Развитие естественно-научной функциональной грамотности

Библиографическое описание

Колесникова, Г. М. Развитие естественно-научной функциональной грамотности / Г. М. Колесникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.3 (111.3). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27961/ (дата обращения: 04.05.2023).

системы образования – это подготовка людей,

обладающих критическим мышлением и способных

ориентироваться в информационных потоках».

Главой государства Н. Назарбаевым в Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников.

Актуальность моего педагогического опыта заключается в формировании у школьников чувства необходимости самообразования и самостоятельного добывания знаний. Но большая часть учащихся не способны самостоятельно добывать знания, следовательно, необходимо разработать задания, которые будут направлять работу учащихся, и тем самым у них будет развиваться естественнонаучная грамотность.Соответственно, если функциональная грамотность это освоение и применение школьниками теоретических знаний по биологии в своей повседневной жизни, то основные задачи ставлю перед собой как учитель для формирования функциональной грамотности у школьников следующие:

– Прежде всего, это создание необходимых условий во время учебной деятельности.

– Применение новых технологий в обучении способствуют развитию функциональной грамотности школьников на уроках биологии.

– Разработка упражнений и заданий, направленных на развитие естественнонаучной грамотности школьников.

При планировании уроков передо мной стоят несколько вопросов. Каким должен быть урок? И какими должны быть задания, для формирования у школьников навыков функциональной грамотности, а,следовательно, и компетентности? Вот уже на протяжении нескольких лет на своих уроках применяю новейшие технологии обучения, критическое мышление, работа в группах и в парах. По мере работы накапливается и материал.

Для развития естественнонаучной грамотности важно включать в материал любой темы биологии упражнения на развитие, конечно же, общеучебных умений и навыков.

Вот несколько примеров учебных заданий из личного опыта.

1. Биологические задачи на формирование умений и навыков 8 класс:

Объясните, почему у других заметить ошибку легче, чем у себя? Почему ошибки рекомендуются исправлять красным карандашом?

Часто, при небольших операциях, хирурги применяют местный наркоз, то есть обезболивают небольшой участок кожи и лежащих под ней тканей. Во время такой операции больной чувствует прикосновение ножа хирурга, но не ощущает боли. Дайте объяснение этому явлению.

На формирование понимания изучаемого материала. На уроке биологии в 7 классе информация о том, что не все пауки плетут паутину, была воспринята неоднозначно. Но после самостоятельного изучения дополнительного текста ученики в этом не только убедились, но и сделали вывод о причинах такого явления и указали много разных способов использования паутины в жизни пауками.

Очень интересно ученикам самим придумывать вопросы или тестовые задания. Это делает процесс обучения более эффективным. И развивает такие качества ученика как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Задания, направленные на развитие внимания.

Дан перечень некоторых понятий. Расположите их в определенном порядке:

Найдите ошибку в определении:

Питание – это процесс переваривания пищи.

Пищеварение – это процесс механической переработки пищи.

Ферменты – это особые белки, способствующие выделению.

Конечно, в своей работе применяю групповую и парную работу. Учащимся этот вид деятельности нравится. При планировании таких уроков больше уделяю внимания на самостоятельную работу учеников. Использую методы активного чтения: маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа); ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д. На самом деле виды групповой работы разнообразны, но все они нацелены на самообразование и самостоятельное добывание знаний.

Результативностью своей работы могу считать следующие данные анкетирования 60 учащихся 8 классов (таблица 1).

Какие навыки вы приобретаете на уроках биологии?

Развитие естественно-научной функциональной грамотности

Рис. 1. График

Одним из элементов в своей профессиональной деятельности считаю – развитие таких умений и навыков, которые способствуют успешности моих учеников в повседневной жизни. Каждый учитель, работающий в современной школе, обязан научить этому своих учеников. Стремлюсь к этому и я.

  • Национальный план развития функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, утвержденный Правительством Республики Казахстан от 25 июня 2012 года № 832.
  • Куриленко Е. Н. Развитие функциональной грамотности на уроках естественно-математического цикла. 2014 г.

Основные термины (генерируются автоматически): естественнонаучная грамотность, урок биологии, задание, функциональная грамотность, критическое мышление, навык, повседневная жизнь, самостоятельное добывание знаний, учебная деятельность, функциональная грамотность школьников.

Куприянова, С. Г. Особенности формирования естественнонаучной грамотности обучающихся основной школы / С. Г. Куприянова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 2 (33). — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/192/6177/ (дата обращения: 04.05.2023).

В статье обоснована необходимость формирования функциональной грамотности обучающихся, описаны особенности формирования естественнонаучной грамотности, приведены примеры заданий

Ключевые слова

: функциональная грамотность, международные исследования, естественнонаучная грамотность.

Международные исследования, такие как PIRLS (исследование качества чтения и понимания текста), TIMSS (исследование качества математического и естественнонаучного образования), PISA (программа по оценке образовательных достижений обучающихся), в последние годы стали оказывать большое влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Российские школьники показывают достаточно высокий уровень предметных знаний и умений, но в то же время, они испытывают определенные затруднения в области применения этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни. Также сложности у обучающихся возникают при решении заданий, основанных на умениях работать с информацией, представленной в различных формах. Например, отставание по показателям PISA у российских школьников наблюдается по уровню функциональной грамотности, а также по способностям применять на практике знания и навыки.

В своём указе от 7 мая 2018 года президент России В. В. Путин поставил перед правительством РФ задачу обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Исследование PISA рассматривается как универсальный инструмент сравнительной оценки эффективности школьного образования. Данные, которые получены в ходе исследования, должны послужить основой для определения стратегий развития системы образования. Среди основных причин невысоких результатов российских школьников можно назвать следующие:

– недостаточная сформированность способности использовать предметные знания и умения при решении задач, приближенных к реальным ситуациям;

– невысокий уровень овладения общеучебными умениями, такими как поиск новых или альтернативных способов решения задач, проведение исследований, подготовка проектов.

Данные причины связаны с ориентацией учебного процесса в российских школах на овладение предметными знаниями и умениями, решение типичных задач, входящих в демоверсии или банки заданий ЕГЭ, ОГЭ.

Одним из направлений совершенствования образования в России является формирование функциональной грамотности обучающихся.

Естественнонаучная грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Рассмотрим некоторые особенности формирования естественнонаучной грамотности. Среди компетентностей, определяющих естественнонаучную грамотность, нужно выделить следующие:

– понимание основных особенностей естественнонаучного исследования;

– умение описывать и объяснять естественнонаучные явления, используя имеющиеся знания, умение прогнозировать изменения;

– умение проводить анализ и формулировать выводы на основе имеющихся данных и научных доказательств.

Для формирования данных умений и видов деятельности необходимо использовать общие подходы к разработке учебных заданий по предметам естественнонаучного цикла. Задания должны иметь компетентносто-ориентированный характер.

Для развития естественнонаучной грамотности учитель должен включать в содержание изучаемых тем задания на развитие общеучебных умений и навыков, таких как: умение работать с текстом, трансформировать информацию из одной формы в другую, умение решать прикладные задачи, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях, умения проводить исследование, высказывать предположения, гипотезы.

Примеры заданий для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся:

Задание для учащихся 6–х классов: Известный голландский естествоиспытатель Ян Батист ван-Гельмонт в XVII веке провел интересный опыт: он взял горшок с 80 кг почвы и посадил в него саженец ивы. Почва в горшке была накрыта, чтобы туда не попадала пыль и другие вещества из воздуха. Ученый не вносил в почву никаких удобрений, только регулярно поливал водой. Через 5 лет саженец превратился в дерево, масса его увеличилась на 58 кг. Потом ван-Гельмонт взвесил почву. Оказалось, что ее масса за эти пять лет уменьшилась всего на 60 г. Как вы считаете, какой вывод мог сделать ученый из проведенного опыта? За счет чего за 5 лет настолько увеличилась масса растения?

Задание для учащихся 7-х классов: Прочитайте текст: Пчеловоды разных стран мира бьют тревогу из-за возникновения опасного явления, которое получило название «Синдром гибели пчелиных семей». Оно заключается в том, что пчелы покидают свой улей и потом погибают. Данное явление уже привело к гибели десятков миллиардов пчел. Ученые считают, что есть несколько причин этого явления, одна из которых — использование в сельском хозяйстве инсектицида имидаклоприда. Но этот синдром оказывает влияние не только на пчел. Орнитологи (ученые, изучающие птиц) также заметили его влияние. Например, подсолнух служит источником пищи не только для пчел, которые питаются его нектаром, но и для птиц, которые питаются его семенами. Учитывая эту связь, объясните, почему исчезновение пчел может привести к сокращению численности птиц.

Задание для учащихся 9-х классов: Предположите, что может произойти, если из этой схемы исключить звено «микроорганизмы»? (рис.1)

Развитие естественно-научной функциональной грамотности

Рис.1. Круговорот азота в природе

Достаточный уровень сформированности естественнонаучной грамотности выпускника основной школы — важный социально значимый результат образования, который лежит в основе формирования научного мировоззрения личности.

  • Вершиловский С. Г., Матюшкина М. Д. Функциональная грамотность выпускников школ //Социологические исследования. № 5, 2007.
  • Леонтьев А. А. От психологии чтения к психологии обучению чтению //Материалы 5-ой Международной научно-практической конференции (26–28 марта 2001г). В 2-х частях. Ч.1 /Под ред. И. В. Усачевой. М., 2002.

Сергеева, Б. В. Естественнонаучная грамотность младших школьников / Б. В. Сергеева, А. Е. Чувилко. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 103-109. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/484/17884/ (дата обращения: 04.05.2023).

В

статье рассматриваются

актуальные теоретические подходы к формированию естественнонаучной грамотности обучающихся младшего школьного возраста. Данная тема является актуальной для рассмотрения в связи с тем, что государство предъявляет особые требования к уровню естественнонаучной грамотности выпускника школы, так как естественнонаучная грамотность является важной составляющей эколого-гражданского развития личности обучающегося.

Ключевые слова:

естественнонаучная грамотность, младшие школьники, обучающиеся, окружающий мир, развитие, формирование.

Обучение в начальной школе является активным этапом формирования функциональной грамотности. Содержание функциональной грамотности определяется нормами ФГОС НОО.

В состав функциональной грамотности входят интегративные и предметные компоненты. Естественнонаучная грамотность является одним из предметных компонентов функциональной грамотности, формирование которых начинается в начальной школе.

Структурными элементами естественнонаучной грамотности как предметного компонента функциональной грамотности являются:

– осознание важности научных представлений о природе и окружающей среде;

– проявление познавательного интереса к естественнонаучным предметам;

– формирование умений применять элементарные методы естественнонаучного познания;

– формирование готовности осваивать и использовать знания о природе для решения учебных и жизненных задач;

– формирование рефлексивных умений оценивать действия человека по отношению к природе.

Формирование естественнонаучной грамотности младших школьников имеет свои специфические особенности и возможно только при соблюдении ряда педагогических условий.

В начальной школе распространены репродуктивные средства обучения, однако они не способны в полной мере сформировать необходимые умения и представления естественнонаучной грамотности младших школьников. Поэтому поиск альтернативных средств формирования естественнонаучной грамотности является на сегодняшний момент актуальной проблемой.

Одно из особенностей формирования естественнонаучной грамотности, согласно точке зрения Н. Ф. Виноградовой, является обязательное наличие следующих компонентов, направленных на формирование представлений обучающихся об окружающем мире:

– мотивационный компонент;

– содержательный компонент;

– деятельностный компонент.

Из этого следует, что формирование естественнонаучной грамотности происходит не с помощью овладения только естественнонаучными знаниями, а путем формирования естественнонаучных умений.

Результаты исследования PISA свидетельствуют о том, что формирование естественнонаучной грамотности происходит с учетом формирования следующих компетенций:

– объяснение природных явлений с научной точки зрения;

– применение естественнонаучных методов исследования;

– интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.

Следовательно формирование естественнонаучной грамотности предполагает систематическое установление новых связей среди неизвестных и известных предметно-специфических действий при формировании своего образа картины мира. Поэтому формируя данный вид функциональной грамотности, стоит учитывать, что деятельность детей должна быть направлена не только на приобретение естественнонаучных знаний и представлений, но и на непосредственное применение их в различных жизненных ситуациях.

Для того, чтобы грамотно реализовывать формирование естественнонаучной грамотности, следует методически верно осуществлять проектирование заданий, используемых в педагогической деятельности. Л. Н. Румянцева указывает, что педагогу следует опираться на следующие принципы:

– принцип практической деятельности;

– принцип наблюдения и проведения эксперимента;

– принцип моделирования;

– принцип актуальности и ориентированности на личностное участие в решении житейских ситуаций.

Также особый приоритет при формировании естественнонаучной грамотности имеет реализация поисково-исследовательской деятельности обучающихся. Причинами этому являются то, что в процессе поисково-исследовательской деятельности происходит формирование умений проводить научные эксперименты и моделировать свойства предметов или природных явлений, что является одними из основных умений естественнонаучной грамотности.

Также следует отметить, что целесообразно и применение групповой формы работы обучающихся, поскольку она способствует формированию познавательных и регулятивных учебных действий. Для формирования естественнонаучной грамотности Л. Н. Стрельникова предлагает использовать следующий комплекс заданий:

– ситуационные задачи или задания, содержание которых приближено к реальной действительности и связано с различными сферами человеческой деятельности;

– задачи метапредметного содержания, которые могут быть решены при использовании предметных знаний, умений и навыков;

– проблемные ситуации, связанные с повседневной жизнью.

Отметим, что задания лучше всего использовать в интерактивном формате, поскольку такой вид заданий позволит параллельно осуществлять и формирование информационных умений и навыков.

Л. А. Юдина определяет ряд задач, которые решаются педагогом в процессе формирования естественнонаучной грамотности:

– создание необходимых условий для достижения школьниками запланированного уровня образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и потенциалом каждого конкретного учащегося, что обеспечит последующее развитие личности обучающегося в течение всей его жизни, в том числе посредством самостоятельного и осознанного выбора программ общего и профессионального образования и самообразования;

– формирование у каждого учащегося опыта творческой и социально значимой деятельности путем выявления и реализации собственных способностей, возможностей и интересов;

– накопление учащимися опыта конструктивного и продуктивного общения, а также взаимодействия на основе гуманистических отношений.

Также для того, чтобы формирование естественнонаучной грамотности было продуктивным и эффективным, следует применять образовательные технологии, направлениями которых являются ориентация на личность, развивающий характер и взаимосвязь «субъект-субъект». К таким технологиям относятся технология проблемного обучения, технология проектной деятельности, обучение на основе «учебных ситуаций», уровневая дифференциация обучения, информационные и коммуникационные технологии, технология оценивания учебных достижений учащихся

Н. А. Рыжова указывает на эффективность применения в процессе формирования естественнонаучной грамотности следующих форм и методов, как:

– проектная деятельность;

– природные экскурсии;

– дидактические игры на естествоведческую тематику;

– акции экологической направленности.

Одним из новых средств формирования естественнонаучной грамотности является геймификация. Следует отметить особую роль Московской электронной школы в разработке современных методов и средств формирования естественнонаучной грамотности. Однако не всегда данные средства являются доступными для применения в образовательной среде начальной школы.

Поэтому все чаще педагоги обращаются к более доступным средствам повышения уровня естественнонаучной грамотности, одним из которых является чтение авторских текстов естественнонаучной направленности. Содержание художественных произведений представляет собой описание наблюдений за природой. Чтение подобных текстов будет способствовать развитию эстетических чувств, пополнению словарного запаса и формированию естественнонаучных представлений. Примерами таких текстом могут служить произведения В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова и других.

Помимо художественных произведений для формирования естественнонаучной грамотности также можно использовать сказки и мультфильмы. Они являются адаптированным средством обучения под возрастные особенности младших школьников и одновременно могут быть источником естествоведческих знаний.

Как отмечалось выше, для повышения естественнонаучных используются и современные интерактивные средства, к примеру, виртуальные экскурсии. Современные сервисы карт, виртуальные экскурсии музеев и природоохранных территорий позволяют познакомить школьников с уникальными природными явлениями и локациями, не выходя из школьного кабинета. Такое средство обучения можно применять при дистанционных образовательных технологиях.

Также с целью формирования естественнонаучных представлений могут применяться и дидактические игры, в ходе которых дети в игровой форме знакомятся с естествоведческими научными понятиями. Так, для проектирования дидактических интерактивных игр можно использовать такие образовательные порталы, как LearningApps.org, Learnis и другие.

С помощью вышеуказанных электронных ресурсов можно создать естествоведческий квест, задания которого будут направлены на достижение определенного результата. В процессе выполнения квеста параллельно происходит и формирование коммуникативных учебных универсальных действий.

Для формирования естествоведческой грамотности применяются и отрывки из музыкальных произведений, которые чаще всего связаны с временами года или экологическими ситуациями. Примерами таких произведений являются:

– «Времена Года И. Гайдна;

– «Весенний сон» Ф. Шуберта;

– «Весенняя кантата» Г. Свиридова;

– «Форель» Франца Шуберта;

– «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакова.

Использование музыкальных фрагментов при формировании естественнонаучной грамотности является тем компонентом, который привлекает внимание обучающегося к вопросам естественнонаучного материала, так и к эстетическим потребностям. Аналогичную цель преследует и использование изобразительных произведений на уроках естественнонаучной направленности в начальной школе.

Таким образом, естественнонаучная грамотность является предметным компонентом функциональной грамотности младших школьников. Формирование естественнонаучной грамотности имеет ряд особенностей, которые были раскрыты в данной статье. Одной из особенностей естественнонаучной грамотности является использование традиционных и продуктивных средств обучения. Формирование естественнонаучной грамотности происходит не с помощью овладения только естественнонаучными знаниями, а путем формирования естественнонаучных умений. Повышение уровня естественнонаучной грамотности происходит путём реализации принципов практической деятельности, наблюдения и проведения эксперимента, принцип моделирования, актуальности и ориентированности на личностное участие в решении житейских ситуаций. Нами были проанализированы особенности использования таких средств формирования естественнонаучной грамотности как чтение авторских текстов естественнонаучной направленности, реализацию сказок и мультфильмов, прослушивание музыкальных произведений, проведение виртуальных экскурсий, естествоведческих дидактических игр, мобильные приложения, позволяющие развивать умения наблюдения естествоведческих объектов.

  • Естественнонаучная грамотность / Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» // Ин-т стратегии развития образования РАО. — URL: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/index.php (дата обращения: 18.03.2022).
  • Жилина Т. И. Естественнонаучная грамотность школьника: опыт формирования и оценивания в деятельности учителя начальных классов / Т. И. Жилина // Формирование основ естественнонаучной грамотности младших школьников: Сборник материалов краевой научно-практической конференции / Ин-т разв. образ. Краснодар. края. Краснодар, 2021. — 132 с.
  • Круглянина Т. Я. Формирование естественнонаучной грамотности младших школьников. — URL: https://infourok.ru/statya-formirovanie-estestvennonauchnoj-gramotnosti-shkolnikov-4451876.html (дата обращения: 17.03.2022).
  • Ковалева Г. С. Изучение естественно-научной грамотности в рамках международной программы PISA / Г. С. Ковалева // Естествознание в школе. — 2016. — № 2. — С. 2–11.
  • Рубахина С. Г. Формирование естественнонаучной грамотности в дополнительном образовании школьников / С. Г. Рубахина // Вестник ПГГПУ. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. — 2023. — № 1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-estestvennonauchnoy-gramotnosti-v-dopolnitelnom-obrazovanii-shkolnikov (дата обращения: 18.03.2023).
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2018 г. М-во образования и науки РФ. — М.: Просвещение, 2018. — 53 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *