Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации

Проект требования к курсу в СДО

Регламент проведения регистрации участников заочной олимпиады

Анализ эффективности принятых мер

Развитие системы дистанционного повышения квалификации и профессиональной переподготовки в НИПКиПРО

Развитие системы дистанционного повышения квалификации и профессиональной переподготовки в НИПКиПРО (видеозапись)

Развитие системы дистанционного повышения квалификации и профессиональной переподготовки в НИПКиПРО (презентация)

Дорожная карта развития СДО

Корпоративный университет НИПКиПРО

Проект «Корпоративный университет»

Проект концепции развития СДО в рамках ЦОС

Приказ № 803_О совершенствовании структуры и содержания сайта

Приказ №1459 от 01 октября 2021 годаО развитии системы дистанционного образования

Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей»

Концепция развития дополнительного образования детей

План мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04. 2014 N 41 “Об утверждении СанПиН 2. 3172-14 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей”

Межведомственный план развития дополнительного образования детей  в Ставропольском крае на 2017-2020 годы

Методические рекомендации  по решению задачи увеличения к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75 процентов

Методические рекомендации о порядке определения нормативных затрат при формировании субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфередоплнительного образования детей

Методические рекомендации о механизмах привлечения организаций ДО детей к профилактике правонарушений несовершеннолетних

Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ

Рекомендации о недопустимости свертывания системы дополнительного образования детей

В государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» сложилась система сопровождения развития профессионального мастерства управленческих и педагогических кадров. Неформальным повышением квалификации работников образования можно считать участие команд образовательных организаций в реализации научно – прикладных проектов.

Научно – прикладной проект – это ограниченный по времени вид научно-педагогического проектирования, объединяющий сотрудников института и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по совместному созданию и продвижению в сфере образования уникальных инновационных продуктов, услуг, результатов.

Целью реализации НПП является решение одной конкретной научной проблемы и (или) нескольких сходных по тематике проблем, имеющих дисциплинарное (междисциплинарное) значение в рамках реализации международных, федеральных, региональных и институциональных проектов в сфере образования.

В 2021/22 году Региональный ресурсный центр дополнительного профессионального образования государственного бюджетного учреждения «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» совместно с образовательными организациями Челябинской области реализуют научно-прикладные проекты, направленные на апробацию и внедрение в образовательную деятельность форм наставничества, сетевого взаимодействия, c использованием цифровых ресурсов при реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей.

Цель проекта – создание условий для эффективной реализации мероприятий по созданию новых мест дополнительного образования детей в субъектах Российской Федерации, получающих субсидии на создание новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

Создание новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей – мероприятие государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в рамках которого предусмотрено финансовое обеспечение в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Образование», в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», приведённых в Приложении № 5 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642. Нормативные документы:

Федеральный проект «Успех каждого ребенка»

Методические рекомендации Министерства просвещения РФ по созданию новых мест

Изменения и дополнения рекомендаций от 14. 2021

Целевая модель региональной системы дополнительного образования

Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09. 2018 г. № 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”

Методические рекомендации по независимой оценке качества ДОД

Методрекомендации с разграничением понятий внеурочная деятельность и ДОД

Об организации и осуществлении сетевой формы

Санитарные правила и нормы

О внесении изменений в методические рекомендации в целях создания новых мест

Создание новых мест дополнительного образования детей

Опыт реализации проекта в 2019 году

О подходах к моделированию развития региональных систем дополнительного образования в целях создания новых мест

Коммуникационное сопровождение национальных проектов

Анализ данных и возможности самообследования для решения задачи по созданию новых мест

Типовые модели создания новых мест по направленностям:Презентация «Типовые модели развития инфраструктурной составляющей региональной системы дополнительного образования детей»

Модель естественнонаучной направленности

Модель социально-педагогической направленности

Модель технической направленности

Модель физкультурно-спортивной направленности

Модель художественной направленности

Брендирование типовых моделей:

Брендинг типовых моделей

Шрифт и цвет

Регламент информационной и консультационной поддержки:

Повышение квалификации педагогов, руководителей и специалистов в рамках проекта:

Инструкция для слушателей

Письмо об обучении и зачислении слушателей

Информация о курсе

Материалы курса по созданию новых мест

Семинар 29 июня 2021

Видеозапись семинара 29. 21 «Обучение в 2021 году»       Видеозапись семинара 6 августа 2021 года Программа круглого стола 21 августа  Программа семинара 25 августа      Видеозапись семинара 21 августа 2021 года      Видеозапись семинара 25 августа 2021 года

23 сентября 2021 годаМетодическое сопровождение создания новых мест дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности

Программа круглого стола 23 сентября 2021 года      Видеозапись круглого стола 23 сентября 2021 года

29 сентября 2021 годаМетодическое сопровождение создания новых мест дополнительного образования детей в художественной и социально-гуманитарной направленностейПрограмма круглого стола 29 сентября 2021 года      Видеозапись круглого стола 29 сентября 2021 года

4 октября 2021 годаМетодическое сопровождение новых мест дополнительного образования детей в области краеведенияПрограмма круглого стола 4 октября 2021 года       Видеозапись круглого стола 4 октября 2021 года

7 октября 2021 года Методическое сопровождение создания новых мест дополнительного образования детей в области науки и техникиПрограмма круглого стола 7 октября 2021 года

Видеозапись круглого стола 7 октября 2021 года

Научно-практическая конференция по теме «Инновационные методы применения оборудования в целях обучения и воспитания, обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам всех направленностей дополнительного образования детей». Даты проведения 27 октября 2021 г. с 10:00 до 15:50 – очная часть с дистанционным участием, 29 октября 2021 г. с 12:00 до 16:00 – дистанционная часть. Программа конференции  Программа конференции 27-29 октября 2021 года (PDF, 518 Кб)           Научно-практическая конференция по теме по теме «Лучшие практики эффективного использования оборудования и средств обучения и воспитания в рамках создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей» (по итогам 2019-2020 гг. Дата проведения 14 декабря 2021 г. Программа конференции  Программа конференции 14 декабря 2021 года (PDF, 463 Кб)

Предложения по совершенствованию методического сопровождения создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей

Предложения по совершенствованию методич. провождения создания новых мест (PDF, 555 Кб)

Форум педагогических и управленческих работников дополнительного образования детей «Новые возможности для успеха каждого ребенка!»Дата проведения:15 декабря 2021 г. , 10:00-17:00 (мск). Формат проведения:дистанционный. Раздаточные материалы:- Программа мероприятия  Программа Форума (PDF, 392 Кб) – Сборник методических материалов и рекомендаций по созданию новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей

Сборник методических материалов и рекомендаций (PDF, 1. 05 Мб)

Ответом на эти вызовы для коллектива Института дополнительного образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» стало использование технологий педагогического дизайна при проектировании  дополнительных образовательных программ. Проводимые в течение двух лет коллективом Института исследования обозначили четыре ключевые группы слушателей программ дополнительного образования. Так, помимо традиционных для Института потребителей программ в лице педагогов и студентов, ими стали школьники, прежде всего учащиеся старших классов, и родители. Для каждой категории были проанализированы ключевые запросы и выделены приоритетные направления, которые в большей степени касались не изменения содержания программ, а их трансформации в современные форматы, в том числе и в форматы современных электронных курсов.

Использование технологий педагогического дизайна, позволили при проектировании программы выстроить следующую логику:

  • составление «Карты слушателя» как детализированного образа целевой аудитории программы;
  • анализ запроса и сопоставление его с возможностями целевой аудитории;
  • работа «проектного офиса» по созданию прототипа программы;
  • тестирование программы на фокус-группе;
  • внесение корректировок и, наконец, реализация программы для целевой аудитории.

Использование технологий педагогического дизайна, с одной стороны усложнило процесс разработки образовательной программы, прежде всего за счет временной составляющей, но с другой стороны позволило сделать программы более ориентированными на потребности и возможности целевой аудитории. Существует ряд классификаций проектных офисов в зависимости от уровня зрелости проектного менеджмента:

  • «хранилище информации» — накапливает опыт и формирует базу знаний по проектам; служит для сбора информа.ции о проведенных проектах, в основном являясь подобием архива проектов;
  • «скорая помощь» служит сервисным центром ответов на вопросы, возникающих у менеджеров проектов и других участников проектной деятельности организации;
  • «наставник» предназначен для распростра.нения предыдущего опыта реализации проектов организа.ции на другие проекты;
  • «управляющий» проектный опыт является более прогрессивным, поскольку позволяет осуществлять все ба.зовые функции управления проектами: определение содержания проектов; планирование и распределение ресурсов; контроль за исполнением проектов и исполнением бюджетов проектов; оценка допущений и рисков;

Модель проектного офиса идеально подходит для организации мультипроектного управления, при котором необходима консолидация всех ведущихся проектов и используемых ресурсов. В нашем случае разработка образовательных программ в режиме проектного офиса опирается на четыре методологических подхода:

  • партнерство – как привлечение к разработке и реализации программ ведущих экспертов данной сферы и авторов лучших профессиональных практик по тематике программ дополнительного образования;
  • индивидуализация – как внутренняя логика построения программы, позволяющая слушателям выбирать модули и уровни участия и выстраивать индивидуальную образовательную траекторию;
  • модульность – как вариативность содержания программ и возможность моделировать блоки разных программ в формате playbook;

В качестве примеров использования технологий педагогического дизайна в разработке и реализации программ дополнительного образования  Института можно привести три программы. Первая программа «Эдьютеймент как педагогическая технология»

  • образовательного – работа со спикерами по игрофикации и геймификации;
  • проектного – работа в смешанных командах по созданию авторских образовательных продуктов совместно с наставником;
  • внедренческого – тестирование и апробация созданных образовательных продуктов в реальной педагогической практике.
  • Богданова Е.В. Алтыникова Н.В. Деятельность окружного координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров в сибирском федеральном округе: стратегии партнерства // Вестник педагогических инноваций. 2018. № 4 (52). С. 134–143.
  • Богданова Е.В. Моделирование деятельности клубных форм дополнительного образования молодежи // Современное педагогическое образование. 2019. № 1. С. 49–55.
  • Богданова Е. В., Дмитриев В.Е., Ильин А.С.,  Кудашов Г. Н. EDUTAIMENT как педагогическая технология:  учебно-методическое пособие для  студентов  направлений подготовки. Новосибирск: Изд-во ООО «Немо Пресс», 2019. 120 с.
  • Массовые открытые онлайн-курсы НГПУ. URL: mooc.nspu.ru (Дата обращения: 30.08.2021).

О том, какой может быть система допобразования и как
вырваться за пределы существующей десятилетиями «административно-кружковой»
логики рассказывает генеральный директор АНО «Открытое образование» Александр
Попов.

Что не так с нашим дополнительным образованием?

Ситуация дополнительного образования в современной России не только примечательна, но и поучительна.

С одной стороны, к его развитию прилагается масса усилий. Строятся принципиально новые модели, закрепляемые в концептуальных и нормативных документах. В регионах создаются Региональные модельные центры, а в муниципалитетах – Муниципальные опорные центры; те и другие призваны сделать качественное дополнительное образование доступным для каждого ученика. Молодые люди, добившиеся успеха в свои двадцать с небольшим лет, рассказывают, что многим, если не всем, обязаны некой программе дополнительного образования, на которую они в свое время попали почти случайно. Эксперты с мировым именем заявляют, что именно дополнительное образование – главный стратегический резерв для развития человеческого капитала страны.

А с другой стороны – вдали от столиц, даже в городах-миллионниках дополнительное образование зачастую по-прежнему рассматривается как нечто среднее между клубом по интересам, «облегченной» по своей программе спортивной или художественной школой, и коллективным репетитором. Речь идёт о чём-то необязательном: о приятном бонусе, позволяющем детям не болтаться на улице и не зависать в интернете, но точно не об инструменте развития человеческого капитала и не о путеводном клубочке на пути к успеху. Это притом что отдельные проекты и программы дополнительного образования действительно дают своим воспитанникам «путевки в будущее». Но их ещё нужно обнаружить на карте нашей страны, а самим им – удержаться «на плаву» без системной поддержки.

Почему же так получается, при всех мерах по развитию дополнительного образования, притом что именно программы, ориентированные на конкурентоспособность и жизненный успех ученика, обозначаются как образец и эталон? Почему такие программы как были, так и остаются единичными?

Как устроена традиционная система допобразования – и как должна быть устроена новая система

Традиционная модель сложилась в советские годы, в период индустриализации. Тогда она полностью соответствовала социальным и социокультурным обстоятельствам и, без преувеличения, направляла учеников на передовые рубежи развития – вовлекая на элементарном уровне в инженерное творчество, приобщая к искусству, восполняя физические дефициты. Сообразной времени была и базовая форма занятий – «кружок», ведь он воспроизводил отношения в производственном объединении того времени и воспитывал жесткую соорганизацию и «чувство локтя товарища».

В 1970-1980 гг. , с окончанием «индустриализации» и «культурной революции», закончилась и культуртрегерская функция дополнительного образования. Её место властно захватила функция социальной услуги по принципу: «Дети должны быть под присмотром и заниматься делом, которое им не будет вредно, а скорее всего полезно». Но кружок как базовая форма сохранился, потому что хорошо обеспечивал и присмотр за детьми, и их общее социальное дисциплинирование. В таком виде отрасль дополнительного образования пережила крах СССР и добралась до 2010-х годов.

Одной из главных черт «традиционной модели» является принципиальное отторжение перемен, и поэтому – отсутствие реальных амбиций и «ультимативных ставок» (самое большее – сделать капитальный ремонт в учреждении и расшириться за счёт соседнего здания, чтобы увеличить численный охват детей).

Другая черта – полное игнорирование особенностей той территории, на которой живут дети и происходит дополнительное образование. Во всех частях страны строились однотипные по архитектуре здания, в которых проходили одинаковые, стандартизированные занятия по сольфеджио, танцам, боксу и другим столь же общеполезным предметам. «Педагогические» возможности конкретных поселений и территорий, будь то местная историческая легенда, уникальное производство, неучтенные природные ресурсы и т. , и т. – как правило, игнорировались.

Подходы нового дополнительного образования

Новое дополнительное образование, разворачивающееся в нашей стране разными путями и обеспечиваемое сейчас «Целевой моделью развития региональных систем дополнительного образования детей», предлагает принципиально иные подходы:

  • Во-первых, ученика не нужно куда-то «направлять» и «включать» – он должен сам реконструировать интересные и актуальные сферы деятельности, в которых именно он может добиться прорыва и принести пользу как себе, так и другим людям.
  • Во-вторых, базовой формой уже не может быть кружок – ею должна стать образовательная программа, предполагающая разнообразие деятельности, конечный продукт и возможность его использования; требующая не «чувства товарищеского локтя», а продуктивного сотрудничества.
  • В-третьих, такое дополнительное образование должно обеспечивать для учеников пробу собственных сил в интересных для них сферах «здесь и сейчас» – а значит, в полной мере и на полную мощность использовать те уникальные возможности, которые есть в данной конкретной территории. Если здесь есть мощное предприятие – устроить туда образовательные экскурсии, а потом тренинги, которые бы проводили его специалисты, а потом стажировки на самом предприятии (при соблюдении техники безопасности, конечно). Если здесь есть уникальный культурный объект – нужно, чтобы ученики его исследовали и описывали, в своих творческих пробах обыгрывали навеянные им образы.

Такое дополнительное образование уже не может быть совокупностью однотипных учреждений. Оно становится пространством для многообразной деятельности, инициируемой взрослыми, но осуществляемой заведомо учениками.

Именно для того, чтобы превратить дополнительное образование в пространство деятельности и взаимодействий, начали создаваться новые организационно-управленческие структуры: межведомственные советы, региональные модельные центры, муниципальные опорные центры. Для этого же было введено «Персональное финансирование дополнительного образования» – система, когда дети совместно с родителями выбирают наиболее важную для них образовательную программу, и именно ей достаются государственные деньги, положенные данному ученику.

Почему ситуация не меняется?

Проблема, на наш взгляд, состоит в том, что управляющие работники в регионах и муниципалитетах – не говоря уже о директорах конкретных учреждений и подчиненных им педагогах! – продолжают по привычке и по старинке жить и действовать в прежней – «кружково-учрежденческой» – логике. Она предполагает, во-первых, что ученики должны выбирать из спектра услуг, предлагаемых взрослыми, а не взрослые должны разрабатывать предложения, исходя из потребностей учеников; во-вторых, что организационно-управленческие, то есть инструментальные формы должны господствовать над содержанием образования, а не наоборот, как это было бы логично; в-третьих, что дополнительное образование должно быть постоянно открыто для контроля и проверки, а значит, в идеале быть максимально простым.

Уж если надо выбирать образовательную программу, то одну-единственную; уж если разрабатывать образовательные программы, то максимально похожие на кружки, на основе «прозрачного» учебного плана, где каждое занятие ведет один-единственный педагог.

Надо признать, что эта «советская» логика оказалась на редкость живучей и способной к ассимиляции новых моделей дополнительного образования. Результаты не заставили себя ждать. Во многих регионах персональное финансирование дополнительного образования было поставлено во главу угла всего реформирования отрасли, тогда как должно было стать лишь инструментом. Массовизация услуг дополнительного образования, обеспеченная тиражированием кружков, в том числе силами малоквалифицированных педагогов, ожидаемо привела к падению качества этих услуг.

Новые образовательные программы, в том числе ориентированные на местную специфику, во многих территориях появлялись сугубо стихийно, и уж точно не становились приоритетными с точки зрения муниципальных и региональных властей. И наоборот, там, где негосударственный сектор специально вовлекался в развитие дополнительного образования, удалось добиться значительных сдвигов и в целом сформировать потенциал развития.

Как вырваться за пределы «административно-кружковой» логики?

Мы возьмем на себя смелость и предложим краткие рекомендации по этому поводу для управленцев разного уровня. Думаем, что они будут важны и педагогам, решившимся по капле выдавливать из себя «кружок».

Сначала нужно определиться – какой сценарий развития дополнительного образования будет вам «всех милее»: оптимизация, когда обновляются компетенции педагогов, но структура деятельности остаётся неизменной; модернизация, когда структура опять же не меняется, но надстраивается и достраивается новыми элементами, или трансформация, когда строится принципиально новая структура дополнительного образования, на основе стратегической программы, силами многих участников, в том числе и в первую очередь из негосударственного сектора. Этот сценарий самый сложный в реализации – но только он позволит преодолеть инерцию «советского», «индустриального» дополнительного образования.

Определить ключевые ультимативные ставки – то есть качественные управленческие изменения в дополнительном образовании, прежде всего его новую роль в местном социуме. Хотя в каждом регионе ультимативные ставки должны определяться, исходя из его конкретной ситуации, можно предложить «типовой вариант» – не как догму, а как руководство к действию:

  • построить (или реконструировать!) связь дополнительного образования с приоритетами общего социально-экономического развития региона – в том числе предположить, где и как дополнительное образование само по себе могло бы стать фактором социально-экономического развития;
  • на этой основе – принципиально изменить содержание дополнительного образования, прежде всего – сориентировать его на самоопределение ученика и на построение им индивидуальной стратегии, с учетом ограничений и возможностей конкретного региона;
  • создать конкурентную среду программ дополнительного образования, в которой бы активно участвовал негосударственный сектор;
  • втянуть в дополнительное образование субъектов из реального сектора экономики – не только как спонсоров, но и как инвесторов и полноценных соучастников (наставников, менторов, мастеров);
  • запустить образовательные программы нового поколения, прежде всего основанные на модульных технологиях и сетевом взаимодействии, реализуемые как в дополнительном, так и в общем образовании, например, в Школе полного дня;
  • сформировать педагогическое сообщество нового качества – за счёт региональных кадровых школ и конкурсов нового поколения, в которые бы специально втягивались молодые педагоги и их младшие товарищи – студенты педагогических специальностей;
  • сменить базовые организационно-управленческие механизмы и инструменты, прежде всего за счёт внедрения системы конкурсов, а также построения партнерских сетей и делегирования части функций партнерам.

А потом уже начать «отыгрывать» базовые ставки! Конкретных форм и методов здесь много, но они уже не поместятся в статью. Самое главное – помнить и удерживать два простых принципа:

а) само дополнительное образование должно стать реальным сектором экономики;

б) нужно не «бороться» за отдельные показатели, а реализовывать целостную, системную программу развития дополнительного образования своих детей!

И тогда дополнительное образование точно обеспечит развитие капитала и потенциала учеников – завтрашних граждан нашей страны, вершителей наших судеб.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.