Цель: Раскрыть роль семьи в жизни каждого
человека;
- Раскрыть значение понятий “семья”,
“счастливая семья”, “семейные ценности”; - Развивать стремление проявлять
ответственность в семейных отношениях; - Создать комфортную ситуацию для творческого
самовыражения учащихся, проявления активности; - Воспитывать уважительное отношение к родным и
близким; - Способствовать сплочению и развитию классного
коллектива.
I. – Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады
приветствовать всех, кто собрался сегодня на
нашем мероприятии и присутствует на
мастер-классе.
– Ребята! Что всегда в вашем сердце, мысль о чём
согревает в трудные минуты, где вас всегда
поддержат и любят, безусловно. Чтобы понять, о чем
я говорю, предлагаю вам внимательно посмотреть
на “ОБЛАКО СЛОВ” (работа по группам –
визуализация для выведения темы занятия) СЛАЙД
1. Приложение 1.
– Кто догадался: о чём пойдёт сегодня речь?
Ответы детей (Семья, какая должна быть семья).
– Что такое семья? Какая семья называется
счастливой? Что такое семейные ценности?
– Какие ассоциации у вас вызывает слово
“семья”? (мама, папа, родители, дом, братья,
сёстры, семейный праздник).
Слайд 5. “Семья – это то место, где человек
должен учиться творить добро”
“Семья – это дом, где тепло и уютно, где тебя
любят ”.
“Семья – это родные друг другу люди”.
“Семья – это близкие друг другу люди, которых
объединяют общие интересы”.
“Семья – группа живущих вместе близких
родственников” (словарь С. И. Ожегова).
– Как вы понимаете слова “люди, живущие рядом”?
(члены семьи, соседи, друзья, окружающие
родственники).
– А сколько в слове “семья” загадок и
поучительных открытий! Слово “семья” можно
разделить на два слова – КАКИЕ? (“семь” и “я”).
– И тогда оно как будто говорит нам: “Семья –
это семеро таких же, как я”.
– И, правда, в семье все чем-то похожи друг на
друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и
характером. Могут быть общие увлечения и занятия.
II. Притча о семье “Полная ли банка”.
(Демонстрация учителем).
Учитель наполняет баночку камнями (большими)
– Полна ли банка? (ДА, полна)
Учитель высыпает горошек мелкий, потрясти
немного (горошек занял свободное место между
камнями).
– Тогда взять коробку, наполненную песком
(мукой, мелкая крупа), и насыпать его в банку.
– Учитель выливает воду
– А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка —
это ваш ДОМ.
“Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
Адам: “Кто их воспитает, царица моя?”
Адам: “Кто пищу сготовит, о радость
моя?”
Кто платье сошьет? Постирает белье?
Меня приголубит? Украсит жилье?”
Сказала она знаменитых семь “Я”
С этой поры родилась семья!
– Здравствуй, семья! Какое красивое слово! Семья!
Как греет душу это слово! Оно напоминает о
ласковом голосе мамы, о заботливой строгости
отца. В семье мы желанные дети. Здесь нас нарекли
именем. Слово “семья”, как и слово “хлеб”,
“вода”, не требует расшифровки, оно впитывается
с первых мгновений жизни. Семья- это муж и жена,
это дом, родители и дети, бабушки и дедушки.
Счастливая семья – это спасательный круг, с
помощью которого мы каждый день вплываем в
спокойную и надёжную гавань, где царят уют,
радость, душевный покой.
– Какая семья называется СЧАСТЛИВОЙ?
ЛАДНАЯ СЕМЬЯ (китайская притча)
Жила-была на свете семья. Не простая семья.
Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли
таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая.
Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел
слух об этой семье до самого владыки. И решил он
проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в
село, и душа его порадовалась: чистота и порядок,
красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
Удивился владыка и решил узнать, как добилась
всего этого семья. Пришел он к старейшине.
“Расскажи”,- говорит. Долго писал что-то на
бумаге старейшина. А, когда написал, протянул
владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: “ЛЮБОВЬ,
ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ” А в конце листа: “СТО РАЗ
ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ”.
– И все?
– Так что же делает СЕМЬЮ СЧАСТЛИВОЙ? (СЕМЕЙНЫЕ
ЦЕННОСТИ)
– Дополните ответы на эти вопросы, работая по
группам.
Детям даются кластеры в виде РОМАШКИ /Приложение 3/, клеим на кластер
выбранные слова.
Выносим кластеры на ДОСКУ и защищаем по
группам.
– Что мы не берём в счастливую семью?
– Мы нашли так много хороших светлых слов о
семье: и существительных, и прилагательных, и
глаголов. Что можем попробовать составить СИНКВЕЙН.
V. СЛАЙД 9. ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА
1 строчка – существительное. Семья
2 строчка – два прилагательных. Какая она?
3 строчка – три глагола. Что она делает? Или
делают?
4 строчка – четыре слова – предложение.
Предложение о семье или пословица.
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним,
или, как по-другому можно назвать семью
Дети пишут по группам и озвучивают. Например:
Крепкая, дружная.
Сплачивает, объединяет, оберегает.
Семья – лучшая школа жизни.
Ребенок.
Большая дружная.
Любят, заботятся, живут.
Все вместе под одной крышей.
Любовь.
VI. Перед каждой группой лежит ГЕРБ СЕМЬИ, я
взяла их из ваших летописей семьи.
А теперь задание группам: “Допишите девиз
семьи на каждый герб”.
VII. – Почему кластер составляли в форме РОМАШКИ?
– Символом семьи в России является ромашка.
Как вы думаете, почему?
– Что символизируют лепестки цветка? /Членов
семьи/
– На чём держатся лепестки? /На сердцевине/.
– Что может случиться с лепестками, если
повредить сердцевину? /Он погибнет/
– Как вы думаете, о чем мечтают все дети?
– А у всех ли детей есть родители, семья?
О чем они мечтают?
– Так о чем же мечтают все дети планеты? ( О
счастье, мире в семье)
– Есть ли у них надежда?
Четыре свечи спокойно горели и потихоньку
таяли. Стояла такая тишина, что было слышно, как
они разговаривают.
И огонёк свечи погас.
Вторая чуть слышно промолвила:
Третья свеча опечалилась:
Вдруг в комнату вошёл малыш и, увидев три
потухшие свечи, испуганно сказал:
— Что вы делаете!? Вы должны гореть — я боюсь
темноты! — плакал он.
Четвёртая свеча произнесла:
— Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно
зажечь и другие три свечи. Ведь я — Надежда.
С РАДОСТЬЮ В ГЛАЗАХ РЕБЕНОК ВЗЯЛ СВЕЧУ НАДЕЖДЫ
И ЗАЖЕГ ОСТАЛЬНЫЕ СВЕЧИ. Огонь надежды никогда не
должен гаснуть в вашей жизни, чтобы в жизни
каждого из нас была Надежда, Вера, Мир и Любовь !!!
– Мы должны сделать так, чтобы в наших сердцах
всегда пылали и не гасли все четыре свечи. Ведь
мир, вера, любовь и надежда так нужны для того,
чтобы семья и дети были счастливыми!
– В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом
На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное –
Домой так и тянет меня.
– Я думаю, что вы согласитесь со справедливостью
этих слов. Что может быть важнее уютного дома, где
тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют.
Давайте подведем итог и построим дом “счастья”?
С чего начать? /Приложение 5/. СЛАЙД
13.
Дети выбирают слова, а потом клеим по группам у
доски.
I группа. Строим фундамент. На “кирпичиках”,
предложенных вам, записать как можно больше слов,
которые можно связать со словом “Дом”.
Можно: быть внимательным, заботливым;
помогать, ласковым, добрым, уверенным в себе,
любить свою семью, почитать родителей, уважать
мнение всех членов семьи.
Нельзя: огорчать; ругаться; предавать;
грубить; повышать голос; быть агрессивным;
выплёскивать на других свой гнев, обиду;
бездельничать, когда взрослые трудятся.
И все вместе возведем крышу. Что нужно для
крепости семейных отношений?
Ученики зачитывают ответы: понимание, уважение,
любовь, доверие, верность, терпимость, доброта,
сочувствие.
– Наш дом построен. Молодцы ребята! Вы выбрали
прочный строительный материал. Каждый из вас
отдал частичку души.
IX. Слайд 14. Дети читают по цепочке.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
– Давайте вернемся к моей заветной БАНОЧКЕ.
– Сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это
ещё и ваша будущая ЖИЗНЬ.
Камни — это важнейшие вещи вашей жизни:
семья, здоровье, родители, дети — всё то, что
необходимо, чтобы семья счастливой даже в случае,
если всё остальное потеряется.
Горошек — это вещи, которые дополняют жизнь
семьи: работа, дом, автомобиль.
Песок — мелочи, все остальное. Что может
дополнять семью.
И также в жизни, если тратить всё время и всю
энергию на мелочи, не остаётся места для
важнейших вещей, которые делают жизнь и семью СЧАСТЛИВОЙ.
– Интересно вам было строить дом, создавать
кластеры?
– Работать в группах?
– Считаете ли вы полезной работу, которую мы
делали с вами?
– Какой цвет ромашки выбрали бы вы, чтобы
оценить нашу работу на занятии?
– Давайте составим БУКЕТ ЛЮБВИ РОДИТЕЛЯМ из
наших впечатлений от нашей работы. (Клеим возле
дома ромашки, выбранного цвета). СЛАЙД 16.
– Ответьте на мои вопросы
– Что на свете всего дороже? Семья.
– А что значит семья?
Это – семь я.
– Без чего не может быть она?
Без папы, мамы и меня.
– А чем же скреплена она?
Любовью, заботой и теплом.
– Ведь все мы связаны семьёй.
Пусть всё это только игра,
Но ею сказать мы хотели:
Великое чудо семья!
Нет в жизни важнее цели!
Храните её! Берегите!