Резильентные школы эффективное управление в сложных социальных условиях

Резильентность – способность (образовательной организации или обучающегося) вопреки сложившимся негативным факторам, приводящим к рискам низких результатов, добиваться более высоких результатов, чем те, которые можно было бы ожидать

Резильентные школы – школы, работающие в неблагоприятных социально-экономических условиях и при этом показывающие более высокие образовательные результаты, чем другие школы, работающие в схожих условиях.

Цель проекта: повышение качества образования в школах с риском низких образовательных результатов, обучающихся путем реализации комплекса мер поддержки, разработанного с учетом данных предварительной диагностики факторов, существенным образом влияющих на качество образования в конкретной школе.

22.09.2021 г. проведен Педагогический Совет, на котором базовая школа и филиал определили маршрут взаимодействия по организации методической работы в рамках проекта 500+.

Т.И. Габович, директор школы, представила цели и задачи по Программе развития в рамках проекта 500+, программам антирисковых мер на 2021 год.

И.Ю. Голованова представила план работы школы до конца 2021 года в рамках проекта 500+.

Е.Д. Букалева, заместитель директора по УВР, информировала коллег о промежуточных результатах и предстоящих задачах. Елена Дмитриевна провела практическую часть по планированию методической работы в школах в рамках 500+. Каждый педагог поработал с методикой SWOT- анализ по каждому направлению и выявил свои профессиональные дефициты и профициты, а также наметил план личностного профессионального развития.

Подробности на сайте АИРО

Резильентные школы эффективное управление в сложных социальных условиях

Резильентные школы эффективное управление в сложных социальных условиях

Материал размещен на сайте ФИОКО в банке практик, по ссылке

12.05.2021 Стажерская практика. Переходи по ссылке:

Представлена Программа развития.

На Педагогическом совете определены основные направления развития школы до 2024 г. и контрольные показатели школьного образования на три года.

21.04.2021 г. состоялась встреча с куратором и муниципальным координатором .

Резильентные школы эффективное управление в сложных социальных условиях

Телефон Горячей линии (3852) 29-44-07

Резильентные школы эффективное управление в сложных социальных условиях

Что такое резильентность

  • Марина Пинская, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ;
  • Татьяна Хавенсон, научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ;
  • Сергей Косарецкий, директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ;
  • Роман Звягинцев, стажер-исследователь Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ;
  • Александра Михайлова, стажер-исследователь Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ;
  • Татьяна Чиркина, стажер-исследователь Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ.

Как устроены резильентные школы

  • Приоритет — хорошая учеба и достижения. Создана насыщенная образовательная среда для того, чтобы дети раскрылись, проявили способности.
  • Требовательны к себе абсолютно все: и педагоги, и администрация, и школьники.
  • Родители, дети и школа сотрудничают. Семьи поддерживают усилия администрации и учителей, преподаватели верят в детей и задают им высокую планку, ученики стараются оправдать ожидания. Времени и желания конфликтовать ни у кого нет.

Что такие школы дают ученикам

В зарубежных работах феномен таких школ объясняют особыми педагогическими методами, талантами педагогов, а также партнерством между семьей и школой. Значимы и такие компоненты, как позитивные ожидания учеников от школы, их вовлеченность в ее жизнь, психологический комфорт. Исследователи ВШЭ приводят стратегии работы резильентных школ с учащимися.

Школы действуют адресно, работают с детьми по индивидуальным планам:

  • подтягивают слабых учеников — есть занятия после уроков;
  • помогают адаптироваться детям мигрантов — для них проводятся дополнительные уроки русского языка;
  • выводят на новый уровень сильных учеников: для них есть профильное обучение, внеурочные занятия — например, факультативы, участие в научных обществах, а чаще всего — подготовка к участию в олимпиадах;
  • активно работают с детьми из неблагополучных семей: компенсируют им недостаток родительского внимания;
  • учат школьников самостоятельности и помогают им определиться с интересами, будущим образованием и профессией;
  • вовлекают детей в неакадемическую жизнь школы, создают чувство причастности к школе;
  • работают с родителями, подключают к помощи детям.

А вот другая история, рассказанная благополучным ребенком:

В резильентных школах возникает и особый школьный климат. Обычно под ним подразумевают:

  • характер взаимоотношений между педагогами, учениками и родителями, администрацией,
  • ожидания школы, родителей и самих детей по поводу достижений,
  • нюансы системы оценивания.

Учиться или работать?

Для разных учеников выстраиваются разные образовательные траектории — с учетом возможностей и запросов.

Роль социализации

Такой подход «ближе к мировому тренду формирования компетенций и тонких, в том числе некогнитивных, навыков (умения общаться, договариваться, понимать других людей, решать проблемы и пр.), чем традиционная ориентация на знания и предметные результаты, заключают исследователи.

Какое будущее ждет резильентные школы в России?

Михаил Мягков, генеральный директор MAXIMUM Education:

«Сегодня в России подобные школы держатся на энтузиазме и энергии директора. Он собирает команду преподавателей-энтузиастов, драйвит и их, и учеников, создает атмосферу.

Что такое резильентные школы

Резильентные школы эффективное управление в сложных социальных условиях

Данные международных сравнительных исследований говорят, что всего в России таких школ 4-5%. Резильентных учеников — детей с неблагополучным семейным бэкграундом, которые показывают высокие результаты, немногим больше — всего 6-7%.

Определить школу как резильентную можно по следующим признакам:

  • В первую очередь это контингент — дети, которые учатся в таких школах. Как правило, это дети из семей с низким социально-экономическим статусом и культурным капиталом.
  • Второе — это социальное окружение школы. Резильентные школы обычно находятся в среде, где мало других образовательных ресурсов или их совсем нет: организаций культуры, дополнительного образования. Получается, что школа остаётся сама с собой и в одиночку решает те проблемы, которые у неё есть.

Академический пресс — это набор совершенно конкретных действий. Для того чтобы он работал, нужно:

  • отслеживать результаты класса;
  • отслеживать результаты по предметам;
  • отслеживать результаты разных групп детей — с низкими и высокими достижениями;
  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию;
  • приглашать родителей, чтобы они были в курсе того, что происходит с детьми.

Для каждого из пунктов существует набор обязательных действий. Если что-то не сделано, то шансов получить качественный продукт будет существенно меньше. В этом смысле школы очень похожи: в Якутии, в Туле, Ярославле, в Америке, Хорватии или Португалии они будут действовать сходным образом.

Если говорить о внешнем виде резильентных школ, то внутри они намного красивее, чем благополучные — причём тут дело не в ремонте, он может быть и плохим. Главное, что в них нет пустых стен — там висят детские работы, а школьники на переменах чем-то заняты. Например, они могут играть в шахматы на доске, которая нарисована на полу. В таких школах очень живая, позитивная среда.

Почему учителя идут туда работать

В резильентных школах, как правило, мало ресурсов — и материальных и, главное, кадровых. Данные исследований Центра социально-экономического развития школы института образования НИУ ВШЭ показывают, что в них намного меньше высокопрофессиональных учителей, чем в благополучных школах. Но всё-таки учителя приходят в такие школы и остаются в них работать. С одной стороны, у российских учителей не очень большой выбор.

Если брать школы не на периферии Москвы, а в малых городах и сельской местности, то в них реальной альтернативы для учителей практически нет

У большинства резильентных школ есть история прежней тяжёлой жизни, выхода из кризиса и переход в новое здоровое состояние. И драйвер перехода — это директор. Он приносит свои ценности, своё понимание, что должна делать школа, собирает команду. Это сплочённый коллектив, который точно разделяет взгляды своего директора.

Что они дают ученикам

Резильентные школы эффективное управление в сложных социальных условиях

Один из важнейших критериев, который позволяет обозначить школу как резильентную, — это высокое качество образования.

В резильентных школах важно внимание к каждому ребёнку. Есть командный дух, особенная культура и позитивный климат, а есть учебная ситуация, которая учитывает возможности каждого ребёнка. Важно, что такие школы ставят цели и задачи, которые соответствуют возможностям разных детей и дают им шанс подняться выше, — это своего рода социальный лифт.

Дети много работают. Есть обязательно дополнительные занятия для тех, кто не справляется. Занятия для тех, кто хочет больше, кому ставят высокие цели. Как правило, они очень активно участвуют в конкурсах и олимпиадах. Дети хотят использовать все возможности, которые даёт им школа, а учителя много работают — и это даёт результат.

Ошибка других школ в том, что они ориентируются на самых слабых. Им кажется, что главное, чтобы на экзаменах после 9 класса или на ЕГЭ не было двоек. Так они теряют тех детей, которые могут показать высокие результаты.

Резильентные школы не перекладывают ответственность за результат на репетиторство. Потому что у их родительского состава просто нет реальных возможностей по найму репетиторов. Там невозможна ситуация, когда школа транслирует установку: вы выбиваетесь из ритма, вам нужен репетитор.

Исследования Центра социально-экономического развития школы института образования НИУ ВШЭ и Академии народного хозяйства говорят о том, что с каждым годом растёт число и родителей, и педагогов, живущих с установкой, что школа не обеспечит высокий результат, то есть это становится естественной практикой. Для резильентных школ эта практика неестественна.

Резильентные школы эффективное управление в сложных социальных условиях

Эта школа находится в России или за границей? Попробуйте угадать

Что касается будущего выпускников резильентных школ, то достаточно много детей уходит после 9 класса. Это их сознательный выбор, они идут выбирать профессию. Но в таких школах из 9 в 10 класс переходит существенно больше детей, чем в обычной школе с такими же неблагополучными детьми и низкими результатами. Резильентные школы не отбирают детей на входе и в процессе обучения. Они открыты для детей, которые хотят учиться в 10 классе, к ним часто приходят в 10 класс ученики из других школ.

Мы (Центр социально-экономического развития школы института образования НИУ ВШЭ) проводили исследование, в котором выпускников резильентных школ отслеживали через год, через два и через три после окончания школы. Оно показало, что дети, которые хорошо сдали ЕГЭ и попадают под категорию резильентных, не стали поступать в вуз, а пошли получать среднее профессиональное образование — в колледжи, техникумы. Но они выбрали те колледжи и те техникумы, которые открывают больше шансов в дальнейшем.

Что делают родители в резильетных школах

Резильентные школы эффективное управление в сложных социальных условиях

Сейчас много говорят о том, что родитель так или иначе должен быть вовлечён в школьную жизнь. Если говорить о резильентных школах, то здесь школа часто не просто перевешивает семью, а в каком-то смысле компенсирует дефицит тех ресурсов, которых не хватало ребёнку в семье. И школа показывает ребёнку те возможности, которых не давала семья.

Но у резильентных школ высокие ожидания и по отношению к родителям. Они стараются включать семью в процесс: это и общешкольные мероприятия и довольно тесные контакты педагогов с родителями. Когда родители видят, каких результатов достигает ребёнок, — это усиливает их доверие к школе и мотивирует стать частью общего процесса.

Как о них узнают и кто их поддерживает (или нет)

Резильентные школы эффективное управление в сложных социальных условиях

Рейтинга резильентных школ нет, потому что обычно в рейтингах не учитываются внутренние усилия самой школы. О резильентных школах обычно узнают через так называемое сарафанное радио.

В нашей стране школы, которые работают в сложных условиях и показывают при этом хорошие результаты, не получают поддержки. Поддержку получают школы, которые занимают высокие места в рейтингах. При этом мы не видим, реально ли это их заслуга или это заслуга всей совокупности ресурсов, которые втягиваются в учебный процесс.

Есть несколько резильентных школ в Якутии, которым помогают благотворители, представители местного сообщества. Они поддерживают участие детей в конкурсах: помогают с поездками, экипировкой, инфраструктурой. Но об этих школах практически никто не знает.

Доказательства того, что школу можно считать резильентной, — не просто наблюдения и хорошие отзывы о школе, а результат кропотливой исследовательской работы. Поэтому до некоторого времени у нас не было данных. Важно, чтобы такие школы знали друг о друге, помогали друг другу. Самый успешный — это опыт Ярославской области, в которой уже много лет такие школы связаны в одну сеть. Ученики ездят друг к другу, видят, как живут дети из других школ. Это действительно региональная команда, которой руководят ответственные люди. Если говорить о большем масштабе, то сейчас создаётся межрегиональная ассоциация таких школ.

Резильентные школы эффективное управление в сложных социальных условиях

Что такое резильентные школы

Почему учителя идут туда работать

Что они дают ученикам

Резильентные школы эффективное управление в сложных социальных условиях

Что делают родители в резильетных школах

Как о них узнают и кто их поддерживает (или нет)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *