таблица критериев с примерами
Продолжительность ВПР по русскому языку — 90 минут. За это время восьмиклассникам необходимо выполнить 17 заданий, связанных со всеми разделами современного русского языка. Школьникам, разумеется, нельзя ничем пользоваться во время написания работы. Им приходится рассчитывать только на свои знания. Принципиального отличия от тех ВПР по русскому языку, что дети писали в младших классах, нет. Тот же текст на списывание, и далее — вопросы, согласно возрасту учащихся.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
К1
Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка). При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при вставке пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов
4
К2
Соблюдение пунктуационных норм
К3
Правильность списывания текста
Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов и слов с изменённым графическим обликом). ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера:1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово
2
Допущено четыре–семь описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово
1
Допущено более семи описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово
0
К1
Выполнение морфемного разбора
К2
Выполнение морфологического разбора
К3
Выполнение синтаксического разбора предложения
Правильный выбор ряда слов
Объяснение условия выбора раздельного написания
Объяснение условия выбора написания НН
Определение вида подчинительной связи в словосочетаниях
Определение вводного слова
Подбор синонима к вводному слову
Обоснование условий обособления
- Контакты
- Первый – последний
- ОГЭ-2023. История. Критерии оценивания и баллы.
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию;
Допущено не более двух ошибок
Допущено три–четыре ошибки
Допущено пять ошибок
Допущено более пяти ошибок
Пунктуационных ошибок нет
Допущена одна ошибка
Допущено две ошибки
Допущено более двух ошибок
Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом).
ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера:
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово
Допущено четыре–семь описок и ошибок следующего характера:
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово
Допущено более семи описок и ошибок следующего характера:
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово
Разбор выполнен верно
При разборе допущена одна ошибка
При разборе допущено две ошибки
При разборе допущено более двух ошибок
Выполнение словообразовательного разбора
Правильно определены и выписаны только два предложения
Правильно определено и выписано только одно из двух предложений. ИЛИ Наряду с правильными выписаны другие предложения. ИЛИ Оба предложения не выписаны
Правильное написание предлогов
В написании предлогов орфографических ошибок нет
В написании предлогов допущена одна ошибка или более
Правильное написание союзов
В написании союзов орфографических ошибок нет
В написании союзов допущена одна ошибка или более
Верно поставлено ударение во всех словах
Верно поставлено ударение только в трёх словах
Верно поставлено ударение только в одном-двух словах.
ИЛИ Ударение во всех словах поставлено неверно / не поставлено
Верно выписаны и исправлены два предложения
Верно выписаны два предложения, верно исправлено одно предложение.
ИЛИ Верно выписано и исправлено одно предложение
Дан неверный ответ.
ИЛИ Выписаны, но не исправлены ошибочные варианты предложений
Распознавание предложения и места постановки запятой
Правильно определено предложение и место постановки запятой
Правильно определено предложение, но место постановки запятой определено неверно.
ИЛИ Ответ неправильный
Обоснование выбора предложения
Верно обоснован выбор предложения
Распознавание предложения и мест расстановки запятых
Правильно определено предложение и расставлены знаки препинания
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущено две ошибки или более.
ИЛИ Ответ неправильный
Обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков
Верно обоснован выбор предложения: названы два пунктуационных отрезка
Верно назван только один из пунктуационных отрезков. ИЛИ Ответ неправильный
Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении
Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении. ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено один-два речевых недочёта.
ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущен один речевой недочёт
Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено более двух речевых недочётов.
ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущено два и более речевых недочёта.
ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от наличия/отсутствия речевых недочётов в построении предложения и словоупотреблении
Дан верный ответ
Ответ на вопрос
Дан правильный ответ, в предложении может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка
Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка.
ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок.
ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок.
ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок.
Всего в предложении, содержащем правильный ответ, в сумме должно быть допущено не более трёх ошибок (в их числе – только один речевой недочёт)
Дан правильный ответ, в предложении допущено более трёх ошибок. ИЛИ Ответ неправильный
Выписанные из текста ключевые слова и словосочетания, подтверждающие ответ
Правильно определены и выписаны ключевые слова и словосочетания (не менее трёх)
Правильно определены и выписаны ключевые слова и словосочетания (не менее двух)
Правильно определено и выписано ключевое слово или словосочетание
Неправильно определены и выписаны ключевые слова и словосочетания. ИЛИ Не выписаны ключевые слова и словосочетания
Верно объяснено значение слова
Неверно объяснено значение слова. ИЛИ Объяснение значения слова не дано
Распознавание стилистически окрашенного слова
Верно определено стилистически окрашенное слово
Неверно определено стилистически окрашенное слово. ИЛИ Не определено стилистически окрашенное слово
Подбор синонима к слову
Верно подобран синоним к данному слову
Неверно подобран синоним к данному слову. ИЛИ Синоним не подобран
Объяснение значения пословицы
Верно объяснено значение пословицы
В целом верно объяснено значение пословицы‚ но в объяснении есть неточность
Неверно объяснено значение пословицы. ИЛИ Объяснение значения пословицы не дано
Система оценивания выполнения всей работы Максимальный балл за выполнение работы – 47. Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале
Подготовка
Даже если ученик, как говорится, идет в ногу с учебной программой и старательно штудирует демоверсии, без прицельной подготовки к Всероссийской проверочной как таковой получить высокий балл на тестировании непросто. Уж очень много в ней может быть неожиданностей. Часто школьники не могут правильно понять задание и путаются в сложных формулировках, даже если материал им знаком. Именно поэтому во многих школах для подготовки к ВПР выделяют дополнительные часы, хотя те и не предусмотрены учебной программой. Учителя знакомят ребят с примерами работ и учат правильно понимать и трактовать особые формулировки.
Дома же восьмикласснику нужно не только выполнять задания из демоверсий, но и оттачивать, образно говоря, технику использования полученных в средней школе знаний: повторять исторические даты, основные понятия и названия, формулы, тренироваться в различных видах разбора слов и предложений — фонетическом, морфемном, морфологическом, синтаксическом, лексическом. Ведь суть ВПР в том, чтобы проверить максимум навыков, приобретенных школьником за время учебы. Кстати, в сети есть специальная платформа для быстрого их формирования. Называется skills4u.ru. Ее можно назвать неким тренажером, на котором можно выполнять отдельные упражнения по всем предметам на темы, в которых есть пробелы.
Задания (демоверсии)
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки отмечает, что задания, которые предлагают на ВПР по русскому языку в 8 классе, относятся к базовому уровню сложности. На самом деле, вопросы в тестировании составлены универсально, без учета образовательной программы конкретной школы и уровня подготовки конкретного класса.
— Задания в 8 классе сложны не тем, что мы это не проходим, а тем, что детям ничем нельзя пользоваться — отмечает Александра Полушкина, заместитель директора по воспитательной работе, учитель русского языка и литературы хабаровской средней общеобразовательной школы №62. — Например, им нужно сделать морфологический разбор частей речи, перечислить все постоянные и непостоянные признаки. Или провести синтаксический разбор предложения (двусоставное, простое, распространённое, полное, осложненное). Конечно, какой-то элемент из головы у детей выпадает, а из-за одной ошибки они лишаются целого балла. Такой разбор, будь то морфологический, или синтаксический разбор предложения, оценивается в три балла. То есть забыл один признак — минус балл. Не скажу, что это объективно.
Открывает ВПР по русскому языку задание на списывание текста: ученикам нужно вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки и вернуть на место отсутствующие знаки препинания. Некоторые слова в этом тексте отмечены цифрами, и к ним придется вернуться во время выполнения дальнейших заданий, выполнив указанный вид разбора (морфемный, морфологический или синтаксический разбор предложения).
Восьмиклассникам встретятся задания на постановку ударения: «приняли», «донизу», «вручит», «оклеить». И конечно, вопросы по поиску грамматических ошибок примерно в таких предложениях:
- «Прочитав книгу, я заинтересовался ее автором».
- «Мы много знаем благодаря учителя».
- «Моя мама умная и красива».
- «Мы надеваем сменную обувь сразу по приходе в школу».
— Самые коварные задания, — говорит Александра Игоревна, — разборы (морфологический, синтаксический) и объяснения орфограмм. То есть детям нужно выписать ряд слов с удвоенной «нн». Они делают правильно, чувствуют интуитивно, а объяснить каждый случай (например, тут у нас полное причастие) не могут.
Ко второму тексту в ВПР задания несколько иные. В этом блоке проверяют, насколько хорошо ребята умеют определять и формулировать смысл прочитанного. Кроме того, вопросы затрагивают средства языковой выразительности (указать вид тропа), работу с обособленными членами предложения, идентификацию предложения по приведенной схеме. Например, так может быть сформулированы задания:
- «Определите, каким средством языковой выразительности является слово «великой» в словосочетании «к великой тайне» из предложения 18. Запишите ответ».
- «Среди предложений 12–14 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления».
- «Среди предложений 26–28 найдите предложение, которое соответствует данной схеме».
Мнение эксперта
Александра Полушкина, заместитель директора по воспитательной работе, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы №62 (г. Хабаровск):
— ВПР по русскому языку не помогает улучшить знания учащихся. Определить их реальный уровень подготовки в каких-то заданиях? Возможно. Но зачем мне это, если я в восьмом классе встречаюсь с детьми на уроках шесть раз в неделю? Я и так знаю возможности каждого из учеников, в состоянии сама провести контрольные работы, которые у меня в плане, тренировочные варианты ОГЭ, демоверсии и так далее. Мне для этого еще одна работа, на которой нужно показать wow-результат, не нужна.
Работы детей приходится проверять по критериям, с которыми я не согласна. Возьмем правильно списанный текст. Мы учитываем только те моменты, где нужно вставить буквы. Если ребенок пропускает букву, которая в тексте была, или что-то еще делает не так, но в тексте это было изначально, такая ошибка оценку не снижает. Кроме того, набрав 24 балла, то есть сделав половину этой достаточно сложной работы, ребенок должен получить всего лишь оценку «два».
Конечно, учителя переживают по поводу ВПР: это дополнительная нагрузка и дополнительная проверка. Необходимо распечатать задания, детей заранее подготовить, рассказать регламент, разобрать похожие вопросы, провести саму работу (90 минут), потом проверить 30 работ в каждом классе (а у меня их два). Заполнить таблицу. Разобрать итоги с детьми, пояснить, что они сделали не так. Это отдельный вид работы, на него убиваем неделю, вместо того, чтобы заниматься темами, которые нужно пройти по программе.
Если говорить с точки зрения детей, то для них это стрессовая ситуация. Все перед ВПР начинают резко болеть, а после не приходят в школу, у них поднимается температура, потому что они переживают по этому поводу. Плюс ВПР же не по одному предмету в классе проводится, нагрузка на детей колоссальная! Когда становятся известны результаты, уже начинают нервничать родители, даже конфликтуют со школой. «Ну не может же быть «два» у всего класса?» — спрашивают они. Может! Потому что ВПР не учитывает разность классов, разность программ и уровня восприятия.
Скачать
За ВПР ученики получают баллы, которые конвертируются в оценки. Какому количеству баллов какая отметка соответствует, можно найти в демоверсиях по каждому предмету. Единой шкалы и системы оценки нет. Например, за ВПР по русскому языку в 8 классе максимально можно набрать 51 балл, по математике и обществознанию — 25, «потолок» по истории — 24 балла, по географии — 40, максимум за работу по биологии и химии можно набрать 36 баллов, а по физике — 18. Пропорция понятна: чем больше баллов, тем выше оценка. Но нужно понимать, что итоги ВПР учитываются при аттестации школы, поэтому учебные заведения заинтересованы в завышении своих показателей. Так что объективной картины, к сожалению, Всероссийских проверочных часто не дают.
Так как результаты ВПР для школьников не страшны, работы пишут далеко не все ребята. Никто не хочет испытывать лишний стресс. При этом если ребенок не явится на ВПР, ничего не будет. Заставить писать его заново нельзя, переписывать тоже. К тому же результаты ВПР не влияют на итоговые оценки, а имеют значение только в рамках статистики Рособрнадзора. Добавим то, что варианты работ в 8 классе отличаются по сложности и что на выполнение заданий, в общем-то, дается не очень много времени, и можно сделать вывод, что ВПР на высокий балл способны написать в основном сильные ученики. Слабые остаются не у дел, у них попросту нет мотивации. Хотя изначально, когда ВПР только вводились, идея была именно в проверке уровня знаний среднего ученика. Что же можно сделать, чтобы улучшить ситуацию? Во-первых, результаты должны быть анонимны (при нынешнем «невлиянии» ВПР ни на что). Если они все же остаются адресными и поименными, тогда необходимо вписать Всероссийские проверочные в школьную систему проверки знаний, переработать программу с учетом часов на подготовку. Кроме того, стоит унифицировать структуру и сложность работ, разработать единую систему баллов. Все-таки это проверка некоего среднего ученика.
Критерии оценивания
Максимально на ВПР по русскому языку в 8 классе в 2023 году ставят 51 первичный балл. Задание №1 оценивается по трем критериям: от 0 до 9 баллов. За задание №2 можно получить также от 0 до 9 баллов. Ответ на каждое из заданий:
№3, 4 — от 0 до 4 баллов;
№5-8, 14, 16 — от 0 до 2 баллов;
№9-10, 12-13, 17 — от 0 до 1 балла.
Задание №11 оценивается от 0 до 5 баллов, а №15 — от 0 до 3 баллов.
Полученный результат переводят в привычную школьникам пятибальную систему по такой схеме:
- 0–25 баллов — «двойка»;
- 26–31 балл — «тройка»;
- 23–44 балла — «четверка»;
- 45–51 балл — «пятерка».
Варианты
Каждая школа получает два варианта ВПР по русскому языку. Задания в них уникальны, с другими регионами не пересекаются — они формируются индивидуально для каждой школы из открытого банка заданий.
Вопросы проверочной работы предполагают разный масштаб ответов. Где-то необходима развернутая аргументация (№1-4, 6-9, 15-16), а в других достаточно краткого ответа — одного слова или словосочетания (№5, 10-14, 17). Поэтому школьникам стоит максимально внимательно вчитываться в формулировку вопроса, чтобы ответить так, как того требует регламент ВПР.
Варианты заданий (демоверсии)
Напомним, что в 2023 году восьмиклассники пишут ВПР по четырем предметам. Обязательная для всех школ страны программа — это проверочные по русскому языку и математике. Две другие дисциплины можно выбрать. Правда, не самим ученикам, в зависимости от их интересов и склонностей, а ответственным лицами из Федерального института оценки качества образования. Даже классы в одной параллели пишут разные варианты ВПР и по разным дополнительным предметам. Каждая школа устанавливает свой график проведения работ, а «федералы» уже присылают конкретные варианты для конкретных классов. И никто не знает, какой именно дополнительный предмет кому выпадет. Ведь выбор этот делается как в лотерее — случайным образом из утвержденного списка.
По каждому предмету есть тренировочные варианты, так называемые демоверсии (или образцы). Найти их можно и в специальных решебниках, и в интернете — скачивай на здоровье и выполняй задания. Кроме прочих, педагоги советуют сайт Федеральной системы оценки качества образования. Здесь вы найдете по два варианта образцов с заданиями по каждому предмету. Предполагаемое время выполнения тренировочных работ по разным предметам варьируется от 45 до 90 минут, поскольку по количеству заданий ВПР друг от друга отличаются. Скажем, в работе по математике их 19, по русскому — 17, 11 из которых относятся к приведенному в работе тексту. В проверочных по истории и биологии по 13 заданий (4 из них повышенного уровня сложности, а в ВПР истории еще одно — высокого), по географии — 8 (одно — сложное). В ВПР по обществознанию 10 заданий (одно усложненное), по химии — 9 (3 повышенной сложности) и по физике — 11.
Составители ВПР, подбирая вопросы, стараются выстраивать их по принципу каскадности: от простого к сложному. Но в демоверсиях могут быть сюрпризы. В некоторых вариантах этот принцип может прослеживаться, а в некоторых — нет. То есть может быть такое, что один вариант тренировочной работы будет вполне доступным и простым, а второй, наоборот — очень трудным. Даже формулировки заданий по сложности и нагромождению фраз могут отличаться. Поэтому рассчитывать на то, что на ВПР попадутся задания, полностью идентичные тем, что были в демоверсиях, восьмиклассникам не стоит. А стоит систематически тренироваться, чтобы выявить пробелы в знаниях и «залатать» их.
Методические разработки, презентации и конспекты
— Восьмиклассники — это будущие девятиклассники, им через год сдавать ОГЭ по русскому языку. А там у нас есть задания с объяснением выбора орфограммы, — приводит пример Александра Игоревна. — Скажем, правописание «лаг/лож» в слове «предлагать». Неправильно будет ответить, что здесь безударная гласная в корне слова. Верно — чередование корней. Поэтому я посоветую родителям посадить детей учить правила. А как обычно в школе происходит: если устное домашнее задание, то оно не задано, а письменное — значит задано. Устное домашнее задание в данном случае — это выучить правило. Когда ребенок владеет теорией, ему легко даются подобные вопросы.
Практические навыки морфемных и прочих разборов отрабатываются по демоверсиям из интернета, все есть в свободном доступе. Но родителям важно понимать: мало загрузить ребенка тестовыми заданиями и успокоиться. Разговаривайте с детьми о прочитанных книгах — не обязательно из школьной программы. Задавайте им вопросы, спорьте, учите аргументировать свое мнение и выделять в прочитанном главное. Это будет отличная отработка навыков, необходимых для успешного выполнения блока заданий, связанных с текстом №2.
ВПР по математике в 8 классе
Как формируются комплекты заданий ВПР по математике и какие задания они включают