Дополнительное образование – это уникальная сфера детско-взрослого сотворчества, тот особый мир самореализации и социального, профессионального самоопределения, который помогает увидеть окружающий мир в его многогранности и многоаспектности, со всеми его возможностями для успешного развития. Зачастую то, чем мы увлекались в детстве, становится нашей профессией, делом всей жизни, призванием.
Педагог дополнительного образования – это креативная и востребованная профессия. Она дает возможность работать в государственных и частных образовательных организациях.
- Две похожие должности: педагог дополнительного образования и педагог-организатор
- Где работают специалисты
- Чем отличается деятельность педагога дополнительного образования от педагога-организатора
- Профстандарты для специалистов
- Требования к профессиям
- Руководитель кружков — это педагог дополнительного образования детей и взрослых
- Как получить образование педагога ДО
- Где получить образование педагога-организатора
Педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов часто воспринимают, как одного специалиста. На самом деле это две разные профессии. Хоть и есть общие условия работы, но должностные обязанности этих специалистов отличаются. Требования профстандартов также разные. Отличаются задачи педагогов и область применения навыков.
Дополнительное образование детей – одна из важнейших составляющих образовательного пространства в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны государства как система, органично сочетающая в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование»
В настоящее время Минпросвещения России развивает систему дополнительного образования в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». К 2024 году дополнительным образованием должно быть охвачено 80% детей в возрасте от 5 до 18 лет. Федеральный проект предусматривает обновление содержания дополнительного образования всех направленностей, повышение качества и вариативности образовательных программ и их реализацию в сетевой форме, чтобы они отвечали вызовам времени и интересам детей с разными образовательными потребностями, модернизацию инфраструктуры и совершенствование профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров.
Целевая модель развития региональных систем дополнительно образования детей.
В 2019 году Минпросвещения России утвердило целевую модель развития региональных систем дополнительного образования, которой отведена важная роль в повышении доступности качественного дополнительного образования детей.
В рамках целевой модели, в частности, планируется внедрение системы персонифицированного финансирования и учета детей в дополнительном образовании и общедоступного навигатора по дополнительным общеобразовательным программам, который поможет семьям выбирать те из них, которые отвечают запросам и уровню подготовки детей с разными образовательными потребностями и возможностями.
В 2018 году обновлены профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей, а также Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, позволившие в том числе привлекать в систему дополнительного образования детей практиков из реального сектора экономики и студентов вузов.
В государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» сложилась система сопровождения развития профессионального мастерства управленческих и педагогических кадров. Неформальным повышением квалификации работников образования можно считать участие команд образовательных организаций в реализации научно – прикладных проектов.
Научно – прикладной проект – это ограниченный по времени вид научно-педагогического проектирования, объединяющий сотрудников института и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по совместному созданию и продвижению в сфере образования уникальных инновационных продуктов, услуг, результатов.
Целью реализации НПП является решение одной конкретной научной проблемы и (или) нескольких сходных по тематике проблем, имеющих дисциплинарное (междисциплинарное) значение в рамках реализации международных, федеральных, региональных и институциональных проектов в сфере образования.
В 2021/22 году Региональный ресурсный центр дополнительного профессионального образования государственного бюджетного учреждения «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» совместно с образовательными организациями Челябинской области реализуют научно-прикладные проекты, направленные на апробацию и внедрение в образовательную деятельность форм наставничества, сетевого взаимодействия, c использованием цифровых ресурсов при реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей.
Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF
Начало развития системы дополнительного образования в России связано с именами таких выдающихся педагогов-экспериментаторов как, С. Т Шацкий, А. У Зеленко первая половина 20 века. Под их руководством предпринимаются первые попытки создания детских внешкольных организаций: «Бодрая жизнь» в 1911г, «Детский труд и отдых». Активное формирование системы внешкольных (дополнительных) детских учреждений приходится на 20-30 года 20 века. Государство осознает значимость создания подобных внешкольных учреждений. Постепенно, под государственным контролем с опорой на советскую коммунистическую идеологию расширяется сеть детских дополнительных организации, как в количестве, так и качественном содержании: дворцы и дома пионеров, кружки и секции различных направлений; а также учреждения культуры: детские библиотеки, театры, парки, летние лагеря отдыха и. Военное и послевоенное время 40-80г 20 века является периодом восстановления внешкольных (дополнительных) детских учреждений, развития новых. К примеру, в 1986 г. по сравнению 1950 г. численность дворцов и домов пионеров увеличилось примерно в 4 раза, насчитывалось 70 650 кружков в которых занималось около 1. 5 млн. детей. Внешкольные учреждения того времени охватывали практически всю территорию СССР. В 90-е годы 20 века, в связи с изменениями в политической и социальной сфере в государстве, сокращается финансирование внешкольных учреждений и уменьшается количество и масштабы деятельности таких учреждений. Но происходят и положительные изменения: во-первых, дополнительное образование приобретает новый статус, становится самостоятельным видом образования; во-вторых, создаются новые виды организаций, например, появляются учреждения, предназначенные для детей раннего и дошкольного возраста (ранее учреждения были ориентированы преимущественно на детей школьного возраста).
В настоящее время основное и дополнительное образование являются составными частями общего образования, но дополнительное образование является особым, специфическим видом образовательной деятельности. Для того чтобы разобраться, что собой представляет дополнительное образование обратимся к закону об образовании РФ. Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
Дополнительное образование детей осуществляется, начиная с дошкольного возраста, а также охватывает детей школьного, студенческого возраста. Оно реализуется в различных образовательных учреждений, таких как:
- центры дополнительного образования детей;
- дворцы детского творчества;
- дома детского творчества;
- станции юных натуралистов;
- детские школы искусств, в том числе по видам искусств;
- детско-юношеские спортивные школы;
- специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва;
- детско-юношеские спортивно-адаптивные школы и т.д.
Дополнительное образование может осуществляться в детских садах, школах в качестве дополнительных образовательных услуг.
Дополнительное образование имеет свои особенности и уникальные черты. Именно дополнительное образование является начальным этапом формирования гражданского и профессионального самоопределения детей (многие знаменитые ученые, люди искусства, спортсмены определялись со своей профессиональной деятельностью, начиная с детских кружков, секций). Дополнительное образование имеет направленность на удовлетворение познавательных потребностей детей, потребностей в самореализации, развития способностей и талантов. Зачастую дошкольные, школьные организации не способны в полной мере предоставить теоретические знания и развить практические навыки, которое может дать дополнительное образование, например, в эстетическом, спортивном направлении и др. Деятельность таких организаций способствует формированию детской культуры, духовных, нравственных установок и ценностей. В организациях дополнительного образования создаются условия для коммуникативных, межличностных отношений детей друг с другом. А также организуется свободное время детей, их досуговая деятельность. Способствует этому проведение различных мероприятий, праздников, фестивалей, конкурсов, соревнований, выставок. Таким образом, дополнительное образование выполняет ряд функций: образовательные, воспитательные, функция самореализации детей, функция организации детского досуга.
В сфере дополнительного образования задействованы различные специалисты, осуществляющие образовательный процесс, которых условно можно разделить на группы (по Лебедеву О. Е):
- лица, осуществляющие образовательный процесс в непосредственном контакте с детьми: педагоги дополнительного образования и педагоги-организаторы;
- методисты, предметом деятельности которых является научно-методическое обеспечение образовательного процесса и самих кадров системы;
- специалисты профильных направлений.
В настоящее время, профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» определяет основные трудовые функциипреподавания по дополнительным общеобразовательным программам, которые включают в себя:
- Организацию деятельности учащихся, направленную на освоение дополнительной общеобразовательной программы.
- Организацию досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы.
- Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания.
- Педагогический контроль и оценку освоения дополнительной общеобразовательной программы.
- Разработку программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы.
Литература: 1. Лебедев, М. Катунова. Дополнительное образование детей. Учебное пособие для вузов. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 -256с.
Закон 273-ФЗ 2012 «Об образовании в РФ». Профессиональный стандарт. Педагог дополнительного образования детей и взрослых(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 613н).
