Реализация системной работы педагога-хореографа в социуме

Дейч, Борис Аркадьевич – Дополнительное образование детей как профессиональная педагогическая деятельность [Текст]

Культура. Наука. Просвещение — Народное образование. Педагогические науки — Общеобразовательная школа. Школьная педагогика — Школьная педагогика — Российская Федерация — Воспитание — Внеучебная работа — Внешкольные учреждения
Культура. Наука. Просвещение — Народное образование. Педагогические науки — Общеобразовательная школа. Школьная педагогика — Школьная педагогика — Российская Федерация — Дидактика — Общее, политехническое и профессиональное образование — Политехническое образование — Профессиональное образование. Трудовое образование
Шифр хранения:
FB 1 15-25/398
FB 1 15-25/399

Электронный заказ

Описание

Руденко Светлана Васильевна

Педагог дополнительного образования

Дворец Школьников им. Утемисова г. Нур-Султан Казахстан

Дополнительное образование оказывает мощное влияние на развитие личностных качеств детей и взрослых. Это процесс, осуществляемый для удовлетворения потребностей людей.

Что является основным критерием дополнительного образования?

  • разностороннее развитие специалистов в других сферах деятельности;
  • возможность переквалифицироваться и выбрать другую профессию;
  • совершенствовать ранее приобретённые навыки.

Не каждый может себе позволить, получать второе высшее образование более того, взрослому человеку придется совмещать с работой и семьей. Здесь на помощь приходит дополнительное образование. В современном обществе, когда дополнительное образование по сути представляет развитие личности, которое человек выбирает сам. Например, люди, работающие в сфере бухгалтерских или юридических услуг, выбирают в качестве дополнительного образования совершенно противоположную область- дизайн. При этом первое образование является основой для дальнейшего развития и работы. Отмечу, что в Казахстане, желающих сменить профессию обеспечивают государственными грантами при обращении в центр занятости.

Дополнительное образование детям.

Все получают базовые знания в школе, но как правило в классе, где по тридцать учащихся, преподаватель не может охватить всю информацию у него стоит задача дать знания всем, но нет возможности работать с каждым индивидуально. К сожалению школа не нацелена на развитие одаренных детей. Выходом из ситуации является дополнительное образование. Родители отдают детей на кружки в группы продленного пребывания и центры развития с целью развития тех или иных качеств у своих детей.

Что это дает?

Дает возможность раскрыть способности, углубленно изучать выбранные дисциплины и подтянуть слабые стороны по дисциплинам. Разносторонне развиваться, выявить сильные стороны в различных областях и разнообразить досуг вне школы, встретить единомышленников с подобными интересами.

«Дополнительное образование, – считает Б. Дейч, – это профессионально организованное педагогическое взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время, основой которого является свободный выбор ребенком вида деятельности, а целью – удовлетворение познавательных интересов детей и их потребностей в социальных связях, творческой самореализации и саморазвитии в разновозрастном коллективе единомышленников. (1)

Учреждения дополнительного образования создают уникальную среду для развития личности и самовыражения детей. Каждый год востребованность растет и учреждений с дополнительным образованием становится больше. В них обучение не является принудительным и это его одно из достоинств.

Дополнительное образование как часть непрерывного педагогического процесса

В Законе «Об образовании» дополнительное образование рассматривается прежде всего через образовательные программы, т. как сфера образования, реализуемая в различных учреждениях за пределами определяющих их статус основных образовательных программ. В проекте Федерального Закона «О дополнительном образовании» используются следующие основные понятия:

Под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

Согласно этому законопроекту дополнительное образование понимается как « целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства».

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится в совокупности научных достижений развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции.

Отечественная система дополнительного образования детей располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в области научно-технической, художественно-эстетической, эколого-биологической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, военно-патриотической, социально-педагогической, естественнонаучной и другой направленности.

Основное предназначение учреждений доп. образования:

Развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

Реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества и государства.

Основные задачи учреждения дополнительного образования:

Обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;

Адаптация их к жизни в обществе;

Формирование общей культуры;

Удовлетворение потребности детей в занятиях физической культурой и спортом.

Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:

создание условий для свободного выбора каждым ребёнком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени её освоения, педагога;

многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребёнка;

личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;

личностно-ориентированный подход к ребёнку, создание «ситуации успеха» для каждого;

создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;

признание за ребёнком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;

применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка.

Таким образом, можно говорить о том, что дополнительное образование является сегодня актуальным полноценным и необходимым компонентом системы непрерывного образования. А полнота образования может быть обеспечена только интеграцией основного и дополнительного образования.

Профессиональный портрет педагога дополнительного образования детей.

Кто же он такой – педагог дополнительного образования детей?

Это педагогический работник, в задачи которого входит руководство разнообразной творческой деятельностью обучающихся в области дополнительного образования.

Педагог дополнительного образования должен обладать следующими личностными качествами:

быть чутким и доброжелательным;

понимать потребности и интересы детей;

иметь высокий уровень интеллектуального развития;

обладать широким кругом интересов и умений;

быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей;

обладать чувством юмора;

располагать творческим потенциалом;

проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

Выделяют следующие особенности личности, необходимые для профессиональной деятельности:

способности и предрасположенность к работе определенного типа, причем это могут быть как чисто физические, так и психические, психологические качества;

знания и навыки, необходимые для определенной работы; это то, чему человек может научиться, приобретенное специальное образование и практический опыт;

склонность и желание работать, иначе — воля и мотивация.

Следует различать мотивацию внутреннего плана (интерес, чувство ответственности, стремление к мастерству) и внешнего (деньги, поощрения, статусные и престижные аспекты). Наиболее положительное воздействие как на познавательные процессы, так и на личность в целом оказывает внутренняя мотивация.

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

работа в методических объединениях, творческих группах;

освоение новых педагогических технологий;

различные формы педагогической поддержки;

активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;

обобщение собственного педагогического опыта;

использование ИКТ.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

самоанализ и осознание необходимости;

планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

самопроявление, анализ, самокорректировка.

Лексическое значение понятия „компетентный” в словарях трактуется как „осведомлённый, авторитетный в какой-либо области. ” А компетенцию „Толковый словарь русского языка”определяет как круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом.

Изучением профессиональной компетентности занимались многие исследователи: Ю. Бабанский, Б. Ананьев, Т. Шамова и другие. В работах этих исследователей раскрыты такие аспекты педагогической компетентности:

управленческий аспект: как педагог анализирует, планирует, организует, контролирует, регулирует учебный процесс взаимоотношения с обучающимися;

психологический аспект: как влияет личность педагога на обучающихся, как он учитывает индивидуальные способности обучающихся;

педагогический аспект: с помощью каких форм и методов педагог ведёт обучение школьников.

К профессионально значимым качествам педагога относятся:

педагогическая направленность – важнейшее качество, которое представляет доминирующую систему мотивов, определяющую поведение педагога и его отношение к профессии;

педагогическое целеполагание – умение определить важность педагогических задач в зависимости от конкретных условий;

педагогическое мышление – овладение системой средств решения педагогических задач;

педагогическая рефлексия – способность педагога к самоанализу;

педагогический такт – отношение к ребёнку как главной ценности;

умение стимулировать собственную творческую деятельность и творческие способности учащихся.

В системе дополнительного образования акцент делается не столько на объяснение детям того или иного предметного знания, сколько на развитии их интереса к расширению индивидуально значимого знания.

Роль педагога в дополнительном образовании заключается в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.

Таким образом, компетентность педагога дополнительного образования: это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).

И на сегодняшний день становиться очевидным, что из простой суммы знаний “сложить” компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение.

Реализация системной работы

педагога-хореографа в социуме.

Крылова Саргылана Федоровна

МБОУ Чаранской СОШ им. Мигалкина

Республика Саха (Якутия)

Аннотация: данная статья посвящена особенностям эстетического воспитания детей и родителей в социуме.

Ключевые слова: дополнительное образование, хореография, социум, эстетическое воспитание.

Implementation of system work

teacher choreographer in society.

Krylova Sargylana Fedorovna

Additional education teacher

Annotation: this article is devoted to the features of the aesthetic education of children and parents in society.

Keywords: additional education, choreography, society, aesthetic education.

В старших классах  кружок проводится во второй половине дня, три  раза в неделю. В этой группе дети  знакомятся различными танцевальными элементами, особо проявляю интерес к народному творчеству. Дети учатся различать танцы разных народов, отрабатываем каждое движение по характеру танца. Также ставятся танцы в разных направлениях; бальный танец,  современный танец, спортивный танец. Ребята участвуют в различных мероприятиях школы, села, улуса.

Дополнительно проводим занятия с родителями. Это активная форма общения создает для семьи благоприятную атмосферу. Каждый поставленный танец – это  творческая работа ученика, педагога и родителя. Это произведение, которое надо понять, осмыслить, запомнить, быть внимательным, собранным. Следовательно, эта деятельность развивает память, вырабатывает устойчивость произвольного внимания, совершенствует творческую активность.

Занятия с  родителями проводятся два-три раза в неделю. Группа родителей разделена на две группы: первая группа от 25-40 лет, вторая  от 50 и выше. Занятия бесплатные и проводятся отдельно по группам и  периодически совместно с детьми. Проводятся интегрированные уроки между родителями и детьми, обмениваются опытом и мамы и дети. Репертуар постановок планируется в соответствии с актуальными потребностями и творческим состоянием той или иной группы. Для того, чтобы оказать профессиональную помощь родителям и сотрудничать с ними в воспитании ребенка, необходимо создавать благоприятные условия  для  общения. Контакт строится таким образом, чтобы у родителей возник интерес к самому процессу. Тематика занятий  разнообразна, интересна и актуальна для родителей. Расширению, углублению и закреплению знаний в воспитании детей содействуют практикумы, ролевые игры, диспуты, открытые уроки, знакомящие родителей с учебными программами, методикой преподавания. Открытые внеклассные мероприятия позволяют родителям открыть неизвестные стороны интересов, увлечений.

Работая с разновозрастной категорией социума,  я пришла к выводу, что системная работа оказывают положительное влияние на развитие познавательных интересов, на социальную активность обучающихся, на раскрытие потенциальных способностей, на формирование художественно-эстетического вкуса. Проанализировав систему взаимодействия кружка и социума можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день  обучения танцевального кружка значительно выросли результативные показатели в сфере культуры. Активное взаимодействие кружка с социумом, семьей оказывает положительное влияние на весь социально-культурный  процесс села. Общие занятия  сблизили детей и родителей, между членами коллектива устанавливаются дружеские, товарищеские отношения. Они с радостью посещают кружок, своими танцами радуют зрителей на концертах. По оценке самих ребят, кружок помог им расширить свой кругозор и дал возможность проявить свои творческие способности, узнать поближе своих родителей, жить в мире и согласии. Танцы являются уникальным способом оставаться в форме для людей любого возраста, социального статуса и любой комплекции. Как видно из моей работы,  занятие танцами имеет массу положительных сторон, а главное танцы – это новые ощущения и новые открытия.

Список использованных источников:

  • Смирнова В.А. Сельский центр образования как педагогическая система: монография. – Вологда: Изд-во Вологодского института развития образования, 2004 – 89с.
  • Веракса Н.Е.,  Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа “От рождения до школы”

В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином «дополнительное образование детей» характеризуют сферу неформального (по терминологии ЮНЕСКО) образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое он выбирает сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями. В ней одновременно происходит его обучение, воспитание и личностное развитие. Дополнительное образование вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу образовательно-культурного досуга, Дополнительное образование может расширять, добавлять, увеличивать новые компоненты личности.

По отношению к основной системе образования дополнительное образование является подсистемой, но также рассматривается как самостоятельная образовательная система, по причине обладания качествами системы: целостностью и единством составляющих ее элементов, которые имеют определенную связь друг с другом.

Система дополнительного образования имеет свою специфику, которая связана не только с особенностями психолого-педагогического взаимодействия между педагогами и их воспитанниками, но и с тем, что современное дополнительное образование детей представлено двумя основными блоками: образовательным и культурно-досуговым. Основная педагогическая деятельность осуществляется внутри этих блоков. Сегодня все больший масштаб приобретает образовательная деятельность, связанная с удовлетворением познавательных интересов и потребностей детей и подростков в тех сферах, которые не всегда могут быть реализованы в рамках школьного образования. Подобная тенденция является ведущим фактором.

Несмотря на то, что термин «дополнительное образование», введенный законом «Об образовании», используется уже на протяжении более десяти лет, сегодня можно увидеть различное отношение, как к самому термину, так и содержанию деятельности по дополнительному образованию детей.

Как показывает анализ научных исследований в области дополнительного образования, порой каждый ученый вкладывает в понятие дополнительного образования свое понимание и от этого, по нашему мнению, термин только выигрывает.

Дополнительное образование нельзя рассматривать как «придаток» к основному, выполняющему исключительно функцию расширения образовательных стандартов, так как в этом случае, по мнению А. Бруднова, теряется его основное предназначение – удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей, создание условий для творческого развития каждого ребенка, его адаптации в меняющемся обществе, приобщения к культурным ценностям:

«Дополнительное образование, – считает Б. Дейч, – это профессионально организованное педагогическое взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время, основой которого является свободный выбор ребенком вида деятельности, а целью – удовлетворение познавательных интересов детей и их потребностей в социальных связях, творческой самореализации и саморазвитии в разновозрастном коллективе единомышленников.

Голованов подчеркивает, что в наиболее общем виде дополнительное образование детей может быть определено как организованный особым образом, устойчивый процесс коммуникации, направленный на формирование мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству. К главным специфическим особенностям дополнительного образования данный автор относит добровольность получения этого вида образования детьми; индивидуализированность и вариативность, а также осуществление его в сфере свободного времени детей, подростков и юношества.

Использование разных смысловых значений слова «дополнительное» позволяет признать дополнительное образование детей мотивированным, актуальным, востребованным, ситуативным, контекстным, фоновым, вспомогательным, периферийным.

Очевидным является то, что все ученые видят ценность дополнительного образования в развитии склонностей, способностей ребенка, в его самообразовании, самореализации и самоопределении, а также в освоении опыта и эмоционально-ценностных отношений и включении ребенка в творческий поиск.

Конечно, понятие «дополнительное образование» не совсем точно отражает содержание этой области, что и вызывает многочисленные споры как исследователей, так и практиков: дополнительное образование «служит пространством создания новых прецедентов организации образования» Однако важно понимать, что:

  • основу дополнительного образования составляет образовательная деятельность, ведущаяся по специально разработанным образовательным программам;
  • дополнительное образование имеет свои особые методики и технологии;
  • дополнительное образование предусматривает выход на соответствующий его специфике образовательный результат.

Анализ литературы и многолетнее практическое взаимодействие с рядом учреждений дополнительного образования позволяют предложить следующий вариант определения дополнительного образования детей. Под дополнительным образованием понимается образовательная деятельность, осуществляемая по образовательным программам, имеющим конкретизированные образовательные цели и объективируемые, фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты.

Это определение соответствует Закону РФ «Об образовании» и принятым на международном уровне подходам к образованию как к феномену международной коммуникации и зафиксированным в принятой 1975 г. на 35-й сессии Международной конференции по образованию в Женеве Международной стандартной классификации образования (МСКО).

В настоящее время, созданное в структуре российского образования дополнительное образование детей имеет в основании признаки неформального образования, но при этом ядром данной педагогической практики является регулируемый государством процесс создания возможностей освоения детьми дополнительных образовательных программ в образовательных учреждениях всех типов и видов.

Ценность дополнительного образования детей определяется его направленностью на создание условий, благоприятных для получения ребёнком образования по актуальных для него направлениям. Назначение дополнительного образования детей, созданного в структуре российской образовательной системы, определяется не приставкой «вне», а прилагательным «дополнительное».

Принимая во внимание ассоциации, возникающие в связи с использованием понятия «внешкольное образование» в качестве синонима неформального образования, необходимо восстановить в памяти, что в России внешкольное образование было открыто более чем на сто лет раньше и совсем не по причине разочарования в традиционном школьном образовании. При всех «верных» и «неверных» взглядах на функциональное назначение внешкольных учреждений была создана система, благодаря которой состоялись люди, составивших честь и славу многонационального народа Российской Федерации.

Накопленный этой системой потенциал, позволил российскому образованию создать новую педагогическую практику, получившую название «дополнительное образование детей», соответствующую природе детства и имеющую в основании признание ребенка высшей ценностью педагогической деятельности.

Осмысление феноменологических характеристик дополнительного образования детей позволяет сделать вывод о его сущностной инновационности. По сути, дополнительное образование детей является образованием, осуществляемым по не исследованным и соответственно не осмысленным наукой законам. Однако при всей справедливости этого вывода, чрезвычайно важно понимать, что осуществляемая государственными учреждениями дополнительного образования детей не может не подчиняться общим для образовательной системы требованиям.

Дополнительное образование является сегодня актуальным полноценным и необходимым компонентом системы непрерывного образования, под которым понимается «процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. Цель непрерывного образования – целостное развитие человека как личности на протяжении всей его жизни, повышение возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире, развитие способностей обучающегося, его стремлений и возможностей».

Дополнительное образование детей в системе непрерывного образования направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, а также организацию их свободного времени.

Нельзя не отметить, что за последние годы был осуществлен реальный качественный рост системы дополнительного образования, которая динамично развивается, несмотря на объективные трудности

Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть непрерывного вариативного образования, которую уже сегодня можно характеризовать как:

  • сложившуюся структуру образования, ориентированную на дальнейшее развитие жизненных деятельностно-коммуникативных умений детей,
  • зону перспективного развития каждого человека, семьи, образовательного учреждения, образовательной системы в целом;
  • уникальное образовательное сообщество, где все участники – равноправные субъекты, реализующие свое сущностное право на свободный выбор, на свободное определение своего “Я”, где доминируют уважение к разнообразию и ценности индивида, неформальность ценностей и смыслов совместной деятельности и творчества;
  • социокультурную технологию, интегрирующую педагогические возможности с развитием личности ребенка и формирующую индивидуальные способности освоения социокультурных ценностей, воспроизведения и приумножения их в самостоятельной деятельности, поведении, общении.

ТЕМА 1. Дополнительное образование как часть непрерывного педагогического процесса.

  • Дополнительное и основное образование: проблема различия и взаимодействия.
  • Дополнительное образование как подсистема общего образования.
  • Педагогический потенциал и основное предназначение дополнительного образования детей.

Асмолов, А. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России от традиционной педагогики к педагогике развития. / А. Асмолов. // Внешкольник. – 1997. – № 9.

Бруднов, А. От внешкольной работы – к дополнительному образо-ванию детей. / А. Бруднов. // Внешкольник. – 1995. – № 1.

Журнал «Воспитание и дополнительное образование».

ТЕМА 2. Особенности психолого-педагогического взаимодействия в системе дополнительного образования детей.

Добровольность и массовость участия детей во внешкольной работе.

Дифференциация учащихся по интересам и направленности на определенный вид деятельности.

Возможность корректировать программы занятий с учетом индивидуальных интересов, способностей и уровня подготовленности ребенка.

Журнал «Внешкольник».

Общедоступный, массовый, самодеятельный, общественно полезный характер деятельности детей, имеющий практические и личностно значимые для каждого воспитанника задачи.

Разнообразие сфер общения, возможность неформального общения руководителя с детьми.

Творческая и доброжелательная атмосфера, возможность для ребенка изменения своего статуса в коллективе сверстников.

ТЕМА 3. Педагог дополнительного образования как субъект педагогической поддержки.

Развитие идей педагогической поддержки в работах О. Газмана.

Педагог дополнительного образования: понятие, функции, задачи.

Профессиональное мастерство и составляющие профессиональной компетенции педагога дополнительного образования.

ТЕМА 4. Разновозрастные детские сообщества как одна из организационных форм в учреждении дополнительного образования.

Детский коллектив как основная организационная форма в советской педагогике.

Современные подходы к понятию «детское сообщество».

Педагогический потенциал разновозрастного взаимодействия и его использование в педагогике дополнительного образования.

Байбородова Л. , Рожков М. Социальное взаимодействие в разновозрастных группах школьников: педагогический аспект // Ярославский педагогический вестник. – 1994. – № 1.

Бочарова В. , Плоткин М. О разновозрастных отрядах по месту жительства. // Воспитание шк-в. – 1988. – № 1.

Выгодский Л. Педология подростка: проблема возраста // Собр. соч. – М. : Педагогика, 1984. – Т.

ТЕМА 5. Методическое обеспечение деятельности учреждения дополнительного образования.

Методическая служба учреждения дополнительного образования: структура, задачи функции.

Методический кабинет учреждения дополнительного образования.

Научно-методический совет учреждения дополнительного образования.

Методическое объединение педагогов дополнительного образования детей.

ТЕМА 6. Социально-педагогические аспекты педагогики дополнительного образования детей.

  • Социально-педагогический потенциал специфики психолого-педагогического взаимодействия в УДО.
  • Коррекция девиантного поведения детей средствами дополнительного образования.
  • Взаимодействие учреждения дополнительного образования детей с другими институтами социального воспитания и социально-педагогическими учреждениями.

Григорьев Д. Социокультурное самоопределение подростка // Педагогика. – 2000. – № 7.

Контрольные вопросы по курсу:

  • Каковы предпосылки возникновения дополнительного образования в нашей стране?
  • Когда начинают формироваться первые внешкольные учреждения? Кто является их организатором?
  • Чем занимались общество «Сетлемент» и «Дневной приют для приходящих детей», созданные С.Т. Шацким и его коллегами? Чем отличалась от них колония «Бодрая жизнь»?
  • Почему система внешкольных учреждений продолжает свое развитие после смены власти в России в 1917 году?
  • По каким направлениям формируется система дополнительного образования в 20-е – 40-е годы 20-го века?
  • Какие задачи решали учреждения дополнительного образования в дореволюционный период? Изменились ли они после октября 1917 года? Какие из задач остались актуальными сегодня?
  • Охарактеризуйте развитие внешкольных учреждений в России в 50-е – 80-е годы 20-го века.
  • Как меняются статус и направления деятельности учреждений дополнительного образования в 90-е годы 20-го века?
  • Сравните определения «внешкольная работа» и «дополнительное образование». Что изменилось?

Что понимают сегодня под дополнительным образованием детей?

Как соотносятся основное (школьное) и дополнительное образование?

В чем специфика дополнительного образования детей? Каковы его цели и задачи?

Что такое педагогическая поддержка? Какую роль в ней играет педагог дополнительного образования?

В чем специфика деятельности педагога дополнительного образования?

Что такое педагогическое мастерство? Каковы составляющие педагогического мастерства педагога дополнительного образования?

Что включает в себя структура деятельности педагога дополнительного образования?

Как вы понимаете термин «сообщество»? Каковы признаки детского сообщества с педагогической точки зрения?

  • Чем детское сообщество отличается от детского коллектива?
  • Как вы считаете, в дополнительном образовании педагогически целесообразной формой объединения детей является сообщество или коллектив? Обоснуйте любой вариант ответа.
  • Методическая служба учреждения дополнительного образования: цели, структура, функции, задачи.
  • Научно-методический совет УДО: цели, структура, функции, задачи.
  • Методическое объединение педагогов дополнительного образования: цели, структура, функции, задачи.
  • В чем заключается социально-педагогический потенциал учреждений дополнительного образования?

Почему само существование учреждений дополнительного образования в определенной мере уже способствует решению социально-педагогических задач?

Как специфика психолого-педагогического взаимодействия в учреждениях дополнительного образования позволяет решать социально-педагогические задачи?

Какие общепедагогические закономерности и специфические особенности можно выявить в деятельности педагога дополнительного образования? Как их единство позволяет решать социально-педагогические задачи?

Темы для самостоятельного изучения, реферирования и курсовых работ:

Система внешкольной работы с детьми в советский период.

Внешкольная работа и дополнительное образование: общее и особенное.

Современная система дополнительного образования детей в России.

Учреждения дополнительного образования: номенклатура, структура, направления деятельности.

Педагог дополнительного образования как субъект педагогической дея-тельности.

Социально-педагогические возможности детских оздоровительных лагерей.

Социально-педагогические возможности детских общественных организаций.

Социально-педагогические возможности клубов по месту жительства.

Социально-педагогические возможности профильных детских клубов.

Возможности коррекции девиантного поведения детей и подростков в учреждениях дополнительного образования.

Организация взаимодействия с семьей как условие эффективности социально-педагогической деятельности учреждений дополнительного образования.

Специфика деятельности социального педагога в учреждениях дополнительного образования разного типа.

Список литературы, рекомендованной для изучения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.