, а затем подготовить их к восприятию новой информации.
- Изучение нового материала (20 минут). Учитель излагает информацию с научной точки зрения, но при этом увлекательно и доступно для детей. Они, в свою очередь, не только внимательно слушают, но и могут задавать интересующие вопросы.
- Закрепление знаний (5 минут). Здесь уже вполне можно применять упражнения и особые задания с целью наиболее полного усвоения новой темы. Также необходимо провести беседу с целью выработки умений и внедрения знаний.
- Подведение итогов (2 минуты). На данном этапе важно выяснить, чему научились дети на уроке, что узнали нового.
- Информация о домашнем задании (3 минуты). Учитель подробно объясняет, что учащимся предстоит выполнить дома, при этом важно, чтобы задание было понятно всем и записано в дневник.
«Типы уроков и их структура» 👇
Попытки классифицировать уроки, разбить их на несколько типов предпринимались очень давно. Однако первую наиболее популярную и применяемую на практике классификацию ввёл Б. П. Есипов. Он выделил следующие типы уроков:
- Урок изучения нового материала (лекция, конференция, экскурсия, исследовательская работа, урок с элементами беседы).
- Урок закрепления знаний и выработки умений и навыков (практикум, лабораторная работа, деловая игра, дискуссия).
- Урок обобщения и систематизации знаний (семинар, конференция, диспут).
- Урок контроля и оценки знаний, умений, навыков учащихся (зачет, экзамен, проверочная работа, диктант).
- Комбинированный урок (практикум, конференция, семинар, контрольная работа, лекция).
У классических уроков есть свои положительные и отрицательные стороны. К плюсам относятся:
- организационная чёткость педагогического процесса;
- системный характер обучения;
- эмоциональное воздействие учителя на учащихся;
- изобилие информации, внедрение технических средств и наглядности.
Из минусов стоит назвать следующие:
- педагог ограничен временными рамками;
- сложность реализации индивидуального подхода при большом количестве учащихся;
- в связи с опорой на формирование умений и навыков, мало внимания уделяется развитию познавательной сферы детей.
Требования к проведению урока и анализу
Современные общие требования к проведению любого урока рассматриваются в трех аспектах:
- чёткое определение места конкретного урока среди остальных уроков;
- соотношение содержания урока и учебной программы;
- учёт основ целостного педагогического процесса;
- выбор подходящих методов, более действенных средств и приёмов обучения;
- наличие межпредметных связей.
- развитие памяти, внимания и мышления школьников;
- воспитание моральных характеристик личности;
- развитие познавательного интереса;
- соблюдение учителем педагогического такта;
- развитие творческих способностей детей;
- создание проблемной ситуации.
- составление продуманного проекта урока;
- чёткость проведения урока;
- поддержание рабочей дисциплины;
- внедрение разнообразных средств обучения и информационных технологий;
- динамичность урока;
- логическая завершённость урока.
Уроки необходимо анализировать с целью выявления ошибок, недочетов и последующего их устранения. При проведении анализа необходимо опираться на психолого-педагогическую науку и передовой педагогический опыт. Анализ должен быть полным, глубоким и всесторонним: оценка урока с учетом связи всех его компонентов и их дидактической обусловленности, обсуждение его в связи с прошлыми уроками изучаемой темы, упор на более значимые моменты, учет специфики учебного предмета. При анализе важно дать объективную, научно обоснованную оценку урока, а также подчеркнуть выводы и оставить необходимые рекомендации.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Дата последнего обновления статьи: 28.01.2023
Типы уроков русского языка
Уроки русского языка в соответствии с принципами системно-деятельностной педагогики подразделяются на уроки:
- Открытия нового знания. Цель таких учебных занятий – в ходе специально организованной деятельности подвести учеников к открытию новых знаний в области грамматики или правописания. Акцент делается не на усвоении готовых форм, а на выработке стратегии самостоятельного получения знаний. Задача педагога на таком уроке – помочь детям найти путь усвоения темы в ходе совместной деятельности.
- Формирования практических навыков. Здесь ученики учатся использовать полученные ими знания в различных ситуациях, которые носят практико-ориентированный характер. В соответствии с представлениями о поэтапном формировании деятельности, педагог организует работу учеников так, чтобы они получили возможность освоить какие-либо операции, автоматизировать их и превратить в навык. Ценным является ориентация на практическое применение полученных знаний, а также ориентация на совместную работу, позволяющая развить коммуникативные навыки, привить привычку командной работы, сформировать чувство ответственности и стимулировать активность детей.
- Обобщения и систематизации. На этих занятиях происходит повторение изученного, причем акцент делается на практическое применение полученного опыта. Дети должны продемонстрировать умение использовать свои знания для решения как типовых, так и нестандартных задач, систематизировать и обобщать материал, находить связи и устанавливать закономерности между изучаемыми явлениями.
- Контроля. Эти занятия направлены на проверку того, как сформировались у учеников необходимые предметные компетенции. Помимо собственно контролирующей функции, такие уроки решают и другие задачи: дают общее представление об успехах класса и индивидуальном продвижении каждого ученика, стимулируют учеников более ответственно подходить к самообразованию и самоподготовке, дают им возможность получить объективную оценку знаний и на ее основе провести самооценку уровня подготовки.
Помимо этих разновидностей выделяются также уроки речевого развития, в ходе которых происходит целенаправленная работа, связанная с совершенствованием устной и письменной речи учеников. К ним относятся устные журналы, уроки устных сочинений, уроки обучающих сочинений по картинам русских художников, по личным впечатлениям, на основе наблюдений и так далее. Также практикуются уроки обучающих изложений. Содержанием учебных программ предусмотрены и такие занятия, на которых дети знакомятся с основами стилистики, комплексного анализа текста.
Сущность понятия «урок»
Являясь ведущей формой организации учебной деятельности, урок становится центральным объектом изучения в теории обучения и в частных методиках. Специалистов интересует его развивающий потенциал, способы мотивации детей и стимулирования их творческой и познавательной активности, а также совершенствованием методов и приемов деятельности. В последнее время методисты также уделяют внимание таким вопросам, как применение на уроках телекоммуникационных средств, внедрение в процесс обучения здоровьесберегающих технологий и приемов системно-деятельностной педагогики.
Урок представляет собой специально организованное учебное занятие, осуществляемое в соответствии с планом и графиком учебного процесса, в ходе которого в рамках совместной деятельности педагога и учеников происходит открытие нового знания, усвоение новых способов деятельности, а также личностное развитие учеников.
Обычно урок характеризуется рядом признаков:
- Наличием цели и задач, которые ставит перед классом педагог.
- Соответствием содержания учебной программе по предмету.
- Постоянством состава участников.
- Систематичностью: урок готовится и проводится не изолированно, а с учетом предшествующих и последующих уроков, их содержания и логики.
- Новизной и актуальностью содержания.
- Деятельностным принципом организации участников.
- Определенной структурой и последовательностью чередования этапов.
- Специально отобранными технологиями, а также методами и приемами организации деятельности учеников.
Традиционный урок в настоящее время заменяется концепцией образовательного события, которое становится центральным понятием педагогики будущего. Образовательное событие – специальным образом выстроенная учебная ситуация, носящая нестандартный, яркий и запоминающийся характер. Образовательное событие позволяет вовлечь в учебный процесс каждого участника, выдвинуть на первый план мотивацию, личную заинтересованность, творческий потенциал ребенка, помочь ему адаптироваться к школьным требованиям и выстроить индивидуальную траекторию усвоения учебной темы.
«Типы уроков русского языка» 👇
Нестандартные уроки русского языка
Повысить интерес к предмету и разнообразить учебный процесс помогают нестандартные виды учебных занятий:
- Уроки в игровой форме: деловая игра, брейн-ринг, КВН, командные состязания, «Орфографические дуэли» и проч.
- Уроки-семинары, круглые столы или конференции, в ходе которых ученики обмениваются собственными изысканиями по теме.
- Уроки-путешествия и экскурсии, в том числе виртуальные. Это могут быть «путешествия» по страницам словаря, в прошлое слов и крылатых выражений, в страну Орфографию и др.
- Уроки-зачеты, на которых ученики демонстрируют знание теории и практики.
Любой урок, в какой бы форме он ни проводился, должен отвечать всем педагогическим требованиям и иметь познавательную и практическую ценность для учеников.
Типы и структура уроков русского языка. Новые формы построения уроков.
Процесс овладения языком происходит на уроках разного типа, а тип урока определяется этапом и характером работы над языковым материалом. В методике русского языка можно встретить разные классификации типов урока, но наиболее распространенной является следующая:
Урок изучения нового материала.
Урок повторения и обобщения.
В дидактике к любому типу урока предъявляются общие требования:
– урок должен быть обучающим (т.е. иметь познавательную цель);
– развивающим (школьники – активные участники процесса обучения; учатся сами добывать знания, творчески подходить к процессу обучения);
– воспитывающим (на уроках вместе с обучением происходит процесс воспитания будущих граждан).
Специфика предмета «русский язык» такова, что, как правило, знакомство с новой темой включает в себя также и повторение, и первичное закрепление, и контроль, а нередко и элементы обобщения изученного. Поэтому урок изучения нового обычно представляет собой комбинацию перечисленных элементов. Это самый распространенный тип урока, обеспечивающий изучение программного материала.
В структуру урока изучения нового входят следующие компоненты:
Сообщение темы урока и постановка цели.
2. Проверка домашнего задания и опрос.
Опорное повторение (подход к новой теме).
Изучение нового материала.
Обучение способу применения правила.
Закрепительные и повторительные упражнения.
Задание на дом.
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
В преподавании русского языка используется также немало новых форм нестандартного построения уроков. Так, при изучении нового материала это могут быть уроки взаимного обучения, когда класс делится на «учителей» и «учеников», материал объясняют сами учащиеся; мозговой штурм (коллективно открывается новое знание); новая тема предъявляется в виде дидактической сказки, инсценировки или декламации с музыкальным сопровождением и т.д.
При закреплении и углубленном повторении изученного возможны уроки-практикумы, уроки-исследования, семинары, конференции.
На этапе контроля используются игровые формы урока.
Урок закрепления проводится обычно по трудным темам правописания, вслед за уроком изучения нового материала. Цель его – дальнейшее совершенствование навыка правописания. Типологическими чертами такого урока являются:
– проверка домашнего задания и воспроизведение теоретических сведений, полученных на предыдущем уроке;
– система тренировочных упражнений с постепенным переходом от более простых к более сложным и постепенное повышение самостоятельности в работе учащихся;
– подведение итогов урока и выставление оценок;
– домашнее задание.
Урок повторения и обобщения изученного
Повторительно-обобщающие уроки имеют некоторые разновидности. Цель уроков повторения в начале учебного года – восстановить в памяти детей утраченную за лето информацию.
Уроки повторения проводятся также после изучения очередного раздела. Это может быть подготовка к контрольному диктанту с грамматическим заданием.
Специфичны уроки обобщения, завершающие изучение раздела. Их цель – привести в систему, обобщить изученные теоретические сведения. Такие уроки могут быть проведены по темам: «Фонетика», «Лексика», «Состав слова и словообразование», после изучения каждой знаменательной части речи, по теме «Служебные части речи».
Цель таких уроков – проверить и оценить усвоение изученной темы или раздела. Уроки могут проводиться как в устной, так и в письменной форме. Письменная проверка – это обычно контрольный диктант, который может сопровождаться грамматическим заданием (оно оценивается отдельно).
Уроки контроля наиболее богаты разнообразными игровыми и соревновательными формами. Это соревнования по рядам или командам; уроки-путешествия с преодолением препятствий (на планету «Имя существительное», например; по станциям-разрядам местоимений); день рождения той или иной части речи; турниры смекалистых; телемосты; зачеты; клуб знатоков; общественные смотры знаний с приглашением родителей или старшеклассников в роли судей или членов жюри; викторины; творческие отчеты; интервью; грамматический бой и т.д. Школьники могут принимать самое активное участие в подготовке таких уроков: подбирать вопросы и задания для опроса, выступать в роли учителя или консультанта, который отвечает за работу группы и отчитывается в конце урока, давая ей оценку.
Возможен и другой вариант проведения уроков контроля. По заданию учителя дети дома готовят ответы на контрольные вопросы и задания, помещенные в учебнике. Учитель отбирает для устного опроса то, что считает наиболее важным; кроме того, он намечает, какие письменные задания будут выполнять школьники, чтобы проверить также навыки детей. Для быстрого опроса используются индивидуальные карточки, перфокарты, тесты. В конце урока обычно дается небольшая самостоятельная работа, чтобы в это время учитель мог подвести итоги, поставить оценки отвечающим. На таких уроках высокая плотность вопросов и заданий, в результате оценки могут получить 10-12 человек.
20. Упражнения, их виды и система. Требования к системе упражнений по русскому языку.
Упражнения – основное средство формирования умений и навыков учащихся. Они должны представлять собой систему, а не набор случайных элементов.
Прежде всего надо определить цель упражнения и сообщить ее школьникам. Это можно сделать по-разному. Например: поучимся находить страдательные причастия в тексте; поучимся правильно произносить слова; поучимся применять новое орфографическое правило; прочитайте задание к упражнению, познакомьтесь с образцом его выполнения и скажите, для чего мы будем его выполнять; поучимся употреблять слова на новое правило в тексте и т.д.
Учет особенностей изучаемого материала: надо определить, какие виды упражнений будут преобладать: устные или письменные. Если изучается правило правописания, планируется больше письменных упражнений. При работе с непроверяемыми написаниями используем послоговое проговаривание, этимологический анализ, словообразовательные упражнения. Для работы по культуре речи полезны устные упражнения, хоровое проговаривание, так как органы речи необходимо тренировать. При изучении фонетики предпочтение отдается устным заданиям.
Варьирование языкового (дидактического) материала. Языковой материал, относящийся к одному и тому же правилу, неоднороден по своим семантическим, фонетическим, морфологическим и синтаксическим особенностям. Эти особенности, их различное сочетание и создают то, что называют вариантами языкового материала (орфографического, пунктуационного, грамматического). Так, имеются разные варианты выражения подлежащего: разными частями речи, словосочетанием. При изучении правописания приставок на З-С в упражнения надо включить слова со всеми вариантами приставок этого правила. При знакомстве с правописанием Не с именами существительными, надо дать примеры, где слова без НЕ не употребляются; случаи раздельного написания при противопоставлении или явном отрицании, слитного написания, когда приставка НЕ образует новое слово и пишется слитно. Рассматривая знаки препинания при обращении, показать примеры, где обращение занимает разное место в предложении; одиночные и распространенные обращения; называющие живые и неживые предметы и т.д. Перед изучением нового материала учитель устанавливает варианты материала, отбирает те, которые следует изучать, намечает, когда и в какой последовательности над ними работать, затем включает их в упражнения. Обычно сначала даются менее трудные варианты, а затем более трудные. Если вариантов много, следует отобрать наиболее употребительные, но в контрольные задания можно включать только те, над которыми проводилась работа.
Разнообразие упражнений необходимо, так как однообразная работа быстро утомляет детей и снижает их работоспособность. К тому же упражнения, эффективные для достижения одной цели, непродуктивны для других целей. На одном типе упражнений можно формировать только определенные умения или навыки, а на уроке решаются разные цели обучения.
Постепенное усложнений заданий к упражнениям. Каждое упражнение должно основываться на предыдущем, опираться на него и помогать двигаться вперед. Начинаем работу с упражнений только на новое правило; затем подключаем сходный материал, чтобы предупредить смешивание похожих явлений или правил. Далее используем предложения или текст, чтобы учить видеть изучаемые случаи среди других. После этого возможны упражнения с элементами творчества, затем творческие или самостоятельные работы. Усложнение заданий, таким образом, может проходить за счет введения все большего количества материала, изученного ранее, и за счет заданий по развитию речи. Нужна работа не только со словами, но и с предложениями, связным текстом.
Постепенное возрастание самостоятельности в работе учащихся. Первые упражнения проводятся коллективно, с нулевой самостоятельностью. В последующих заданиях степень самостоятельности постепенно возрастает. Самостоятельная работа предлагается обычно в конце урока.
Сочетание творческих и репродуктивных упражнений. Оно должно быть таким: на четыре репродуктивных одно творческое задание. При этом решается проблема формирования умений и навыков и развития творческих способностей школьников.
В среднем за урок можно выполнить 3-4 упражнения. Чтобы решать также и задачи повторения, уместно давать комплексные задания к упражнению, тогда на одном материале можно решать разные задачи, что экономит время урока.
21. Требования к знаниям и умениям по русскому языку. Контроль знаний, умений и навыков как компонент учебного процесса.