Самоанализ учителя русского языка и литературы на 1 категорию

педагогической деятельности учителя русского языка и литературы

Завьяловой Натальи Федоровны

1. Профессиональные знания учителя

В аттестационный период я работаю в , 6, 7, 10 классах .

Владею теоретическим и практическим материалом базового компонента школьного курса, содержанием программ и требований по русскому языку и литературе.

Работаю по русскому языку по программе для 5-9 классов под ред. В.В.Бабайцевой, по литературе – по программе для 5 -9 классов под редакцией Курдюмовой.

Оборудование кабинета позволяет сделать учебный процесс эффективным: видео, аудио материалы способствуют лучшему усвоению программного материала.

В своей работе использую современные технологии компетентностного подхода: проектную деятельность, РКМЧП, исследовательскую деятельность, игровые технологии.

Помимо этого владею основами методики планирования и анализа профессиональной деятельности. Занимаюсь оформлением собственного педагогического опыта, участвую в методической работе школы.

2. Профессиональные умения учителя

Моя главная задача, как учителя русского языка, состоит в том, чтобы освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, овладение его основными нормами, формирование умения пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами органично сочеталось с интенсивным развитием речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.

В процессе обучения русскому языку добиваюсь, чтобы учащиеся усвоили учебный материал на теоретическом уровне, который является основой формирования системы практических умений и навыков, умений анализировать и оценивать языковые явления и факты, овладевать основными нормами литературного языка, основами культуры речи, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

При планировании и организации учебного процесса стараюсь предусмотреть различные виды речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли.

Стремлюсь, чтобы ход и содержание каждого урока были ориентированы на достижение конкретного конечного результата, т.е. на овладение определёнными умениями и навыками. Для этого целенаправленно отбираю материал, выбираю форму его подачи, приёмы и виды работ, определяю композиционную структуру урока, его этапы, устанавливаю связи между ними, строю систему тренировочных, проверочных и других видов работ.

В закрепительно-тренировочных упражнениях стремлюсь избегать однотипных заданий, включаю в них задания, связанные с различными видами разборов. С целью отработки синтаксических и пунктуационных навыков практически на каждом уроке провожу работу по синтаксису и пунктуации. Это различные письменные и устные синтаксические пятиминутки. Большое внимание на уроках уделяю формированию умения «видеть» структуру слова, определять значение морфем.

При проведении контроля знаний и умений провожу:

– различные виды диктантов (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный, «Проверь себя», с грамматическим заданием, словарно-орфографический),

– изложение (подробное, выборочное, сжатое),

Современная школа направляет свою работу на постоянный поиск новых технологий, которые помогают ученику в повышении качества знаний.

На уроках литературы стараюсь разнообразить формы и методы работы, использую такие, чтобы сохранить у учащихся интерес непосредственного общения с искусством слова и в то же время донести до них идейно-смысловую глубину и эстетические достоинства художественного текста.

Считаю, что именно такой подход ( сочетание отработанных методов с инновационными) позволяет структурировать урок без ущерба содержанию, выполнять задачу духовно-нравственного развития обучающихся в литературном учебном процессе.

Также в своей работе я использую проектный метод, в ходе которого реализуются мыслительная и коммуникативная деятельность, а также практическая работа и презентация, которая проходит на конференциях, отчётах, открытых уроках.

В своей практике использую исследовательскую и реферативную работу.

3. Результаты деятельности учителя

Учителю словесности необходимо постоянное самообразование, постоянный поиск, поэтому стараюсь активно участвовать в методической работе школы:

  • 2017 г – выступление на заседании МО «Анализ художественного текста».
  • 2018 г (ноябрь) – приняла активное участие в семинаре ТШО «Технологии компетентностно-ориентированного обучения». Выступление по теме: «Создание урока в логике критического мышления»
  • 2018г (август) – выступление на заседании МО «Анализ результатовОГЭ выпускников 9 классов в 2018г».

К достижениям обучающихся по предмету отношу:

  • Высокие результаты экзаменов выпускников 9 кл 2018 г.
  • высокие результаты  школьного этапа олимпиады по русскому языку:Победители-Кукуев К-7 кл,Колбанова Д.-10 кл.Призеры-Алтыбаев Р-7кл.Тупис В-7 кл. По литературе победители-Колбанова Д-10кл,Кукуев К-7 кл.Призеры –Алтыбаев Р-7 кл,Тупис В-7 кл.
  • Результаты муниципального этапа олимпиады школьников Кукуев К-призер по литературе,по русскому языку участник.Колбанова Диана-участница по русскому языку и литературы .Алтыбаев Р-участник. Во внеклассной работе сотрудничаю Башкирской сельской библиотекой, практикую совместные уроки на базе этой библиотеки, встречи с томскими писателями.

Надеюсь, что совместные усилия семьи и школы сформируют комфортные условия для развития личности обучающихся, сделают более продуктивным учебный процесс.

Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы

МБОУ «Пелымская СОШ» Петровой Людмилы Петровны

В условиях современного преподавания, я считаю, что учебная деятельность обучающихся должна быть строго контролируемой предъявлением разумных и обоснованных требований. Это положено в основу моего педагогического кредо –  быть требовательным к себе и обучающимся, не останавливаться на достигнутом и постоянно совершенствоваться.

В настоящее время, в связи с переходом на ФГОС, в центре внимания находятся вопросы, связанные с изучением и применением новых технологий.

Целью своей индивидуальной педагогической деятельности считаю: создание условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственной, физически здоровой личности, способной на сознательный жизненный выбор.

Для достижения цели я ставлю перед собой следующие задачи:

Совершенствовать формы организации учебно-воспитательной деятельности;

Использовать в учебно-воспитательном процессе новые педагогические технологии;

Вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности;

Создавать условия для речевого развития учащихся в процессе изучения русского языка;

Раскрыть творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого ученика, дать возможность проявить себя;

Прививать навыки самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов.

В своей практике имею опыт работы с детьми разных возрастных категорий и разных уровней подготовленности. В 2016-2017 учебном году преподаю русский язык и литературу в 11 классе, коми-пермяцкий язык и литературу в 7 классе.

Вся моя педагогическая деятельность направлена на то, чтобы на уроках мои ученики не только получали знания, но, прежде всего, учились быть людьми – умными, честными, отзывчивыми на чужую боль, на чужое страдание, чтобы в жизни они были оптимистами и переносили невзгоды с честью, достойно.

Основная задача работы учителя в старшей школе: подготовка ребят к ЕГЭ, системное планирование работы по обобщению полного курса русского языка, целенаправленная деятельность по обучению школьников к написанию итогового сочинения по литературе и сочинения по прочитанному тексту: определение особенностей построения типа речи – рассуждение, подбор тезисов к разным темам, обучение аргументированию, анализ примеров, взятых как из жизни, так и из произведений художественной литературы.

На уроках использую учебники и методические пособия, одобренные Министерством образования в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений. Русский язык веду по программе под редакцией Власенкова, Рыбченковой, а литературу – по программе под редакцией Лебедева. Но из-за недостаточности дидактического материала в учебниках приходится самостоятельно подбирать огромное количество учебных заданий для уроков. Большую помощь в этой работе оказывают материалы различных интернет-сайтов.

Современный процесс обучения должен происходить по- иному; готовых знаний учитель не дает: они возникают в процессе совместного сотрудничества. И на своих уроках я стараюсь «втягивать» детей не в упражнения, не в повторение, не в запоминание готового, а в размышление о том, что неизвестно.

Чтобы достичь хороших показателей в учебном процессе, необходимо учитыватьобразовательные потребности детей. 11 класс небольшой, поэтому практически каждый урок, каждое задание и упражнение – это индивидуальное занятие с обучающимися. Любая работа проверяется уже на уроке, оценивается и в случае необходимости прорабатывается, а на дом задаются упражнения на закрепление и выработку навыка. В результате складывается общая картина результатов, усвоенных или не усвоенных учащимися.

В работе применяю такие средства обучения:

научно-популярную литературу, которая даёт новейшую информацию по изучаемой теме и расширяет кругозор учащихся (подготовка сообщений, тезисов)

периодическую печать для реализации процесса воспитания (нравственного, патриотического, физического, экологического);

технические средства (интернет ресурсы, компьютер, проектор);

В своей работе активно использую возможности мультимедиа, ресурсы Интернета, электронные учебники по русскому языку и литературе «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия».

Деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной деятельности. Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс инновационных технологий обучения. Мною изучены и применяются в своей деятельности следующие технологии:

технология уровневой дифференциации;

технология развития критического мышления через чтение и письмо;

современные компьютерные технологии;

Выбор образовательных технологий зависит от того, какие цели поставлены передо мной. Цель современного урока – формирование таких компетенций, которые ведут к мотивации обучения, то есть осознанному получению знаний, умений и навыков, учат быть успешным, повышают самооценку.

Как учитель-филолог, считаю, что я должна дать не только определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, научить правильно писать слова и расставлять знаки препинания), но и, что не менее важно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать навыками грамотной устной речи, уметь отстаивать свои убеждения, взгляды, вести дискуссию, творчески включаться в процесс межличностной коммуникации. Но современные дети разучились говорить. Им трудно отвечать у доски, они не умеют грамотно вести диалог, а монологическая речь превращается в сплошные заикания. Это основная проблема учителей-словесников.

Приоритетным в своей работе считаюметод проблемного обучения. Проблемное обучение создает наиболее благоприятные условия для формирования таких необходимых современному человеку качеств, как познавательный интерес, творческая активность, самостоятельность, и вызывает у ученика стремление самому найти ответы на возникающие вопросы.

Проблемное преподавание литературы сегодня – это необходимость: оно позволяет превратить анализ литературного произведения в этическую проблему, которой необходимо заинтересовать учеников, заставить задуматься над ней. Изучая какое-либо художественное произведение, стремлюсь связать его с современностью, обсуждаю на уроках не только вопросы, раскрывающие основную идею данного произведения, но и вопросы, волнующие каким-то образом моих учеников.

После повторения содержания повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» отвечаем на вопрос: «Как Гринев выполнил наставление отца «беречь честь смолоду»?» Так от одной темы к другой, уроки литературы дают возможность воспитать Человека, думающего, способного здраво оценивать ситуацию, способного сопереживать.

Планируя уроки литературы, строю их на основе яркой детали, творческого приёма втягивания при помощи вопроса в урок. Ставлю перед учащимися увлекательные задачи, задавая вопросы, которые вызывают живой отклик, искренние переживания. Строю уроки литературы как диалог с автором, своими сверстниками, своим временем. На уроках литературы использую такие методы и приёмы, которые позволяют выявить и развить впечатление учащихся о прочитанном произведении:

выразительное чтение, пересказ отдельных глав, словесное рисование, беседу о роли героев в раскрытии содержания произведения, слово учителя, анализ отдельных эпизодов, сообщения, сочинения, чтение стихотворений наизусть, письменные ответы на вопросы.

При изучении литературы стараюсь выявить индивидуальные предпочтения в работе с произведением: одним задаю сообщить биографические сведения, другим учить стихи, третьим – анализировать тексты. Готовясь к занятиям, школьники подбирают необходимую литературу, делают выписки, обдумывают свои суждения, что позволяет на уроке работать более эффективно.

В выборе учебного материала особое место уделяю развитию речи учащихся, обогащению их словаря, учу вдумываться в содержание прочитанного, делать самостоятельные суждения, вовлекаю в процесс поиска, дискуссии, размышления на основе проведения наблюдений. Учебную деятельность строю так, чтобы дети сами находили ответы на поставленный вопрос. На обсуждение выносятся проблемные вопросы, требующие аргументированных ответов, обоснования своей точки зрения. Поэтому на уроках русского языка и литературы веду активную работу по подготовке к ГИА и ЕГЭ. Учу выявлять проблему текста, комментировать её, видеть позицию автора и аргументировать свою точку зрения.

Выбор методов и приемов обучения соотносится с потребностями обучающихся и зависит от целей и задач урока. Из огромного количества методов наиболее часто использую:

– словесные (лекции, беседы, семинары), передающие объемную информацию, указывающие пути решения поставленных проблем, способствующие развитию мышления;

-наглядные (иллюстрации, презентации), помогающие познавать реальный мир на основе непосредственных восприятий;

– практические (различного рода упражнения);

– методы самостоятельной работы (с учебником, самостоятельные письменные работы), , содействующие развитию мыслительных умений и навыков;

– методы контроля и самоконтроля (контрольные работы, сочинения, словарные диктанты, тесты в режиме онлайн), дающие объективную информацию о результатах каждого обучающегося.

На уроках большое внимание уделяюустному опросу учащихся. Виды его различные: ответ по плану, по опорным примерам, рассказ от лица героя произведения, развернутая оценка ответа одноклассника. Все это способствует развитию монологической речи учащихся. Поэтому для самообразования на 2016-2017 учебный год я взяла тему: «Активные формы работы на уроках русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций учащихся».Обозначенная проблема требует определённых изменений в организации занятий – от традиционных форм к активным формам обучения.

На уроках использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальную, парную, групповую, коллективную.

Часто задаю домашнее задание, содержащее творческую самостоятельную деятельность.

Работа в парах постоянного и сменного состава организуется на разных этапах урока: это и взаимопроверка домашнего задания (как теории, так и практики), и совместная работа при закреплении материала. Один ученик выполняет задание, а второй контролирует выполнение и оценивает правильность, указывает при необходимости на ошибки. Затем учащиеся меняются ролями. Иногда ставится вопрос к упражнению, а учащиеся, сидящие за одним столом, обсуждают, как на него ответить. Если у них разные мнения, то спор решает учитель. При написании на уроке словарных диктантов, мини-диктантов сидящие рядом учащиеся обмениваются тетрадями для взаимопроверки, карандашом выставляют друг другу отметки. Затем дети повторно обмениваются тетрадями, а учитель читает правильный вариант текста. Ученики объясняют друг другу допущенные ошибки. Подобная работа развивает орфографическую и пунктуационную зоркость. 

Стремлюсь, чтобы ход и содержание каждого урока были ориентированы на достижение конечного результата. Для этого целенаправленно отбираю материал, выбираю формы его подачи, приёмы и виды работ, определяю композиционную структуру урока, его этапы, устанавливаю связи между ними, строю систему тренировочных, проверочных и других видов работ.

В закрепительных упражнениях стремлюсь избегать однотипных заданий, включаю задания, связанные с различными видами разборов. С целью отработки синтаксических и пунктуационных навыков почти на каждом уроке провожу работу по синтаксису и пунктуации (различные письменные и устные синтаксические пятиминутки).

Дать объективную оценку учебных достижений учащихся – главная задача педагога и важнейший показатель качества образования.

Методы оценки деятельности обучающихсяиспользую разные:

-проверка знания содержания теории путем воспроизведения его с помощью схемы на доске и умения прочесть его, при этом все учащиеся принимают участие в оценивании, делая замечания и исправляя недочеты.

-работа с карточками разного вида.

-выполнение системы упражнений по учебнику самостоятельно, при этом каждое упражнение оценивается сильными учащимися или учителем, или по образцу каждым учеником самостоятельно.

-выполнение тематических контрольных работ. Этот вид деятельности обобщает изученное по определенной теме.

-контрольные и другие виды диктантов (творческие, выборочные, распределительные ).

-творческие работы (изложения, сочинения разных видов). Такие работы выявляют умения выборочно или подробно излагать предложенный учителем материал и играют большую роль в подготовке детей к экзамену по русскому языку. Контрольные сочинения в форме рассуждения – это важный этап в процессе подготовки выпускников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

-решение заданий ЕГЭ в режиме онлайн. Часто встречающиеся ошибки выписываем на доске, повторяем теоретический материал по данным темам, затем повторно выполняем подобные задания. На дом – индивидуальные задания.

-создание презентаций на различные лингвистические темы с использованием сети Интернет.

Подобная работа проводится и на уроках литературы. Кроме этого, умения и навыки учащихся проверяются методами пересказа (выборочного, сжатого, подробного), проведения творческих работ (сочинений, анализа эпизода или лирического произведения), создания цитатного, простого и сложного планов. Знания содержания произведения проверяются и путем составления таблиц, в котором записываются наиболее яркие высказывания или характеристики главных героев. Эта работа проводится как с помощью учителя, так и самостоятельно детьми.

Входную диагностику провожу в начале учебного года. Его цель – определить уровень знаний обучающихся в начале цикла обучения, разработать схемы действий  для преодоления затруднений в обучении. Анализ результатов входного среза даёт возможность выбрать адекватную методику обучения; сформировать мотивацию обучающихся; назначить дополнительные занятия для неуспевающих.

Промежуточная диагностика позволяет оценить успешность продвижения обучающихся в изучении предмета, подвести промежуточные итоги обучения, корректировать учебный процесс, выбранные подходы и методы обучения. Итоговая диагностика позволяет не только подвести итоги завершающегося года обучения, но и сделать анализ результатов обучения, оценить качество освоения обучающимися предмета, оценить выполнение учебной программы. Также в процессе обучения провожу проверочные и самостоятельные работы, зачёты, тестирование.

Уровень подготовки и развития способностей к учению у каждого ребёнка разный, следовательно, они не могут равномерно и одинаково продвигаться вперёд в усвоении знаний. Задача достижения максимально высокой успеваемости и заинтересованности предметом каждым учеником может быть решена на основе личностно – ориентированного подхода с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

Стараюсь создать комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха. Сотрудничество, взаимное уважение и доверие, взаимопомощь – таковапсихологическая атмосфера на уроках.

Моя система работы даёт положительные результаты. Уровень учебных достижений учащихся по русскому языку и литературе свидетельствует о положительной динамике. За 1 полугодие 2016-2017 учебного года показатели успеваемости стабильны и составляют 100%

Результаты промежуточных диагностических работ подтверждают текущую и итоговую успеваемость.

Результаты итогового сочинения 2016 г. – успеваемость100%, средний балл (если поставить оценки за содержание и за грамотность) – 77.

Осуществление учебного процесса в современных условиях требует от учителя постоянного повышения профессионального мастерства. Данная работа включает в себя самообразование, обучение на курсах повышения квалификации, изучение опыта работы коллег и представление своего опыта. Так темами выступлений на заседаниях педагогических советов, РМО в этом учебном году были:

«Классификация ошибок при проверке итогового сочинения»

«Система подготовки к ГИА по русскому языку»

«Банк заданий: решаем вместе»

В каждом классе есть учащиеся, которые мыслят нестандартно, их отличает любознательность, активность, успешность обучения. Эти черты связаны с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Как правило, такие учащиеся не могут не вызвать со стороны учителя повышенного внимания. В нашей школе реализуется программа «Одаренные дети», целью которой является выявление таких учеников и создание условий для их развития. Работать с такими детьми интересно и трудно. Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя со способными детьми – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу. Следует помнить, что как бы ни был одарен ребенок, с ним надо заниматься. Важно приучить его к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Постоянная работа с такими школьниками приносит свои плоды: победы на олимпиадах, конкурсах, успешное поступление в вузы.

Участие во внеурочных мероприятиях значительно раскрывает творческий потенциал учащихся.

Учебный кабинет в школе – место для творческой работы учителя и его учеников. Кабинет оснащен современной техникой: компьютером, проектором. Но в кабинете филологии, по-моему, недостаточно собрана методическая литература по предмету, создана недостаточно полная дидактическая база. Кабинет используется мной лишь для того, чтобы использовать ТСО.

Мои отношения с коллегами-филологами можно оценить как творческие, присутствуют отношения взаимопомощи, взаимовыручки, поддержки, сотрудничества.

Ежегодно являюсь членом предметной комиссии по проверке работ выпускников 9, 11 классов в форме ГИА и членом жюри муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе.

Результатами своей работы считаю следующее:

1.У учащихся сформирован интерес к изучению русского языка.

2.На протяжении нескольких лет по предмету не было неуспевающих.

3.Все учащиеся сдают выпускные экзамены.

Таковы, пожалуй, основные составляющие моей деятельности как учителя русского языка и литературы. Несмотря на достигнутые результаты, считаю, что необходимо регулярно пополнять и совершенствовать свои знания.

Наиболее серьёзной проблемой остаётсяпроблема повышения качественной успеваемости обучающихся, для решения которой, на мой взгляд, следует уделять больше внимания дифференцированному подходу, качественному внедрению в образовательный процесс инновационных технологий обучения.

Пути достижения (задачи) качественной успеваемости по русскому языку и литературе:

2. Системная деятельность по подготовке и написанию сочинения – размышления за счет введения на каждом уроке творческой «пятиминутки»: написание тезиса по данной теме или подбор аргументов по уже известному тезису, определения перечня наиболее часто встречающихся тем (дать задание ребятам по подбору рабочих материалов к ним, в особенности примеров из художественных произведений). Это также поднимет интерес к классике (детям чаще всего интересно то, что нужно и важно для них).

3.Грамотно писать и говорить можно научить детей, если решить 1 и 2 задачи, так как залогом грамотного письма является, на мой взгляд, любовь к чтению. Многочитающие учащиеся, как правило, грамотны.

4. Имея доступ к сети Интернет, можно использовать ЦОР в процессе качественной подготовки обучающихся к ЕГЭ. Интернет экономит время при изучении нового материала и делает процесс обучения наглядным, доступным, интересным.

Мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/320122-samoanaliz-pedagogicheskoj-dejatelnosti-uchit

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *