Разработка современного урока по русскому языку

Проектирование современного урока русского языка и литературы в контексте ФГОС

Технологический процесс подготовки урока современного типа базируется на этапах урока:

  • определение цели и задач;
  • отбор содержания учебного материала;
  • подбор методов и приёмов обучения;
  • определение форм организации деятельности учащихся;
  • подбор материала для домашней работы;
  • определение способов контроля;
  • продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;
  • подбор вопросов для подведения итога урока.

Ключом процесса проектирования современного урока может быть технологическая карта урока, которая представляет собой перечень основных требований, включая ряд необходимых параметров:

учет возрастных особенностей

целесообразно выбранный учебник (линия учебников), т.к. он задает алгоритм реализации познавательного процесса

Выбранная технология («Критического мышления», «Портфолио», технология Ильина, технология «Мастерские» и др.

Технологическая карта урока Это способ графического проектирования урока, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

Такими параметрами могут быть:

этапы урока, его цели

содержание учебного материала

методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся

деятельность учителя и деятельность обучающегося

Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований ФГОС

  • четко определить и сформулировать для себя тему урока;
  • определить место темы в учебном курсе;
  • определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок.

Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен?

Как же определяется цель урока в логике системно-деятельностного подхода к образованию? В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования. Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата.

1 Спланировать учебный материал;

2 Подобрать учебные задания, целью которых являются:

  • узнавание нового материала;
  • воспроизведение;
  • применение знаний в новой ситуации;
  • применение знаний в незнакомой ситуации;
  • творческий подход к знаниям

3 Упорядочить учебные задания

4 Составить три набора заданий (задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником)

Выяснить, над какими умениями в настоящий момент необходимо работать ученикам. Здесь необходимо четко представлять, какие УУД формируются на каждом этапе урока.

Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, вызовет удивление, изумление, восторг учеников.

Разработать структуру урока.

Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

  • что контролировать;
  • как контролировать;
  • как использовать результаты контроля

Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помогать им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»

Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов.

Подготовить оборудование для урока.

Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Все учебники проходят экспертизу на соответствие требованиям ФГОС ООО. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.

учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ  № 43»

города Чебоксары Чувашской Республики

Ильиной Наталии Германовны

Определение. Способы его выражения

изучение нового материала

– сформировать понятие определения, умение определять способы его выражения;

– повторить и закрепить: сведения об определении, известные по курсу 5-7 классов.

– формировать языковую, коммуникативную и лингвистическую  компетенцию учащихся

– содействовать воспитанию интереса к русскому языку;

– воспитывать уважительное отношение к чужому мнению; требовательное отношение к себе и своей работе;

– формировать навыки контроля и самоконтроля.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, коллективная

Оборудование для обучающихся: учебник для 8 класса «Русский язык» под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта (Издательство «Дрофа», 2014), раздаточный материал

1. Организационный момент (приветствие, запись в тетрадях даты и классной работы, тема урока не известна, учащиеся сами по ходу выполнения заданий формулируют тему урока, цели и задачи)

2. Вводная часть

  • Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.
  • Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

На доске эпиграф к уроку:

“Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный  (К. Г. Паустовский).

– Я хочу начать наш урок с высказывания великого русского писателя К. Г. Паустовского (чтение эпиграфа).

– Какими словами Паустовский характеризует наш  язык? (Самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный)

Как вы понимаете эти слова?

– на предыдущих уроках русского языка мы говорили о главных членах предложения, о способах выражения подлежащего и сказуемого. Кроме главных членов предложения, какие  ещё бывают? (Второстепенные члены предложения)

Сегодня мы  узнаем  новое об одном из  второстепенных членов предложения.

Как вы будете узнавать новое? (Будем анализировать предложения, заниматься исследованием синтаксических конструкций).

3. Словарный  диктант

До начала знакомства с новым материалом проведём словарный  диктант с дополнительным заданием: указать вид подчинительной связи в словосочетаниях. (Один человек пишет за доской, остальные на местах, затем учитель  проверяет работу, выполненную учащимся.  На местах – взаимопроверка)

  • Не видимый для охотника,
  • не тронутая инеем трава,
  • нисколько не раскаявшийся,
  • не тронутые июльским зноем,
  • не покрашенный заново,
  • никем не выучены,
  • не освещенная солнцем,

– Что вы повторили? (Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи; виды подчинительной связи в словосочетаниях).

А теперь, используя материал, который мы только что повторили, выполните задание: найдите в данных словосочетаниях слова, которые отвечают на вопросы КАКОЙ?

4. Изучение нового материала.

– Определение темы урока учащимися: О чём мы будем говорить на уроке? Какая перед нами стоит задача? Какие части речи могут выступать в качестве определения? Давайте попробуем разобраться в этом, проанализировав следующие предложения и параллельно составляя схему.

1. Я подошёл к огромному дубу.

2. На диван прилёг утомившийся малыш.

3. Я живу на третьем этаже.

4.  Этот рассказ мне понравился.

5.  Её вещи лежали в шкафу.

6. Каждая травинка пробуждается с наступлением весны.

Разработка современного урока по русскому языку

5. Работа с учебником. Самостоятельное чтение материала учебника.

– Чтение материала § 17  (с. 59, 1-2 абзац, примеры)

– А сейчас вы будете работать в группах. Представьте свой вариант алгоритма для работы с второстепенным членом предложения – определением.

Одна из групп представляет свой вариант, остальные дополняют, уточняют.

  • Найти в предложении слова, которые обозначают предмет.
  • Поставить от них вопросы  какой? какое? какая? чей? чья? чьё?
  • Определить, есть ли в предложении слова, которые обозначают признак предмета, свойство, качество, отвечают на вопросы какой, какая, какое, какие, чей.  чья. чьё, чьи
  • Вывод: значит, это определение.
  • Определения в предложении подчёркиваются волнистой линией

– Что вы сейчас открыли? (Алгоритм действий при работе с определением)

– Что теперь вы должны сделать? (Потренироваться)

Ребята! Наши глазки устали, давайте проведём небольшую физкультминутку – гимнастику для глаз:

Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки).

И вдруг проснулся (поморгать глазами).

Больше спать не захотел (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки).

Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны, выдох).

Взвился вверх и улетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).

7. Закрепление нового материала

Работа по учебнику – упражнение 98 (предложения 1, 2, 4, 5) . Запишите предложения, найдите по алгоритму, только что вами составленному определения.

8. Работа по рядам:

Вам даны имена существительные (по рядам), подберите к ним определения

Цветок, дерево, море

9. Самостоятельная работа

Организовать усвоение детьми нового материала.

Запишите предложения под диктовку, подчеркнуть определения, укажите, чем они выражены

1. В голосе его подрагивали нотки смеха.

2. Приказ прекратить огонь был выполнен незамедлительно.

3. Я помню мамин голубенький платок из ситца.

4. Капитан пригласил нас перебраться в каюту попросторнее.

5. В момент вспышки молнии Алеша заметил у дома напротив незнакомую девочку лет десяти.

10. Подведение итогов урока:

– Чему вы сегодня учились?

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какие цели ставили перед собой?

– Вы достигли поставленных целей?

– Что вам помогало справиться с затруднениями?

– Проанализируйте свою работу на уроке и заполните  карточку рефлексии.

– карточка для рефлексии:

11. Домашнее задание:

Из повести Пушкина “Капитанская дочка” выписать по 5 предложений с  определениями, выраженными разными частями речи. Определения подчеркнуть.

Современный урок русского языка в условиях реализации ФГОС

Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.
Джон Дьюи (американский философ и педагог)

Принципиальным отличием  современного  подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных  программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

Современному  обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия;
  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • отличаться мобильностью;
  • быть способными к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования  к уроку как основной форме организации учебного процесса.

Итак, новый образовательный  стандарт  предполагает, что главным содержанием  образования становится развитие личности. Развитие личности в системе общего образования обеспечивает  прежде всего формирование универсальных учебных действий.

Концепция  УУД учитывает опыт компетентностного подхода, который нацелен на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки.

