Рыжов А.П., д.т.н.
профессор кафедры
“Системы управления бизнес-процессами”
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ
В работе описывается технология информационного мониторинга сложных процессов/проблем, разрабатываемая автором и учениками с конца 80-х – начала 90-х годов. Приводится содержательная постановка проблемы информационного мониторинга, описываются технологические и научные аспекты разработки систем информационного мониторинга. Рассматривается применение технологии информационного мониторинга для оптимизации управления на основе системы сбалансированных показателей.
In this work the technology of information’s monitoring of the complex processes/problems, developed by the author and pupils from the end 80th – the beginnings of 90th years is described. Information monitoring’s problem description, technological and scientific aspects of information monitoring system’s engineering are reviewed. Application of information monitoring technology for optimization of strategic management on the basis of balanced scorecards is considered.
Термин “информационный мониторинг” был введен вначале как некоторый сленг для обозначения специализированных человеко-машинных интеллектуальных информационных систем, предназначенных для оценки состояния некоторого процесса или проблемы на базе фрагментарной, ненадежной, возможно недостоверной информации о ней и моделирования возможных вариантов развития проблемы в 1991 – 1992 годах и впервые использован в научной печати в 1994 г. В отличие от широко применяемых систем мониторинга (например, экологического, медицинского, технического и т.п.), базирующихся на анализе большого количества результатов показаний различных датчиков, приставка “информационный” подчеркивает, что для интересующих нас систем “входом” является не показание прибора, а некоторая информация (в частности, и показания измерительных устройств тоже, но не только они). Говоря совсем популярно, мы разрешаем системам мониторинга использовать результаты измерений не только технических устройств, но и человека как измерительного прибора.
Для разработки систем информационного мониторинга необходимо иметь структурно-лингвистическую модель процесса в виде дерева или графа (раздел 3). Это является основной проблемой разработки таких систем. Однако, подобные модели часто разрабатываются для других целей. Примерами таких моделей могут служить описание бизнес-процессов компании, система сбалансированных показателей и т.п. Технология информационного мониторинга позволяет «оживить» такие модели и решать новые задачи на их основе (раздел 5).
1. Содержательная постановка задачи
Содержание работы многих классов специалистов в современном информационном обществе можно представить как работу по определенными проблемам. В общем виде она заключается в оценке текущего состояния проблемы (процесса) на основе всей доступной информации, построении прогнозов ее развития и выработке рекомендаций по управлению развитием проблемы, исходя из целей, стоящих перед специалистом. Можно привести следующие примеры проблем из различных областей: моделирование поведения клиентов, сегментирование рынков (маркетинг); продвижение кандидата на выборах (политология); оценка кредитного риска, прогнозирование фондового рынка, прогнозирование курсов валют (финансовый анализ); оценка страховых рисков (страховое дело); развитие технологий/научных исследований (наукометрия).
Свойство перечисленных проблем – «слабая формализация» (наличие количественных и качественных признаков, отсутствие математических моделей), структурная организация (проблема/процесс имеет некоторую структуру) и наличие человека как активного элемента системы.
В качестве примера процессов, не являющихся таковыми, можно привести взаимодействие двух тел или распространение колебаний в однородной среде. Имеются математические модели таких процессов, информация измерима и доступна, результат можно вычислить для любого момента времени.
Будем называть задачу оценки текущего состояния проблемы (процесса) и построении прогнозов ее развития задачей информационного мониторинга, а человеко-компьютерные системы, обеспечивающие информационную поддержку подобного рода информационных задач, системами информационного мониторинга.
2. Понятие систем информационного мониторинга
Основными элементами систем информационного мониторинга являются информационное пространство и аналитик. Существенными являются следующие их свойства.
Информационное пространство представляет собой совокупность различных информационных элементов, которые можно охарактеризовать следующим образом:
- разнородность носителей информации, т.е. фиксация информации в виде статей, газетных заметок, компьютерном виде, аудио- и видеоинформация и т.п.;
- фрагментарность: информация чаще всего относится к какому-либо фрагменту проблемы, причем разные фрагменты могут быть по-разному “покрыты” информацией;
- разноуровневость: информация может относиться ко всей проблеме в целом, к некоторой ее части, к конкретному элементу проблемы;
- различная степень надежности: информация может содержать конкретные данные различной степени надежности, косвенные данные, результаты выводов на основе надежной информации или косвенные выводы;
- возможная противоречивость: информация из различных источников может совпадать, слегка различаться или вообще противоречить друг другу;
- изменяемость во времени: проблема/процесс развивается во времени, поэтому и информация в разные моменты времени об одном и том же элементе проблемы может и должна различаться;
- возможная тенденциозность: информация отражает определенные интересы источника информации, поэтому может носить тенденциозный характер. В частном случае она может являться намеренной дезинформацией (например, для политических проблем или для проблем, связанных с конкуренцией).
Аналитики являются активным элементом системы мониторинга и, наблюдая и изучая элементы информационного пространства, делают выводы о состоянии проблемы и перспективах ее развития с учетом перечисленных выше свойств информационного пространства. Обычно аналитики образуют некоторую структуру (министерство, агентство, консультационную службу, отдел маркетинга фирмы и т.п.). В этом случае каждый аналитик “нижнего уровня” имеет дело с некоторой частью проблемы и работает с элементами информационного пространства, аналитики “более высокого уровня” имеют дело с более крупными фрагментами проблемы или проблемой в целом, и работают уже с выводами предыдущих аналитиков. При этом они могут ознакомиться с выводами более низкого уровня вплоть до элементов информационного пространства.
3. Технологические основы разработки систем информационного мониторинга
Учитывая особенности информации и конкретных способов ее обработки, основные черты технологии информационного мониторинга можно изложить следующим образом.
Эта технология базируется на использовании ряда приемов, позволяющих обрабатывать подобного рода информацию. В частности:
- для реализации возможности обработки информации из разнородных источников, в базе данных системы хранятся как сами документы, так и ссылки на них с оценкой содержащейся в них информации, данной аналитиком;
- для возможности обработки фрагментарной информации используется модель проблемы в виде дерева или графи. Ясно, что для сложных проблем такое представление модели является несколько упрощенным, однако при этом достигается хорошая наглядность и простота работы с моделью проблемы;
- обработка разноуровневой информации достигается за счет предоставления пользователю возможности отнести оценку конкретного информационного материала к разным вершинам модели;
- обработка информации различной степени надежности и обладающей возможной противоречивостью или тенденциозностью достигается за счет использования лингвистических оценок экспертами данной информации;
- изменяемость во времени учитывается фиксацией даты поступления информации при оценке конкретного материала, т.е. время является одним из элементов описания объектов системы.
Итак, системы информационного мониторинга позволяют:
- единообразно обрабатывать разнородную, разноуровневую, фрагментарную, ненадежную, меняющуюся во времени информацию;
- получать оценки состояния проблемы, отдельных ее аспектов;
- моделировать различные ситуации в предметной области мониторинга;
- выявлять “критические пути” развития проблемы, то есть выявлять те элементы проблемы, малое изменение состояния которых может качественно изменить состояние проблемы в целом.
4. Математические основы систем информационного мониторинга
Для эффективного практического применения предложенных технологических решений (раздел 3) необходима проработка ряда теоретических проблем, результаты котрой приводятся ниже.
Предполагается, что аналитик описывает степень противоречивости полученной информации и имеющейся или возможность реализации некотрых процессов в предметной области в виде лингвистических значений. Субъективная степень удобства такого описания зависит от набора и состава таких лингвистических значений. Предполагается, что система отслеживает развитие проблемы, то есть изменение ее во времени. Предполагается также, что она интегрирует оценки различных аналитиков. Это значит, что один объект может описываться разными экспертами. Поэтому желательно иметь гарантии того, что разные эксперты описывают один и тот же объект наиболее “единообразно”. Исходя из сделанных замечаний мы можем сформулировать первую проблему следующим образом.
Проблема 1. Можно ли, учитывая некоторые особенности восприятия человеком объектов реального мира и их описания, сформулировать правило выбора оптимального множества значений признаков, по которым описываются эти объекты? Возможны два критерия оптимальности:
Критерий 1. Под оптимальными понимаются такие множества значений, используя которые человек испытывает минимальную неопределенность при описании объектов.
Критерий 2. Если объект описывается некоторым количеством экспертов, то под оптимальными понимаются такие множества значений, которые обеспечивают минимальную степень рассогласования описаний.
Технология информационного мониторинга предполагает хранение информационнх материалов (или ссылок на них) и их лингвистических оценок в базе данных системы. Всвязи с этим возникает следующая проблема.
Проблема 2. Можно ли определить показатели качества поиска информации в нечетких (лингвистических) базах данных и сформулировать правило выбора такого множества лингвистических значений, использование которого обеспечивало бы максимльные показатели качества поиска информации?
Важной проблемой при разработке и систем информационного мониторинга является задача выбора адекватных операторов агрегирования информации в модели проблемы. Эта задача возникает в силу того, что системы информационного мониторинга ориентированы на обработку разноуровневой фрагментарной информации. Это означает, что при вводе информации в систему пользователь может осуществлять привязку информационных материалов к узлам различных уровней иерархии в модели проблемы (и, соответственно подтверждать/изменять их оценки). Это коренным образом отличат системы информационного мониторинга от аналогичных иерархических систем (например, поддержки принятия решений), в которых разрешается менять только оценки нижнего уровня иерархии. Указанное допущение позволяет использовать системы информационного мониторинга при решении значительно более широкого класса практических задач, однако платой за это является необходимость разработки соответствующей теории и создания инструментария выбора адекватных операторов агрегирования информации.
Проблема 3. Можно ли предложить процедуры выбора операторов агрегирования информации в нечетких иерархических динамических системах, минимизирующих противоречивость модели проблемы/процесса в системах информационного мониторинга?
5. Стратегическое управление на основе технологии информационного мониторинга
Проводя исследование, Нортон и Каплан руководствовались следующей гипотезой: управление с помощью финансовых показателей не дает достаточной информации для принятия правильных и своевременных управленческих решений.
Основания для такого утверждения у профессоров Гарварда были более чем вескими: например, если разрыв между балансовой и рыночной стоимостью, согласно данным по 3500 американским компаниям в 1978 году составлял 5%, то к 1998 году по бухгалтерской стоимости компании недооценивали себя на 72%.
Причиной такого разрыва стало постепенное, но неуклонное увеличение стоимости нематериальных активов – таких как интеллектуальный капитал, инновации, репутация – в общей стоимости компаний. Стандарты финансовой отчетности (GAAP, IAS) никак не учитывали подобных экономических условий. Неудивительно, что инвесторы также стали отказываться от такого источника информации о состоянии компании, как бухгалтерская отчетность.
Попытки привести показатели эффективности в соответствие экономической ситуации были и до появления BSC, однако они затрагивали исключительно финансовые аспекты деятельности. Такие показатели, как EVA, EBITDA, TSR, давали акционерам более реальную картину текущего состояния бизнеса, но для управления компанией их было явно недостаточно. В таблице 1 показано, как развивались показатели эффективности компании.
Таблица 1. История развития показателей эффективности деятельности компании.
На основании полученных данных, Нортоном и Капланом была разработана принципиально иная система контроля эффективности и выполнения стратегических целей, получившая название Balanced Scorecard (Система Сбалансированных показателей, BSC). Первая же публикация разработок двух профессоров получила высочайшую оценку: Harvard Business Review назвал Систему сбалансированных показателей самым значительным вкладом в практику управления за последние 75 лет.
После значительных успехов, достигнутых первыми компаниями, внедрившими технологию Balanced Scorecard в качестве основного метода управления, использование Системы сбалансированных показателей стало общей тенденцией. В первую очередь, она затронула средние и крупные компании самых различных отраслей.
Десять лет спустя, по данным Bain&Company, Balanced Scorecard используется половиной компаний из перечня Global 1000. Журнал Fortune приводит собственные данные: BSC является основным инструментом исполнения стратегии в 402 компаниях из 500, входящих в рейтинг Fortune-500. Среди них такие корпорации как Coca-Cola, BP, General Electric, McDonalds, L’Oreal, BMW, Boeing, Samsung Electronics, и других. Теперь Balanced Scorecard активно внедряется и на российских предприятиях (первые прецеденты внедрения BSC в России – компании “ЛУКойл” и “Северсталь”).
В связи с вышесказанным возникает две задачи.
Прямая задача: можно ли, имея стратегическую карту, оценить «вклад» каждой цели в достижение стратегической цели организации?
Обратная задача: можно ли, имея стратегическую карту и бюджет, выделить те цели, изменение которых в рамках выделенного бюджета даст максимальный эффект в достижении стратегической цели?
Прямая задача является естественной для технологии информационного мониторинга (раздел 3). К настоящему времени разработаны алгоритмы оценки степени «критичности» каждого элемента модели (цели в ССП) для некоторых частных видов моделей, связанных, в основном, с классом используемых операторов агрегирования информации. В общем виде эта задача решается переборным алгоритмом. Так как количество целей в стратегической карте не является большим (порядок – десятки), задача решается за разумное время.
Обратная задача сводится к задаче математического программирования. Особенностью задачи является то, что функция, максимум которой мы ищем, задается не в виде формулы, а в виде дерева (или графа) с заданными операторами агрегирования информации – стратегической карты. На модельной стратегической карте нами успешно использовались генетические алгоритмы; использование переборных алгоритмов также видится здесь разумным в силу малой размерности задачи и отсутствия жестких требований по времени решения задачи (как, например, в системах реального времени).
Мониторинг состояний информационной среды. Пресс-клиппинг
1. Мониторинг состояний информационной среды.
2. Аналитические документы в работе отделов связей с общественностью.
Термин «информационный мониторинг» был введен в начале 90-х годов ХХ в., под ним понималась технология непрерывного информационного наблюдения за объектом в информационном поле по избранным индикаторам и прогноза развития объекта. В классическом понимании мониторинг есть система постоянного наблюдения, регистрирующая события в реальном времени. Он несёт одну или более из трёх организационных функций:
· выявляет состояние критических или находящихся в состоянии изменения явлений окружающей среды, в отношении которых будет выработан курс действий на будущее;
· устанавливает отношения со своим окружением, обеспечивая обратную связь, в отношении предыдущих удач и неудач определенной политики или программ;
· устанавливает соответствия правилам и контрактным обязательствам.
Добавление термина «информационный» подчеркивает, что для таких систем «входом» являются не только показания приборов, но и информация.
Прототипом современного мониторинга информационной среды является «пресс-клиппинг», или, иначе говоря, газетные вырезки. Первоначальная технология пресс-клиппинга ясна из его названия: читается газета, выбираются нужные публикации, потом в руки берутся ножницы. Задача усложняется, если вырезки необходимо размножать. Тогда кроме ножниц нужен еще клей, а также копировальная техника. Таким образом, массовое производство пресс-клиппингов – продукт недавнего времени. Современный пресс-клиппинг соответствует своему названию достаточно условно – теперь никто ничего не вырезает. Такое положение возможно благодаря развитию компьютерной техники. Информация сканируется и распознается, а затем представляется в электронном виде.
Мониторинг – более широкая сфера деятельности, прежде всего потому, что мониторинг это «отслеживание» и «контролирование». Применительно к информационному обслуживанию – это исследование, позволяющее организации контролировать информационную ситуацию как в собственной области деятельности, так и касающуюся непосредственно самой компании. Контроль является необходимым условием своевременного и адекватного реагирования на изменение ситуации.
В информационном поле, окружающем отдел по связям с общественностью, можно выделить несколько крупных информационных блоков, в которых представлены различные технологии сбора и анализа информации. Такими блоками могут быть административный документооборот, финансовый анализ, правовая информация, бухгалтерская отчетность, планово-экономическая информация, учет товарно-материальных ценностей, внутренний аудит, технологические процессы и их обеспечение, ресурсы персонала, сбор и обработка информации службой безопасности, прикладные маркетинговые и рыночные исследования и многое другое.
PR-отделу следует оценивать внутреннюю информацию компании и адаптировать ее для внешнего использования, а также работать с открытой информацией, публикуемой и выходящей в эфир, адаптируя ее для внутреннего использования.
При сборе информации следует разделить всю поступающую информацию на два типа – информационные каналы и информационные источники.
Информационный канал, как правило, дает сгруппированную информацию. Информационными каналами, которые использует PR-отдел, могут служить:
· Пресса и рекламные объявления. В ходе этой работы обрабатываются тематические массивы информации в виде статей, публикаций, пресс-релизов, информационных заметок, а также рекламные объявления на интересующих сегментах рынка.
· Официальная информация из государственных органов, органов местного самоуправления.
· Научные и технические конференции.
· Консультации и переговоры.
· Информационные сети, базы данных.
· Выставки, выставочные и ярмарочные каталоги, рекламная продукция, прайсы, документация, оформление стендов, пояснения работающего персонала.
· Маркетинговые и социологические исследования.
Источники информации можно разделить на две группы – люди и документы. В зависимости от технологии работы основные акценты делаются на поиск информированных людей и работу с ними или на поиск документов и их последующий анализ.
К первой группе относятся:
· Члены собственной компании, оказывающие влияние на общественное мнение и участников рынка.
· Журналисты, пишущие на близкие профессиональные темы.
· Личные знакомые, занимающие аналогичную должность или занимающиеся профессионально близкими видами деятельности.
· Сотрудники собственной фирмы, достаточно информированные для того, чтобы быть источником информации.
· Консультанты, действующие на рынке фирмы, досконально знающие его специфику.
Ко второй группе относятся:
· Средства массовой информации. Здесь используется ограниченный список изданий и электронных СМИ, несущих наиболее объективную и полную информацию.
· Информационная сеть.
· Справочная и специальная литература. Документация делится на внутреннюю и внешнюю. Внутренней информацией является исходящий, входящий и внутренний документы, техническая и коммерческая документация, отчетность. Полученные результаты и текущие проблемы освещаются в периодических обзорах по темам: «Обзор прессы», «Экономические и политические тенденции», «Важнейшие события».
Мы поможем в написании ваших работ!
Технология осуществления мониторинга в процессе обучения
Лекция №1. Дисциплина «Мониторинг достижений обучения и воспитания младших школьников»
Мониторинг в образовании. Виды мониторинга
Если педагогика хочет воспитывать человека во
всех отношениях, то она должна прежде узнать
его тоже во всех отношениях.
Управление педагогической системой и качеством образования требует определенной системы информации. Создать ее можно на основе мониторинга.
Понятие «мониторинг» происходит от лат. monitor – напоминающий, надзирающий.
Первоначально данный термин активно использовался в экологии и обозначал наблюдение, оценку и прогнозирование состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека. В последнее время данный термин приобрел более широкий смысл. Этим термином обозначается постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.
Сегодня мониторинг активно эксплуатируется в других науках, в том числе в педагогике и психологии.
1. А.С. Белкин определяет мониторинг как непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое отслеживание образовательного процесса.
2. Э.Ф. Зеер рассматривает мониторинг как процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей.
Мониторинг — это систематическое стандартизированное наблюдение за каким-либо процессом.
Образовательный мониторинг – система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающую непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития.
Педагогический мониторинг— это система целенаправленной деятельности педагогов общеобразовательных учреждений по сбору, хранению, систематизации, обобщению и использованию для проектирования и коррекции информации о состоянии и тенденциях в образовательной системе.
Мониторинг используется в тех случаях, когда в построении какого-либо процесса необходимо постоянно отслеживать происходящие в реальной предметной среде явления с тем, чтобы включать результаты текущих наблюдений в процесс управления.
Понятие «мониторинг» близко к таким общенаучным педагогическим и психологическим понятиям, как «обратная связь», «рефлексия», «контроль», «аттестация», однако, по мнению Э.Ф. Зеера, все эти понятия являются отдельными элементами мониторинга или его частными случаями.
В связи с этим мониторинг имеет ряд отличительных особенностей. Во-первых, он представляет собой целостную систему, реализующую множество функций. Во-вторых, в отличие от других близких или похожих педагогических и психологических понятий мониторинг обладает следующими особенностями.
1) непрерывностью (сбор данных происходит постоянно);
2) диагностичностью (подразумевается наличие модели или критериев, с которыми можно соотнести реальное состояние отслеживаемого объекта, системы или процесса);
3) информационной оперативностью или информативностью (критерии для отслеживания включают наиболее проблемные показатели, на основании которых можно делать вывод об искажениях в отслеживаемых процессах);
4) обратной связью, которая позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс;
5) научностью (способствует применению обоснованных моделей и отслеживанию параметров).
В качестве объектов мониторинга могут выступать:
- профессионально-образовательный процесс;
- академическая успеваемость обучаемых;
- учебная и учебно-профессиональная деятельность обучаемых;
- развитие личности обучаемого;
- становление учебной группы;
- профессиональная деятельность преподавателя;
- профессионально развитие преподавателя;
- становление педагогического коллектива.
В зависимости от выбранного объекта мониторинга определяются специфические цели и задачи, связанные с реализацией мониторинга на практике, т.е. в каждом случае осуществляется определенный вид мониторинга.
В системе образовательного мониторинга можно выделить три уровня:
- 1-й уровень – персональный; мониторинг осуществляется педагогом ежедневно (это наблюдение, фиксирование динамики развития каждого учащегося и коллектива в целом);
- 2-й уровень – внутришкольный; мониторинг осуществляется администрацией образовательного учреждения (отслеживание динамики развития коллективов, параллелей и школы в целом по определенным критериям или комплексно по нескольким направлениям и во времени);
- 3-й уровень – муниципальный; мониторинг осуществляется органами управления образования (отслеживание динамики развития образовательных учреждений).
Все применяемые способы осуществления мониторинга можно разделить на следующие группы:
- Текущее наблюдениеосуществляется с целью отслеживания изменений профессионального развития под влиянием образовательного процесса и определения смысла происходящих явлений. Эффективность педагогического наблюдения зависит от психологической компетентности педагога, его опыта, отношения к обучаемым, профессиональной позиции и т.д. Наблюдение всегда характеризуется субъективностью, что может отрицательно сказаться на качестве мониторинга.
- Метод тестовых ситуацийзаключается в том, что педагог создает специальные условия, в которых каждый из структурных компонентов учебно-профессиональной деятельности проявляется наиболее отчетливо. Для этого используются приемы прерывания учебных действий обучаемых, постановки уточняющих вопросов, стимулирования рефлексии своих познавательных действий, дозирования помощи в учении и др.
- Экспликация (от лат.explicatio– развертывание, разъяснение) подразумевает развертывание содержания учебно-профессиональной деятельности. Этот метод позволяет не только диагностировать происходящие изменения в развитии обучаемого, но и оперативно вносить коррективы в процесс образования. Экспликация осуществляется путем постановки наводящих вопросов, оказания помощи в виде подсказок и совместных действий, поощрения педагогом обучаемых. Регистрация эксплицируемых характеристик осуществляется в простейшем случае посредством использования метода наблюдения, а фиксация данных – с помощью опросников, в которых отражаются эмпирически наблюдаемые учебно-профессиональные действия и качества обучаемых.
- Опросный методпозволяют получить информацию о развитии субъектов образовательного процесса на основе анализа письменных или устных ответов на стандартные специально подобранные вопросы. Опросники дают возможность определить уровень выраженности или сформированности основных компонентов учебно-профессиональной деятельности, особенности направленности обучаемых и педагогов, а также отдельные учебно-познавательные свойства и качества.
- Анализ результатов учебно-профессиональной деятельности, при котором по заранее намеченной схеме изучаются письменные тексты, графические материалы, технические изделия, творческие работы обучаемых.
- Тестированиеявляется одним из субъективных методов сбора данных об уровне развития педагогических процессов и степени выраженности психического развития субъектов образования. Важным достоинством тестирования является ориентация на норму, что позволяет сопоставлять, сравнивать оценки, полученные при помощи теста. Для мониторинга применяют интеллектуальные, личностные, межличностные тесты, практические тестовые задания, процессуальные тесты.
Выделяют три формы мониторинга.
- Стартовая диагностикаобучаемости и воспитуемости осуществляется сотрудниками психологической службы. Ее результаты в самом общем виде доводятся до сведения педагогического коллектива. Большое внимание уделяется рекомендациям по коррекции этих двух важных показателей продуктивности образовательного процесса.
- Для осуществления мониторинга профессионального развития в течение всего времени обучения в учебном заведении применяется экспресс-диагностикасоциально и профессионально важных характеристик обучаемых. Экспресс-диагностику также проводит психолог, но ее результаты обсуждаются с педагогами, которые оперативно вносят коррективы в учебно-образовательную деятельность. Данные экспресс-диагностики становятся ориентировочной основой для построения программы педагогических наблюдений, анализа продуктов деятельности, проектирования учебных задач и ситуаций. В случае необходимости по результатам стартовой и текущей диагностики проводятся психолого-педагогические консилиумы.
- Финишная диагностикапрофессиональной подготовленности выпускника помимо определения уровня сформированных социально-профессиональных знаний, умений и навыков, включает диагностику степени развития качеств, необходимых будущему специалисту.
Функции и принципы осуществления мониторинга
Основными функциями для осуществления мониторинга в школе являются следующие:
· интегративная – мониторинг является одним из ее системообразующих факторов учебно-воспитательного процесса, обеспечивает комплексную характеристику процессов, происходящих в этой системе;
· диагностическая – сканирование состояния учебного процесса и происходящих в нем изменений, что позволяет дать оценку данным явлениям;
· компаративистская – функция, создающая условия для состояний учебно-воспитательного процесса в целом или различных его элементов как во времени – состояние этого процесса в разные периоды времени, так и пространстве – возможность сравнения с учебно-воспитательным процессом или его элементов в других школах и регионах;
· экспертная – в рамках мониторинга возможно осуществление экспертизы состояния, концепции, форм, методов развития учебно-воспитательного процесса, его компонентов;
· информационная – мониторинг учебно-воспитательного процесса является способом регулярного получения сопоставимой информации о его состоянии и развитии данной системы, которая (информация) необходима для анализа и прогноза состояний и развитий;
· прагматическая – использование мониторинговой информации при принятии максимально обоснованных и адекватных требованиям ситуации решений, прежде всего управленческих.
Мониторинг осуществляется в соответствии с определенными принципами. Рассмотрим их:
1.Принцип непрерывности. Означает взгляд на мониторинг как целостный, динамический, развивающийся, не саморегулирующийся процесс, в котором происходят структурно-функциональные перестройки, носящие не только количественный, но и качественный характер. Мониторинг должен определять моменты перехода одного в другое, корректировать, поддерживать или ослаблять соответствующие тенденции образовательного процесса.
2.Принцип научности.Означает слежение, которое построено на научно-обоснованных характеристиках учебного процесса, соответствует основным закономерностям психолого-педагогического познания и управления учебно процессом.
3.Принцип воспитательной целесообразности. В использовании методов, приемов педагогического мониторинга не могут быть применены технологии, наносящие в любой степени ущерб интересам, достоинству, правам личности ребенка и других участников образовательного процесса.
4.Принцип диагностико-прогностической направленности. Полученная в ходе слежения информации должна быть соотнесена на основании заранее разработанных показателей и критериев с определенной, заранее описанной, нормативной картиной педагогического мониторинга.
5.Принцип прогностичности мониторинга. Смысл педагогического мониторинга не только в том, чтобы получить конкретную картину состояния учебного процесса в определенный момент, на определенной стадии, сколько в том, чтобы сделать заключение в тенденциях развития той или иной стороны учебного процесса и предвидеть возможные направления педагогической деятельности, направленные на поддержку, развитие положительных, торможение, блокировку, трансформацию нежелательных явлений.
6.Принцип целостности, преемственности процессов слежения. Результаты педагогического мониторинга должны стать основой для планирования учебного процесса. А педагогическая практика должна стать самым надежным критерием проверки истинности диагностических заключений и оценки результативности принятых решений.
Мониторинг можно условно разделить на два вида. Виды мониторинга:
1.Первый – это статистический мониторинг.Он базируется на данных статистической отчетности, прежде всего, на жестко закрепленных данных государственной статистической отчетности и четко отлаженной и регламентированной системе сбора информации.
2.Второй — нестатистическийили так называемый «мягкий» мониторинг,который базируется на самостоятельно разрабатываемых исследователями показателях и соответственно частных (уникальных) шкалах измерения данных показателей, с самостоятельно заданными периодами измерения и т.п.
Известный педагог А.С. Белкин указывает на виды образовательного мониторинга:
· мониторинг дидактический – слежение за различными сторонами учебно-воспитательного процесса; учитывается система связей отношений, характер взаимодействия участников образовательного процесса;
· мониторинг управленческий – слежение за характером взаимодействия на различных управленческих уровнях: учитель – учитель; учитель – учащиеся; учитель – семья.
· Мониторинг социально-психологический – слежение за системой коллективно-групповых, личностных отношений за характером психологической атмосферы коллектива групп.
Рассмотрим типологию школьного мониторинга, предложенную А.Н. Майоровым.
В зависимости от целей осуществления мониторинга будет меняться набор используемых видов мониторинга. Так, мониторинг контроля знаний выпускников основной школы предполагает итоговый мониторинг, мониторинг только по одному из классов параллели — сочетание итогового мониторинга с локальным, мониторинг контроля и оценивания знаний определенных субъектов — итогового мониторинга с выборочным и т. д.
Мониторинг может классифицироваться по достаточно большому количеству оснований. В зависимости от них А.Н. Майоров предлагает следующие виды мониторинга:
Динамический – в качестве основания для экспертизы выступают данные о динамике развития того или иного объекта, явления или показателя. Это самый простой способ, который служит аналогом экспериментального плана временных серий и может быть использован для локального мониторинга.
Конкурентный, когда в качестве основания для экспертизы выбираются результаты идентичного обследования других образовательных систем. В данном случае мониторинг становится аналогом плана, с множественными сериями испытаний. Изучение двух или нескольких подсистем большой системы проводится параллельно, одним инструментарием, в одно и то же время, что позволяет сделать вывод о величине эффекта на той или иной подсистеме. Кроме этого, такой подход дает возможность оценить знания учащихся.
Сравнительный, когда в качестве основания для экспертизы выбираются результаты идентичного обследования одной или двух систем более высокого уровня. Такой случай носит специфический для мониторинга характер и не рассматривается при планировании экспериментов. Он заключается в том, что данные сравниваются с результатами, полученными для системы более высокого уровня. Данный подход дает возможность учесть большинство причин смещений оценок.
Комплексный, когда используется несколько оснований для экспертизы.
Информационный – структуризация, накопление и распространение информации. Не предусматривает специально организованного изучения.
Базовый (фоновый) – выявление новых проблем и опасностей до того, как они станут осознаваемы на уровне управления. За объектом мониторинга организуется постоянный контроль с помощью периодичного измерения показателей (индикаторов), которые достаточно полно его определяют. Для реализации этого вида мониторинга могут быть использованы любые из трех возможных оснований для сравнения. Выбор того или иного варианта будет определяться целями мониторинга и ресурсными возможностями исполнителей.
Проблемный – выяснение закономерностей, процессов, опасностей, тех проблем, которые известны и актуальны с точки зрения управления. Его цель – выявление и оценка новых быстрорастущих опасностей, часть из которых носит глобальный характер.
Технология осуществления мониторинга в процессе обучения
Мониторинг- процесс непрерывного, научно-обоснованного, диагностико-прогностического, планово-деятельностного слежения за состоянием и развитием педагогического процесса с целью наиболее оптимального выбора образовательных задач, а также средств и методов контроля и оценивания результатов обучения.
Мониторинг позволяет определить, каково состояние учебного процесса на каждом этапе, насколько рационально использованы педагогические средства, в какой мере они соответствуют заданным целям, насколько эффективны формы и методы. Длительность слежения за состоянием педагогических явлений позволяет выявлять тенденции их изменения, устанавливать зависимость их от определенных факторов.
Таким образом, мониторинг представляет собой определенный учебно-воспитательный процесс направленный на контроль и оценивания результатов обучения. С учетом данных мониторинга организуется личностно-ориентированный образовательный процесс,что побуждает руководителей школы корректировать течение инновационных процессов и качества преподавания в школе. Следовательно, мониторинг как средство контроля и оценивания может являться одним из важнейших элементов учебного процесса в школе.
Ведущими требованиямипедагогического мониторинга в учебном процессе являются:
1. Объективность- максимальное исключение субъективных оценок, учет всех результатов, как положительных, так и отрицательных, создание равных условий для всех обучающихся.
2. Валидность- предполагает полное и всестороннее соответствие предъявляемых контрольных заданий содержанию обследуемого материала, четкость критериев измерения и оценки, возможность подтверждения позитивных или негативных результатов, получаемых разными способами контроля.
3. Надежность -устойчивость результатов, получаемых при повторном контроле, при проведении контроля разными лицами.
4. Важнейшим требованием является также учет психолого-педагогических особенностейобъекта изучения, в частности возраст, уровень образования, уровень профессионализма, общее развитие, индивидуальные особенности и др. А также условий и конкретных ситуаций проведения обследования, что предусматривает дифференциацию контрольных и диагностических заданий.
5. Систематичность- предполагает проведение этапов и видов педагогического мониторинга в определенном учебном процессе.
6. Гуманистическая направленностьмониторинга предполагает создание обстановки доброжелательности, доверия, уважения к личности, максимально благоприятных условий, положительного эмоционального климата. Результаты мониторинга не могут быть использованы для применения каких-либо репрессивных мер, а должны носить только стимулирующий характер в качественном изменении отношения учащихся к своей учебной и общественно-полезной деятельности.
В ходе мониторинга контроль и оценивание определяется с учетом требований государственных образовательных стандартов. Мониторинг предполагает всесторонний анализ как содержательной, так и технологической сторон процесса обучения, так и его результатов. В процессе его организации учитываются основные компоненты подготовки выпускника школы: когнитивный, деятельностный и личностный.
Задача любого учебно-воспитательного процесса – не только выявить уровень знаний школьников, но сформировать общественно-необходимые мотивы деятельности, адекватной как самой личности, так и потребностям общества, создать условия для развития таких необходимых качеств, как стремление к самосовершенствованию и углублению знаний, целеустремленность в решение проблем, внутренняя ответственность и самоконтроль своей деятельности.
Включение мониторинга в образовательный процесс школы происходит по определённым этапам:
Этапы педагогического мониторинга рассмотрим на примере общеобразовательных учреждений в соответствии с характеристиками, которые даны в исследованиях А. С. Белкина, Г. А. Карповой, С. Н. Силиной, С. А. Равичева. Перечислим и дадим им характеристику.