РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Учитель биологии и химии

МОУ «Правохеттинская СОШ»,

Лучинская Вера Максимовна.

Тема: Функциональная
грамотность и развитие  компетенций в образовательном процессе.

Теоретические основы функциональной грамотности.

Направление
развития функциональной грамотности.

Задачи
познавательного процесса на основе развития функциональной грамотности.

1.Направление развития функциональной грамотности.

Развитие функциональной грамотности
требование современного образования. Функциональная грамотность направлена на
умение применять школьником знания в жизненных ситуациях.  В концепции П.Р.
Атутова функциональная грамотность рассматривается в двух аспектах, «первый из
которых связан с вооружением учащихся необходимым и достаточным объемом знаний,
умений, навыков, обеспечивающих возможность вхождения школьников в будущую деятельность.»

Вторым аспектом является «формирование
мотивов для непрерывного совершенствования своих знаний, умений и качества
личности, позволяющие реагировать на изменяющуюся технологическую обстановку».

2.Задачи
познавательного процесса на основе развития функциональной грамотности.

Неотъемлемой частью образовательного
процесса есть и остается использование учебно– познавательных задач. Задача,
направленная на построение заданий учебного материала, сконцентрированных на
материале вокруг ядра учебного предмета.  Эта идея является ключевой для реализации
деятельностного подхода на этапе образования. Любое знание «добывается» в
процессе решения практических или исследовательских задач. Учитель на уроке
погружает учащихся в естественную ситуацию «открытия» нового знания, действия,
отношений и ценностей. Это позволяет переходить на занятия конкретного вида:
информационного, процедурного, оценочного, рефлексивного в предметном,
надпредметном и метапредметном контекстах.  Учитель отбирает задачи разной предметности
и творческого уровня так, чтобы они взаимно дополняли, продолжали друг друга,
образуя систему  учебно – познавательных задач по выбранной теме, методу,
принципу. Такие приемы создают благоприятные условия для вовлечения ребят в
активную деятельность, способствует более осознанному усвоению учебного
материала.

Задания на формирование и оценивание
функциональной грамотности с позиции достижения планируемых образовательных
результатов, связаны с умением оперировать знаниями и справляться с разными
ситуациями и проблемами.

Задачи обучающего характера:
распознавание объектов с некоторыми комментариями: алгоритм решения; выявление,
сопоставление, перечисление, обобщение; опишите (как протекает процесс,
условия), сравните процессы, определите сходства и различия; укажите причины.

3.
Уровни  познавательной деятельности

Американский психолог Д.
Блум создал классификацию уровней познавательной деятельности. Каждому из этих
уровней соответствует свой тип вопросов, который ставит перед ребенком
определенную проблему. Вопросы по Блуму способствуют мыслительной деятельности
учащихся, учит их слушать друг дуга, развивает познавательный интерес и
помогает работать с текстом.

Примеры заданий на развитие функциональной грамотности
с учетом разных уровней познавательной деятельности по биологии.

Одной из существенных проблем, связанных с недостатком образования и навыков в области финансов у школьников, является отсутствие занятий по соответствующему направлению обучения в школе. Сегодня возникает необходимость специальной подготовки кадров, способных на профессиональной основе проводить занятия по основам финансовой грамотности. Решение данной проблемы возможно при использовании профессионального потенциала педагогических работников общеобразовательных организаций, владеющих теоретическими и методологическими основами преподавания в данном направлении и специальными знаниями по финансам.

Цель лекции: изучение вопросов теории и методологии преподавания финансовой грамотности для учащихся общеобразовательных учебных заведений.

В ходе лекции будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Теоретические основы формирования культуры финансовой грамотности

2. Методологические основания формирования культуры финансовой грамотности

3. Методологические принципы формирования финансовой грамотности

4. Содержание образования по финансовой грамотности

5. Структура организации образовательной деятельности по формированию культуры финансовой грамотности

6. Формы организации образовательного процесса

7. Особенности оценки образовательных достижений обучающихся

8. Организационно-технические условия реализации образовательной деятельности в сфере формирования финансовой грамотности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *