Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным.
Фраза сегодняшнего дня «Функциональная грамотность каждого человека — это индикатор общественного благополучия!». Функциональная грамотность — вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. И эту задачу нужно решать только сообща. А в процессе можно получить удовольствие — ведь учиться для жизни всегда приятно. И неважно, какой предмет вы преподаете — встроить задачи по развитию функциональной грамотности можно практически в любой урок и занятие! Функционально грамотная личность – это человек, который ориентируется в современном мире и действует в соответствии с общественными ценностями и интересами.
И наша задача как педагогов — подготовить учащегося к адаптации в этом мире. Системный подход к формированию функциональной грамотности обучающихся – это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов и технологий обучения. Применяя их в образовательном процессе, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции. Человека успешного и конкурентоспособного.
Школа должна учить мыслить. Если мы хотим научить учащихся решать практические задачи в финансовой сфере, то сделать это лучше через решения практических задач, с которыми они столкнуться уже в ближайшем будущем, а может быть, с некоторыми из них сталкиваются уже сейчас. Как именно необходимо организовать учебную деятельность?
Итак, на 1 этапе на уровне школы предусматривают исследование уровня функциональной грамотности учащихся, так как все эти функциональные навыки формируются именно в школе.
2 этап – это выбор способов, форм, методов, ресурсов, инструментария, доступных школе для достижения целевых показателей качества знаний функциональной грамотности обучающихся.
На 3 этапе необходимо выстроить процесс обучения и воспитания так, чтобы привить обучающемуся навыки практических действий, т.е., ключевые компетентности: умение анализировать, сравнивать, выделять основное, давать адекватную самооценку, быть самостоятельным, уметь сотрудничать, проявлять инициативу, замечать проблемы и искать пути их решения.
4 этап — диагностика учебных достижений (Международное исследование PISA, диагностические инструменты, разработанные в рамках Проекта Минфина России РАО, http://www.finance.instrao.ru/fin/), самостоятельно создаваемые педагогом диагностические материалы). Эти этапы и организуют системный подход к формированию финансовой грамотности у обучающихся. Для реализации основных целей в обучении является правильно организованная структура учебной деятельности на уроках и занятиях.
Постановка практической задачи.
Постановка учебных задач.
ШАГ 3. Планирование.
ШАГ 4. Освоение теоретического материала.
ШАГ 5. Решение практической задачи.
ШАГ 6. Презентация решения практической задачи.
ШАГ 7. Выполнение тренировочных заданий.
Данная структура – это логическое завершенность учебной деятельности обучающихся: начало – это постановка практической задачи, завершение – презентация решения задачи и решение подобных задач. Именно вокруг решения практических задач должно строиться обучение, необходимо постоянное обращение от практики к теории затем к практике. Одной из составляющей функциональной грамотности является математическая грамотность учащихся. – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Согласно системному подходу формирование функциональной математической грамотности требует изменений к содержанию деятельности как на уроке, так и во внеурочное время. Ученик может научиться действовать только в процессе самого действия, а ежедневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность. В результате изучения курсов по финансовой грамотности учащиеся
- о деньгах как инструменте достижения жизненных целей
- об особенностях фондового рынка
- ставить цели, определять задачи, пути и сроки их достижения
- составлять личный финансовый план и т.д.
Важным моментом вовлечения обучающихся в учебную деятельность является их мотивация. Для этого необходимо знать исходный уровень подготовленности учащихся, их возможностей и определять систему заданий (исходя из целей занятия), продумывать приемы и формы. Как ведётся работа по формированию функциональной грамотности в нашей школе?
Обучение идёт через интеграцию в урочную деятельность. На уроках решаем задачи с элементами финансовой математики, которые демонстрируют ценность математики как предмета и ярко иллюстрируют финансовые термины и определения. В рамках курсов ОФГ и ОМГ рассматривается целый комплекс задач:
— задачи на потребительский выбор:
— задачи на скидки:
— задачи на доходы и налоги:
— задачи на личный и семейный бюджет:
— задачи на сбережения и инвестиции:
задачи на кредиты и займы:
задачи на валютные расчеты:
— задачи на взаимозаменяемые варианты:
— задачи на альтернативную стоимость:
— задачи на расчеты с использованием банковских карт:
— задачи на страхование:
— задачи на игры с денежными ставками:
Занятия внеурочной деятельности проводятся в форме лекций, практикумов, защиты проектов, рефератов, тестирования, бесед, обучающих игр, экскурсий. Наиболее эффективными для развития функциональной грамотности являются работа в группах, парах, ролевые, деловые игры. Коллективная работа имеет, безусловно, преимущества: активно формируются речевые навыки, возникает ситуация коллективного взаимодействия. На уроках и на занятиях по ОФГ/ОМГ учащимися реализованы проекты:
- Разработки табличной формы для начисления заработной платы»
- Я – экономист»
- Ремонт моей комнаты»
- Его Величество Процент» и др.
Важным технологическим инструментарием повышения финансовой грамотности учащихся на основе системно — деятельностного подхода является проект «Онлайн — уроки финансовой грамотности». Организатор Проекта – Центральный банк Российской Федерации. Мы активно принимаем участие в данных мероприятиях. Результатом работы по данному направлению является и активное участие обучающихся в предметных олимпиадах и конкурсах различных уровней. Разработки проектов, бизнес-планов, презентаций практической деятельности были нами отправлены на конкурсы, а также опубликованы на сайте одарённых детей «Алые паруса».У нас е сть победители Всероссийского творческого конкурса посвященного Году науки и технологий в РФ «Мир науки и техники» в номинации «Ученический проект» — 1 место, «Мой бизнес-план» — 1 место.
Обучающиеся 5-9 классов – победители и участники: зимнего и весеннего этапов Общероссийской олимпиады для школьников «НАВИГАТОР» /1-3 места, участники/,
Международного дистанционного конкурса «КОНКУРС-СТАРТ» /платформа ИНФОУРОК/ /2 место, участники/, Международной онлайн-олимпиады по математике BRICSMATH.COM /платформа УЧИ.РУ//Дипломы победителей сертификаты участников/, Всероссийской олимпиады школьников «Умники России»/Дипломы победителей 1-3 места, участники/.
Семья может многое сделать для развития функциональной грамотности своего ребенка. Кто, как не родители, бабушка, дедушка, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить, к чему у ребёнка есть особый интерес, к какому виду деятельности школьник проявляет склонность? На родительских собраниях ставим вопросы о включении ребенка в процесс активного познания действительности — это не только как правильно делать покупки, рассказы о доходах членов семьи (заработная плата, пенсия, детские пособия, стипендия), о месячной продовольственной корзине семьи, о карманных деньгах, о домашней копилке на приобретение необходимых вещей, но и беседы о своей работе, профессии, которые помогут осознать детям связь между трудом и деньгами. Таким образом, деятельность, направленная на воспитание финансовой и социальной грамотности школьников, включение в этот процесс родительской общественности дает положительные результаты, приближает нас к конечной цели – выращиванию функционально грамотной личности!
- fipi.ru Федеральный институт педагогических измерений. Банк открытых заданий.
- СДАМ ГИА: РЕШУ ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и ЦТ.Образовательный портал для подготовки к экзаменам
- EГЭ-2020. Математика. 9 класс. Основной государственный экзамен. /И.Р. Высоцкий, Л.О. Рослова, Л.В. Семенов, П. И. Захаров; под ред. И.В. Ященко.- М.: Издательство «Экзамен»,МЦНМО,2020.)
- М.С. Минаева. Дроби и проценты.5-7 классы. ФГОС/.-М.: Издательство «Экзамен», 2016.- 125 с.
- Калинкина Е.Н. Сборник заданий по развитию функциональной математической грамотности обучающихся 5-9 классов. -Новокуйбышевск, 2019.
- Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов /Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019. — с.
- Сергеева Т.Ф. Математика на каждый день.6-8 классы: пособие для общеобразовательных организ./Т.Ф. Сергеева.- М.: Просвещение, 2020.-112 с.
Развитие функциональной грамотности –основа обновления содержания образования в рамках требований ФГОС НОО, ООО
Подготовила: Постникова В. В.,
О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше и больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности.
Термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО В 1957 г. Функциональная грамотность понималась как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем».
Особенности понятия функциональной грамотности:
• направленность на решение бытовых проблем;
• основа – базовый уровень навыков чтения и письма;
• возможность решения стандартных стереотипных задач.
Алексей Алексеевич Леонтьев лингвист, психолог, доктор психологических и филологических наук дал следующее определение функциональной грамотности: «Функциональная грамотность — это способность человек использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Функционально грамотная личность
• человек самостоятельный (умеющий искать и находить решение в нестандартной ситуации, умеющий отвечать за свои решения и т.д.);
• человек познающий (обладающий сформированной целостной картиной мира, обладающий набором компетенций (ключевых и предметных) и т.д.);
• человек, умеющий жить среди людей (владеющий речью как средством взаимодействия, умеющий соотносить свои действия с действиями других людей и т.д.).
Функциональная грамотность как базовое определение личности включает:
• готовность человека к успешному взаимодействию с окружающим миром и с самим собой;
• способность решать различные учебные и жизненные задачи в процессе разнообразной деятельности;
• совокупность умений строить социальные отношения в соответствии с нравственными ценностями социума;
• наличие рефлексивных качеств, обеспечивающих стремление к дальнейшему образованию и духовному развитию.
(Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018)
Каковы же основные направления функциональной грамотности?
·
·
·
·
·
·
Как функциональная грамотность соотносится с идеологией ФГОС НОО, ООО?
Переориентация системы образования на развитие функциональной грамотности учащихся закреплена во ФГОС НОО на концептуальном уровне в следующих аспектах:
а) изменение образовательной парадигмы – компетентностный подход,
б) содержание обучения – комплексное (междисциплинарное) изучение проблем, включая жизненные ситуации;
в) характер обучения и взаимодействия участников образовательного процесса – сотрудничество, деятельностный подход;
г) доминирующий компонент организации образовательного процесса – практико-ориентированная, исследовательская и проектная деятельность, основанная на проявлении самостоятельности, активности, творчестве учащихся;
д) характер контроля – комплексная оценка образовательных результатов по трем группам (личностные, предметные, метапредметные).
Однако многие из перечисленных аспектов пока не находят воплощения в массовой педагогической практике, так как требуют принципиально другого подхода к организации процесса, содержания и оценки качества образования.
Чем функциональная грамотность отличается от академической?
Что же такое академическая грамотность?
«Академическая грамотность предполагает чтение, достаточное для ответов на вопросы, запоминание, синтезирование, анализирование, суммирование и оценивание содержания информации, а также навыки ведения дискуссии, навыки участия в семинаре»
В отличие от академической грамотности как устойчивого свойства личности, функциональная грамотность является ситуативной характеристикой той же личности.
Анализ структуры и содержание академической и функциональной грамотности обнаруживает их принципиальные отличия. Для лучшего понимания концептуального направления вектора развития содержания общего образования представим специфические особенности учебно-познавательных задач, направленных на развитие академической и функциональной грамотности обучающихся (схема 1).
На основе представленной схемы можно сделать вывод, что развитию функциональной грамотности в большей степени соответствует интегративное содержание. Действительно, учебные задания, направленные на развитие функциональной грамотности, как правило, носят межпредметный характер. Другим важным выводом является принципиальная взаимосвязь этих двух видов грамотности, а также характер преемственности между ними.
При этом важно подчеркнуть, что академическую грамотность следует рассматривать как фундамент для развития функциональной грамотности. Вектор развития содержания общего образования обоснован взаимодействием целевых установок развития академической и функциональной грамотности на всех его этапах.
Формируем и оцениваем функциональную грамотность обучающихся
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
Ребенку важно обладать:
*Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром.
* Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи.
*Способностью строить социальные отношения.
*Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».
Российский педагог, член-корреспондент РАО
Наталья Федоровна Виноградова
Цель учителя — развить ребёнка.
-Развить мышление — из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое.
-Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение, пространственное восприятие.
-Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику.
— Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.
Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.
Как учитель может убедиться в том, что функциональная грамотность сформирована у ученика?
Функциональная грамотность в основном проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те упражнения, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения. Вот и ответ на поставленный вопрос: чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно
дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.
Как переориентировать учебный процесс на эффективное овладение функциональной грамотностью?
Повышение уровня функциональной грамотности российских учащихся может быть обеспечено успешной реализацией ФГОС общего образования, т.е. за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов. Важно, чтобы в учебной деятельности был реализован комплексный системно-деятельностный подход, чтобы процесс обучения шел как процесс решения учащимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые учитель формирует. Каждый учитель должен проанализировать систему заданий, которые он планирует использовать в учебном процессе. Он должен помнить, что результат его работы заложен им в тех материалах, с которыми он пришел на урок, и теми материалами, с которыми дети работают дома при подготовке к уроку (по материалам статьи Г.С. Ковалевой «Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности?»).
ü Какие задания работают на формирование функциональной грамотности?
ü Сколько таких заданий в учебниках и задачниках, по которым работает учитель?
ü Достаточно ли их количества для формирования прочного уровня функциональной грамотности?
Специфика заданий, направленная на формирование и оценку функциональной грамотности
Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов: математики, окружающего мира и так далее.
Сегодня большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной информации. Но в обычной жизни в любом тексте есть и другой уровень, неявный. Например, когда мы рассматриваем билет в театр, в первую очередь в глаза бросается время спектакля, адрес театра – всё это явная информация. А вот когда мы, извлекая её, прикидываем, во сколько нам нужно выйти из дома, чтобы быть вовремя – это уже неявная для читателя информация. Другой пример – туристическая брошюра, в которой есть обычный текст, курсив или жирный шрифт, графики, схемы, таблицы. Можно читать её внимательно, а можно сфокусироваться на своей цели и извлечь конкретную информацию – например, цену билетов в музей, возможные варианты посещения музеев исходя из их расположения и так далее.
Но заданий, которые развивают функциональную грамотность ребенка, к сожалению, не так много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям. Они должны быть системными, близки их опыту и окружению, содержать много фактов – в том числе и тех, которые, возможно, не понадобятся ребенку для ее решения, но будут интересны в принципе.
Методологические основы формирования функциональной грамотности учащихся в основной школе
В педагогической теории и практике понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в конце 60-х годов ХХ века в документах ЮНЕСКО. Функциональная грамотность в наиболее широком определении выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. В современном мире функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.
Согласно АА. Леонтьеву “функциональная грамотность” – “способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений”. Современные исследователи определяют функциональную грамотность как социально-экономическое явление и связывают уровень ее сформированности с уровнем благосостояния населения и государства в целом. С середины XX века проблемой функциональной грамотности занялись и международные организаций.
А именно ЮНЕСКО 1990 год был объявлен Международным годом грамотности, а ООН объявила 2002-2012 годы Десятилетием грамотности. Понятие «функциональная грамотность» с различных позиции исследовано Р.Н. Бунеевым, Е.В. Бунеевой, С.Г. Вершловским, Б.С. Гершунским, JI.IO. Комиссаровой, O.E. Лебедевым, JI.M. Перминова и др. Ряд ученых (O.E. Лебедев, Е.И. Огарев, A.B. Хуторской) рассматривают функциональную грамотность с позиции образованности учащихся и образовательного результата.
Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни. Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:
– коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;
– информационная грамотность – умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
– деятельностная грамотность – это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др. Ряд исследований показывают, что у учащихся недостаточно развита устная и письменная речь, поэтому особую озабоченность вызывает функциональная грамотность в сфере коммуникации. В представлении о функциональной грамотности особое место занимает деятельностная грамотность, т.е. способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию и реализовывать простейшие виды деятельности в ситуации неопределенности.
В вопросе формирования функциональной грамотности учащихся, остаются мало изученными некоторые аспекты формирования сферы коммуникации у учащихся, в частности недостаточно полно разработана методика формирования у учащихся функциональной грамотности в сфере коммуникации:
– не учитываются практикой изменения в понимании содержания понятия «функциональная грамотность» на современном этапе развития образования, излагаемые в научно-педагогической литературе;
– не уделяется должного внимания формированию функциональной грамотности, в частности, сфере коммуникации на предметах естественноматематического цикла; – общеобразовательные школы в основном работают над формированием общеучебных умений и навыков и без опоры на практическое применение знаний, формирование функциональной грамотности в школьной практике носит самопроизвольный характер; – не разработана система формирования функциональной грамотности у учащихся с применением методов, приемов и форм организации учебного процесса;
– выявляется неготовность со стороны педагогов решать проблему формирования функциональной грамотности на современном этапе. Недостаточность научно обоснованных подходов и теоретикометодологического обоснования формирования у учащихся функциональной грамотности в сфере коммуникации, что обусловлено объективно существующими противоречиями между:
– необходимостью формирования функциональной грамотности в сфере коммуникации и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической теории и практике; – потребностью общества в функционально грамотных людях и несоответствием уровня сформированности функциональной грамотности в сфере коммуникации у учащихся;
– не разработанностью системы формирования функциональной грамотности в сфере коммуникации и недооценкой практического применения сферы коммуникации подростками;
– потенциалом предметов, изучаемых в школе, и недостаточностью методов, форм, средств его использования педагогами школы с целью формирования функциональной грамотности в сфере коммуникации у учащихся.
Таким образом, необходимо выявить совокупность средств формирования у учащихся функциональной грамотности в сфере коммуникации в процессе изучения ими предметов естественнонаучного цикла. Формирование функциональной грамотности в сфере коммуникации у учащихся предполагает:
– рассмотрение ее в рамках целостного процесса формирования ключевой коммуникативной компетенции;
– выявление возможностей предметов естественнонаучного цикла в содействии развитию функциональной грамотности в сфере коммуникации;
– учет коммуникативных трудностей учащихся в процессе формирования функциональной грамотности;
– проведение оценки формирования функциональной грамотности с учетом самооценки учащимися личного опыта общения и коммуникации.
– учебно-познавательная компетенция это готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии и самооценке учебно-познавательной деятельности, умению отличать факты от домыслов, владению измерительными навыками, использованию вероятностных, статистических и иных методов познания;
– предметная компетенция – способность реализации учащимися различных знаний, умений и навыков в области предмета и применение этих знаний на практике и в дальнейшем образовании;
– ценностно-смысловая компетенция– готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
– общекультурная компетенция- осведомленность обучающегося в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовнонравственных основах жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологических основах семейных, социальных, общественных явлениях и традициях, роли науки и религии в жизни человека, их влиянии на мир, эффективных способах организации свободного времени; – информационная компетенция
– готовность обучающегося самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
– коммуникативная компетенция – включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, предусматривает навыки работы в группе и в коллективе. Учащийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и т. д.;
– социально-трудовая компетенция – владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении;
– личностная (самосовершенствование) компетенция – готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.
Ключевые компетенции являются способностями метапредметного характера, определяющими готовность обучающихся к интеграции познавательных и практических умений и навыков для принятия успешных решений, не противоречащих нравственным и этическим нормам. Ключевые компетенции создают предпосылки для формирования ценностей и мотивов, а также для развития социальных и поведенческих норм жизнедеятельности человека; служат основанием для определения ожидаемых результатов по каждой образовательной области. Уровень подготовки учащихся определяется по сформированности их функциональной грамотности, проявляющейся в овладении ими управленческой, информационной, коммуникативной, социальной, личностной, гражданской, технологической компетенциями, и по овладению предметной компетенцией.
Предметная компетенция как освоенные специфические знания, умения, навыки в рамках учебного предмета отражаются в знаниевой и компетентностной подготовке обучающихся по освоению базового содержания общего среднего образования. Предметная компетенция обеспечивает общеучебные умения отличать факты от домыслов, применять измерительные навыки и использовать вероятностные, статистические и иные методы познания, эффективно планировать и организовывать образовательную деятельность, владеть способами анализа и рефлексии деятельности по освоению знаний на основе требований соответствующей функциональной грамотности, понимать научную картину мира, вести поисковоисследовательскую деятельность.
Действия по развитию функциональной грамотности школьников предполагает обновление содержания образования с ориентацией государственных стандартов и учебных программ на компетентностный подход и функциональную грамотность. Функциональная грамотность есть способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования с многоплановой человеческой деятельностью. В рамках этого направления предстоит существенно переработать концептуальные подходы, методологию, соответственно адаптировать стандарты и содержание образование, перейти от «знаниевого» к компететностному подходу. Базовый принцип нового содержания образования – создание в каждой школе гуманной образовательной среды, стимулирующей развитие нравственно-духовных качеств личности: самопознания, самоопределения и самореализации.. Все дети, учащиеся, студенты и педагогические работники будут владеть основами самопознания, развития общечеловеческих ценностей.
Подготовила подборку материалов по теме методист РЦ Е.Алюкова
Формирование функциональной грамотности обучающихся в условиях реализации ФГОС
Функционально грамотный человек —
это человек, который способен использовать
все постоянно приобретаемые в течение жизни знания,
умения и навыки для решения максимально
широкого диапазона жизненных задач
в различных сферах
человеческой деятельности, общения
и социальных отношений
(А. А. Леонтьев)
Тенденции развития современного образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных условиях. Международные мониторинговые исследования отражают данное направление в полном объеме (PISA, TIMSS, PIRLS). Российские школьники испытывают затруднения в практическом применении учебных знаний. Поэтому Правительством РФ приняты меры по обновлению системы образования.
Понятие функциональной грамотности включает грамотную осведомленность, культуру и компетентность. Требования к результатам образования, закрепленные в ФГОС, интегрируют предметные и метапредметные знания и умения. Введено понятие универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.
Универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Согласно Федеральному образовательному стандарту универсальные учебные действия транслируются как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса (Глоссарий сайта standart.edu.ru).
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить, как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они:
Выделяют следующие блоки УУД: (слайд № 6)
— обеспечивают ценностно-смысловую ориентации обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми в легитимном обществе этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
— обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности.
— обеспечивают исследовательскую компетентность, умение работать с информацией.
— обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать с другими людьми.
Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений социального, личностного, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.
— формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил.
— развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции уметь учиться; формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентации и нравственных оснований личностного морального выбора; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
— формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.
— формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнёров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество с другими людьми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации.
формирования УУД заключается в обеспечении смысла учебной деятельности для учащихся и развитие их учебной и познавательной мотивации. Смысл – отношение мотива и цели – возможность управления смыслообразованием в учебной деятельности.
Системно – деятельностный подход — метод обучения, при котором ученик не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Ключевой момент – организовать учебную ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (понятную, регламентированную, разнообразную). Именно в деятельности ученик обретает самые прочные знания и развивает свои УУД. Деятельность должна быть интересной и понятной ученику и тогда он придет к нужному результату. Разнообразив учебную деятельность, мы создадим условия для мотивации обучающихся к обучению, формированию их функциональной грамотности.
Образованность в аспекте функциональной грамотности:
Базовые навыки. Как учащиеся применяют базовые навыки для решения повседневных задач:
1. Навыки чтения и письма
2. Математическая грамотность
3. Естественнонаучная грамотность
5. Финансовая грамотность
6. Культурная и гражданская грамотность.
Компетенции. Как учащиеся решают более сложные задачи.
Личностные качества. Как учащиеся справляются с изменениями окружающей среды:
7. Критическое мышление/решение задач
9. Умение общаться
10. Умение работать в команде
14. Способность адаптироваться
15. Лидерские качества
16. Социальная и культурная грамотность.
Обладают ли учащиеся, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?
Учёт эффекта «ситуационности знаний» требует включения в учебный процесс заданий, сформулированных во внеучебном контексте, без указания (явного или неявного) на способ действий.
— способность использовать знания, умения, способы в действии при решении широкого круга задач обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались.
Уровни функциональной грамотности:
— узнавание, воспроизводство и понимание;
— понимание и применение;
— решение проблем на основе анализа и синтеза информации в контексте предметного знания;
— решение проблем в контексте окружающей действительности;
— готовность действовать в условиях многозадачности, неопределенности в контексте окружающей действительности.
Функциональная грамотность выступает индикатором качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Современно мыслящий педагог, опираясь на фундаментальные психолого-педагогические исследования, понимает и принимает ценность знания-действия.
Поэтому в его стратегии преподавания акцент делается не на объяснение ученикам теоретического знания, а на рост и продуктивное расширение их познавательных интересов и (на этой базе) систематизацию индивидуально значимого знания в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности, то есть практического применения знания. В современном образовании главным становится не заучивание и повторение заданного учителем алгоритма усвоения информации, а осмысление самим обучающимся потребности приобрести ту или иную информацию, тот или иной способ деятельности, а также ориентация в том, где, когда и как он может применить это новое знание.
В идеале учебно-познавательная деятельность ученика должна представлять собой самостоятельный поиск необходимых ему теоретических знаний и общих способов действий. Это не означает одиночества в учебной работе, но означает умение инициативно разворачивать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
формирует способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
обеспечивает практико-ориентрированное преломление курса математики, развивает умение решать жизненные задачи с помощью математических инструментов.
позволяет оценить роль и место человека в природе, отношение человека к своему организму и своему здоровью, сформировать систему отношений с окружающей средой.
– ключевая компетенция современного человека – участника межличностных и деловых коммуникаций.
Основной упор делается на обобщение и систематизацию имеющегося опыта работы, индивидуальное профессиональное развитие и повышение квалификации педагогов.
Формирование читательской грамотности.
Разработать памятку ученику по развитию читательской грамотности, проводить обучающие беседы и консультации с обучающимися. С целью подготовки к ГИА обновить тематические памятки и опорные конспекты по работе с текстом и определению проблемы текста.
Формирование математической грамотности.
Математика является обязательным предметом для ГИА. Поэтому реализация учебной программы выстраивается с учетом обеспечения подготовки к экзамену.
Предмет вызывает затруднения у некоторых обучающихся. Этому способствует низкий познавательный интерес к математическим дисциплинам. Перед учителем стоит важная задача – изменить отношение к изучаемому предмету, показать его практическую значимость в жизни человека. С этой целью надо проводить тематические беседы, мотивирующие конкурсы и др. Уделять внимание истории математики, роли известных людей в ее развитии.
В помощь ученику необходимо разработать дидактические материалы: памятки с основными формулами, обучающие графики и рисунки, таблицы.
Формирование естественнонаучной грамотности
Естественнонаучная грамотность учащихся формируется посредством изучения природоведения, биологии, географии, химии, физики, астрономии. Отличительной чертой данного направления является естественная связь теоретических знаний с реальной жизнью. Изучаемые процессы помогают понять систему природы на нашей планете, закономерности ее развития. Важной задачей учителя является организация учебной деятельности на понятном ученику уровне, использование практико-ориентированных заданий, учебных ситуаций. Метод учебных ситуаций наиболее эффективен для мотивации учащихся к изучению естественных предметов.
Формирование финансовой грамотности
Финансовая грамотность – современное направление в развитии общих компетенций человека. Его актуальность подтверждается высокой степенью вовлеченности в финансовую деятельность. Сегодня человек имеет возможность формировать свой бюджет разными способами: работать по найму, реализовывать собственные бизнес-проекты, инвестировать и т.д. Возросла роль банковской сферы. Обратной стороной «медали» является небывалая активность мошеннической деятельности. Поэтому финансовая грамотность необходима для успешной и безопасной жизнедеятельности.
Финансовая грамотность наиболее эффективно реализуется через изучение обществознания и тематическую внеурочную деятельность.
Компетенции и умения читательской грамотности
— находить и извлекать информацию
— интегрировать и интерпретировать информацию
— осмысливать и оценивать содержание и форму текста
— использовать информацию из текста
1. Находить и извлекать информацию
1.1. Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.)
1.2. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном или нескольких фрагментах текста
1.3. Определять наличие/отсутствие информации
2. Интегрировать и интерпретировать информацию
2.1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)
2.2. Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста)
2.3. Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста
2.4. Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент-контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)
2.5. Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом
2.6. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста
2.7. Понимать чувства, мотивы, характеры героев
2.8. Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение)
Компетенции математической грамотности
Математическая компетенция – это способность структурировать данные (ситуацию, вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать её, интерпретировать полученные результаты).
Математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.
Концепция направления «математическая грамотность» исследования PISA
– это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке.
В определении математической грамотности особое внимание уделяется использованию математики для решения практических задач в различных контекстах.
В концепцию по математике были добавлены 8 навыков 21 века:
Исследование и изучение
Саморегуляция, инициативность и настойчивость
Компетентности и умения Естественнонаучной грамотности
научно объяснять явления,
понимать основные особенности естественнонаучного исследования,
интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов
1.Компетенция: научное объяснение явлений
1.1. Применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления
1.2. Распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления
1.3. Делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления
1.4. Объяснять принцип действия технического устройства или технологии
2. Компетенция: понимание особенностей естественнонаучного исследования
2.1. Распознавать и формулировать цель данного исследования
2.2. Предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса
2.3. Выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки
2.4. Описывать и оценивать способы, которые используют учёные, чтобы обеспечить надёжность данных и достоверность объяснений
3. Компетенция: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов
3.1. Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы
3.2. Преобразовывать одну форму представления данных в другую
3.3. Распознавать допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах
3.4. Оценивать с научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников
— сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и необходимых для принятия разумных финансовых решений, а также достижения личного финансового благополучия; набор компетенций человека, которые образуют основу для разумного принятия
Считается, что развитие финансовой грамотности дает возможность поддерживать и улучшать финансовое благополучия
Финансовая грамотность включает в себя четыре ключевые области: деньги и сделки, планирование и управление финансами, риск и вознаграждения, финансовый ландшафт
— компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.
По версии PISA, креативное мышление также способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
– количество идей, возникающих в единицу времени
в решении проблем
– готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому
Глобальная компетентность (глобальные компетенции) — компонент функциональной грамотности, — одна из ключевых компетенций, составляющих основу ориентации и успешного существования в современном социуме.
Глобальные компетенции – это целостно интегрированный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков.
Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать, какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. В основе формирования УУД лежит умение учиться, которое способствует развитию личности учащегося на основе освоения способов деятельности.
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше, без помощи учителя».
«Три пути ведут к знанию:
путь подражания – это путь самый легкий,
путь размышления – это путь самый благородный,
и путь опыта – путь самый горький».
Не следует бояться ошибок, поскольку ошибки могут дать иногда больше преимуществ, чем гладкий путь. Главное, верить в себя, свои силы и идти в нужном направлении».