Сущность и особенности методической деятельности в системе дополнительного образования детей. Успешное развитие системы дополнительного образования детей немыслимо без разработки его теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическая деятельность. В научной литературе методическая деятельность рассматривается как совокупность действий, направленных на получение, систематизацию и распространение методических знаний. Основными субъектами методической деятельности являются методисты, профессионально занимающиеся ею. Методическая деятельность является одним из аспектов профессиональной деятельности методиста, которую он осуществляет наряду с другими (например, педагогической, организационно-массовой и др. ) Она включает в себя, прежде всего изучение теории, методики и практики дополнительного образования детей и разработку методики осуществления и анализа образовательного процесса в УДО. Основные виды методической деятельности:
самообразование,
методическое исследование,
описание и обобщение передового опыта,
создание методической продукции,
обучение педагогических кадров, методическое руководство,
методическая помощь,
методическая коррекция. Методическая деятельность учреждения дополнительного образования – целостная система мер, основанная на достижениях науки и практики, направленная на всестороннее развитие творческого потенциала педагога, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся. Методическая работа – система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогических коллективов. Ее основа – достижения педагогической науки, передовой педагогический опыт и анализ происходящих педагогических процессов. Деятельность педагога дополнительного образования, методиста, руководителя образовательного учреждения немыслима без методического обеспечения. С точки зрения содержания, методическое обеспечение – это необходимая информация, учебно-методические комплексы, т. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей. Как вид деятельности, методическое обеспечение – это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, на оказание методической помощи различным категориям педагогических работников, на выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение положительного педагогического опыта. Методически обеспечить какой-либо вид деятельности значит вовремя прийти на помощь человеку, который эту деятельность осуществляет, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением педагогической, методической, воспитательной, образовательной деятельности. Методическая служба учреждений дополнительного образования
Педагог дополнительного образования занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих проблем. Нередко из-за недооценки проблемы повышения профессиональной компетентности педагогов тормозится процесс развития учреждения. Поэтому задача методической службы состоит в создании таких условий, в которых педагоги могли бы максимально реализовать свой потенциал. Реальными возможностями для решения этой задачи в системе образования обладает методическая служба учреждений дополнительного образования. Оказание педагогическим работникам методической помощи не всегда бывает достаточным из-за отсутствия прочных связей между методическими службами разных уровней: учреждение — район — город. Сегодня методическая служба оказалась в сложной ситуации: в течение долгих лет она выступала как «транслятор» инструкций, приказов, распоряжений, директив, методик, обеспечивая обязательный характер их внедрения. Методисты часто привлекались к осуществлению контролирующей функции, чем дублировали обязанности инспекторской службы. Поэтому структура методической службы оказалась перед необходимостью реорганизации в соответствии с требованиями времени: в период интенсивной инновационной, опытно-экспериментальной деятельности прежняя методическая служба не могла реагировать на быстро изменяющуюся ситуацию в образовании. Во многих регионах начался поиск приемлемой модели методической службы, способной строить методическую деятельность по-новому. В настоящее время сложилась и успешно функционирует разноуровневая система методической деятельности. Произошли серьезные изменения в деятельности и структуре методических служб, имеющих сегодня разные цели, задачи, формы и направления деятельности. Важным условием успешной деятельности методической службы является правильный выбор ее модели. Сегодня существуют различные модели методических служб в зависимости от свойств, которые они должны выполнять, и от подходов, на основе которых они создаются. Любая модель методической службы предполагает осуществление методической деятельности, которая направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи и т. Но главное заключается в том, что каждая модель выстраивается, исходя из конкретных условий, запросов и потребностей педагогов и управленцев. К сожалению, сегодня социальный спрос на методические и педагогические услуги значительно опережает возможности методической службы. Задание: подумайте, в чем причина такой ситуации?
Современной методической службе учреждений дополнительного образования детей должны быть присущи следующие черты:
• максимальное удовлетворение социального спроса на педагогические и методические услуги на основе маркетинговых исследований и консалтинга;
• ответственность за возможность выбора педагогом содержания, форм и методов методической работы, способствующих развитию его профессиональной компетентности;
• обеспечение сотрудничества педагога и ученого по поиску истины в реальном процессе обучения;
• организация рекламы социально-педагогических инициатив, новаций и реальных достижений педагогических коллективов. Чтобы определить роль и место методической службы учреждения дополнительного образования детей, необходимо рассмотреть существующие в системе образования модели методических служб, которые в условиях реформирования образования (создания различных типов учреждений, обновления содержания обучения и внедрения новых технологий и т. ) на разных уровнях способствуют обеспечению профессиональной деятельности педагогических работников. Основные характеристики наиболее распространенных в настоящее время в практике моделей методических служб территориального значения в системе дополнительного образования:
районный (окружной, городской) методический кабинет;
методический отдел в структуре органов управления образованием;
информационно-методический городской, районный центр (кабинет);
научно-методический городской (районный) методический центр (кабинет);
учебно-методический кабинет (отдел) в структуре учреждений повышения квалификации и т. У этих служб разные цели, задачи, функции и направления деятельности. Так, районный (окружной, городской) методический кабинет — традиционная и преобладающая форма методической службы. Он представляет возможности повышения квалификации кадров, ведет их переподготовку и оказывает методическую помощь; своевременно обеспечивает работников необходимой информацией о содержании образования, инновационных технологиях обучения, о новых учебных пособиях и т. Сегодня районные методические кабинеты уделяют внимание экспериментальной деятельности, авторским разработкам и новым педагогическим технологиям. В деятельности методических кабинетов появились такие новые направления, как социально-психологическое обеспечение образовательного процесса, диагностика информационных потребностей, аттестация кадров, аттестация и государственная аккредитация учреждений. В работе методических кабинетов сочетаются традиционные формы работы (консультации, семинары) и новые для массовой практики (конкурсы педагогического мастерства, психологические практикумы и др. Методический отдел создается в структуре органов управления образованием на базе методических кабинетов. Здесь прослеживается три тенденции:
• методический кабинет вводится в структуру органов управления и преобразуется в информационно-методический отдел с сохранением прежних функций;
• методический кабинет ликвидируется, а в штат РОНО (УНО) вводится должность методиста по организации курсов повышения квалификации;
• третья тенденция — слияние инспекторского отдела и методического кабинета; при этом методист становится, по сути, инспектором, задачей которого является инспектирование методического обеспечения деятельности. Информационно-методические центры (кабинеты) появились в последние годы на базе методических кабинетов, которые за счет материально-технических и информационных возможностей создали информационный банк данных о достижениях педагогической науки и массовом опыте, организовали обобщение и распространение этой информации в регионе. В настоящее время задачей информационно-методического кабинета становится аттестация учащихся, педагогических работников и образовательных учреждений. Научно-методический центр (кабинет) создается на базе нескольких районных методических кабинетов и принимает их функции. Эта модель распространена в крупных городах. Ее особенность в том, что приоритет отдан опытно-экспериментальной деятельности, разработке вариантов учебных планов, программ и их экспертизе. Повышение квалификации кадров в них ведется не только в методическом, но и в теоретическом аспекте. Учебно-методический отдел (кабинет) создается в структуре институтов повышения квалификации. Его основная функция — дополнительное профессиональное образование и методическая помощь педагогическим работникам. В последние годы организуются курсы подготовки экспертов аттестационных комиссий, и оказывается методическая помощь педагогам, защищающимся на первую и высшую категории. Рассмотренные нами модели методических служб могут быть реализованы в районных, городских, региональных масштабах. Все они имеют право на существование в зависимости от конкретных условий и потребностей региона и, естественно, не заканчивают собой ряд существующих моделей. В дополнительном образовании создана взаимосвязанная многоуровневая система методических служб:
Центр развития системы дополнительного образования детей Минобразования РФ
Областные центры развития системы дополнительного образования детей
Городские, районные, окружные методические службы
Методические службы учреждений дополнительного образования детей. Для общей координации работы и выполнения научно-методических функций на федеральном уровне создан Центр развития системы дополнительного образования детей. Для осуществления этой работы на региональном уровне действуют областные учреждения дополнительного образования или центры развития системы дополнительного образования. На районном уровне методическая работа, направленная на совершенствование дополнительного образования детей, ведется либо по линии методических служб образования (кабинеты, отделы), либо крупными многопрофильными учреждениями, либо создаются специальные структуры для осуществления этой деятельности. Надо заметить, что основное поле методической деятельности находится на уровне учреждений, где в этот процесс включены педагоги, методисты, руководители всех рангов. Обновления деятельности методической службы учреждения дополнительного образования детей. Учреждение дополнительного образования детей противоречиво, но последовательно идет по пути развития и обновления. Реформирование системы внешкольного воспитания в систему дополнительного образования в соответствии с законом «Об образовании» (1992 г. ) требует сегодня от учреждений переосмысления своей деятельности, в том числе и методической по следующим причинам.
В статье раскрывается опыт организации методической деятельности в государственном автономном учреждении дополнительного образования «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи имени В. Поляничко» через использование активных форм взаимодействия с организациями дополнительного образования Оренбургской области. Материал может быть интересен руководителям и педагогическим работникам системы дополнительного образования.
Пустыльникова,методист высшей квалификационной категории отдел «Центр научно-методического сопровождения «Поиск» АУДО ООДТДМ им. Поляничко, Россия, Оренбург
Кравец, доцент, к. , кафедра управление образованием, ФГБОУ ВО «ОГПУ», Россия, Оренбург
Методическая деятельность государственного автономного учреждения дополнительного образования «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи имени В. Поляничко» (ГАУДО ООДТДМ имени В. Поляничко), имея системный характер, представляет собой целенаправленную работу по развитию системы дополнительного образования и профессиональному развитию педагогов области. Посредством методической деятельности осваиваются и внедряются в педагогическую практику современные и эффективные приемы и способы обучения, воспитания, повышается уровень педагогической и методической компетентности педагогов, осуществляется накопление и распространение педагогического опыта.
Методическая деятельность ООДТДМ реализуется в соответствии с задачами, потребностями, возможностями развития региона. Рассматривая методическую деятельность в таком ракурсе, необходимо отметить, что её структура и содержание закономерно отражают:
- стратегические задачи организации, связанные с поиском эффективных путей решения актуальных проблем;
- согласование мотивов и интересов педагогического коллектива с задачами развития организации;
- технологическое обеспечение образовательного процесса на высоком качественном уровне в соответствии с требованиями.
С 2021 года ООДТДМ имеет статус Регионального ресурсного центра развития системы дополнительного образования Оренбургской области по художественному и социально-гуманитарному направлениям. Одной из его задач является методическое сопровождение педагогических работников организаций дополнительного образования области по данным направлениям:
- научно-методическое и информационно-аналитическое сопровождение обновления нормативно-правового и программно-методического обеспечения образовательной деятельности ООДТДМ и организаций дополнительного образования области;
- систематизация информационного банка данных и совершенствование системы мониторинга деятельности организаций дополнительного образования области;
- повышение профессионального мастерства, методической и правовой грамотности педагогических кадров ООДТДМ и организаций дополнительного образования области;
- разработка и реализация индивидуального маршрута методического сопровождения муниципальных организаций дополнительного образования;
- координация деятельности педагогических работников ООДТДМ и организаций дополнительного образования области по разработке и апробации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, нормативно-правовому и программно-методическому обеспечению образовательного процесса в организации дополнительного образования.
Данная организация оказывает методическую, экспертную и информационно-аналитическую поддержку организациям дополнительного образования области через подготовку и проведение мероприятий для педагогических работников и их руководителей.
В 2021 году проведено 101 областное методическое мероприятие (вебинары, мастер-классы, практические семинары, совещания, стажерские площадки) с общим охватом – 12080 человек. Тематика проводимых мероприятий определялась с учетом выявленных затруднений педагогических работников области: разработка программно-методической документации и локальной нормативной базы организации; совершенствование форм и методов работы с одарёнными детьми, детьми с ОВЗ; поиск эффективных и современных путей реализации потребностей талантливой молодёжи; организация эффективного учебного занятия и т.
Методическая служба ООДТДМ использовала в своей работе активное внедрение разнообразных информационных технологий для совершенствования процессов обучения, воспитания и диагностики качества образовательных услуг.
Наиболее востребованной в условиях эпидемиологической обстановки информационно-образовательных сред является система видеоконференцсвязи, которая позволяет повысить качество проведения методических мероприятий, оперативно довести необходимую информацию до наибольшего количества педагогических работников организаций дополнительного образования области, значительно увеличить охват участников.
В режиме онлайн методисты и педагоги муниципальных образовательных организаций области (42 территории) обменивались инновационным опытом, расширяли профессиональные знания, знакомились с педагогическими инновациями. Данная технология предоставляет уникальную возможность для укрепления взаимодействия и сотрудничества между специалистами, имеющими потребность в профессиональном развитии, создавая профессионально-ориентированную образовательную среду.
Тематика вебинаров затрагивала различные стороны деятельности системы дополнительного образования, которые вызывают повышенный интерес у целевой аудитории, дают возможность участникам не только получать информацию по определенным вопросам, но и использовать данный материал в своей деятельности. Темы проведенных вебинаров: «Профилактика эмоционального выгорания педагогических кадров»; «Работа классного руководителя с родителями как одно из направлений воспитательной работы»; «Использование метода музыкотерапии на занятиях при обучении игре на музыкальных инструментах»; «Использование мнемотехники в образовательном процессе организаций дополнительного образования»; «Опыт. Впечатления. Возможности» с педагогическими работниками – победителями Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» и др.
Из разнообразных форм методической работы в образовательной организации консультирование отличается особенной направленностью воздействия. Педагогический коллектив регионального ресурсного центра ООДТДМ оказывает квалифицированную методическую помощь руководящему звену и педагогическим работникам организаций дополнительного образования области в форме консультаций. Формат данной деятельности очный, дистанционный, с помощью видеоконференцсвязи и электронной почты.
Для данной категории работников ежедневно проводятся тематические консультации, позволяющие глубоко и разносторонне рассмотреть определенный вопрос. Темы консультаций: «Областные конкурсы профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования: порядок и содержание конкурсов, методические рекомендации по подготовке»; «Информационно-методическое обеспечения образовательного процесса»; «Повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса в условиях дистанционного и смешанного обучения»; «Вопрос оформления и сопровождения официального сайта организации с педагогическими работниками организаций дополнительного образования области»; «Совершенствование профессионального мастерства педагогических работников организаций дополнительного образования области»; «Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий»; «Мониторинговые исследования воспитательной работы в профессиональных образовательных организациях» и др.
Следующей формой организации методической работы являются организованные методические выезды (посещения) с целью знакомства, изучения деятельности организации дополнительного образования по месту ее нахождения. Данная форма способствует налаживанию личных профессиональных контактов, оказанию методической помощи. В процессе выездных мероприятий, проводится экспресс-мониторинг состояния локальной документации организации и программно-методических материалов; посещаются занятия детских творческих объединений; организовываются методические совещания; определяются маршруты методической помощи.
Для молодых специалистов системы дополнительного образования детей области с целью совершенствования личностного роста ООДТДМ реализует проект «Педагогическая мастерская». Цель проекта: содействие профессиональному становлению и развитию личности педагогов посредством оказания профессиональной помощи в решении педагогических проблем с учетом специфики и особенностей работы, современных принципов и подходов к обновлению содержания дополнительного образования. Содержание деятельности проекта определяется законодательными документами в сфере образования, тенденциями развития педагогической науки и практики, квалификационными характеристиками должностей работников образования и включает в себя два блока – диагностический и образовательный. Кроме того, используются такие формы работы с молодыми педагогическими кадрами как система наставничества, обучение начинающих педагогов.
Только содружество, сотворчество и сотрудничество являются основными стимулами формирования механизмов личностного саморазвития педагогов с достаточным опытом работы и молодых специалистов, повышения и развития их ключевых компетенций.
Современное дополнительное образование предъявляет все новые требования к педагогическим кадрам системы, их профессиональной компетентности. Создание условий для повышения профессионализма педагогов дополнительного образования области всегда было актуальной задачей методической службы ООДТДМ. Конкурсы педагогического мастерства можно рассматривать как этап повышения профессионализма педагогических кадров, участие в которых стимулирует к самообразованию, развивает интерес к методическому поиску, инновационной деятельности, творчеству педагогов.
Цель конкурса: создание эффективных условий, обеспечивающих непрерывное профессиональное развитие, творческий и карьерный рост педагогов дополнительного образования детей. Конкурс проводился по восьми номинациям: «Педагог дополнительного образования по художественной направленности»; «Педагог дополнительного образования по технической направленности»; «Педагог дополнительного образования по естественно-научной направленности»; «Педагог дополнительного образования по туристско-краеведческой направленности»; «Педагог дополнительного образования по физкультурно-спортивной направленности»; «Педагог дополнительного образования по социально-гуманитарной направленности»; «Профессиональный дебют»; «Педагог дополнительного образования, работающий с детьми с ОВЗ, с инвалидностью».
В 2021 году в данном конкурсе ООДТДМ представляли два педагога дополнительного образования в номинациях «Педагог дополнительного образования по социально-гуманитарной направленности» (отдел «Центр воспитательной работы и занятости детей в каникулярный период») и номинация «Педагог дополнительного образования по технической направленности» (отдел «Центр информационных технологий»). По результатам конкурса они стали обладателями дипломов лауреата I степени.
Необходимость методического обеспечения системы дополнительного образования сегодня очевидна, поскольку методическая оснащенность является и условием эффективности, и одним из средств достижения качества деятельности, и ее результатов. Разработка методической продукции организации – один из способов выражения и распространения методических знаний.
Выявление лучших методических материалов, ориентированных на обновление содержания и технологий дополнительного образования является целью межрегионального конкурса методических материалов «Педагогический поиск». Проведение конкурса показало, что педагогические работники организаций дополнительного образования используют в своей работе разнообразные методические материалы различного вида, уровня и предназначения.
Конкурс проводился по следующим номинациям:
- «Формы и методы организации досуговой деятельности в организациях дополнительного образования»;
- «Развитие интеллектуальных способностей учащихся в системе дополнительного образования»;
- «Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в системе дополнительного образования»;
- «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в условиях дополнительного образования»;
- «Организация работы с детьми-инвалидами, с детьми с ограниченными возможностями здоровья в организациях дополнительного образования»;
- «Приоритетные направления деятельности ОДО при организации отдыха детей и подростков в каникулярный период»;
- «Здоровьесбережение и профилактическая работа с несовершеннолетними».
