Развитие функциональной грамотности на уроках биологии в 5-6 классах

Комплекс учебных заданий по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/366744-kompleks-uchebnyh-zadanij-po-formirovaniju-i-

Свидетельство о регистрации
СМИ

Развитие функциональной грамотности на уроках биологии в 5-6 классах

Зачем размещать разработки
у нас?

  • Свидетельство бесплатно
  • Нам доверяют
  • Нужно использовать при аттестации

Свидетельство о публикации
в СМИ

Развитие функциональной грамотности на уроках биологии в 5-6 классах

Диплом за инновационную
профессиональную
деятельность

Развитие функциональной грамотности на уроках биологии в 5-6 классах

“Задания по формированию функциональной грамотности на уроках английского языка”

Учитель иностранного языка

Методическая разработка содержит задания по формированию функциональной грамотности на уроках английского языка: естественнонаучной, математической. финансовой и читательской.
Переориентация системы образования на развитие функциональной грамотности учащихся закреплена во ФГОС ОО на концептуальном уровне в связи с тем, что в современном обществе востребован человек функционально грамотный, способный самостоятельно и активно действовать в нестандартных ситуациях, принимать решения, гибко адаптироваться в изменяющихся условиях общества, в различных сферах общественной жизни, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
Функциональная грамотность показывает, насколько обучающийся может использовать полученные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях. Функциональная грамотность направлена на решение бытовых проблем; является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах; связана с решением стандартных, стереотипных задач.
Динамика современной жизни ставит задачу адаптации выпускников школ к заранее не определенной профессиональной траектории и формирования их готовности к решению задач в условиях новых технологических и социальных возможностей. Содержание школьного образования и учебной деятельности все больше ориентируется на формирование функциональной грамотности, становясь контекстуальным, приближенным к реальным ситуациям и формирующим стратегии поведения в различных контекстах реальной жизни. Умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности с опорой на прикладные знания в изменяющемся мире характеризует функциональную грамотность в контексте образовательных результатов и уровня образованности. Последний включает «знание правил, норм, инструкций, применение правил в известных ситуациях, обоснование и применение известных правил в новых ситуациях, использование универсальных способов деятельности для решения функциональных проблем в учебных ситуациях, решение функциональных проблем, связанных с реализацией отдельных социальных функций»

Развитие функциональной грамотности на уроках биологии в 5-6 классах

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка

учитель иностранных языков

Данная статья посвящена проблеме функциональной грамотности на уроках английского языка. В статье ассматриваются напарвления функциональной грамотности и примеры различных упражнений в учебнике Spotlight направленные на формирование всех ее видов. Данная статья будет полезна для практикующих преподавателей иностранноготязыка.

«Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка»

В современном мире иностранный язык стал средством взаимодействия общества, роль которого возрастает в связи с развитием международных экономических, научных, социальных, культурных связей. Уже не возникает вопрос «Зачем нужен иностранный язык?». Мы все чаще сталкиваемся с необходимостью использования его в повседневной жизни. Кроме того, в современном мире люди стали больше путешествовать, а это прекрасная возможность осваивать другую культуру и в то же время нести свою.

Мы помним, что основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения знаний, поэтому можно смело утверждать, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности. обучения, а и за пределами школы. Поэтому формирование функциональной грамотности на уроках английского языка является неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку язык является средством общения и взаимодействия не только в процессе обучения но и за пределами школы.

Функциональная грамотность – одно из центральных понятий в образовательном процессе на сегодняшний день. Функционально грамотная личность – способна использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.  Как же следует организовать работу на уроке английского языка, чтобы в процессе обучения была сформирована функциональная грамотность у учащихся. Достичь функциональной грамотности в процессе обучения можно различными способами.

Можно выделить несколько особенностей заданий для формирования функциональной грамотности:

– в каждом из заданий описывается жизненная ситуация;

– контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;

– ситуация требует осознанного выбора модели поведения;

– вопросы изложены простым и ясным языком.

Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:

Проанализировав задания из учебника , непосредственно с которым мы работаем, можно найти много примеров упражненийнаправленных на формирование всех видов функциональной грамотности на уроках английского языка.

Формированиематематической грамотности начинается, когда обучающиеся работают с числительными на разных этапах обучения. Обратите внимание на пример заданий из учебника для 5 класса, где ученикам предлагают произвести простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся.

Развитие функциональной грамотности на уроках биологии в 5-6 классах

Финансовая грамотность – способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств. Прошу обратить внимание на задания из учебника для 6 класса. Через выполнение упражнения № 4, где учащимся необходимо составить диалог, может быть реализована задача на формирование финансовой грамотности

Развитие функциональной грамотности на уроках биологии в 5-6 классах

ри уровня ситуации:

– Личностная – связанная с самим учащимся, его семьей, друзьями.

– Местная/национальная – связанная с проблемами данной местности или страны.

– Глобальная – когда рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира.

Можно выделить следующие тематические области, в контексте которых реализуетсяестественнонаучнаяграмотность:

– природные ресурсы;

– окружающая среда;

– опасности и риски;

– связь науки и технологий.

При этом каждая из ситуаций может рассматриваться на одном из трех уровней.

Развитие функциональной грамотности на уроках биологии в 5-6 классах

Развитие функциональной грамотности на уроках биологии в 5-6 классах

Глобальные компетенции — это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

Одну из глобальных проблем – проблему экологии обсуждают на уроках английского языка в 7 классе, учебник .

Развитие функциональной грамотности на уроках биологии в 5-6 классах

Креативное мышление – это новый компонент функциональной грамотности. Привычка размышлять и мыслить креативно ― важнейший источник развития личности учащегося. Способность к креативному мышлению базируется на знаниях и опыте и может быть предметом целенаправленного формирования. Таким образом, нам важно сделать акцент на «малой» ежедневной, бытовой креативности, а не на ярко выраженном таланте. Важно предлагать задания, которые могут постепенно стимулировать привычку креативно мыслить и отзываться на проблемы. Креативное мышление свойственно каждому ребенку. Важно его не заглушить, а поддерживать и развивать. Самый большой спектр возможностей для развития творческого потенциала учащихся, у раздела Portfolio, учебник 5. Учащимся предлагается создать презентации, доклады, постеры, альбомы, коллажи.

Развитие функциональной грамотности на уроках биологии в 5-6 классах

Развитие функциональной грамотности на уроках биологии в 5-6 классах

Развитие функциональной грамотности на уроках биологии в 5-6 классах

Читательская грамотность – это одно из направлений функциональной грамотности и, на мой взгляд, базовое направление. Какое бы задание не получил учащийся, первое что ему нужно сделать это ПРОЧИТАТЬ задание.

В своей практике учителя сталкиваются смногочисленными затруднениями учащихся при работе с текстом:

  • Учащиеся не могут выделить ключевые слова и определить главную мысль текста,
  • Учащиеся не могут подобрать к этому тексту заголовок
  • Учащиеся не умеют читать диаграммы и интерпретировать информацию, данную в таблицах,
  • Учащиеся не в состоянии перенести знания и умения из одной области в другую.

Поскольку одной из главных составляющих преподавания иностранного языка является заинтересованность обучающихся, на уроках при работе с текстом можно использовать современную педагогическую технологию, которая сделает урок интересным – это технология развития критического мышления через чтение и письмо. Благодаря этой технологии, работа с текстом предполагает большой спектр заданий:

– Подобрать антонимы или синонимы к словам.

– Перефразировать предложения, используя определенную грамматическую структуру.

– Прочитать заглавие и сказать, о чём (ком) будет идти речь в данном тексте.

Прочитать текст, разделить его на смысловые части, подобрать названия к каждой из них.

– Прочитать текст и выделить основные темы повествования.

– Прочитать текст, отметить (выписать) места, раскрывающие разные аспекты проблемы.

– Пересказать текст от лица различных персонажей.

– Написать свои вопросы к персонажам, если бы была возможность оказаться там.

– Дать совет герою (героине).

И это, безусловно, только малая часть заданий, с помощью которых можно развить читательскую грамотность.

Функциональная грамотность на уроках английского языка действительно расширяет кругозор, формирует мировоззрение, интерес к осознанному обучению, создает мотивацию для выполнения более сложных заданий. Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/489469-formirovanie-funkcionalnoj-gramotnosti-na-uro

Также вас может заинтересовать

Введение

Почему тема функциональной грамотности актуальна в наши дни? Дело в том, что модернизация современного образования обозначила новые приоритеты в области школьного образования, соответствующие мировым тенденциям. России нужны современно образованные, нравственно воспитанные, предприимчивые люди, умеющие самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Школа должна привить необходимые навыки учебного труда, так как в будущем придется осваивать разные профессии.

Зачем нужна функциональная грамотность? На самом же деле в мире происходят глобальные процессы, и мир кардинально меняется. И чтобы жить в этой сложной реальности, школьникам потребуются новые навыки, знания и умения.

Рассмотрим причины для необходимых изменений.

Меняющийся мир VUCA (это аббревиатура, впервые использованная в 1987 году, для описания или отражения нестабильности, неопределенности, сложности и неоднозначности общих условий и ситуаций (volatility uncertainty complexity ambigity): нестабильность, неопределенность, сложность, неординарность требуют срочных действий.

  • Экономические изменения. Научные знания создают новые возможности решения проблем, но они же создают разрушительные перемены во всех сферах экономики.
  • Инновации в науке и технике. Создание искусственного интеллекта, поднимают фундаментальные вопросы метафизики и морали: «что есть человеческое?».
  • Финансовые изменения. С появлением глобальной экономики, возникают новые вопросы о защите конфиденциальности и кибербезопасности.
  • Социальные изменения. На планете продолжает расти, миграция, урбанизация. Культурное, национальное многообразие меняет сообщества, страны и их культуру. Увеличивается неравенство. Никто не знает, какие профессии будут нужны в будущем, какие навыки потребуются современным школьникам для построения своего будущего. Но для укрепления их позиции в будущем школа должна обучить их функциональной грамотности.

Функциональная грамотность – это способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений

Основные черты функционально-грамотной личности:

  • это человек самостоятельный, познающий;
  • это человек, умеющий жить среди людей в соответствии с общественными ценностями, это человек, обладающий определенными качествами, ключевыми компетенциями, способный к самоопределению, самосовершенствованию, и умеющий работать на результат;
  • умеющий решать любые возникающие в жизни задачи;
  • самостоятельно открывать новое;
  • выбирать главное и интересное;
  • способного вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Направления формирования функциональной грамотности выделяются следующие:

  • Математическая грамотность
  • Читательская грамотность
  • Естественнонаучная грамотность
  • Финансовая грамотность
  • Глобальные компетенции
  • Креативное мышление

Индикаторы функциональной грамотности:

  • коммуникативная грамотность – это совокупность коммуникативных знаний, умений и навыков, позволяющих человеку в письменной и устной форме правильно общаться, независимо от обстоятельств;
  • информационная грамотность – это способность к поиску, агрегации, проверке достоверности и анализу информации;
  • общеполитическая грамотность – это уровень обществоведческих знаний, умений и навыков политической деятельности;
  • компьютерная грамотность – это владение минимальным набором знаний и навыков работы на компьютере, использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества;
  • общая грамотность – это степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке;
  • бытовая грамотность – это уровень владения знаниями и навыками в определённой области, а также способность их применять на практике;
  • грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях – это умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности;
  • грамотность при овладении иностранными языками – это владение иностранным языком на достаточном уровне и быть знакомым с культурой его носителя;

Роль учителя важна в формировании функциональной грамотности.

Роль английского языка в современном мире Количество людей (носителей), для которых английский является родным, составляет порядка 600 млн. человек. Количество людей, которые говорят на английском, составляет более 1,5 млрд. человек. Английский язык изучают почти 300 млн. китайцев (сравнимо с населением США);

В Японии школьники средних учебных учреждений учат английский на протяжении 6 лет; Во Франции практически 85% учащихся предпочитает изучение английского языка;

В 90 странах мира английский язык – второй государственный, либо широко изучается.

В Швеции, Норвегии и Дании английский язык является обязательным для изучения.

С учетом того, что мир постоянно совершенствуется, причем во всех направлениях (технологии, бизнес, IT-индустрия и другие), английский язык стал обязательным «атрибутом» для каждого специалиста в своей отрасли. В современном мире незнание английского буквально отрезает вас от многих достижений цивилизации. Вы ограничиваете себя сравнительно небольшим информационно-языковым куполом вместо того, чтобы мыслить более глобально. Опять же, большая часть информации в интернете – на английском (более 54%). Международный язык позволяет получить достойное образование в престижном университете, работу мечты и полноценное общение с иностранцами из любого уголка планеты.

Основная цель учителя создать такую учебную ситуацию, которая спровоцирует ученика на спонтанную речь. Практическая задача состоит в том, чтобы ученик мог общаться в социальных сетях, заказать билет, сделать заказ в кафе, заполнить анкету, общаться в путешествии, ориентироваться за рубежом, участвовать в конкурсах и т.д.

На уроках иностранного языка мы используем знания, полученные учащимися на уроках литературы, географии, истории, биологии, ОБЖ, предметов деятельного цикла – музыки, изобразительного искусства. Необходимо учить детей извлекать и применять на уроках иностранного языка информацию, полученную при изучении данных предметов. Это помогает ученикам строить для себя общую картину мира, и вырабатывать собственное отношение ко всему происходящему. Таким образом, мы интегрируем воспитательный компонент в содержание предмета.

Цель формирования функциональной грамотности на уроках английского языка совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач. Основная задача обучения иностранным языкам – развитие у учащихся всех видов речевой деятельности: чтения, письма, диалогической и монологической речи Содержание формирования функциональной грамотности на уроках английского языка:

  • овладение грамотной устной и письменной речью;
  • способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации;
  • умение самостоятельно формулировать проблему

Интерактивные методы такие как: деловые и ролевые игры, дискуссии, мозговой шторм, взаимообучение, исследования, проекты ,использование ИКТ, песни, аудиозаписи, драматизация, мультфильмы позволяют моделировать реальные жизненные ситуации и проблемы для совместного решения, способствовать долгосрочным навыкам и умениям, выработке общих ценностей, создать атмосферу сотрудничества, взаимодействия, осваивать учебное содержание не только через информацию, но через чувства и действия

Среди основных принципов интерактивного обучения выделяют:

  • диалогическое взаимодействие;
  • работу в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;
  • активно-ролевую (игровую) организацию обучения;
  • тренинговую организацию учебного процесса.

Читательская грамотность – базовое направление функциональной грамотности

В формировании функциональной грамотности учащихся способствуют задания с использованием сплошных и несплошных текстов. Мы чаще всего используем сплошные тексты. Важно соблюдать некоторые правила отбора сплошных текстов к заданиям на функциональное чтение:

  • текст должен быть интересен;
  • текст должен содержать неизвестную, но актуальную информацию;
  • уровень трудности текста должен соответствовать возрасту обучающегося, при необходимости нужно адаптировать текст;
  • незнакомые слова должны быть представлены в сносках;
  • объем текста не должен превышать норму;
  • шрифт должен помогать легко читать текст;
  • текст должен развивать кругозор;
  • текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами;
  • иллюстрации должны не отвлекать, а помогать разобраться в содержании текста;
  • текст должен быть структурирован;
  • содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.

Задания по работе с текстом могут быть следующие:

  • Найти ответы на предложенные вопросы.
  • Подтвердить правильность или ложность утверждений, либо выявить, что это в тексте не упомянуто.
  • Составить предложения по порядку.
  • Найти соответствия.
  • Выполнить задание на множественный выбор.
  • Подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев.
  • Вставить подходящее по смыслу слово или предложение, попущенное в тексте.
  • Выбрать предложения со следующими словами/ грамматическими явлениями идиоматическими выражениями и так далее.
  • Прочесть описание внешности, места события, иллюстрации, отношения кого-либо к чему-либо.
  • Догадаться о значении слова или слов по контексту, какой из предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте.
  • Предложить, как будут развиваться события во второй главе следующей части текста.
  • Прочитать отрывок и пересказать его.
  • Восполнить недостающую информацию.

Приемы и методы по развитию критического мышления:

  • Ромашка Блюма,
  • Толстые и тонкие вопросы,
  • Кластер,
  • Фишбоун,
  • Синквейн,
  • Инсёрт,
  • Диаграмма Венна.

Одной из форм развития критического мышления является упражнение «Ромашка Блума».

Цель задания: совершенствование навыков критического мышления. Учитель заранее готовит Ромашку Блума с 6 типами вопросов по теме урока или предлагает ученикам самим сформулировать вопросы по теме.

Как это работает: Учеников приглашает учитель к доске, они выбираю вопрос, отрывают с ромашки и на обороте его читают. Или на лицевой стороне вопрос, а на обороте модельный ответ.

Этот прием позволяет сделать процесс накопления информации зримым, проследить путь от «старого» знания к «новому». Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. Во время чтения текста просим учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) – 5 человек.

  • 1 этап. Ознакомительное чтение.
  • 2 этап. Осмысление текста. Обсуждение, работа с лексикой, поиск ответов на вопросы к тексту.
  • 3 этап. Учитель задает вопросы по тексту каждой группе.
  • 4 этап. Переформирование групп. Поскольку каждая группа владеет только частью информации, необходимо ею обменяться.
  • 5 этап. Заключительный. Учитель задает обобщающие вопросы по всему тексту. Или учащиеся составляют краткий план текста.

Ценность данного приема заключается в использовании всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение. За короткий срок перерабатывается большой объем информации. При работе задействован каждый учащийся. Трудность приема может проявиться в том, что при обсуждениях дети часто будут переходить на русский язык. Задача учителя контролировать этот процесс и призывать не бояться делать ошибок «Mistakes are OK».

Кластер – графическая организация материала

Составление «кластера» позволяет свободно и открыто думать по заданной теме, проблеме. Кластер может быть использован на разных стадиях урока.

Позволяет расширить лексический словарь, лучше усвоить грамматическое явление, развивать коммуникативные компетентности.

По кластеру легко составить небольшой рассказ. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого-либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации, обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именно для него понятия. Прием «Кластер» позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели.

Необходимость может возникнуть тогда, когда нужно чётко разграничить понятия, представления, знания о чём-либо.

Тема «Описание себя и своего друга».

Начинать лучше с общего (средняя часть наложенных кругов). Затем переходить на различия. Диаграмму используем для устного рассказа.

Развиваются познавательные, коммуникативные, личностные универсальные учебные действия. Многие дети часто не понимают разницу между Великобританией, Англией, Соединенным королевством и Британией. Данная диаграмма четко показывает географические и политические различия этих названий.

Креативное мышление новый компонент функциональной грамотности

Привычка размышлять и мыслить креативно – важнейший источник развития личности учащегося. Важно предлагать задания, которые могут постепенно стимулировать привычку мыслить и отзываться на проблемы. Креативное мышление свойственно каждому ребенку. Задания при работе с текстом: выдели ключевые слова, определи главную мысль текста, подбери заголовок, опиши иллюстрации к тексту, дай совет главному герою, перескажи от лица разных персонажей, составь синквейн (1. cлово-понятие, 2. два прилагательных, 3. три глагола, 4. фраза – отношение, 5. синоним понятия)

Английский язык достаточно сложный предмет, требующий внимания, напряжения, хорошей памяти.

Если правильно организовать работу на уроке, учитывать индивидуальные особенности учащихся, разнообразить формы работы на уроках, включать музыкальные паузы, физкультминутки и создавать положительную комфортную обстановку, то это и будет основным принципом здоровье сберегающей технологии.

Заключение

Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель повышает мотивацию учащихся, развивает творческие способности, расширяет кругозор, помогает осознать ценности современного мира. Это все необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.

Литература и источники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *