Развитие навыков словоизменения и словообразования

Кого из ученых считают основоположником науки о раннем возрасте?

Тестовые задания к экзамену (оценка в 1 балл)

1. Возрастная психология и психология развития — это:

а) раздел психологии, в котором изучаются вопросы развития психики с момента рождения человека до глубокой старости, закономерности перехода от одного возрастного периода к другому;

б) наука, изучающая особенности психики детей;

в) область психологии, изучающая становление личности человека.

Согласны ли вы с утверждением, что игрушки помогают определить основную линию психического развития детей до школы, воспитывают их, создают эмоциональное благополучие в детском коллективе, при этом качественный и количественный состав детских игрушек остается неизменным в группах детского сада на протяжении дошкольного детства.

а) да б) нет

3. Отметьте лишнее. Содержание ООП ДО должно охватывать образовательные области:

а) социально-коммуникативное развитие; б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

г) интеллектуальное развитие;

д) художественно-эстетическое развитие; е) физическое развитие.

а) звуковой культуры речи; б) словаря;

в) грамматического строя речи; г) связной речи;

д) ознакомление с художественной литературой; е) все ответы правильные;

ж) правильного ответа нет

Определите возраст, когда возможно последовательное проведение (с перерывами) трех организованных образовательных ситуаций (игр-занятий) в первую половину образовательного дня.

а). 4-5 лет

б). 5-6 лет

в) 6-7 лет

г) такая организация непрерывной образовательной деятельности в первую половину дня в детском саду не разрешается

6. Временной диапазон, максимально чувствительный и благоприятный для развития той или иной функции или способности человека называется:

а) кризисный этап;

б) критический период;

в) переходный возраст; г) сензитивный период.

Какой вид деятельности будет способствовать любознательности и формированию познавательного интереса?

а) игровая деятельность;

б) познавательно-исследовательская деятельность;

в) восприятие художественной литературы и фольклора; г) коммуникативная.

ж) правильного ответа нет.

Беседа воспитателя с дошкольниками является в педагогике методом обучения или средством обучения?

а) метод обучения

б) средство обучения

Речь, связанная с конкретной, наглядной ситуацией, понятная только в этой конкретной ситуации.

а) контекстная; б) ситуативная;

11. Понятие «Зона ближайшего развития» и «Уровень актуального развития» ввел:

а) Д.Б. Эльконин; б) Л.С. Выготский: в) А.Н. Леонтьев; г) А.В. Запорожец.

12. Проблемно-игровая технология включает в себя следующие направления:

а) логические и математические игры; б) творческие задачи;

в) проблемные ситуации;

г) логико-математические сюжетные игры (занятия);

д) экспериментирование и исследовательская деятельность; е) все вышеперечисленные.

Какова длительность непрерывной образовательной деятельности для дошкольников в средней группе детского сада?

а) 15 мин.

б) 20 мин.

в) 25 мин.

14. Одним из условий нормального развития психики ребёнка является:

а) быстрый рост ребёнка;

б) своевременное и полноценное созревание внутренних органов и их систем; в) богатый словарный запас.

15. Период новорожденности завершается: а) адаптацией;

б) комплексом оживления;

в) появлением условных рефлексов.

16. Сенсорный голод, отсутствие эмоциональных контактов в младенчестве приводят к:

б) недоразвитию органов; в) нормальному развитию.

а) коммуникативная; б) номинативная;

а) двигательный режим б) основные движения в) строевые упражнения г) подвижная игра

д) спортивные упражнения

а) подвижная игра

б) утренняя гимнастика в) физкультминутка

г) утренняя прогулка

д) физкультурное занятие

20. Выберите нетрадиционные формы сотрудничества ДОО с семьей: а) вечера вопросов и ответов;

б) дистанционные родительские собрания;

в) выставка детских работ;

г) индивидуальные консультации.

21. Самостоятельная деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее:

а) 2-3 ч;

22. Объем двигательной активности воспитанников 5-7 лет в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности составляет:

а) до 3-4 часов в неделю; б) до 9-10 часов в неделю; в) до 6-8 часов в неделю.

Кого из ученых считают основоположником науки о раннем возрасте?

а) Т.В. Лаврентьева б) Д.Б. Эльконин

в) Н.В. Алешина

г) Н.М. Аксарина «Воспитание детей раннего возраста»

24. Возрастные границы раннего возраста:

а) от 1 года до 2 лет;

б) от 1,5 года до 3 лет; в) от 1 года до 3 лет.

25. Психологические границы раннего возраста:

а) от кризиса рождения до кризиса «Я сам»; б) от рождения до кризиса прямохождения;

в) от комплекса оживления до кризиса «Я сам»; г) от кризиса прямохождения до кризиса «Я сам»

26. Важнейшими достижениями раннего возраста являются:

а) прямохождение; б) речь;

г) предметная деятельность; д) учебная деятельность.

27. К области социально-коммуникативного развития дошкольников не относится:

а) развитие навыков общения;

б. формирование нравственных суждений; в. развитие памяти и внимания;

г. социализация дошкольников.

28. Предпосылки к регулятивным универсальным учебным действиям:

а. планирование, контроль и самоконтроль, коррекция выполнения заданий; б. умение выражать свои мысли, активность во взаимодействии;

в. знаково-символические, информационные, общеучебные; г. адекватная самооценка, осознанность важности учения.

Сообщение на тему:

Тема:
Развитие навыков словоизменения и словообразования.

Важность овладения
обучающихся с интеллектуальной недостаточностью русским языком объясняется не
только тем, что он является предметом изучения, но также и тем, что язык
выступает средством общения и изучения всех других учебных предметов. В
настоящее время в отечественной специальной педагогике сложился такой подход к
обучению школьников с интеллектуальным недоразвитием, который не столько
ориентирует учителя на формирование совокупности знаний, умений и навыков
учащихся, сколько нацелен на коррекцию их познавательной деятельности,
«перевод» её на качественно новый уровень с учётом возможностей, типологических
и индивидуальных особенностей учеников. /В.В. Воронкова, А.К. Граборов, Т.М.
Дульнев, И.Г. Ерёменко, Б.П. Пузанов./

Нарушения формирования
лексико-грамматической стороны речи у обучающихся с интеллектуальной
недостаточностью проявляются в ограниченности словарного запаса, резком
расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов,
несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. В
процессе усвоения чтения и письма это проявляется множеством специфических
ошибок.

На протяжении всех лет
обучения в начальной школе основными направлениями по развитию лексики
являются: обогащение словарного запаса, уточнение значения слова, расширение
семантики слова. При этом особенности речевого развития проявляются не только в
запаздывании речи, но и в характере её формирования.

Процесс речевого развития
обучающихся с интеллектуальной недостаточностью протекает иначе, чем у
нормально развивающихся сверстников. У умственно отсталых обучающихся не
возникает обобщений. Они усваивают по подражанию отдельные слова – названия
обиходных предметов, часто повторяющихся действий и простые конструкции
предложений. Из-за нарушения коркового анализа и синтеза в пределах слухового и
речедвигательного анализаторов они с трудом овладевают произносительной
стороной речи. Они часто не в состоянии понять абстрактность присущую
грамматическим понятиям, вычленить типичные признаки изучаемого языкового факта
и установить между ними должные связи. У таких обучающихся речевые нарушения
носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная
система. При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: её
фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй Особенность
речевых расстройств состоит в том, что преобладающим в их структуре является
семантический дефект. Отмечается несформированность как импрессивной, так и
экспрессивной речи. В большинстве случаев у обучающихся специальной
коррекционной школы наблюдаются нарушения письменной речи. Речь таких детей
примитивна, шаблонна, недостаточно точна.  Особенно беден, ограничен их
словарь. Речи умственно отсталых обучающихся не свойственны слова различных
грамматических категорий, обозначающих абстрактные понятия. Очень редко они
употребляют наречия, глаголы с приставками, союзы, особенно подчинительные,
предлоги, «избегают» употреблять имена прилагательные. Неправильное понимание и
неточное употребление слов умственно отсталыми детьми препятствует изучению ими
грамматики, ибо «изучение грамматического строя языка без учёта лексической
стороны, без учёта взаимодействия лексических и грамматических значений» –
невозможно».

Нарушение речи
препятствует полноценному общению с людьми, приводит к речевой замкнутости,
неуверенности в себе. Поэтому своевременное преодоление нарушений речи – залог
успешного обучения умственно отсталых детей по всем предметам.

Учитывая тесную связь
процессов развития лексики и словообразования, в коррекционную работу
включаются задания на словообразование и словоизменение. В процессе этой работы
используем игровые приемы на образование однокоренных слов, использование
предложно-падежных конструкций, формирование умений словообразования.

Работа по формированию умения подбирать
однокоренные слова включает в себя следующие задания:

угадай слово по
описанию;

образуй
однокоренные слова, используя вопросы к разным частям речи: Кто? Что? Какой?
Каков? Как? Что делает? Что сделал? Что делающий?;

поставь
ударение в образованных родственных словах;

назови
лишнее слово из ряда однокоренных слов;

разгадай
кроссворд, содержащий всё гнездо однокоренных слов;

вспомни
и назови все образованные родственные слова.

Результатами работы над
однокоренными словами является умение узнавать однокоренные слова, понимать,
чем похожи и чем различаются слова и их корни, умение подбирать родственные
слова, усвоение принципа единообразия в написании корня слова.

Работа по использованию
предложно-падежных конструкций начинается в первом классе на речевом материале
автоматизируемых звуков с использованием настольно-печатных игр:
“Логопедическое лото”, “Логопедическое домино”, “Логопедическме
бусы”, “Парные картинки”, “День-ночь”, “Чего не
стало”, “Словоизменяйка”- (изменяем слова по падежам русского
языка), “Матрешкины покупки”, “Заботливая Аня”,
“Почтальон” и.т.д.

Коррекционная работа по
развитию словообразования осуществляется с учетом закономерностей нормального
речевого развития. Основная задача состоит в том, чтобы сформировать у детей
представления о морфологических элементах слова.

В процессе работы
происходит постепенное усложнение заданий и речевого материала. Навыки словообразования
закрепляются игровыми приёмами, которые широко представлены в специальной
литературе.

При коррекции
лексико-грамматических нарушений речи также используются компьютерные программы
“Учимся говорить правильно”, “Игры для Тигры”.

В результате планомерного
внедрения предложенной системы уточняется и обогащается словарный запас
учащихся, развивается лексическая сторона речи, вырабатывается умение правильно
строить предложения и последовательно излагать свои мысли. Дети успешно
усваивают учебный материал, что впоследствии способствует их благополучной
социализации.

Грамматический строй речи
– это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.
Формирование грамматического строя речи осуществляется на основе определённого
уровня когнитивного развития ребёнка. Различают морфологический и
синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень
предполагает умение владеть приёмами словоизменения и словообразования,
синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно
сочетать слова в предложениях. Словообразование представляет собой, с одной
стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения
словарного состава языка, а с другой – оно является составной частью
морфологической системы языка, так как словообразование происходит путём
соединения, комбинирования морфем. Таким образом, словообразование – это
образование новых слов с помощью определённых операций. К основным
словообразовательным процессам относятся аффиксация (префиксация, суффиксация),
а также словосложение.

1.Образование
уменьшительно – ласкательных существительных с различными суффиксами: ик, к,
чик, оньк, еньк, ишк, ушк

Ди «Назови ласково»
(стол – столик, шкаф – шкафчик)

2. Образование
существительных с помощью суффикс – ниц со значением вместилища (посуды)

Д/и «Что для чего?» (хлеб
– в хлебнице, сахар – в сахарнице)

3. Образование названий
детёнышей животных и птиц

Ди «Кто у кого?»,
«Назвать животных парами», «Как зовут папу, маму, детёныша, детёнышей?»

4. Образование
существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия

Ди «Назвать профессии»
(по картинкам) Кто работает на кране? (крановщик) Кто чинит часы? (часовщик)

Ди «Он и она» (художник
– художница, проводник – проводница)

5. Образование
существительных с суффиксом – ищ со значением увеличенности (куст – кустище,
комар – комарище)

Ди «Два брата».
Дифференциация существительных с уменьшительно – ласкательным значением и
значением увеличенности. (ротик – ротище)

1. Дифференциация
глаголов совершенного и несовершенного вида

Ди «Назови правильно»
Нужно назвать, где действие совершено, а где оно совершается (мыла – вымыла,
одевается – оделся)

2. Дифференциация
возвратных и невозвратных глаголов»

Ди «Чем отличаются
слова?» (умывает – умывается, прячет- прячется) – человек совершает действие
сам с собой.

3. Дифференциация
глаголов с приставками (влетает – вылетает- перелетает- залетает- перелетает –
подлетает)

1. Образование
притяжательных прилагательных

Ди «Чьи хвосты, лапы,
уши?» Ди «Ералаш» – дифференциация притяжательных прилагательных

2. Образование
качественных прилагательных

Ди «Подбери признак»
(интересный, умный, быстрый)

3. Образование
сравнительной степени качественных прилагательных

Ди «Сравнить предметы и
закончить предложения» Апельсин большой, а арбуз ещё больше. Осенью холодно, а
зимой ещё холоднее.

4. Образование
относительных прилагательных

Ди «Что из чего
какое?», «Что из чего сделано?», «Какой, какая, какие?» (стакан из стекла-
стеклянный, варенье из яблок – яблочное)

Работа над
словообразованием включает в себя работу над родственными словами, над сложными
словами.

Ди «Слова – друзья» или
«Слова – родственники» (снег – снежок, снежинка, снеговик, подснежник, снежный)

Ди «Назови лишнее слово»
(боль, большой, больница; беседа, беседка, соседка)

Ди «Почему так
называется?» (листопад – листья падают, самолёт- сам летает)

Ди «Одно слово вместо
двух» (рыбу ловит – рыболов; пешком ходит – пешеход) Словоизменение –
образование словоформ той же лексемы, имеющих разные грамматические значения.
Осуществляющие словоизменения морфемы называются флексиями или окончаниями.
Частными случаями словоизменения является склонение по падежам (рука, руки,
руке), спряжение по лицам (иду, идёшь, идёт), изменение по родам, временам,
числам и другим грамматическим категориям. Множество словоформ одной лексемы
образуют словоизменительную парадигму.

1. Дифференциация
существительных единственного и множественного числа существительных

Ди «Один – все» (яблоко
– яблоки)

2. Закрепление
беспредложных форм единственного и множественного числа существительных.
Закрепление форм винительного падежа.

Ди «Огород» (Я сажаю
огурцы. Я посадила редис.)

Ди «Что можно шить,
вязать, надеть?

Ди «Что, кого мы видели
в лесу?»

Родительный падеж единст.
и множ.числа.

Ди «Что без чего?» (стул
без ножки, машина без колеса)

Ди «Два и пять» (два
помидора, пять вишен, два огурца, пять яблок)

Ди «Нет чего? Много
чего?» Дательный падеж существительных

Ди «Кому что дадим?»
(Грибы дадим белке. Молоко кошке. Яблоко ежу»)

Ди «Угадай, кому нужны
эти вещи» (указка – учителю, кисть – художнику, удочка – рыбаку)

Ди «Кто чем управляет?»
(Поездом управляет машинист. Кораблём управляет капитан.)

Ди «Кто чем работает?»
(Парикмахер ножницами. Дворник метлой.)

Ди «Чем можно?» (пилить
– пилой, рисовать – кисточкой)

3. Формирование предложно
– падежных конструкций существительных единственного и множественного числа.
Предложный падеж существительных.

Формирование
словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях,
затем в связной речи. Словоизменение противопоставляется словообразованию. Все
формы словоизменения (словоформы) относятся к одной лексеме, т.е. различаются
только грамматическим значением (например, значением падежа, числа: лиса, лисе,
лисой, лисы), а лексическое значение у них одинаковое. Наоборот, при
словообразовании имеющиеся формы отличаются друг от друга частью своего
лексического значения (например, учить – учитель) и тем самым не могут быть
признаны одной и той же лексемой.

Ди «Где что растёт?»,
«Где кто живёт?», «Что в чём?», «Где что лежит?»

Ди «Приглашение к чаю»
употребление сущест. твор.падежа с предлогом –с. (Я люблю чай с мёдом. Я люблю
чай с печеньем.)

Ди «Различай предлоги»

Ди «Скажи наоборот»
(под – над)

Ди «Исправь ошибки» (На
столе сапожки, под столом лепёшки.)

1. Согласование глаголов
3 лица настоящего времени и существительных в числе (идёт – идут, стоит –
стоят)

2. Дифференциация
глаголов настоящего времени 1,2,3 лица (я иду, ты идёшь, они идут)

З. Согласование глаголов
прошедшего времени с существительными в роде и числе (собака залаяла, заяц
убежал, небо потемнело)

Согласование прилагательного с существительным в именительном падеже,
единственном и множественном числе.

Ди «Какой это предмет?»
(длинная – верёвка, нитка, улица, коса; длинный – поезд, карандаш, нож)

Ди «Какого цвета?»  (У
меня красный шар. У меня красная ручка?

Ди «Юный художник»

Образование уменьшительных форм прилагательных.

Ди «Назови ласково»
(Цветок красный, а цветочек красненький. Яблоко сладкое, а яблочко сладенькое)

Согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах
множественного числа. (Я любуюсь разноцветными шарами. Подойду к кирпичным
домам.)

«Игровые
приемы для развития навыков словоизменения и словообразования»

Своевременное
формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее условие его
полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь
выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, планировании
и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, формировании
социальных связей.

Для
усвоения грамматических правил необходимо формирование базы, под которой
подразумеваются:

Достаточно
богатый и правильно систематизированный словарный запас (при правильном
понимании смыслового значения слова);

Устойчивое
владение грамматическими нормами языка в устной речи.

Для
наиболее быстрого обогащения словарного запаса и уточнения смыслового значения
слов ребенка необходимо обучить навыкам словообразования и словоизменения –
сторон грамматического строя речи.

Словообразование
– образование от однокоренных слов новых, приобретающих новый смысл (кастрюля –
кастрюлька).

Словоизменение
– изменение слов по различным грамматическим категориям: родам, числам,
падежам, временам, без изменения основного значения слова (стол, столы, столом)

Дидактическая
игра «Помоги Незнайке раскрасить картинки»

В
наборе для игры кукла Незнайка, карточки с изображениями бесцветных овощей и
фруктов, разноцветные кружочки, кисточки. Дети выбирают предметы для
окрашивания в заданный цвет. В процессе «раскрашивания» составляют
словосочетания: зеленый огурец, зеленая капуста, зеленый перец, зеленый горох,
зеленое яблоко. Варианты игры разнообразны. Овощи и фрукты дети «раскрашивают»
понарошку.

Подвижная
игра «В зеленом лесу»

В
зеленом, зеленом лесу (дети маршируют)

Зеленый
листок, как флажок, я несу. (вытягивают правую руку вперед)

Зеленая
шишка под елкой лежит. (наклоняются вперед, «берут шишки»)

Зеленая
музыка где-то звучит. (прикладывают сначала к правому уху правую ладошку, затем
к левому левую)

Зеленый
кузнечик в зеленой траве (прыгают на обеих ногах)

Играет
зеленую песенку мне. (имитируют игру на скрипке)

Дидактическая
игра «Семья» с предметами – заменителями

Детям
предлагается набор цветных кругов большого, среднего и маленького размера.

Выбрав
круги определенного цвета, соответствующего окраске заданного животного, они
раскладывают на столе фигуры в порядке убывания, называя семью животных.

Вечер
зимний в небе синем (дети встают со стульев)

Звезды
синие зажег. (встают на носки, потягиваются)

Ветви
сыплют синий иней

На
подсиненный снежок. (потряхивают руками, тихонько приседают)

Использование
перечисленных игр способствует не только совершенствованию грамматического
строя речи, но и содействует их сенсорному развитию.

Игровые приемы для
развития навыков словоизменения и словообразования

Для усвоения
грамматических правил необходимо формирование базы, под которой
подразумеваются:

Для наиболее быстрого
обогащения словарного запаса и уточнения смыслового значения слов ребенка
необходимо обучить навыкам словообразования и словоизменения – базовых сторон
грамматического строя речи.


образование от однокоренных слов новых, приобретающих новый смысл (кастрюля –
кастрюлька, кот – котище).

– изменение слов по различным грамматическим категориям: родам, числам,
падежам, временам, без изменения основного значения слова (стол, столы,
столом).

В процессе формирования словоизменения обращается
внимание на изменение существительного по числам, падежные окончания
существительных, употребление предлогов, согласование существительных с
глаголами и прилагательными, изменение глагола по лицам, числам, родам и т.д.

Начинать работу по формированию словообразования следует
с уменьшительно – ласкательных форм существительных. Далее используются
упражнения по образованию прилагательных от существительных, глаголов с
приставками, родственных слов.

Дидактическая
игра «Разложи картинки»

Цель: учить детей
различать род существительных.

Материалы к игре:
картинки, изображающие знакомые предметы.

Описание игры: ребенку
даётся инструкция: «На картинках нарисованы разные предметы. Нужно разложить
эти картинки на три кучки. В первую кучку мы будем класть только те предметы,
про которые можно сказать «он» (карандаш), во вторую – предметы, про которые
можно сказать «она» (тарелка), и в третью – предметы, про которые можно сказать
«оно» (яблоко).

Дидактическая
игра «Что с чем?»

Цель: учить детей правильному
употреблению имен существительных в единственном числе творительном и
родительном падежах.

Материалы для игры: любые
предметы, необходимые в быту (молоток, ключ, тарелка, чашка, вешалка и т.д.).

Описание игры: ребенку
предлагается найти то, из чего едят суп, чем открывают дверь, из чего пьют чай
и т.д.

Примерные ответы ребенка:
Суп едят из тарелки. Дверь открывают ключом.

Дидактическая
игра «Спал – спала – спали»

Цель: учить детей
спрягать глаголы прошедшего времени единственного и множественного числа.

Материалы: игрушки или
картинки, изображающие животных.

Описание игры: взрослый
говорит ребенку: «Наступила ночь. Все животные легли спать. Кошка спа(ла), кот
спа(л), котята спа(ли), белка спа(ла), заяц спа(л). А некоторые звери пошли на
охоту. Они не стали спать. Ёжик не спа(л), лиса не спа(ла), волк не спа(л).
Рассказ лучше сопровождать картинками или фигурками животных.

Примечание: глаголы в
рассказе проговаривает ребенок.

Дидактическая игра
“Кому это нужно?”

Цель: закреплять в речи
детей имена существительные в дательном падеже.

Материалы: предметные
картинки с изображением орудий труда.

Описание игры: взрослый
показывает картинки, изображающие орудия труда, и спрашивает: “Что это?
Кому это нужно для работы?” Ребенок отвечает: “Иголка и ножницы –
швее”, “Кисть и краски – художнику” и т.д.

Дидактическая
игра “Чем отличаются?”

Цель: упражнять
детей в образовании глаголов совершенного и несовершенного вида.

Описание игры: ребенку
задаётся вопрос: послушай слова и объясни, в чем разница. Какие слова
обозначают завершенное действие?

Пример: пишет – писал,
варит – сварил, строит – построил, собирает – собрал, открывает – открыл,
красит – покрасил, опаздывает – опоздал.

Дидактическая игра “Назови ласково”

Цель:
упражнять ребенка в образовании слов с уменьшительно-ласкательным значением.

Описание 
игры:  взрослый называет слово, например “машина”, а ребенок называет
ласково – “машинка”.

1. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя.
Екатеринбург, “Издательство АРГО”, 1996.

2. Лалаева Р.И., Серебрякова В.И.
Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – С-Пб.: Союз, 1999

3. Мазаева Е.В. Коррекция аграмматической
дисграфии. М., “Гном”, 2010

4. Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства
в логопедической работе с дошкольниками. М., “Сфера”, 2009

5. Логопедия / под ред. Волковой Л.С. –
Москва.1995г.

6. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в
коррекционных классах. – Москва, 1999г.

7. Ефименкова Л.Н. Формирование связной
речи у детей- олигофренов. – Москва, 1980 г.

8. Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у
детей. – Москва, 1987г.

9. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина
Г.Н. Система упражнений по коррекции письма у детей с ОНР. – Воронеж, 2006г.

10. Садовникова И.Н. Нарушение письменной
речи у младших школьников. – Москва, 1983 г.

11. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина
Г.Н. Коррекционная работа со школьниками с ОНР. – ТЦ. «Учитель» 2001 г.

12. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и
слов. – Москва, 2003г.

13. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся
вспомогательной школы. – Москва. 1977г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *