Различные образовательные проекты

ФИО: Полюбина Ирина Алексеевна

Должность: заместитель директора МКУ ДО-ДДТ Черепановского района, руководитель проекта

ФИО: Стеба Оксана Васильевна

Должность: педагог-организатор МКУ ДО- ДДТ Черепановского района

ФИО: Байрак Елена Николаевна

Должность: педагог дополнительного образования МКУ ДО- ДДТ Черепановского района

ФИО: Мартюгова Татьяна Владимировна

ФИО: Зайцева Елена Владимировна

ФИО: Рузлева Ольга Владимировна

ФИО: Баева Лидия Валентиновна

ФИО: Шадрин Владимир Михайлович

Название статьи: Социально-педагогический проект «Шаг навстречу» (методическая разработка).

педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦДП “Эдельвейс”

Творческий проект в дополнительном образовании, как современный способ развития креативных художественных способностей детей

Творческий проект в дополнительном образовании,  как современный способ развития креативных художественных  способностей детей

Жевняк Татьяна, педагог ДО,

МБУ  ДО ЦДП «Эдельвейс»

Аннотация: в статье проанализированы основные аспекты использования  проектной деятельности художественной направленности в рамках творческого проекта «Русские народные грани», в связи с годом народного творчества России. Представлен опыт творческой  работы МБУ ДО ЦДП «Эдельвейс», ДПК «Огонёк».

Дополнительное образование детей уникальная сфера образования, которая объединяет воспитание, обучение, развитие подрастающего поколения. Одной из основных задач системы дополнительного образования детей в современных социальных условиях является оказание помощи обучающимся адаптироваться в обществе, реализации личностного потенциала; развитии творческих способностей детей.

Слово «проект» произошло от латинского слова брошенный вперед, то есть это замысел, план для достижения поставленной цели. Метод проектов зародился во второй половине XX века в сельскохозяйственных школах США. В его основу легли идеи американского философа- идеалиста Джона Дьюи. Он предлагал строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с учетом их личной заинтересованности в знаниях и получая в итоге реальный результат. Последователь Джона Дьюи, профессор педагогики Уильям Херд Патрик разработал широко известную в мировой педагогике проектную систему обучения. Суть ее заключалась в том, что дети исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняли проект, решая какую либо исследовательскую задачу, проблему.

Последовательность действий  разработки нашей проектной деятельности такова:

– определение проблемы
– формулирование цели  и конкретных задач, связанных с решением проблемы
– подбор методов и средств решения проблемы
– проведение исследовательской или иной работы
по решению проблемы
– получение и анализ данных
– оформление данных в виде  изделий ДПИ с имитационным апробированием техники изготовления выбранного вида традиционных художественных промыслов  и ремёсел
– обсуждение и корректировка данных
– выражение ожидаемого результата в виде итогового продукта –  выставок ДПТ

Творческие проекты  в дополнительном образовании– это проекты, которые знакомят учащихся с разными направлениями в музыке, стилями, жанрами, композиторами и отдельными произведениями. Предполагается максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов;

– интеллектуальное развитие, социальную адаптацию и развитие социальной активности;

– формирование культуры досуговой деятельности;

– формирование экологической, экономической, правовой грамотности населения;

– развитие творческого потенциала детей (обеспечение условий для творческого роста детей в сферах искусства, науки, спорта).

Именно на развитие творческого потенциала в области декоративно-прикладного искусства или иными словами креативных художественных  способностей  детей, совместно с педагогами клуба «Огонёк», была ориентирована проектая деятельность на тему «Русские народные грани» в связи с объявленным  2020г. – годом народного творчества в России.

Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.

Но постепенно, стремительно продвигаясь в будущее, наше  молодое поколение теряет эту связь и историческую часть времён.

Ценность произведений народного декоративного искусства состоит не только  в том, что они представляют предметный мир, материальную культуру, но и ещё в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время.

Поэтому название нашего творческого проекта, безусловно было связано с Россией и её духовным наследием.

Цель проекта – создание условий для развития креативных способностей детей в области русского народного творчества на основе понимания народного искусства с его отличительными особенностями,  методом поиска, выбора и апробирования имитационной техники для выбранного вида традиционных художественных промыслов и ремёсел.

  • воспитанию у детей интереса и любви к русскому народному творчеству;
  • сохранению и развитию самобытного искусства художественных традиций русского народа.

развивать творческую, поисковую  деятельность детей:

– способность к определению задач на основе поставленной проблемы;

–умение  проектировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;

развивать у детей способность  к созданию  декоративно-прикладного художественного изделия:

– развивать умение владеть кистью и размещению узора на форме;

– развивать способность видеть и передавать характерные пропорции изделий народного творчества;

– способствовать развитию глазомера, ловкости рук, творческих способностей при создании имитационных видов русских народных изделий.

научить отличительным особенностям традиционных художественных народных промыслов России.

Содержание проекта включает систему занятий, мастер-классов, открытых мероприятий,  которые сопровождаются проектной деятельностью детей и защитой блоков по темам творческого проекта. Дети выбирают понравившийся промысел или ремесло, подготавливают презентацию, сообщение и знакомят аудиторию участников проекта с теоретической частью темы. Длительность проекта: с 20. 2020 по 25. 2020

Тема №1: Народные промыслы.

Теоретическая часть.

Практическая часть.

  • Обучение навыкам владения кистью, различие кистей по ворсу. Способы держания кисти. Последовательность выполнения узора.
  • Изготовление имитационной посуды для последующей обработки. Коллективная роспись деревянной доски Городецкой росписью. Роспись имитационной посуды, в соответствии с образцом и инструкционными картами.  Тренировочные упражнения. Хохломская, Жостовская роспись имитационной посуды с применением элементов соответствующего узора.
  • Мастер-класс Роспись деревянных лопаточек Уральской росписью
  • Мастер-класс Украшение имитационной печки урало-сибирской росписью

Тема№2:     Народная игрушка: дымковская игрушка, тряпичные куклы (обрядовые, обереговые и другие), матрёшки.

  • Знакомство  по карте с различными  местностями изготовления народных игрушек
  • Просмотр иллюстраций, слайдов, имитационных образцов изделий. Особенности  изготовления и росписи, цветовые решения и элементов костюмов
  • Какие цвета и краски используются и др.
  • Знакомство с дымковской игрушкой
  • Знакомство с народными игрушками: тряпичные народные куклы (обрядовые, обереговые, игровые и др.).
  • Знакомство с Матрёшками разных областей России.

Практическая часть Дымковская игрушка

  • Изготовление образцов из солёного теста
  • Выполнение эскиза росписи игрушек, в соответствии с инструкционными картами
  • Роспись образцов из солёного теста
  • Лепка  с детьми дымковской игрушки из солёного теста, с соблюдением  правильных пропорций: Дымковские барышни, дымковские кони, дымковские петушки и др.
  • Роспись изделия после высыхания акриловыми и гуашевыми красками. Лакирование изделия.

Практическая часть Тряпичные куклы

Подготовка расходного материала – нарезание ткани в соответствии с  нужными размерами

  • Изготовление заготовок к будущим куклам – деревянная крестовина, распределение соломенного лыка
  • Изготовление образцов тряпичных кукол.
  • Проведение открытого мероприятия для детей и воспитателей: «Кукла – масленица»
  • Проведение мастер-класса  для детей и родителей «Дочка масленицы»

Проведение открытого мероприятия для детей и воспитателей «Кукла Веснянка»

  • Проведение мастер-класса для детей Кукла-кубышка-травница
  • Изготовление в клубе кукол Веснянка и Кубышка-травница.

Практическая часть «Матрёшка»

  • Выполнение эскиза из картона имитационной матрёшки.
  • Роспись матрёшки с использованием традиционных элементов (яблочки, цветы, листья и др.).

Конечный продукт – Презентация  творческого проекта Выставки  в ЦДТ «Серов-город мастеров», «Серебряное копытце» и др.

После окончания проекта воспитанники

  • сохранению и развитию самобытного искусства художественных традиций русского народа;
  • проявят  способность к определению задач на основе поставленной проблемы и к проектированию этапов своих действий, аргументированию своего выбора.
  • приобретут и освоят:

– знания в области русской народной  духовной культуры России и традиционных ремёсел,

-умения  росписи по имитационному материалу – дерево, металл (городецкая, гжель, хохломская, жостовская, уральская);

– навыки и мастерство в изготовлении и росписи дымковской народной игрушки;

– технику работы с природным материалом- соломенным лыком;

– технику мотания –  работы с нитками;

– принципы изготовления народных тряпичных кукол;

– техники работы с тканью.

Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность является важным современным способом развития креативных художественных  способностей детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.