Сценарий педагогического совета для педагогов дополнительного образования

Функции педагогического совета

На основании анализа видов деятельности педсовета формируется вывод о полифункциональности современного педагогического совета.

Функции педагогического совета:

  • воспитательные;
  • управленческие;
  • методические;
  • социально-педагогические.

Целевые установки педагогического коллектива и его руководителей оказывают воздействие на степень приоритетности каждой функции.

Управленческие (административные) функции педагогического совета:

  • решения о выполнении государственных и региональных программ и учебных планов;
  • осуществление учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования;
  • допуск к экзаменам, перевод, награждения;
  • аттестации педагогических работников и т.д.
  • Совещательные. Обсуждается объективная информация о состоянии учебно-воспитательного процесса с выработкой рекомендаций.
  • Обобщающе-диагностические. Проводится опытно-экспериментальная работа, обследования социального, психологического и медицинского характера.
  • Планово-прогностические. Обсуждаются перспективы развития школы, планируется деятельность коллектива, выбирают учебные планы и программы.
  • Экспертно-контролирующие. Заслушиваются отчеты, заключения о работе педагогических и руководящих работников о выполнении педагогами и обучающимися Устава школы, о работе с родителями, о единых требованиях к обучающимся.
  • Корректирующие. Вносятся изменения и поправки в образовательную программу и планы работы школы на основании изменений государственной политики, социального заказа или социальной обстановки.

Методические функции педагогического совета:

  • Информационные. Сообщения о состоянии учебно-воспитательного процесса и путях его совершенствования, о достижениях педагогической науки и пропаганде передового.
  • Обобщающе-аналитические. Анализируется состояние учебно-воспитательного процесса, уровня преподавания, обобщается и анализируется педагогический опыт, анализируется качество знаний и уровень воспитанности обучающихся.
  • Развивающие. Применяются прогрессивные образовательные технологии, развивается педагогическое мастерство, происходит овладение формами, приемами и методами обучения, для которых свойственен наибольший эффект, применение опыта передовых школ и педагогов, занимающихся инновационной деятельностью.
  • Обучающие. Речь идет о повышении квалификации педагогических работников методом передачи знаний, умений, навыков и педагогического мастерства.
  • Активизирующие. Активизируются усилия педагогического коллектива и всех звеньев методической службы, в том числе проблемных групп педагогического совета, научно-методического совета, предметных кафедр и методических объединений, методического кабинета и работы каждого учителя над своей методической темой.

Воспитательные функции педагогического совета содействуют формированию индивидуальности каждого педагога, сознательной дисциплины педагогического коллектива и общественного мнения:

  • Формирование индивидуальности, что проявляется в виде помощи в обогащении и раскрытии индивидуальности каждого педагога во всем ее многообразии.
  • Формирование сознательной дисциплины коллектива. Это осуществляется во время подготовки заседаний педагогических советов, в чем участвуют все педагоги. Они участвуют в обсуждении вопросов и принятии решений, выполнении принятых решений. Благодаря коллективной работе происходит воспитание сознательной внутренней дисциплины учителей, повышение их ответственности, организованности и способности планомерно действовать.
  • Формирование мотивации. Состоит из выработки системы общих взглядов на обучение, развитие и воспитание обучающихся, разработки единых требований к действиям коллег.

Социально-педагогические функции

  • Коммуникационная, означается связь педагогического коллектива с обучающимися, с родителями и с педагогическими коллективами иных образовательных учреждений.
  • Координационная и интегрирующая. Направлена на координацию и интеграцию усилий всех субъектов воспитания, в том числе семьи, школы и общественных организаций.
  • Согласование для установления целесообразных связей и последовательных действий.
  • Социальная защита детей и педагогических коллективов. Выполняются правовые нормы в отношении участников педагогического процесса, что означает создание здоровых условий работы и учебы, питания, приема и увольнения, социального обеспечения и пр.

К школе предъявляются новые требования, что обуславливается современными направлениями модернизации образования. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» (ст. 35 п. б) дается школе право самостоятельного определения педагогического совета. Происходит осмысление руководителями-практиками функций педагогического совета, они занимаются поиском и освоением новых подходов к их подготовке и проведению.

Современная школа не должна проводить педсовет как формальное мероприятие с традиционной повесткой дня и традиционным решением. Педсовет следует рассматривать с точки зрения новаторства и обеспечения комфортной среды сотрудничества и сотворчества. Его проведение означает необходимость кропотливо и серьезно готовится.

Важное значение имеет поиск правильной и самой эффективной технологии подготовки и проведения педсовета с учетом выбранной темы. Заранее должны быть продуманы конкретные задачи для педагогов и творческих групп, составлены вопросники для анкетирования. Ситуации, когда педагог сидит и отмалчивается, должны быть исключены. Задачей администрации становится организация педсовета таким образом, чтобы оно вызвало интерес у педагога, научило его чему-то новому как в виде теоретически знаний, так и практических советов, и рекомендаций.

В содержании педсоветов есть такая особенность, как охват тематикой почти всех основных проблем современной педагогики.

Формулировка проблем образовательного процесса обычно происходит в форме краткого тезиса, в котором выражается определенное принципиальное затруднение общепедагогического уровня. В условиях конкретной школы проблема превращается в тему, которая и определяет границы ее обсуждения.

В обобщенном виде содержание проблематики педагогических советов представлено в виде модулей:

Модуль А. Знания, умения, навыки обучающихся.

  • диагностика предупреждения отставания в учебе;
  • содержание образования (стандарты, программы, преемственность, межпредметные связи);
  • формирование общеучебных умений и навыков;
  • формы и методы контроля знаний, умений, навыков.

Модуль В. Образовательные технологии.

  • технологии на основе реконструкции учебного материала;
  • развивающее и саморазвивающее обучение;
  • технологии компенсирующего обучения;
  • дифференциация и индивидуализация образовательного процесса;
  • коллективный способ обучения;
  • технологии на коммуникативной основе;
  • технологии на основе совершенствования управления.