На конкурс принимались следующие виды методической продукции:
- учебно-методические пособия;
- методические рекомендации;
- обобщение педагогического опыта (систематизированное описание какого-либо конкретного педагогического опыта либо организации, либо одного педагогического работника или группы единомышленников в организации дополнительного образования);
- методические кейсы (комплект методических материалов по определенной тематике, включающий программно-методическое, дидактическое сопровождение образовательного процесса).
Педагогические работники ООДТДМ приняли активное участие в данном конкурсе и были награждены дипломами в номинациях: «Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в системе дополнительного образования»; «Организация работы с детьми-инвалидами, с детьми с ограниченными возможностями здоровья в организациях дополнительного образования» и «Приоритетные направления деятельности ОДО при организации отдыха детей и подростков в каникулярный период».
Таким образом, организация методической работы ООДТДМ с использованием разнообразных форм взаимодействия способствует обновлению содержания образования в соответствии с современными требованиями и запросами, повышению профессионального развития педагогических работников, распространению инновационного педагогического опыта в системе дополнительного образования области.
Лапковская С. Подготовка педагогов дополнительного образования к конкурсам профессионального мастерства // Сибирский учитель. 2019. № 6. 64-69.
Прохорова М. Организационно-управленческие условия развития методической деятельности в учреждении дополнительного образования детей // Глобальный научный потенциал. 2019. № 6. 66-68.
Педагог дополнительного образования и педагог-организатор
Обе профессии предполагают работу с детьми. Педагог-организатор — это специалист, ответственный за общешкольную деятельность. Он устраивает школьные выставки, ярмарки, конкурсы. На специалисте лежит ответственность за взаимодействие со сторонними организациями. Например, договоренности с театрами, музеями и библиотеками. Кроме того, педагог-организатор занимается и информационной поддержкой мероприятия. Оповещает родителей и детей о его проведении, старается заинтересовать их, чтобы привлечь как можно больше посетителей. Если необходима сторонняя помощь, педагог привлекает к процессу опекунов, родительский комитет или других учителей. Составление графика мероприятий, написание сценариев, аналитическая работа для улучшения качества работы также ложатся на плечи педагога-организатора.
Педагог дополнительного образования заботится о развитии творческих или спортивных задатков ребенка. Ведение разнообразных кружков и секций, чаще всего узкопрофильных, входит в обязанности педагога ДО. В отличие от организатора, ему приходится работать с детьми разного возраста, подростками и взрослыми студентами. Фактически педагог ДО проводит раннюю профориентацию молодого поколения, отслеживая и выявляя таланты каждого ребенка.
Для любого кружка требуется набор определенных навыков. Это может быть сфера:
- спорта;
- робототехники;
- рисования;
- танцев;
- театрального искусства;
- литературы;
- шахмат.
Педагог дополнительного образования находит в каждом подопечном те или иные навыки и увлечения. Таким образом он помогает ребенку определиться в выборе кружка.
Где работают специалисты
Оба специалиста могут работать в школьных и дошкольных образовательных учреждениях. В летние лагеря, творческие организации, ивент-агентства также привлекают педагогов-организаторов и ДО. В высших учебных заведениях часто создают кружки и секции, в которых студенты получают не связанные с основной специальностью навыки.
Учреждения, в которых может работать педагог-организатор:
- детский сад;
- дом творчества;
- школа;
- лагерь отдыха;
- ВУЗ.
Где может работать педагог дополнительного образования:
Чем отличается деятельность педагога дополнительного образования от педагога-организатора
Несмотря на определенную схожесть, должностные обязанности педагогов значительно отличаются. Иногда один специалист может совмещать две профессии. Но это при условии, что он имеет соответствующее образование.
К должностным обязанностям педагога дополнительного образования относятся:
- Привлечение посетителей в группу. Так как дополнительные факультативы не являются обязательными для посещения, специалисту нужно грамотно организовать процесс набора. Он должен составлять и реализовывать рекламные мероприятия, презентации, чтобы заинтересовать детей и мотивировать их посещать кружок.
- Составление программ обучения. В том числе подготовка методических материалов и распределение нагрузки.
- Обучение детей заявленным навыкам. Передача информации в простой и понятной форме, чтобы участники кружка могли применять полученные знания на практике.
- Организация различных мероприятий, где дети могут поделиться полученными навыками. Разнообразные семинары, конкурсы, фестивали помогут ученикам показать уровень знаний и сравнить мастерство.
- Взаимодействие с родителями и опекунами. Предоставление информации об успехах ребенка и составление планов развития выявленных способностей.
- Обеспечение соблюдения техники безопасности и санитарно-гигиенических норм.
- Оценка эффективности занятий. На основе полученных данных разработка методов обучения наиболее талантливых детей.
В обязанности педагога-организатора входят:
- содействие выявлению и развитию талантов обучающихся;
- изучение потребностей в проведении тех или иных образовательных мероприятий;
- исследование интересов воспитанников с распределением по возрасту и психологическим аспектам;
- содействие в обеспечении условий для реализации талантов ребенка;
- организация работы кружков, клубов и секций;
- проведение обучающих и развлекательных мероприятий;
- руководство работой секций дополнительного образования;
- организация экскурсий, походов, посещений театров, выставок;
- обеспечение участия воспитанников в социально значимых проектах;
- организация самостоятельного обучения воспитанников;
- взаимодействие с работниками культуры и спорта для привлечения их к процессу организации досуга учеников.
Профстандарты для специалистов
Деятельность наставников регулируется двумя разными профстандартами. Для педагогов дополнительного образования применяется Приказ Минтруда России от 05. 2018 N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Согласно ему должность может занимать специалист, имеющий диплом в сфере педагогики и в области выбранной дисциплины (творчества, спорта).
Для педагогов-организаторов действует другой профессиональный стандарт. Он регулируется Приказом Минтруда России от 10. 2017 N 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания». Здесь нет необходимости в наличии дополнительных навыков. Однако предусмотрены требования к знаниям базовых технологий воспитания и работы с детьми.
Требования к профессиям
Вакансию педагога дополнительного образования может занимать специалист, имеющий диплом ВУЗа или колледжа по направлению «Педагогические науки». Также важно обладать высоким уровнем компетенции в выбранной отрасли. То есть, чтобы вести какую-либо секцию, потребуется образование в сфере ИЗО, хореографии или спорта, в зависимости от вида кружка. Допустимо привлекать к работе специалистов, имеющих высшее или среднее образование по нужному предмету и окончивших курсы профессиональной переподготовки.
Педагогом-организатором может работать соискатель, окончивший ВУЗ или колледж. При отсутствии профильного образования дополнительно потребуется пройти курсы переподготовки в области воспитания.
Для двух должностей обязательно регулярное повышение квалификации. В противном случае полученные знания и навыки устаревают и не могут применяться на практике.
Руководитель кружков — это педагог дополнительного образования детей и взрослых
Кружки и секции посещают не только дети и школьники. Студентам и взрослым людям также может быть интересно получение дополнительных навыков. Поэтому педагогу важно уметь преподносить информацию увлекательно для разных возрастных категорий.
Многие педагоги работают только с одной возрастной группой. Но встречаются и универсалы, которые могут подготовить интересные обучающие программы для детей и взрослых.
Как получить образование педагога ДО
Имея высшее или среднее образование в любой специальности, можно не тратить время на обучение в ВУЗе для получения профессии педагога. Согласно профстандарту программы переподготовки достаточно, чтобы вести кружки или факультативы.
Академия бизнеса и управления системами дает возможность получить новую профессию из любого города России. Обучение проходит в дистанционном режиме и полностью соответствует требованиям законодательства. По окончании курса «Педагог дополнительного образования» слушатели получают диплом о профессиональной переподготовке, которой можно использовать для трудоустройства.
В программу курса входят все необходимые для работы навыки. Слушатели изучают законодательную базу, основы психологии образования и методики педагогической деятельности. Все дисциплины преподносятся в простой и понятной форме.
Где получить образование педагога-организатора
Академия бизнеса и управления системами проводит набор на обучение педагогов-организаторов. Согласно профстандарту любой слушатель с высшим или средним образованием, пройдя программу переподготовки, имеет право занимать должность педагога-организатора.
Продолжительность обучения — 2 месяца. Все учебные материалы предоставляются дистанционно, через собственную платформу СДО на сайте Академии. Процесс организован просто и доступно для пользователей с любым уровнем владения компьютером.
За каждым слушателем закрепляется индивидуальный куратор, который поможет разобраться в сложных вопросах и не пропустить важную информацию.
Гибкий график обучения позволяет получить специальность без отрыва от основной работы.
Все программы полностью соответствуют требованиям законодательства РФ. Выдаваемые документы действительны на всей территории государства.
Документ об образовании обязательно вносится в государственную базу ФИС ФРДО, высылается бесплатно в любой регион и город России.
Для записи на обучение достаточно подать заявку или связаться с сотрудниками АБиУС через формы обратной связи на сайте и подписать договор.