Разделы презентаций
методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Каждый метод активным делает тот, кто его применяет !!!
Слайд 3АМ начала образовательного курса
Слайд 4Метод
«Поздоровайся локтями»Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомствоЧисленность
при подготовке и проведении уроков для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.
Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
Численность – весь класс.
Время – 20 минут
Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.
Слайд 7АМ презентации учебного материала
Слайд 10Для проведения дискуссии и принятия решений
Группы: 5-7 человек
Численность: весь класс
Время: 20-25 мин.
Материал: листы большого
формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.
Слайд 14Метод
«Земля, воздух, огонь и вода»Цель – повысить уровень энергии
Время – 8-10 минут
Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего
Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на
Численность: Все ученики
Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки
Слайд 17Вопросы на которые необходимо ответить
И если активное обучение лучше пассивного, то почему образование не перешло на него полностью?
Редактор направления «Образование» Skillbox Media.
Из этой статьи вы узнаете:
- что такое активное обучение, чем оно отличается от пассивного и интерактивного;
- действительно ли активное обучение эффективнее пассивного;
- почему, несмотря на все плюсы, активное обучение не победило пассивное;
- какая связь между популяризацией активного обучения и педагогическим образованием.
Активным называют такое обучение, в котором деятельность учащегося имеет продуктивный, творческий, поисковый характер. В основе активного обучения лежит конструктивистский подход: учитель не просто наполняет, как пустые сосуды, головы учащихся, а позволяет им самим добывать и конструировать знания.
Ещё одна аналогия: если в пассивном обучении человек получает знания «на блюдечке» в готовом виде, то в активном обучении ему нужно самому их найти и «приготовить». Возможно — под присмотром преподавателя и из «полуфабрикатов» в созданной для этого безопасной среде, но — самому.
Что это означает? Во-первых, в активном обучении учащийся вовлечён в процесс как активный полноправный участник. А учитель выступает не столько в роли «источника знаний», сколько в качестве наставника, консультанта, фасилитатора в процессе поиска учащимся этих знаний.
Во-вторых, активное обучение предполагает не только получение знаний, но и формирование навыков. В том числе метапредметных — попросту говоря, софт-скиллов, например умения планировать свою деятельность и работать в команде, творчески мыслить и так далее. Если говорить о детском образовании, то применение активных методов обучения в школе ещё и прививает детям навыки самостоятельного обучения, которые понадобятся потом в течение всей жизни.
Что касается самого определения «активное», то оно обычно используется, чтобы подчеркнуть противоположность традиционному пассивному подходу, при котором знания передаются ученику в готовом виде. Представим разницу между пассивным и активным обучением в виде таблицы.
Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media
В русскоязычной литературе выделяют не только активные, но ещё и интерактивные методы обучения. Часто такие термины используют в качестве синонимов. Например, специалисты из ЛГУ им. А. С. Пушкина отмечают:
«В современной педагогической литературе, а также во ФГОС ВО эти термины стоят в одном семантическом ряду и часто употребляются как взаимозаменяемые; одни и те же методы называются то активными, то интерактивными. В некоторых исследованиях методы интерактивного обучения являются разновидностью методов активного обучения».
Впрочем, это происходит и в зарубежной практике, отмечает профессор Университета Аризоны (США) и известная исследовательница Мишелин Чи. Чтобы разобраться с определениями, она даже предложила фреймворк (или таксономию) для активного обучения ICAP. Правда, в нём обозначены не методы обучения, а виды учебных активностей:
- Интерактивные (Interactive) — учащиеся взаимодействуют друг с другом на предложенные темы, не игнорируя при этом позицию собеседника.
- Конструктивные (Constructive) — учащиеся создают что-либо на основе идей, которые находятся за пределами полученной информации (проще говоря, соединяют уже существующую и новую информацию, которую ищут самостоятельно).
- Активные (Active) — учащиеся физически выполняют какое-либо действие.
- Пассивные (Passive) — учащиеся просто воспринимают информацию.
В российской же практике обычно интерактивность подразумевает общение учащихся друг с другом, а активность — общение учащихся с преподавателем. Но, как уже говорилось, часто эти термины используют как синонимы.
Конечно, есть и другие классификации методов активного обучения. Например, отечественные исследователи методы активного обучения разделяют на имитационные (имитирующие какую-то деятельность — ролевые игры, кейс-стади и так далее) и неимитационные (например, дискуссия, проектная деятельность, проведение исследования, написание курсовой или дипломной работы).
Приводят и такое разделение:
- дискуссионные,
- игровые,
- тренинговые,
- рейтинговые.
Вот несколько примеров подходов и методик, в основе которого лежит тот или иной вид активного обучения. Это далеко не полный список.
Суть этого подхода в том, что обучение строится на задачах, максимально приближенных к реальным. То есть «отсидеться на задней парте», пока лектор что-то рассказывает, не выйдет — придётся активно участвовать в процессе.
Это удачное соединение пассивного и активного обучения. Ученики проходят весь теоретический материал дома — смотрят лекции, читают учебники, делают конспекты и заметки. А вот на занятии они полностью включены в обсуждение изученного с учителем — и не просто слушают объяснение, а дискутируют на поставленные педагогом вопросы. То есть занятие в аудитории построено на активных методах.
Финский подход, который превращает учащихся в исследователей и позволяет увлечь их образовательным процессом. Ученики задаются каким-нибудь вопросом — почему всё работает так, а не иначе? Почему кофе так дорого стоит, а на переходе зелёного света приходится ждать слишком долго? Их задача заключается в том, чтобы, с одной стороны, найти ответ (но не просто доклад подготовить, а изучить его с точки зрения разных наук), а с другой — предложить своё решение проблемы.
Методика, придуманная нидерландским педагогом Вилли Вейнандсом, тоже представляет собой сочетание активного и пассивного обучения, но активного здесь куда больше. Педагог даёт ученикам необходимую теорию, затем помогает объединиться в команды — и каждая создаёт проект на обозначенную тему в рамках заданного времени (четверти, триместра, семестра). Конечно, присутствует и контроль со стороны преподавателя, и обратная связь, но во многом за процесс отвечают именно сами ученики.
Это такая модель образования, при которой знания передаются не от профессионального педагога к студенту, а равный учит равного. Проще говоря, люди взаимно обмениваются опытом и знаниями. Такое обучение может строиться стихийно (в самообразовании), но может и продуманно, и тогда преподаватель или методист, педагогический дизайнер выступает в роли создателя и фасилитатора образовательной среды.
На самом деле даже обычный школьный учитель вполне может превратить традиционный пассивный урок в активный. Например, американский педагог превратил уроки истории в расследования, в ходе которого дети добывают и сопоставляют информацию. А один учитель географии предлагает школьникам после изучения серьёзных тем использовать их, чтобы придумать план действий по воссозданию мира после якобы случившегося зомби-апокалипсиса. То есть детям приходится и активно применять полученные знания для решения проблемы, сопоставляя разные темы между собой, и заодно восполнять пробелы, если кто-то пропустил какую-то тему.
Онлайн-курсы бывают очень разными. Самый простой вариант курса ― цикл записанных лекций, в лучшем случае с проверкой знаний в виде тестов, ― конечно, представляет собой пассивное обучение. Но существуют и курсы, основанные на решении какой-либо задачи (проблемы) ― в них слушатели самостоятельно вырабатывают и ищут решение той или иной учебной задачи, попутно получая знания и опыт. Это пример активного обучения. Такие курсы обычно синхронные.
Чаще всего современные курсы, как и образовательные офлайн-программы, сочетают в себе элементы пассивного и активного обучения ― например, наряду с просмотром асинхронных лекций студенты синхронно разрабатывают собственные проекты, или курс предусматривает другие активные методы. Ещё один способ внедрить в курс элементы активного обучения ― построить его по модели разветвлённого квеста.
Вообще, многие современные, обучающие профессиям взрослых людей, строятся с опорой на модель опыто-ориентированного обучения Дэвида Колба. Если коротко, то её суть в том, что обучение ― это трансформация опыта через цикл из проб и ошибок. Это активное обучение, и задача педагогического дизайнера ― спроектировать условия для него.
Исследователи утверждают, что эффективнее всего — сочетать пассивное и активное обучение. Последние десятилетия они проводят эксперименты, чтобы выяснить, какая последовательность будет предпочтительнее. Пока что выводы такие: начинать лучше с техник пассивного обучения, а затем уже переходить к активностям. Это, впрочем, подтверждает и практика в рамках некоторых подходов.
А при наличии выбора считается, что активное обучение предпочтительнее пассивного. Об этом свидетельствуют и результаты многочисленных экспериментов и исследований.
Например, метаанализ, проведённый специалистами из университетов Сиэтла, Флориды и Мэйна (США) показывает, что студенты STEM-направлений получают лучшие учебные результаты, если «активно» учатся. А вот пассивное обучение куда чаще ведёт к риску провала на экзаменах. Ещё один метаанализ, который провели турецкие учёные, демонстрирует, что активное обучение позитивно влияет на восприятие учениками самой программы и куда эффективнее пассивного.
Кроме того, активное обучение позитивно влияет на результаты учеников, а ещё помогает противодействовать списыванию.
Казалось бы, если всё так замечательно, то почему бы не отказаться от пассивного обучения совсем, заменив его активным?
Хотя активное обучение действительно эффективно, преподавателям и студентам нелегко на него перестроиться полностью. Ведь это требует серьёзной подготовки, знаний, опыта, креативного подхода — а главное, времени. Одно дело организовать активное обучение в классе из десяти учеников, где каждому можно уделить внимание и сориентировать в его поисках знаний, и другое — в классе из 30 человек.
Поэтому в школах, вузах, да и в неформальном образовании тоже чаще всего применяются элементы активного обучения — наряду с пассивным.
В пассивном обучении достаточно подготовить план лекций (или уроков) и проверочных, а потом идти по составленной программе — это занимает у педагога куда меньше времени и сил, чем разработка сложных, многосоставных занятий, рассчитанных на активности учащихся.
Так, профессор Университета Огаста (США) доктор Сьюзан Эдвардс провела исследование среди учителей средней школы и выделила четыре основных препятствия, с которыми они сталкиваются при переходе на активные методы обучения:
- системные — к ним относится нехватка времени на подготовку к занятию и недостаток ресурсов;
- «ученические», то есть поведение, когнитивные особенности, мотивация учеников;
- контентные — сложности с адаптацией материала и с тем, чтобы сделать его релевантным для учеников;
- учительские — страх перед изменением подхода к обучению, отсутствие идей, затраты значительно больших усилий для подготовки.
Хотя речь шла именно о педагогах в школах, очевидно, что с похожими сложностями сталкиваются и те, кто работает в старшей школе, вузах, дополнительном образовании.
В самом процессе активного обучения тоже есть свои трудности, например такие:
- Нет чёткого фокуса. На стандартном занятии учитель объясняет что-то сразу всей группе. В активной среде ему приходится переключать внимание между группами учеников, вникая, что происходит в каждой из них, и вовремя направляя их (например, когда учащиеся работают над проектами).
- Много отвлекающих факторов. Работа в группах, обсуждения и другие активности стандартно создают много шума. В таких условиях может быть трудно сконцентрироваться и учащимся, и педагогу.
- Сложности с технологиями. Если на занятии нужно использовать смартфоны, ноутбуки и другие гаджеты, то преподаватель может легко растеряться — мало того, что за учениками нужно следить и со всеми общаться, так ещё и приходится разбираться с разными техническими сложностями, если для этого нет специального помощника. С распространением гибридного обучения это особенно актуально, ведь приходится использовать особые подходы к проведению таких занятий.
В разных научных работах отмечается, что хотя педагоги и преподаватели пробуют активное обучение, они часто разочаровываются из-за ложных представлений о нём. Так, специалисты из Университета Джорджии (США) отмечают, что внедрение активного обучения не предполагает быстрых результатов, даже если очень на них рассчитывать. Поэтому подходить к внедрению активного обучения стоит с осторожностью и внимательностью.
Если говорить об онлайн-обучении, то построить его целиком на активном подходе ещё сложнее, чем в офлайне, — бывает технически трудно организовать те или иные активности в цифровой среде. Кроме того, такие типичные для активного обучения приёмы, как кейс-стади и проектную деятельность, невозможно или трудно перенести в асинхронный курс.
Исследователи из разных стран подчёркивают — готовить педагогов к активному обучению нужно ещё в вузе. Учёные из Турции, где после реформы системы образования в 2005 году на активное обучение сделали особую ставку, решили опросить студентов педагогического факультета Университета Эрджиес. Опрос проводили в 2014 году, то есть у системы было время перестроиться, а для студентов активное обучение не должно было стать совсем уж неожиданностью. Участие в исследовании приняли больше 300 будущих педагогов.
Для начала специалисты выяснили, что значат для студентов активные методы в их собственном обучении. Оказалось, что:
- Активное обучение помогает будущим учителям иначе взглянуть на их работу. Оно открывает для них новые горизонты и даёт возможность лучше понять свою роль. Больше того, студенты отмечали, что для них такая учёба становится способом найти свою «профессиональную идентичность».
- Активное обучение способствует экспериментам с новыми подходами к обучению. Объяснение простое — студенты могут пробовать и сравнивать эти подходы в процессе учёбы, проверять всё на опыте и не бояться нового.
- У студентов поднимается самооценка. Активное обучение предполагает демократичную среду, поддержку однокурсников и преподавателей — всё это сказывается и на восприятии себя в процессе учёбы.
- Активное обучение превращается в совместное обучение. Плюсов в этом много: развиваются коммуникативные и командные навыки, происходит обмен опытом и знаниями и так далее.
- Активное обучение превращает студентов во «владельцев обучения». Проще говоря, каждый студент чувствует себя ответственным за свои результаты, поскольку проходит реальную практику, а не только слушает лекции. Студенты особенно ценили это, поскольку, по выражению одного из участников исследования, «нам не просто давали рыбу, а учили её ловить».
Правда, препятствия на пути тоже были, и они наглядно показывают, с какими трудностями в целом сталкивается система образования при имплементации активных методов обучения:
- Некомпетентные преподаватели. В контексте исследования это, скорее, те, кто не хочет перестраиваться. Примечательно, какие определения давали студенты некоторым своим наставникам: «Переживает, что потеряет контроль над аудиторией», «У него неверные представления об управлении процессом (считает, что если в аудитории шумно, то это признак плохого управления)», «Фокусируется только на теории, а не практике».
- Перегруженные группы. Активное обучение хорошо работает в небольших классах, а вот «поточные лекции» на 70–100 человек куда труднее переформатировать. Студентам было нелегко как из-за физических ограничений аудитории, так и из-за сложностей в организации обсуждения.
- Мало времени и большая нагрузка. Иногда лекции казались проще и удобнее, поскольку на подготовку к активным занятиям времени мало, а освоить нужно много. Причём студенты понимали, что и преподавателям тоже не хватает времени. Это, конечно, приводило к ненужному стрессу обе стороны.
- Отсутствие ресурсов. Старые учебники и методички просто не давали новых идей, а некоторые занятия подразумевали, что студентам придётся потратить собственные средства на что-то необходимое к занятию (например, когда нужен компьютер, демонстрационные материалы и так далее).
- Пассивность самих студентов. Да, не только школьников нужно мотивировать. Студенты отмечали, что привыкли к традиционному, простому формату лекций, поэтому переход на новые формы занятий давался им нелегко. Возникали и другие препятствия — страх критики, страх публичных выступлений, то есть того, чего раньше можно было легко избежать.
- Экзаменационная система. Она в Турции построена на стандартных тестах и отметках, проще говоря — на запоминании и способности воспроизвести информацию. Зачем применять активные методы обучения даже в работе, если учеников всё равно готовить к тестам?
Исследователи заключили, что подготовка учителей — ключевой фактор успеха во внедрении активного обучения. Больше того, именно такие методы помогают учителям больше узнать об образовании в целом и, конечно, лучше учить. Поэтому, несмотря на разрыв между теорией и реальностью в подготовке, стоит продолжать внедрять активное обучение в педагогических вузах.
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO