“Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС”

10.12.2020 сетевой центр МАДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад № 201» совместно  с МКУ КНМЦ провели обучающий семинар «Организация «говорящей» и «автодидактичной» среды как условие индивидуализации образования».

В мероприятии приняли участие более 50 педагогов из ДОУ, входящих в МСИП № 201.

Старший воспитатель ДОУ № 201 Чумакова Елена Викторовна в своем выступлении по теме  «Организация «говорящей» среды как условие индивидуализации образования» акцентировала внимание участников семинара на том, что каждый ребенок должен иметь возможность выбора содержания и вида деятельности, материалов, места и способов действий, партнеров по деятельности, что является одним из важнейших условий индивидуализации образования.

Старший воспитатель ДОУ № 201 Сысоева Алла Юрьевна  представила опыт «Организация «автодидактичной» среды как условие индивидуализации образования», в котором  рассказала об условиях и алгоритме  создания «автодидактичной» среды.

Воспитатель ДОУ № 201 Власенко Елена Александровна в выступлении «Маркерная доска обратной связи как форма интерактивного взаимодействия с родителями»  поделилась опытом, как  добиться качественных результатов в работе с родителями и организовать взаимодействие, основанное на равноправном партнерстве.

Воспитатель ДОУ № 211 Орещенко Валентина Александровна представила презентацию с докладом  «Организация развивающей предметно-пространственной среды как основа индивидуализации дошкольного образования»,  в которой поделилась идеями создания Центра конструирования.

Воспитатель ДОУ № 211 Троян Юлианна Юрьевна представила опыт «Организация развивающей предметно-пространственной среды на занятиях ИЗО».

Воспитатель ДОУ  № 198 Овсянникова Дина Александровна в своем выступлении «Детская инициатива как условие для развития и обогащения развивающей предметно-пространственной среды   показала участникам семинара, как дети могут сами создавать элементы РППС.

воспитатель Красноярский край, г Норильск. МБДОУ №84 “Детский сад Голубок”

СОЗДАНИЕ АВТОДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Подготовила: Бабкова С.А

Создание автодидактических материалов для детей дошкольного возраста
Одними из важнейших принципов ФГОС дошкольного образования, сегодня выступают: «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования», а так же «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности». В свою очередь, педагог здесь выступает как лицо, обеспечивающее реализацию этих принципов на практике.
В условиях современного подхода к организации образовательного процесса в ДОУ большое значение, сегодня, имеет создание развивающей предметно -пространственной среды в группах детского сада. Одной из составляющих этого процесса является создание педагогами современных развивающих материалов, отвечающих потребностям детей и требованиям ФГОС, которыми он наполняет образовательное пространство своей группы.
Среди множества игровых и дидактических материалов, которые мы ставим на полки своей группы, особую ценность несут автодидактические материалы и пособия. Автодидактические материалы обязательно должны включать в себя контроль ошибок – некую подсказку, позволяющую ребенку контролировать свои действия, самостоятельно находить и исправлять свои ошибки во время работы. Работа с каждым из этих материалов начинается с его презентации. Под презентацией здесь понимается короткий урок, на котором педагог показывает этот материал, правила обращения с ним и его место расположения в группе. В Монтесоори – педагогике подробнейшим образом описаны автодидактичекие материалы для детей дошкольного возраста. В настоящий момент такие материалы не редкость, но они достаточно дорогостоящие. Вместе с тем, благодаря развитию информационных технологий, обилию товаров для рукоделия и своему творческому потенциалу, мы имеем возможность создавать автодидактические материалы своими руками.
Одним из важнейших правил создания автодидактического материала является его актуальность. Актуальность мы оцениваем с точки зрения возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также их зоны ближайшего развития. Мы непрерывно наблюдаем за детьми и обращаем внимание на то, к чему в данный момент времени они проявляют набольший интерес. Часто мы создаем материалы в соответствии с темой образовательной деятельности, а так же создавая в группе новые центры развития, или в рамках проектной деятельности. Так, например, в рамках проекта «Космос» для детей старшего возраста был создан материал «Планеты Солнечной системы». Цель материала – изучить названия и порядок планет Солнечной системы. Этот материал включает в себя макет Солнечной системы, созданный своими руками и набор карточек, которые изготовлены с помощью компьютерных технологий, распечатаны и заламинированы. Важно то, что этот макет дети могут свободно брать и манипулировать с его составляющими самостоятельно (он очень легкий, его можно легко снять с полки и перенести на столик или на рабочий коврик). Макет создан из пенопластовой основы и картона, на горизонтальной основе расположены шпажки с небесными телами. Каждая шпажка свободно вынимается и вставляется обратно в отверстия. Небесные тела выполнены из пенопластовых шаров и с помощью воздушного пластилина, который имеет свойство застывать. Окрашен макет акриловыми красками. Контроль ошибок в этом материале нанесен на основу макета – это иллюстрации планет, расположенные по порядку. Ребенок может самостоятельно, вынуть фигурки планет и, сравнивая их с рисунками на основе макета, расставить на свои места. Названия планет ребенок тоже может разложить, сравнивая написания слов (ребенок сравнивает знаки), а со временем, прочитывая их названия. Таким образом, обеспечивается полифункциональность данного материала – работая с ним, дети могут совершать первые шаги к осознанному чтению.

Второе правило, которое следует соблюдать в работе над материалами – это их внешняя эстетичность и привлекательность. Данный материал, буквально манит ребят к себе. Мы наблюдаем, за тем, как дети хотят его взять в руки, потрогать и рассмотреть каждую планету, разобрать по частям и снова привести в порядок, при этом, лишний раз, не привлекая к себе внимания со стороны взрослых.
Практика показывает, что обычные вещи из нашей повседневной жизни особо привлекательны для детей младшего дошкольного возраста. Не так часто можно встретить родителей, которые могут доверить трех-четырех – летнему ребенку сервировать стол. И эта ситуация пришлась нам как нельзя кстати. Большой популярностью в группе пользуется материал «Сервировка». Цель материала – научить детей правильной расстановке предметов посуды на столе. Он состоит из настоящей посуды, а не скучных пластмассовых тарелочек. Основа материала – салфетка, на которой прошиты очертания чайной посуды и столовых приборов. Так же в него входит настоящая чайная пара, чайная ложка и розетка (тарелка для варенья). Важно отметить, что рисунок на такой салфетке должен быть исполнен только с одной стороны. В данном случае, рисунок прошит с помощью швейной машинки, поэтому мне пришлось пришить дополнительный слой без рисунка. Это сделано потому, что ребенок может разложить салфетку не той стороной и тогда сервировка произойдет не верно. Контроль ошибок включен здесь в сам материл – салфетку, которая показывает порядок расстановки столовых приборов. Диаметр каждого круга на салфетке соответствует диаметру посуды.

По моему мнению, не стоит лишать детей возможности упражняться с предметами из реальной жизни, более того, я считаю это даже вредным с точки зрения развития детей. Пользуясь стеклянными атрибутами, наши дети могут научиться аккуратности гораздо быстрее, чем дети, играющие с пластмассовыми игрушками.
В старшем дошкольном возрасте, особенно в подготовительной к школе группе, очень часто в своей работе мы используем развивающие карточки на разные темы. Необходимо отметить, что для создания автодидактического материала на основе карточек, одного набора карточек часто бывает недостаточно. Создавая такой материал, в первую очередь, необходимо сформулировать его цель. Согласно поставленной цели, сначала создаются контрольные карточки или одна большая контрольная карта для самопроверки (контроль ошибок), а затем рабочие карточки к ней. Контрольная карта служит для сравнительного анализа в ходе познавательной деятельности, рабочие карточки – карточки для непосредственной манипуляции. Сначала в своей работе дети активно используют оба вида карточек, затем начинают пользоваться только рабочими картами и карточками, а необходимость в контрольных картах постепенно сводится на нет. Таким образом, после многократных манипуляций, во время свободной работы, дети осваивают новые знания, достигая цели, которая была поставлена при разработке конкретного материала, практически без помощи взрослого.
Рассмотрим, например, материал «Комнатные растения». Цель материала – освоить правила ухода за комнатными растениями. Материал включает в себя все наименования растений, которые находятся в нашей группе. К каждому из них создан следующий набор карточек:

Рис.1 Контрольная карта

Рис.2 Рабочая карта

Рис. 3 – Рабочие карточки

Рис. 1 – Контрольная карта, которая содержит название растения и ключевую информацию об уходе за ним (в нашей группе контрольные карты развешены возле соответствующих цветов).
Рис.2 – Рабочая карта и карточки – располагаются в корзинке (коробочке), которая находится на полке в уголке природы в свободном доступе для детей. Пустые клетки рабочей карты необходимо заполнить маленькими карточками по образцу контрольной карты. Большие рабочие и контрольные карты распечатаны в формате А5, размер маленьких карточек соответствует пустующим окошкам на большой рабочей карте.
Данное упражнение предлагает ребенку найти цветок в группе, рассмотреть контрольную карту рядом с ним и в соответствии с ней расставить карточки на места. На карточках мы видим условные обозначения, которые иллюстрируют план действий по уходу за растением. Работа с материалом происходит многократно, во время самостоятельной деятельности. Располагая свое рабочее место на некотором расстоянии от цветка, ребенку нужно подойти к нему и запомнить контрольную карту, чтобы правильно отобразить правила обращения с ним на рабочей карте. Таким образом, у ребят развиваются не только социальные навыки, но и внимание и память. При условии организации цветоводства в группе, дежурным цветоводам материал служит подсказкой к действию – дети на практике воспроизводят правила ухода за растениями, что особенно ценно в дошкольном возрасте.
С помощью карточек мы создаем упражнения на классификацию животных и растений, предметов быта, явлений природы и т.д. Контроль ошибок в этих упражнениях можно осуществлять разными способами – все зависит от целей и творческого потенциала педагога.
В заключении я хочу еще раз выделить три основных принципа, которыми я руководствуюсь в процессе создания автодидактических материалов для образовательной среды своей группы:

2.         Его эстетичность и внешняя привлекательность.
3.         Наличие в материале контроля ошибок.
После появления нового материала в группе и его презентации, необходимо внимательно следить за тем, как дети работают с ним. Нужно обратить внимание на то, как часто дети выбирают этот материал. Со стороны следить за тем, насколько правильно он используется детьми в своей работе. Если материал пользуется популярностью и выполняет свою функцию – значит, он был создан не зря. Если же на протяжении долгого времени дети редко используют материал во время самостоятельной деятельности – значит, он не работает. В этом случае нужно выявить причины его непопулярности и устранить их. Возможно, была неудачно проведена презентация новой материала – значит нужно продумать новую. А может быть он слишком сложен для детей на данном этапе – тогда его следует упростить или убрать и через некоторое время снова презентовать детям.
Создание автодидактических материалов – очень увлекательный процесс. Особенно приятно создавать материалы, которые нравятся детям и помогают им самостоятельно добывать новые знания.

1.         Федеральный государственный образовательный стандарт

3.         Е.А. Хилтунен «Практическая Монтессори-педагогика» серия из 5 книг Издательство: «Альта-Принт», «ЮНИОН-паблик», 2005г.

Воспитатель МДОУ “Детский сад № 67”

“Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС”

Развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе построена с учётом требований к организации РППС:

  • соответствие детским видам деятельности;
  • интеграция образовательных областей;
  • трансформируемость (используем передвижные модули, ширмы);
  • безопасность (использование сертифицированных материалов).

Критерии качества элементов РППС:

  • возможность применения в совместной деятельности;
  • дидактическая ценность (может использоваться как средство обучения ребёнка);
  • эстетическая ценность (яркие краски, натуральные или близкие к натуральным, размеры и форма деталей).

Свойства элементов РППС:

В раздевальной комнате находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям, доска для детского творчества.

Подбор игрушек, мебели и оборудования для помещений, обуславливается максимальным обеспечением условий  для того, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции. Наличие учебной, игровой, бытовой зон позволяет использовать помещение группы наилучшим образом.

центре познавательной активности происходит экспериментирование с различными материалами, наблюдение за природными явлениями, реализация познавательных проектов.

Центре творчества «Юный художник».

Назначение (цель). Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности удовлетворять потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

– развитие продуктивной деятельности детей;

– развитие детского творчества;

– приобщение к изобразительному искусству.

  • белая и цветная бумага разного формата;
  • белый и цветной картон;
  • гуашь, акварельные краски, кисти разного диаметра;
  • образцы для рисования;
  • пластилин, доски, стеки;
  • иллюстрированный материал по изобразительному искусству;
  • раскраски, различные альбомы по изобразительной деятельности (иллюстрации картин, художники, жанры живописи и т. д.);
  • бросовый и природный материал для художественного труда.

Центр сенсомоторного развития предназначен для развития мелкой моторики и тактильных ощущений. Здесь дети учатся завязывать шнурки, игры с прищепками, нанизывать крупные бусины, застегивать пуговки и др.

  • мозаики разного размера;
  • различные игрушки с застежками;
  • сыпучий материал в ёмкостях.

Центр занимательной математики.

Назначение: Развивать у детей познавательные интересы, интеллектуально развивать детей через решение следующих задач:

– сенсорное развитие;

– развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;

– формирование элементарных математических  представлений;

– формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Содержит занимательный и познавательный математический материал:

  • игры для развития логического мышления;
  • наборы геометрических фигур;
  • наборы объёмных геометрических фигур;
  • «волшебные часы»: модели частей суток, времен года, месяцев, дней недели;
  • настольно – печатные игры математического содержания;
  • разнообразные дидактические игры по математике.

Назначение: развивать познавательный интерес к природе через решение следующих задач:

  • обогащения представлений детей о многообразии природного мира,
  • воспитания любви к природе и бережного отношения к ней,
  • приобщения детей к уходу за растениями,
  • формирования начал экологической культуры.
  • карточки: дни недели, числа, месяца;
  • книги и буклеты о временах года;
  • уголок дежурных по природе;
  • дидактические игры о природе.

Центр физического развития

Назначение: Формировать у детей интерес и ценностное отношение к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

– развитие физических качеств;

– накопление и обогащение двигательного опыта детей;

– формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

  • дорожки для ходьбы, для развития стоп ног;
  • разные по размеру и массе мячи;
  • спортивные игры «Кольцеброс», «Дартс»;
  • атрибуты для подвижных игр (маски, цветы для разметки и т.д.)

Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх, индивидуальной двигательной активности, в свободной деятельности детей

Центр патриотического развития.

Назначение: Развивать чувства привязанности, преданности и ответственности по отношению к своей Родине через решение следующих задач:

– формирование общего представления об истории края;

– формирование в растущем человеке начала духовности, необходимых для развития внутреннего мира личности;

– формирование адекватного отношения ребенка к себе, к своим родным и близким, друзьям, обществу в целом;

– формирование основы гражданственности, уважение к правам человека.

  • фотография Российского президента, кремль, Российский флаг;
  • фотографии  города Ярославля;книги о Ярославле;
  • открытки с изображением достопримечательностей нашего города;
  • набор открыток с видами города Ярославля.

Центр коммуникации (речевой) включает логопедический уголок, библиотеку, уголок ряжения.

Назначение: Развивать умение овладевать конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

– развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

– развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;

– практическое овладение воспитанниками нормами речи.

  • мольберт для иллюстрированного материала;
  • серии предметных и сюжетных картинок;
  • серии предметных картинок:»Животные средней полосы», «Ягоды», «Цветы», «Птицы», «Деревья и листья», «Домашние животные», «Овощи», «Фрукты», «Игрушки» и другие;
  • наглядные пособия (дидактический материал по коррекции недостатков речевого развития, иллюстрации);
  • альбомы с фотографиями детей, родителей, родственников;
  • демонстрационные карточки,  разной тематики (животные России, животные жарких стран, домашние животные, птицы, рыбы, фрукты, овощи, транспорт, инструменты, профессии и т.д.)
  • мини – библиотека.

Мини библиотека расположена на стеллаже. Здесь представлены книги в соответствии с программой на одной: полке авторские книги, на другой – произведения устного народного творчества, загадки. Так же представлены портреты авторов (поэтов и писателей). Все книги и иллюстрации обновляются каждую неделю в соответствии с темой недели.

Центр социализации (сюжетно- ролевой и режиссёрской игры).

Назначение: Осваивать первоначальные представления социального характера и включать детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

– развития фантазии, формирования игровых умений;

– реализации игровых замыслов;

– воспитания дружеских взаимоотношений между детьми, закреплять знания об окружающей действительности и жизни в социуме.

Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом возрастных особенностей детей и половой принадлежностью.

  • стеллаж для машинок;
  • набор комнатной мебели крупного размера;
  • макеты «Дикие животные», «Ферма», «Домашние животные»;
  • мебель для кукол;
  • атрибуты для сюжетно – ролевых игр;
  • различные виды транспорта;
  • деревянные кубики разной тематики;
  • набор мелкого конструктора.

– строительные наборы и конструкторы с разными способами крепления деталей. Свободное пространство на полу даёт возможность сооружать постройки.

Центр музыкально – театральный.

Назначение: Развивать музыкальность детей, способность эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

– развитие музыкально-художественной деятельности;

– приобщение к музыкальному искусству.

  • пальчиковый театр по мотивам русских народных сказок;
  • различные элементы костюмов, украшений

Дети могут на основе ярких иллюстраций воссоздать сюжет сказки, что способствует развитию театрализованной деятельности, творческих способностей, памяти и мышления. Дополнительно для этого в группе имеются разнообразные виды театров (би-ба-бо; деревянные фигурки; маски героев), оснащение для разыгрывания сценок. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах. В группе создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки природы (леса, голоса птиц, шум моря), а так же различные музыкальные сказки.

– формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылки экологического сознания через решение следующих задач:

– формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

– приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

– передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

– формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

  • различные виды транспорта;
  • подиум для игр в машинки;
  • дидактические игры по ПДД, ОБЖ: «Приборы вокруг  нас», «Не играй с огнем», «Налево – направо», «Внимание,   дорога!», «Азбука безопасности», «Собери светофор»;
  • книги на тему «Пожарная безопасность»;
  • коврик с нарисованным городом и дорожными знаками;
  • полицейский жезл и фуражка.

Это предметное наполнение способствует усвоению материала через сюжетно-ролевую игру. Все игрушки и игровой материал размещены таким образом, чтобы дети могли свободно играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы и пластиковые переносные контейнеры. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиН.

В обстановку группы, кроме предметов, предназначенных для детей средней группы, включены некоторые игры и атрибуты, ориентированные для детей старшего возраста. Так называемая «зона ближайшего развития».

В бытовой зоне располагается информационная доска «Мы – помощники»– у ребят формируется умение выполнять обязанности дежурных, прививая положительное отношение к труду, самостоятельность.

В группе существует уютное место отдыха – это , где находятся кровати для дневного сна детей. Весь интерьер спальни выдержан в гамме теплых пастельных тонов, что способствует приятному отдыху и спокойному сну детей.

Создавая развивающую среду, мы постарались сделать ее информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.

Таким образом, созданная развивающая предметно- пространственная среда даёт возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

“Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС”

“Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС”

“Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС”

“Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС”

“Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС”

“Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС”

“Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС”

“Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС”

“Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС”

“Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС”

“Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *