Дополнительное профессиональное образование (ДПО) — вид образования в Российской Федерации, профессиональное образование, получаемое дополнительно к среднему профессиональному или высшему образованию.
Цели и задачи ДПОПравить
В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов.
Вне зависимости от тематики, программы дополнительного профессионального образования могут быть разделены по объёму предоставляемых знаний. Данное разделение продиктовано в первую очередь задачами программ:
- Повышение квалификации — краткосрочные (от 16 часов) программы и курсы, имеющие своей целью расширение знаний специалиста в одной конкретной области (к ним относятся семинары и тренинги).
- Профессиональная переподготовка — программы средней продолжительности (от 250 часов), направленные на комплексное углубление знаний специалиста в рамках профессии или смену направления профессиональной деятельности.
История дополнительного профессионального образования в РоссииПравить
История дополнительного профессионального образования в России берёт своё начало в первой половине XX века. До конца 1990-х годов ДПО развивалось в основном в рамках межотраслевых институтов повышения квалификации специалистов народного хозяйства. В 1994—1995 гг. началось активное развитие дополнительного образования в учреждениях СПО, ДПО и ВПО. Сегодня по всей стране действует более 1000 подразделений дополнительного профессионального образования, которые ежегодно обучают (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) свыше 400 тыс. специалистов. Ключевая роль в развитии дополнительного профессионального образования (ДПО) сегодня принадлежит ведущим высшим учебным заведениям, на базе которых созданы внутривузовские системы ДПО. По состоянию на ноябрь 2009 года российскими лидерами в ДПО являются РУДН (700 программ, свыше 25 тыс. слушателей), МГУ им. М. В. Ломоносова (450 программ, около 18 тыс. слушателей), МГТУ им. Н. Э. Баумана (300 программ ДПО, 15 тыс. слушателей).
Меняются требования работодателей к сотрудникам в связи со стремительно развивающимися технологиями, которые прочно вошли во все сферы нашей жизни. Специалистам нужно непрерывно «прокачивать» свой уровень профессиональной компетенции, повышать квалификацию, адаптируясь к тем условиям, которые диктует мир.
Уходят в прошлое многие профессии, а взамен появляются новые, актуальные, о которых мы не знали еще лет 10 назад. В этих условиях нужно быстро переобучаться, постигать азы новых, востребованных профессий.
И наконец, карьерный рост сегодня невозможен без освоения дополнительных знаний, навыков. Специалисты из разных сфер сегодня должны быть способны к непрерывному самообразованию, чтобы иметь хорошую возможность занять нишу на современном рынке труда.
Это работает и в России, и за ее пределами.
Система ДПО в России
В нашей стране система ДПО в известной степени развита. Она является частью общей системы образования и представляет собой комплекс программ и государственных стандартов.
В систему дополнительного профессионального образования России входят учреждения и организации, которые реализуют эти программы. Есть множество общественных организаций, основной уставной целью которых является образовательная деятельность в области ДПО, а также объединений (ассоциаций и союзов) образовательных учреждений, общественных и государственно-общественных объединений, научных и методических советов, органов управления дополнительным образованием, подведомственных им предприятий, учреждений, организаций.
В России принято несколько видов ДПО: это повышение квалификации, профессиональная переподготовка и стажировка. Каждый вид ДПО имеет свои особенности.
Повышение квалификации проводится в течение всей трудовой деятельности и направлено на обеспечение нового качества выполнения профессиональных функций. Это могут быть краткосрочные или длительные курсы, тематические и проблемные семинары. По окончании обучения слушатели получают удостоверение о повышение квалификации.
Профессиональная переподготовка направлена на освоение обучающимися программ для выполнения нового вида работ. Переподготовка дает возможность изменить направление профессиональной деятельности на уже имеющемся уровне образования. После прохождения переподготовки обучающиеся получают диплом о профессиональной переподготовке.
Стажировка может осуществляться без предварительного обучения, это способ повышения квалификации или переподготовки путем непосредственного участия в трудовой деятельности.
Таким образом, можно выбрать наиболее подходящую форму обучения и повышения квалификации, которая нужна конкретному специалисту.
Где сегодня можно получить дополнительное профессиональное образование в нашей стране?
В настоящее время система ДПО в России представляет собой достаточно разветвленную структуру.
В центре системы ДПО в России находятся специализированные учреждения дополнительного профессионального образования. К ним относятся учебные центры занятости населения, вузы, коммерческие образовательные учреждения, специализированные школы, частные курсы и прочее. Одно из структурных ответвлений системы представляют собой заведения отраслевого и внутрифирменного обучения (отраслевые учебные центры, учебно-курсовые комбинаты, курсы повышения квалификации и др.).
К крупнейшей структурной ветви системы ДПО относятся многие учреждения основного профессионального образования, которые тоже оказывают услуги в области ДПО. Это и профессионально-технические училища, взаимодействующие с местными центрами занятости населения по обучению безработных профильным рабочим специальностям, и средние профессиональные учебные заведения (техникумы, лицеи, колледжи), оказывающие образовательные и сопутствующие им услуги, и, конечно, высшие учебные заведения (институты, академии, университеты), осуществляющие переподготовку и повышение квалификации руководящих и инженерно-технических кадров. Еще одну ветвь системы дополнительного профессионального образования представляют индивидуальные и частные формы образовательной деятельности (репетиторство, надомное обучение, ученичество и др.).
Дополнительное профессиональное образование для иностранных граждан в России
Согласно закону от 29.12.2012 № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», иностранные граждане также имеют право на получение образования в нашей стране. Это касается не только среднего и высшего профессионального образования. Иностранные граждане могут получить в России и дополнительное профобразование. И, надо отметить, с каждым годом увеличивается количество иностранных граждан, поступающих на обучение в российские образовательные организации, в том числе и на обучение по дополнительным профессиональным программам. Это объясняется возрастающим интересом к российским образовательным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а также с ростом интереса к нашей стране в целом.
На обучение по дополнительным профессиональным программам, как правило, поступают иностранные граждане из числа специалистов иностранных компаний, организаций и учреждений, а также физические лица.
Студенты-иностранцы, обучающиеся в российских вузах по основным образовательным программам среднего профессионального и/или высшего образования и имеющие право обучаться по дополнительным профессиональным программам, не требуют прохождения процедуры признания образования, поскольку они учатся в российских вузах.
Образовательная организация зачисляет их на обучение так же, как и российских студентов. Документ о квалификации (удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке) они получат после окончания российского вуза.
Что касается иностранных студентов, которые не обучались прежде в российских вузах, им необходимо будет пройти процедуру признания образования. Признание в Российской Федерации образования, полученного в иностранном государстве, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, регулирующими вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 78 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273‑ФЗ иностранные граждане имеют право на получение среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами или установленной Правительством Российской Федерации квотой на образование иностранных граждан в Российской Федерации, а также за счет средств физических лиц и юридических лиц в соответствии с договорами об оказании платных образовательных услуг. Помимо этого, часть 5 статьи устанавливает ряд дополнительных прав и социальных гарантий для иностранцев, обучающихся в пределах квоты: обучение за счёт ассигнований федерального бюджета, выплату академических стипендий, в течении всего периода обучения вне зависимости от успехов в учёбе, предоставление мест в общежитии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2013 г. № 891 установлена ежегодная квота на образование в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом, получаемое в образовательных организациях по образовательным программам среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, не превышающая 15 тысяч человек.
Стоит учитывать, что, согласно части 3 статьи 76, к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
- Лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
- Лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Это означает, что лица, поступающие в учреждения дополнительного профессионального образования, должны соответствовать данным критериям.
Несколько слов о зарубежных моделях дополнительного профессионального образования
В европейских странах и в США существуют сложившиеся модели дополнительного профессионального образования.
К примеру, в США обучение и повышение квалификации технических специальностей является «продолженным непрерывным образованием». Оно построено на двух компонентах:
- Обучение, организуемое по желанию самого обучающегося с личными и профессиональными целями.
- Обучение по конкретным учебным программам, которые предусматривают получение соответствующего опыта на практике.
Существует и другая модель дополнительного профессионального образования — возобновляющееся образование, которое определяется как «непрерывная профессиональная подготовка» и осуществляется преимущественно на рабочих местах.
Цель данной модели — создание альтернативной системы для улучшения взаимосвязи образования со сферой производства. Данная модель ДПО считается эффективной и удобной для обучающихся. Такое образование очень быстро реагирует на изменения экономики, рынка труда и т. д., а также разнообразно по формам, реализуется не только на рабочих местах, но и как вечернее образование и с отрывом от работы. Эта модель дополнительного профессионального образования имеет распространение в странах Европы, а именно в ФРГ, Англии, Швеции, Франции.
Суть модели «непрерывной профессиональной подготовки» состоит в том, что получение образования осуществляется определенными периодами, которые чередуются или идут параллельно с трудовой деятельностью в течение всей жизни. В последипломной подготовке специалиста данное чередование трудовой деятельности и учебы становится обычным явлением в системе образования взрослых.
Так же, как и в России, за рубежом дополнительное профобразование возможно получить в разных образовательных организациях — университетах (учебных университетских центрах), в собственных учебных заведениях, созданных на предприятиях. Помимо образовательных организаций, открыты образовательные ассоциации, где можно получить дополнительное профессиональное образование. Например, во Франции существует национальная ассоциация профессионального образования взрослых (АФПА), в которую входят 130 учебных центров.
Интересная форма ДПО широко распространена в Канаде и в США — “Обучение на базе опыта”, в основе которой — тесная связь с практической профессиональной деятельностью обучающихся. В настоящее время многие организации США положили в основу образовательной деятельности стратегию TLC («думать, учиться, творить»). Более 400 фирм и 20 специализированных образовательных организаций реализуют в организациях и в учебно-методических центрах программы для инженеров. Данные программы включают в себя практические семинары, организацию на предприятиях видео и компьютерных классов. Цель программы — научить работника творчеству и созидательной деятельности.
В современной концепции дополнительного профессионального образования взрослых за рубежом обучение все более кооперируется с трудовой деятельностью. Постепенно исчезают рамки, разделяющие профессиональную деятельность и образование. ДПО выходит за стены образовательных организаций и все больше организаций открывают собственные внутренние учебные центры по подготовке, переподготовке и повышению квалификации своих сотрудников. Программы ДПО за рубежом направлены на овладение новыми технологиями и компетенциями.
Думается, опыт зарубежных стран можно успешно использовать в программах ДПО в России.
Филиал ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия»
В статье перечислены основные понятия системы дополнительного профессионального образования, задачи этого сегмента образовательного процесса, а также даны его основные характеристики. Проанализирована роль дополнительного профессионального образования как фактора, способствующего социально-экономическому развитию страны и росту интеллектуального потенциала общества. Дается общий анализ новых подходов к организации самой системы дополнительного профессионального образования. Перечислены основные проблемы системы ДПО, а также представлены пути их решения, к которым относятся совершенствование нормативно-правовой базы, создание системы общественной аккредитации образовательных программ и технологий ДПО, разработка единых профессиональных стандартов для оценивания качества обучения, постоянный мониторинг потребностей заказчиков и потребителей образовательных услуг, активизация научных исследований в области перспектив направлений развития кадровой политики. Приводятся результаты анализа состояния системы ДПО в Калининградской области.
система дополнительного профессионального образования (ДПО)
1. Браже Т.Г. Принципы оценки деятельности андрагога // Педагогика. – 2000. – № 6. – С. 18.
2. Бутко Е.Я. Мониторинг экономики образования. Образовательные и экономические стратегии учреждений начального профессионального образования в современных условиях: Информационный бюллетень; Государственный университет – Высшая школа экономики, Министерство образования и науки РФ. – 2004. – 34 с.
3. Васягина Н.Н. Обучение взрослых: опыт и перспективы: к изучению дисциплины // Педагогическое образование в России: научный журнал. – 2012. – № 2. – С. 9–12.
4. Зинченко В.П. Психологическая педагогика: Материалы к курсу лекций. Часть I: Живое Знание. – 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Самарский Дом печати, 1998. – 296 с.
5. Змеев С.И. Технология обучения взрослых: учебное пособие для вузов. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 127 с.
6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.
7. Курбатова М.В. Проблемы формирования институциональной среды постиндустриальной экономики в современной России // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). – 2010. – № 1. – С. 54–66.
8. Магура М.И., Курбатова М.Б. Организация обучения персонала компании. – М.: Бизнес-школа ИНТЕЛ-СИНТЕЗ, 2003. – 296 с.
10. Мосичева И.А. Реализация программ ДПО в условиях совершенствования нормативной базы профессионального образования // Высшее образование в России. – 2011. – № 8–9. – С. 3–6.
11. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
12. О дополнительном образовании: федеральный закон РФ от 01.01.2002.
14. Толочек В. А. Современная психология труда: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 479 с.
Дополнительное профессиональное образование является фактором, который способствует социально-экономическому развитию страны и росту интеллектуального потенциала общества. Гибкость к изменениям в технической, социокультурной сферах, мобильность образовательных структур в реагировании на требования рынка, разнообразие программ обучения, ориентация на конкретного заказчика способствуют развитию системы ДПО в образовательном пространстве России.
В современных условиях система ДПО отвечает образовательным интересам как отдельной личности, так и общества в целом, как требованиям работодателей, так и запросам работников, является звеном, которое связывает между собой различные сегменты образовательного процесса и отрасли экономики.
На сегодняшний день в России более 500 учебных заведений, реализующих программы ДПО по различным направлениям профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников социально-экономических отраслей, а также увольняемых в запас военнослужащих. Современные условия требуют новых подходов к организации самой системы ДПО. Наблюдается тенденция приближения к потребителю путем выполнения социального заказа государства в целом и отдельных предприятий, работы с территориальными органами Федеральной государственной службы занятости населения, участия в совместных образовательных проектах, в том числе и международных, развития сотрудничества с другими странами, проведения маркетинговых исследований для максимально полного удовлетворения интересов работодателей и запросов потребителей образовательных услуг.
В целом современное российское дополнительное профессиональное образование можно охарактеризовать как:
– четко ориентированную на конкретную модель высококвалифицированного специалиста;
– направленную на удовлетворение профессионально-образовательных интересов участников образовательного процесса;
– приближенную к потребителю;
– гибкую, мобильную и практически направленную систему, использующую современные информационно-коммуникационные и педагогические технологии.
Изменения в российской системе образования в целом и в системе дополнительного профессионального образования в частности привели к тому, что в системе ДПО возникло большое количество противоречий, что повлекло за собой необходимость корректирования нормативной и законодательно-правовой базы, регламентирующей деятельность учебных заведений ДПО.
При рассмотрении вопросов, связанных с ДПО, нельзя не упомянуть о таком важном факторе, как регионализация образования. Образуются территориально-локализованные рынки образовательных услуг, формируются и развиваются масштабные сети филиалов крупнейших вузов страны, возрастает влияние регионально-отраслевых факторов на систему образования, усиливается взаимосвязь между экономической организацией региона и образованием как средством удовлетворения требований общества и государства в подготовке высококвалифицированных кадров. Для выполнения этой функции система ДПО должна ориентироваться на программы социально-экономического развития конкретного региона в кадровом отношении, на долгосрочный комплексный прогноз развития экономики региона, а также на анализ современной и перспективной ситуации на рынке труда. На сегодняшний день модели ДПО, которая бы удовлетворяла вышеперечисленным требованиям, не существует.
Для решения данной проблемы Правительством Калининградской области была утверждена целевая программа «Развитие профессионального образования на 2012–2016 годы», в которой отражены основные кадровые потребности рынка труда области на ближайшие годы, что помогает вузам региона скорректировать свою образовательную политику в соответствии с современным образовательным стандартом и требованиями инновационного социально ориентированного развития Калининградской области. На сегодняшний день программы дополнительного профессионального образования реализуются практически во всех вузах региона, например, в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта, Калининградском государственном техническом университете, Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, Балтийском военно-морском институте и др. Основными направлениями в работе являются иностранные языки, бухгалтерский учет, информационные технологии, менеджмент, также осуществляется профессиональная переподготовка увольняемых в запас военнослужащих и повышение квалификации педагогов как приоритетное направление в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». На территории Калининградской области также действуют «Институт развития образования», «Ассоциация дополнительного образования Калининградской области» и ряд других организаций, реализующих программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
C развитием процессов глобализации и внедрением новых информационных технологий в образовательный процесс значительный толчок для развития получила дистанционная форма обучения. Приказом № 4452 от 18.12.2002 г. Министерство образования и науки на законодательном уровне разрешило применение дистанционных технологий при получении дополнительного образования по любой специализации. Такая организация обучения может быть особенно востребована при получении дополнительного профессионального образования в силу возможности обучаться без отрыва от производства и самостоятельно выбирать индивидуальный темп обучения, доступности вне зависимости от географического положения, финансовой привлекательности. Чрезвычайную актуальность приобрели дистанционные формы ДПО в связи с возросшим числом потребителей образовательных услуг (уволенные в запас при реформировании Вооруженных сил военнослужащие, мигранты из стран СНГ, безработные). Однако уровень информационно-технического и учебно-методического обеспечения, которым обладает современная отечественная система ДПО, недостаточен, чтобы использовать потенциал дистанционной формы обучения в полной мере.
Совершенствование нормативно-правовой базы системы ДПО, создание системы общественной аккредитации образовательных программ и технологий ДПО, разработка единых профессиональных стандартов для оценивания качества обучения, постоянный мониторинг потребностей заказчиков и потребителей образовательных услуг, активизация научных исследований в области перспектив направлений развития кадровой политики, а также экономики региона, совершенствование материально-технической и учебно-методической базы и, как следствие, повышение качества образования позволит решить вышеуказанные проблемы и повысить деловую квалификацию граждан в условиях масштабных изменений российской экономики.
Бударина А.О., д.п.н., доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации, БФУ им. И. Канта, г. Калининград;
Кондратенко А.Б., д.п.н., заместитель директора по учебной и научной работе Калининградского филиала «Московского государственного университета экономики, статистики и информатики», г. Калининград.
Библиографическая ссылка
Парахина О.В. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6-2.
– С. 445-448;
URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31531 (дата обращения: 07.05.2023).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)