Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации

Цель проекта – создание условий для эффективной реализации мероприятий по созданию новых мест дополнительного образования детей в субъектах Российской Федерации, получающих субсидии на создание новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

Создание новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей – мероприятие государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в рамках которого предусмотрено финансовое обеспечение в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Образование», в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», приведённых в Приложении № 5 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642. Нормативные документы:

Федеральный проект «Успех каждого ребенка»

Методические рекомендации Министерства просвещения РФ по созданию новых мест

Изменения и дополнения рекомендаций от 14. 2021

Целевая модель региональной системы дополнительного образования

Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09. 2018 г. № 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”

Методические рекомендации по независимой оценке качества ДОД

Методрекомендации с разграничением понятий внеурочная деятельность и ДОД

Об организации и осуществлении сетевой формы

Санитарные правила и нормы

О внесении изменений в методические рекомендации в целях создания новых мест

Создание новых мест дополнительного образования детей

Опыт реализации проекта в 2019 году

О подходах к моделированию развития региональных систем дополнительного образования в целях создания новых мест

Коммуникационное сопровождение национальных проектов

Анализ данных и возможности самообследования для решения задачи по созданию новых мест

Типовые модели создания новых мест по направленностям:Презентация «Типовые модели развития инфраструктурной составляющей региональной системы дополнительного образования детей»

Модель естественнонаучной направленности

Модель социально-педагогической направленности

Модель технической направленности

Модель физкультурно-спортивной направленности

Модель художественной направленности

Брендирование типовых моделей:

Брендинг типовых моделей

Шрифт и цвет

Регламент информационной и консультационной поддержки:

Повышение квалификации педагогов, руководителей и специалистов в рамках проекта:

Инструкция для слушателей

Письмо об обучении и зачислении слушателей

Информация о курсе

Материалы курса по созданию новых мест

Семинар 29 июня 2021

Видеозапись семинара 29. 21 «Обучение в 2021 году»       Видеозапись семинара 6 августа 2021 года Программа круглого стола 21 августа  Программа семинара 25 августа      Видеозапись семинара 21 августа 2021 года      Видеозапись семинара 25 августа 2021 года

23 сентября 2021 годаМетодическое сопровождение создания новых мест дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности

Программа круглого стола 23 сентября 2021 года      Видеозапись круглого стола 23 сентября 2021 года

29 сентября 2021 годаМетодическое сопровождение создания новых мест дополнительного образования детей в художественной и социально-гуманитарной направленностейПрограмма круглого стола 29 сентября 2021 года      Видеозапись круглого стола 29 сентября 2021 года

4 октября 2021 годаМетодическое сопровождение новых мест дополнительного образования детей в области краеведенияПрограмма круглого стола 4 октября 2021 года       Видеозапись круглого стола 4 октября 2021 года

7 октября 2021 года Методическое сопровождение создания новых мест дополнительного образования детей в области науки и техникиПрограмма круглого стола 7 октября 2021 года

Видеозапись круглого стола 7 октября 2021 года

Научно-практическая конференция по теме «Инновационные методы применения оборудования в целях обучения и воспитания, обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам всех направленностей дополнительного образования детей». Даты проведения 27 октября 2021 г. с 10:00 до 15:50 – очная часть с дистанционным участием, 29 октября 2021 г. с 12:00 до 16:00 – дистанционная часть. Программа конференции  Программа конференции 27-29 октября 2021 года (PDF, 518 Кб)           Научно-практическая конференция по теме по теме «Лучшие практики эффективного использования оборудования и средств обучения и воспитания в рамках создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей» (по итогам 2019-2020 гг. Дата проведения 14 декабря 2021 г. Программа конференции  Программа конференции 14 декабря 2021 года (PDF, 463 Кб)

Предложения по совершенствованию методического сопровождения создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей

Предложения по совершенствованию методич. провождения создания новых мест (PDF, 555 Кб)

Форум педагогических и управленческих работников дополнительного образования детей «Новые возможности для успеха каждого ребенка!»Дата проведения:15 декабря 2021 г. , 10:00-17:00 (мск). Формат проведения:дистанционный. Раздаточные материалы:- Программа мероприятия  Программа Форума (PDF, 392 Кб) – Сборник методических материалов и рекомендаций по созданию новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей

Сборник методических материалов и рекомендаций (PDF, 1. 05 Мб)

Ответом на эти вызовы для коллектива Института дополнительного образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» стало использование технологий педагогического дизайна при проектировании  дополнительных образовательных программ. Проводимые в течение двух лет коллективом Института исследования обозначили четыре ключевые группы слушателей программ дополнительного образования. Так, помимо традиционных для Института потребителей программ в лице педагогов и студентов, ими стали школьники, прежде всего учащиеся старших классов, и родители. Для каждой категории были проанализированы ключевые запросы и выделены приоритетные направления, которые в большей степени касались не изменения содержания программ, а их трансформации в современные форматы, в том числе и в форматы современных электронных курсов.

Использование технологий педагогического дизайна, позволили при проектировании программы выстроить следующую логику:

  • составление «Карты слушателя» как детализированного образа целевой аудитории программы;
  • анализ запроса и сопоставление его с возможностями целевой аудитории;
  • работа «проектного офиса» по созданию прототипа программы;
  • тестирование программы на фокус-группе;
  • внесение корректировок и, наконец, реализация программы для целевой аудитории.

Использование технологий педагогического дизайна, с одной стороны усложнило процесс разработки образовательной программы, прежде всего за счет временной составляющей, но с другой стороны позволило сделать программы более ориентированными на потребности и возможности целевой аудитории. Существует ряд классификаций проектных офисов в зависимости от уровня зрелости проектного менеджмента:

  • «хранилище информации» — накапливает опыт и формирует базу знаний по проектам; служит для сбора информа.ции о проведенных проектах, в основном являясь подобием архива проектов;
  • «скорая помощь» служит сервисным центром ответов на вопросы, возникающих у менеджеров проектов и других участников проектной деятельности организации;
  • «наставник» предназначен для распростра.нения предыдущего опыта реализации проектов организа.ции на другие проекты;
  • «управляющий» проектный опыт является более прогрессивным, поскольку позволяет осуществлять все ба.зовые функции управления проектами: определение содержания проектов; планирование и распределение ресурсов; контроль за исполнением проектов и исполнением бюджетов проектов; оценка допущений и рисков;

Модель проектного офиса идеально подходит для организации мультипроектного управления, при котором необходима консолидация всех ведущихся проектов и используемых ресурсов. В нашем случае разработка образовательных программ в режиме проектного офиса опирается на четыре методологических подхода:

  • партнерство – как привлечение к разработке и реализации программ ведущих экспертов данной сферы и авторов лучших профессиональных практик по тематике программ дополнительного образования;
  • индивидуализация – как внутренняя логика построения программы, позволяющая слушателям выбирать модули и уровни участия и выстраивать индивидуальную образовательную траекторию;
  • модульность – как вариативность содержания программ и возможность моделировать блоки разных программ в формате playbook;

В качестве примеров использования технологий педагогического дизайна в разработке и реализации программ дополнительного образования  Института можно привести три программы. Первая программа «Эдьютеймент как педагогическая технология»

  • образовательного – работа со спикерами по игрофикации и геймификации;
  • проектного – работа в смешанных командах по созданию авторских образовательных продуктов совместно с наставником;
  • внедренческого – тестирование и апробация созданных образовательных продуктов в реальной педагогической практике.
  • Богданова Е.В. Алтыникова Н.В. Деятельность окружного координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров в сибирском федеральном округе: стратегии партнерства // Вестник педагогических инноваций. 2018. № 4 (52). С. 134–143.
  • Богданова Е.В. Моделирование деятельности клубных форм дополнительного образования молодежи // Современное педагогическое образование. 2019. № 1. С. 49–55.
  • Богданова Е. В., Дмитриев В.Е., Ильин А.С.,  Кудашов Г. Н. EDUTAIMENT как педагогическая технология:  учебно-методическое пособие для  студентов  направлений подготовки. Новосибирск: Изд-во ООО «Немо Пресс», 2019. 120 с.
  • Массовые открытые онлайн-курсы НГПУ. URL: mooc.nspu.ru (Дата обращения: 30.08.2021).

28
мая 2015 года Распоряжением Правительства
Российской Федерации №996-р утверждена
«Стратегия развития воспитания в
Российской Федерации на период до
2025 года». Для работы над текстом
Стратегии были привлечены специалисты
из разных областей знаний, общественных
объединений, в том числе детских и
родительских, активное участие
принимали представители различных
министерств и ведомств – всего более
90 человек. Свои предложения на равных
основаниях вносили как представители
светских, так и духовных учреждений.

Положения
Стратегии взаимосвязаны с основными
направлениями «Национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012–2017
годы» и предусматривают соответствие
процесса развития личности детей
национальному воспитательному идеалу,
признание и поддержку определяющей
роли семьи в воспитании детей.

Как
и любой документ Стратегия имеет свою
структуру. Давайте рассмотрим ее.

Стратегия
утверждает главенство семьи в вопросах
воспитания как деятельности, направленной
на изменение связей ребенка с миром,
с людьми, формирующей активную позицию
личности. Необходимость этого
основополагающего положения продиктована
глобальными вызовами и рисками, которые
сегодня ребёнок, его семья не в состоянии
разрешить в одиночку. За прошедшие 25
лет в Российском обществе произошли
динамичные изменения, значительные
трансформации. Результаты исследований
говорят о том, что современные дети
затрудняются в установлении связей
с миром и окружающими людьми, зачастую
своими родителями. Дети присваивают
образцы потребительской культуры
своих родителей. Исследователи
наблюдают так же рост равнодушия детей
и молодёжи к окружающим. Ряд учёных
выдвигают неблагоприятные прогнозы
относительно развития детей, которые
обусловлены ослаблением факторов
противодействия негативным влияниям. В частности, кризисом института семьи,
который негативно отражается на
качестве семейного воспитания. Ситуация, сложившаяся в современном
детстве сложна и противоречива, поэтому
требует объединения вокруг проблем
воспитания представителей всех
социальных институтов.

Стратегия
развития воспитания как документ не
несёт в себе ни запретительные, ни
разрешительные компоненты. В её
содержании определяется комплекс
действий, учитывающий всё разнообразие
связей и отношений, в которые включён
современный ребёнок и его семья. Целевые приоритеты Стратегии связаны
с консолидацией усилий государства
и общества в защите, социальном и
гражданском становлении личности,
успешной самореализации в жизни,
обществе, профессии. Как известно,
воспитание является важным компонентом
социально-экономического развития
общества. Воспитание и уровень жизни
населения взаимозависимы и тесно
взаимосвязаны. В этой связи в стратегии
развития воспитания должны учитываться
социально-экономические изменения в
России.

По
прочтении можно понять, что она основана
на психолого-педагогических концепциях
организации воспитательной деятельности,
опирается на основные позиции
различных научных школ и учитывает
результаты исследований отечественных
и зарубежных ученых. В ее основе лежит
опора на активную позицию самого
ребенка, его ценностно-смысловые
ориентиры, мотивацию самосовершенствования.

Более
того, развитие воспитания в России
является стратегическим приоритетом,
который предполагает соответствие
личностных качеств общенациональному
идеалу, ценностям, смыслам деятельности
отдельных социальных групп и общества
в целом. В этой связи в стратегии
перечислены основные ценности и
установки, которые будут закладываться
в подрастающее поколение

Исходя
из текста стратегии, ее цель – развитие
государственно-общественной системы
воспитания Российской Федерации в
период до 2025 г. , которая будет обеспечивать
формирование российской гражданской
идентичности, консолидацию общества,
укрепление моральных основ общественной
жизни, успешную социализацию детей и
молодежи и некоторые другие аспекты.