Модуль С. Урок.

  • активизация деятельности обучающихся на уроке;
  • требования к современному уроку;
  • альтернативные формы обучения;
  • урок в развивающем обучении;
  • нетрадиционные формы урока.

Модуль D. Воспитание.

  • воспитательная система школы;
  • цели и содержание воспитания в современных условиях;
  • воспитание в процессе обучения;
  • социализация ребенка в условиях школы;
  • внеклассная работа (дополнительное образование);
  • отслеживание воспитанности учащихся.

Модуль Е. Работа классного руководителя.

  • формирование классного коллектива;
  • программы воспитательной работы;
  • работа с детьми с отклоняющимся поведением;
  • организация детского самоуправления;
  • коллективные творческие дела (КТД).

Модуль F. Развитие школы (управление).

  • демократизация школьной жизни;
  • освоение современных образовательных технологий;
  • работа школы в режиме развития, педагогический эксперимент;
  • оптимизация учебно-воспитательного процесса;
  • программа развития школы.

Модуль G. Обучающийся.

  • защита ученика от педагогических крайностей;
  • социальная защита детей;
  • психолого-педагогическая диагностика личности школьника;
  • личность ученика, модель выпускника;

Модуль Н. Учитель.

  • творческая лаборатория учителя;
  • гуманизация отношений участников педагогического процесса;
  • личностный подход, учение без принуждения;

Модуль J. Родители (семья, социум).

  • интеграция воспитательных усилий школы, семьи и общества;
  • семейное воспитание сегодня;
  • работа школы с родителями;
  • социальная педагогика, педагогизация социума;
  • социальная защита и реабилитация детей.

Модуль K. Современные направления модернизации образования.

  • участие в комплексном проекте модернизации образования (КПМО);
  • организация сетевого взаимодействия базовой школы и школ округа;
  • участие в конкурсах приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО);
  • организация предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Когда идет живой образовательный процесс, эти проблемы взаимодействуют друг с другом, находится в движении и изменении, показывая себя то остро, то находясь на заднем плане. За управление процессом отвечает администрация и методическая служба школы, для чего проводятся совещания, семинары, лекции, посещение уроков и проведение индивидуальных бесед с учителем. Самое важное средство управления, регулирования и разрешения появляющихся проблем – это педагогический совет.

Педсоветом осуществляется определение путей и средств их решения, выдача рекомендаций на длительный срок, за счет чего становится возможным управление уровнем и результатами образовательного процесса.

Тема, которая встает перед школой, раскрывается, после чего происходит ее трансформация в повестку дня педагогического совета.

При формулировке темы и обсуждаемых вопросов следует отдавать предпочтение лаконичным, доступным, выразительным и эмоциональным формулировкам.

Планирование содержания педагогических советов

Каждый учитель трудится вместе с педагогическим коллективом. Существует один критерий работы отдельного педагога и коллектива в целом: система знаний, полученные практические умения и ценностные ориентиры выпускника школы. А значит, чем более тесной и органичной является эта связь, тем лучше итог.

Не представляется возможным достижение больших успехов усилиями только администрации либо отдельной группы учителей. Рост профессионализма становится результатом деятельности коллектива единомышленников. Это требует поиска таких форм и методов работы, которые будут направлены на совершенствование профессионализма каждого педагога и коллектива в целом. Приоритетным направлением методической деятельности школы должна стать целенаправленная деятельность по совершенствованию педагогического мастерства.

Выстраивание систем тематических педагогических советов выступает в качестве одного из методических условий повышения профессиональной компетентности и результативности педагогов.

Педагогический совет должен выполнять роль основного системообразующего средства построения и реализации образовательной программы и развития школы. Опора такой модели осуществляется на стратегическое и долгосрочное планирование на диагностической основе в течение 3-5 лет. При расчете на дальнюю перспективу охватываются все актуальные для школы проблемы с диалектическим развитием (с углублением и расширением) уровня их рассмотрения на всех витках развития.

Происходит организация планомерного развития образовательного процесса, с его коллективным изучением, обсуждением и общественной экспертизой.

Цикл педагогических советов определяется учебным годом. Преимущественно годовой цикл представляет пятью составляющими:

Аналитико-планирующий педсовет. Его проведение организуется до начала учебного года, в конце августа. На нем анализируются результаты предыдущего учебного года, принимается план на будущий и дается ориентировка на решение предстоящих проблем.

2, 3, 4. Относятся к тематическим педсоветам для подведения промежуточных итогов.

Итогово-организационный. Предназначен для подведения результатов года, допуска к экзаменам, перевода в следующий класс и т.

Такая структура педсоветов не позволяет им даже в течение всего года произвести охват основных проблем. Вследствие этого становится необходимым планирование тематики на более продолжительный срок.

Например, должна быть логика развития содержания педагогических советов, при которой содержание педагогических советов становится системообразующим фактором для реализации избранного школой направления развития (определенных в образовательной программе и программе развития школы). Это позволяет циклу, который охватывает на последовательной основе все проблемы педагогических советов, повторяться на протяжении нескольких лет. При этом каждый виток означает рассмотрение проблемы на более высоком уровне. Происходит развитие каждой темы от педсовета к педсовету, наблюдается преемственность и соблюдение принципа оптимизации, т. получаются лучшие показатели при меньшей затрате силы.

Определение начального уровня рассмотрения проблемы определяется в процессе диагностики образовательного уровня педагогического коллектива, его квалификации, опыта (стажа).

Рекомендуется дополнение диагностики квалификационного состава по формальным показателям. При общем анализе ее итогов становится возможным определение среднего уровня знаний и мнений педагогов, на что и должна ориентироваться тематика педагогических советов. Если наблюдается значительный разброс уровней квалификации, то приветствуется деление коллектива на две-три группы, а также проведение методической учебы для выравнивания уровня квалификации. Уровень подготовленности коллектива влияет на стартовую позицию плана педагогических советов.

С учетом конкретных условий и данных диагностики педагогов допускается объединение нескольких тем для обсуждения на педагогическом совете либо конкретизация с целью распределения на два и более заседания педсовета. Как отмечалось, годовой цикл педсоветов представлен анализом деятельности за год и стартом, организационно-теоретическим введением в новый годовой цикл.

Считается нерациональным вынесение на рассмотрение педагогического совета частной проблемы, которая имеет актуальность только для части коллектива. Требуется, чтобы проблема была значимой и всеобщей. Обсуждение частных тем осуществляется на заседаниях методических объединений (кафедр) или семинарах классных руководителей.

Так, решение вопроса о повторении как о средстве для достижения высокого качества знаний целесообразно передать методическим объединениям. Это обусловлено наличием у них возможность учета общего и специфического в системе повторения по разным предметам и классам. А обсуждение вопросов о педагогической технике в работе классного руководителя стоит провести на семинаре, так как педагогический совет не даст возможности глубокого проникновения в проблемы возрастной психологии.

Выбранная для педагогического совета тема должна соответствовать такому критерию, как научность. Научно-теоретический уровень обсуждаемых проблем означает необходимость знания достижений психолого-педагогической науки, поэтому требуется знакомиться с монографиями, периодической литературой, участвовать в чтениях, конференциях и пр. При обмене мнениями стоит пользоваться выводам педагогики и смежных наук, к которым относятся физиология, психология и социология. Научно-обоснованные рекомендации должны присутствовать в практике работы школы.

Методологической основой планирования педагогических советов является системность и системный подход. К методологическим признакам системы относятся:

  • целостность состава и структуры объекта;
  • закономерности и логика соединения частей в целое.

Обеспечение целостности системы педагогических советов происходит за счет целевых ориентаций, органически взаимосвязанных с образовательной технологией школы, составом участников, существующей нормативной базой методической и учебно-педагогической деятельности.

Долгосрочное стратегическое планирование содержания педагогических советов предполагает реальное использование и воплощение классических принципов педагогики:

  • системности и последовательности;
  • единства обучения и воспитания;
  • связи теории с практикой;
  • учета индивидуальных особенностей.

Образовательная программа и программа развития школы относятся к исходным документам для планирования педагогических советов.

При выполнении вышеперечисленных требований создаются условия для проблемно-ориентированного анализа, прогнозирования процессов последействия педагогических советов, диагностического целеполагания и контроля результатов с их последующей коррекцией.

Модель проведения традиционного педагогического совета

Ключевым недостатком традиционной формы педсовета является низкая активность учителей. Для устранения этого недостатка рекомендуется выбирать наиболее актуальную проблему и привлекать к ее обсуждению как можно большее количество учителей, для чего следует организовывать творческие группы.

Подготовка и проведение педагогического совета обычно состоит из следующих этапов:

  • Этап разработки. За эту работу отвечает методический совет. На данном этапе основная проблема разбивается на несколько подтем, которые затем предлагается разработать творческим группам. Также публикуется общий план совета, вопросы, которые планируется обсудить, библиография.
  • Этап подготовки, во время которого к мероприятию одновременного готовятся все творческие проблемные группы педагогов, администрация школы, методический совет и методические объединения.

На данном этапе каждая группа изучает состояние проблемы в своей области. К работе групп подключаются также члены администрации и представители методических объединений. Вместе они уже готовят вопросы к предстоящему совету. Для этого могут выполняться следующие работы:

  • проведение анкетирования педагогов и обучающихся;
  • разработка каких-либо дополнительных мероприятий (предметные недели, теоретические семинары, методические дни);
  • посещение уроков и внеклассных мероприятий;
  • изучение документации образовательного учреждения;
  • подготовка объявления о мероприятии;
  • разработка памяток, проектов решения и рекомендаций по обсуждаемым вопросам.

Информация о предстоящем педсовете должна вывешиваться в учительской за месяц до мероприятия. Объявление должно содержать дату мероприятия, время его проведения, место, цели и задачи, повестку дня, основные вопросы к педагогам, а также список литературы по обсуждаемым вопросам.

  • не допускается прерывать оратора;
  • мнение каждого педагога должно быть услышано, учтено и обязательно принято;
  • мысли и предложения формулируются четко и кратко;
  • уважительное отношение к чужому мнению, но при этом необходимо высказывать и свое;
  • для доказательства своей точки зрения необходимо опираться на анализ школьной ситуации, факты, данные и выводы не только из педагогики, но и физиологии, психологии, дефектологии и других наук;
  • все вносимые предложения должны быть конкретными;
  • критика должна быть конструктивной и без эмоциональных всплесков, так как проявление эмоций резко снижает эффективность обмена мнениями.

Крайне важное значение имеет процедура принятия итогового решения. Проект решения предварительно разрабатывается президиумом и потом выставляется на голосование. Перед проведением голосования обязательно осуществляется обсуждение проекта решения.

При необходимости в проект решения вносятся поправки, после чего проводится открытое голосование.

Отношение к решению педагогического совета проявляется в процессе его принятия.

Недостатки традиционных педсоветов (на основе доклада):

  • авторитарность стиля, вследствие чего педсовет превращается в своеобразный инструктаж;
  • поверхностное обсуждение проблем;
  • слабость связи теории с практикой, абстрактность докладов;
  • низкий уровень результативности;
  • почти полное отсутствие самостоятельной деятельности педагогов.

Модели проведения интенсифицированных форм педагогических советов

Совет-семинар считается современной интенсифицированной формой классического педагогического совета. Он обычно проводится в качестве группового занятия и направлен на повышение квалификации педагогов.

Такой подход предполагает чередование теоретических семинаров и взаимопосещения мероприятий, а также периодический смотр достижений и недостатков в определенной области.

Схема проведения педсовета-семинара включает в себя 4 этапа:

Методический совет образовательного учреждения отвечает за разработку содержания и плана педсовета, распределение творческих заданий.

В помощь методическому совету и администрации школы часто создаются проблемные группы.

  • администрация отвечает за разработку календаря взаимопосещений открытых уроков и мероприятий, оказывает помощь педагогам в систематизации материала, осуществляет анкетирование и проводит контрольные срезы по предметам;
  • методический совет обеспечивает педагогов научно-методической литературой, проводит систематизацию материалов предыдущих педсоветов, организует выставки творческих работ педагогов, выпускает методические газеты и обобщает опыт;
  • методические объединения отвечают за организацию взаимопосещений открытых уроков, проводят предметные недели, методические дни, декады, работают с документацией, проводят выставки творческих работ учеников, разрабатывают различные памятки и рекомендации.

На заключительном этапе подводятся итоги и принимается решение.

Благодаря совету-семинару к мероприятию удается привлечь большую часть педагогического коллектива, а педсовет при таком подходе можно рассматривать в качестве центра коллективной профессиональной мысли и одновременно как школу педагогического мастерства.

Педагогический совет – методический день

При такой организации мероприятия в нем присутствуют как элементы семинара, так и практикума. Его разработка начинается за 2-3 недели в рамках заседания методического совета. На заседании анализируется работы образовательного учреждения, определяется проблема, производится разработка содержания, составляется план подготовки и оформляется выставка.

Данная форма работы предполагает частичную перестройку расписания уроков. Рабочий день начинается с пленарного утреннего заседания педсовета, во время которого дается краткий обзор проблем и проводится инструктаж по дальнейшей организации педсовета. Параллельно с этим члены ученического самоуправления проводят информационные часы.

Во время второго урока проводятся открытые уроки и различные мероприятия. Для составления расписания посещений уроков могут применяться различные схемы: круговая, линейная, секционная и др. После урока предоставляется 20-30 минутный перерыв, который нужен для краткого первичного обсуждения увиденного. В это время делаются обобщения, выделяется положительный опыт, предоставляются какие-либо рекомендации.

После этого члены инициативной группы проводят анализ и обобщают результаты деятельности, осуществляют подготовку к послеобеденному заседанию и оформляют бюллетени.

Второе заседание начинается с того, что учителя проводят самоанализ уроков с позиции темы педагогического совета. После этого группа дает свою оценку тому, как озвученная проблема реализована на практике. После выступлений всех групп готовятся рекомендации и принимается итоговое решение.

В результате в рамках педагогического совета удается реализовать главную цель – глубоко и всесторонне рассмотреть определенную проблему обучения и воспитания не только в теории, но и на практике.

Модели проведения нетрадиционных форм педагогических советов

Такие педагогические советы обычно рассматриваются в качестве особой технологии работы с коллективом, в которой выделяют три уровня целей:

  • образовательная цель, которая направлена на повышение мастерства и квалификации педагогов;
  • организационно-деятельностная. Она предполагает реализацию возможностей технологии проблемных педсоветов для эффективного управления развития школы;
  • коллективно-образующая цель. В соответствии с ней предполагается создание коллектива единомышленников, объединение усилий всех педагогов для повышения качества учебно-воспитательного процесса.

Педсовет – конференция

Если планируется проведение итогового педагогического совета в форме конференции, то подготовка к нему ведется с начала учебного года. Для этого:

  • все планы управленческих подразделений школы нацелены на эту конференцию;
  • осуществляется диагностика учебно-воспитательного процесса;
  • в течение всего года отбираются лучшие методические работы педагогов.

За 1-2 месяца до педсовета разрабатывается его программа и начинается подготовка докладчиков.

Само мероприятие проводится в виде серии коротких докладов, в которых освещаются итоги работы учителей и руководителей.

Таким образом, модернизацию основных звеньев образовательного учреждения возможно проводить через научно обоснованное совершенствование педагогического управления, которое способно спрогнозировать успех педагогического процесса.

Педсовет-диспут (на примере темы «Обучать либо воспитывать»)

Участникам педсовета заранее предложено подумать над проблемой: «Обучать либо воспитывать?». В рамках этой проблемы были обозначены следующие проблемные места:

  • насколько реформой были затронуты проблемы воспитания. Ваше мнение об этом;
  • ребенка надо принимать таким, каким он есть. Насколько согласны с таким мнением? Какую позицию вы занимаете?
  • по вашему мнению, можно ли назвать плохим традиционный урок. Если нет, то каковы достоинства традиционного урока?

Члены педсовета распределяют как традиционные роли участников диспутов, так и «конформистов», «критиков» и «союзников». Докладчик должен активно заниматься защитой своей позиции. Педсовет-диспут должен вызвать острое и активное обсуждение проблемы.

В качестве рекомендаций можно предложить такие законы диспута:

  • диспут представляет собой свободный обмен мнениями;
  • высокая активность на диспуте;
  • равенство в споре;
  • возможность для каждого выступить и покритиковать любое положение, с которым он не согласен;
  • возможность говорить, что думаешь, при этом думаю, что говоришь;
  • основное в диспуте – логика, факты и умение доказывать. Аргументами не могут быть восклицания, мимика и жесты;
  • следует иметь смелость выслушать правду и не обидеться;
  • приветствуется острота и меткость слова;
  • запрет перешептываний на месте и неуместных шуток;
  • отсутствие наблюдающих, ведь каждый является активным участников разговора.

В качестве варианта педагогического совета-диспута выступает решение педагогических ситуаций. Администрацией образовательного учреждения осуществляется сбор банка сложных педагогических ситуаций по этой проблеме, который затем предлагается педагогическому коллективу. Их предлагать можно посредством жеребьевки, с разделением на группы. Для администрации может быть отведена роль жюри, оппонента, ведущего консультанта и пр.

Педагогический совет «Защита инноваций»

Каждая из групп-участниц педагогического совета получает задание по предварительной подготовке (знакомство с опытом). После чего требуется в течение 10-15 изложить идеи и особенности педагогической инновации, дать представление о конкретном опыте применения педагогической технологии.

В группе выбирают людей, которые будут выполнять такие роли, как:

  • автор-инноватор, который предлагает передовые идеи и является спикером группы;
  • оптимисты, которые защищают и пропагандируют идею;
  • пессимисты-консерваторы и скептики, который являются противниками идей;
  • реалисты-аналитики, которые взвешивают все «за» и «против», делают необходимые выводы.

С учетом числа людей и обсужденных инноваций предусмотрена возможность выделения творческих групп по ролевым и иным направлениям, (ученик – учитель – родитель, учитель – руководитель и др. Результатом становится формирование решения педсовета о целесообразности или нецелесообразности инновации.

Педагогический совет «Деловая игра»

Игра основывается на имитации производственных ситуаций и разрешения разных задач.

Условия для проведения «Деловой игры»:

  • наличие проблемы и цели, которые должны быть решены педагогическим коллективом. В практике встречаются такие обобщенные темы советов-игр, как модель выпускника, модель ученического самоуправления, гуманизация и демократизация отношений в коллективе, освоение инновационных технологий, защита идей передового авторского опыта, разработка программ развития и пр.
  • имитация реальной ситуации по ролям (ученик, родитель, директор школы, представители органов власти и пр.). В качестве организаторов выступают интегратор, координатор, тренер, контролер. В игре определен места для участников с методологическими позициями (программист, методолог, проблематизатор, критик, методист) и психологическими (отвергаемый, лидер, непринимаемый, независимый);
  • реальное наличие интересов и мнений участников. Различие мнений и интересов в большом педколлективе обеспечивается за счет разных должностных статусов, субъективных позиций, разной степени ответственности и т.п. При проведении такого педсовета правила игры должны быть соблюдены. Следует стимулировать участников путем организации соревнования, экспертной оценки коллективного и личного вклада, оценки результата игровой деятельности.

Этапы организации педсовета «Деловая игра»:

  • Разработка игры с составлением сценария.
  • Организационный этап. Участникам игры должны быть объяснены цели и смысл игр, необходимо провести знакомство с программой и правилами, распределение ролей, постановку конкретных задач, назначение и выбор экспертов (жюри), определение регламента выступлений. Распределение ролей может осуществляться по желанию участников.
  • Разыгрывание ситуаций с поиском решения внутри каждой группы. Работа в группе может быть организована как в форме мозгового штурма, тренинга под руководством игротехника, дискуссии.
  • Межгрупповая дискуссия. Выступают группы, защищаются идеи, проекты, производится взаимооценка.
  • Подведение итогов. Анализ и обобщение результатов, что делается экспертами, прием общего коллективного решения. Во время оценивания экспертами (руководителями) пристальное внимание обращается на экономичность, актуальность, оптимальность, реальность и оригинальность предложенных решений.
  • Перенос опыта мышления деятельности из игры в реальную жизнь образовательного учреждения.

Современная школа перестраивается, и одновременно с ней изменяются подходы и к проведению педагогического совета. При этом изменения направлены в сторону повышения качества мероприятия посредством активизации методической и управленческой функций. Стоит задача превратить педсовет в источник педагогических инноваций, идей, а также сделать его эффективной формой внутришкольного повышения квалификации педагогов.

Примерное положение о педсовете

Общие положения.

Педагогический совет является постоянно действующим органом управления образовательного учреждения для рассмотрения основных вопросов образовательного процесса.

В состав педагогического совета входят: директор образовательного учреждения (председатель), его заместители, педагоги, воспитатели, врач, педагог-психолог, социальный педагог, библиотекарь.

Педагогический совет действует на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», Типового положения об образовательном учреждении, Устава образовательного учреждения, настоящего положения.

Решения педагогического совета являются рекомендательными для коллектива образовательного учреждения. Решения педагогического совета, утвержденные приказом директора образовательного учреждения, являются обязательными к исполнению.

Задачи и содержание работы педагогического совета.

Главными задачами педагогического совета являются:

  • реализация государственной политики по вопросам образования;
  • ориентация деятельности педагогического коллектива учреждения на совершенствование образовательного процесса;
  • разработка содержания работы по общей методической теме образовательного учреждения;
  • внедрение в практическую деятельность педагогических работников достижений педагогической науки и передового педагогического опыта;
  • решения вопросов о приеме, переводе и выпуске обучающихся (воспитанников), освоивших государственный стандарт образования, соответствующий лицензии данного учреждения.
  • обсуждение и утверждение планов работы образовательного учреждения;
  • заслушивание информации и отчетов педагогических работников учреждения, докладов представителей организации и учреждений, которые взаимодействуют со школой по вопросам образования и воспитания подрастающего поколения, в том числе сообщений о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима образовательного учреждения, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся (воспитанников) и других вопросов образовательной деятельности учреждения;
  • принятие решения о проведении промежуточной аттестации по результатам учебного года, о допуске обучающихся к итоговой аттестации, предоставления особых условий для итоговой аттестации обучающимся, у которых имеются соответствующие медицинские показания, переводе обучающихся в следующий класс или об оставлении их на повторный курс, выдаче соответствующих документов об образовании, о награждении обучающихся (воспитанников) за успехи в обучении грамотами, похвальными листами или медалями;
  • принятие решений об исключении обучающихся из образовательного учреждения, когда иные меры педагогического и дисциплинарного воздействия исчерпаны, в порядке, определенном Законом РФ «Об образовании» и Уставом, своевременно (в трехдневный срок) доводится до сведения соответствующего муниципального отдела по образованию (согласование решения проводится в органах местного самоуправления).

Права и ответственность педагогического совета.

Права педагогического совета:

  • создание временных и творческих объединений с приглашением специалистов различного профиля, консультантов для выработки рекомендаций с последующим рассмотрением их на педагогическом совете;
  • принятие окончательного решения по спорным вопросам, которые входят в его компетенцию;
  • принятие и утверждение положения (локальных актов) с компетенцией, которая относится к объединениям по профессии.

Если требуется, то на заседание педагогического совета могут быть приглашены представители общественных организаций, учреждений, которые взаимодействуют с данным образовательным учреждением по вопросам образования, а также родители обучающихся, представители учреждений, которые участвуют в финансировании данного образовательного учреждения и пр. У лиц, которые приглашены на заседание педсовета, имеется совещательный голос.

Ответственность педагогического совета:

  • выполнение своей работы;
  • принятие конкретных решений по каждому рассматриваемому вопросу с указанием ответственных лиц и сроков исполнения решений;
  • соответствие принятых решений законодательству Российской Федерации «Об образовании», о защите прав детства;
  • учреждение образовательных программ, имеющих экспертное заключение.

Организация деятельности педагогического совета.

Педагогический совет избирает из своего состава секретаря совета. Секретарь педсовета работает на общественных началах.

Педсовет работает по плану, являющемуся составной частью образовательной программы и плана работы образовательного учреждения

Заседания педсовета созываются, как правило, не менее одного раза в квартал в соответствии с планом работы образовательного учреждения.

Решения педагогического совета принимаются большинством голосов при наличии на заседании не менее двух третей его членов.

При равном количестве голосов решающим является голос председателя педагогического совета.

Организацию выполнения решений педагогического совета осуществляет директор образовательного учреждения и ответственные лица, указанные в решении. Результаты этой работы сообщаются членам педагогического совета на последующих его заседаниях.

Директор образовательного учреждения в случае несогласия с решением педагогического совета приостанавливает выполнение решения, извещает об этом учредителей учреждения, которые в трехдневный срок при участии заинтересованных сторон обязаны рассмотреть данный вопрос и принять решение.

Слайд 7. Особенности современных детей.

Дети 21 века в каком-то
смысле воспитаны Интернетом, поэтому мы можем наблюдать у них особенности
поведения и восприятия информации: практически всю информацию дети получают из
интернета, а потому умеют отлично с ней работать. Виртуальное общение они ставят
выше личных контактов. У них изменилось творчество: ребята умеют делать сайты,
снимают видеоролики, могут создать мир в онлайн-игре.

Личные
качества

Все педагоги замечают
нетерпеливость современных детей, им трудно сосредоточиться на том, что
вызывает у них мало интереса, порой они могут и попросту игнорировать задание,
в котором не заинтересованы. При этом для них важным качеством остается
честность, их трудно обмануть. При этом дети современного мира могут выполнять
много задач одновременно: скачивать фильм или музыку, делать домашнее задание,
выполняя поиск необходимой информации в интернете, обедать и общаться с
друзьями в соцсети и с родными в чате.

Слайд 8. Психические
процессы

Внимание: резко
снизилось время концентрации внимания, теперь 45 минут внимания ребенка – это
ушедший сон, сейчас масса детей не может держать внимание на объекте столь
длительное время.

Мышление стало
«клиповым»: информация перерабатывается короткими фрагментами. Толстые тома
художественной литературы современным детям не осилить, а вот клипы, короткие
тексты в интернете – усваиваются легко и быстро.

Повышенная
подвижность: таких ребят называют гиперактивными, у них процессы
возбуждения преобладают над торможением, а потому длительно быть внимательным
они не могут физически.

Дети часто погружены в
себя, что является защитой от проблем современной жизни.

Слайд 9. Успешное обучение, которое обуславливается высокой
результативностью образовательного процесса, невозможно без обеспечения
активного взаимодействия между всеми его участниками.

Изменились роли участников образовательного процесса. Учитель становится
организатором деятельности учащихся, при которой ученик самостоятельно
осуществляет поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации.

Слайд 10. Как учителю работать с современными детьми? Каковы особенности
современного урока?

Динамичный урок с частой сменой
видов деятельности, для решения задачи необходимо давать ограниченное время в
счете на минуты. Урок должно отличать быстрое получение результатов, их анализ
и адекватная реакция на полученный отклик.

Урок должен быть эмоционально
насыщенным, построенным на традиционных методах с применением доски и мела,
но с обязательным использованием новых технологий в обучении.

Задания с использованием
интерактивных дидактических игр очень разнообразят урок и позволяют ребенку
постоянно находиться в позиции активного участника урока.

Каждый урок необходимо привлекать детей
к совместной образовательной деятельности через использование групповой и
парной работы.

Недостаточно опираться на клиповое
сознание. Необходимо расширять границы,  предлагая детям переходить от коротких
текстов к более длинным, при этом включать в работу технологии критического
мышления и разнообразные виды работы с текстом.

Если вы хотите, чтобы на уроке дети
запомнили больше, давайте им избыточную информацию, которая четко
структурирована, логична и последовательна, стройте вместе с детьми систему
знаний, не опирайтесь на фрагментарность. Иллюстрируйте примерами то, о чем
говорите, предлагайте содержание урока с опорой на уже изученное через
взаимосвязь пройденного и нового материала.

Слайд
11. К каким же методам должен прибегнуть педагог, чтобы повести
учеников за собой?

·        
Информационно- коммуникативные технологии (через использование
интерактивных форм обучения)

·        
Проектные методы обучения (через учебный проект, мини-проекты,
практико-ориентированные задачи)

·        
Система информационной оценки «портфолио» (через организацию
дополнительного предметного образования).

Замечено, что при подготовке к уроку учитель затрачивает теперь почти в
два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами, но при этом
помимо учебника и методических рекомендаций он может воспользоваться ресурсами
Интернета. Кроме того, свои наработки учителя оформляют в электронном виде, что
позволяет обмениваться опытом с коллегами. Весь материал может выкладываться на
сайте школы для просмотра родителями, использования при дистанционном и иных
формах обучения детей.

Сегодня почти в каждой семье дома есть компьютер. Но, к
сожалению, для детей и взрослых это больше игрушка, чем помощник в учебе. А
использование компьютера должно быть направлено на развитие способностей
ребенка, активизацию познавательной деятельности.

Поэтому перед учителем ставится основная задача – показать
компьютер как средство, с помощью которого можно просто, быстро и интересно
обучаться, а полученные знания с помощью компьютера будут более глубокими и
актуальными.

В
связи со сложившейся ситуацией в мире, весной 2020 года  школы перешли на дистанционное
обучение. И в момент чрезвычайной ситуации (в ситуации вынужденной
самоизоляции) дистанционное обучение стало одной из основных форм обучения,
помогающей контролировать процесс обучения и не прерывать его.

Слайд 12. Что такое дистанционное обучение?

Дистанционное обучение – это способ организации
процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и
телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии
без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.

Слайд 13. Главная
особенность дистанционного обучения – возможность получения
образовательных услуг без посещения учебного заведения, так как изучение
предметов и общение с преподавателями осуществляется посредством интернета и
обмена электронными письмами.

Слайд 14. Основными педагогическими задачами являются:

формирование
у обучающихся познавательной самостоятельности и активности;

создание
эффективного образовательного пространства;

развитие
у детей критического мышления;

развитие
у детей способности конструктивно обсуждать различные точки зрения.

Слайд 15. Преимущества
дистанционного обучения:

Возможность
определить индивидуальные  сроки и темп обучения

Инновационный подход
к обучению на расстоянии

Мобильность в
образовательном процессе

Решение
психологических проблем учащихся

Проведение
дополнительных занятий с одаренными детьми

Возможность внести
разнообразие в систему обучения за счет включения нестандартных заданий

Онлайн-платформы
для изучения учебного материала

Создание
комфортных условий для творческого самовыражения учащихся

Слайд 16. Отрицательные стороны дистанционного обучения:

Отсутствие очного
общения между учителем и учащимися

Необходимость
технической оснащенности учителей и учащихся

Отсутствие
постоянного контроля над обучающимися

Отсутствие
качественного соединения связи (загруженность сетей Интернет)

Субъективное
ощущение обучающимися перегруженности информацией

В ситуации, когда возникла острая необходимость в
сжатые сроки перестроиться для работы в новом формате, всем учителям
пришлось в кротчайшие сроки искать новые методы и формы работы.

В помощь педагогам, обучающимся и родителям были предложены
многочисленные онлайн-платформы. Ресурсов для работы «на удалёнке» было
достаточно. Многие учителя использовали образовательные платформы российских
разработчиков «Яндекс. Учебник», «Учи. ру», «Российская электронная школа» и др.

Нужно отдать должное более
молодым коллегам, которые, как могли, старались облегчить старшим товарищам
погружение в мир новых цифровых возможностей. Ученики также помогали учителям
адаптироваться в этот период. Немалым подспорьем в этом стали привычные
учителям социальная сеть «ВКонтакте» и мессенджеры WhatsApp и Viber, которые
иногда становились основными коммуникационными каналами не только с учениками,
но и с родителями.

В этом учебном году новой
реальностью для учителей стал электронный журнал.

Слайд
17. Школьный электронный 
журнал – это комплекс программного обеспечения, созданный для
оптимизации системы учета школьной успеваемости и контроля образовательного
процесса. Это способ организовать совместную работу в содружестве:
учитель – ученик – родитель.

Двойная работа, которую
выполняют учителя (заполнение электронного и бумажного журналов одновременно),
конечно, вызывает разумный негатив.

Но, внедрение электронного
журнала в образовательный процесс школы, на мой взгляд, имеет  одно важное
преимущество – это включение родителей в процесс обучения детей, помощь в
организации быстрой и своевременной связи с родителями.

Слайд
18. Преимущества использования Электронного журнала для родителей


Родители узнают об оценках в день их выставления.


Немедленно информируются о прогулах своих детей.


Контролируют ребенка с помощью электронного дневника, в котором указаны
все оценки, пропуски, домашние задания, замечания.


Своевременно могут принять меры для исправления ситуации с успеваемостью.


Могут напрямую связаться с учителями по возникшим вопросам через переписку.


Будут знать, какие темы уроков пропущены ребенком во время болезни.


Видят динамику успеваемости ребенка по изменениям среднего балла.

Конечно же, как и все цифровые
технологии, электронный дневник обладает своими достоинствами и недостатками. Причем каждая из сторон, участвующая в образовательном процессе (дети, родители
и учителя) видит проблему “со своего шестка”.

Однако, со 100% уверенностью сегодня можно смело сказать, что
обучение учащихся на расстоянии с помощью современных технологий нас всех
многому научило.

Да,
изменилась жизнь, изменились люди, изменилось само время.

Роль
учителя существенно изменилась. Если раньше он был источником знаний, то теперь
он стал наставником и проводником.

Слайд 19. У учителя появились новые роли:

– учитель-консультант: помогает ребенку найти пути
решения проблемы;

– учитель-модератор: раскрывает потенциальные
творческие возможности ученика и его способностей;

– учитель-тьютор: осуществляет педагогическое
сопровождение ученика;

– учитель-психолог: учитывает в своей работе
возрастные и индивидуальные психологические особенности ребенка.

Слайд 20. Учитель современной школы осуществляет различные функции:

– является источником
знаний для учащихся как во время уроков, так и во внеурочной деятельности;

– обеспечивает охрану жизни
и укрепление здоровья детей;

– выполняет управленческую
функцию, организует образовательную деятельность обучающихся;

– создает педагогические
условия для успешного обучения, развития и воспитания детей;

– осуществляет
педагогическое просвещение родителей, регулирование и согласование
воспитательных воздействий семьи и школы;

– выполняет функцию
классного руководителя.

В современных условиях очень часто ожидания учителя не совпадают с реальностью. Выбрав
будущую профессию учителя, человек полон энтузиазма, желания давать знания
детям, делиться с ними жизненным опытом, видеть заинтересованность в детских
глазах. А в реальности учитель встречается с тем, что все дети разные, не все с
радостью идут на его уроки, некоторые учащиеся не хотят учиться и слушать
учителя, мешают вести урок, отвлекают других.

Да и другие моменты из нашей
школьной жизни огорчают.

Видео
«Учитель. Ожидание. Реальность»

Какова бы ни была реальность, настоящий учитель никогда не забывает
о повышении своего профессионального мастерства.

Слайд 21. Пути развития
профессиональной компетентности

  • Самообразование
    педагогов.
  • Аттестация
    педагогических работников на соответствие занимаемой должности и
    квалификационную категорию.
  • Система
    повышения квалификации.
  • Активное
    участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров,
    конференций, мастер-классов.
  • Владение
    современными образовательными технологиями, методическими приемами,
    педагогическими средствами и их постоянное совершенствование.
  • Овладение
    информационно-коммуникационными технологиями.
  • Участие в
    различных конкурсах, исследовательских работах.
  • Обобщение и
    распространение собственного педагогического опыта, создание публикаций.

Остановимся на
некоторых пунктах более подробно.

Какие
бы формы и методы в образовательном процессе не избирал педагог, его
эффективность, в конечном итоге, определяется мерой самостоятельной работы, его
самообразованием. Самообразование базируется на высоком уровне развития
сознания, потребности в самосовершенствовании и творческой самореализации.

О роли
самообразования в развитии профессиональной компетентности расскажет молодой
специалист, учитель английского языка.

Мотивируя
учащихся на работу в дистанционном режиме, учитель не должен забывать о том,
что он  является примером в постоянном стремлении к обновлению
знаний, в овладении передовыми технологиями, развитии своего творческого,
гуманитарного мышления.

Важнейшей частью
педагогического мастерства  являются профессиональные знания и умения,
компетентность, продуктивность. Профессионализм всегда
нарабатывается опытом. О
своем опыте работы в рамках дистанционного обучения расскажет учитель высшей
категории, учитель географии.

В
настоящее время очно-заочное обучение вызывает множество вопросов и трудностей. Тяжело всем: и учителям, и детям, и родителям. Но  сложнее всего, как мне
кажется, нашим первоклассникам. За первый месяц обучения в школе некоторые из
них ещё не успели понять, что от них хотят и куда они попали. Потом месяц
каникул. А научить читать и писать детей обязательно нужно.

О
своих впечатлениях освоения новых методических горизонтов расскажет учитель
начальных классов.

Воспитательная
система школы складывается из совместной деятельности учителей, учащихся,
родителей, из воспитания на уроке, вне урока: через систему дополнительного
образования, реализацию программ внеурочной деятельности, преемственности
детский сад – школа, экскурсионной и творческой деятельности.

Основная
идея, которой руководствуется педагогический коллектив УВК – идея творчества. Педагоги школы уделяют большое внимание воспитанию учащихся, совершенствованию
и обновлению внеклассной воспитательной деятельности с детьми.

Об инновационных
технологиях в воспитательной работе расскажет заместитель директора по
воспитательной работе.

В настоящее время
мы вынуждены работать в необычном для нас режиме, в условиях очно-заочного
обучения. Кроме того, мы сейчас находимся в состоянии «информационного
заражения», когда люди склонны разжигать тревогу друг в друге. Информация,
поступающая от одних людей к другим, влияет на их психическое состояние, причём
в негативную сторону – усиливает состояние тревоги. Насколько напряжённым будет
этот период и какие повлечет за собой последствия, зависит от нашего
восприятия.

Возникает простой
вопрос: «Можем ли мы изменить ситуацию?». Конечно же, нет. Поэтому мы должны
изменить своё отношение к ней и измениться сами.

Прислушаемся к
советам и рекомендациям школьного психолога.

Да,   время не
стоит на месте. С развитием новых технологий развивается мир. Прогресс приходит
во все сферы нашей жизни, в том числе и в образование.

Но
пока еще все только начинается, на пути возникает множество вопросов и проблем
в использовании
дистанционных образовательных технологий, которые всем нам предстоит решать.

Подводя итог всему
сказанному, хочется отметить, что дистанционное образование необходимо как
дополнение к очному школьному образованию. При этом оно не исключает друг
друга, а тесно взаимодействует.

Школа должна стать
местом обмена интересной информацией, местом живого общения. Дистанционное же
обучение должно способствовать развитию ребенка и желанию приобретать знания. И
именно
педагог является основной фигурой при реализации на практике основных
нововведений.

Слайд 22. Профессия педагога заслуживает
наибольшего уважения.

Учитель – три
слога.

Не так уж и много,

А сколько умений
вмещает оно!

Уменье мечтать!
Уменье дерзать!

Уменье себя работе
отдавать!

Уменье учить!
Уменье творить!

Уменье детей
беззаветно любить!

Но как это много!

И это призванье
вам Богом дано!

Слайд 23. Решение  педсовета:

Считать
повышение профессиональной компетентности педагогов приоритетной задачей
педагогического коллектива и необходимым условием развития УВК.

Принять к сведению
опыт коллег в работе на цифровых образовательных платформах и отметить их продуктивную инновационную деятельность.

Повышать
профессиональную компетентность педагогов через курсы повышения квалификации, в
том числе в дистанционном режиме, участие в конкурсах педагогического
мастерства, обобщение и распространение опыта работы, активное участие в
методической работе УВК, самообразование.

Создать
условия для эффективного взаимодействия педагогов, учащихся с учетом
профессионального мастерства педагогов, индивидуальных возможностей и
потребностей учащихся, с целью формирования предметных компетенций.

Организовать систему мероприятий, необходимых для
развития профессиональных компетенций педагогов,  педагогического
творчества.

Руководителям
ШМО на заседаниях методических объединений обсудить вопросы совершенствования
профессионального мастерства педагога.

Хочется пожелать
всем присутствующим крепкого здоровья, стабильности, благополучия. Пусть будут
здоровы ваши близкие и родные люди! Счастья вам, позитива, добра и успеха!

Слайд 25. И помните, что на
земле есть 3 незаменимых лекарства:

– природа, которая
помогает жить;

– любовь, которая
помогает выжить;

– чувство юмора,
которое помогает пережить все трудности!

Слайд 26. Спасибо за
работу!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *