Методические рекомендации по разработке и реализациииндивидуальных учебных планов
Введение ФГОС среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) ставит перед образовательными организациями ряд проблем, в том числе – возможность появления обучающихся, выбирающих индивидуальные образовательные траектории и индивидуальные учебные планы. Это право законодательно закреплено в законе №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации». Так, статья 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» содержит следующие права обучающихся:
п.3 – обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;
п.6: освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ.
Что понимать под термином «индивидуальный учебный план»? Снова обращаемся к закону №273-ФЗ: ст. 2 п. 23: индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Так же, как и учебный план среднего общего образования, ИУП содержит: обязательные предметы; предметы по выбору; факультативные курсы и/или элективные курсы. Кроме того, в ИУП должно быть предусмотрено выполнение обучающимся индивидуального (-ых) проекта (-ов). Подводя итог, можно определить, что ИУП фиксирует систему учебных предметов и элективных курсов, выбранных обучающимся; определяет профиль обучения в старшей школе; определяет образовательные результаты, которые будут достигнуты обучающимся при реализации его ИУП.
Учебный план определяет количество учебных занятий на 2 года: не менее 2170 часов (31 час в неделю при 70 учебных неделях) и не более 2590 часов (37 часов в неделю при 70 учебных неделях).
Подготовка, разработка и внедрение ИУП в образовательной организации – сложный процесс. Он затрагивает не только администрацию и педагогов школы, но и самих обучающихся и их родителей (законных представителей). На первом этапе проводится анкетирование обучающихся 10 классов. В результате чего формируются учебные запросы. Параллельно с этим проходят тематические родительские собрания и анкетирование родителей.
Составление ИУП обучающихся и комплектование профильных групп и классов является завершением работы.
Базой построения ИУП является самоопределение школьника. Чтобы уменьшить риск частого изменения УИП по инициативе обучающегося, необходимо организовать и провести диагностику образовательных потребностей и профессиональных интересов обучающихся. Начать данную работу необходимо не позднее 8 класса.
Также в школе отработана методика составления расписания уроков. Конечно, составление расписания уроков в условиях обучения части школьников по ИУП требует больше усилий и времени. Тогда расписание может выглядеть следующим образом:
Учитывая, что в классах могут быть несколько обучающихся (или групп), занимающихся по ИУП, расписание получится объёмным. В нём, возможно, будут «окна» – свободные уроки, которые обучающиеся могут использовать для работы над проектом или подготовки к занятиям.
Классный руководитель и заместитель директора контролируют реализацию ИУП обучающимися, в том числе – посещение ими занятий. Согласно Закону №273-ФЗ «Об образовании в РФ»Обязанности и ответственность обучающихся: «Обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы». Ответственность за выполнение ИУП лежит на самом обучающемся.
Этот же документ регламентирует аспекты прохождения промежуточной и итоговой аттестации: Статья 58: Промежуточная аттестация обучающихся: «Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией». Статья 59: «К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам».
Таким образом, регламент прохождения промежуточной аттестации для обучающихся по ИУП должен быть прописан в локальном акте образовательной организации. Сам школьник, обучающийся по ИУП, а также его родители (законные представители) должны быть с ним ознакомлены, а также с графиком и формами промежуточной аттестации, если обучающийся будет проходить её отдельно от класса. Допуск к государственной итоговой аттестации обучающихся по ИУП осуществляется на общих основаниях.
С родителями обучающихся по ИУП администрацией образовательной организации заключается договор, в котором прописываются права и обязанности сторон.
Отдельной проблемой является ведение журналов. В ситуации введения ИУП класс фактически распадается на группы при изучении ряда предметов. Возможным выходом является ведение журналов не по классам, а по учебным предметам, но эта практика добавляет проблем классному руководителю. Открытым остаётся вопрос об учёте часов самостоятельной работы обучающихся, работы над проектом, обучения в дистанционном режиме, посещения кружков и курсов в других образовательных организациях и прочее.
Даже беглый взгляд на проблемы реализации ИУП позволяет отметить недостаточную разработанность нормативной базы внедрения ИУП. Кроме того, имеющиеся условия в образовательной организации далеко не всегда позволяют внедрить и эффективно работать по ИУП. Обучение по ИУП требует от педагогов и руководителей образовательных организаций освоения методов и технологий индивидуального учебного планирования. Однако не учитывать образовательные запросы обучающихся система образования не может, поэтому практика использования ИУП со временем будет более широкой.
Накопленный образовательными организациями опыт показывает, что введение ИУП – вполне решаемая задача. Главная награда для педагогов – успешность обучающихся, получивших качественное образование с учётом их индивидуальных потребностей.
- Власова Ю.Ю. Индивидуальные учебные планы: опыт регионов / Ю.Ю. Власова. – М.: Просвещение, 2012. – 95 с.
- Материалы к межрегиональной научно-практической конференции «Примерная основная образовательная программа среднего общего образования: ориентировка на результат» (20 ноября 2015 года). – М.: Эконинформ, 2015. – 291 с.
(к приказу № 00-00/00 от 10.01.2020г.)
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
с ___________________________________/__________________/ Директор МОУ «СОШ №1»
(ФИО родителя (законного представителя)/подпись) _________________И.И.Иванов
«____» ____________________ 2020г.
ПРОЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА
учащегося 11 класса МОУ «СОШ №16» _________________________________________ на 2019/2020 учебный год (II полугодие)
По учебным предметам Физическая культура, Физика, Математика, частично выведенным на заочную форму обучения, учащийся получает дополнительные задания.
Приложение 2. (к приказу № 00-00/00 от 03.02.2020г.)
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
с ___________________________________/__________________/ Директор МОУ «СОШ №1»
(ФИО родителя (законного представителя)/подпись) _________________Иванов И.И.
учащегося 5 «в» класса МОУ «СОШ №16» _________________________________________ на 2019/2020 учебный год (с 30.01.2020г.)
По учебным предметам Русский язык, Литература, Родной (русский) язык, Родная (русская) литература, Английский язык, Математика, История России. Всеобщая история, География, Биология, частично выведенным на заочную форму обучения, обучающийся получает дополнительные задания. По учебным предметам Основы духовно-нравственной культуры народов России, Музыка, Изобразительное искусство, Технология, Физическая культура и История и культура Республики Коми, изучаемым обучающимся заочно, составлено планирование тем для самостоятельного изучения с указанием сроков и форм контроля.
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
учащегося 4 «д» класса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МОУ «СОШ №16» ____________________________ на 2019/2020 учебный год
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Центрального района города Кемерово
Принято решением Утверждаю
№ от «__» ____ 20___ г. директор МБОУДО «ЦДТ»
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению индивидуального учебного плана одарённых учащихся.
Кондратьева Екатерина Васильевна,
методист МБОУДО «Центра детского творчества»
Центрального района г. Кемерово
1. Актуальность разработки индивидуального учебного плана
для одарённого ребёнка.
Целью деятельности дополнительного образования в целом является -создание условий для жизненного личностного и профессионального самоопределения учащихся. Учреждение дополнительного образования имеет огромный потенциал для работы в этом направлении. Оно предоставляет широкий спектр видов творческой деятельности, среди которых каждый воспитанник может найти себе дело по душе, которое, возможно, в будущем станет его профессией.
Очень важно, что дополнительное образование дает большие возможности для развития детской одаренности, ведь, чем раньше у ребенка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче ему будет найти свое призвание.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности.
Если воспитанник, занимающийся в объединении дополнительного образования, сможет самореализовать свои творческие способности, то это и будет являться одним из решающих факторов, способствующих его личностному, жизненному и профессиональному самоопределению.
Для развития одаренности учащемуся необходимы индивидуальные формы обучения. Поиски в направлении разработки индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в разных странах.
Индивидуальный учебный план – это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного учащегося, направленная на развитие его индивидуальных способностей.
Индивидуальный учебный план поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.
Отсюда вывод, что использование индивидуального учебного плана в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения учащихся.
Методика построения индивидуального учебного плана мало разработана, в особенности для использования в системе дополнительного образования. В многочисленных книгах и статьях о развитии детской одаренности много разных интересных задач, заданий, методик. Но как известно, серьезный педагогический эффект не могут гарантировать отдельные задания и методики, его можно добиться только имея целостную систему – программу, или индивидуальный учебный план.
2. Методика построения индивидуального учебного плана.
Педагог, составляющий индивидуальную программу для того или иного ребенка, в первую очередь, опирается на содержание базовой программы своего объединения.
Главный вопрос любой образовательной программы или маршрута: «Как структурировать материал?» Приступая к созданию индивидуального образовательного маршрута, педагогу необходимо определить, по какому типу структурирован материал в его программе.
Различные структуры образовательных программ могут быть представлены простыми геометрическими линиями.
Рис. 1. Виды индивидуальных учебных планов.
Большая часть традиционных программ строится по аналогии с прямой линией, идущей вверх Это позволяет реализовать систематичность и последовательность: от простого к сложному.
Построить программу, ориентированную на развитие одаренности, таким образом, очень сложно, потому что одаренные дети, зачастую, имеют склонность к задачам дивергентного типа (творческие задания). Особенность этих заданий в том, что они допускают множество правильных ответов. Решение этих задач в рамках программы, основные требования которых систематичность и последовательность, довольно затруднительно.
Другой способ решения – структурирование учебного материала по типу нескольких концентрических кругов В структуру такой программы обычно входят несколько более мелких подпрограмм, (они могут быть относительно автономны). Пройдя первый круг, ребенок осваивает второй, затем третий.
Это принцип при разработке индивидуального учебного плана возможен, но наиболее продуктивен – третий (картинка №3) -логарифмическая спираль. Благодаря такой структуре один и тот же вид деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. При этом способе структурирования материала открываются большие возможности для исследовательской деятельности учащихся, которая, как раз, направлена на развитие их одаренности.
Определив тип структуры образовательной программы можно приступить к разработке индивидуального учебного плана.
Индивидуальный учебный план – это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного учащегося, направленная на развитие его индивидуальных способностей.
Известный специалист в области одаренных детей Джон Рензулли считает, что педагог, разрабатывающий индивидуальный учебный план должен действовать примерно по такой схеме:
– Определить уровень развития ребенка (в т. ч. его качества и способности);
- Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению.
- Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы;
- Предусмотреть участие родителей;
- Определить способы оценки успехов воспитанника.
Используя данную методику, была разработана схема предварительного сбора информации для составления индивидуального учебного плана для одаренных детей в системе дополнительного образования (Приложение 1).
На основе базовой программы и данной схемы педагог может разрабатывать индивидуальный учебный план .
Педагогу дополнительного образования необходимо иметь навык по проведению диагностики, но в нашем учреждении эту функцию выполняет психолог, который тесно взаимодействует с педагогами и методистами по работе с одарёнными детьми.
Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с учащимися и родителями определяет цели и задачи индивидуального учебного плана.
– «Определение времени» не должен вызвать у педагога затруднение. В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим учащимся срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами. Возможно совмещение занятий индивидуального учебного плана с основной программой, только в углублённом изучении проблемы затрагиваемой на занятии.
Четвертый этап – «Определение роли родителей воспитанника в реализации индивидуального учебного плана». Он предусматривает участие родителей в разработке плана, определении целей в совместной творческой деятельности со своим ребенком (например, изготовление костюма для выступления на концерте и др.). Рекомендации педагогам и родителям ребенка, обучающегося по индивидуальному учебного плана для воспитания исследовательских наклонностей и умение самостоятельно получать знания представлены в Приложении 13.
На пятом этапе – «Разработка учебно-тематического плана» педагогу необходимо подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы учащегося, его возможности и поставленные цели.
– «Определение содержания учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов». Рассмотрим его подробнее. Каждый одаренный ребенок неповторим, но существует много черт характерных для большинства одаренных детей. Учитывая эти особенности, можно очертить круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуального учебного плана (Приложение 2).
Используя данную таблицу, педагог может подобрать методы работы с одаренным учащимся по индивидуальному учебному плану и добавить их к традиционным методам из базовой программы (Приложение 3).
Форма подведения итогов используемых в индивидуальном учебном плане для одаренных детей также могут быть необычны ( Приложении 4).
На седьмом этапе «Интеграция с другими специалистами» разработчик маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным воспитанником других специалистов. (Например: Если воспитанник занимается вокалом, то ему возможно необходимо занятие и с хореографом, или если по результатам диагностики выяснилось, что у воспитанника есть психические особенности, то ему необходимы занятия с психологом).
Восьмой этап «Определение способов оценки и самооценки успехов учащихся». Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с учащимся.
Для отслеживания результатов работы по индивидуальному учебному плану в каждом разделе программы предусмотрен диагностический инструментарий, который помогает педагогу оценить уровень и качество освоения учебного материала. В качестве диагностического инструментария используются:
- игровые технологии (викторины, игры-задания, рисуночные тесты и др.);
- дневники самоконтроля (фотоальбомы, портфолио, летописи).
учащегося открывается индивидуальная карточка освоения программы.
Рекомендовано проводить оценку успехов освоения индивидуального учебного плана каждые три месяца или по окончании какого-либо образовательного блока или этапа, по индивидуальной карте диагностики учета результатов освоения программы для одаренного учащегося, которую уже использовали на этапе диагностики. В конце года заполняется мониторинг освоения программы и мониторинг личностного развития учащегося в процессе освоения им дополнительной общеразвивающей программы, на основании которых проводится сравнительный анализ освоения программы по всем ее разделам.
Самооценку воспитанник может провести по схеме самоанализа
( Приложении 5).
На девятом этапе – «Составление индивидуального учебного плана» педагогу необходимо исходя из накопленных выше данных разработать индивидуальный учебных планов для одаренного учащегося, опираясь на методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных учебных планов одарённых детей (Приложение 6).
На каждого одаренного учащегося заполняется портфолио и индивидуальная маршрутная книжка (Приложение 8).
Дополнительное образование детей, не имеющее фиксированных сроков завершения обучения и последовательно переходящее из одной стадии в другую, может в отличие от общеобразовательных учреждений, предоставить каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей.
Особенность обучения детей в системе дополнительного образования заключается в том, что ребенок идет на занятия, исходя из своих интересов и возможностей. То, что ребенок делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализует новые замыслы.
Индивидуально-личностная основа деятельности Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» Центрального района города Кемерово позволяет удовлетворять запросы конкретных детей и решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных детей.
Как показывает практика наиболее эффективный метод взаимодействия педагога с одаренным ребенком – это индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу.
Индивидуально образовательный маршрут реально становится персональным путем реализации личностного потенциала обучающихся в образовании.
внедрении и реализации индивидуального учебного плана
– педагог организует аудиторную и самостоятельную работу учащегося в соответствии с индивидуальным учебным планом (ИУП), контролирует деятельность учащегося, диагностирует изменения, фиксирует результаты (проводит мониторинг достижений), корректирует план (если требуется), создает ситуацию успеха ребенка в ходе реализации ИУП;
– педагог УДО организует взаимодействие с педагогами ОУ на основании договора между ОУ и УДО,
– в ходе реализации ИОМ оформляет (ведет) Индивидуальную маршрутную книжку (приложение 7);
– учащийся работает на занятиях по индивидуальной программе, заполняет маршрутный лист (приложение 8), создает запланированные образовательные продукты, оформляет портфолио достижений и демонстрирует их на мероприятиях (мастер-классы, конкурсы, выставки, олимпиады и т. д.) различного уровня;
– педагог фиксирует изменения в ребенке, его достижения в карте сопровождения и использует данные, зафиксированные в карте педагогом УДО и родителями, при планировании своей работы с ребенком.
Возможные формы занятий для одаренных учащихся, занимающихся по индивидуальному образовательному
Возможные формы подведения итогов.
Схема самоанализа воспитанника, обучающегося по индивидуальному
УЧАЩЕЙСЯ СТУДИИ « »
Срок реализации – 1 год
– __ лет
Сроки реализации индивидуального учебного плана-
Количество учебных недель:
1 раз в неделю по 1 академическому часу
Формы занятий, приемов, методов:
Основные формы контроля:
Определение способов оценки и самооценки успехов учащихся.
«Центр Детского Творчества »
Дата начала заполнения________________________
ФИО руководителя творческого объединения
Число, месяц, год рождения ______________
Творческое объединение, которое посещает учащийся________
№ телефона классный руководителя_____________________
№ телефона родителей__________________________________
Характеристика учебной деятельности____________________
- Какие цели я ставил перед собой в начале года?
- Какие действия я спланировал для достижения цели?
- Удалось ли мне реализовать задуманное?
- Чему научился? Что необходимо ещё сделать?
4. Рефлексия индивидуальной образовательной деятельности:
Полученные результаты _______________ соответствуют (указывается в какой степени) поставленным целям
Мне удалось __________________________________________________
Я создал (достиг, участвовал и т.п.)_______________________________
Я научился ___________________________________________________
Рекомендации педагогам и родителям воспитанника, обучающегося по индивидуальному учебному плану для воспитания исследовательских наклонностей и умение самостоятельно получать
- Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций, относительно, чем они должны заниматься.
- Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
- Научите ребенка прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов.
- Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализы ситуаций.
- Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе или дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.
- Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
- Подходите ко всему творчески.
Обучение школьников, студентов – это не просто стандартный набор предметов и их разъяснение. На самом деле учебный процесс может быть персонализирован в зависимости от потребностей и текущего уровня подготовки слушателей. Для его реализации создаются специальные планы – индивидуальные.
Понятие и функции индивидуальных образовательных программ
Индивидуальная образовательная программа – это особая траектория обучения, учитывающая определенные особенности целевой аудитории или конкретного индивида. Она ориентирована не просто на общее развитие, но и делает акцент на конкретных научных канонах, становлении и автоматизации определенной группы навыков. Чаще всего такая схема обучения носит специализированный или более узкий характер, так как в значительной степени ориентирована на конкретный сегмент: сфера деятельности, дисциплины и пр.
В то же время индивидуальная образовательная программа представляет собой официальный документ, закрепляющий конкретный набор предметов, форм занятий, заданий за конкретным учащимися или группой. Для ее реализации потребуется создание специфических условий: особая материально-техническая база, педагогический состав (с конкретным уровнем квалификации и опытом работы с особенными или одаренными детьми»).
Особенности индивидуальной образовательной программы обучения
Индивидуальная траектория обучения формируется преимущественно в двух (уже упомянутых нами) случаях. Первый – это развитие одаренности индивида в случае явного проявления конкретного таланта, способности и личной заинтересованности индивида в более глубоком изучении отдельных наук и пр. второй вид – коррекционный или инклюзивный, нацеленный на развитие индивида с учетом особенностей его развития, физических и интеллектуальных сторон и пр.
Важно отметить, что индивидуальная программа также свойственна еще одной форме обучения – семейной. В данном случае ученик и его родители самостоятельно определяют глубину погружения в каждую дисциплину, полагаясь на интересы и потребности личности и минимальные требования ФГОС.
Помимо этого, индивидуальные программы обучения действуют в рамках профессионального и поствузовского образования. Ярким примером подобных схем выступают аспирантские программы, где действует специфическая градация: общий аспирантский учебный план по выбранному научному направлению, а также индивидуальный план развития и научного исследования.
Также индивидуальная траектория успешно действует у тьюторов и репетиторов, которые помогают подопечному самостоятельно и дополнительно развиваться, вовремя ликвидировать имеющиеся пробелы и усилить подготовку в перспективе.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Реализация индивидуальной образовательной программы позволяет адаптировать классическую траекторию обучения под возможности и потребности целевой аудитории, повышая качество подготовки выпускника. В случае развития одаренности намеченная схема позволяет удовлетворить интеллектуальные, моральные и иные потребности учащегося. То есть получить полное удовлетворение от обучения и обрести более глубокие знания и навыки.
При реализации программ инклюзивного характера происходит подготовка слушателя на уровне его посильности и досягаемости. Притом погружение в основные дисциплины будут обязательны. Меньшему погружению и изучению будут подвергаться лишь те предметы, которые невозможно осилить на фоне физических или иных отклонений в развитии организма.
Таким образом, индивидуальная образовательная программа в системе общего и профессионального образования выполняет ряд важнейших функций:
- Организационная, предполагающая описание общей траектории развития индивида и необходимые условия;
- Методическая, предполагающая выделение конкретных дисциплин, учебной литературы и заданий для развития личности;
- Логическая, позволяющая проследить ход обучения и погружения в выделенные предметы;
- Посильность и оптимальность, предполагающая разработку такой траектории, которая будет понятна и доступна для определенной группы лиц с конкретным уровнем подготовки, содействовать именно их дальнейшему развитию;
- И пр.
Индивидуальная образовательная программа может реализовываться в рамках самообразования, а также в стенах определенного учебного заведения. То есть подобные схемы действуют как обособленно, так и во взаимодействии с опытными педагогами и наставниками.
Индивидуальная образовательная траектория – это не просто персонализированный путь развития ученика или студента. Проектирование и планирование данного пути по обучению подлежит документальному оформлению.
Из чего состоит индивидуальная программа обучения?
Структура индивидуальной образовательной программы будет классической. Она представлена в виде единого и последовательного документа согласно действующим требованиям ФГОС. Здесь целесообразно выделить три ключевых раздела:
- Пояснительная записка. В этом разделе будет предоставлено аргументированное обоснование перехода на индивидуальный путь развития. Разработчику предстоит конкретизировать и предоставить в краткой и емкой форме цели и задачи индивидуального обучения, период (как правило, программа формируется на учебный год), сведения об учащемся (личные данные, возраст, класс, способности или отклонения, желания ребенка развиваться в определенном направлении, уровень текущей подготовки и пр.) Здесь же отражается нормативная база, регламентирующая ход индивидуального обучения в образовательном заведении.
- Содержательный раздел, представляющий собой конкретизацию учебного пути. В данном случае важно отметить общий и индивидуальный план развития индивида на основе действующих требований ФГОС и способностей, желания учащегося. Здесь же приводится индивидуальный годовой план обучения, а затем он подлежит уточнению посредством формирования рабочих программ по каждой заявленной дисциплине, календарно-тематического планирования, форм аттестации, утверждения пакетов ФОС и КОС и пр.
- Организационный раздел. В этой части индивидуальной образовательной программы прописываются базовые и достаточные для полноценного развития личности условия: задействованный педагогический состав, рекомендации по изучению литературы, условия обучения (где будет проходить обучение и пр.), критерии оценки качества подготовки учащегося и пр.
- Заключение. В этом разделе прописываются ключевые цели индивидуального обучения, которые впоследствии сопоставляются с полученными результатами и служат опорой при внесении корректив в перспективные планы и пр.
Уникальность индивидуальной образовательной программы проявляется не просто в специфическом наборе предметов, а в персонализации хода обучения. В данном случае намеченная схема в обязательном порядке будет соответствовать требованиям ФГОС. Это значит, что индивид получит минимальные базовые знания по всем основным предметам. Более глубокие познания и развитие специфических, дополнительных компетенций производится на основе вспомогательного — индивидуального плана обучения, календарно-тематического плана и пр.
Общий план обучения подлежи проектированию и планированию на основе минимальных требований ФГОС с учетом общей (классической) образовательной программы.
Индивидуальный план обучения позволяет углубиться в постижении конкретных наук, предметов, развить соответствующие навыки и качества, исходя из возможностей, (талантов, способностей) и потребностей (желаний) индивида. Он формируется по результатам диагностики слушателя и позволяет выделить его сильные и слабые стороны, конкретизировать темы в рамках определённых дисциплин, подобрать наиболее посильную и усиленную литературу, задания и иные материалы для развития и пр. притом результаты обучения по индивидуальному плану оцениваются посредством сравнения изначальной подготовки индивида со знаниями полученными в ходе обучения. Четких и суровых критериев со стороны ФГОС (объем знаний, навыки и пр.) нет.
Фактически, индивидуальный план обучения в рамках индивидуальной образовательной программы дополняет и персонализирует общую трактору обучения в рамках осваиваемой ступени. Именно он делает траекторию становления уникальной и соответствующей желаниям, потребностям учащегося.
Таким образом, содержание индивидуальной образовательной программы носит комбинированный характер и включает в себя традиционную (но адаптированную под возможности целевой аудитории, если имеются определенные ограничения) и дополнительную составляющую (с учетом потребностей, возможностей). При этом первый элемент индивидуальной траектории будет соответствовать общим или минимальным правилам ФГОС, а второй базироваться на текущем уровне подготовки индивида.
Более того, каждый из планов подлежит уточнению посредством формирования общего годового плана, рабочих программ в рамках каждой заявленной дисциплины, календарно-тематического планирования и пр.
Ключевые правила формирования индивидуальной программы и плана обучения
Проектирование индивидуальной программы начинается только после предварительного тестирования учащегося, на основе которого формируется общее представление и база для дальнейшего развития, построения уникальной траектории. Поэтому первым правилом проектирования индивидуальной траектории обучения является определение текущего уровня подготовки, знаний и навыков. В данном случае также целесообразно отметить ограничения по состоянию здоровья, иные отклонения или нюансы для адаптации программы под возможности и нужды целевой аудитории. То есть первым принципом разработки персонального пути обучения является посильность.
Вторым не менее важным правилом при разработке индивидуальной образовательной программы является учет требования ФГОС или легальность. Данная колея, несмотря на персонализированный характер, обязана не просто развивать подопечного в отношении узкого круга предметов. Она призвана предоставить общие (минимальные) знания по всем основным дисциплинам, а также более глубокую, но посильную подготовку в рамках отдельного круга наук. Поэтому без учета базовых параметров ФГОС, традиционного набора предметов в рамках осваиваемой ступени образования не обойтись.
Третье правило подготовки индивидуальной программы обучения является заинтересованность и вариативность, то есть учет пожеланий, интересов учащегося. Согласитесь, что насильно мил не будешь. Даже при наличии способностей по точным наукам насильно освоить гуманитарные предметы (глубже) не удастся. Поэтому лучше всего следовать желаниям и интересам, нежели моде, давлению со стороны. Развивать важно те наклонности, к которым тяготеет учащийся и может самостоятельно выбирать наиболее интересные для него предметы. Только такой подход позволит получить полное удовлетворение и высокое качество подготовки в рамках персонализированной траектории.
Четвертым правилом формирования индивидуальных планов и программ является последовательность, предполагающая постепенное и умеренное погружение в новые темы, глубины науки: от простого к сложному, от осиленного к новому и пр.
Пятым каноном по созданию персонализированных траекторий обучения выступает актуальность. Все обретаемые знания, умения должны быт применимыми в настоящее время, то есть соответствовать текущим требованиям образовательной системы, правилам и потребностям (учащегося, социума и пр.).
Этапы разработки индивидуальной образовательной программы и плана обучения
Разработка индивидуальной образовательной программы предполагает прохождение следующих основополагающих этапов.
Первый – подготовительный. Он предполагает определение потребностей в персонализированном и направлении обучения подопечного. Здесь целесообразно провести диагностику учащегося, а также отметить традиционную программу обучения в рамках осваиваемой ступени и требования ФГОС. То есть разработчик должен уяснить: какими талантами. Способностями или отклонениями обладает целевая аудитория, ее интересы и предпочтения, общая схема обучения и требования ФГОС к качеству подготовки индивида. Далее он конкретизирует набор предметов по трем категориям: базовое обучение, основное обучение, глубокое изучение. Первые две комбинации станут основной программой, а последняя группа – индивидуальной.
Второй этап — проектировочный, когда разработчик адаптирует классическую траекторию с учетом возможностей подопечного лица или группы и требований ФГОС, а также дополняет ее посредством создания индивидуального плана – то есть набора предметов и тем с более тщательным изучением. Как правило, указанные планы (учебный план, индивидуальный план) создаётся на 1 учебный год. Здесь же целесообразно уточнить формат обучения: очный, семейный, надомный, очный или заочный, дистанционный и пр.
Третий этап – разработка индивидуальной образовательной программы. Этот шаг предполагает уточнение тем и заданий в рамках каждой заявленной дисциплины с дальнейшим календарно-тематическим планированием занятий. То есть здесь создаются рабочие программы по всем предметам с учетом общих требований ФГОС, возможностей целевой аудитории и ее особенностей, формируются методические материалы и пр.
Четвертый этап – утверждение, внедрение и реализация. Здесь происходит обсуждение намеченной программы на административном уровне образовательного заведения, к которому прикреплен ил где намерен обучаться индивид, а затем внедрение и проведение с оперативным самоанализом и внесением корректив в учебную деятельность на основе результатов промежуточной (плановой или внеплановой) аттестации и пр.
В целом, проектирование, и реализация индивидуальной образовательной программы проходит классические стадии проектирования и планирования, но с акцентом на особенности индивида и его потребности в развитии.
Как перейти на индивидуальное обучение?
Согласно действующим регламентам существует несколько вариантов перехода на индивидуальную образовательную программу развития. В данном случае уместно три подхода: добровольный, добровольно-принудительный, вынужденный.
Варианты перехода на индивидуальную образовательную программу
Первый подход – добровольный. Он предполагает наличие оснований и мотивов для самостоятельного выбора и перехода на новый формат подготовки. В данном случае речь идет о семейном обучении или наличии признаков одаренности (то есть конкретной способности, таланта, позволяющей быстрее развиваться в рамках определённой научной или иной плоскости), интереса и мотивации. Также на базе рассматриваемого сценария реализуются программы дополнительного обучения: тьюторство, репетиторство, частные образовательные центры, предлагающие углубленные курсы оп отдельным направлениям или дисциплинам и пр.
Добровольный переход предполагает подачу заявления с просьбой о переход на индивидуальную образовательную программу с акцентом на сильные стоны учащегося, его желания и намерения. Никаких справок, официальных документов и прочих дополнительных пакетов не потребуется.
Второй подход – добровольно принудительный. В данном случае чаще всего переход на индивидуальную программу производится на основе рекомендаций педагога. Он реализуется, если ребенку трудно дается текущая программа, качество его подготовки ухудшается. В целях облегчения прохождения основной программы предлагается перейти на адаптированное обучение. Например, в рамках основного среднего образования подобная смена возможна по результатам ПМПК и получения соответствующего заключения врачебно-педагогической комиссии.
В вузе же переход на индивидуальное обучение способен спасти студента от отчисления на фоне возникающей академической задолженности, но для такого перехода нужно серьезное и документально подтвержденное основание, оправдывающее его: наличие заболевания и пр.
Третий подход – вынужденный, когда индивидуальная программа просто неизбежна для лица на фоне имеющихся у него отклонений или ограничений. К данной категории относят инклюзивное образование, коррекционные и адаптированные программы подготовки. Для перехода на них требуется официальное и документально подтвержденное основание. Классическим примером подобных траекторий являются инклюзивные направления, домашнее (надомное) обучение и пр.
Обратите внимание, что в любом случае индивид должен проявить активность и подать в администрации образовательного заведения заявление с просьбой перевести его на индивидуальную образовательную программу. Без этого документа учиться по персонализированной траектории невозможно. Именно с него начинается новая ветвь образования на всех уровнях.
Индивидуальная и коррекционная программа
Нередко пользователи путают указанные категории. На самом деле индивидуальная и инклюзивная образовательная программа – это не одно и то же, несмотря на массу сходств. В таблице ниже мы представим схожие и отличные черты этих видов обучения.
Таким образом, несмотря на то, что обе программы носят персонализированный вид и учитывают текущий уровень подготовки подопечного, его физические и интеллектуальные психологические и иные возможности, их реализация возможна в разных случаях и преследует отличные цели, а значит и процесс проектирования, работки будет отличаться.