Разработка программ профессионального обучения на основе профессиональных стандартов
Такое понятие, как «профессиональный стандарт» появилось в Трудовом кодексе ещё в 2012 году. После этого принимались профессиональные стандарты для различных профессий и должностей. Их полный перечень можно посмотреть на сайте Минтруда России. Планируется, что, в будущем, профстандарты заменят различные квалификационные справочники, поскольку многие из них попросту устарели и не отражают современной ситуации на рынке труда.
Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ст. 195.1 ТК РФ).
Предполагается, что профессиональные стандарты станут применяться с 1 июля 2016 г. – именно с этой даты должен вступить в силу Закон “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” .
Этот Закон закрепляет порядок применения профстандартов работодателями и устанавливает прямую связь между профессиональными и образовательными стандартами. В частности, Закон определяет, что требования к профессиональным компетенциям, которые содержатся во ФГОС, а также конкретные программы профессионального обучения необходимо формировать на основе профстандартов. На работу по обновлению уже принятых ФГОС и приведение их в соответствие с профстандартами отводится один год с момента вступления в силу данного Закона.
Рассмотрим алгоритм разработки основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов.
Разработка программ происходит в несколько этапов:
ШАГ 1. Создание рабочей группы
Для повышения качества разработки образовательной программы с учетом требований профессиональных стандартов в группу разработчиков наряду с педагогическими работниками и руководителями организации рекомендуется включить представителей работодателей и (или)объединений работодателей.
ШАГ 2. Выбор профессиональных стандартов, с учетом которых будет
разработана профессиональная образовательная программа
При поиске профессионального стандарта для разработки программы необходимо учитывать, что специальности или профессии профессионального образования может соответствовать:
– один профессиональный стандарт, имеющий одинаковое с программой название;
– часть профессионального стандарта (например, одна из описанных в нем обобщенных трудовых функций);
– несколько профессиональных стандартов, каждый из которых отражает, например, специфику деятельности в той или иной отрасли или описывает одну из квалификаций, осваиваемых при изучении программы.
Существует несколько вариантов поиска профессионального стандарта. Оптимальным является поиск на сайте Минтруда России (http ://profstandart.rosmintrud.ru/), где размещен национальный реестр профессиональных стандартов, включающий реестр профессиональных стандартов, реестр областей и видов профессиональной деятельности, реестр трудовых функции.
ШАГ 3. Сопоставление федеральных государственных образовательных
стандартов и профессиональных стандартов (выполняется при разработке или
обновлении основных профессиональных образовательных программ и
дополнительных профессиональных программ – программ профессиональной
В процессе сопоставления требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов необходимо учитывать различия их терминологии, связанные с предметом описания, так:
– в профессиональных стандартах описывается деятельность; для этого используются термины «вид профессиональной деятельности», «обобщенные трудовые функции», «трудовые функции», «трудовые действия»;
– а в образовательных стандартах приводятся характеристики выпускника, владеющего деятельностью, в качестве ключевого используется термин «компетенция».
Для анализа из профессиональных стандартов нужно выбрать те обобщенные трудовые функции (ОТФ) и трудовые функции (ТФ), которые соответствуют направленности (профилю) программы и относятся к выбранному на предыдущем шаге данного алгоритма уровню квалификации. Формулировки требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов могут формально не совпадать, при сопоставлении необходимо обращать внимание на их смысл, чтобы определить объективную дельту изменений.
На основании сравнения можно сделать следующие выводы:
-о необходимости углубленного или ознакомительного изучения того или иного профессионального модуля (освоения вида деятельности);
-о необходимости конкретизации, расширения и (или) углубления знаний и умений, предусмотренных ФГОС;
-о необходимости введения в программу СПО дополнительного по отношению к предусмотренным ФГОС вида деятельности (профессионального модуля) и соответствующих профессиональных компетенций и так далее.
Сделанные выводы рекомендуется согласовать с работодателями.
