Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации

Категория слушателей: Учителя истории и обществознания образовательных учреждений, руководители методических объединений учителей истории и обществознания Колыванского района

Базовым элементом в модернизации школьного социально-гуманитарного образования является обновление Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и осознание положений предметных концепций. Стандарты второго поколения главной целью определяют развитие самостоятельных действий, в том числе по получению, обработке и практическому применению новых знаний. В этой связи учебные предметы «История» и «Обществознание» являются одними из базовых в формировании мировоззренческой и просоциальной позиции школьников.

Данная программа повышения квалификации предусматривает подготовку педагогов к восприятию и осмыслению основных теоретических и методологических тенденций развития обязательных предметов «История» и «Обществознание» в условиях ФГОС общего образования. В рамках курса предполагается проведение практико-ориентированных занятий, направленных на освоение методических навыков формирования и диагностики метапредметных результатов обучения в рамках учебных предметов «История» и «Обществознание». В программу включен модуль «Профилактика деструктивных форм девиантного поведения обучающихся (аддиктивного, суицидального, делинквентного, в том числе связанного с распространением идеологии терроризма и экстремизма)».

Цель проекта – создание условий для эффективной реализации мероприятий по созданию новых мест дополнительного образования детей в субъектах Российской Федерации, получающих субсидии на создание новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

Создание новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей – мероприятие государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в рамках которого предусмотрено финансовое обеспечение в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Образование», в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», приведённых в Приложении № 5 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642. Нормативные документы:

Федеральный проект «Успех каждого ребенка»

Методические рекомендации Министерства просвещения РФ по созданию новых мест

Изменения и дополнения рекомендаций от 14. 2021

Целевая модель региональной системы дополнительного образования

Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09. 2018 г. № 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”

Методические рекомендации по независимой оценке качества ДОД

Методрекомендации с разграничением понятий внеурочная деятельность и ДОД

Об организации и осуществлении сетевой формы

Санитарные правила и нормы

О внесении изменений в методические рекомендации в целях создания новых мест

Создание новых мест дополнительного образования детей

Опыт реализации проекта в 2019 году

О подходах к моделированию развития региональных систем дополнительного образования в целях создания новых мест

Коммуникационное сопровождение национальных проектов

Анализ данных и возможности самообследования для решения задачи по созданию новых мест

Типовые модели создания новых мест по направленностям:Презентация «Типовые модели развития инфраструктурной составляющей региональной системы дополнительного образования детей»

Модель естественнонаучной направленности

Модель социально-педагогической направленности

Модель технической направленности

Модель физкультурно-спортивной направленности

Модель художественной направленности

Брендирование типовых моделей:

Брендинг типовых моделей

Шрифт и цвет

Регламент информационной и консультационной поддержки:

Повышение квалификации педагогов, руководителей и специалистов в рамках проекта:

Инструкция для слушателей

Письмо об обучении и зачислении слушателей

Информация о курсе

Материалы курса по созданию новых мест

Семинар 29 июня 2021

Видеозапись семинара 29. 21 «Обучение в 2021 году»       Видеозапись семинара 6 августа 2021 года Программа круглого стола 21 августа  Программа семинара 25 августа      Видеозапись семинара 21 августа 2021 года      Видеозапись семинара 25 августа 2021 года

23 сентября 2021 годаМетодическое сопровождение создания новых мест дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности

Программа круглого стола 23 сентября 2021 года      Видеозапись круглого стола 23 сентября 2021 года

29 сентября 2021 годаМетодическое сопровождение создания новых мест дополнительного образования детей в художественной и социально-гуманитарной направленностейПрограмма круглого стола 29 сентября 2021 года      Видеозапись круглого стола 29 сентября 2021 года

4 октября 2021 годаМетодическое сопровождение новых мест дополнительного образования детей в области краеведенияПрограмма круглого стола 4 октября 2021 года       Видеозапись круглого стола 4 октября 2021 года

7 октября 2021 года Методическое сопровождение создания новых мест дополнительного образования детей в области науки и техникиПрограмма круглого стола 7 октября 2021 года

Видеозапись круглого стола 7 октября 2021 года

Научно-практическая конференция по теме «Инновационные методы применения оборудования в целях обучения и воспитания, обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам всех направленностей дополнительного образования детей». Даты проведения 27 октября 2021 г. с 10:00 до 15:50 – очная часть с дистанционным участием, 29 октября 2021 г. с 12:00 до 16:00 – дистанционная часть. Программа конференции  Программа конференции 27-29 октября 2021 года (PDF, 518 Кб)           Научно-практическая конференция по теме по теме «Лучшие практики эффективного использования оборудования и средств обучения и воспитания в рамках создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей» (по итогам 2019-2020 гг. Дата проведения 14 декабря 2021 г. Программа конференции  Программа конференции 14 декабря 2021 года (PDF, 463 Кб)

Предложения по совершенствованию методического сопровождения создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей

Предложения по совершенствованию методич. провождения создания новых мест (PDF, 555 Кб)

Форум педагогических и управленческих работников дополнительного образования детей «Новые возможности для успеха каждого ребенка!»Дата проведения:15 декабря 2021 г. , 10:00-17:00 (мск). Формат проведения:дистанционный. Раздаточные материалы:- Программа мероприятия  Программа Форума (PDF, 392 Кб) – Сборник методических материалов и рекомендаций по созданию новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей

Сборник методических материалов и рекомендаций (PDF, 1. 05 Мб)

кандидат педагогических наук, доцент Костылева Елена Анатольевна

«Институт пищевых технологий и дизайна» – филиал

Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Смирнова Жанна Венедиктовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Кутепова Любовь Ивановна

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье автор рассматривает особенности организации проектной деятельности в системе дополнительного образования. Цель статьи проанализировать научную литературу организации разнообразных направлений проектной деятельности. В статье рассмотрены главные элементы в организации проектной деятельность, которыми является информационная основа как знания о средствах и условиях достижения результата. На основе проведенного анализа соответсвующей литературы статьи были определены педагогические условия организации проектной деятельности. Под организационными педагогическими условиями понимается комплекс возможностей, способствующих решению задач системы образования в целом.

Ключевые слова: проектная деятельность, дополнительное образование, эффективность.

Annotation. In this article, the author examines the features of the organization of project activities in the system of additional education. The purpose of the article is to analyze the scientific literature on the organization of various areas of project activities. The article discusses the main elements in the organization of project activities, which are the information basis as knowledge about the means and conditions for achieving the result. Based on the analysis of the relevant literature of the article, the pedagogical conditions for organizing project activities were determined. Organizational pedagogical conditions are understood as a complex of opportunities that contribute to solving the problems of the education system as a whole.

Keywords: project activities, additional education, efficiency.

Введение. В настоящее время в условиях стремительного развития научно-технического прогресса, изменившего социально-экономическую сферу России, система образования претерпевает ряд значительных изменений: происходит преобразование содержания образования; внедряются новые формы и методы обучения; пересматривается перечень знаний, умений и навыков. Все эти изменения в сфере образования направлены на переход от традиционной парадигмы обучения к компетентностной. Суть этой парадигмы заключается не в освоение обучающимися суммы знаний и навыков, а в развитие компетенций, направленных на достижение предметных, межпредметных и личностных результатов обучения.

Вышеупомянутые нововведения коснулись всей системы образования, в том числе и системы дополнительного образования детей. Дополнительное образование наравне со школьным образованием становится важным звеном в общей системе образования, которое гарантирует формирование личности обучающегося и его раннее профессиональное самоопределение. По этой причине все методы и приемы, используемые педагогами дополнительного образования в своей практике должны сформировывать компетенции, которые отвечают требованиям современного общества. Сегодня, имея большое разнообразие форм в системе дополнительного образования, проектная деятельность является одним из самых востребованных и инновационных направлений.

Проектная деятельность обучающихся в системе дополнительного образования к настоящему времени мало изучена. Она изучалась как средство профессиональной ориентации обучающихся при овладении ими компьютерных технологий (А. Маятин), как один из способов их творческой деятельности в детской объединение (Ю. Сазонов). Однако возможности организации проектной деятельности обучающихся в системе дополнительного образования и условия реализации этих возможностей пока не исследовались.

С возрождением проектной деятельности в педагогической практики школы большинство педагогов дополнительного образования начинают переосмысливать весь свой опыт педагогической деятельности. Выявляя при этом место проектной деятельности обучающихся в процессе обучения.

Для определения востребованности проектной деятельности обучающихся в системе дополнительного образования были рассмотрены нормативно-правовые документы, научные публикации педагогов и методистов, связанных с деятельностью дополнительного образования, интернет – материалы, причастные теме дополнительного образования, работы некоторых авторов по организации проектной деятельности в виде книжных изданий.

Рисунок 1. Основные компоненты понятия «возможность»

Организация проектной деятельности для обучающихся.

Организация проектной деятельности для творческого объединения

Организация проектной деятельности для педагога и обучающихся.

Главным элементом в организации проектной деятельность является ее информационная основа – это знания о средствах и условиях достижения результата. Для педагога дополнительного образования основу его деятельности будут составлять знания о педагогических возможностях реализации проектной деятельности. Для обучающихся информационную основу их проектной деятельности будет создавать педагог.

– набора особенностей проектной деятельности, служащих для реализации педагогических целей в результаты;

– набора условий, которые необходимы для реализации педагогических возможностей.

– создать условия для самореализации личности;

– организовывать процесс обучения через индивидуальный подход к каждому ребенку;

– сделать обучающегося активным участником процесса обучения;

– делать акцент на социально-нравственное развитие учащегося;

– реализовывать право ребенка на свободный выбор деятельности.

При проектировании процесса обучения большое значение придается создаваемым педагогическим условиям. Грамотно выбранные и четко реализованные педагогические условия позволят педагогу достичь высоких результатов своей педагогической деятельности с обучающимися.

Под педагогическими условиями следует понимать совокупность педагогических возможностей, воздействующих на процесс обучения для создания успешной реализации какой-либо деятельности.

Рисунок 2. Типы педагогических условий

Под организационными педагогическими условиями понимается комплекс возможностей, способствующих решению задач системы образования (В. Беликов, Е. Козырева, С. Павлов и др.

– требования, выдвинутые в конкретной области деятельности;

– обстановку, в которой что-то совершается;

– обстоятельство, от которого зависит что-то важное.

Можно заметить, что термин «условие» не может существовать отдельно, оно взаимодействует с разными предметными областями. Именно в совокупности все эти условия сформируют среду его возникновения.

В результате анализа и обобщения всех позиций авторов можно сделать вывод, что педагогические условия – это компонент образовательного процесса, воздействующий на педагогические возможности образовательных учреждений для большей эффективности достижения результатов.

Анализ научно-педагогической литературы позволил выделить следующие условия для реализации проектной деятельности в образовательном учреждении:

Условие по созданию ситуации успеха.

Учет возрастных особенностей участников проектной деятельности.

Обеспечение современного информационно-технического сопровождения деятельности.

Условия по контролю самостоятельной деятельности учащихся.

Ориентирование на профессиональное будущее.

Рассмотрим выше перечисленные педагогические условия более подробно. Создание условий ситуации успеха в организации проектной деятельности является самым важным и эффективным условием. Обучающиеся в процессе проектной деятельности должны быть уверены в себе, в своих возможностях и способностях. В завершение процесса они должны быть горды своим результатом и проделанной работой.

Сопровождение проектной деятельности современными информационно-техническими ресурсами позволит повысить эффективность работы в несколько раз. При таком условие снижается время выполнения проектной работы, повышается интерес обучающихся и качество его работы.

Ориентация на профессиональное самоопределение успешно реализуется в проектной деятельности. Разная направленность проектной деятельности позволит учащемуся опробовать себя в разных областях знаний и определить что для него интереснее, что ему приносит удовольствие.

Чтобы получить полное представление о совокупности имеющихся педагогических условий для реализации проектной деятельности обучающихся необходимо, прежде всего, погрузиться в исследования педагогов и разобрать их рекомендации по сопровождению проектной деятельности обучающихся. После сбора, анализа и отбора нужных рекомендаций можно представить несколько групп условий по обеспечению эффективности проектной деятельность обучающихся.

Первая группа связана с особенностями отбора содержания проектной деятельности.

Вторая группа содержит особенности организации проектной деятельности.

Третья группа обобщает работу педагога, его позиции в этой области деятельности.

Большинство исследователей рекомендуют при организации проектной деятельности в системе

– наличие мотивационного компонента;

– самостоятельность в принятие решения;

– следование определенному алгоритму действий;

– разнообразие организационных форм;

– обеспечение информационно – техническими ресурсами.

– создавать собственные проекты, содержание которых связано с проектной деятельностью;

– организовывать совместные проекты с обучающимися;

– развивать навыки общения с обучающимися.

Педагогические условия – это меры по воздействию педагога дополнительного образования на учащегося с целью повышения эффективности образовательного процесса.

– организационно-техническое оснащение работы;

– информационно-техническое сопровождение работы;

– ценностно-мотивационные условия успешности выполнения работы;

– условия по совершенствованию контроля самостоятельной деятельности обучающихся.

Боровиков, Л. Педагогика дополнительного образования: учебно-методическое пособие для руководителей центров детского творчества. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2012. – 145 с.

Волкова, А. Принципы организации проектной деятельности учащихся в Центре «Экология и культура». – М. : Инноватор, 2014. – 166 с.

Малкова, И. Педагогические функции метода проектов в условиях их реализации в школе. -Томск: Академия, 2014. – 123 с.

Пастарнак, М. Дидактические основы применения проектного обучения учащихся в процессе изучения образовательной области «Технология». – Брянск, 1997. – 423 с.

Пахомова, Н. Метод учебных проектов в образовательном учреждении. – М. : АРКТИ, 2015. – 114 с.

Поливанова, К. Проектная деятельность школьника: пособие для учителя. – М. : Просвещение, 2008. – 159 с.

Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» от 26 декабря 2017 года № 1642

Смирнова Ж. , Большакова Ю. , Мададова К. Сущность контрольно-оценочной деятельности и ее особенности организации в дополнительном образовательном учреждении // В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального и дополнительного образования. сборник статей по материалам VII региональной научно-практической конференции. Мининский университет. 2020. 34-36.

Ходырева, В. Проектная деятельность в духовно-нравственном воспитании учащихся. -Новокузнецк, 2005, – 47 с.

УДК 37. 034

магистр педагогических наук Кротов Евгений Викторович

Религиозная организация – духовная образовательная организация высшего образования «Оренбургская духовная семинария Оренбургской Епархии Русской Православной Церкви» (г. Оренбург)

ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НРАВСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. Статья посвящена теоретическому анализу феномена этического воспитания как неотъемлемой части нравственной педагогики. Подробно представлен терминологический аппарат исследования, охарактеризованы такие категории как «этика», «мораль», «нравственность». Рассмотрены задачи и функции этического воспитания. Представлено содержание воспитания и обозначена роль его этической составляющей.

Ключевые слова: этическое воспитание, нравственная педагогика, мораль, нравственности, этика. Annotation. The article is devoted to the theoretical analysis of the phenomenon of ethical education as an integral part of moral pedagogy. The terminological apparatus of the study is presented in details, such categories as «ethics», «morality», «moral» are characterized. The tasks and functions of ethical education are considered. The content of education is presented and the role of its ethical component is indicated. Keywords: ethical education, moral pedagogy, morality, morals, ethics.

«Ребенок – иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает законов и обычаев.

Порой предпочитает осмотреться сам; трудно – попросит указания и совета. Необходим гид, который вежливо ответит на вопросы».

Януш Корчак «Как любить ребенка»

Введение. Базовые национальные ценности, присутствующие и одновременно составляющие религиозные, этические, социальные, семейные и иные системы ценностей, определяют содержание духовно-нравственного воспитания, развития и социализации – эта мысль не только прослеживается и находит свое подтверждение у педагогов и воспитателей, но и транслируется в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г. », что определяет актуальность исследуемой темы.

Каменева О. , рассуждая об этике добродетели в педагогике, говорит о постмодернистском нигилизме; дискредитации всех норм; стирании границ прекрасного и безобразного; о ситуации, когда порок смешивается с добродетелью, ложь с правдой. В «открытой» истории нельзя спешить налагать запреты на

Разработка сетевых образовательных программ является приоритетным, но в то же время, недостаточно проработанным и вызывающим много вопросов направлением обновления содержания дополнительного образования детей. В статье подробно рассматриваются характеристики сетевых образовательных программ, модели организации сетевого взаимодействия и вопросы формирования некоторых разделов (в том числе, учебного плана). Статья может быть использована в практике работы методистов и педагогов дополнительного образования детей образовательных организаций, так как поможет им разрабатывать сетевые программы, корректировать и обновлять содержание и методики дополнительного образования.

Буйлова,старший методист ГБПОУ «Воробьевы горы», главный редактор журнала «Про-ДОД», ведущий эксперт Научно-методического центра развития образовательных систем, Почетный работник общего образования,кандидат педагогических наук, доцент

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образовательных программ.

Сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разработать, апробировать и предлагать профессиональному сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов.

Нормативно-правовое регулирование сетевого взаимодействия

Федеральный закон № 273-ФЗ «Закон об образовании в РФ» (глава 2, статья 15) определяет нормативную основу сетевого взаимодействия в образовании:

  • образовательные программы могут реализовываться как самостоятельно, так и в формате сетевого взаимодействия (ст. 13, п.1).
  • сетевая форма реализации образовательных программ (далее – сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций (ст.15);
  • в реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой (ст.15).

ФЗ 273 (ст. 15) определил особенности сетевой формы реализации образовательных программ:

  • новая инфраструктура: ресурсы нескольких организаций (образовательные, материально-технические, кадровые);
  • новое учебно-методическое обеспечение;
  • новые взаимоотношения: взаимодействие организаций разной ведомственной подчиненности; удаленный характер субъектов образовательного сотрудничества, расширение возможностей для общения, мобильность (передвижение) обучающихся.
  • новые кадры: реализуют программы специально подготовленные кадры.

Провозглашенный в Концепции развития дополнительного образования детей (от 04. 2014 г. № 1726-р) принцип «программоориентированности», обозначил роль программы как базового элемента и задал потенциал многообразия дополнительных общеразвивающих программ (традиционных, модульных, разноуровневых, интегрированных, комплексных и др. ), которые могут реализовываться в сетевой форме, используя такие преимущества дополнительного образования, как свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека; вариативность содержания и форм организации образовательного процесса; доступность глобального знания и информации для каждого; адаптивность к возникающим изменениям.

  • развитие сетевой формы реализации образовательных программ с возможностью зачета освоения детьми дополнительных общеобразовательных программ при обучении по основным образовательным программам и формирование индивидуальных учебных планов обучающихся (п.1.3.);
  • создание условий для самостоятельного построения обучающимися индивидуального учебного плана и возможности непрерывного образования путем выстраивания образовательных связей на разных уровнях образования, в том числе с использованием сетевой формы реализации образовательных программ (п.2.2. – г.);
  • разработка методик, содержащих механизмы выявления и внедрения лучших практик использования сетевой формы реализации дополнительных общеобразовательных программ (п. 3.6. – ж);
  • участие в реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (п. 3.9. – ж).

Роль сетевого взаимодействия в современной системе образования.

  • позволяет решать образовательные задачи, которые ранее не могла решить отдельная образовательная организация, а также генерирует новые формы работы и форматы взаимодействия (сетевые проекты и программы, обмен образовательными результатами, средства профессионального роста);
  • предполагает ориентацию на обеспечение возможности освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в процессе совместной деятельности и с использованием ресурсов этих организаций;
  • содержит огромный потенциал для повышения качества, доступности и результативности дополнительного образования.
  • является сложным процессом взаимоотношений нескольких субъектов, поэтому в практике такого сотрудничества существуют различные формы организации сетевого взаимодействия, состав нормативных документов и форм сетевых договоров.

Модели и формы сетевого взаимодействия для реализации дополнительных общеразвивающих программ

Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации

Рис. Традиционная и сетевая формы реализации программ.

Условно все многообразие организационных форм сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, промышленных предприятий и бизнес-структур можно объединить в следующие группы:

1) формы «социального партнерства», предусматривающего «вертикальные» связи между участниками сетевого взаимодействия, когда субъектами сетевого взаимодействия выступают общеобразовательные организации, организации дополнительного образования, учреждения профессионального образования (начального, среднего, высшего), предприятия и организации экономической и социальной сферы) (Рис.

Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации

Рис. Вертикальная модель сетевого взаимодействия

2) формы «горизонтальной сети» (когда партнерами сетевого взаимодействия выступают несколько образовательных учреждений). Наиболее распространенный тип «горизонтальной сети» – муниципальная сеть (система сетевого взаимодействия образовательных учреждений одного муниципального образования) (Рис.

Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации

Рис. Горизонтальная модель сетевого взаимодействия

«Горизонтальные сети» могут различаться по типу организации.

Кустовая модель предполагает наличие лидера, ядра. Модель, предполагающая группировку сети школ и организаций дополнительного образования детей вокруг одного более мощного образовательного учреждения – учебного ресурсного центра (Рис

Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации

Рис. Кустовая модель сетевого взаимодействия

Смешанная модель, в которой участниками сети являются разные по содержанию деятельности, а иногда и по ведомственной принадлежности, и по организационной форме образовательные и «не образовательные» организации, у которых есть общие цели, интересы и идеи для реализации (Рис.

Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации

Рис. Смешанная модель сетевого взаимодействия

Типовые модели реализации образовательных программ в сетевой форме

Две или несколько организаций, которые имеют лицензию на образовательную деятельность, на основании договора о сетевом взаимодействии и регламента о разработке совместной образовательной программы осуществляют подготовку к разработке, разработку и реализацию совместной дополнительной программы. Такие программы могут быть разноуровневыми или модульными.

При этом, каждая из образовательных организаций будет реализовывать и, следовательно, отвечать за результат освоения обучающимися определенного уровня или конкретного модуля совместно разработанной образовательной программы. В практике такой способ сетевого взаимодействия называется моделью совместной реализации дополнительных общеобразовательных программ (рис 6

Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации

Рис. Модель совместной реализации образовательных программ

Типовая модель № 2. «Сетевое взаимодействие с образовательной организацией, не реализующей дополнительные образовательные программы».

Образовательная организация может реализовывать любые типовые модели дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: (традиционные, разноуровневые, модульные) и использовать при этом ресурсы организаций, которые не имеют лицензию на образовательную деятельность, но являются ресурсными организациями, так как на основании договоров о сетевом взаимодействии и об аренде/безвозмездном пользовании, предоставляют свои ресурсы, необходимые для реализации ДОП. В лицензии на образовательную деятельность первой организации при этом указываются адреса ресурсных организаций (Рис. 7,8).

Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации

Рис. Сетевое взаимодействие образовательных организаций

Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации

Рис. Модель сетевой реализации образовательной программы

Содержание дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в сетевой форме.

Модернизация содержания дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в сетевой форме предусматривает проектирование и внедрение программ в соответствии со следующими положениями:

  • свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;
  • соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;
  • вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;
  • разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;
  • модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов; ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
  • творческий и продуктивный характер образовательных программ;
  • открытый и сетевой характер реализации.

В рамках разрабатываемых программ рекомендуется учитывать современные тенденции развития науки, техники, техносферы, биосферы и т. и консультироваться с ведущими специалистами профильных направлений.

Особенности проектирования дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в сетевой форме (Рис.

Обучение детей осуществляется по разработанным в кооперации с сетевыми партнерами дополнительным общеразвивающим программам, также допускается использование разработанных организацией дополнительного образования программ, но с учетом их корректировки под используемые помещения и объекты.

Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации

Рис. Модель дополнительной общеразвивающей программы, реализуемой в сетевой форме

Характеристики дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в сетевой форме:

  • направленность на создание образовательного пространства, востребованного социумом;
  • предоставление возможности обучения по индивидуальным образовательным траекториям;
  • направленность на допрофессиональное образование и профессиональный выбор;
  • организация широкой практики за пределами образовательной организации;
  • широкие возможности для организации и погружения учащихся в разнообразные профессиональные пробы;
  • направленность на решение задачи успешной социализации обучающихся, освоения ими современных социальных практик.

Программа, реализуемая в сетевой форме, чаще решает междисциплинарные задачи и состоит из нескольких взаимосвязанных модулей. Модули реализуют «участники» сети, взаимоотношения и обязанности которых устанавливаются в локальных нормативных актах и в соответствующем Договоре, так как основой таких программ является готовность и потребность в совместной деятельности разных организаций для достижения «объединяющей» междисциплинарной цели реализации программы.

При проектировании модульных дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в сетевой форме, выделяются проектировочные циклы:

  • разработка общего замысла программы – определение целей, содержания, модульной структуры (перечня модулей) и определение сетевых партнеров;
  • разработка и согласование инвариантного модуля модуль-погружение);
  • разработка учебных модулей как основных единиц программы – их количество, распределение между организациями, а также разработка структуры модуля, предъявляемая в учебных элементах.

Каждая сторона определяет приоритеты в программе и несет ответственность за общий конечный результат, что является необходимым условием.

Особенности реализации дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в сетевой форме

  • все программы строятся гибко, в виде набора модулей, на основе анализа запросов детей, родителей и общественности в определенных умениях и навыках, с возможностью дополнения и корректировки по мере необходимости;
  • основное содержание программ ориентировано на потребности заказчиков и на реальные виды деятельности, выраженные в конкретных заявках и пожеланиях;
  • методы обучения преимущественно ориентированы на практическую деятельность учащихся, в первую очередь, в рамках осваиваемых компетенций, роль педагога – организовать процесс обучения и обеспечить постоянную поддержку по ходу выполнения учащимися практических работ и заданий;
  • оценка результатов обучения заключается в освоении определенных знаний умений и навыков, обеспечивающих выполнение работ по заданному виду деятельности;
  • важным представляется выработка механизма зачета образовательной организацией результатов по дополнительным общеразвивающим программам в рамках сетевого взаимодействия;
  • реализация таких программ должна предусматривать использование дистанционных технологий.

Анализ реализации модульных программ в сетевой форме позволяет назвать обязательные условия:

  • сеть создается для достижения общего результата посредством объединения ресурсов, но при этом результат у каждого участника сетевого взаимодействия будет свой;
  • при сетевом взаимодействии и при реализации программ в сетевой форме устанавливаются многосторонние связи между всеми участникам в рамках общей совместной деятельности: организации реализуют определённые модули программы, используют свои ресурсы, но при этом обмениваются ресурсами дополняя друг друга и усиливая содержательную и методическую составляющую дополнительной образовательной программы;
  • каждый педагог, участвующий в реализации программы в сетевой форме, должен обладать определенными компетенциями для реализации модуля;
  • необходимым условием реализации программ в сетевой форме является готовность ее участника к использованию своего ресурса для достижения общих целей, естественно, параллельно с реализацией собственных задач: все участники модульной программы, реализуемой в сетевой форме, должны предоставить беспрепятственный доступ к своему модулю другим участникам.

Оформление дополнительной общеразвивающей программы, реализуемой в сетевой форме.

К дополнительным общеразвивающим программам, реализуемым в сетевой форме, применяются все нормативно-правовые требования, установленные к этому виду программ. Сетевая программа включает части, предусмотренные образовательными программами различных видов, уровней и (или) направленностей.

Таким образом, структура сетевой дополнительной общеразвивающей программы и структура отдельного модуля формируются с учетом пункта 9 статьи 2 Федерального закона РФ «Об образовании в РФ» (Приказ 196, п. 5) и включают: основные характеристики программы, организационно-педагогические условия ее реализации и формы аттестации.

Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации

Рис. Примерная структура дополнительной общеразвивающей программы

В заключение подчеркнем, что вопросы сетевого взаимодействия организаций в системе дополнительного образования – актуальный ресурс развития отечественного образования на современном этапе, который необходимо осваивать, рассматривая сетевое взаимодействие как современную высокоэффективную технологию, которая позволяет образовательным организациям не только функционировать, но и динамично развиваться, обеспечивая качественное решение сложных вопросов в сфере дополнительного образования. Настоящий аспект становится предметом особого внимания, прежде всего, со стороны государства, что зафиксировано в ряде нормативных документов, определяющих суть этой формы реализации образовательных программ и режим регулирования отношений в условиях сетевого взаимодействия.

  • Макаренко С.Н. Сетевая форма реализации образовательных программ // Рецензируемый научный журнал «Тенденции развития науки и образования». Апрель 2019. №49, Часть 2 Изд. НИЦ «Л-Журнал», 2019. С. 8-10.
  • Приказ Минпросвещения РФ № 391 от 5 августа 2020 г. «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»
  • Попова И.Н. Актуальные проблемы проектирования общеразвивающих программ дополнительного образования детей нового поколения. // Внешкольник. № 3 (183). 2018. С. 12-17.
  • Сетевая форма реализации образовательных программ не является обязательной и применяется образовательной организацией только в тех случаях, когда это является целесообразным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.