Развитие личностного потенциала как ценность современного образования и Ежегодная онлайн-конференция «Развитие личностного потенциала как ценность современного образования» 2020

Программа призвана стать ответом на эволюционные вызовы неопределенности, сложности и разнообразия современного мира, и связанной с этим необходимости переосмыслить миссию системы образования и школы в обществе. На смену единообразию знаниевого канона, типовых образовательных программ, пониманию человека как средства и капитала должны прийти вариативность деятельности, смыслов, формирования картины мира, персонализация. Фундаментальной ценностью в системе образования становится личность ребенка: разная, самобытная, самоопределяющаяся.

Программы по развитию личностного потенциала

Программа по развитию личностного потенциала направлена на расширение возможностей ребенка совершать осознанный самостоятельный выбор целей в своей жизни и путей их достижения. Это подразумевает работу с каждым ребенком в трех ключевых направлениях: помощь в определении мотивов и установок, развитие универсальных компетенций, освоение технологий и инструментов под конкретные типы деятельности и задачи.

Подход Программы соответствует задачам национального проекта «Образование», основным положениям Указа Президента России № 204 от 7 мая 2018 года, а также федеральным государственным образовательным стандартам.

Научно-методологическим фундаментом Программы по развитию личностного потенциала являются следующие научные концепции и школы:

  • Концепция личностного потенциала Д.А. Леонтьева (НИУ ВШЭ);
  • Школа возможностей и педагогика достоинства А.Г. Асмолова (Российская академия образования);
  • Стратегическое проектирование в образовательной организации А.М. Моисеева (МГПУ);
  • Диагностика и проектирование личностно-развивающей образовательной среды В.А. Ясвина (МГПУ);
  • Теория социально-эмоционального развития Е.А. Сергиенко (Институт психологии РАН).

Программа предусматривает разработку, апробацию и распространение комплекта учебно-методических решений по развитию личностного потенциала детей дошкольного и школьного возраста и последующую интеграцию их в систему общего образования в 30 регионах к 2023 году.

Эффекты программы

Развиваем детей и учим их:

  • Расти профессионально и не быть лишь транслятором знаний
  • Развиваться личностно
  • Владеть и эффективно использовать инструменты и технологии для разработки новых занятий и развития у детей подструктур личностного потенциала, компетентностей «4К», эмоционального интеллекта
  • Владеть методиками и инструментами оценивания результатов

Перспективы программы

В течение 2018-2023 гг. Программа должна охватить:

  • 30 регионов России
  • Более 2 000 образовательных организаций
  • 24 000 педагогов
  • Более 600 000 детей

В июне 2019 года были подведены итоги первого Конкурсного отбора регионов для участия в Программе. На рассмотрение фонда было подано 32 заявки от органов исполнительной власти в сфере образования субъектов РФ. Конкурсная комиссия выбрала 10 новых регионов-участников, которые присоединились к Программе в 2019-2020 годах:

  • Алтайский край
  • Воронежская область
  • Калининградская область
  • Красноярский край
  • Липецкая область
  • Нижегородская область
  • Республика Башкортостан
  • Республика Татарстан
  • Ульяновская область
  • Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Липецкая область вошла в число регионов участников. Согласно приказа Управления образования и науки Липецкой области № 1003 от 30.08.2019 года ГОАОУ «Центр поддержки одаренных детей «Стратегия» назначен региональным оператором реализации комплексной программы по развитию личностного потенциала в Липецкой области.

Подробнее о программе https://vbudushee.ru/education/soderzhanie-obrazovaniya/programma-po-razvitiyu-lichnostnogo-potentsiala/#link1

Подростковым периодом развития детей принято считать возраст от 11-12 до 15-16 лет. Этот период знаменуется бурным психофизиологическим развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Мощные сдвиги, происходящие во всех областях жизнедеятельности ребенка, делают этот возраст «переходным» от детства к взрослости.

Переход от детства к взрослости протекает, как правило, остро и порой драматично, в нем наиболее явно проявляются противоречивые тенденции социального развития.

С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность личности, свертывание и изменение установившихся интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым.

С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и к другим людям.

Одной из важнейших черт, характеризующих личность подростка, является появление устойчивости самооценки и образа «Я». Осознание себя как личности, отличной от других людей, порождает особый интерес ребенка к своим нравственно-психологическим особенностям и потребность в оценке собственных качеств и качеств других людей. Появляется стремление проявить себя и развить свой личностный потенциал.

Таким образом, специалистам, работающим с подростками, необходимо оказывать помощь ребятам в развитии их личностного потенциала, а для этого необходимо больше общаться – общаться интересно и весело.

Благоприятной средой для сотрудничества взрослых и детей является игровая деятельность. Роль игры в развитии и социализации всех детей незаменима. Она дает им возможность в сравнительно короткий срок освоить разные социальные роли, овладеть опытом социального взаимодействия. В процессе игры происходит обмен настроением с партнером и формируется понимание другого человека. Игра удовлетворяет одну из ведущих потребностей – общение со сверстниками.

Одной из форм игровой деятельности являются творческие конкурсы, в которых активно развиваются творческие способности.  Творчество – это радость озарения, это пробуждение желания «быть не как все», это удовольствие преодоления норм и правил, схем и шаблонов. В творчестве происходит взаимодействие и взаимодополнение двух типов мышления – образного  и логического, то есть соединяются воедино осознанные и неосознаваемые процессы. В работу включается вся психика человека. Создается системность в творчестве, иначе человек не может творить. Таким образом, творчество ведет к системности в работе психики. Формируется поведение как форма проявления личности, обеспечивающей ей  адекватное приспособление в социальной среде, развивается умение видеть, слышать и сопереживать.

С помощью игр, которые подобраны в этом сборнике, подросткам предоставляется возможность самореализации и саморазвития.

Данные конкурсы можно использовать как отдельные задания в любой программе или организовать самостоятельное мероприятие, которое может называться так: «Турнир рыцарей смеха», «Бой фантазеров», «Соревнование веселых и находчивых», «Юморина». Они помогут ребятам смотреть на привычные вещи непривычно, заставят фантазировать, изобретать, преодолевать штампы и стереотипы. Одним словом, творческие конкурсы помогут формировать Человека Творческого.

Игры – знакомства

Такие игры позволяют облегчить знакомство ребят в группе, помогают отрабатывать умение устанавливать социальные контакты, снижают повышенную тревожность, связанную с ситуацией общения с незнакомыми людьми.

Для этой игры потребуется писчая бумага и карандаши для каждого участника. Пока играет мелодия (примерно 1 мин), каждый игрок берет автографы у других играющих, стараясь запомнить их имена. Музыка останавливается, игра прекращается.

Победителем считается тот, кто собрал больше автографов у своих друзей. Победителю предлагается назвать имена и показать тех, у кого он брал автографы. Ему вручается дополнительный приз и за исполнение последнего задания.

Скорейшему знакомству ребят помогут маленькие игровые приемы – построения в шеренгу по заданной тематике:

  • по алфавиту имен;
  • по цвету волос (от темных к светлым);
  • по цвету глаз (от светлых к темным) и т.п.

«Как кого зовут?»

Эта игра на внимание. Она проводится с эстрады. В ней участвуют одновременно все, кто присутствуют на встрече. В зависимости от цели общего дела играющие могут стоять (если это перед дискотекой) или сидеть.

В начале любой встречи с детьми организатор (педагог) обязан представиться, назвать свое имя.

По команде ведущего игры каждый из играющих громко и четко называет свое имя (ребята хором, одновременно делают это). Затем ведущий приглашает подойти к нему одного мальчика и одну девочку, чьи имена звучали наиболее четко. Еще раз знакомит всех играющих с этими детьми, просит всех повторить имена ребят и начинает сначала поочередно поднимать вверх то руку мальчика, то руку девочки, все остальные дети должны называть их имена. Игра идет с ускорением темпа. Когда ребята запомнили имена своих друзей, ведущий, продолжая игру, несколько раз подряд поднимает или только руку мальчика – все по инерции говорят имя девочки, или только руку девочки – присутствующие в зале будут называть имя мальчика. Эта путаница вызывает у играющих веселье, а также заставляет их быть более внимательными.

Ребята садятся кругом так, чтобы одного стула не хватало. Начинает игру воспитатель. Он просит ребят поменяться местами (например, тех, у кого голубые глаза, или тех, кто любит читать, у кого дома живет собака, у кого день рождения летом и т.д.). Когда ребята меняются местами, воспитатель занимает один из освободившихся стульев. Теперь игру продолжает один из ребят, пока тоже не займет освободившееся место.

Первый человек называет свое имя, второй повторяет имя первого и называет свое, третий повторяет два предыдущих и говорит свое и т.д., пока все не назовут свои имена. А дальше можно провести игру в обратном порядке.

«Мы идем с тобой по кругу»

Все играющие встают в два круга, один внутри другого. Стоящие во внутреннем круге поворачиваются направо, а во внешнем – налево. Эта игра с речевкой, поэтому всем необходимо выучить слова.

«Мы идем с тобой по кругу,

Поглядим в глаза друг другу,

На минуту замираем –

С этими словами ребята идут по кругу, каждый круг – в свою сторону, в конце речевки все играющие останавливаются, здороваются за руку с тем, напротив кого они остановились, и каждый называет свое имя. Игра начинается сначала и повторяется 4-5 раз.

Таким образом, ребята могут быстро познакомиться друг с другом.

Ведущий.  Чтоб ваши имена узнать, буду буквы называть.

Чье имя с этой буквы, поднимите быстро руку.

Зрители, чьи имена начинаются с буквы «А», поднимают руки, встают и представляются.

Представляются те, чьи имена начинаются с буквы «Б».

Представляются те, чьи имена начинаются с буквы «В».

В этом же порядке игра продолжается далее, пока не представятся все присутствующие.

Игра приемлема для камерной компании, иначе она затянется и превратится в скучную затею.

«Имя, отчество, фамилия»

Ведущий. Поздоровались прекрасно,

Солнце светит в небе ясно.

А поможет нам игра.

Ребята, как только я скажу: «Имя!» – вы громко называете каждый свое имя. Если скажу: «Отчество!» – также громко и весело сообщаете мне свое отчество. Как  скажу: «Фамилия!» – то уж, будьте любезны, назовите свою фамилию. Вам все понятно?.. Справитесь?.. Тогда начинаем знакомиться.

Имя! Отчество! Фамилия!

Фамилия! Имя! Отчество!

Отчество! Фамилия! Имя!

Молодцы! Вот так быстро, весело и шумно мы все перезнакомились.

Успех игры зависит от активности детей.

«Тезки, в круг!»

Во время общего танца в центр круга приглашаются участники с одинаковыми именами, которые называет ведущий. Танцуя в кругу, тезки громко повторяют свое имя. Затем их заменяют ребята с другими именами. Командует парадом тезок ведущий.

Ведущий. В центр круга приглашаются Валерии и Анны. Все остальные приветствуют их. Прекрасно, но Елены и Володи ничуть не уступят им! Внимание, наступает самый интересный момент в нашем танце знакомств! Приглашаю в круг всех, кого я еще не назвал. Каждый во время танца должен громко назвать себя. Приветствуем наших новых знакомых аплодисментами!

Таким образом, все участники побывают в кругу. Заканчивают знакомство обладатели «редких» имен, то есть те, кто еще не побывал в центре всеобщего внимания.

Для проведения этой игры ведущий должен хорошо знать аудиторию по именам.

Суета, смех, шум, веселая музыка – обязательные условия игры.

Творческие конкурсы для подростков

Чаще всего люди аплодируют на концертах и на собраниях. С помощью аплодисментов они выражают свое отношение к тому, кто выступает на этом концерте или собрании. Поскольку отношение к выступающему может быть разным, разными бывают и аплодисменты. Изобразите аплодисменты, которые можно было бы определить как:

«Одежда для сказочных героев»

Сегодня одна из популярнейших в мире профессий – модельер, или дизайнер одежды. Чтобы стать великим модельером, таким, как Пьер Карден или Вячеслав Зайцев, нужно иметь талант и много трудиться. А начинается путь к этой профессии с обычных рисунков платьев и костюмов в школьной тетрадке. Даже великие кутюрье, прежде чем воплотить идею в ткани, рисуют ее на бумаге. Проверьте в себе наличие таланта к дизайну одежды и нарисуйте эскизы костюмов для сказочных персонажей. Представьте, как мог бы выглядеть:

  • рабочий костюм Бабы-Яги;
  • парадно-выходной костюм Иванушки Дурачка;
  • домашний костюм Змея Горыныча;
  • спортивный костюм Кощея Бессмертного;
  • зимний костюм Водяного.

Почему-то считается, что танцевать нужно обязательно стоя на двух ногах. А разве нельзя танцевать лежа или сидя? Попробуйте убедиться,  что это не менее интересно, а в чем-то и более трудно. Исполните, не поднимаясь со стула, танец:

«Этикетка для напитка»

Во всем мире известны прохладительные напитки «Пепси-кола», «Спрайт», «Фанта», «Херши». Они известны не только на вкус, их можно узнать и не дегустируя, лишь по этикетке. Художники фирм, производящих эти напитки, сумели создать такой дизайн бутылок и банок, что они сразу бросаются в глаза. Представьте, что одна отечественная фирма разработала рецепты новых газированных напитков и решила «завоевать» с ними мир. Но у бутылок, приготовленных для разлива этих напитков, еще нет яркой запоминающейся этикетки. Помогите фирме и нарисуйте этикетку, по которой можно было бы сразу узнать новый отечественный напиток. А называется он:

«Старая сказка с новым персонажем»

В наше время многие старые сказки обретают новую жизнь. Их пересказывают, экранизируют, максимально приближая к современной эпохе. Порой от сказки остается лишь сюжет, а слова героев, их костюмы и образы становятся совсем другими. Иногда в старые сказки вводят новых персонажей. Попробуйте по-новому рассказать некоторые сказки Ш.Перро. При этом в сказке обязательно должен присутствовать и действовать новый персонаж:

  • в сказке «Красная шапочка» – светофор;
  • в сказке «Кот в сапогах» – микроволновая печь;
  • в сказке «Золушка» – бульдозер;
  • в сказке «Мальчик-с-пальчик» – пожарная машина.

Со времен Древнего Египта и Древнего Рима правители стран разбивали возле своих дворцов парки. Одним из украшений парков всегда были скульптуры. Как правило, скульптуры в парке были связаны между собой тематически, то есть все скульптуры представляли собой единую галерею. Эта скульптурная галерея могла называться «Музы», «Нимфы», «Герои». В ХХ веке популярны были скульптуры из циклов «Пионеры-активисты», «Женщины с детьми», «Спортсмены и спортсменки». Создайте новую скульптурную галерею для нового парка. То есть замрите подобно скульптурам. А называется галерея «Жертвы спорта», и в нее входят такие скульптуры:

  • штангист, который не успел отпрыгнуть от штанги;
  • вратарь, который поймал шайбу зубами;
  • парашютист, который забыл, за что нужно дернуть;
  • горнолыжник, не успевший убежать от снежной лавины.

Каждый человек постоянно с кем-то знакомится. Существуют даже всевозможные советы о том, как правильно познакомиться, чтобы произвести о себе хорошее впечатление. Но эти правила действуют только в привычных, обыденных условиях. А если предстоит невероятное знакомство? Как тогда вести себя человеку? Представьте и инсценируйте ситуацию, в которой знакомятся:

  • космонавты с инопланетянами;
  • охотники со снежным человеком;
  • новый владелец замка с обитающими в нем привидениями;
  • моряк, выброшенный после кораблекрушения на берег, с пламенем людоедов.

Декламация – это выразительное чтение стихов. Но иногда красиво продекламировать стихи бывает просто невозможно. Попробуйте прочесть стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус», но так, словно:

  • вы сильно замерзли;
  • вам придавило ногу;
  • у вас во рту горячая картошка;
  • вы очень хотите спать;
  • вас сейчас расстреляют.

«Аппликация на воздушном шаре»

Круглый воздушный шар небольшого размера похож на голову. Правда, для полного сходства с головой еще не хватает глаз, ушей, носа, губ, волос и т.д. Попробуйте выстричь из цветной бумаги эти недостающие «части лица» и наклеить на воздушный шар. В результате воздушный шар может превратиться в голову:

«Новый характер у героя старой сказки»

Герои сказок бывают разные: добрые и злые, хитрые и простодушные, смелые и трусливые. Каждая сказка – это столкновение разных характеров. А что произойдет, если у одного из героев характер изменится? Наверное, все события, описываемые в сказке, будут происходить по-другому. Попробуйте по-новому рассказать некоторые старые народные сказки с учетом изменившегося характера главного героя. Представьте, что:

  • Колобок – жестокий и коварный;
  • Машенька («Машенька медведь»)  – глупая и слезливая;
  • Волк («Волк и семеро козлят») – добрый и заботливый;
  • Емеля («По щучьему велению») – жадный и хитрый;
  • Курочка Ряба – капризная и высокомерная.

Всем известен матросский танец «Яблочко». В этом танце движения танцующих – это подражание морякам, взбирающимся по реям, вытягивающим якорь, озирающим в бинокль водную даль. «Яблочко» – это единственный танец, отражающий жизнь людей одной профессии – моряков. Но справедливо ли это? Почему своего профессионального танца нет у летчиков или артиллеристов, трактористов или комбайнеров? Попробуйте исправить несправедливость и придумайте танцы для людей, занятых в строительстве домов. Пусть мелодией для танца остается «Яблочко», а вот движения в новом строительном танце пусть отражают особенности труда:

Памятники воздвигают в честь великих людей и знаменитых событий. В памятниках отражено прошлое каждой страны. Но история страны – это не только люди и события, это еще и язык. А «золотой фонд» каждого языка – это пословицы. Поэтому было бы вполне справедливо, если бы воздвигали памятники пословицам. Попробуйте представить такой памятник, а представив, создайте его. То есть замрите в виде памятника, который называется так же, как пословица:

  • «В споре рождается истина»;
  • «Любви все возрасты покорны»;
  • «Сытый голодному не товарищ»;
  • «Глаза боятся – руки делают»;
  • «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

«Новые дорожные знаки»

Трудно представить современный город без дорожных знаков: предупреждающих, предписывающих, запрещающих и т.д. Дорожные знаки помогают регулировать движение, информируют о состоянии дороги, предупреждают о возможной опасности. И, хотя дорожных знаков много, все же есть такие ситуации, такие опасности, которые не отражены в «азбуке дорог». Помогите работникам ГАИ и нарисуйте новый дорожный знак, который, возможно, скоро появится на отдельных участках дороги. Эти знаки относятся к категории «предупреждающие» и называются так:

  • «Осторожно: глухие старушки»;
  • «Осторожно: низко летящие кометы»;
  • «Осторожно: жидкий асфальт»;
  • «Осторожно: злые террористы»;
  • «Осторожно: неприятные запахи».

Конферансье – это человек, объявляющий во время концерта выступление артистов. Кроме того, конферансье заполняет паузы между номерами, рассказывая всякие занимательные истории. Как правило, все конферансье обладают красивым тембром голоса и великолепно поставленной дикцией. Но бывают ситуации, когда конферансье вдруг теряет голос. Представьте себя таким конферансье, потерявшим голос, и попробуйте мимикой и жестами объявить следующий номер. А следующим номером выступает:

  • певица Людмила Зыкина;
  • певец Борис Моисеев;
  • скрипач Владимир Спиваков;
  • группа «Ногу свело».

Телевидение невозможно представить без рекламы. За один телевизионный день по всем каналам показывают до тысячи рекламных роликов. Придумать сюжеты для такого количества рекламных мини-фильмов – неимоверный труд. Попробуйте помочь тем, кто делает рекламу. Возьмитесь за создание ролика, рекламирующего продукты питания, а точнее – сладости. Придумайте сюжет, напишите текст, а затем инсценируйте рекламу:

– шоколада «Базальт-классик»;

– печенье «Белена-экстра»;

– леденцов  «Ням-энд-Ням»;

– мармелада «Гранд-гудрон».

«Ритуальные танцы племени Мумба-Юмба»

Сегодня люди танцуют преимущественно ради удовольствия. А когда-то танцы имели магическое, религиозное значение. Древние люди, исполняя тот или иной танец, просили у высших сил милости, помощи, заступничества. У некоторых отсталых племен до сих пор сохранились ритуальные танцы. Покажите, как исполняются под звуки тамтама свои танцы дикари из племени Мумба-Юмба. Воспроизведите их древние ритуальные танцы, которые обычно исполняются:

– перед охотой на зебру;

– перед посадкой бананового дерева;

– перед постройкой бамбуковой хижины;

– перед изготовлением из ствола баобаба палки-копалки;

– перед ловлей крокодила.

Когда режиссер берется за съемку фильма, он решает для себя, в каком жанре (стиле) будет этот фильм. Порой одно и то же произведение, экранизированное разными режиссерами, становится то трагедией, то комедией. Представьте себя съемочной группой и «экранизируйте» сказку «Три медведя». При этом не забудьте, что вы решили «снять» фильм в жанре:

– психологического триллера;

– эксцентричной комедии;

– крутого боевика;

– фильма ужасов.

– «Рекорд неслыханной щедрости»;

– «Рекорд удивительного упрямства»;

– «Рекорд великого зазнайства»;

– «Рекорд невероятной жадности»;

– «Рекорд чрезвычайной скромности».

«Земля в иллюминаторе»

Космонавты утверждают, что наша планета похожа на красивый голубой шар – такой они видят ее в иллюминаторы своих кораблей. А как, интересно, выглядят из космоса другие планеты? Попробуйте нарисовать эти планеты несколько необычным способом. Для этого возьмите небольшое по формату стекло и по одной из его сторон размажьте цветной пластилин. Конечно, размазывать нужно так, чтобы с другой стороны стекла возник рисунок. А на этом рисунке должна быть изображена:

– планета багровых туч;

– планета желтых туманов;

– планета голубых айсбергов;

– планета зеленых островов;

– планета перламутровых облаков.

Если потом это стекло с пластилиновым рисунком вставить в рамочку и повесить на стену, можно будет, слегка пофантазировав, представить себя космонавтом, рассматривающим через иллюминатор неизвестную планету.

«Букет для знаменитости»

Люди некоторых профессий чаще, чем другие, получают цветы. Причем они получают не просто цветы, а букеты. Причем не просто букеты, а букеты из цветов, специально подобранных в единую композицию. Такие букеты-композиции изготавливают особые художники – мастера икебаны.  (Икебана – это искусство составления букета). Попробуйте стать специалистом по икебане и создайте для знаменитого человека букет-композицию с таким названием:

– «Первое место» – для спортсмена;

– «Пояс астероидов» – для космонавта;

– «Огни рампы» – для артиста;

– «Поднимите руки» – для учителя.

Орнамент – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и служащий для украшения архитектурных сооружений или каких-либо предметов. В качестве  элементов орнамента чаще всего используют цветы, листья или геометрические фигуры. Представьте, что в одной школе, где начался капитальный ремонт, захотели все  помещения украсить орнаментами. При этом решено было использовать один орнамент два раза. Для каждого помещения решено было создать свой орнамент, отражающий специфику этого помещения. Помогите коллективу школы и нарисуйте эскиз орнамента, который мог бы украсить:

– кабинет химии;

– кабинет русского языка;

Где бы человек ни находился, он не может вести себя КАК ему ХОЧЕТСЯ. Существуют писаные и неписаные правила поведения, которые объясняют, КАК НУЖНО себя вести в том или ином месте. Одни правила поведения предназначены для тех, кто посещает театр, другие – для тех, кто идет в горы, третьи – для тех, кто едет на поезде. В правилах обычно разъясняется, что категорически нельзя делать в указанном месте, что нежелательно делать и что можно делать, но обязательно соблюдая технику безопасности. Сочините правила поведения в необычном месте, а именно:

– на летающей тарелке;

– на мачте Останкинской телебашни;

– на айсберге;

– в берлоге медведя.

В газетах и журналах часто печатают «полезные советы». В них говорится о том, как избавиться от вредных привычек и научиться вести здоровый образ жизни; о том, как перестать конфликтовать с окружающими и жить в ладу со всем миром. Однажды одна малоизвестная газета решила пойти наперекор всем, прекратила печатанье «полезных» советов и занялась распространением «вредных» советов. Пофантазируйте и сочините для этой газеты 10 советов, которые могли бы быть опубликованы под заголовком:

– «Как превратить соседей в заклятых врагов»;

– «Как стать нищим»;

– «Как стать близоруким»;

– «Как быстро набрать лишний вес».

Каждый человек время от времени попадает в конфликтные ситуации. Родители ссорятся с детьми из-за порядка в квартире. Соседи выражают друг другу претензии из-за громко звучащей музыки. Начальники конфликтуют с подчиненными, опаздывающими на работу или выпускающими недоброкачественную продукцию. Попробуйте инсценировать ситуацию, в которой конфликт возник между:

– продавцом и покупателем, требующим продать ему дырки от сыра;

– врачом и больным отказывающимся открывать рот и говорить: «А-а!»;

– кондуктором и пассажиром, перевозящим в общественном транспорте говорящего попугая;

– официантом и посетителем ресторана, обнаружившим в котлете золотой слиток.

«Орден для героя»

Ордена вручаются героям, а героем, как известно, может стать каждый. Чаще всего героями становятся на боевом или трудовом фронте. Но не только там. Порой героем является тот, кто, не совершив никаких громких поступков, просто имеет особую жизненную позицию. Быть до конца верным своим принципам – это уже героизм. Попробуйте нарисовать макет ордена, который можно было бы вручить именно таким героям. А особая принципиальная жизненная позиция этого героя заключается в том, что он:

– считает отечественные автомобили лучшими в мире;

– всегда бросает окурки только в урну;

– ни разу в жизни не произнес ругательного слова;

– по-прежнему верит в светлое будущее.

Рекомендуемый библиографический список

Развитие личностного потенциала как ценность современного образования и Ежегодная онлайн-конференция «Развитие личностного потенциала как ценность современного образования» 2020

8 декабря состоялась V Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие личностного потенциала как ценность современного образования», организаторами которой стали Московский городской педагогический университет и Благотворительный фонд «Вклад в будущее». Целевая аудитория мероприятия – участники Программы по развитию личностного потенциала, участники первого педагогического фестиваля «Лучшие практики развития личностного потенциала» и второго фестиваля «Через чтение – к развитию личности».Программа конференции включала 29 выступлений педагогов из 17 регионов России, в том числе – из Липецкой области, которые представили свои идеи и разработки в рамках реализации Программы по РЛП. С приветственным словом к собравшимся обратилась Екатерина Хаустова, руководитель Программы Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» по развитию личностного потенциала.Работа конференции велась по четырем секциям:– «Наше счастливое детство: практики РЛП в детском саду»;– «Мой любимый класс: практики РЛП в работе педагога»;– «Этот удивительный мир: практики РЛП на уровне ОО»;– «Через чтение к развитию личности».Представитель Липецкой области, заместитель директора, учитель физики и математики МБОУ гимназия № 12 г. Липецка Екатерина Ахонен, презентовала гимназический проект фотозоны «Остановись, мгновенье!», концепция которого вызвала живой интерес участников секции «Этот удивительный мир: практики РЛП на уровне ОО».Организаторы конференции отметили высокий уровень активности образовательных организаций Липецкой области: для участия от региона было подано 27 практик. Особую благодарность получили: коллектив МБОУ «Гимназия № 97 г. Ельца» – представлено 11 практик от 13 педагогов, и коллектив МБОУ гимназия №12 г. Липецка – представлено 6 практик от 6 педагогов.Реализацию Программы по развитию личностного потенциала на территории Липецкой области сопровождает Центр непрерывного повышения профессионального мастерства ГАУДПО ЛО «ИРО». В 2022 году Программу реализуют 62 образовательные организации региона.

Организация научно-практических онлайн-конференций «Развитие личностного потенциала как ценность современного образования».

Впервые, конференция прошла 3−4 июня 2020 года в онлайн-формате и была адресована участникам и партнерам Программы БФ «Вклад в будущее» по развитию личностного потенциала. Среди них управленцы и педагоги школ, детских садов и учреждений дополнительного образования; преподаватели и представители региональных органов исполнительной власти.

Развитие личностного потенциала как ценность современного образования и Ежегодная онлайн-конференция «Развитие личностного потенциала как ценность современного образования» 2020

Статистика мероприятия

среднее время просмотра

регионов — охват конференции

Что было сделано

Разработали сайт для размещения общей информации о мероприятии и регистрации участников.

Развитие личностного потенциала как ценность современного образования и Ежегодная онлайн-конференция «Развитие личностного потенциала как ценность современного образования» 2020

Виртуальная выставка регионов

Разработали интерактивную выставку регионов участников с актуальной статистикой по регионам-участникам.

Развитие личностного потенциала как ценность современного образования и Ежегодная онлайн-конференция «Развитие личностного потенциала как ценность современного образования» 2020

Дизайн и верстка материалов

Сверстали презентации спикеров, сопроводительные материалы к выступлениям, вспомогательные технические материалы, необходимые для комфортного участия в мероприятии.

Развитие личностного потенциала как ценность современного образования и Ежегодная онлайн-конференция «Развитие личностного потенциала как ценность современного образования» 2020

Оформление и запись выступлений

Разработали элементы видео-дизайна и записали все выступления спикеров для последующего постоянного размещения на портале конференции.

Развитие личностного потенциала как ценность современного образования и Ежегодная онлайн-конференция «Развитие личностного потенциала как ценность современного образования» 2020

Интеграция и back-end

Front-end собрали на Webflow в рекордные сроки. Сделали интеграцию регистрации с сервисом рассылок, real-time выгрузку базы участников в Google Sheets, там же настроили дашборд с информацией о динамике регистраций. На October CMS реализовали простой back-end и систему автоматической генерации сертификатов для участников.

Анимационный видеоролик про запуск своего старатапа для молодых программистов

Диджитал-креативы для продвижения подписки «Огонь» от ООО «Газпром-Медиа»

Как подготовить офисное помещение для съёмки

Ролик программы «Учитель для России» в ЯНАО в стиле мокьюментари

Рекламный ролик SYNERGETIC

CarPrice — «Купим любое авто»

Тренинг
– один из видов активного обучения, в
котором общий для всех этих методов
принцип активности обучаемого, дополняется
принципом рефлексии над собственным
поведением и поведением других участников
группы. Для такой рефлексии и саморефлексии
в группе создаются максимально
благоприятные условия в виде возможности
получить обратную связь на поведение
каждого участника от тренера, членов
группы, просмотра видеоматериала.

Полезность
введения тренингов для обучения
представителей любой профессии очевидна.
Тренинговое обучение позволяет
активизировать, скорректировать навыки
общения, расширяет поведенческий
репертуар, ориентирует в способах
эффективного взаимодействия с партнерами
и, в конечном счете, дает возможность
достичь личностного (профессионального)
роста.

Задачи,
решаемые в ходе тренинга, можно
классифицировать следующим образом:

– Приобретение
психологических знаний – взглядов
различных психологических школ на
личность человека и процесс взаимодействия
людей.

– Адекватное
восприятие себя, других, ситуаций общения

– Развитие,
коррекция личности, ее глубинных
образований, решение личностных,
профессиональных, экзистенциальных
проблем.

Атмосфера
психологической безопасности и комфорта,
создающаяся в ходе тренинга, позволяет
участникам проявить набор поведенческих
и эмоциональных стереотипов и, получив
обратную связь на свое поведение,
осознать вероятные ошибки во взаимодействии
с людьми, приобрести продуктивный опыт
(личностный и профессиональный).

Тренинговая
форма обучения требует от участников
активности, вовлеченности, полного
погружения в тренинговую ситуацию
«здесь и теперь».

Основной
целью разработанного тренинга является:

– развитие
всех подструктур профессионального
самосознания – когнитивной (уточнение,
конкретизация и расширение системы
знаний о себе, своего Я-образа как
личности и профессионала), аффективной
(выработка позитивного самоотношения,
адекватное оценивание своих возможностей
и потенциалов) и поведенческой (закрепление
собственной Я-концепции в конкретных
ситуациях взаимодействия и общения,
отработка навыков эффективной
саморегуляции).

Для
реализации поставленной цели и выдвинутых
задач тренинг структурирован и разделен
на три этапа:

1.
Тренинг сензитивности предусматривает
формирование сплоченности группы и
формирование позитивной групповой
динамики;

2.
Тренинг коммуникативной компетентности
предполагает развитие и отработку
профессионально важных коммуникативных
способностей;

3.
Тренинг личностного и профессионального
развития, в рамках которого, достижения
ранних этапов интериоризируются в
структуру личности и самосознание
субъекта.

ТРЕНИНГ
ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА

Стул
откровений.
Упражнения,
в которых на одного участника работает
остальная группа, применяются на
тренинговых занятиях довольно часто,
но злоупотреблять ими не стоит. Тренинг
все же групповой метод, а это означает
требование к ведущему создать такие
условия, при которых все участники имеют
возможность получить от совместной
работы максимальную пользу. Как бы там
ни было, метод “горячего стула”,
изобретенный то ли гештальтистами, то
ли психодраматистами (приоритет до сих
пор оспаривается), является достаточно
распространенным и популярным в
тренинговой работе. Одним из вариантов
применения этого метода можно считать
упражнение «Стул откровений». Суть
этого упражнения состоит, во-первых, в
предоставлении кому-то из участников
права получить прямую (то есть не
завуалированную метафорами и
аллегорическими образами) обратную
связь от других участников, а во-вторых,
в наложении обязанности быть предельно
откровенным и абсолютно честным при
ответах на вопросы своих товарищей по
группе. Иначе говоря, этот прием
провоцирует человека пойти на риск
открытия себя в глазах других и на риск
открытия себя для других.

Ведущий
ставит внутрь круга стул и продолжает:

— Это
«стул откровений». Садясь на него,
участник берет на себя очень серьезную
и ответственную задачу: быть предельно
честным, искренним и открытым. Взамен
он сможет получить точно такой же ответ
от группы. Как он будет решать эту задачу?
Любой участник группы имеет право задать
ему любой вопрос о его чувствах, мыслях,
желаниях, стремлениях, о его отношении
к людям, в том числе и к конкретным людям
из нашей группы. Человек, сидящий на
«стуле откровений», обязан не увиливать,
не уклоняться от ответа, а отвечать как
есть. Если группа даст мне такое право,
то я буду иметь возможность вмешаться
и отклонить какой-то вопрос, если сочту
это необходимым. Обещаю не злоупотреблять
этим правом.

Такая
оговорка представляется вынужденной
мерой, чтобы все-таки обезопасить
участника на «стуле откровений» от
вопросов, способных нанести ему глубокие
душевные травмы. Разговор должен
проходить с учетом принципа «здесь и
теперь»; не всякий «скелет в шкафу»,
вытащенный наружу из прошлого человека,
сможет сыграть в этой ситуации полезную
роль. Впрочем, обычно к этому моменту
группа находится на такой стадии
развития, которая обеспечивает сочетание
открытости с чувством взаимного принятия
и такта, и ведущему не приходится
прибегать к мерам пресечения. Вопросы
могут быть самыми разными: от достаточно
поверхностных, ориентированных на
получение новых знаний об увлечениях
человека (как ты относишься к группе
«Агата Кристи»?” или любишь ходить в
лес?) до самых деликатных, касающихся
интимных переживаний (есть ли у тебя
сексуальный партнер?, к кому из лиц
противоположного пола в группе ты
испытываешь чувства, которые можно
назвать любовью? или даже такой скажи,
как ты ко мне относишься?). Такая
«пресс-конференция» продолжается около
десяти минут (слишком затягивать, на
наш взгляд, не стоит), после чего ведущий
предлагает изменить позиции и теперь
предоставить участнику на «стуле
откровений» право задавать вопросы
остальным членам группы.

При
выполнении этого упражнения не следует
забывать об основной особенности
конструктивной обратной связи – ее
безоценочности. Формулировки не должны
носить характера прямых обвинений,
восхвалений или сравнений. Участники
говорят о своих чувствах, переживаниях,
мыслях по какому-то поводу или по
отношению к поведению кого-то из
присутствующих, но не используют слов
и выражений, содержащих прямую оценку
личности.

Завершающее
обсуждение часто сопровождается
высказываниями благодарности друг
другу и признаниями в том, что люди
открыли для себя в себе нечто совершенно
новое, то, о чем никогда не думали и даже
не подозревали, осознали отношение к
себе окружающих. Порой желающих посидеть
на «стуле откровения» оказывается
больше, чем могут позволить временные
интервалы занятия.

Четыре
«Я». Нарисуйте
четыре «Я»: реальное, воспринимаемое с
внешней стороны, идеальное, будущее.

Мои
жизненные и профессиональные планы.
Цель
упражнения: определение перспективных
жизненных и профессиональных целей;
анализ и осмысление своих жизненных и
профессиональных перспектив. Каждый
участник вместе с группой имеет
возможность поразмыслить над тем, что
он ожидает от своей жизни, каковы его
устремления, какие ценности для него
значимы.

20-«Я».
Участникам
дается задание: на листе бумаги напишите
20 ответов на вопрос «кто Я». Затем
проводиться обсуждение.

«Желание».
Каждый
участник пишет на листке желание. Задача:
заставить партнера его выполнить, не
говоря о нем. Затем продемонстрировать
листок.

Личный
герб и девиз. Девиз
и герб являются такими символами, которые
предоставляют возможность человеку в
предельно лаконичной форме отразить
жизненную философию и свое кредо. Это
один из способов заставить человека
задуматься сформулировать, описать и
представить другим главнейшие стержни
свои; мировоззренческих позиций.

Следует
особое внимание уделить таким вопросам.

Где
профессиональное в девизе и гербе?

Если
в гербе использовалась профессия, то
почему, и если нет, то почему?

Можно
ли девиз этой группы использовать как
девиз специалиста?

Как
влияет такой девиз на работу?

Как
личное влияет на профессиональное и
наоборот.

Способы
применения предмета.
Называется какой-либо хорошо известный
предмет, например, «книга». Надо назвать
как можно больше различных способов
его применения: книгу можно использовать
как подставку для кинопроектора, можно
ею прикрыть от посторонних глаз бумаги
на столе и т. д. Следует ввести запрет
на называние безнравственных, варварских
способов применения предмета. Побеждает
тот, кто укажет большее число различных
функций предмета. Задание
развивает способность концентрации на
предмете, умение открывать в нем
неожиданные возможности.

Мои
сильные стороны. Каждый
из вас должен рассказать остальным
участникам о своих сильных сторонах –
о том, что он любит, ценит, принимает в
себе, что дает ему чувство внутренней
свободы и уверенности. Существенно
также отметить те качества, которые вам
импонируют, но они вам не свойственны
и вы хотите выработать их в себе. Вам
дается по три минуты. Даже если вы
закончили свою речь раньше, оставшееся
время все равно принадлежит вам. Слушатели
могут только уточнять детали или просить
разъяснения, но не имеют права
высказываться.

Это
упражнение направлено не только на
определение собственных сильных сторон
каждым участником, но и на формирование
привычки думать о себе положительно.
Поэтому при его выполнении необходимо
следить за тем, чтобы участники избегали
любых, даже незначительных высказываний
о своих недостатках, ошибках, слабостях.
Любая попытка самокритики и самоосуждения
пресекается.

Моя
профессия. Лист
бумаги необходимо разделить на четыре
части, каждую пронумеровать. В 1 фрагменте
предлагается нарисовать с чего началось
освоение профессии, в четвертом фрагменте
нарисовать чем закончиться освоение
профессии. Затем необходимо подумать
и нарисовать во фрагментах 3 и 4 то, что
произойдет между началом освоения
профессии и завершением становления
специалиста.

Составление
предложений.
Берутся наугад три слова, не связанные
по смыслу, например, «озеро», «карандаш»
и «медведь». Надо составить как можно
больше предложений, которые обязательно
включали бы в себя эти три слова (можно
менять их падеж и использовать другие
слова). Ответы могут быть банальными
(«Медведь упустил в озеро карандаш»),
сложными, с выходом за пределы ситуации,
обозначенной тремя словами, и введением
новых объектов («Мальчик взял карандаш
и нарисовал медведя, купающегося в
озере»), и творческими, включающими эти
предметы в нестандартные связи («Мальчик,
тонкий как карандаш, стоял возле озера,
которое ревело как медведь»). В этой
игре, как и в других, ведущему важно
установить, а игрокам найти «золотую»
середину между количеством и качеством
ответов. Необходимо, с одной стороны,
стимулировать большое число любых
разнообразных ответов, а с другой —
поощрять оригинальные, творческие
ответы. Обязательным условием эффективности
этих игр является сопоставление и
обсуждение игроками всех предложенных
ответов и развернутое обоснование,
почему именно тот или иной ответ им
понравился или не понравился. Это задание
направлено на установление связей,
обобщение, создание целостных образов.

Эмиграция.
Предположим
вы решили совсем уехать из страны. Как
вы думаете, сколько человек и кто
конкретно пожалеет об этом? Почему? Что
связывает вас с этими людьми?

А
скольких и кого именно обрадует ваше
решение уехать? Почему? В чем причина
такого отношения к вам? Вы пытались
что-то изменить в себе, в ваших отношениях
с этими людьми?

Составьте
два перечня имен и ответьте на поставленные
вопросы.

После
завершения рекомендуется провести
обсуждение в группах по 3-4 человека.

Без
маски. Перед
вами в центре круга стопка карточек. Вы
будете пор очереди брать по одной
карточке и сразу, без всякой подготовке,
продолжить фразу, начало которой написано
на карточке.

Члены
группы будут внимательно слушать вас,
и если они почувствуют, что вы неискренни,
вам придется еще раз взять карточку, но
с уже другим текстом, и попробовать
ответить.

Грани
моего «Я». Изобразите
себя в центре листа и разместите вокруг
образы, отображающие разные грани вашей
личности. Обратите особое внимание на
расположение образов вокруг центра, их
размер и другие особенности.

Чемоданчик.
Данное
упражнение можно проводить поэтапно
либо каждый вариант отдельно.

По
очереди, каждому участнику дается
возможность высказаться о том, что
полезного, нужного или ненужного он
получил в тренинге, что возьмет с собой,
а что нет. Т.е. метафорически каждый
участник собирает себе «чемоданчик».

Группе
дается задание, по очереди собрать
каждому участнику «чемоданчик в дорогу»,
в который необходимо положить качества,
пожелания, рекомендации, советы и т.д.
Собрать «чемоданчик» можно устно, когда
каждый участник высказывается вслух,
либо по группе запускаются листы бумаги,
на которых подписано имя участника,
которому собирается «чемоданчик».

Из чего состоит личностный потенциал

Философы, социологи и психологи по-разному определяют личностный потенциал. Отечественные исследователи М. А. Нугаев и В. В. Соколов независимо друг от друга выделяют такие его компоненты:

  • творческий,‍
  • профессиональный,‍
  • духовный,‍
  • интеллектуальный.‍

Чем сильнее развита творческая составляющая, тем выше способность человека находить новые решения сложных задач. Человек с творческим потенциалом активно ищет решение проблемы, генерирует идеи и пробует разные подходы.

Этот аспект включает умения и навыки, которые человек способен применять в трудовой деятельности. Чем сложнее деятельность и выше результат труда, тем сильнее развит профессионализм.

Духовность, или нравственность — это моральные нормы и этические принципы, которыми руководствуется человек. Осознавать свои принципы важно, чтобы оставаться верным себе в ситуациях морального выбора, не поддаваться сиюминутным желаниям и влиянию других людей.

Интеллектуальный компонент связан с мыслительными способностями и объёмом знаний индивида. Чем мощнее интеллектуальный потенциал, тем более масштабные и ответственные задачи может выполнять человек, тем он ценнее для общества.

Почему потенциал не работает

Сами по себе высокие моральные принципы или глубокие знания не обеспечивают достижений в учёбе или общественной деятельности. Если человек одарён, но ленив, толку не будет. Авторство формулы успеха «1% таланта + 99% труда» приписывают то Гёте, то Эдисону. Автор книги «Гении и аутсайдеры» Малкольм Гладуэлл в своём исследовании подтверждает эту идею. Главная способность успешного человека — по максимуму использовать свои способности для достижения целей.

Без суперспособности заставить себя работать все остальные элементы — бесполезный склад знаний и свойств. Чтобы превратить личностные качества и умения в ресурсы, нужна цель и мотивация к её достижению. Потенциал не работает, когда человек не стремится использовать его для движения к успеху.

Как развить и использовать личностный потенциал

Для начала стоит взять блокнот и перечислить всё, что вы знаете о своём потенциале. Распишите по пунктам, какими творческими и интеллектуальными способностями обладаете, что умеете делать хорошо, каковы ваши принципы.

Творческим людям несложно отметить, например, что они легко находят общий язык с окружающими, придумывают сценарии праздников, сочиняют стихи или задания для конкурсов. Если ваш последний стишок и рисунок остались в дошкольном детстве, стоит пробовать снова.

Вспомните, чем любили заниматься до школы или в младших классах и беритесь за дело: акварельный скетчинг, робототехника, танцы, вокал. Всё, что когда-то приносило радость и удовольствие, поможет пробудить творческую энергию и найти занятие по душе. Важно не сдаваться, а искать подходящий вид деятельности.

Чтобы объективно оценить свои интеллектуальные способности, школьных тестов по предметам недостаточно. Учителя могут оказаться в плену стереотипов и ставить отметки на основании своих ожиданий. К тому же интеллект бывает разным: вербальный, эмоциональный, музыкальный, пространственный, а в школе оценивают только умение правильно выполнять задания. Лучше всего участвовать в разных интеллектуальных конкурсах, погружениях, выездных школах. В литературном клубе или инженерном кружке вне школы больше шансов получить беспристрастную оценку своих возможностей и успехов.

Для духовного роста полезно отметить, какими своими качествами и поступками вы гордитесь, а о чём сожалеете. Подумайте, какие персонажи литературы и кино, а также реальные исторические личности и люди из вашего окружения вас восхищают. Решите, чем и на кого вы хотели бы быть похожи, и в непростых ситуациях выбора представляйте, как поступил бы ваш «герой».

Научиться управлять способностями

Чтобы «включить» свои ресурсы, нужно поставить цель и двигаться к ней. Сделать это без подготовки непросто. Помимо банальной лени человеку мешают страх допустить ошибку или не справиться с задачей. Поэтому первая цель должна быть небольшой и заведомо достижимой, например, «прочитать 10 страниц книги «Кради как художник» Остина Клеона в воскресенье», «решить первые 5 заданий прошлогодней олимпиады за выходные», «навести порядок на столе в пятницу».

После первого успеха нужно ставить новые цели, но не слишком амбициозные. Укреплять волю, как и мускулы, лучше постепенно, чтобы не надорваться и не бросить всё. Если же задуманное не удалось, не стоит отчаиваться — ставьте более скромные цели. Если начинать с малого и двигаться шаг за шагом, успех неизбежен.

Наращивать элементы потенциала

Творческие способности проявляются в конкретных умениях, например, писать программный код или создавать модели одежды. Чем больше осмысленной практики, тем шире творческие возможности и выше качество работы, то есть профессионализма. То же касается интеллекта: по мере решения более сложных задач увеличиваются интеллектуальные способности.

Сформулировать свои нравственные принципы помогают размышления, анализ ситуаций и общественная деятельность. Поэтому полезно, например, углубиться в уроки литературы: читать книги и анализировать поступки персонажей.

Другой способ расти духовно — участие в дебатах, деловых играх и ролевых играх живого действия. Ролевые игры похожи на театрализованные постановки, но у них нет сценария, и каждый участник сам принимает решения исходя из своей роли и личных предпочтений. Игры помогают в безопасной ситуации ответить на вопросы о справедливости, чести и цене жизни, чтобы лучше узнать себя.

Ещё один вариант столкнуться с этическими противоречиями и выработать собственные взгляды на значимые вещи — волонтёрство. Помощь нуждающимся заставляет задуматься о законах современного общества, испытать широкую гамму чувств и проявить качества, о которых человек не подозревал. Не следует сразу брать на себя большую ответственность, для начала лучше быть на подхвате, понаблюдать и выбрать, что вам ближе: например, зоозащита, работа с детьми или экологические проекты.

Выход из зоны комфорта — это возможность испытать и одновременно прокачать свой потенциал. Выступить перед аудиторией в первый раз страшно, но это может стать первым шагом к карьере спикера. Участие в онлайн-олимпиаде может превратиться в страсть к решению сложных задач. Чтобы развивать потенциал, нужно регулярно участвовать в творческих и интеллектуальных челленджах: добровольческих акциях, мини-курсах по развитию новых умений, образовательных марафонах и спортивных мероприятиях.

Что запомнить

1. Личностный потенциал помогает развиваться и преодолевать трудности. При этом потенциал растёт вместе со сложностью задач, которые решает человек.

2. Основные элементы потенциала — творческие способности, интеллект, профессионализм и нравственность — можно развивать в соответствующей деятельности.

3. Творческий потенциал усиливается в креативных практиках (мультипликация, живопись, инженерное творчество), интеллект развивается через решение задач повышенной сложности, профессиональное мастерство растёт с опытом работы, а нравственные ориентиры укрепляются в процессе осмысления и обсуждения реальных жизненных ситуаций.

4. Ключевая способность, которая обеспечивает максимальную мобилизацию ресурсов личности — мотивация достижения цели.

5. Чтобы мотивация работала, цель должна быть и привлекательной, и достижимой.

Приветствую Вас, друзья!

Мир устроен так, что все люди добиваются разных высот. Кто-то становится успешным бизнесменом или известным артистом, а кто-то испытывает трудности с обычным карьерным ростом. И это далеко не всегда напрямую связано со способностями человека. Просто не все знают, как раскрыть свой потенциал и суметь реализовать таланты, подаренные природой. Сегодня мы поговорим о том, что обычно подразумевают под личностным потенциалом, а также о том как его раскрыть и реализовать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *