Юлия Альбиновна Хмельницкая
Эксперт по предмету «Педагогика»
Задать вопрос автору статьи
Психолого-педагогическая деятельность – это один из видов педагогической деятельности, который направлен на интеллектуальное, личностное, социальное и эмоциональное развитие субъектов образовательного процесса, являющееся в свою очередь основой его самосовершенствования и саморазвития.
Социально-педагогические
возможности молодежных и детских
общественных организаций согласно
положениям ФЗ «О государственной
поддержке молодежных и детских
общественных объединений (1995)»: создание
специальных программ для привлечения
внимания к своим проблемам; создание
условий для развития лидерского и
творческого потенциала личности;
привлечение внимания государственных
и муниципальных органов к решению
проблем детства, детских объединений;
создание органов детского самоуправления;
организация работы детей и молодежи,
направленной на оказание помощи
сверстникам, другим людям; подготовка
детей и молодежь к социальной самозащите;
развитие правовой культуры личности;
профилактика асоциального поведения.
Перспективные
цели детских организаций. Основное
содержание деятельности детских
организаций. Программы детских
организаций: международные, федеральные,
региональные.
Основные формы
работы детских организаций. Условия
успеха работы детских организаций.
Принципы социализации личности в детской
и подростковой организации.
Программы
сотрудничества детской организации с
социальными институтами.
Методика
развития самоуправления в детских и
молодежных объединениях.
Понятие субкультуры.
Молодежная субкультура. Особенности
работы социального педагога с
деструктивными субкультурами.
Цель и задачи психолого-педагогической деятельности в детских и молодёжных объединениях
Целью психолого-педагогической деятельности в детских и молодежных объединениях является оказание всесторонней поддержки детям и молодежи (группам и отдельным лицам) в построении эффективных социальных взаимоотношений с окружающими, преодолении жизненных трудностей, а также использование возможностей объединения в разрешении фундаментальных задач социального воспитания.
Достижение поставленной цели осуществляется посредством последовательного решения ряда задач:
- Информационная задача – предполагает своевременное информирование детей и молодежи, их родителей и педагогов о функционирующих объединениях, их роли и значимости в жизни общества.
- Организационная задача – оказание необходимой профессиональной помощи в решении разнообразных организационных проблем, которые могут возникнуть в рамках конкретного объединения, ознакомление с эффективными технологиями организаторской деятельности.
- Координационная задача – направлена на обеспечение эффективного и продуктивного взаимодействия между общественными объединениями и иными социальными институтами, с целью оказания необходимой социальной поддержки и защиты детей.
Основными компонентами психолого-педагогической деятельности в детских и молодежных объединениях являются: прогностический, диагностический, практический и педагогический.
Ведущими функциями психолого-педагогической деятельности в рамках детских и молодежных объединений являются:
- Воспитательная функция – направлена на воспитание у субъектов объединений положительных личностных качества, которые позволяют человеку чувствовать себя комфортно в окружающем обществе.
- Компенсаторная функция – состоит в формировании у участников объединения стремления к компенсации и устранении недостатков в поведении, личных качествах и т.д., желания всегда достигать высоких результатов.
- Стимулирующая функция – предполагает активизацию у субъектов объединений положительной предметно-практической и социально-полезной деятельности.
- Корректирующая функция – направлена на исправление у субъектов объединения отрицательных личностных качеств, ценностных ориентаций и установок во взаимодействии с окружающими.
Самоуправление в образовательной организации и организационно-педагогическое сопровождение работы детских общественных объединений
Детское движение – это реальность общественной системы. Социальная среда, которая окружает современных детей, является основой детского движения.
Позитивное развитие детских общественных объединений как субъектов социализации, воспитания подрастающего поколения, находится в прямой зависимости от состояния и роли общественных структур, их взаимоотношений с государством.
В основе детских движений находится открытая самоорганизующаяся, саморегулируемая система. Реальная социальная действительность «задает» очередную ступень развития детским движениям. Социальная действительность определяет воспитательный потенциал, реализация которого позволяет влиять на воспитательное пространство социума (его идеологию, ценностные приоритеты, взаимодействие его субъектов, позицию и место ребенка в этом пространстве).
Целенаправленно конструируемое детское движение – субъект определенной общественно-государственной системы воспитания.
Характерные черты детского движения как субъекта воспитания заключается:
- в личностном росте и развитии ребенка, которые проявляются через активную жизненную позицию, определенные самостоятельные действия, направленные на самореализацию
- во взаимодействиях со сверстниками и взрослыми, которые проявляются в субъектно-объектной позиции ребенка
Право на объединение, закреплено в ст. 30 Конституции Российской Федерации.
Реформирование системы российского образования предполагает усиление в деятельности государственных образовательных учреждений именно «общественных начал», возрастание их роли как важной частицы гражданского общества в целом.
В процессе педагогической поддержки обучающихся в создании общественных объединений необходимо учитывать следующие ключевые параметры:
- социальный, культурологический, воспитательный потенциал детского движения;
- принципы, способы и методы реализации воспитательного потенциала в широком пространстве социума;
- конструирование на базе детского движения инновационных реальностей разной позитивной ценностно-целевой направленности;
- виды, направления, формы детского движения, их специфику и др.
При организации деятельности детского общественного объединения возникает ряд организационных вопросов. Задача педагогов организовать эффективное педагогическое сопровождение детских общественных объединений, направить группу детей и каждого ребенка в отдельности в правильное направление построения ими социальных отношений, помочь преодолеть организационные трудности и максимально использовать эти объединения для решения задач социального воспитания.
Педагогическое сопровождение детских общественных объединений заключается в изучении и создании социально-педагогических условий для развития деятельности детского общественного объединения; оказании помощи и поддержки в сложных ситуациях жизненного выбора; осознании особенностей взаимодействия с образовательной средой.
Сопровождение предполагает решение следующих задач:
- информационной (информирование обучающихся и их родителей о действующих объединениях, их статусе);
- организационной (помощь в организационных вопросах);
- координационной (организация взаимодействия объединения с другими социальными институтами).
Вовлечение обучающихся в процесс управления образовательной организацией также решает вопросы социального воспитания. В этом случае открываются возможности для активизации учащихся собственной деятельности в решении школьных проблем.
Ученическое самоуправление – это право, закрепленное Федеральным законом РФ № 273-ФЗ. Предполагает право на учет мнения учащихся в управлении образовательной организацией.
Понятие «самоуправление» говорит само за себя и представляет самоорганизацию субъектов с целью управления собственными делами, оно исключает деятельность, определенную кем-то другим извне, то есть участие и согласие самого субъекта самоуправления обязательно.
С социологической точки зрения, самоуправление – это коллективное управление, участие всех членов организации, всего населения в деятельности соответствующего органа управления, включение исполнителей в процесс выработки и принятия общих решений.
Самоуправление – это действенный способ включения каждого обучающегося в организацию, проведение, оценку деятельности объединения на основе творчества, инициатив, самостоятельности и ответственности.
Самоуправленческая деятельность не сводится лишь к созданию стабильных органов управления. Она более многообразна и включает в себя:
- управление детским объединением;
- организацию коллективной деятельности;
- формирование внутри коллективных отношений;
- разработку основных документов, правил, прав, обязанностей самими детьми;
- осуществление внешних связей объединения с государственными и общественными структурами;
- самоорганизацию каждого члена объединения.
Специфика социально-педагогических задач детских и молодежных общественных объединений
Автор статьи: Щеглов Никита Евгеньевич, руководитель ДОО «Команда и Ты», педагог-организатор ГБОУ школа № 401, студент кафедры СКД, факультета ФСКТ СПбГИК (бывш. СПбГУКИ)
– по содержанию,
– по направленности видов общественных объединений и организаций,
– по степени скоординированности их усилий.
Следует различать по своей природе и предназначению детское общественное объединение с одной стороны и объединение детей (учащихся) по интересам в системе дополнительного образовании детей, равно как и детское общественное объединение и орган ученического самоуправления.В этом контексте важно определить специфику решаемых задач, позволяющих координировать действия на пути достижения эффективного результата.
В сложившихся за последние годы в Российской Федерации социально-экономических условиях молодежные и детские общественные объединения успешно действуют как особый социальный институт, реализующий вариативные социально-значимые программы и проекты детей, подростков и молодежи, сущность которых состоит в нравственном и духовном воспитании юных граждан.Именно задачи воспитания инициативности, формирования гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе, обучения основам общественной экспертизы и гражданского контроля наиболее актуальны в деятельности молодежных и детских общественных объединений. Наряду с этим в интересах общества деятельность данных общественных объединений должна быть направлена на достижение объединяющей эти задачи цели – воспитание личности, заботящейся о преемственности многопоколенных традиций и на создание благоприятных условий для:
- строительства справедливого сообщества, уважающего достоинство каждого гражданина;
- приобретения молодыми людьми новых знаний, навыков, развивающих их инициативность, творческий потенциал, умение отстаивать свои права и свободы, управлять рисками;
- пропаганды ценностей межнациональной и глобальной солидарности;
В то же время разнообразный спектр детских и молодежных объединений можно рассматривать как своеобразный социокультурный феномен, что проявляется в ряде определенных моментов, характеризующих специфику содержания и организации их деятельности:
1. Детские и молодежные объединения как социально-педагогический проект.
Они не возникают спонтанно, а являются продуктом специальной организаторской работы взрослых и/или старших. (Как правило, по известным нам данным, стихийно возникшие организации либо быстро распадаются, либо превращаются в антисоциальные объединения). Созданию организации предшествует появление лидера или группы лидеров, выдвигающих некую идею, для реализации которой и создают организацию (в зависимости от того, кто становится создателем организации, она приобретает масштаб федеральной, региональной, муниципальной или локальной). Организация как социально-педагогический проект предполагает, что ее создатели заранее проектируют (а по ходу дела дополняют и уточняют): задачи, для решения которых она создается; необходимое для решения задач содержание жизнедеятельности и формы ее организации; адекватные задачам организационную структуру, символику, атрибутику и др.
2. Детские и молодежные объединения – добровольные объединения.
Дети, подростки, молодежь входят в организацию по собственному желанию и обладают возможностью выйти из нее. Желание присоединиться к деятельности того или иного объединения обусловлено возрастными потребностями в общении со сверстниками, в самореализации и самоутверждении, стремлением чувствовать себя принятым сверстниками и ценимым ими. Поэтому они входят в те объединения, которые первоначально привлекательны для них какими-либо внешними признаками, или «за компанию» с приятелями. Если первое впечатление не обманывает, организация становится референтной для конкретного человека, т.е. он предпочитает ее другим группам членства и ориентируется на принятые в ней нормы и ценности. Референтность – необходимое условие длительного вхождения человека в организацию. Добровольное вхождение в объединение позволяет детям, подросткам, юношам и девушкам как субъектам социализации искать и находить благоприятные условия для решения возрастных задач, а также адаптации и обособления в социуме.
3. Детские и молодежные объединения как общество сверстников и фактор стихийной социализации.
Общество сверстников – это не обязательно одногодки, в него входят различающиеся по возрасту, но объединенные определенной субкультурой молодые люди. Исходя из этого, любая детская или молодежная организация представляет собой общество сверстников, в котором складываются межличностные отношения, проявляющиеся в характере и способах взаимодействия членов организации, а также в ее статусной и ролевой структурах.Общество сверстников – один из решающих микрофакторов стихийной социализации детей и молодежи. Существующее в рамках детской и молодежной организации общество сверстников приобщает ее членов к культуре взрослого общества, научая поведению, создает условия для решения социально-психологических возрастных задач (развития самосознания, самоопределения, самореализации, самоутверждения) и т.д.
4. Детские и молодежные объединения – воспитательный институт, т.е. институциональная форма относительно контролируемой социализации.
В зависимости от того, кто создает то или иное объединение, может осуществлять тот или иной вид воспитания. В создаваемых концессиях – религиозное воспитание, в создаваемых контркультурными организациями (криминальными или тоталитарными, политическими и квазикультовыми) – диссоциальное воспитание, т.е. целенаправленное формирование у членов этих организаций антисоциального сознания и поведения. В создаваемых просоциальными субъектами (государственными и негосударственными организациями, группами лиц и отдельными лидерами) – социальное воспитание, т.е. планомерное создание условий для относительно целенаправленных позитивных развития и духовно-ценностной ориентации детей, подростков, юношей и девушек. Эти условия создаются в ходе взаимодействия членов детских и молодежных объединений, содержанием которого в общем виде является: организация социального опыта ребят, их обучения и просвещения, стимулирование самодеятельности, самообразования и позитивного самоизменения; индивидуальная помощь в решении проблем личностного становления.
5. Детские и молодежные объединения как творцы и носители субкультуры.
В Санкт-Петербурге , на данный момент, самой крупной детской и молодежной общественной организацией является Региональное Детско-Юношеское Гражданско-Патриотическое Движение(РДЮГПД) «Союз Юных Петербуржцев», включающее в себя около 50 школьных и районных объединений. В Колпинском районе существует Ассоциация Детских и Молодежных Объединений «Созвездие Колпино», в которую входят 17 объединений, в том числе и то, которым руковожу я – ДОО «Команда и Ты» (ГБОУ СОШ 401). ДОО «КиТы» в своей деятельности реализует экологические проекты (субботники, высадка деревьев, создание скворечников), социальные (патронирование, акции «Открытка ветерану», «Открытка учителю») и творческие мероприятия в школе. В объединении 20 постоянных членов и около 30 учащихся, которые привлекаются для реализации проектной деятельности .
Таким образом, можно сделать вывод, что детские и молодежные общественные объединения, являясь неотъемлемой частью региональной системы образования, развивают в своей деятельности механизмы становления профессиональных, досуговых и личностных компетенций личности. При комплексном подходе этот процесс влияет на:
– эффективность развития духовно-нравственной, политической и правовой культуры личности,
– формирование экологического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении к законам государства и общества России,
– способность к личностному самоопределению и самореализации в динамично изменяющихся социально-политических условиях.
Список используемой литературы:
- Интернет ресурс Википедия , Детское общественное объединение
- Орлова Л.Н., Место и роль детских и молодёжных общественных объединений в воспитательном пространстве региона. – Орёл: Сборник методических работ, 2010. – с. 12
В настоящее время
в стране происходят резкие изменения
в экономической, политической и социальной
жизни. Эти изменения привели к появлению
новых социальных проблем, которые в
первую очередь сказались на воспитании,
развитии, социальном формировании
детей, подростков и молодежи. В связи с
этим возникла острая необходимость в
развитии социально-педагогической
службы по оказанию помощи детям и
подросткам.
Детское движение
– не изолированное явление общественной
жизни. Оно обладает всеми качествами
социальных систем и немыслимо без
взаимоотношений, взаимодействия с
окружающей жизнью, с действительностью.
Как социальное
явление, направленное на пользу общества,
детское движение, в силу специфики, во
многом способствует гуманизации,
демократизации и прогрессу общества.
Однако здесь
следует отметить, что понятие «детское
движение» в настоящее время может
употребляться в нескольких значениях,
отображающих разномасштабные явления.
В общем, значении под детским движением
понимается совокупность действий и
деятельности всех детских общественных
объединений на определённой территории.
1. Совокупность
действий (деятельности) детских сообществ,
направленных на изменение их
жизнедеятельности, положения в обществе,
достижение социально значимой цели,
посильное преобразование окружающей
среды, развитие социального творчества
в детской среде.
2. Совокупность
координированных действий различных
детских сообществ (в том числе и временных
детских общественных объединений,
коллективов, групп и т.д.), направленных
на реализацию какой – либо идеи (цели),
связанной с изменением социальной
действительности или своего положения
в обществе.
Иными словами,
объединение – это то, что структурно
определено; движение – это процесс
изменений, происходящий во всей
совокупности объединений на территории
одного или нескольких государств. Любая
организация может стать частью движения.
Субъектами детского движения также
считают подростковые объединения и
клубы, деятельность которых направлена
на организацию свободного времени
детей, реализацию их собственных
интересов.
В таком значении
понятие «детское движение» можно
употреблять, обозначая им общее социальное
явление, имея в виду, например, детское
движение России, то есть в масштабах
всего государства в целом.
Однако в рамках
этого общего социального явления можно
видеть специфику отдельных видов
детского движения, отличающихся, прежде
всего содержанием и направленностью
деятельности определённого типа
объединений и организаций, а также
степенью их координированности. Для
обозначения отдельных видов детского
движения, как правило, используется
понятие «движение» с указанием его
видовой специфики. Например, детское
экологическое движение, скаутское
движение и др.
В зависимости
от статуса учреждения детские объединения
могут быть:
1. Общественные –
если учредителем является взрослое
общественное объединение, осуществляющее
свою деятельность на основе Закона «
Об общественных объединениях»,если
деятельность этого объединения
осуществляется вне зависимости от
государственных институтов (системы
народного образования и т.д.). В качестве
примера такого объединения можно назвать
Ассоциацию Возрождения Российского
Скаутизма.
2. Общественно –
государственные – если учредители и
государственные институты (народное
образование, государственные учреждения)
совместно обеспечивают эту деятельность,
если она является объединением (союзом,
федерацией) общественных и государственных
организаций. Примером такого рода
объединения может послужить Федерация
Пионерских детских и подростковых
организаций РСФСР.
3. Государственные
– если цели и задачи, характер деятельности,
структура, форма, обеспечение кадрами,
методическое обслуживание – прерогатива
государства, то есть роль учредителя
выполняет государственный институт.
Ярким примером была Всесоюзная пионерская
организация им. В.И. Ленина.
Детские объединения
носят персонифицированный и формализованный
характер:
Персонифицированные
– это команды, клубы, центры, организации,
кружки, секции, где ясно просматривается
взаимодействие взрослого и детей.
Формализованные
– ассоциации, федерации, объединения,
организации.
Детские объединения
могут быть официальными, если они
зарегистрированы в государственных
органах власти на основе законодательства
об общественных объединениях. Любое
общественное объединение имеет право
на получение статуса юридического лица,
если в его составе есть хотя бы один
совершеннолетний гражданин. Для этого
в соответствии с Законом «Об общественных
объединениях» необходимо зарегистрировать
свой Устав в органах юстиции. Общественное
объединение вправе не регистрировать
свой Устав в государственных органах.
В этом случае оно не приобретает права
юридического лица, но сохраняет все
остальные права, предоставляемые
законодательством.
- традиционным
(клуб Боевой Славы в школе); - постоянно
действующим филиалом, какой – то детской
организации;
– ситуационным
(собрались вместе для проведения, какого
– то интересного дела)
Детскими
организациями являются общественные
организации детей и связанных с
ними совместной деятельностью по
реализации детских потребностей и
интересов взрослых. Ими являются также
ассоциации детских организаций.
детей и взрослых;
порядок продления
членства в ней для взрослых, сохраняющие
членство в детской организации;
деятельность детей
и взрослых;
детской организации,
установленные для всех нормы и правила;
(право выбора
видов, форм и способов осуществления
деятельности);
Детские клубы
(объединения) по интересам, как правило,
создаются по месту жительства – реже
по месту учёбы или работы родителей.
Однако они не попадают под регулирование
законодательства об общественных
объединениях. Тем не менее, их создание
и деятельность – права юных граждан
объединяться в общественные объединения,
закреплённого в международных и
республиканских декларациях прав и
свобод личности.
Клубный тип
объединения отличается большой
вариативностью выбора, поскольку здесь
нет строго заданной программы. Однако
преобладающее проявление организаторской
активности находится на стороне взрослых.
Отличительной же чертой детских
организаций является преобладание
активности детей и подростков.
Социально –
педагогическая деятельность – это
разновидность профессиональной
деятельности, направленная на оказание
помощи ребенку в процессе его социализации,
освоения им социокультурного опыта и
на создание условий для его самореализации.
Всю свою деятельность
по формированию социально-активной
позиции
социальный
педагог проводит с учетом возрастных,
индивидуальных и психологических
особенностей детей и взрослых. При этом
особое внимание следует уделять таким
возрастным этапам, как дошкольный,
подростковый и юношеский, когда имеет
место особенно интенсивный рост и
перестройка функционального состояния
всех систем жизнедеятельности
развивающегося организма. Существенное
значение имеет и правильная оценка
психологической ситуации в семье, классе
школы, неформальном объединении
подростков.
Основные направления
в деятельности социальных педагогов,
прежде всего работа с неформальными
детскими объединениями, с ученическим
самоуправлением, детскими общественными
объединениями района, округа. С органами
законодательной и исполнительной
власти.
В их программы
направленные на формирование
организаторских качеств
социальный,
комплекс психологических и
психопрофилактических воздействий;
формирование устойчивых понятиях об
историй культуре и ценностях общества;
учет и коррекция влияния на здоровье
окружающей среды; пропаганда вредных
для здоровья факторов – алкоголизма,
курения, наркомании, токсикомании;
формирование правильных представлений
об правах и обязанностях, о законах
странны.
Социальный педагог
должен понимать, что в любом детском
или молодежном объединении потенциально
заложены такие социально-воспитательные
функции:
– Познавательная
(когнитивная): применение в деятельности
имеющихся знаний, закрепление
мировоззренческих идей, формирование
умений анализировать события, происходящие
в стране и мире;
– Защитная
(компенсаторная): социальная защита
представителей организации. Каждая
организация одним из главных своих
задач видит защиту прав и интересов
членов организации;
– Регулятивная:
особая позиция молодых людей как членов
организации в результате отношений, а
также в процессе выполнения организаторских
и исполнительских постоянных и временных
поручений, т.е. регулирование взаимоотношений
детей, молодежи и их деятельности;
– Организаторская:
содействие развитию организаторских
способностей и потребностей детей и
молодежи;
– Коммуникативная:
роль организации как средства общения
между детьми, молодежью и взрослыми;
– Социальных связей:
проявляется в налаживании контактов
между детскими, молодежными и взрослыми
организациями, в контактах со школой,
государством, общественностью другими
детскими и молодежными организациями
и объединениями в посредничестве между
детьми, молодежью и обществом в целом.
Деятельность
социального педагога должна быть
нацелена на формирование здоровых
социально-психологических установок
путем вовлечения молодёжи в активную
общественную жизнь.
Социально-педагогическая
работа в детских объединениях и
организациях направленно на поддержку
групп детей и каждого ребенка в отдельности
в построении ими своих социальных
отношений, на преодоление организационных
трудностей и максимальное использование
этих объединений для решения задач
социального воспитания.
Этот процесс,
содержащий комплекс последовательных
педагогических действий, обеспечивающих
включенность детей в значимую для них
деятельность, значимые события и
стимулирующих их саморазвитие
– рассмотрение
воспитательного результата участия
ребенка в детской организации как
единства двух существенно отличающихся
процессов социализации и индивидуализации;
– признание
свободного развития каждого ребенка в
условиях организованного пространства,
выбранного им для самореализации и
жизнедеятельности;
– направленность
педагогических усилий на формирование
рефлексивных способностей детей,
необходимых для построения аутентичного
жизненного пути и, в соответствии с ним,
индивидуальной траектории
самосовершенствования в условиях
социальной данности;
– стремление
педагогов не вести детей за собой, не
управлять ими и их развитием, а создавать
условия для самоидентификации и
самореализации, оказывая помощь в
осознании, анализе и решении социально
значимых проблем.
Социально-педагогическая
работа, создавая условия для включения
членов детских организаций и объединений
в социально-значимую деятельность,
направленно не только на воспитание их
гражданской позиции, но и на формирование
субъективного образа мира ( представление
человека о себе, своей судьбе и окружающим
мире во время жизни).
При этом важна
деятельность педагогов, направленная
на создание условий для повышения
воспитательной эффективности
социально-значимой деятельности детских
объединений, оказание помощи в ее
организации и достижении определенного
результата.
Смыслообразующим
ядром педагогического сопровождения
является воспитательный потенциал.
Воспитательный
потенциал – это интегрированная
совокупность социально-экономических,
социально-психологических,
социально-педагогических факторов,
обеспечивающих материализацию
воспитательных возможностей детского
общественного формирования в процессе
социально-значимой деятельности
конкретного ребенка.
Мы имеем в ввиду,
прежде всего функции, обеспечивающие:
– реализацию
естественных потребностей детей в
деятельности, познании, общении,
самоутверждении;
– психологическую
защиту (формирование чувства эмоционального
комфорта, защищенности, как следствия
совпадения ценностей, норм общения,
правил поведения);
– воспитание навыков
коллективного взаимодействия, развитие
умений, обеспечивающих успех в
самоорганизации, в значимых для детей
видах деятельности;
– ориентацию детей
в системе социальных, нравственных,
политических ценностей.
Иными словами,
использовать воспитательный потенциал
детской общественной организации –
это осуществить переход сущности в
явление, натурализация социальных
функций детского движения, представленная
в конкретных формах, содержании,
результатах.
Социально-педагогическая
работа в детских объединениях
осуществляется в процессе социального
творчества, выстраивания взаимоотношений
членов организации с реальной
действительностью, направленных на ее
преобразование, совершенствование
самого себя в изменяющемся мире. Для
этого каждый ребенок должен иметь равные
возможности в осуществлении своих прав.
Поэтому он нуждается в получении наиболее
полной информации о своих правах и
обучении приемам самозащиты в обществе.
Реализуя
основные задачи государственной
молодежной политики, необходимо учитывать
то, что в этом процессе, с одной стороны,
именно детские и молодежные организации
является своеобразным посредником
между государственными органами и
молодым поколением, а с другой – что
среди всех основных институтов
социализации и воспитания юношей и
девушек именно они должны решать вопросы
социализации и воспитания молодого
поколения.
Обобщая вышесказанное,
можно утверждать, что детские и молодежные
объединения в случае тесного сотрудничества
могут стать для социального педагога
своеобразным инструментом для достижения
как локальных так и масштабных задач.
В целом же работа
социального педагога с детскими и
молодежными объединениями должна быть
направлена на создание условий,
способствующих социальной ориентации
и самореализации молодежи вее собственных
интересах, а также в интересах общества,
государства. Достижение такой цели
возможно при четком выборе формы
взаимодействия социального педагога
с детскими и молодежными общественными
организациями и молодежным движением
в целом, комплексном сочетании различных
путей такого взаимодействия.
Координация деятельности детских и молодежных общественных объединений
В настоящее время
общепризнанной является педагогическая
значимость детского и молодежного
общественного движения, которое предстает
сегодня как сложная социально-педагогическая
реальность, проявляющаяся в добровольной
деятельности учащихся в соответствии
с их запросами, потребностями, нуждами
и инициативами как своеобразный отклик
на события окружающей их жизни.
Планируется и
осуществляется эта работа на основании
Закона Республики Беларусь «О правах
ребенка» (ст. 25, 26), в соответствии с
Концепцией развития детского движения
в Республике Беларусь (Указ Президента
Республики Беларусь № 14, 1998 г.), приказами
управлений образования облисполкомов
о проведении и об итогах областных
смотров школьных комнат для деятельности
детских организаций и их органов
самоуправления, в сотрудничестве с
комитетами БРСМ, советами БРПО.
Детские и молодежные
общественные структуры в воспитательных
системах школ представлены:
– разнообразными
органами ученического самоуправления
(советы старшеклассников, школьные
комитеты, школьные парламенты);
– школьными
(ученическими) организациями;
– детскими
общественными объединениями, организациями,
действующими в рамках законодательства
на базе школы;
– временными
детскими объединениями — советами,
штабами по подготовке и проведению
коллективных творческих дел, игр,
трудовых операций, спортивных соревнований
и т. д.
Основными задачами
детского и молодежного общественного
движения являются:
– формирование у
школьников активной гражданской позиции;
– создание необходимых
механизмов для участия детей и учащейся
молодежи в принятии решений, касающихся
интересов детства;
– создание условий
для приобретения учащимися опыта
социально значимых отношений и т. д.;
– развитие творческой
личности.
В обосновании роли
и места детского и молодежного движения
в процессе воспитания подрастающего
поколения важно учитывать тенденции
во взаимоотношениях детских и молодежных
объединений с учреждениями образования.
На современном этапе государственные
учреждения образования строят отношения
с детскими и молодежными общественными
объединениями как равные партнеры с
учетом интересов детей, подростков и
молодежи. Партнерское взаимодействие
предоставляет возможность
педагогу-организатору использовать
комплексный подход к решению поставленных
перед ним задач, используя технологии
и формы работы общественных объединений
и опыт воспитательной работы, накопленный
педагогической наукой и практикой.
В функции
педагога-организатора прежде всего
входит информирование детей и подростков
об имеющихся в социальном окружении
детских и молодежных формированиях, о
содержании их деятельности, целях,
задачах этих организаций. Задачи
деятельности педагога-организатора —
оказать помощь в самоорганизации
социально активных детей и подростков,
способствовать формированию творческой
активности, реализации социально
значимых проектов.
Педагог-организатор
совместно с администрацией и педагогическим
коллективом школы определяет модель
взаимодействия с общественными
структурами, созданными с участием
детей. При этом педагогическая позиция
педагога-организатора в детском
объединении предполагает:
– добровольность
его участия в деятельности объединения;
– педагогическое
целеполагание при организации планирования
работы объединения;
– согласованное с
детьми выявление проблем, принятие
решений и организация их выполнения;
– уважение прав
детей — членов организации и
административное невмешательство в
деятельность организации, учет приоритета
детской самодеятельности в управлении
делами организации;
– эмоциональная и
ресурсная поддержка деятельности
организации.
Направления
деятельности педагога-организатора
по взаимодействию с детскими и молодежными
общественными объединениями могут быть
следующие:
1. Оказание
необходимой помощи организациям,
объединениям в подготовке и проведении
выборов их органов самоуправления.
2. Ознакомление
членов детских и молодежных общественных
объединений и их органов самоуправления
с планом (программой развития)
учебно-воспитательной работы школы,
педагога-организатора (на год, полугодие,
четверть, каникулы) с целью определения
участия их в осуществлении указанных
планов, а также обсуждения поступивших
предложений, при этом формы проведения
такой работы могут быть разными — КТД,
деловая игра, большой сбор актива,
экспресс-интервью и т. д.,
3. Организация
работы с активом дружины, отрядов БРПО:
– использование
игровых, других современных педагогических
технологий обучения актива (с учетом
выполняемых поручений) знаниям, умениям,
навыкам осуществления Устава, Программы
БРПО, планов работы советов дружины,
отрядов, изготовления наглядных
материалов об их деятельности (план
учебы пионерского актива прилагается
к перспективному плану, в нем определяются
темы занятий, формы, методы, сроки их
проведения, участники и организаторы);
– организация
участия пионеров в районных, областных,
республиканских смотрах, акциях,
конкурсах и т. п.;
– организация
участия пионерских отрядов в мероприятиях,
посвященных Дню пионеров Республики
Беларусь, Международному дню мира, Дню
юного героя-антифашиста, Дню Победы,
Дню пионерской дружбы (19 мая), Международному
дню защиты детей (1 июня), в акциях «Мы —
пионеры XXI
века» (агитбригады, трудовые десанты,
игровые программы);
– создание юнкоровских
постов, ПСН (пионерской службы новостей);
– определение форм,
сроков подведения итогов работы, их
анализ (в каких делах участвовали, чему
научились и т. д.).
4. Организация
работы с активом школьных кружков,
клубов, объединений по интересам:
– проведение выборов
(или перевыборов актива, если они
действовали ранее) органов детского
самоуправления в кружках, клубах с
учетом профиля, направлений их деятельности
(указать сроки, формы проведения выборов);
– организация учебы
актива кружков, клубов с учетом выполняемых
поручений (информаторы, игротехники,
юнкоры, художники-оформители, юные
режиссеры, мастера и т. д.).
5. Организация
участия кружков, кружковцев в школьном,
районном, областном конкурсах-смотрах
«Юные мастера XXI
века»:
– традиционной
акции «Знай, умей, действуй!» (кружок,
клуб — семье, школе, району) с целью
использования кружковцами в повседневной
жизни умений и навыков, полученных в
кружке, клубе;
– районных, областных,
республиканских смотрах, конкурсах,
выставках по профилю кружка, клуба
(согласно их положениям);
– изготовлении
учебно-наглядных пособий, игрового
реквизита для использования их при
проведении занятий (с учетом профиля
кружка).
6. С целью подведения
итогов работы кружков, клубов планируется
проведение соответствующих мероприятий
(указываются формы, сроки проведения,
участники).
В том случае если
за организацию деятельности кружков,
клубов отвечает заместитель директора
по воспитательной работе или завуч, то
педагогу-организатору следует всю
указанную работу проводить
совместно с ними,
быть инициатором создания в кружках,
клубах органов детского самоуправления.
7. Совместно с
завучем, заместителем директора школы
по воспитательной работе определение
форм, методов обучения избранного актива
детских коллективов классов с учетом
их возраста и выполняемых поручений.
8. Организация
работы пресс-центра, рекламбюро,
использование других видов пропаганды
деятельности детских коллективов.
9. Определение и
использование совместно с заместителем
директора школы по воспитательной
работе различных форм взаимодействия
органов ученического, пионерского,
детского самоуправления (общий сбор,
сбор-старт, сбор-финиш, деловая игра «Я
и мы», пресс-конференция, открытый
микрофон и т. д.).
10. Организация
участия детских коллективов (отрядов,
кружков, клубов) в создании и обновлении
оформления школьной комнаты (кабинета
педагога-организатора) для деятельности
детских и молодежных общественных
объединений и их органов самоуправления
(определить поручения, задания,
организовать их выполнение).
Этапы организации психолого-педагогической деятельности
Психолого-педагогическая деятельность организуется в несколько последовательных этапов:
- Стратегический этап, включает в себя:
формулировку и постановку главной цели, определение задач, последовательное решение которых приведет к достижению цели;определение субъектов и объектов психолого-педагогической деятельности;выделение ведущих идей деятельности;формирование банка информационных данных;установка показателей и критериев;подбор диагностических методик, в соответствии с установленными показателями и критериями. - формулировку и постановку главной цели, определение задач, последовательное решение которых приведет к достижению цели;
- определение субъектов и объектов психолого-педагогической деятельности;
- выделение ведущих идей деятельности;
- формирование банка информационных данных;
- установка показателей и критериев;
- подбор диагностических методик, в соответствии с установленными показателями и критериями.
- Тактический этап – рассматривается как процесс перемещения и расположения компонентов психолого-педагогической деятельности, его реализация осуществляется на технологическом уровне. Данный этап осуществляется:
в рамках парадигму взаимообмена, включает в себя ряд функциональных аспектов: деятельностный, личностный, социальный и культурный;в обеспечении частных и базовых технологий психолого-педагогической деятельности;в создании оптимальной структуры управления психолого-педагогической деятельности. - в рамках парадигму взаимообмена, включает в себя ряд функциональных аспектов: деятельностный, личностный, социальный и культурный;
- в обеспечении частных и базовых технологий психолого-педагогической деятельности;
- в создании оптимальной структуры управления психолого-педагогической деятельности.
- Технический этап – представлен совокупностью методов, средств и приемов, которые направлены на оптимизацию психолого-педагогической деятельности в рамках детских и молодежных объединений.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Особенности психолого-педагогической деятельности в детских и молодёжных объединениях
В настоящее время, молодежная политика, реализуется через разнообразные детские и молодежные объединения, в рамках которых психологи и педагоги осуществляют необходимую профессиональную помощь и сопровождение.
Основными направлениями психолого-педагогической деятельности детских и молодёжных объединений является:
Сделаем домашкус вашим ребенком за 380 ₽
Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online
Бесплатное пробное занятие
*количество мест ограничено
- Опора на принцип командного функционирования объединения.
- Наличие главной цели, которая является основой всей деятельности объединения, определяет направления по созданию эффективных условий для всестороннего личностного развития детей в рамках современного общества.
- Наличие своеобразной организационной культуры, которая определяет оригинальность каждого отдельного объединения.
- Обязательное наличие ресурсного обеспечения деятельности объединений.
- Наличие информационной и рекламной деятельности.
- Необходимость работать не только с действующими членами объединения, но и с его потенциальными участниками, установление продуктивных взаимоотношений и контактов с иными общественными объединениями.
- Осуществление эффективного педагогического сопровождения деятельности детского или молодежного объединения, с целью его развития и совершенствования реализуемой деятельности.
Одной из основных особенностей психолого-педагогической деятельности в детских и молодёжных объединениях является организация психолого-педагогического сопровождения.
«Психолого-педагогическая деятельность в детских и молодежных объединениях» 👇
Психолого-педагогическое сопровождение – это исследование и создание оптимальных социально-педагогических условий, в рамках которых субъект объединения имеет возможность реализовать свою потребность в общении и деятельности.
Кроме того, психолого-педагогическое сопровождение направлено на оказание участникам детских и молодежных объединений профессиональной помощи и поддержки во взаимодействии с окружающей социальной средой.
Технология работы социального педагога с семьей
Семья как целостная система, образованная
в процессе социальной адаптации людей
в обществе. Типологии семьи (типология
семьи по ее функциональной состоятельности:
функционально состоятельные и
функционально несостоятельные «группы
риска»; типология семьи по способности
решать возникающие перед ней нормативные
и ненормативные кризисы; типология
семьи по специфике десоциализирующего
влияния на членов семьи; типология семьи
по типу воспитательных ошибок).
Социально-экономический статус семьи.
Социально-психологический статус,
характеризующий психологический
микроклимат в семье, более или менее
устойчивый эмоциональный настрой.
Социокультурный статус, определяющий
общий уровень культуры семьи,
образовательный уровень ее взрослых
членов. Ситуационно-ролевой статус
связан с характеристикой отношения к
ребенку в семье.
Характеристика специфики семейной
социализации в различных категориях
семей: семьи материально обеспеченные;
материально малообеспеченные; бедные;
бездетные, желающие усыновить ребенка
или оформить опеку; малодетные (1-2
ребенка); многодетные; семьи с детьми
инвалидами; семьи матерей-одиночек с
незарегистрированным браком; семьи,
остающиеся с одной матерью; семьи,
остающиеся с одним отцом; семьи, живущие
без родного отца; семьи алкоголиков;
семьи зафиксированных наркоманов;
семьи, имеющие онкологических больных;
семьи, имеющие больных СПИДом; семьи,
имеющие больных хроническими и
неизлечимыми заболеваниями; семьи с
детьми, состоящими на учете в милиции;
семьи, имеющие одного из родителей,
находящимся в пенитенциарном учреждении;
семьи беженцев и мигрантов; семьи,
живущие в районах экологических катастроф
и природных, стихийных бедствий; семьи,
живущие в местах военных действий;
семьи, живущие в местах национальных
конфликтов.
Формы и методы
работы социального педагога с семьей.
Методики обследования семьи (диагностические
методики и технологии в работе с семьей
психолого-педагогическая характеристика
семьи, социально-педагогический
мониторинг семьи, социальный паспорт
семьи, социальная карта семьи).
Целеполагание в процессе работы с
семьей. Виды целей: перспективные,
актуальные, конкретные. Типичные ошибки
в семейном воспитании. Методы семейного
воспитания, (использование в семейном
воспитании методов убеждения, бесед,
уважения детской личности, обсуждения
разнообразных вопросов в доверительном
разговоре, требования, поручений,
побуждения, сочувствия, эмоциональной
поддержки, предостережения, понимания,
конструктивной критики, наказания,
поощрения и др.). Социально-педагогическая
поддержка детей из семей риска.
Формы
и методы работы социального педагога
с различными видами семей (тренинговые
занятия, индивидуальное и групповое
консультирование, создание групп
взаимопомощи, использование элементов
психотерапии и др.). Педагогическая
рефлексия.
Адресная помощь
семье. Формы социально-педагогической
помощи семье. Краткосрочные формы:
кризис-интервентная модель работы с
семьей; проблемно-ориентированная
модель. Долгосрочные формы работы с
семьей. Посредническая деятельность:
помощь в организации жизнедеятельности
семьи, координация деятельности различных
служб и информирование.
Технологии
социально-педагогической поддержки
различных категорий семей.