Исходя
из вышеперечисленных ценностей,
основные задачи стратегии – это
повышение солидарности общества,
обеспечение государственной поддержки
семейного воспитания, повышение
эффективности воспитательной
деятельности образовательных
организаций и поддержка уязвимых
категорий детей и подростков. Основной
задачей в сфере воспитания в документе
названо «развитие высоконравственной
личности, разделяющей российские
традиционные духовные ценности,
обладающей актуальными знаниями и
умениями, способной реализовать свой
потенциал в условиях современного
общества, готовой к мирному созиданию
и защите Родины».

Какие
базовые ценности принимаются за
образец, к которому каждому ребенку
предстоит стремиться?

Базовые
национальные ценности подрастающего
поколения берутся из основного
документа страны – Конституции РФ. за основу берутся следующие ценности,
необходимые для воспитания:

патриотизм
– любовь к России, к своему народу,
служение Отечеству;

социальная
солидарность – личная и национальная
свобода, доверие к людям, институтам
государства и гражданского общества;

гражданственность
– следованию закону и соблюдение
установленного правопорядка, свобода
совести и вероисповедания;

семья
– любовь и верность, уважение к
родителям, забота о старших и о
продолжении рода;

здоровье
– здоровый образ жизни; здоровье
физическое, социально-психологическое
и духовное;

образование
– знание, компетентность, самоопределение
и самореализация в образовании,
накопление человеческого капитала;

труд
и творчество – уважение к труду,
творчество и созидание, целеустремлённость
и настойчивость;

наука
– ценность знания, стремление к истине,
научная картина мира;

традиционные
российские религии – представления
о вере, духовности, религиозной жизни
человека. Иными словами, толерантность,
формируемая на основе межконфессионального
диалога;

искусство
и литература – красота, гармония,
эстетическое и этическое развитие;

природа
– забота о родной земле и планете
Земля в целом, экологическое сознание.

Основные
направления развития воспитания в
Стратегии выглядят так

Одним
из основных направлений Стратегии
названо «содействие укреплению семьи
и защита приоритетного права родителей
на воспитание детей перед всеми иными
лицами». Иными словами, в документе
декларируется: главное – семья! При
этом государство будет просвещать и
консультировать родителей по
медицинским, правовым, психологическим
вопросам.

Акцент
в Стратегии делается на популяризацию
семейного отдыха и спортивных занятий,
повышение престижа отцовства и
материнства, воспитание уважения в
обществе к профессиональным династиям.

Стратегия
констатирует значимость в процессе
воспитания всех ступеней образования,
начиная с дошкольного и начального. При этом в учебных программах должен
использоваться «воспитательный
потенциал» естественно-научных,
гуманитарных и социально-экономических
учебных дисциплин, а чтение должно
быть направлено на формирование
личности и познание мира.

В
образовательной среде планируется
создать условия для выявления и
поддержки талантливых детей, включения
школьников в общественно-полезную
деятельность, приобщение к спорту,
творчеству и культуре – в том числе,
через систему ДПО.

обновление
содержания воспитания, внедрение форм
и методов, основанных на лучшем
педагогическом опыте в сфере воспитания
и способствующих эффективной реализации
воспитательного компонента федеральных
государственных образовательных
стандартов;

содействие
разработке и реализации образовательных
программ, включению в

образовательные
программы элементов, направленных на
повышение уважения детей к

семье
и родителям, старшим поколениям,
подготовку личности к браку и семейной
жизни

на
основе традиционных семейных и
нравственных ценностей;

полноценное
использование воспитательного
потенциала основных и дополнительных
образовательных программ;

расширение
вариативности воспитательных систем
и технологий, нацеленных на

формирование
индивидуальной траектории развития
личности ребёнка, с учётом его

потребностей,
интересов и способностей;

совершенствование
условий для выявления и поддержки
одаренных детей;

развитие
форм включения детей в
интеллектуально-познавательную,
трудовую,

деятельности
на основе использования потенциала
системы дополнительного

развитие
у подрастающего поколения интереса
к чтению;

создание
условий для повышения у детей уровня
владения русским и родным языками и
иными коммуникативными компетенциями;

создание
условий для психолого-педагогической
поддержки воспитания в системе
каникулярного отдыха и оздоровления
детей.

Воспитание
является главной функцией семьи,
государства и общества. Субъектами
воспитания являются сами воспитанники,
родители, педагоги, специальные службы
образовательных и иных профильных
организаций. Воспитание как педагогический
компонент социализации представляет
целенаправленный процесс развития
личности, основанный на гуманистическом
взаимодействии воспитателя и
воспитанника. При этом происходит
развитие воспитанника как личности
и освоение им ценностей, нравственных
установок и моральных норм общества.

При
этом в стратегии отмечается, что
основным институтом воспитания должна
оставаться семья. Именно она
призвана обеспечить разумную организацию
жизни ребенка, помочь ему усвоить
положительный опыт жизни и труда
старших поколений, накопить ценный
индивидуальный опыт деятельности,
привычек, отношений. В этой связи
государство предполагает работу над
укреплением социально-педагогических
отношений семьи и образовательных
организаций, что связано с решением
следующих задач:

Государственная
поддержка семейного воспитания:
повышение социального статуса семей
с детьми, обеспечение материального
благополучия в семье, охрана прав
ребенка в семье.

Расширение
инфраструктуры семейного отдыха,
семейного образовательного туризма
в каникулярное время.

Организация
учебно-исследовательской и проектной
деятельности школьников, предусматривающих
совместную работу детей и родителей.

Поддержка
активного участия родителей в реализации
воспитательных программ образовательных
организации, в которых числятся их
дети.

Безусловно,
воспитание также предполагает
целенаправленные действия по интеграции
человека в общество, освоению им
комплекса нравственных норм и социальных
ролей, что осуществляется через
включение воспитанников в различные
виды социальных отношений. При этом
решаются две группы задач: социальной
адаптации и социальной автономизации
личности. Социальная адаптация
предполагает активное приспособление
индивида к условиям социальной среды,
а социальная автономизация – реализацию
совокупности установок на себя,
устойчивость в поведении и отношениях,
которая соответствует представлению
личности о себе, ее самооценке. Результатом социализации человека
должна являться социальная активность
– реализуемая готовность к социальным
действиям, которая проявляется в
различных сферах общества.

Гражданское
и патриотическое воспитание

В
соответствующих разделах Стратегии
речь идёт о формировании активной
гражданской позиции, ответственности,
развитии правовой и политической
культуры, а также культуры межнационального
общения, неприятии любой дискриминации
по национальному, религиозному,
социальному или другим признакам,
развитии принципов коллективизма.

Патриотическое
воспитание подразумевает формирование
чувства гордости за свою страну,
ответственности за судьбу Родины и
готовности к защите её интересов, знания
истории Отечества, уважения
к культурным и историческим памятникам,
достижениям нашей страны, а также к
государственным символам России.

Духовное
и нравственное воспитание, приобщение
к культурному наследию

Государство
отныне намерено обращать внимание на
развитие у детей дружелюбия и милосердия,
чувства долга и справедливости,
формирование «позитивных жизненных
ориентиров и планов», а также «моделей
поведения в различных трудных жизненных
ситуациях». В целях воспитания должно
эффективно использоваться культурное
наследие, включая литературу, изящные
искусства, театр и кинематограф.

Здесь
важно увеличение доступности культурных
ценностей и популяризация произведений
и культуры, прививающих традиционные
ценности.

Популяризация
науки и трудовое воспитание

Согласно
утверждённой стратегии, будут созданы
условия для поддержки научно-технического
творчества детей и повышения их
заинтересованности «в научных познаниях
об устройстве мира и общества».

Одновременно
у детей будут воспитывать любовь к
труду и учёбе, развивать навыки
совместной и самостоятельной работы,
творческий подход, добросовестность,
ответственность, уважение к трудовым
достижениям и людям труда.

Физическое
и экологическое воспитание

Подрастающему
поколению планируется привить любовь
к здоровому и активному образу жизни. Для этого необходимо обеспечить
условия для регулярных физических
занятий, в том числе, для детей с
ограниченными возможностями, а также
регулярно проводить спортивно-массовые
мероприятия. Детей будут учить бережному
отношению к природе, рачительному
использованию природных ресурсов,
нетерпимости к действиям, наносящим
экологии вред.

Стратегия
будет реализовываться путём применения
целого ряда механизмов. Предусмотрено
совершенствование нормативно-правовой
базы, эффективная организация
межведомственного взаимодействия,
изучение и тиражирование передового
опыта, повышение престижа профессий,
связанных с воспитанием, повышение
квалификации таких работников,
проведение фундаментальных и прикладных
исследований, связанных с развитием
личности, мониторинг достижения
«качественных, количественных и
фактологических показателей»
эффективности реализации Стратегии,
информационная поддержка со стороны
федеральных и региональных СМИ.

Таким
образом, можно заметить, что Стратегия
развития воспитания в Российской
Федерации 2015-2025 – это серьезная и
кропотливая работа, которая при полной
реализации серьезно изменит и улучшит
концепцию воспитания подрастающего
поколения, реализуемую в настоящее
время. Очерченные базовые национальные
ценности предполагают воспитание
осознанных, высоконравственных и
глубоко толерантных личностей, что
крайне необходимо нашему обществу. А
реализовываться на практике это будет
так:

В
шестимесячный срок с момента утверждения
документа Министерство образования
и науки России должно разработать и
внести в Правительство РФ план
мероприятий по реализации Стратегии,
а затем обеспечить выполнение
мероприятий плана «совместно с
заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти».

С
учётом положений Стратегии будут
модифицированы образовательные
стандарты и учебные программы.

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. В статье обосновывается значимость обращения к развитию системы дополнительного образования детей, проявляющейся в ее социальнопедагогических возможностях. Система дополнительного образования детей прошла цикл развития от случайного набора кружков, через создание материальной и методической базы, к системе, которая естественным образом вплетается в образовательный и воспитательный процессы и становится естественным продолжением основного образования. В последние годы реформаторские тенденции очень заметны в системе дополнительного образования детей, так как здесь стоит задача создать новую систему, содействующую личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, развитию творческих способностей, приобщению к культуре. С приятием Закона РФ «Об образовании» статус внешкольных учреждений существенно изменился. Принятый закон создал правовые предпосылки для перехода от унитарной системы к системе вариативной, отвечающей на запросы конкретных территорий. Необходимость видоизменения системы внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние определялась рядом обстоятельств: во-первых, произошли принципиальные изменения в общественном сознании – взгляд на человека, прежде всего, как специалиста, уступает место взгляду на личность с позиций культурно-исторической педагогики развития; во-вторых, усиливается тенденция перехода развитых стран от техногенной к антропогенной цивилизации; в-третьих, культурно-образовательные, информационные, досуговые услуги пользуются все большим спросом и у детей, и у их родителей. В результате возрастает значение различных видов неформального образования для личности и общества. Одним из таких видов признано дополнительное образование, основное предназначение которого – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.

Выявляется потенциал современного учреждения дополнительного образования, заключающийся в возможностях консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства, преодоления этнонациональной напряженности, ограничения социального неравенства и др. Делается акцент на аналитике основных проблем системы дополнительного образования детей в современных исследованиях. Представлены группы проблем современной системы дополнительного образования детей (группа социально-имиджевых проблем, группа приоритетно ориентированных проблем, группа содержательно-методических проблем, группа организационно-финансовых проблем). Делаются выводы о необходимости исследования указанных проблем, возможностях их разрешения.

Система образования в области культуры и искусства является частью общей сферы современного образования, в которой отчетливо проступают те обострившиеся проблемы и противоречия, связанные с социально-экономическими преобразованиями в стране. «Структурно дополнительное образование вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу образовательно-культурного досуга, сближает и дополняет эти системы. По отношению к общей системе образования дополнительное образование является подсистемой, но одновременно оно может рассматриваться как самостоятельная образовательная система, так как обладает качествами системы: целостностью и единством составляющих ее элементов, которые имеют определенную связь друг с другом»

Минимум содержания, структура и условия реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ теперь регулируются Федеральными государственными требованиями (ФГТ). Возникшие в результате современных изменений противоречия связаны с постановками целей образовательного процесса, его содержания, используемых методов и других аспектов организации деятельности учреждений дополнительного предпрофессионального образования. Назовем основные противоречия, существующие как в практическом, так и в теоретическом плане:

Общеобразовательная школа и учреждения дополнительного образования (ДХШ и ДШИ) увеличивают нагрузку и занятость детей, что противоречит принципу здоровьесбережения детей.

В соответствии с ФГТ внедрение информационных технологий предполагает материально-техническое оснащение кабинетов школ. На практике реально учреждения дополнительного образования не наполнены необходимым оборудованием для реализации образовательных предпрофессиональных программ.

Происходят изменения контингента, с которым работают педагоги дополнительного образования. Учащиеся, поступающие в учреждения дополнительного образования, не готовы к трудоемким видам деятельности, которые затем заменяются имитационными художественными технологиями или эскизами композиций без выполнения в материале. Современные ученые уже выявили настораживающий феномен массового угасания у детей художественно-творческого воображения.

Увеличение объема бюрократической работы администрации учреждений дополнительного образования. На сегодня сложилась ситуация, когда эти учреждения могут работать на основе трех видов образовательных программ: художественно-эстетической направленности; общеразвивающие; предпрофессиональные. Однако учреждениям дополнительного образования необходимо вновь пройти процесс лицензирования, теперь уже – на право ведения образовательной деятельности по предпрофессиональным образовательным программам. Школы также имеют право на реализацию предпрофессиональных образовательных программ в сокращенные сроки и по индивидуальным учебным планам, а для этого в учреждении должны быть разработаны соответствующие локальные акты.

Падение престижа творческих и педагогических специальностей. Низкая оплата труда педагогических кадров. Педагог перегружен, помещен в определенные бюрократические рамки: сбор справок, свидетельств о достижениях, осуществление методической работы – все это необходимая обязанность преподавателя. Постоянная необходимость оценивать свою и коллег работу портит микроклимат в коллективах, усиливает напряжение в отношениях с рядом работающими коллегами. Для поддержания авторитета, для аттестации, педагог должен постоянно доказывать свою состоятельность методическими работами, участием учеников в конкурсах. Подготовка к занятиям, отбор содержания и эмоциональный настрой, являющиеся напряженной внутренней работой творческого преподавателя, в нынешних условиях оценивается слишком формально.

В большинстве регионов Российской Федерации происходят стремительные изменения по преобразованию образования. Стратегия модернизации и инновационного развития неосуществима без урегулирования проблем. Для разрешения названных противоречий и проблем необходимо, на наш взгляд, следующее:

систематические региональные и всероссийские научно-практические и проектно-творческие встречи, форумы, конференции, семинары по инновационному опыту в проектной, управленческой, педагогической деятельности, информационных технологиях, др

реорганизация и развитие системы подготовки и переподготовки педагогических кадров и управленческого аппарата с учетом реальных потребностей общества и государства;

обеспечение школ ставкой методиста, который бы разрабатывал различные локальные акты. Например, Положение об образовательной деятельности в ДШИ (или Положение о реализации образовательных программ в ДШИ), Положение об организации приема и отбора детей, Положение об итоговой аттестации, Положение о промежуточной аттестации, текущем контроле; Порядок перевода с одной образовательной программы на другую; Порядок приема на сокращенную программу, Порядок реализации сокращенных образовательных программ и индивидуальных учебных планов и т

необходимо доверять преподавателю, который сможет сам устанавливать оптимальный режим своих занятий, как творческий, так и организационный.

Переход на научно-обоснованную систему дополнительного образования, должен проходить системно, поэтапно, не нарушая традиционных, проверенных временем ценностей. В городах и особенно в небольших населенных пунктах учреждения дополнительного образования являются настоящим очагом культуры, привлекая к себе внимание не только школьников и их родителей, но также всех жителей данной местности. Коммуникативная функция художественного образования в данном контексте выступает как общение с миром культуры и с другими людьми. Поэтому эта функция несет в себе неограниченные возможности в плане понимания культуры, восприятия мира во всем его художественном разнообразии, формирования у детей определенных гуманистических позиций по отношению к другим людям.

Система образования в области культуры и искусства является частью общей сферы современного образования, в которой отчетливо проступают те обострившиеся проблемы и противоречия, связанные с социально-экономическими преобразованиями в стране. «Структурно дополнительное образование вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу образовательно-культурного досуга, сближает и дополняет эти системы. По отношению к общей системе образования дополнительное образование является подсистемой, но одновременно оно может рассматриваться как самостоятельная образовательная система, так как обладает качествами системы: целостностью и единством составляющих ее элементов, которые имеют определенную связь друг с другом».

Давно назрела необходимость оптимизации законодательства по вопросам осуществления образовательного процесса в сфере искусства. «Традиционные формы дополнительного образования, сходные с классно‑урочными, школьными формами, сегодня не устраивают ни современного старшеклассника, ни старшего подростка. По статистике 77 % старшеклассников вообще не приходят в традиционную систему дополнительного образования, хотя именно от их выбора своей жизненной перспективы во многом зависит будущее.

На практике учреждения дополнительного образования детей испытывают ряд глубоких противоречий:

– между узковедомственной спецификой деятельности учреждений дополнительного образования и необходимостью реализации широких контактов с ведомствами и организациями социокультурной, социальной и финансово-хозяйственной направленности для решения насущных вопросов своего функционирования и развития;

– между статусом учреждений: внешкольных, занимающихся досугом ребенка, и учреждений дополнительного образования детей как учреждений образования;

– между содержанием образования: традиционным подходом к обучению, отсутствием педагогических технологий во внешкольных учреждениях, необходимостью внедрения личностно-ориентированных технологий в образовательный процесс учреждений дополнительного образования детей и интеграции детских объединений в единую образовательную область.

Специфика внеурочной деятельности состоит в том, что в результате подобных занятий школьник должен научиться осознанно действовать, применять знания на практике, принимать решения и чувствовать за них ответственность и др. Отсутствие четкого и прозрачного разграничения между рассматриваемыми понятиями ещё более усиливает конкуренцию между общим образованием и учреждением дополнительного образования. Идентичные виды деятельности, цели и задачи накладываются, по сути дублируют друг на друга и ставят в неопределенное состояние, в первую очередь самого школьника, который зачастую чувствует себя занятым больше, чем его родители. В сложившихся условиях для учреждения дополнительного образования детей становится все более актуальным поиск конкурентных преимуществ, выделение понятных для родителей и детей отличий дополнительного образования от внеурочной занятости учащихся, разграничение деятельности школ и центров детского творчества и одновременно поиск точек соприкосновения центра внешкольной работы и учреждений дополнительного образования, способов их эффективного взаимодействия. Поиск конкурентных преимуществ центра внешкольной работы должен проводиться не с целью заменить внеурочную деятельность, а для того,чтобы в последующем сформировать для школ, гимназий и лицеев деловое предложение об интеграции внеурочной деятельности в дополнительное образование, где уже на профессиональном уровне будут развиваться способности ребенка.

С одной стороны, для привлечения детей дошкольного возраста значимую роль играют родители. В данном случае очевидна необходимость ведения просветительской работы с родителями дошкольников, проведение мастер-классов с детьми для выявления первичной заинтересованности, желания заниматься определенным видом деятельности. С другой стороны, фактически полное сокращение в общеобразовательных школах кружков дополнительного образования так же не способствует развитию детей, качественной организации из занятости, привития культуры проведения досуга. Причем, чем взрослее становится ребенок, тем существенно меньше становиться предложения в отношении получения дополнительного образования. Только в последние годы в Свердловской области благодаря инициативе Правительства, Министерства общего и профессионального образования Свердловской области получили развитие кружки технической направленности. То есть и о дисбалансе системы услуг в дополнительном образовании сегодня можно уверенно заявлять.

Таким образом, в рамках данной статьи нами обозначены основополагающие проблемы функционирования системы дополнительного образования на современном этапе развития России, показана значимость и необходимость данной системы для подрастающего поколения.

Голованов А. Исторические уроки становления и развития Отечественной системы дополнительного образования детей // Педагогика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.