ШАГ 4. Формирование результатов освоения программы с учетом
Сопоставление, проведенное на предыдущем шаге, позволяет составить перечень результатов освоения образовательной программы:
– В профессиональном обучении это профессиональные компетенции (ПК), в том числе необходимые для работы с конкретным оборудованием, технологиями.
– В среднем профессиональном образовании это общие компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК), сгруппированные по видам деятельности.
– В дополнительном профессиональном образовании для программ профессиональной переподготовки это новая квалификация и связанные с ней виды профессиональной деятельности, трудовые функции или компетенции, подлежащие совершенствованию, и новые компетенции;
– для программ повышения квалификации это профессиональные компетенции в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате
ШАГ 5. Разработка процедур и средств оценки результатов обучения по
Основным результатом освоения образовательных программ, разработанных с учетом профессиональных стандартов, является профессиональная квалификация.
Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний.
К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений
При освоении программ СПО оценка профессиональной квалификации
проводится на экзаменах по каждому из осваиваемых профессиональных модулей (промежуточная аттестация) и при защите выпускной квалификационной работы (итоговая аттестация).
При освоении дополнительных профессиональных программ в соответствии с законом Об образовании форма квалификационного экзамена определяется организацией самостоятельно.
ШАГ 6. Формирование структуры и содержания программы
Определение структуры программы зависит от ее вида. Так, структура программ СПО в целом определяется соответствующими ФГОС. ФГОС СПО фиксируют структуру программы подробно, с детализацией до модулей, дисциплин, междисциплинарных курсов. Вариативная составляющая программ СПО составляет около 20% общего объема времени для программ подготовки квалифицированных рабочих и около 30% для программ подготовки специалистов среднего звена.
Для программ СПО определена модульная структура профессионального цикла: каждый вид деятельности, освоение которого предусмотрено программой, изучается в рамках профессионального модуля, интегрирующего теоретическое и практическое обучение.
При определении содержания программы важно исходить из результатов обучения, определенных на основе ФГОС и с учетом профессионального стандарта.
Для этого сначала необходимо разработать программу учебной и производственной практики, обеспечивающую формирование всех компетенций. Содержание практики формируется (дополняется, корректируется) так, чтобы оно обеспечивало формирование всех компетенций.
При необходимости содержание практики может быть разделено на производственную и учебную практики.
Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку.
Сроки стажировки определяются организацией самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.
После и с учетом результатов разработки программы практики, а для основных образовательных программ также на основе ФГОС и с учетом примерных программ определяется структура «теоретической части» программы.
В структуру теоретической части программы будут входить дисциплины, модули, курсы прикладного характера (ориентированные на овладение умениями и знаниями, применяемыми непосредственно в профессиональной деятельности) и фундаментального (создающие основу для понимания закономерностей профессиональной деятельности, развития общей культуры и т.п.).
ШАГ 7. Разработка учебного плана и календарного графика
На этом шаге по результатам проведенной работы составляется учебный план и календарный график, проводится корректировка часов по всем элементам образовательной программы, определяется их последовательность.
ШАГ 8. Экспертиза образовательной программы
Данный шаг позволяет обеспечить качество образовательной программы за счет ее оценки всеми участниками образовательного процесса. К экспертизе целесообразно привлечь:
– представителей работодателей и объединений работодателей;
– представителей обучающихся
– педагогов, принимающих участие в реализации образовательной программы, поскольку именно они могут оценить ее дидактическую целесообразность.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
профессиональной подготовки обучающихсяХ-Х1 классов общеобразовательных учреждений
Профессия – Столяр
Составил: Алсаев Ю.А.
Примерный тематический учебный план 7
Общепрофессиональный (общеотраслевой) курс 9
Производственное (практическое) обучение
Целью настоящей программы является профессиональная подготовка старшеклассников по профессии “Столяр” на базе государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений, имеющих лицензию на ведение данной образовательной деятельности.
Основными задачами программы являются:
оказание практико-ориентированной помощи обучающимся в профессиональном самоопределении, выборе пути продолжения профессионального образования.
При разработке программы использовались следующие нормативные документы;
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94;
Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования. Профессия “Мастер столярного и мебельного производства”. ОСТ 9 ПО 02.24.2-2002;
Программа разработана с ориентацией на базисный учебный план для среднего (полного) общего образования (БУП 2004).
Отбор и структурирование содержания обучения осуществлялись на основе следующих принципов:
ориентация на социально-экономическую ситуацию и требования регионального (муниципального) рынка труда;
блочно-модульное структурирование содержания обучения с ориентацией на индивидуальные запросы и образовательные потребности учащихся, социальный заказ региона;
направленность обучения на продолжение профессионального образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования, получение профессий, специальностей более высокого уровня квалификации;
дифференциация и индивидуализация образовательного процесса с учетом личностных особенностей учащихся, их желания овладеть рабочей профессией;
учет опыта и современной практики профессионального обучения учащихся общеобразовательных школ.
В соответствии с новым Перечнем профессий (специальностей) общеобразовательных учреждений для подготовки старшеклассников по профессии «Столяр» отводится 490 час. Из них на теоретическое обучение отводится 140 час., производственное (практическое) обучение – 326 час., на консультации, подведение итогов, квалификационный экзамен и др. – 24 час.
Часы, необходимые для профессиональной подготовки и присвоения соответствующего квалификационного разряда, формируются за счет времени, выделяемого БУП-2004 на учебный предмет «Технология», профильные учебные предметы, а также региональный компонент и компонент образовательного учреждения.
Теоретическое обучение в программе представлено экономическим, общепрофессиональным и специальным курсами,
В процессе изучения экономического курса учащиеся знакомятся с основами рыночной экономики и предпринимательства, правовыми основами трудовой деятельности, рынком труда и профессии. Экономический курс направлен на формирование у обучающихся социальных и правовых компетенции, способствующих социально-профессиональной адаптации к условиям рынка труда.
Содержание общепрофессионального курса представлено темами, изучение которых профессионально значимо для овладения профессиями деревообрабатывающего производства. В них содержатся основные сведения о древесине и древесных материалах, технико-технологической документации, о технологиях выполнения различных видов столярных работ, об охране труда, санитарии и гигиене, мероприятиях по охране окружающей среды на деревообрабатывающих предприятиях, культуре делового общения и др.
Содержание специального курса программы направлено на формирование у обучающихся профессиональных знаний и умений в соответствии с требованиями, предъявляемыми к профессиональной подготовке столяра 2-го разряда.
Закрепление полученных знаний осуществляется в процессе выполнения лабораторно-практических работ, содержание которых разрабатывается самим преподавателем (мастером производственного обучения).
Программой предусмотрено производственное (практическое) обучение, в процессе которого обучающиеся выполняют комплексные столярные, столярно-мебельные и плотничные работы под руководством мастера производственного обучения и самостоятельно.
Каждое практическое занятие сопровождается вводным инструктажем по безопасности труда.
Обучение по программе заканчивается консультациями, подведением итогов и квалификационным экзаменом.
Обучающемуся, сдавшему квалификационный экзамен, присваивается квалификация «Столяр» 2-го разряда и выдается свидетельство государственного образца.
Лицо, не сдавшее квалификационный экзамен, получает справку установленного образца.
Столяр 2-го разряда
Профессия – столяр Срок обучения – 2 года (10-1 I классы) Количество учебных
недель за 2 года – 70 Количество учебных часов — 490
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯTEOPETИЧЕСКОЕ ОБУЧEНИЕ
Роль профессиональной подготовки и профессионального образования молодежи в условиях рыночной экономики. Цель, задачи и содержание профессиональной подготовки по программе “Столяр “. Требования, предъявляемые к профессиональным компетенциям столяра. **
Организация теоретического и практического (производственного) обучения: правила внутреннего распорядка, режим занятий, правила поведения и безопасного труда в учебном классе, на рабочем месте.
Общие сведения об истории развития столярного дела. Ознакомление с работами учащихся прошлых лет.
Основные законы рыночной экономики. Общие сведения о собственности. Виды предприятий в зависимости от формы собственности. Понятия: себестоимость, прибыль, инфляция.
Организация трудовой деятельности работников на предприятиях с различными формами собственности. Роль предпринимательства в условиях рыночной экономики. “Бизнес-план” – основа самостоятельной предпринимательской деятельности.
Общие сведения о трудовом праве и основах трудового законодательства в системе производственных отношений. Трудовой контракт (договор) как форма трудовых взаимоотношений работника и работодателя. Виды документов, необходимых для представления работодателю при заключении трудового договора. Гарантии при приеме на работу. Формы заработной платы. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Порядок разрешения трудовых споров. Роль профсоюзов в трудовых отношениях.
Проблемы занятости молодежи в условиях рынка труда. Закон Российской Федерации ”0 занятости населения”, его роль в социальной защите незанятой молодежи. Меры по обеспечению занятости и трудоустройства молодежи на рынке труда.
Виды безработицы: кратковременная, вынужденная, молодежная, женская, экономическая.
Профессии и специальности, пользующиеся спросом на отечественном и зарубежном рынках труда.
Мобильность профессиональных кадров. Требования работодателей к профессионалам. Способы получения информации о вакантных рабочих местах.
Продолжение профессионального образования. Перспективы обучения в учреждениях НПО и СПО.
Строение дерева и древесины. Дерево, его основные части: корни, ствол, крона, их значение. Строение ствола: кора, луб, камбий, заболонь, ядро и сердцевина.
Годичные слои, кольца. Сердцевидные лучи, их виды и назначение в древесине. Разрезы древесины: радиальный, тангентальный и поперечный (торцовый); внешний вид древесины на её основных разрезах.
Характеристика древесины основных пород. Деление древесных пород. Основные хвойные породы: сосна, ель, лиственница, пихта, кедр. Их характеристика. Лиственные кольцесосудистые породы: дуб, ясень, ильм, карагач. Их характеристика. Лиственные рассеяннососудистые породы: береза, осина, тополь, ива, липа, бук, орех, граб, клен, груша, яблоня. Особенности и применение их в столярно-мебельном производстве.
Пороки древесины. Характерные отличия пороков древесины от дефектов. Классификация пороков, сучки, их виды. Классификация трещин, пороки формы ствола, пороки строения древесины.
Физические и механические свойства древесины. Внешний вид древесины: цвет, блеск, запах, текстура. Влажность древесины: усушка, разбухание, коробление.
Плотность, прочность, упругость, твердость. Электро-, звуко- и теплопроводность.
Хранение, сушка, антисептирование древесины. Значение хранения, способы хранения и сушки древесины. Антисептирование и консервирование древесины и ее назначение.
Круглые лесоматериалы, пиломатериалы. Круглые лесоматериалы, их характеристика. Обмер, учет, хранение круглого леса. Пиломатериалы, их виды, обмер, применение.
Материалы на основе древесины. Шпон, фанера, древесные плиты. Шпон, его виды и применение. Строганный и лущеный шпон. Фанера, ее получение, виды, размеры и сорт. Древесностружечные плиты и их назначение.
Клеи. Их свойства. Лакокрасочные материалы. Смолы натуральные и искусственные. Олифы натуральные, полунатуральные и искусственные. Растворители, их назначение, применение и хранение.
Виды чертежей: рабочие, сборочные, эскизы. Инструменты, материалы, приспособления для чертежно-графических работ. Правила пользования чертежным ” инструментом; требования, предъявляемые к готовым чертежам. Современные технологии выполнения чертежно-графических работ.
Чертежи и эскизы столярных изделий. Изображения столярных изделий на чертежах. Условные обозначения допусков и посадок, классов шероховатости обработки, соединений, применяемых при сборке и установке столярных изделий.
Основные положения законодательства по охране труда.
Нормы и правила электробезопасности. Меры и средства защиты от поражения электрическим током.
Пожарная безопасность. Причины возникновения пожаров, меры пожарной профилактики. Меры и средства пожаротушения.
Первая помощь при несчастных случаях (ушибах, порезах, ожогах, отравлениях, поражениях электрическим током).
Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к рабочему месту столяра. Поддержка санитарного состояния оборудования и рабочих мест. Правила личной гигиены. Требования к рабочей одежде. Факторы, влияющие на здоровье человека при выполнении столярных работ. Понятия о профзаболеваниях. Медицинские противопоказания на работу столяра.
Принципы рационального природопользования. Источники и виды загрязнений окружающей среды.
Законодательство в области охраны окружающей среды. Государственные мероприятия по охране окружающей среды. Административная и юридическая ответственность в области природопользования.
Характеристика процесса общения с психологической точки зрения. Методы и средства делового общения.
Индивидуальный подход. Приемы установления психологического контакта.
Психологический климат в коллективе и межличностные взаимоотношения (деловые, формальные, неформальные). Социальные нормы поведения в коллективе.
Конфликт, конфликтные ситуации, причина конфликтов. Способы предупреждения и преодоления конфликтов. Этика профессиональных отношений.
3. Специальный курс
-Основу резании древесины. Основные понятия о резании древесины. Резец, его элементы, основные виды резания. Понятие о силе резания. Факторы, влияющие на процесс резания древесины.
Виды обработки древесины: первичная и вторичная обработка древесины. Механическая обработка древесины, основные операции ручной обработки древесины. Требования, предъявляемые к обработке древесины. Контроль качества работы.
Назначение разметки и виды: черновая и чистовая. Классификация инструмента для разметки. Правила и приемы выполнения операций разметки по чертежу, образцу и шаблону.
Требования безопасности груда и организации рабочего места.
Назначение пиления. Виды инструмента для ручного пиления, его классификация по конструкции и назначению. Требования к подготовке пил к работе. Приемы выполнения операции пиления по разметке вдоль и поперек волокон. Требования к качеству поверхностей после распиливания. Возможные дефекты заготовок и деталей после пиления, их причины и меры предупреждения.
Требования безопасности труда при пилении древесины.
Назначение строгания и его виды: грубое, чистовое, фугование. Виды инструментов для строгания и требования по подготовке их к работе. Правила и приёмы работы ручным инструментом. Разметка при строгании. Правила и приёмы строгания. Требования к качеству строганых поверхностей. Дефекты заготовок и деталей при строгании, их причины и меры предупреждения. Способы контроля точности обработки с помощью предельных калибров. Требования безопасности труда при строгании древесины.
Назначение долбления. Виды долот и стамесок. Правила и приёмы их точки. Правила и приёмы долбления глухих и сквозных гнезд под различными углами. Особенности резания древесины стамеской. Требований к качеству обработанных поверхностей.
Требования безопасности труда при долблении древесины.
Назначение сверления. Виды инструментов для сверления и их устройство. Правила и приёмы разметки и сверления отверстий.
Требования к качеству сверления. Дефекты при сверлении л меры их предупреждения.
Требования безопасности труда при сверлении.
Склеивание и облицовывание. Виды склеивания. Виды материалов, применяемых для склеивания и требования к ним. Требования к склеиваемым поверхностям. Приемы нанесения клея на склеиваемые поверхности. Дефекты склеивания и способы их устранения.
Особенности подготовки клеевых растворов и оснований для облицовывания. Последовательность и состав операций при ручной подготовке облицовок из шпона.
Требования безопасности труда при склеивании и облицовывании.
Технология изготовления столярных изделий. Общие сведения о столярных изделиях. Элементы столярных изделий: деталь, узел. Элементы детали: пласть, кромка, фальц, калёвка и т.д. Основные конструктивные части столярных изделий (брусок, рамка, коробка, щит и др.) и мелкого инвентаря (табурет, тумбочка, стол и др.). Виды инструкционно-технологической документации, используемой при изготовлении и ремонте столярных изделий.
Сборка столярных изделий. Конструкция и способы изготовления основных столярных изделий. Виды механического оборудования для сборки столярных изделий: механическое, пневматическое, гидравлическое, ваймы. Технические требования к качеству сборки.
Технология сборочных работ: последовательность подготовки деталей и узлов столярных изделий к сборке; организация сборочных работ; возможные дефекты при выполнении сборки, способы их предупреждения и устранения; контроль качества сборочных работ.
Технология ремонта столярных изделий. Причины и виды износа столярных изделий. Требования к ремонту столярного инструмента (стоек, средника, ручек у лучковой пилы; клиньев, колодок рубанка, шерхебеля, фуганка). Ремонт столярного верстака, вклеивание задней зажимной коробки (с загнои бракованных частей). Ремонт вставками. Ремонт оконных переплетов, дверей. Контроль качества работ. Требования безопасности труда.
Организация рабочего места столяра. Общие требования безопасности труда на рабочих местах и их соблюдение. Правила внутреннего распорядка.
Правила пользования инструментом, оснасткой, оборудованием при выполнении столярных работ ручным и механизированным инструментом. Требования, предъявляемые к эксплуатации электрифицированного инструмента, нагревательных приборов.
Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к помещению столярных мастерских и рабочему месту столяра. Требования, предъявляемой к личной гигиене и рабочей одежде.
Предупреждение травматизма, оказание первой медицинской помощи при травмах.
Ознакомление с мерами по предупреждению пожаров, с противопожарным инвентарем в учебной мастерской. Хранение легковоспламеняющихся жидкостей. Пользование первичными средствами пожаротушения.
Зачет по правилам безопасности труда и электробезопасности.
Вводный инструктаж по безопасности труда, организации рабочего места при обработке древесины в столярной мастерской. Ознакомление с инструментами и приспособлениями и правилами их пользования при выполнении операций для создания столярных изделий вручную (по каждой технологической операции).
Разметка досок и брусков для поперечного и продольного пиления; плитных древесных материалов для прямолинейного и фигурного пиления и раскроя на столярные заготовки.
Подготовка пил к работе. Одиночное и пакетное распиливание досок, брусков. Пиления по рискам вдоль и поперек волокон. Распиливание с применением шаблонов. Пиление ручными пилами с получением прямолинейного и фигурного распила. Возможные дефекты и их устранение. Ознакомление с ручными электропилами и режущим инструментом, используемым в ручных электропилах.
Подготовка досок и брусков к строганию. Строгание различных поверхностей досок и брусков шерхебелем и рубанком. Профильное строгание поверхностей древесины. Проверка размеров и шероховатости древесины после строгания, зачистка; фугование. Ознакомление с ручными электрорубанками. Подготовка инструмента к работе. Порядок и приемы долбления глухих и сквозных гнезд, зачистка их стамеской. Резание стамеской по разметке, вдоль и поперек волокон, снятие фасок стамесками. Устранение возможных дефектов. Ознакомление с ручным электродолбежником.
Подготовка инструмента к работе. Приемы сверления древесины и древесных материалов. Проверка размеров отверстий и гнезд. Устранение возможных дефектов. Ознакомление со сверлильными электрическими машинами. Сверление, долбление, получение шипов и проушин. Выработка различных видов шипов в заготовках и деталях. Подготовка, зачистка и сборка без клея шиповых соединений всех типов.
Приготовление клеевого раствора. Ознакомление со способами нанесения клея на склеиваемые поверхности. Склеивание заготовок и деталей, склеивание в шиповых соединениях. Устранение возможных дефектов. Проверка качества работ.
Консультации по изученному материалу, продолжению профессионального образования, трудоустройству.
Подведение итогов теоретического обучения (беседа, тестовый контроль и др.)
Аттестация обучающихся в соответствии с профессиональными требованиями и квалификационной характеристикой «Столяра» 2 разряда.