Тема 10 Концепция коррекционно-развивающего обучения. Психолого-дидактические принципы коррекционно-развивающего обучения
В
1993 г. Институтом коррекционной педагогики
была разработана единая концепция,
которая получила название «Концепция
коррекционно-развивающего обучения в
условиях общеобразовательной школы».
В
концепции реализуются следующие основные
положения:
- комплексность
в диагностико-консультативной и
коррекционно-развивающей работе,
обеспечивающая своевременное выявление
и квалификацию трудностей в обучении,
а также определение комплекса мер,
лечебных, профилактических, коррекционных
и развивающих, способствующих преодолению,
компенсации недостатков; - вариативность
учебных планов, образовательных и
коррекционных программ, в том числе
разноуровневых по содержанию и срокам
обучения; - своевременное
выявление и квалификация тех или иных
неблагоприятных вариантов развития –
«предвестников» школьных трудностей,
организация коррекционно-развивающего
воспитания и обучения в дошкольных
учреждениях; - активная
интеграция учащихся в общеобразовательные
классы массового типа из
коррекционно-развивающих дошкольных
групп или классов после одного-двух
лет обучения, а также по окончании
начальной ступени обучения; - максимальная
социально-трудовая адаптация учащихся
классов коррекционно-развивающего
обучения в подростковом возрасте к
современным социальным условиям (в том
числе к условиям рынка труда).
Реализация
этой концепции предполагает прежде
всего создание блока консультативно-диагностической
службы (городская, окружная, служба в
общеобразовательном учреждении).
Система
коррекционно-развивающего обучения
(КРО) — это форма дифференциации
образования, позволяющая решать задачи
своевременной активной помощи детям с
трудностями в обучении и адаптации к
школе. Данная форма дифференциации
возможна при обычной традиционной
организации учебно-воспитательного
процесса, но более эффективна при
создании специальных классов (КРО),
которые позволяют обеспечить оптимальные
педагогические условия для детей с
трудностями в обучении и проблемами
соматического и нервно-психического
здоровья. Именно в таких классах возможно
последовательное взаимодействие
диагностико-консультативного,
коррекционно-развивающего,
лечебно-профилактического и
социально-трудового направлений работы
с детьми.
Важным
фактором в системе коррекционно-развивающего
обучения является динамическое наблюдение
специалистами школьного
психолого-медико-педагогического
консилиума за продвижением каждого
ребенка. Обсуждение результатов
наблюдений проводится не менее одного
раза в четверть на малых педсоветах или
консилиумах.
Особая
роль принадлежит охране и укреплению
соматического и психоневрологического
здоровья учащихся. Поэтому организуются
профилактическое лечение детей и
физическое закаливание в соответствии
с индивидуальными потребностями и
возможностями каждого.
При
успешной коррекции и сформированной
готовности к школьному обучению дети
поступают в обычные классы, функционирующие
по традиционной системе обучения, или
при необходимости продолжения
коррекционной работы — в классы
коррекционно-развивающего обучения.
Коррекционная
направленность обучения реализуется
с помощью набора базовых учебных
предметов, которые составляют инвариантную
часть учебного плана. К числу таких
предметов, кроме математики и русского
языка, относятся ознакомление с окружающим
миром и развитие речи, ритмика, трудовое
обучение. Введение специально разработанных
указанных учебных курсов позволяет
обеспечивать максимальное погружение
ребенка в активную речевую среду,
обогащать его двигательную деятельность,
корригировать эмоциональный тонус;
дает возможность формировать основные
этапы учебной деятельности, в том числе
ориентировочный этап и этап самоконтроля
и самооценки, повышать мотивацию
учебно-познавательной деятельности.
Фронтальное коррекционно-развивающее
обучение, осуществляемое учителем на
всех уроках, дает детям возможность
усваивать программный материал на
уровне образовательного стандарта
начальной школы. Проверка и оценка
работы учащихся классов
коррекционно-развивающего обучения
проводится в соответствии с требованиями,
изложенными в вариативных программах.
Существенной
чертой коррекционно-развивающего
педагогического процесса является
индивидуально-групповая коррекционная
работа, направленная на коррекцию
индивидуальных недостатков развития.
Такие занятия могут иметь общеразвивающие
цели, например: повышение уровня общего,
сенсорного, интеллектуального развития,
памяти, внимания; коррекция зрительно-моторных
и оптико-пространственных нарушений,
общей и мелкой моторики. Вместе с тем
подобные занятия могут иметь и предметную
направленность (подготовка к восприятию
трудных тем учебной программы, восполнение
пробелов предшествующего обучения и
др.). Значительное место занимают также
логопедические занятия для детей с
нарушениями речи.
Организация
учебно-воспитательного процесса в
системе коррекционно-развивающего
обучения осуществляется на основе
принципов коррекционной педагогики.
Она предполагает также глубокое понимание
со стороны специалистов основных причин
и особенностей отклонений в развитии
психической деятельности ребенка,
умение определять условия для
интеллектуального развития и обеспечивать
личностно-развивающую среду, которая
позволяла бы реализовывать познавательные
резервы школьников.
Развитие
системы коррекционно-развивающего
обучения требует реализации новых
подходов к решению проблемы подготовки
и переподготовки кадров. Для работы с
детьми нужны специалисты, владеющие
основами знаний в области смежных наук,
хорошо ориентирующиеся в вопросах
коррекционной педагогики, психологии,
логопедии. Особенно важно умение
специалистов взаимодействовать друг
с другом в работе. Использование широкого
спектра психологических и педагогических
мероприятий повышает эффективность
всего комплекса учебно-воспитательных
технологий.
Реализация
системы коррекционно-развивающего
обучения в дифференцированных условиях
общеобразовательных учреждений
предполагает комплексную работу по
ряду направлений. Рассмотрим эти
направления:
I.
Обеспечение взаимодействия дошкольных
и школьных образовательных учреждений
общего и специального (коррекционного)
типов и параллельных консультативно-диагностических
служб на основе комплексного подхода
к решению задач предупреждения и
преодоления трудностей в обучении у
детей дошкольного и школьного возраста.
Решение этой задачи, на наш взгляд,
обеспечивается развитием следующих
служб:
1.
Межведомственные постоянно действующие
психолого-медико-педагогические
консультации (ПМПК).
2.
Окружные психолого-медико-педагогические
консультации на базе образовательных
учреждений общего и коррекционного
типа.
3.
Психолого-медико-педагогические
консилиумы образовательных учреждений.
II.
Построение модели общего и
индивидуализированного
коррекционно-развивающего педагогического
процесса для детей с трудностями в
обучении на основе принципа единства
диагностики и коррекции:
1.
Обеспечение ранней коррекции
неблагоприятных вариантов развития у
детей в коррекционно-развивающих группах
дошкольных учреждений комбинированного
и компенсирующего вида с целью профилактики
(предупреждения) трудностей в обучении
и школьной дезадаптации.
2.
Обеспечение преемственности дошкольного
и школьного обучения в условиях
учебно-воспитательного комплекса (УВК)
«начальная школа — детский сад», «детский
сад — начальная школа».
3.
Преодоление трудностей в обучении и в
школьной дезадаптации у детей младшего
школьного возраста в условиях
коррекционно-развивающих классов,
которые должны обеспечивать реализацию
задач коррекционно-развивающего обучения
и воспитания.
III.
Обеспечение непрерывности реабилитационного
процесса в среднем звене (на второй
ступени обучения) на основе разработки
разноуровневого содержания обучения
детей.
IV.
Внедрение модели социальной профилактики
в условиях школы. Обеспечение сотрудничества
триады «педагог — ребенок с трудностями
обучения — семья», направленного на
формирование адекватной позиции
родителей по отношению к своим детям и
их недостаткам.
V.
Интеграция детей в общество путем
усиления трудовой и профессионально-трудовой
подготовки на второй ступени обучения
(создание профклассов, профшкол,
продолжение обучения в сменных вечерних
школах, реабилитационных центрах).
VI.
Подготовка (вузовская) специалистов
(психологи, дефектологи, логопеды,
воспитатели-дефектологи) для
коррекционно-развивающей работы с
детьми в дифференцированных условиях
обучения в общеобразовательной школе.
VII.
Повышение квалификации учителей
общеобразовательных учреждений и их
переподготовка через систему кабинетов
дефектологии институтов повышения
квалификации учителей посредством
курса «Коррекция отставания в развитии
учащихся начальных классов
общеобразовательной школы».
Рассмотрим
организацию и конкретные задачи работы
этой системы по следующим направлениям:
диагностико-консультативному,
коррекционно-развивающему,
лечебно-профилактическому,
социально-трудовому.
Реализация
системы коррекционно-развивающего
обучения предполагает непрерывность
реабилитационного процесса: обеспечение
преемственности дошкольного и школьного
обучения на начальной (I)
ступени обучения и сохранение при
необходимости таких классов на основной
(II)
ступени обучения, а также открытие таких
классов не позднее 5 класса (6 класса в
исключительных случаях). Следует
подчеркнуть, что эта система позволяет
учащимся свободно переходить в обычные
классы при достижении положительных
результатов в развитии и в
учебно-познавательной деятельности.
- введение
в содержание обучения разделов, которые
предусматривают восполнение пробелов
предшествующего развития, формирование
готовности к восприятию наиболее
сложного программного материала; - использование
методов и приемов обучения с ориентацией
на «зону ближайшего развития» ребенка,
создание оптимальных условий для
реализации его потенциальных возможностей; - коррекционная
направленность учебно-воспитательного
процесса, обеспечивающего решение
задач общего развития, воспитания и
коррекции познавательной деятельности
и речи ребенка, преодоление индивидуальных
недостатков развития; - определение
оптимального содержания учебного
материала и его отбор в соответствии
с поставленными задачами.
Среди
коррекционных задач особо выделяются
и имеют методическую обеспеченность
следующие:
- развивать
познавательную активность детей
(достигается реализацией принципа
доступности учебного материала,
обеспечением «эффекта новизны» при
решении учебных задач); - развивать
общеинтеллектуальные умения: приемы
анализа, сравнения, обобщения, навыки
группировки и классификации; - осуществлять
нормализацию учебной деятельности,
формировать умение ориентироваться в
задании, воспитывать навыки самоконтроля,
самооценки; - развивать
словарь, устную монологическую речь
детей в единстве с обогащением ребенка
знаниями и представлениями об окружающей
действительности; - осуществлять
логопедическую коррекцию нарушений
речи; - осуществлять
психокоррекцию поведения ребенка; - проводить
социальную профилактику, формировать
навыки общения, правильного поведения.
Коррекционную
направленность обучения обеспечивает
набор базовых дисциплин, которые
составляют инвариантную часть учебного
плана. К ним, кроме математики и русского
языка, относятся ознакомление с окружающим
миром и развитие речи, ритмика, трудовое
обучение. Введение специально разработанных
вышеуказанных учебных курсов позволяет
обеспечивать максимальное погружение
ребенка в активную речевую среду,
повышать его двигательную деятельность,
корригировать эмоциональный тонус,
дает возможность формировать основные
этапы учебной деятельности, в том числе
ориентировочный этап и этап самоконтроля
и самооценки, улучшать мотивацию
учебно-познавательной деятельности
“Специфика и методы коррекционно-развивающего обучения в современной начальной школе”.
В данной презентации представлен материал для учителей, работающих в коррекционных классах, или в классе есть дети ОВЗ. Описаны основные методы работы с учащимися. В зависимости от характера учебного материала и особенностей его усвоения школьниками учитель выбирает те или иные методы для конкретного урока. Таким образом, большое значение имеет сочетание разных методов. В специальной школе это будет зависеть не только от характера и содержания учебной дисциплины, дидактических задач, подготовленности учащихся, но и состава класса.
Содержимое разработки
Специфика и методы коррекционно-развивающего обучения в современной начальной школе.
Подготовила учитель начальных классов ГБОУ НАО «СШ п.Искателей»
Специфика организации КРО в общеобразовательной школе заключается в следующем:
- опора на данные спецдиагностики в процессе комплектования классов;
- срок обучения в начальной школе до 5 лет;
- наполняемость класса 9-18 человек;
- щадящий режим жизнедеятельности;
- обучение только в первую смену;
- длительность урока не более 40 минут;
- продолжительность перемен 10-20 минут;
- проведение физкультминуток на каждом уроке;
- группа продленного дня;
- облегченный учебный день в середине недели (среда);
- дополнительные каникулы в 1-х и 2-х классах;
- наличие дополнительного штата: классного воспитателя на каждый класс, психолога, логопеда или дефектолога, социального педагога (на школу);
- комплексное оздоровление детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, обязательная (дважды в год) диспансеризация детей и организация необходимых лечебных мероприятий;
- включение учащихся в широкий круг занятий по интересам, проводимых в школе во внеурочное время.
Метод обучения согласно принятому в педагогике определению характеризуется единым подходом к решению поставленной задачи, определяет характер всей деятельности ребёнка и педагога на данном занятии. В современной педагогике применяют разнообразные методы обучения.
- методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
- методы стимулирования и мотивации
деятельности и поведения личности
(соревнование, познавательная игра,
дискуссия, эмоциональное воздействие,
поощрение, наказание и др.);
самооценки в воспитании.
фактического материала, осуществляемое в описательной или
повествовательной форме. Он широко применяется в преподавании различных предметов, а также при изложении биографического материала, характеристике образов, описании предметов, природных явлений, событий общественной жизни. Большое значение, особенно в младшем возрасте, имеет рассказ при организации ценностно-ориентировочной деятельности.
- Воздействуя на чувства детей, рассказ помогает им понять и усвоить смысл заключенных в нем нравственных оценок и норм поведения.
- Если с помощью рассказа не удается обеспечить ясное и четкое понимание в тех случаях, когда необходимо доказать правильность каких-либо положений (законов, принципов, правил, норм поведения и т.п.), применяется метод объяснения.
- Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих истинность данного суждения.
- Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями учащихся, с вопросами учителя к учащимся и учеников к учителю и может перерасти в беседу.
- Основное в беседе – это тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих учащихся к получению новых знаний.
Для детей с предписанием ОВЗ особенно вредны:
- Основным методом обучения должна стать организация постоянной активной предметно – практической деятельности детей на всех уроках.
- В процессе обучения широко используются словесные, наглядные и практические методы обучения.
Специфика их применения диктуется особенностями познавательной деятельности детей. Ученики, например, не могут одновременно усвоить большой объем материала, значит необходимо членение его на небольшие части. Кроме того, материал, сообщаемый только в словесной форме, не подкрепленный наглядностью или практическими действиями, плохо понимается школьниками, не запоминается, а следовательно важно сочетать эти методы.
Поскольку развитие учащихся осуществляется в ходе обучения и в процессе воспитания, то и коррекционное воздействие будет присутствовать в этой деятельности. Следовательно, специальное, так же как и общее, образование триедино и состоит из коррекционного обучения, коррекционного воспитания и коррекционного развития.
- Коррекционное обучение – усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития и усвоения способов применения полученных знаний.
- Коррекционное воспитание – воспитание типологических свойств и качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде.
- Коррекционное развитие – исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций ребёнка.
Систему коррекционной работы, направленную на компенсацию выявленных нарушений у детей младшего школьного возраста, можно разделить на 4 блока:
1. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков :
2. Развитие речевой и мыслительной деятельности:
- расширение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков;
- формирование развернутой монологической и диалогической речи, развитие умения правильно и последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения сообщения;
- формирование понятийного аппарата и развитие основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
- формирование грамматических систем речи, расширение словарного запаса (знакомство с определениями, синонимами, антонимами ).
3 . Развитие произвольности психической деятельности:
- формирование умения работать по образцу и в соответствии с инструкцией педагога;
- развитие произвольной регуляции поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях и во внеурочном взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
- формирование произвольности, как компонента речевой деятельности, овладение планирующей функцией речи (ответы на вопросы в точном соответствии с заданием, умение выражать свои мысли в речи, умение развернуто рассказывать о последовательности выполнения учебной работы);
- развитие и совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности;
- развитие умения планировать предстоящую работу, определять пути и средства достижения учебной цели;
- формирование умения осуществлять контроль своей деятельности;
- развитие умения подчинять свою деятельность времени, отведенному на выполнение задания.
4. Развитие пространственных представлений:
- формирование умений различать геометрические формы;
- усвоение учащимися понятия величины;
- усвоение характеристик пространства;
- ознакомление с правилами пространственной организации рабочего (учебного) материала;
- развитие пространственной ориентации в тетради и помещении;
- формирование умения ориентироваться в пространстве с помощью простой схемы, а также самостоятельно ее создавать;
- совершенствование координации движений в пространстве;
- развитие способности ребенка действовать в уме.
- Любое обучение и воспитание одновременно в какой-то мере развивают, что и относится и к коррекционным процессам. Вместе с тем коррекция развития не сводится только к усвоению знаний и навыков. В процессе специального обучения перестраиваются психические и физические функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им придаётся новый характер.
- Целью коррекционной работы является исправление (доразвитие) психических и физических функций аномального, «необычного» ребенка в процессе общего его развития, в процессе подготовки его к жизни и труду.
Рассмотренные нами методы специфики коррекционно-развивающего обучения и их реализации обеспечивают повышение качества обучения , выражающиеся:
- в активизации психологических ресурсов личности обучающихся (воспитанников), обеспечивающей им успешное усвоение данного материала; в развитии мотивационно-ценностных устремлений учеников к обучению; в формировании учебного поведения у школьников и повышении уровня профессиональной компетентности у учителя.
- в активизации психологических ресурсов личности обучающихся (воспитанников), обеспечивающей им успешное усвоение данного материала;
- в развитии мотивационно-ценностных устремлений учеников к обучению;
- в формировании учебного поведения у школьников и повышении уровня профессиональной компетентности у учителя.
Следствием всего этого будет социальная реабилитация и адаптация ребёнка к жизни в обществе.
Спасибо за внимание!!!
Сохранить у себя:
Похожие файлы
Коррекционно-развивающее
образование (КРО) как новое направление
в развитии педагогической практики.
Назначение
и основные задачи коррекционно-развивающего
образования. Общепедагогические принципы
коррекционно-развивающего образования,
их характеристика. Психолого-педагогические
особенности коррекционно-развивающего
образования. Коррекционно-развивающая
программа, её структура и место в системе
содержания образования.
Классы
компенсирующего обучения педагогической
поддержки-дифференцированные формы
коррекционно-развивающей практики.
Особенности
организации коррекционной работы в
классах компенсирующего обучения.
Взаимосвязь темпа умственного развития
и обучаемости ребёнка. Формы
коррекционно-развивающего образовательного
процесса в современной педагогической
практике.
Внеурочная
деятельность в системе коррекционно-развивающей
работы с детьми риска. Коррекционный
потенциал физкультурно-оздоровительной,
трудовой. художественной, эстетической,
познавательной внеурочной деятельности.
Основные
понятия: классы
компенсирующего обучения,
коррекционно-развивающее образование,
психолого-педагогические основы
организации коррекционно-развивающего
образования.
Создание
специальных классов коррекционно-развивающего
образования позволяет обеспечить
оптимальные педагогические условия
для детей с трудностями в обучении и
проблемами в физическом и нервно-психическом
здоровье.
На
основании принципов развивающего
обучения разрабатываются конкретные
методики, педагогические технологии.
Коррекционно-развивающееся образование (кро) в современной педагогической практике
1.
Организационно-педагогические основы
создания классов КРО
Система
коррекционно-развивающего обучения
(КРО) – это форма образования дифференциации,
позволяющая решать задачи своевременной
активной помощи детям с трудностями в
обучении и адаптации к школе.
Данная
форма дифференциации возможна при
обычной традиционной организации
педагогического процесса, но более
эффективна при создании классов КРО,
которые позволяют обеспечивать
оптимальные педагогические условия
для детей с трудностями в обучении и
проблемами соматического и
нервно-психического здоровья.
Именно
в таких классах возможно взаимодействие:
–
диагностико – консультативного,
–
коррекционно – развивающего,
–
лечебно – профилактического,
–
социально – трудового направления
работы с детьми.
Согласно
нормативно-правовым положениям, в
современной общеобразовательной школе
для детей с трудностями в обучении
создаются два основных вида классов –
классы
компенсирующего обучения и классы
выравнивания.
В
школьной практике имеют место и другие
формы дифференцированного обучения:
классы педагогической поддержки
(первично создаются в первом звене школы
(5-9 классы), классы адаптации, классы
здоровья и др.
КРО
строится на основных положениях Концепции
КРО, разработанной Институтом коррекционной
педагогики.
Классы
выравнивания создаются
на начальной ступени обучения для
обучения детей с ЗПР, у которых при
потенциально сохраненных возможностях
интеллектуального развития наблюдаются
слабость памяти, внимания, недостаточность
темпа и подвижности психических
процессов, повышенная истощаемость,
эмоциональная неустойчивость.
Классы
компенсирующего обучения создаются
в общеобразовательных школах для детей,
испытывающих затруднения в освоении
общеобразовательных программ. Их
основная цель – создание адекватных
условий воспитания и обучения, позволяющих
предупредить дезадаптацию таких детей
в условиях образовательного учреждения.
В классы компенсирующего обучения
принимаются дети группы риска.
Создание
специальных классов КРО позволяет
обеспечить оптимальные педагогические
условия для детей с трудностями в
психическом здоровье.
Охране
и укреплению здоровья учащихся этих
классов отводится особая роль.
Необходимым
является динамические
наблюдения за продвижениями каждого
ребенка. Наблюдения
проводятся специалистами школьного
психолого-педагогического консилиума.
Результаты
наблюдений обсуждаются 1 раз в четверть
на малых педсоветах или консилиумах.
При
изучении школьников учитываются
показатели:
- Физического
состояния и развития ребенка: особенности
слуха и зрения, координация движений,
работоспособность. - особенности
и уровень познавательных процессов:
особенности внимания, памяти, мышления,
речи, познавательные интересы,
любознательность. - отношение
к учебной деятельности: мотивация,
уровень усвоения учебной деятельности. - особенности
эмоционально-личностной сферы:
эмоционально-волевая зрелость, воля,
настроение, самооценка, отношение со
сверстниками и взрослыми, поведение в
школе и дома, нарушения поведения,
вредные привычки. - особенности
усвоения знаний, умений и навыков,
предусмотренных программой,
сформированность навыков чтения,
письма, счета.
По
итогам обучения в начальной школе
решается вопрос о дальнейшем обучении
детей: или они переходят в массовые
классы или продолжают посещать
коррекционные классы.
Перевод
в массовую школу осуществляется органами
образования на основании решения
педсовета школы, в которой работает
класс выравнивания.
2.
Психолого-дидактические принципы КРО:
1.
Введение в содержание обучения разделов,
которые предусматривают восполнения
пробелов предшествующего развития,
формирование готовности к восприятию
наиболее сложного программного материала;
2.
Использование методов и приемов обучения
с ориентацией на «зону ближайшего
развития» ребенка, создание оптимальных
условий для реализации его потенциальных
возможностей;
3.
Коррекционная направленность
учебно-воспитательного процесса,
обеспечивающего решение задач общего
развития, воспитания и коррекции
познавательной деятельности и речи
ребенка, преодоление индивидуальных
недостатков развития;
4.
Определение оптимального содержания
учебного материала и его отбор в
соответствии с поставленными задачами.
Главная
цель КРО – создание в условиях
общеобразовательной школы, любых типов
школ такой образовательной среды,
которая исключала бы саму возможность
негативного влияния на ребенка, а учебная
деятельность детей делалась бы
деятельностью лечебной.
Утверждается
новое понятие терапия
педагогической среды (средовая
педагогическая терапия).
Галина
Федоровна Кумарина определяет следующие
принципы КРО:
–
принцип
нормативности образования и открытости
образовательных перспектив для детей
группы риска: обеспечениие
для детей риска в образовательном
процессе позиции «на равных» со
сверстниками, не допускать снижения
образовательной планки.
–
принцип педагогической организации
среды жизнедеятельности ребенка: с
учетом особенностей детей риска условий
санитарно-гигиенических, психологических,
дидактических, влияющих на развитие,
здоровье, коррекцию имеющихся
неблагополучий.
–
принцип
равноправного партнерства с семьей
предполагает
активное включение родителей как
полномочных субъектов этой деятельности
в коррекционную работу.
–
принцип
личностно-ориентированного подхода в
воспитании детей риска утверждает
признание уникальности, неповторимости,
самооценки каждого ребенка;
Необходимость
прогнозирования индивидуальной
траектировки развития ребенка с опорой
на его сильные стороны, склонности,
способности и дарования.
–
принцип
победности учения в усвоениях преодоления
носильных трудностей диктует
необходимость индивидуализма и
дифференсации педагогических методов,
приемов и средств, исходя из индивидуального
темпа, необходимость психологической
комфортности ребенка в ситуации учения,
уверенности его в своих силах и радости
достигаемых результатов.
–
принцип педагогического оптимизма
акцентрирует
решающую роль благоприятных педагогических
условий для стимулирования и активизации
внутренних компенсаторных механизмов
психической деятельности, гармонизации
в развитии.
–
принцип интегративного характера
общеобразовательного процесса для
детей риска утверждает
необходимость органичного соединения
в общеобразовательном процессе учебных
и воспитательных стратегий со стратегиями
– диагностическими, охранно-оздоровительными,
коррекционно-развивающими и социальными.
3.
Индивидуально-групповая работа в системе
КРО
Составной
частью коррекционно-развивающего
учебно-воспитательного процесса является
индивидуально-групповая коррекционная
работа, направленная на коррекцию
индивидуальных недостатков развития.
Эти специальные занятия, цель которых
повышение общего, интеллектуального
уровня развития и решения задач предметной
направленности: подготовка к восприятию
трудных тем учебной программы, ликвидации
пробелов предшедствующего обучения.
На
коррекционные занятия в начальных
классах отводится три часа в неделю, в
пятом классе – пять часов, в 6-9 классах
по 4ч., эти занятия предусмотрены в
расписании уроков. Продолжительность
занятий с одним учеником или группой
не должна превышать 20 мин. В группе можно
объединять по 3-4 ученика с одинаковыми
проблемами в развитии.
Предметам
эстетического цикла в компенсирующих
классах отводится особая роль.
На
уроках музыки и изобразительного
искусства каждый ученик имеет шанс на
успех. Ситуация
успеха
– важнейшее психологическое условие,
своеобразная точка опоры, позволяющая
изменить всю систему отношений ребенка,
пробудить веру в себя, в успех своих
учебных усилий. Практически на каждом
уроке музыки или изобразительного
искусства педагоги создают условия для
продуктивной и успешной деятельности
каждого ребенка.
Особенно
привлекательны для детей совместные
формы художественной деятельности,
коллективное творчество – это исполнение
музыкального произведения в составе
детского оркестра на уроках музыки, или
коллективное моделирование и создание
всем классом одной «картинки».
4.
Условиями создания положительного
заряда
в
учебной деятельности являются:
1)
положительное отношение ребенка к школе
в целом;
2)
эмоции сопереживания в общении с учителем
и сверстниками, очень важно учить детей
культуре чувств;
3)
наполнение учения положительными
переживаниями, которые связаны с
осознанием каждым ребенком своих
возможностей в достижении в учебной
работе.
Много
лет назад американский психолог Розенталь
открыл эффект, который вошел в научную
литературу как эффект Розенталя. Суть
его в том, что если какой-то авторитетный
человек например педагог, скажет, что
какой-то ученик обладает большими
потенциальными возможностями и в
ближайшее время, по видимому добьется
значительных успехов, то независимо от
уровня способностей ребенка, он на самом
деле начинает лучше учиться, проявлять
свои творческие потенциалы. Это
объясняется ответной реакцией этого
ученика на соответствующие социальные
ожидания. Если человек ощущает, что в
него верят, видят в нем неординарную
личность, он начинает бурно развиваться.
Положительные
эмоциональные переживания должна
вызывать встреча с новым учебным
материалом, новыми способностями учебной
работы, самостоятельными наблюдениями.
Все
эти условия создают атмосферу
эмоционального комфорта в процессе
учения, без чего невозможно его успешное
осуществление.
Взаимосвязь
темпа умственного развития и обучаемости
ребенка
Под
обучаемостью понимают систему
интеллектуальных свойств личности
формирующихся качеств ума, от которых
зависит продуктивность учебной
деятельности.
Чем
выше обучаемость, тем быстрее и легче
приобретает человек новые знания, тем
свободнее оперирует ими в относительно
новых условиях, тем выше и темп его
умственного развития.
Уровень
и специфика обучаемости определяются
формирующими качествами ума каждый
имеет себе противоположное.
Глубина
ума – поверхность,
Гибкость
ума – инертность,
Осознанность
мыслительной деятельности – неосознанность.
Особенности
сочетания этих качеств и различные
уровни развития создают индивидуальные
варианты обучаемости школьников.
Школьники
с пониженной обучаемостью, тормозящей
темп их психического развития, отличаются
крайней поверхностью
ума.
Дети
с пониженной обучаемостью с трудом
овладевают содержанием новых понятий.
Им свойствена подражательность
ума,
слабая осознанность ума своего
мыслительного процесса.
Главным
условием благоприятно психического
развития учащихся с пониженной
обучаемостью является соответствие
требований, предъявляемых к ученику,
не на зоне актуального развития
(достигнутого уже) а его
потенциальным возможностям,
т.е. на «зоне ближайшего развития». Этим
детям нужно более развернутое объяснение
с опорой на наглядность; выполнение
большого количества упражнений с очень
медленно, постепенно повышающейся
трудностью, многократный возврат к уже
изученному.
У
учащихся компенсирующих классов
необходимо формировать инструментальные
навыки
и
учебные действия контроля и оценки –
это навыки лежавшие в основе математических
умений, чтения, письма и т.д.
Основы дидактики коррекционной педагогики.
1.Принципы коррекционно
– развивающего образовательного
процесса.
Понятие принцип.
Система коррекционно
– развивающего обучения (КРО) – это
форма образования дифференциации,
позволяющая решать задачи своевременной
активной помощи детям с трудностями в
обучении и адаптации к школе.
Данная реформа
дифференциации возможна при обычной
традиционный организации педагогического
процесса, но более эффективна при
создании классов КРО , которые позволяют
обеспечивать оптимальные педагогические
условия для детей с трудностями в
обучении и проблемами соматического и
нервно- психического здоровья.
Именно в таких классах
возможно взаимодействие:
– диагностико –
консультативного;
– коррекционно –
развивающего;
– лечебно –
профилактического;
– социально – трудового
направления работа с детьми.
Цели и задачи
педагогического процесса должна
опираться на основные правила, ведущие
дети, основополагающие требования к
деятельности и поведению, вытекающие
из закономерностей педагогического
процесса, т.е. на педагогические принципы.
В педагогической
науке принципы – это основа,
первоначало , в них отражаются требования
к организации педагогической деятельности
( в т.ч. и к коррекционно – педагогической),
определяются её направления, конечная
цель и результат деятельности.
Педагогические
принципы – это основные идеи, следование
которым помогает наилучшим образом
достигать поставленных целей.
При организации и
проведении коррекционно – педагогической
деятельности в значительной степени
нужно опираться на общепедагогические
принципы. Сначала остановимся на
рассмотрении общепедагогических
принципов , а затем определим группу
коррекционно – педагогических принципов,
создающих базу для педагогической
коррекции отклоняющегося поведения и
развития детей и подростков.
Общепедагогические принципы.
- Принцип целостности
и системности педагогического процесса. - Принцип гуманистической
направленности педагогического
процесса. - Принцип уважения
к личности ребёнка в сочетании с разумной
требовательностью к нему. - Принцип опоры на
положительное в человеке, на сильные
стороны его личности. - Принцип сознательности
и активности личности в целостном
педагогическом процессе. - Принцип сочетания
прямых и параллельных педагогических
действий.
Специфические принципы коррекционно – развивающего образовательного процесса. Галина Фёдорова Кумарина определяет следующие принципы коррекционно – развивающего образования(кро)
- Принцип нормативности
образования и открытости образовательных
перспектив для детей группы риска :
обеспечение для детей риска в
образовательном процессе позиции «на
равных» со сверстниками, не допускать
снижения образовательной планки. - Принцип
педагогической организации среды
жизнедеятельности ребёнка: с учётом
особенностей детей риска условий
санитарно – гигиенических , психологических,
дидактических, влияющих на развитие,
здоровье , коррекцию имеющихся
неблагополучий. - Принцип равноправного
партнёрства с семьёй предполагает
активное включение родителей как
полномочных субъектов этой деятельности
в коррекционную работу. - Принцип личностно
– ориентированного подхода в воспитании
детей риска утверждает признание
уникальности, неповторимости, самооценки
каждого ребёнка. Необходимость
прогнозирован индивидуальной траектировки
развития ребёнка с опорой на его сильные
стороны, склонности, способности и
дарования. - Принцип победности
учения в усвоениях преодоления
носильных трудностей диктует
необходимость индивидуализма и
дифференциации педагогических методов
, приёмов и средств, исходя из
индивидуального темпа, необходимость
психологической комфортности ребёнка
в ситуации учения, уверенности его в
своих силах и радости достигаемых
результатов. - Принцип
педагогического оптимизма акцентирует
решающую роль благоприятных педагогических
условий для стимулирования и активизации
внутренних компенсаторных механизмов
психической деятельности, гармонизации
в развитии. - Принцип
интегративного характера общеобразовательного
процесса для детей риска утверждает
необходимость органичного соединения
в общеобразовательном процессе учебных
и воспитательных стратегий со стратегиями
– диагностическими, охранно –
оздоровительными, коррекционно –
развивающими и социальными.
Назарова
Н.М. выделяет следующие принципы
специального образования :
- Принципы ранней
педагогической помощи. - Принцип коррекционно
– компенсирующей направленности. - Принцип социально
адаптирующей направленности образования. - Принцип развития
мышления, языка и коммуникации. - Принцип деятельностного
подхода в обучении и воспитании. - Принцип
дифференцированного и индивидуального
подхода.
Психолого – дидактические принципы
КРО :
- Введение в содержание
обучения разделов , которые предусматривают
восполнение пробелов предшествующего
развития, формирование готовности к
воспитанию наиболее сложного программного
материала; - Использование
методов и приёмов обучения с ориентацией
на «зону ближайшего развития» ребёнка,
создание оптимальных условий для
реализации его потенциальных возможностей; - Коррекционная
направленность учебно – воспитательного
процесса, обеспечивающего решение
задач общего развития , воспитание и
коррекции познавательной деятельности
и речи ребёнка, преодоление индивидуальных
недостатков развития; - Определение
оптимального содержания учебного
материала и его отбор в соответствии
с поставленными задачами.
Главная цель КРО –
создание в условиях общеобразовательной
школы, такой образовательной среды,
которая исключала бы саму возможность
негативного влияния на ребёнка, а учебная
деятельность детей делалась бы
деятельностью учебной.
Утверждается новое
понятие терапия педагогической среды
(средовая педагогическая терапия).
- Ведущим в системе
целенаправленной коррекционно –
педагогической деятельности является
принцип единства коррекционных,
профилактических и развивающих задач,
где системность и взаимообусловленность
задач отражает взаимосвязь развития
различных сторон личности ребёнка и
их гетерхронность, т.е. неравномерность
развития. Каждый человек находится на
разных уровнях развития в различных
состояниях в одном и том же возрастном
периоде. Поэтому при определении целей
и задач коррекционно – педагогической
деятельности необходимо исходить из
ближайшего прогноза развития ребёнка
, а не сиюминутной ситуации его
отклоняющегося поведения. Своевременно
принятые превентивные (профилактические)
меры позволят избежать ненужных
осложнений в его развитии и поведении,
а следовательно, необходимости
развёртывания в дальнейшем полномасштабных
специальных коррекционных мероприятий.
Вместе с тем любая программа коррекции
развития воспитанника должна быть
направлена не столько на коррекцию
отклонений в развитии и поведении, на
их предупреждение, сколько на создание
благоприятных условий для наиболее
полной реализации потенциальных
возможностей гармонического развития
личности ребёнка. - Реализация принципа
единства диагностики и коррекции
обеспечивает целостность педагогического
процесса. Невозможно вести эффективную
и полноценную коррекционную работу ,
не зная исходных данных об объекте. - Принцип учёта
индивидуальных и возрастных особенностей
ребёнка коррекционно – педагогическом
процессе целесообразнее рассматривается
как принцип «нормативности» развития
личности, как последовательность
сменяющих друг друга возрастов. - Деятельностный
принцип коррекции определяет тактику
проведения коррекционной работы и
способы реализации поставленных целей,
подчёркивая, что исходным моментом в
их достижении является организация
активной деятельности ребёнка, создание
необходимых условий для его ориентировки
в сложных конфликтных ситуациях,
выработка алгоритма социально приемлемого
поведения. При планировании и
организации коррекционно – педагогической
деятельности следует выбирать наиболее
адекватные целям и задачам коррекции
модель деятельности, чтобы в её
содержании , формах и методах реализации
были посильно сложные ситуации, которые
ребёнок в состоянии был бы разрешить,
а разрешение их направляло бы его в
положительное русло развития. Принцип
деятельностного подхода является
методологическим принципом построения
процесса коррекции. - Принцип комплексного
использования методов и приёмов
коррекционно – педагогической
деятельности. Ни в психологии, ни в
педагогике не существует универсальных
приёмов воздействия, способствующих
переориентации, изменению направленности
личности, резкому изменению поведения
детей и подростков. Поэтому в коррекционной
педагогике необходима некая совокупность
способов и средств, методов и приёмов,
учитывающих индивидуально –
психологические особенности личности,
состояние социальной ситуации, уровень
материально – технического и учебно
– методического обеспечения
педагогического процесса, подготовленность
учителей к его проведению. Должна при
этом присутствовать и определённая
логика и последовательность применении
педагогических методов и коррекционных
приёмов , ступенчатость воздействия
на сознание ребёнка , его эмоционально
–чувственную сферу, вовлечение его в
активную индивидуальную или групповую
деятельность со сверстниками или
взрослыми. - Принцип интеграции
усилий ближайшего социального окружения.
Ребёнок не может развиваться вне
социального окружения, оно активный
его компонент, составная часть его
целостных социальных отношений . его
отклонение в развитии и поведении есть
не только результат его психофизиологического
состояния, но и активного воздействия
на них родителей, ближайших друзей и
сверстников, педагогического и
ученического коллективов школы, т.е.
сложности в поведении – следствие
отношения ребёнка с ближайшим окружением,
форм и способов их совместной деятельности
и общения, характера межличностных
контактов с социумом.
Следовательно,
коррекционной работы с детьми и
подростками без сотрудничества с
родителями и другими взрослыми, без
опоры на взаимоотношения со сверстниками
в зависимости от характера отклонений
в развитии и поведении оказывается либо
недостаточно эффективным, либо попросту
безрезультатным.
Таким образом, основополагающие положения
системы коррекционно – педагогической
деятельности формирует её базу, определяют
логику коррекционного процесса, намечают
общую стратегию и конкретную тактику
на соответствующих ступенях управления
процессом педагогической коррекции
развития и поведения детей и подротков.