Что же подразумевает под собой термин УУД

  • Совокупность способов действий учащихся (а также связанных с ними навыков  учебной работы), обеспечивающих его способность  к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
  • Одной из функций УУД является обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить  учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Поэтому очень важными умениями, которыми должны обладать учащиеся.
  • Самоконтроль ,целеполагание, рефлексия

Коммуникативные  способности как один из видов УУД основываются на сознательной ориентации учащихся на позиции других людей (прежде всего партнера по общению или деятельности, умении слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном  обсуждении, умении с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Некоторые особенности фундаментального ядра содержания общего образования из раздела «Русский язык»

В связи с этим мы попытались вывести  структурные элементы урока

Мобилизующий этап или организационный   – включение учащихся в активную  интеллектуальную деятельность.

Целеполагание  – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – научиться

На уроке обязательно должен быть момент  осознания недостаточности имеющихся знаний для выполнения заданий учителя.

И наконец коммуникация.  Безусловно, что любой вид исследовательской работы чаще всего проходит коллективно.

Взаимопроверка и взаимоконтроль способствуют реализации коммуникативности современного урока.

Заканчиваться урок должен рефлексией –  осознание учеником и воспроизведении в речи того, чему научился, что нового узнал, в каких своих навыках он продвинулся дальше.

Перед вами сравнительная таблица, которая вам поможет осознать, чем отличается от инновационный  урок отличается от традиционного. Основные структурные этапы урока.

Итак,  оргмомент  или мобилизующий этап, или самоопределение деятельности (по ФГОС   вы можете встретить различные определения).  Проверка домашнего задания может быть включена в мобилизующий этап, но она не является главной на этом этапе. Далее идет самоопределение учащихся на  основе антиципации, т.е  предугадывания того, что они должны сделать на уроке. Обычно это входило в оргмомент, когда учитель формулировал тему урока и ставил перед учащимися цели. Объяснение нового материала в инновационном уроке начинается  с момента осознания учениками недостаточности имеющихся знаний. Этот момент обязательно должен присутствовать на уроке, который соответствует современным требованиям. Закрепление нового, как вы видите, остается и в формате инновационного урока. А вот заканчиваться инновационный урок должен непременно рефлексией. Домашнее задание может быть задано  до рефлексии и после.

Отсюда вытекают и требования к заданиям на уроке:

Повышенный уровень сложности,  проблемный и поисковый характер.

Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний из нескольких  разделов предмета, а еще лучше, если ученикам потребуются знания, полученные на разных предметах.

В ходе поиска технологий, отвечающих требованиям ФГОС, мы вышли на  методику субъективизации процесса обучения русскому языку. Автор- кандидат  педагогических наук, профессор Кировского гуманитарного университета Галина Александровна Бакулина.

Принципы методики субъективизации

  • Ученик равноправный с учителем участник образовательного процесса, которому передается часть функций учителя: определение и формулировка темы урока, определение цели урока, формулировка задания к  учебному материалу
  • Взаимосвязанное сочетание ЧЕТЫРЕХ интеллектуальных процессов: аниципации (предопределение учеником своих учебных действий), целенаправленное развитие логического мышления, повышенная речевая активность, рефлексия.
  • Высокая сложность учебного материала частично-поискового и проблемного характера на всех этапах урока.

Теперь посмотрим, как происходит деятельность ученика на разных этапах.

  • Выполняя  предложенные учителем задания частично-поискового характера, определяет тему урока.
  • Пользуясь опорной  схемой, формулирует цели урока, создает установку на их реализацию.
  • Актуализирует имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности.

Этап овладения новыми знаниями

  • Ученик сам формулирует задания к  упражнениям. Ему дается только материал упражнения,  а задания он формулирует на основе уже имеющегося опыта работы на уроках.
  • Выполняет упражнения, комментируя и поясняя свои действия.
  • Формулирует новое правило на основе анализа предложенного учителем материала.
  • Выявляет родовые признаки предмета
  • Определяет путем сравнивания и сопоставления видовых  понятий существенные признаки предмета
  • Самостоятельно формулирует лексическое значение нового (доселе незнакомого) слова.

Требования к учителю:

Заполни четвертую строку, исключив из каждой строки  лишнее слово

Запись на доске

Примеры заданий мобилизующего этапа, примеры , конечно, простые. Заполнив четвертую строчку, ученик должен догадаться, какая тема урока. Правописание ь после шипящих  на конце наречий.

Опорная запись на доске.

Ученик должен вставить 3 или 4 слова, например, познакомиться с правописанием наречий с ь и учиться правильно писать наречия .Здесь развивается речь учащихся.

На этапе овладения новыми знаниями ученику предлагается следующая запись,  анализируя, ученик должен сформулировать правило.

На этапе закрепления ученику предлагается запись, задание ему нужно сформулировать самому. Сравнивая запись, учащиеся должны догадаться, что нужно  найти синонимичные выражения из справочного материала, заменить фразеологизмы и вставить буквы, раскрыть скобки.

Запишите  новое словарное слово, которое является той же частью речи, что и слово навзрыд,  и что в названном слове нужно заменить корень, взяв его из зависимого слова в словосочетании пасть ниц.

Итак , перед вами сравнительная таблица традиционного урок и урока по ФГОС.

Сравнив деятельность учителя, мы  понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены  на усвоение обучающимся определенной суммы знаний  и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Учитель и ученик – это единое целое,  давайте учиться вместе и  помогать друг другу.

Разработка современного урока по русскому языку

В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Разработка современного урока по русскому языку

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Разработка современного урока по русскому языку

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Современные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения качества образования

Актуальность и перспективность опыта

Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению.

Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Школа является важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить серьёзные цели и достигать их, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

В концепции модернизации Российского образования отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Модернизацию образования невозможно представить без применения современных образовательных технологий на уроках, в том числе и на уроках русского языка и литературы.

Моё педагогическое кредо – «УЧИТЬ детей УЧИТЬСЯ». Отсюда и вытекает моя главная педагогическая задача – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала. Новые образовательные технологии и их отдельные элементы, которые я активно использую на уроках русского языка и литературы, а также и во внеурочное время, помогают мне в успешном решении данной задачи.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов)

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.

Ведущая педагогическая идея

Ведущей педагогической идеей является применение современных образовательных технологий с целью развития интереса к русскому языку и литературе и, как следствие, повышения эффективности обучения.

На своих уроках я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования, не забывая при этом о физическом и психическом здоровье обучающихся. А применение ИКТ на уроках русского языка и литературы повышает интенсивность и результативность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество учебного материала, чем это происходило за то же самое время в условиях традиционного обучения. Использование компьютера благотворно влияет на качество усвоения знаний учащимися.

Наличие теоретической базы опыта.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы обучения

С 2016 года я работаю над методической проблемой «Современные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения качества образования». В своей работе я опираюсь на методические рекомендации, практические материалы, учебные пособия.

ХХI век называют веком технологий, ибо ни одна конкурентоспособная сфера жизни человека сегодня не может обходиться без высоких технологий. Это особо относится к сфере образования.

Современным образовательным технологиям должны быть присущи определённые характеристики:

  • гуманность: технологии должны улучшать качество жизни людей, например, качество образования;
  • эффективность: технологии должны быть результативными, т.е. должны давать положительные результаты;
  • наукоёмкость: технологии должны иметь серьёзное научное обоснование;
  • универсальность: технологии должны иметь широкое применение, например, одна и та же технология должна быть применима для преподавания разных учебных предметов, должна быть пригодна для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития;
  • интегрированность: технологии должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены и тем самым должны дополнять друг друга.

Педагогическая технология – «это продуманная во всех деталях МОДЕЛЬ совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя». (В. М. Монахов)

Современные образовательные технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии:

  • гуманизация образования и личностно ориентированный подход;
  • интеллектуальное развитие детей, их самостоятельности;
  • доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
  • внимание к индивидуальности человека, его личности;
  • чёткая ориентация на развитие творческой деятельности.

Использование новых технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой дисциплине мог провести занятие с использованием информационно-коммуникационных технологий. Это даёт возможность учителю работать дифференцированно и индивидуально, а также экономит время. Всё это побуждает меня к поиску новых педагогических технологий и использованию их в своей практике.

На своих уроках, наряду с традиционными, я применяю современные образовательные технологии. Это позволяет мне успешно реализовывать принципы личностно ориентированного обучения.

Среди приоритетных технологий выделяю:

  • информационно-коммуникационные технологии;
  • технология проблемно-поискового обучения;
  • тестовые технологии;
  • проектная технология;
  • технология интеграции в образовании;
  • технология использования игровых методов;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • технология мастерских;
  • технологии дифференцированного обучения.

Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приёмам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажёром знаний, презентаций результатов собственной деятельности.

Уроки русского языка и литературы с компьютерной поддержкой являются наиболее интересным и важным показателем внедрения ИКТ в учебный процесс.

На своих уроках я применяю компьютер в различных режимах:

  • использование готовых программных продуктов;
  • работа с программами MS Office (Word, PowerPoint);
  • работа с Интернет-ресурсами (www.videourok.ru, РЭШ и др.)
  • компьютерные тесты, предназначенные для контроля уровня усвоения знаний учащихся и для подготовки к ГИА;
  • медиатексты в электронном формате (поэтический текст, прозаический эпизод-анализ и т.п.);
  • создание слайдов с текстовым изображением;
  • компьютерная демонстрация мультимедийного урока или отдельной его части;
  • презентации учебного материала, разработанного мною для уроков;
  • электронные энциклопедии.

Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, развивать познавательную активность обучающихся.

Результаты использования ИКТ на уроке:

  • повышается интерес к предмету, изучаемому материалу;
  • применяется индивидуальный подход;
  • повышается степень наглядности при изложении учебного материала;
  • развивается творческий потенциал детей;
  • появляются возможности для моделирования учебного процесса;
  • снижается утомляемость учащихся;
  • сокращается время на опрос.

Чтобы ученикам было интересно учиться, а нам, учителям, интересно учить, необходимо повышать свою информационную культуру, идти в ногу со временем. Именно поэтому я активно использую в своей педагогической деятельности ИКТ не как дань моде, а как возможность проводить уроки на новом современном уровне.

Проблемно-поисковое обучение формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, самостоятельно находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, делать самоанализ, а также содействует развитию у учащихся критического мышления.

Я активно использует технологию проблемного обучения на разных этапах урока: на этапе актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности, при постановке учебной задачи, а также при построении проекта выхода из затруднения и рефлексии деятельности и т.п.

Проблемные вопросы, поставленные перед учащимися, побуждают их к действию, обучают умению самостоятельно решать проблемы, намечать план поиска решения. Кроме того, проблемная ситуация на уроке приучает детей к анализу, креативному взгляду на вопросы.

Результаты использования данной технологии:

  • совершенствуется умение учащихся обосновывать свою позицию;
  • воспитывается уважение к чужой точке зрения;
  • активизируется познавательная деятельность учащихся;
  • увеличивается количество творческих работ;
  • учитель не даёт знания в готовом виде – дети открывают их сами.

Цель использования тестовых технологий – определять степень усвоения материала учащимися, выявлять уровень знаний, умений и навыков, активизировать работу по усвоению учебного материала, создавать ситуацию успеха, готовить к успешной сдаче ГИА.

На уроках я активно использую тестовые задания при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала на уроках русского языка и литературы, для проведения промежуточного контроля, для проведения зачётных и итоговых контрольных работ, а также для осуществления систематического индивидуального и группового контроля знаний, полученных на уроках.

На уроках я, в основном, использую три формы работы с тестами: коллективную, групповую, индивидуальную. В тестах применяю разнообразные виды заданий: задания с выбором односложного ответа «да» и «нет» или с выбором одного из четырёх предложенных вариантов, с кратким ответом в виде одного-двух слов, задания со свободным развёрнутым ответом.

На уроках контроля применяю разноуровневые тестовые задания (элементы технологии уровневой дифференциации).

Проектная деятельность позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческий потенциал личности ребёнка в процессе обучения.

На уроках стараюсь так организовывать познавательную деятельность учащихся, чтобы у них появлялась возможность самим открывать новые знания. В результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и являться предметом инноваций. Дети сами открывают новые для них факты.

Мои ученики готовят индивидуальные и групповые проекты, принимают активное участие в школьном конкурсе защиты исследовательских проектов.

Данная технология делает учебный процесс более полным, интересным, насыщенным и ориентирует учащихся на самостоятельную работу: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

Технология интеграции в образовании способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.

Данная технология развивает целенаправленность, активность, гибкость мышления и потенциал самих учащихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей.

Я активно использую эту технологию. На уроках русского языка в качестве дидактического материала предлагаю фрагменты текстов художественных произведений различных авторов, а на уроках литературы осуществляю связь с уроками русского языка и истории. На своих уроках я использую музыкальные произведения, записи мастеров слова на дисках, фрагменты экранизации, репродукции картин.

Использование данной технологии расширяет кругозор обучающихся, повышает их интерес к предметам, а также формирует желание учащихся пополнить багаж знаний за пределами материала учебника.

Одной из традиционных остаётся игровая технология. Данная технология обладает огромными возможностями. Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развиваются внимание, стремление к знаниям.

С пятого класса начинаю проводить работу в группах. В среднем звене очень эффективны игры – соревнования, основанные на групповой деятельности: «Кто больше?», «Кто быстрее?». Подобные игры – соревнования развивают у ребят чувство личной ответственности за результат, быстроту реакции. Кроме того, подобная игровая деятельность насыщает урок эмоционально, поддерживает высокий уровень интереса к предмету.

К старшим классам игровая деятельность все больше замещается ролевыми, деловыми играми, уроками – конференциями, уроками – практикумами. Групповая работа возможна на уроке на разных его этапах. Например, после объяснения нового материала группам предлагается изложить материал в виде опорной схемы, рисунка, кластера, таблицы, чтобы данный материал было легче запомнить.

Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение и предотвращает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Урок – основная форма организации учебной деятельности школьников, а потому считаю важным обратиться к основным требованиям к уроку с позиций здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие технологии и их элементы применяю на уроках и во внеурочное время. Я всегда внимательно отношусь к состоянию здоровья учащихся на уроке, систематически организую физкультурные паузы. Используя технические средства обучения, обеспечиваю оптимальные нагрузки при определении объёма заданий. Осуществляю чередование видов деятельности, предупреждающее переутомления учащихся.

Наблюдения показывают, что грамотное использование здоровьесберегающих технологий позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.

Одной из форм организации учебного процесса, предполагающей творческую деятельность по построению собственных знаний в рамках той или иной учебной темы, является педагогическая мастерская.

Педагогическая мастерская – это педагогическая технология, соединяющая игровые, исследовательские, проблемные виды деятельности. На таких занятиях детям интересно работать, помогать друзьям, весело слушать ответы других, отпадает функция принуждения. Подготовка мастерской требует от учителя нестандартного подхода. Данная технология требует, прежде всего, гуманистической философии учителя, в основе которой – личностно-ориентированный подход к ребенку, развитие его индивидуальности.

В работе мастерской важен сам процесс, а не только результат творческого поиска. Именно он приобщает ребенка и взрослого к радости творчества, к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности.

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, выстроенном в соответствии с принципами мастерской, ничто не заучивается, все усваивается только в действии.

Использование технологии педагогических мастерских позволяет:

  • самостоятельно добывать знания, закреплять полученные знания,
  • формировать навыки самооценки, самоконтроля,
  • осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность при написании сочинений, составлении проектов.

В своей практике я применяю технологию педагогических мастерских на уроках русской литературы во время прохождения новой темы и при обобщающих занятиях. Данную технологию использую в разных целях:

  • для творческого знакомства с личностью писателя и поэта (ученики, работая коллективно и индивидуально, выполняя разнообразные задания, обогащают свой словарный запас, строят самостоятельно свои знания о поэте и в итоге пишут собственный текст о писателе, поэте);
  • для исследовательской работы;
  • для изучения творческой лаборатории писателей и поэтов.

Таким образом, технология педагогических мастерских в сочетании с современными информационными технологиями может существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всестороннего развитой, творчески свободной личности, познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

Дифференцированный подход в обучении как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся.

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности заключается в раскрытии индивидуальности. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и максимальному развитию способностей каждого ученика. Существенно то, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определённым программным минимумом знаний, умений и навыков.

Дифференцированная организация учебной деятельности учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. Во внимание также принимаются индивидуальные запросы личности, её возможности и интересы в конкретной образовательной области.

Для повышения эффективности урока и решения вышеперечисленных задач применяются различные виды дифференцированного обучения: карточки для коррекции знаний, разноуровневый раздаточный и дидактический материал, в котором взяты за основу поэтапное, пошаговое формирование учебных приёмов, и т.п. Это позволяет учащимся устранять имеющиеся пробелы в знаниях и прочно усваивать текущий учебный материал.

Особым видом дифференцированного обучения является домашняя работа. Она происходит без непосредственного руководства учителя. Поэтому нуждается в создании необходимых условий для её успешного выполнения. Одно из главных условий – это доступность домашней работы. Дифференцированный подход к выполнению домашнего задания позволяет каждому школьнику работать в своём оптимальном темпе, даёт возможность справляться с заданиями, вселяет уверенность в собственные силы. Материал учебников помогает варьировать задания с учётом индивидуальных особенностей учащихся, находить новые приёмы, активизирующие внимание, память и мышление школьника.

Я убедилась, что использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы даёт высокие результаты:

  • развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;
  • способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;
  • помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
  • развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.

Мои ученики активно принимают участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах («Рукописная книга», «Живая классика», конкурс сочинений «Комсомол в моей семье», конкурс чтецов «Закружилась листва золотая», Всероссийская олимпиада школьников), показывают хорошие результаты, становятся победителями и призерами.

Применение современных образовательных технологий позволяет мне:

  • наполнить уроки новым содержанием;
  • развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
  • формировать элементы информационной культуры;
  • прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
  • поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий.

Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения, для того чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование.

Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников. Важными показателями результативности считаю, что мои выпускники успешно проходят ГИА, поступают в учебные заведения.

Внедрение современных информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Для меня компьютер на уроке – это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, сопровождающие урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся. Информационно-коммуникационные технологии делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей, доступность диалогового общения в интерактивном режиме.

Психологи отмечают, что для современного человека характерно стремление к визуальному восприятию информации. Учащиеся лучше воспринимают зрительный ряд, чем текстовый. Применение в процессе обучения информационно-коммуникационных технологий способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным.

Анализируя свой педагогический опыт, я пришла к выводу, что использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы дает высокие результаты.

Трудности и проблемы при использовании опыта

Уроки с использованием современных образовательных технологий имеют практические, теоретические и познавательные результаты, они интересны ученикам. Ребята получают возможность подготовиться к итоговой аттестации по предмету, получают знания о том, где можно самостоятельно получить необходимую информацию, у многих возникает интерес к дальнейшему изучению темы.

Однако хотелось бы отметить, что внедрение современных образовательных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью.

Несмотря на эффективность современных технологий, не стоит забывать о том, что проблемы в их использовании существуют в настоящее время. Например, проблема как работать с электронными устройствами, как задействовать его в педагогическом процессе. Поэтому учителям пришлось научиться работать совместно с применением современных технологий. Особенностью инновационной технологии является то, что ее разработка и применение требует высокой активности, на что затрачивается немало времени и сил со стороны учителя, необходимые для подробного разъяснения материала. Например, презентация к новому материалу. Здесь мы видим минус в том, что презентация как наглядность без объяснения и рассмотрения материала приведет к низкому уровню усвоения, запоминания и воспроизведения темы.

Излишнее увлечение современными технологиями проведения занятий может стать причиной того, что ученик, вовлечённый в «нескучные» формы обучения, окажется неспособным к усвоению материала, предложенного в традиционной вербальной форме. Не стоит забывать, что живое, эмоциональное слово учителя-словесника никогда не заменит даже самая умная машина.

Учителю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к обучающемуся и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и обучающиеся: им непривычно видеть педагога в роли помощника, организатора познавательной деятельности.

В.Г. Белинский писал: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. Но, мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Адресные рекомендации по использованию опыта

Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы, участвую в работе семинаров и секций муниципального уровня, провожу открытые уроки, посещаю уроки коллег. Разработки и презентации мероприятий, уроков с использованием современных образовательных технологий выкладываю в сети Интернет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *