Урок – русского
языка, который вы посмотрели, входит в раздел «Слово слог ударение». Тема
урока «Слог как минимальная произносительная единица».
Ставилась следующая цель:
учить учащихся правильно определять количество слогов в слове, делить слова на
слоги; различать слово и слог.
Помочь
учащимся научиться собирать воедино уже имеющиеся по данной теме знания, обосновывать
их и систематизировать поступающие данные.
Формировать универсальные
учебные действия:
– организовать работу по
формированию умения преодолевать возникшие затруднения;
– способствовать овладению
умением определять количество слогов в словах;
– формировать навыки
совместной деятельности.
Урок построен в соответствии с
программными требованиями в проблемно-диалогического обучения с использованием приемов
развития критического мышления учащихся.
На сегодняшний день современный урок немыслим без «тактики сотрудничества»:
ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят в учебу, необходимы все новые и
новые формы урока, где за основу берется формирование универсальных
учебных действий учащихся.
Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения, эффективность
и продуктивность учебной деятельности, обеспечила работу всего класса,
позволила учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление.
В основу
построения данного урока положены коммуникативные универсальные учебные действия, наилучшим образом способствующие реализации одной из
главных задач обучения: работе с различными видами информации.
– выражать свои мысли
– использовать речь для
регуляции своего действия
сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной
задачи
–
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
–
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и
соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
-участвовать
в коллективном обсуждении учебной проблемы.
– признавать существование
различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
– оценивать собственное
поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Познавательные
универсальные учебные действия
формировались на всех этапах урока:
–
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
–
сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
–
группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных
признаков, по заданным критериям
– целенаправленно слушать
учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
– ориентироваться в учебнике
(на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных
обозначениях, словарях учебника);
– осуществлять под
руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
– делать выводы в результате
совместной работы класса и учителя;
В течение всего урока формировались
регулятивные универсальные учебные действия
– формулировать тему и цели
урока
– устанавливать
последовательность действий для решения учебной задачи
– проговаривать вслух
последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой
деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
– осуществлять контроль
процесса деятельности
– оценивать результаты
деятельности
–
осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном
–
организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
–
формирование правильной посадки за столом
– проявлять чувство личной
ответственности за своё поведение
– проявлять познавательный
интерес к новому знанию
– сохранять мотивацию к
учению
– ориентироваться на
понимании причин успеха в учении
– проявлять интерес к новому
учебному материалу
На протяжении всего урока использовала: практические, логические задания,
мультимедийные средства для формирования интереса к предмету.
Для организации деятельности учащихся на уроке
применила различные формы работы с детьми:
Фронтальная (во время проверки
раннее изученного материала)
групповая (во время систематизации
имеющихся знаний)
работа в парах (для развития
сотрудничества среди учащихся).
Способы взаимодействия продуманы с учетом
индивидуальных способностей учащихся и их интересов. При подготовке к уроку мною
были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности, а также уровень
развития учащихся (класс среднего и ниже среднего развития):
Контроль
усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на всех этапах урока
методами само- и взаимоконтроля учащихся и корректного контроля за само- и
взаимоконтролем учащихся со стороны учителя.
Урок прошёл в темпоритме, необходимом для оптимальной организации активной
познавательной деятельности учащихся.
Активность
и работоспособность ребят на уроке хорошая.
Психологическая
атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством
как учащихся между собой, так и между учащимися и учителем.
Результаты урока я оцениваю как хорошие. Поставленные задачи и план урока
удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.
Справка по анализу урока русского языка в 1 классе.
Учитель
Кожухарева Ирина Васильевна.
Тема:
«Слог как минимальная произносительная единица»
Помочь
учащимся научиться собирать воедино уже имеющиеся по данной теме знания,
обосновывать их и систематизировать поступающие данные.
Урок построен в соответствии с
программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с
использованием приемов развития критического мышления учащихся.
Урок выполнил свою дидактическую задачу, то есть обучающую функцию
В основу построения данного урока положены коммуникативные и личностные универсальные
учебные действия.
Познавательные
универсальные учебные действия формировались на всех этапах урока:
В
течение всего урока формировались регулятивные универсальные учебные действия.
Фронтальная
(во время проверки раннее изученного материала)
групповая
(во время систематизации имеющихся знаний)
работа
в парах (для развития сотрудничества среди учащихся).
Способы взаимодействия продуманы с учетом
индивидуальных способностей учащихся и их интересов. При подготовке к уроку
мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности, а также уровень
развития учащихся (класс среднего и ниже среднего развития):
Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на всех
этапах урока методами само- и взаимоконтроля учащихся и корректного контроля за
само- и взаимоконтролем учащихся со стороны учителя.
Данный урок отличается хорошим обучающим климатом,
чему в большой мере способствует доброжелательное поведение самого учителя,
индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, высокий уровень владения
интерактивной доской, ее работоспособности, ответственное отношение к работе,
ее стремление к совершенству. В целом урок заслуживает отличной оценки.
Самоанализ урока русского языка в 8 классе на тему:
«Повторение главных и второстепенных членов предложения».
Учитель : Хамидуллина Г.Ф.
обобщить и систематизировать изученное о главных и второстепенных членах предложения;
-закрепить умения распознавать главные и второстепенные члены, их виды, способы выражения;
-формировать умения выделять главные и второстепенные члены, расставлять знаки препинания, выполнять синтаксический разбор;
– анализировать языковые факты, опознавать языковые единицы.
оспитывать уважительное отношение к языку.
формировать общеучебные навыки, в том числе такие, как умение формулировать проблему на основе анализа текста, ставить перед собой задачи, проводить самоанализ и самооценку деятельности.
воспитывать любовь к русскому языку, формировать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; желание осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом процессе, уметь проводить самооценку учебной деятельности.
: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно). Строить небольшие монологические высказывания; осуществлять самостоятельную, совместную деятельность в парах, коллективно.
знать изучаемые материал, уметь применять правила на практике
урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов
: репродуктивный, поисковый, диалоговый, самостоятельная работа.
урок-путешествие, самостоятельная работа
Формы организации педагогической деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.
: коммуникативного обучения, личностно-ориентированная, игровая.
мультимедиа-презентация, карточки, схемы.
Данная тема изучается в разделе «Двусоставные предложения». На изучение главных членов было отведено 8 уроков, второстепенных членов – 11 уроков. На этих уроках знания о членах предложений, которые были заложены в начальных классах, учащиеся углубили, расширили, пополнили новыми знаниями.
Данный урок по типу является уроком обобщения и систематизации предметных ЗУНов.
В связи с этим верно были определены учащимся тема и цели урока. Кроме осознания необходимости повторения материала ( в начале уроке) для создания мотивации, пробуждения интереса форма урока организована как урок-путешествие. При подготовке материалов использовались в основном интернет-ресурсы.
Формы организации педагогической деятельности были индивидуальная, фронтальная, парная.
Анализ результативности урока.
На уроке акцент делался как на повторение теории, особенно трудных моментов в обозначении членов предложении, особо не останавливаясь на элементарных явлениях, так и на применение этих знаний на практике, для чего были организованы разные виды деятельности (устная, письменная, работа по схемам, самостоятельная работа, тесты).
На уроке была организована работа по развитию таких видов мышления, как образное путем погружения в языковую среду ( при анализе четверостишия на этапе открытия темы), так и научное (при решении учебных ситуаций, аргументировании соственного мнения).
Для развития метапредметных планируемых результатов были созданы следующие условия или ситуации:
а) для формирования регулятивных навыков – вовлечение учащихся в определение темы, цели урока, умение работать со схемами (составление кластера «Члены предложения», заполнение неполной схемы «Обстоятельство»), умение распознавать ошибки, аргументировать свое мнение
б) для познавательных навыков – создание частично проблемных ситуаций, решение учебных задач, где учащийся должен проявить и применить ЗУН (устные, письменные задания)
в) для коммуникативных навыков – постановка вопросов, требующих аргументированного ответа учащегося, работа в паре (обсуждение пунктограмм)
4. Положительному психо-физическому настрою способствовала сама форма урока (путешествие), словесное поощрение учащихся, воспитательный момент на уроке о роли речи, слова в жизни человека, как необходимом условии нравственного развития личности. При этом была создана почва для формирования таких общечеловеческих ценностей, как добро, человечность, взаимопомощь.
Урока русского языка в 9 классе «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 15.3»
урок развития речи
Выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы;
Подготовить учащихся к сдаче ОГЭ, написанию сочинения-рассуждения 15.3, знать структуру сочинения и уметь написать текст по выбранной теме.
1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;
2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;
3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся, как умение дружить, сопереживать, прощать;
Воспитывать языковое чутьё, бережное отношение к языку; воспитывать интерес к русской литературе; прививать любовь к родному языку на примере художественных текстов.
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, индивидуальная работа, парная работа, самостоятельная работа.
Средства обучения: компьютер, презентация, тексты.
Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, осознание необходимости подготовки к ОГЭ.
Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.
Познавательные УУД: знание определения изученных терминов, умение работать с текстом, анализировать, выстраивать последовательность, систематизировать, извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, образец) и преобразовывать её из одной формы в другую (составлять схему), анализировать, строить рассуждения, делать выводы, уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания.
Одними из важнейших навыков современного ученика должны стать умение грамотно формулировать свои мысли, способность к критическому осмыслению полученной информации. Именно эти навыки я стараюсь привить ученикам своего класса. На уроке русского языка по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 15.3» я старалась акцентировать основное внимание на развитии у обучающихся критического мышления, умении обучающихся анализировать полученную информацию, обобщать, делать выводы. При планировании урока мною были учтены возрастные особенности обучающихся.
В соответствии с требованиями к современному уроку тема и цели занятия были сформулированы обучающимися самостоятельно.
Цели и задачи урока соответствуют актуальным проблемам методической науки.
На мой взгляд, выбранная является рациональной для решения поставленных задач, все части урока взаимосвязаны и логически вытекают одна из другой.
После актуализации знаний о композиции сочинения-рассуждения, используя материал урока, обучающиеся приступили к написанию сочинения.
Работа велась поэтапно. Сначала обучающиеся поработали с тезисом и комментарием. Затем приступили к поиску аргументов в тексте.
В конце урока совместно подведен над темой, что способствовало целостности и завершенности занятия в целом. Выводы не формулировались мною, а являлись результатом деятельности самих обучающихся. С помощью вопросов к уроку проведена рефлексия, тем самым обучающиеся были направлены на обратную связь.
Для раскрытия материала урока мною выбраны словесные методы совместной деятельности с классом, что позволило обучающимся находиться в активном рабочем, но не напряженном состоянии, что, безусловно, отразилось на результатах урока.
Также на уроке применялись
Виды речевой деятельности учащихся на уроке разнообразны: слушание, чтение, диалог, письмо.
На протяжении всего урока было организовано с обучающимися. Школьники свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Можно сделать вывод, что выбранная мною форма проведения урока позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.
к данному уроку – полностью соответствует проделанной работе.
, отведенное на каждый этап урока, распределено рационально, оно было просчитано заранее и позволило выполнить запланированные задания.
Активность класса, работоспособность обучающихся на разных этапах урока оптимальные. Организация самостоятельной учебной работы обучающихся умело сочеталось с другими видами деятельности. За счет чередования видов деятельности на уроке была исключена возможность перегрузки. Работа на уроке не являлась монотонной и однообразной.
В ходе занятия я старалась в равной степени взаимодействовать со всеми учениками и задействовать их в деятельности различных видов, поддерживала обучающихся, давала необходимые пояснения, старалась так организовать работу, чтобы каждый ученик смог проявить себя, показал свои способности.
На протяжении всего урока присутствовали поощрения «Замечательно, ребята», «Молодцы», «Я совершенно с вами согласна», что создавало ситуацию успеха для каждого ученика и, соответственно, способствовало созданию продуктивной атмосферы в ходе всего занятия.
На уроке преобладал демократический стиль общения педагога с обучающимися. Благоприятный психологический климат благотворно влиял на работу, повышал внимание и сосредоточенность обучающихся. Эмоциональность занятия повышала работоспособность детей.
Проанализировав занятие, можно сделать вывод: заявленные цели находили отражение в каждом этапе урока. Прослеживалась взаимосвязь всех этапов (наличие выводов после каждого этапа и итог в конце урока), что способствовало обеспечению целостности и завершенности занятия.
Недочёты в работе:
Ввиду ограниченных временных рамок урока мною не была рассмотрена заключительная часть сочинения. Именно с этой части я начну свой следующий урок в данном классе.
Самоанализ урока русского языка, проведённого учителем
начальных классов Подгорной А.М.
Урок русского языка был проведён во2 классе.
Согласно календарнотематическому планированию тема урока «Что
такое глагол?», раздел «Части речи».
Целью данного урока является: познакомить учащихся с частью речи
– глаголом, его отличительными признаками
Были определены следующие задачи урока:
Образовательные:
углубить представления учащихся о роли в нашем языке слов,
обозначающих действия предметов;
научить находить глаголы в тексте;
повторить и обобщить знания об уже известной части речи – имени
существительном;
закрепить умения правильно ставить вопросы к словам;
закрепить знания о безударной гласной, о главных членах
предложения;
учить оценивать уровень усвоения нового материала.
2. Развивающие:
активизировать познавательную деятельность через проблемную
ситуацию, развитие творческого совместного труда;
развивать коммуникативные качества учащихся,
создание
доброжелательной атмосферы на уроке.
3.Воспитательные:
воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе
формировать толерантность в отношениях учащихся в паре;
умение распределять роли в общем деле и оценивать собственный
результат
Планируемые результаты
Предметные:
находить глаголы в предложении, среди других слов по вопросу и
общему значению действия;
ставить вопросы к глаголам;
повторить знания об имени существительном.
Метапредметные:
понимать коммуникативную важность грамотного сочетания слов в
предложении;
составлять словосочетания с глаголами;
пополнять словарный запас подбором глаголов к именам
существительным;
развивать речь учащихся.
Личностные: знать нормы речевого этикета при обращении к взрослым людям.
Демонстративный материал:
Мудьтимедийный экран, проектор, карточки для индивидуальной работы
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС НОО, используя групповую
технологию, элементы личностно ориентированных технологии,
информационнокоммуникативные технологии. Исходя из поставленных
целей, были спланированы этапы урока, каждый имел свою задачу и свою
завершенность.
Первый этап: мотивирование к учебной деятельности (организационный
момент)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностнозначимом уровне.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение
учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на
данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности.
Приёмы работы:
учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям.
Второй этап: актуализация знаний и фиксирование индивидуального
затруднения в пробном учебном действии.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового
знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого
учащегося.
На минутке чистописания учащиеся не только совершенствуют свой
графический навык, а также способствуют актуализации знаний о согласных
звуках, развивают мышление, внимание, сообразительность,
наблюдательность.
Словарная работа способствовала отработке изученных орфограмм,
развитию умения составлять предложения, повторению изученных частей
речи.
Третий этап: постановка проблемной ситуации и выход из затруднения.
Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникло затруднение?”, “Чего мы
ещё не знаем?”) происходит при помощи объяснения самих ребят. Ученики
самостоятельно добывают информацию, доказывают свою точку зрения. Здесь
идет формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных
действий.
Четвертый этап: открытие нового знания. Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание
учащимися изучаемого материала.
Подвела учащихся к выводу о том, что нужно знать, чтобы определить
часть речи глагол. Работа с учебником способствовала отработке алгоритма.
Пятый этап: первичное закрепление.
Цель: проговаривание новых знаний, работа с учебником.
В целях контроля за усвоением знаний учащихся была использована
работа с упражнением по учебнику (найти глаголы, действие которых указаны
неверно.) Закрепление знаний обеспечивает усвоение учащимися знаний на
уровне применения их в разнообразных ситуациях.
Шестой этап: самостоятельная работа
Цель: развивать умения работать в парах, проявление
самостоятельности и творческой активности.
учащимися
Седьмой этап: подведение итогов.
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка
результатов своей деятельности.
Домашнее задание было подобрано в соответствии с темой урока.
Думаю, что школьники справятся.
В ходе проведения урока реализовала деятельностный подход. Не
давала знания в готовом виде. Дети сами их добывали. На уроке использовала
работу в парах, фронтальную проверку. Была использована межпредметная
связь с уроками окружающего мира, литературным чтением.
На уроке я формировала у учащихся такие компетенции, как целостно
смысловая (способность видеть и понимать окружающий мир), учебно
познавательную (научить определять часть речи глагол),
коммуникативную(способность взаимодействия с окружающими людьми).
Важным компонентом на уроке также было соблюдение
здоровьесберегающего режима.
Исходя из самоанализа урока, я считаю, что цели и задачи урока
выполнены. Дети воспроизводили своими словами правила, понятия,
выполняли действия по образцу, алгоритму.
Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого
результата.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности
и был посилен для учеников второго класса. Учебная информация была
привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении
поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный
объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом
физических и психологических особенностей второклассников.
Образец, примеры и рекомендации для учителя
Анализ любого урока — это разложение урока на микрочасти и тщательное изучение каждой части в свете удачных и неудачных приемов и понимания его учениками. Анализ урока помогает учителю понять, насколько урок был удачным, продуктивным и, значит, насколько он был успешен в плане получения системных знаний учащимися.
Как написать самоанализ урока литературы?
Педагогический анализ урока — это не только анализ частей, его составляющих, но и синтез, т.е. объединение этих частей в единое целое, что и составляет урок и оставляет целостное впечатление от него.
В начале самоанализа дается тема и цель урока, его место в системе поурочного планирования, затем перечисляются задачи, поставленные педагогом в ходе урока. Не стоит забывать, что цель формулируется с отглагольного прилагательного, а задачи начинаются с инфинитива:
Например: тема «Любовная лирика А.С. Пушкина»
Цель: ознакомление с направлениями и особенностями любовной лирики А.С. Пушкина,
- проанализировать некоторые избранные произведения А.С. Пушкина, посвященные женщинам,
- развивать логическое и эвристическое мышление, расширять кругозор и культуру речи, накапливать интеллектуальный багаж,
- воспитание нравственных и эстетических идеалов.
Далее следует кратко дать характеристику классу: уровень знаний учеников и их подготовленности, отношение к предмету, наличие учащихся с высокой и низкой учебной мотивацией. Неплохо, если педагог подчеркнет свое отношение к изучаемой теме, свою мотивацию и даст прогноз по планируемым результатам урока.
Если учитель работает по какой-то особой методике, то он должен обязательно охарактеризовать ее, кратко представить и указать причины, заставившие его заняться именно этой работой.
После этого нужно перечислить все этапы проведенного урока и обязательно назвать приемы и методы, используемые на каждом этапе, а также назвать целесообразность выбранных приемов и методов, успешность их применения на данном уроке и реакцию и работоспособность учащихся на каждом этапе урока.
Например, технология ТВУ (технология встречных усилий) предполагает пять этапов на каждом уроке:
- 1 этап — побуждение;
- 2 этап — погружение;
- 3 этап — дидактическая игра или работа в группах;
- 4 этап — отработка практических навыков;
- 5 этап — рефлексия.
Для названной темы задания по этапам будут такими:
- 1 этап — можно провести викторину по произведениям А.С. Пушкина (кроссворд или небольшую интеллектуальную игру).
- 2 этап — можно рассмотреть различные направления лирики поэта с примерами лирических произведений, можно провести небольшую работу по узнаванию произведений А.С. Пушкина и т.д.
- 3 этап — работа в группах по представленным алгоритмам по обучению основам художественного анализа произведений.
- 4 этап — защита группами своих презентаций, постеров, кластеров и т.д.
- 5 этап — составление синквейнов, даймондов, ассоциативных рядов и реклам. Выбор огромен и каждый учитель выбирает для себя наиболее удачные приемы и методы. В настоящее время, конечно, уже отошли от репродуктивных методов и больше стали использовать частично- поисковые и исследовательские методы, что позволяет учащимся занимать субъектную позицию на уроке.
Далее учитель должен провести красной нитью связь теоретической части урока с практической жизнью. Показать, чему учащиеся научились, что вынесли с урока, какие потребности и интересы ученика были задействованы в обучении.
Нельзя оставить в стороне и процесс формирования самостоятельного эвристического и логического мышления. Необходимо показать все моменты урока, позволяющие развивать критическое мышление учащихся.
Мы живем в век новых технологий, и поэтому не можем оставить в стороне технические возможности, позволяющие сделать урок более зрелищным и насыщенным. Поэтому необходимо показать использование КТ и интернет-ресурсов.
С точки зрения психологии, необходимо назвать активность или пассивность учащихся на разных этапах урока, отметить все сильные и слабые стороны выбранных приемов и методов, отметить культуру поведения и умения коллективного труда на уроке, культуру межличностных отношений и умение дискутировать.
Особое место следует оставить для объяснения домашнего задания, лучше, если оно будет дифференцированным для слабых и сильных учащихся. Нужно пояснить, почему выбрано именно это задание для работы дома, как оно поможет закрепить полученные знания.
Не следует забывать сказать о том, достигнута ли цель, поставленная педагогом, решены ли все задачи, если нет, то по каким причинам и как будете решать эти проблемы в будущем.
Самоанализ урока учителя в контексте требований ФГОС
Самоанализ урока учителя в контексте требований ФГОС
«Каждый урок должен быть для наставника задачей,
которую он должен выполнять, обдумывая это заранее:
на каждом уроке он должен чегонибудь достигнуть,
сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг»
К. Д. Ушинский
При переходе на новые стандарты, учитель может испытывать затруднения в ходе
конструирования урока, при создании моделей уроков разного типа в соответствии с основными
идеями ФГОС. Не вызывает сомнений, что совершенствование мастерства учителя и учебного
процесса в целом во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Самоанализ
может позволить выявить причины недостаточной эффективности при решении тех или иных
учебвоспитательных задач, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно
Учитель, не владеющий навыками осмысления своих профессиональный действий, не умеющий
мысленно оглянуться и восстановить ход проведенного урока, не сможет в полной мере
соответствовать идеологии стандартов второго поколения.
Самоанализ урока дает возможность:
1) правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на
2) развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и
средствами достижения целей;
3) формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического
4) формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий
и конечным результатом урока.
Учитель может использовать следующие критерии самоанализа урока.
Схема самоанализа урока по ФГОС
(Вывод о степени её соответствия стандарту, учебной программе и учебнотематическому
урока в теме.
Как этот урок связан с предыдущим.
Как урок работает на последующие уроки.
Краткая психологопедагогическая характеристика класса: количество
слабоуспевающих, сильных учащихся и т.д.
Соответствует цели урока, не соответствует цели урока
Цель урока определяется учителем, цель урока согласуется в
обсуждении с учеником, оформляются несколько целей урока.
(учителем для себя, учеником для себя).
Соответствует типу урока, не соответствует типу урока.
Урок первичного предъявления
Первичное усвоение новых
Применение усваиваемых знаний
или способов учебных действий
в условиях решения учебных
Урок применения предметных
Применение предметных ЗУНов
задач повышенной сложности
ЗУНов, универсальных действий
(решение предметных задач)
Урок повторения предметных
Закрепление предметных ЗУНов,
Проверка предметных ЗУНов,
умений решать практические
Индивидуальная работа над
Решение задач, которые
невозможно выполнить в рамках
явлений окружающего мира
Урок решения практических,
Соответствует, не соответствует.
Учитель (умеет, недостаточно умеет, не умеет) отбирать содержание
учебного материала согласно поставленным целям и результатам
Количество времени, затраченное на организационное начало урока.
Количество присутствующих на уроке ___________ из ____________
Готовность учащихся к уроку
Подготовленность классного помещения.
Эмоциональная (доброжелательность, заинтересованность учебным
Эмоциональная, содержательная (интересные формы, нестандартный
урок и др.)
Эмоциональная, содержательная, социальная (ученик осознаёт,
насколько важен для него учебный материал)
Структура урока соответствует его типу, целевому назначению.
Структура урока не соответствует его типу, целевому назначению.
Логичны ли связи между этапами.
Соразмерность этапов урока выдержана, не выдержана.
Соответствие методов обучения цели урока.
Какие методы обучения применялись на уроке:
Объяснительноиллюстративный – рассказ, беседа, самостоятельная
Репродуктивный (по образу) – пересказ, списывание с доски по
образцу, работа с книгой.
Проблемный – объяснение с опорой на наглядность.
Исследовательский – работа с книгой по поиску информации.
_Частичнопоисковый – беседа с выводом.
Формы обучения, выбранные учителем:
рассказ, беседа, самостоятельная работа, пересказ, лекция, тест,
конференция, лабораторная работа, соревнование, контрольная работа,
путешествие, семинар, зачёт, экскурсия, анализ работы учащихся,
консультация, проверка домашнего задания и т.д.
Средства обучения, выбранные учителем:
учебные книги, справочники, словари, тетради с печатной основой,
таблицы, чертежи, схемы, карты, картины, муляжи, модели, ТСО,
спец.оборудование, индивидуальные карточки, дидактический
материал и т.д.
Дидактические принципы, используемые на уроке:
-последовательности и систематичности;
– сознательности и активности;
– связи теории и практики;
– учета возрастных особенностей и индивидуальных особенностей;
– принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации
к деятельности в жизненной ситуации;
-принцип управляемого перехода от совместной учебно-
познавательной деятельности к самостоятельной деятельности;
Педагогические технологии, применяемые на уроке:
Технология формирования типа правильной читательской
деятельности к самостоятельной деятельности (продуктивного чтения);
Технология оценивания учебных успехов
интерес к учению.
Учитель стимулирует интерес:
через познавательную книгу, учебную дискуссию, занимательные
элементы, межпредметную связь, практическую направленность,
соревнование и т.д.
результаты и УУД
1. Личностные (нравственнооценочные). Умения самостоятельно
делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за
2. Регулятивные (организационные). Умения организовывать свою
3. Познавательные (интеллектуальные). Умения результативно мыслить
и работать с информацией в современном мире.
4. Коммуникативные (коммуникативные). Умения общаться,
взаимодействовать с людьми.
Проверялось интуитивновизуально, выборочно, содержательно.
Применялись: пересказ изложенного, тест, ответы на вопросы,
самоконтроль, самостоятельная работа, взаимоконтроль.
Проверки учебного материала не было.
Применение диалоговых форм общения
Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний
Осуществление обратной связи: ученик – учитель.
– Обратная связь контроля (учитель спрашивает –
– Инициатива исходит от учителя (ставит проблему и т.п), но ученики
могут выбрать способы и формы обратной связи.
– Постоянное «субъект/субъектное» взаимодействие
учителями и учащимися. (Обратная связь как особая образовательная
среда (оценки обсуждаются совместно с учащимися). Рефлексия,
самооценка не только результата, но и деятельности).
Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы
Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для
детей разного уровня обученности.
Обучающиеся самостоятельно формулируют возникшие затруднения и
осуществляют их коррекцию.
Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования,
для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач.
Формирование навыков самоконтроля и самооценки.
Характер учебных заданий
Репродуктивный (выполнение по образцу);
Репродуктивный с включением самостоятельной работы
Поисковый, творческий (должно быть не больше половины)
Система оценивания достижений учащихся
– Самооценка учащихся на основе словесной характеристики;
– Включение учащихся в обсуждение ответа;
– Выстраивание своей траектории обучения на уроке, заявка на оценку.
Выставлено отметок ________ , из них «5» _____ , «4» _____ , «3» ____ ,
«2» _____ .
(активны все, активна группа учащихся, большая часть класса
Уровень усвоения знаний
1 уровеньинформация дана в готовом виде
2 уровеньприменяется знания по образцу
3 уровеньтворческое применение знаний
(отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)
Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств:
восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи.
Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности,
разнообразие видов учебной деятельности.
Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы
Результативность соответствует типу урока.
словами правил, понятий,
действий по образцу, алгоритму
образцов выполнения заданий,
алгоритмов и правил при
решении учебных задач
Самостоятельное решение задач
отдельными учениками или
обобщенный вывод, уровень
упражнений, решение задач
безошибочные устные ответы;
умение находить и исправлять
Результаты контрольной или
Самостоятельное нахождение и
Применение ЗУНов при
изучении явлений окружающего
мира в реальных жизненных
Использование средств учебного
курса в целях изучения
2. Результаты урока совпадают с целью урока, поставленной учителем.
– Результаты урока совпадают с целью урока, сформулированной
совместно с учениками.
– Результаты урока совпадают с субъективными целями учеников и
результатами контрольного среза.
1. Объяснено и задано до звонка; задано своевременно, но не объяснено;
задано после звонка; не задано.
Дифференциация, представление права выбора.
Задания, подобные классным. Объем не более 2530 % от классной
Контекстные задания, для решения которых необходима информация
(мотивирующие на более сложные задания).
Учитель выясняет у обучающихся, что они узнали, запомнили.
Учитель организует рефлексию:
– ученики высказываются по поводу результата урока;
– ученики оценивают результат и процесс деятельности;
– ученики объективно анализируют результаты урока и определяют
субъектное значение результатов деятельности.
Подведение итогов не осуществляется ни в каком виде.
Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя.
Самоанализ урока русского языка, проведённого
учителем начальных классов
Урок русского языка был проведён в 1Д классе 14.03.2016г.
Согласно календарнотематическому планированию тема урока «Алфавит».
Целью данного урока является: сформировать умение распределять слова
повторить названия букв алфавита, их последовательность и
основные звуковые значения; создать условия для развития умений находить
букву в алфавитном столбике, называть буквы, которые обозначают гласные
(согласные) звуки, записывать слова по алфавиту, отгадывать зашифрованное
слово, составлять и записывать предложение; совершенствовать умение
правильно писать и говорить
Тип урока: закрепление знаний и выработка умений
Планируемые результаты обучения:
Предметные умения: Правильно называть буквы русского языка;
располагать буквы и слова по алфавиту.
Пользоваться знанием алфавита для решения языковых и речевых задач.
Правильно (в соответствии с нормами) произносить слова. Находить
орфограммы, списывать и писать под диктовку. Писать освоенные
познавательные ‒ выделять существенную информацию из небольших
регулятивные ‒ вносить необходимые дополнения, исправления в свою
работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять
ошибки, допущенные в словах (в специальных заданиях);
коммуникативные ‒ отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения
Л и ч н о с т н ы е : проявляют положительное отношение к учебному
осознают необходимость знания алфавита
умеют называть буквы в алфавитном порядке
приобрели первый опыт обращения к словарям
повышение активности и самостоятельности на уроке
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная,
Технологии, используемые на уроке:-
технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов
ИКТ, элементы здоровье сберегающих технологий.
Оборудование: компьютерная презентация, тетрадь на печатной основе,
Исходя из целей и задач, был спланирован тип урока: закрепление знаний и
выработка уменийТип урока определяет его структуру. Урок строится на
основе деятельностного подхода по следующим этапам:
I. Самоопределение к учебной деятельности.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Формулировка темы урока.
II. Учебнопознавательная деятельность.
1.Запись даты. Классная работа.
3. Словарная работа.
4.Упражнения на освоение алфавита.
III. Диагностика качества освоения темы.
IV. Интеллектуальнопреобразовательная деятельность.
Содержание урока соответствует требованиям ФГОС НОО. При
разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей
младших классов и реальные возможности учеников моего класса: это
средняя работоспособность, трудности с концентрацией и переключением
внимания, наличие в классе детей с нарушением устной и письменной речи,
средний уровень развития аналитикосинтетического мышления. Урок
опирался на знания, умения учеников, полученные ранее.
Организационный момент и самоопределение к учебной деятельности
включали в себя положительный эмоциональный настрой детей на
предстоящую учебную деятельностьобеспечили осознанное вхождение в
урок. Создавалась ситуация для выявления темы урока. Дети
самостоятельно определили тему и цель урока.
В начале урока актуализируются знания учащихся полученные при изучении
грамоты. Включены игровые моменты, которые помогают более прочному
усвоению материала. На уроке была достигнута высокая познавательная
активность учащихся за счёт создания ситуации успеха, использования
занимательного материала, применялись ИКТ. Использование ИКТ –
технологии всегда вызывает у учащихся чувство радостного удовлетворения,
уверенность в своих силах, ставит каждого ученика в условия поиска,
обеспечивает участие в работе всех учащихся.
Далее проводились упражнения на освоение алфавита, работа по открытию
новых знаний и их применению. На данном уроке происходит знакомство с
одним из видов словарей: орфографическим. Были использованы различные
формы деятельности: фронтальный опрос, индивидуальная, самостоятельная
На этапе практического применения полученных знаний использовалась
групповая работа. Учащиеся учатся договариваться друг с другом,
сотрудничать. Показателем выполнения образовательных задач этапа
является понимание учся социальной и практической ценности изучаемого
материала, готовность учся к активной учебнопознавательной
Индивидуальная работа на закрепление показала глубину осознанности,
гибкость и действенность полученных знаний. Проведена взаимопроверка, а
это одна из форм активной деятельности всего класса.
Здоровье сберегающий аспект: высокая работоспособность обеспечивалась
сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий.
Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась самими формами
групповой работы, т.к. снималась тревожность, мнительность,
нерешительность, в результате общение на уроке было продуктивным и
качественным. Проводилась динамическая пауза.
На этапе рефлексии учебной деятельности шло дальнейшее развитие у
учащихся алгоритма самооценивания.
Считаю, что заявленной цели и поставленных задач проведённый урок
Самоанализ урока. Виды самоанализа и примерные схемы
Многим учителям проще провести несколько открытых уроков, чем написать их самоанализ. Педагогу кажется, что проверяющие “придираются”, выискивая недочеты, а проверяющие уверены, что просто обязаны найти “ляп” или несоответствие, чтобы помочь учителю осознать свои пробелы.
Да и как учитель может обучать рефлексии детей, если сам не вполне владеет этим искусством?
Виды анализа и самоанализа урока
В современной педагогике выделяют несколько видов самоанализа урока, каждый из которых затрагивает отдельную составляющую часть всего урока. Вот приблизительная классификация видов самоанализа:
- Краткий — самый простой вид, дающий главную оценку уроку: каковы были задачи, выполнены ли все заявленные цели урока.
- Структурный, или поэтапный — анализ каждого этапа урока, каждого элемента, и, что не менее важно, анализ взаимосвязи этих этапов и элементов урока.
- Структурно-временной. Во время такого самоанализа учитель анализирует время, которое затрачивается на тот или иной этап урока, рациональное использование отведенного времени. Помогает понять, не была ли затянутой, к примеру, проверка домашнего задания, не мало ли времени было отведено времени на практическое применение нового правила или стоило уделить больше внимания объяснению новой темы.
- Комбинированный — это оценка основной дидактической цели урока и его структурных элементов.
- Дидактический — анализ методов и приемов, использованных учителем для достижения главной дидактической цели: формирования ЗУН.
- Аспектный анализ — полная и подробная оценка отдельного аспекта урока: например, использование развивающих методов, использование приемов дифференцированного обучения, проверка ЗУН учащихся, применение технологии проблемного обучения, использование ИКТ на уроке и т.д.
- Полный самоанализ. Этот тип самоанализа совмещает дидактический, аспектные виды анализа, проверку ЗУН учащихся и оценку результативности урока.
- Психологический — оценивает, как учитель обеспечивает внимание учащихся на каждом этапе, как проводит индивидуальную работу, как используется мотивация и т.д.
- Комплексный — объединяет в себе все вышеперечисленные типы анализов. Такой вид самоанализа применяется для оценки целого ряда уроков (например, при проведении аттестации учителя).
Примерные алгоритмы самоанализа урока
Самоанализ не обязательно должен затрагивать все аспекты урока. Все зависит от того, ради чего проводится открытый урок: был ли это урок для подтверждения категории или в рамках недели по предмету, или в рамках фестиваля творческого мастерства и т.д.
Вот несколько примеров алгоритмов, которые помогут учителю составить свой самоанализ:
Самоанализ урока, проведенного в рамках конкурса, фестиваля и т.д.
- В чем заключается ваше педагогическое кредо, и как урок помог вам отразить это?
- Объясните выбор содержания урока и выбранной технологии.
- Какие методы и приемы использованы на уроке и оценка их эффективности.
- Что удалось/не удалось осуществить?
- Что можно было бы изменить в ходе урока, нужны ли эти изменения? Если да, то почему?
Краткий план комплексного самоанализа урока
Выбор темы урока, его место в программе. Связь данного урока с предыдущими, и его влияние на следующие уроки.
Краткая характеристика класса: количество сильных/слабых учеников; какие особенности класса были учтены при планировании урока.
Краткий анализ целей и задач урока и оценка их реализации.
Выбор формы урока и приемов/методов, использованных на уроке, взаимосвязь теории и практики. Целесообразно проанализировать основной этап урока подробнее. Так легче показать взаимосвязь всех этапов урока, показать, как остальные этапы работали на главный, основной этап.
Обосновать выбор дидактического материала, ТСО, наглядности. И как это помогло достичь заявленных целей.
Как организован контроль знаний учащихся (на каком этапе, в какой форме). Оценить эффективность выбранного метода.
Психологическая атмосфера на уроке, заинтересованность учащихся, общение с учителем. Удалось ли избежать перегрузки, утомляемости, сохранить мотивацию?
Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с учетом особенностей класса и степенью усвоенности нового знания.
Как вы сами оцениваете результаты урока: все ли задачи решены, если нет, то почему?
В двух словах: перспективы вашей дальнейшей деятельности.
Таким образом, самоанализ урока помогает учителю взглянуть на свой урок со стороны, объективно оценит его “плюсы” и “минусы”. Это рефлексия, позволяющая выделить неучтенные резервы, выработать свой стиль, сформировать свое педагогическое кредо.
Самоанализ открытого урока
Как правило, учителя пишут самоанализы уроков к аттестации, при проведении открытых уроков, однако завуч или методист может провести анализ и обычного урока, чтобы понять, как учитель сам оценивает проведенный урок — достигнуты ли поставленные цели, был ли урок успешен или нет, какие ошибки допустил учитель.
Пример и образец самоанализа урока
- Обозначьте тему урока.
- Приведите краткую характеристику класса: сколько детей в классе, количество сильных/слабых учеников, какие психологические особенности учеников были учтены в ходе подготовки к этому уроку.
- Укажите тип урока по ФГОС. Напишите, как вписывается урок в план изучения темы, как будет работать на дальнейшее изучение темы.
- Укажите УУД, которые были запланированы на урок, и какие способы выбраны для их формирования.
- Перечислите методы и формы, выбранные для каждого этапа? С какой целью выбран тот или иной метод, ожидаемые результаты.
- Сформулируйте, в чем заключается главный этап, как другие части урока работают на него.
- Проанализируйте, насколько рационально выделено время для каждого вида работы и для каждого этапа урока. Насколько логично выстроена структура, как организованы связки между этапами урока.
- Какие наглядные, дидактические материалы, ТСО были использованы на уроке. Соответствует ли отбор этих материалов поставленным целям?
- Контроль усвоения ЗУН: на каком этапе урока проводился, как организован, в какой форме.
- Ваша оценка результатов проведенного урока: удалось ли достичь поставленных целей? Если нет — укажите причину, в чем возникло затруднение?