Семья и семейные ценности

Цель: Раскрыть роль семьи в жизни каждого
человека;

  • Раскрыть значение понятий “семья”,
    “счастливая семья”, “семейные ценности”;
  • Развивать стремление проявлять
    ответственность в семейных отношениях;
  • Создать комфортную ситуацию для творческого
    самовыражения учащихся, проявления активности;
  • Воспитывать уважительное отношение к родным и
    близким;
  • Способствовать сплочению и развитию классного
    коллектива.

I. – Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады
приветствовать всех, кто собрался сегодня на
нашем мероприятии и присутствует на
мастер-классе.

– Ребята! Что всегда в вашем сердце, мысль о чём
согревает в трудные минуты, где вас всегда
поддержат и любят, безусловно. Чтобы понять, о чем
я говорю, предлагаю вам внимательно посмотреть
на “ОБЛАКО СЛОВ” (работа по группам –
визуализация для выведения темы занятия) СЛАЙД
1. Приложение 1.

– Кто догадался: о чём пойдёт сегодня речь?
Ответы детей (Семья, какая должна быть семья).

– Что такое семья? Какая семья называется
счастливой? Что такое семейные ценности?

– Какие ассоциации у вас вызывает слово
“семья”? (мама, папа, родители, дом, братья,
сёстры, семейный праздник).

Слайд 5. “Семья – это то место, где человек
должен учиться творить добро”

“Семья – это дом, где тепло и уютно, где тебя
любят ”.

“Семья – это родные друг другу люди”.

“Семья – это близкие друг другу люди, которых
объединяют общие интересы”.

“Семья – группа живущих вместе близких
родственников” (словарь С. И. Ожегова).

– Как вы понимаете слова “люди, живущие рядом”?
(члены семьи, соседи, друзья, окружающие
родственники).

– А сколько в слове “семья” загадок и
поучительных открытий! Слово “семья” можно
разделить на два слова – КАКИЕ? (“семь” и “я”).

– И тогда оно как будто говорит нам: “Семья –
это семеро таких же, как я”.

– И, правда, в семье все чем-то похожи друг на
друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и
характером. Могут быть общие увлечения и занятия.

II. Притча о семье “Полная ли банка”.
(Демонстрация учителем).

Учитель наполняет баночку камнями (большими)

– Полна ли банка? (ДА, полна)

Учитель высыпает горошек мелкий, потрясти
немного (горошек занял свободное место между
камнями).

– Тогда взять коробку, наполненную песком
(мукой, мелкая крупа), и насыпать его в банку.

– Учитель выливает воду

– А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка —
это ваш ДОМ.

“Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?

Адам: “Кто их воспитает, царица моя?”

Адам: “Кто пищу сготовит, о радость
моя?”

Кто платье сошьет? Постирает белье?
Меня приголубит? Украсит жилье?”

Сказала она знаменитых семь “Я”
С этой поры родилась семья!

– Здравствуй, семья! Какое красивое слово! Семья!
Как греет душу это слово! Оно напоминает о
ласковом голосе мамы, о заботливой строгости
отца. В семье мы желанные дети. Здесь нас нарекли
именем. Слово “семья”, как и слово “хлеб”,
“вода”, не требует расшифровки, оно впитывается
с первых мгновений жизни. Семья- это муж и жена,
это дом, родители и дети, бабушки и дедушки.
Счастливая семья – это спасательный круг, с
помощью которого мы каждый день вплываем в
спокойную и надёжную гавань, где царят уют,
радость, душевный покой.

– Какая семья называется СЧАСТЛИВОЙ?

ЛАДНАЯ СЕМЬЯ (китайская притча)

Жила-была на свете семья. Не простая семья.
Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли
таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая.
Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел
слух об этой семье до самого владыки. И решил он
проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в
село, и душа его порадовалась: чистота и порядок,
красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.

Удивился владыка и решил узнать, как добилась
всего этого семья. Пришел он к старейшине.
“Расскажи”,- говорит. Долго писал что-то на
бумаге старейшина. А, когда написал, протянул
владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: “ЛЮБОВЬ,
ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ” А в конце листа: “СТО РАЗ
ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ”.

– И все?

– Так что же делает СЕМЬЮ СЧАСТЛИВОЙ? (СЕМЕЙНЫЕ
ЦЕННОСТИ)

– Дополните ответы на эти вопросы, работая по
группам.

Детям даются кластеры в виде РОМАШКИ /Приложение 3/, клеим на кластер
выбранные слова.

Выносим кластеры на ДОСКУ и защищаем по
группам.

– Что мы не берём в счастливую семью?

– Мы нашли так много хороших светлых слов о
семье: и существительных, и прилагательных, и
глаголов. Что можем попробовать составить СИНКВЕЙН.

V. СЛАЙД 9. ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА

1 строчка – существительное. Семья

2 строчка – два прилагательных. Какая она?

3 строчка – три глагола. Что она делает? Или
делают?

4 строчка – четыре слова – предложение.
Предложение о семье или пословица.

5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним,
или, как по-другому можно назвать семью

Дети пишут по группам и озвучивают. Например:

Крепкая, дружная.
Сплачивает, объединяет, оберегает.
Семья – лучшая школа жизни.
Ребенок.

Большая дружная.
Любят, заботятся, живут.
Все вместе под одной крышей.
Любовь.

VI. Перед каждой группой лежит ГЕРБ СЕМЬИ, я
взяла их из ваших летописей семьи.

А теперь задание группам: “Допишите девиз
семьи на каждый герб”.

VII. – Почему кластер составляли в форме РОМАШКИ?

– Символом семьи в России является ромашка.
Как вы думаете, почему?

– Что символизируют лепестки цветка? /Членов
семьи/

– На чём держатся лепестки? /На сердцевине/.

– Что может случиться с лепестками, если
повредить сердцевину? /Он погибнет/

– Как вы думаете, о чем мечтают все дети?

– А у всех ли детей есть родители, семья?

О чем они мечтают?

– Так о чем же мечтают все дети планеты? ( О
счастье, мире в семье)

– Есть ли у них надежда?

Четыре свечи спокойно горели и потихоньку
таяли. Стояла такая тишина, что было слышно, как
они разговаривают.

И огонёк свечи погас.

Вторая чуть слышно промолвила:

Третья свеча опечалилась:

Вдруг в комнату вошёл малыш и, увидев три
потухшие свечи, испуганно сказал:

— Что вы делаете!? Вы должны гореть — я боюсь
темноты! — плакал он.

Четвёртая свеча произнесла:

— Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно
зажечь и другие три свечи. Ведь я — Надежда.

С РАДОСТЬЮ В ГЛАЗАХ РЕБЕНОК ВЗЯЛ СВЕЧУ НАДЕЖДЫ
И ЗАЖЕГ ОСТАЛЬНЫЕ СВЕЧИ. Огонь надежды никогда не
должен гаснуть в вашей жизни, чтобы в жизни
каждого из нас была Надежда, Вера, Мир и Любовь !!!

– Мы должны сделать так, чтобы в наших сердцах
всегда пылали и не гасли все четыре свечи. Ведь
мир, вера, любовь и надежда так нужны для того,
чтобы семья и дети были счастливыми!

– В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом
На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное –
Домой так и тянет меня.

– Я думаю, что вы согласитесь со справедливостью
этих слов. Что может быть важнее уютного дома, где
тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют.
Давайте подведем итог и построим дом “счастья”?
С чего начать? /Приложение 5/. СЛАЙД
13.

Дети выбирают слова, а потом клеим по группам у
доски.

I группа. Строим фундамент. На “кирпичиках”,
предложенных вам, записать как можно больше слов,
которые можно связать со словом “Дом”.

Можно: быть внимательным, заботливым;
помогать, ласковым, добрым, уверенным в себе,
любить свою семью, почитать родителей, уважать
мнение всех членов семьи.

Нельзя: огорчать; ругаться; предавать;
грубить; повышать голос; быть агрессивным;
выплёскивать на других свой гнев, обиду;
бездельничать, когда взрослые трудятся.

И все вместе возведем крышу. Что нужно для
крепости семейных отношений?

Ученики зачитывают ответы: понимание, уважение,
любовь, доверие, верность, терпимость, доброта,
сочувствие.

– Наш дом построен. Молодцы ребята! Вы выбрали
прочный строительный материал. Каждый из вас
отдал частичку души.

IX. Слайд 14. Дети читают по цепочке.

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!

– Давайте вернемся к моей заветной БАНОЧКЕ.

– Сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это
ещё и ваша будущая ЖИЗНЬ.

Камни — это важнейшие вещи вашей жизни:
семья, здоровье, родители, дети — всё то, что
необходимо, чтобы семья счастливой даже в случае,
если всё остальное потеряется.

Горошек — это вещи, которые дополняют жизнь
семьи: работа, дом, автомобиль.

Песок — мелочи, все остальное. Что может
дополнять семью.

И также в жизни, если тратить всё время и всю
энергию на мелочи, не остаётся места для
важнейших вещей, которые делают жизнь и семью СЧАСТЛИВОЙ.

– Интересно вам было строить дом, создавать
кластеры?

– Работать в группах?

– Считаете ли вы полезной работу, которую мы
делали с вами?

– Какой цвет ромашки выбрали бы вы, чтобы
оценить нашу работу на занятии?

– Давайте составим БУКЕТ ЛЮБВИ РОДИТЕЛЯМ из
наших впечатлений от нашей работы. (Клеим возле
дома ромашки, выбранного цвета). СЛАЙД 16.

– Ответьте на мои вопросы

– Что на свете всего дороже? Семья.

– А что значит семья?

Это – семь я.

– Без чего не может быть она?

Без папы, мамы и меня.

– А чем же скреплена она?

Любовью, заботой и теплом.

– Ведь все мы связаны семьёй.

Пусть всё это только игра,
Но ею сказать мы хотели:
Великое чудо семья!
Нет в жизни важнее цели!
Храните её! Берегите!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *