Сетевое издание Современные проблемы науки и образования ISSN 2070-7428 “Перечень” ВАК ИФ РИНЦ = 1,006

Коммуникативная
деятельность представляет собой сложную,
многоканальную систему взаимодействий
людей. Так, Г. М. Андреева основными
процессами коммуникативной деятельности
считает коммуникативный, обеспечивающий
обмен информацией; интерактивный,
регулирующий взаимодействия участников
общения; и перцептивный, организующий
взаимовосприятие, взаимооценку и
рефлексию в общении. А. А. Леонтьев
выделяет два типа коммуникативной
деятельности: личностно-ориентированный
и социально-ориентированный. Эти типы
коммуникативной деятельности обладают
коммуникационными, функциональными,
социально-психологическими и речевыми
структурами.

Наряду с внешней
характеристикой коммуникативной
деятельности существует ее внутренняя,
психологическая характеристика. Как
считает И.А.Зимняя, она проявляется в
социальной и индивидуально-психологической
репрезентативности этого процесса.

Социальная
репрезентативность коммуникативной
деятельности означает, что она может
происходить только по конкретному
поводу, в конкретной реальной ситуации.
Индивидуально-личностная репрезентативность
проявляется в отражении индивидуально-личностных
особенностей общающихся.

Основными
структурными компонентами коммуникативной
деятельности являются:

  • предмет общения
    – это другой человек, партнер по общению
    как субъект;
  • потребность в
    общении – это стремление человека к
    познанию и оценке других людей, а через
    них и с их помощью – к самопознанию, к
    самооценке;
  • коммуникативные
    мотивы – это то, ради чего предпринимается
    общение;
  • действие общения
    – это единицы коммуникативной деятельности,
  • задача общения –
    это та цель, на достижение которой в
    конкретной коммуникативной ситуации
    направлены разнообразные действия,
    совершаемые в процессе общения;
  • средства общения
    – это те операции, с помощью которых
    осуществляются действия общения;
  • продукт общения
    – это образования материального и
    духовного характера, создающиеся в
    итоге общения.

По определению Б.
Ф. Ломова (154), процесс коммуникативной
деятельности строится как “система
сопряженных актов”. Каждый такой
“сопряженный акт” – это взаимодействие
двух субъектов, двух наделенных
способностью к инициативному общению
людей. В этом проявляется, как считает
М. М. Бахтин (20) диалогичность коммуникативной
деятельности, а диалог может рассматриваться
как способ организации “сопряженных
актов”. Таким образом, диалог можно
рассматривать как реальную единицу
коммуникативной деятельности.

Основными
коммуникативными формами являются: а)
монолог, в котором преобладают
коммуникативные действия личности как
организатора слушания других участников
общения; б) диалог, в котором субъекты
взаимодействуют, взаимоактивны; в)
полилог, в котором осуществляется
многостороннее общение своеобразная
борьба за овладение коммуникативной
инициативой.

Коммуникативная
деятельность реализуется в общении –
весьма сложном и многогранном процессе,
который Л.С. Выготский рассматривал как
«первый вид человеческой деятельности.
Общеизвестно, что Л. С. Выготский и С. Л.
Рубинштейн выделяли три основных вида
деятельности, сменяющих друг друга в
онтогенезе, – игра, учение и труд. Б. Г.
Ананьев придал этому делению более
обобщенный характер и определил два
вида социальной деятельности – общение
и познание. Эту позицию принял И.С. Кон.
А Леонтьев А.Н. выделяет два вида
деятельности – труд и общение. Г.С.Батищев
определил две стороны человеческой
деятельности – активность и общение.
Различая две стороны человеческой
деятельности, им охарактеризованы
различные виды деятельности:

Преобразовательная
деятельность гораздо шире, чем труд;
она шире, чем практика, ибо охватывает
все формы человеческой деятельности,
которые ведут к изменению реальному
или идеальному существующего и к созданию
опять-таки реальному или идеальному
того, чего прежде не существовало.

Познавательная деятельность
– активность субъекта,
направленная на объект, не модифицирует
его, не разрушает, а отражается в виде
знаний о нем. Кроме преобразовательной
познавательной деятельности М.С. Каган
выделяет ценностно-ориентационную
деятельность.

Ценностно-ориентационная
деятельность устанавливает отношение
не между объектами, а между объектом и
субъектом, т.е. дает объективно-субъективную
оценку, информацию о ценностях, а не
сущностях.

Коммуникативная
деятельность или общение – это
взаимоотношение субъектов в истинно
деятельностной или коммуникативной
деятельности, которая играет огромную
роль во всех трех выявленных видах
деятельности, поскольку социальная
природа человека делает общение людей
условием труда, условием познания,
условием выработки систем деятельности.

Соседние файлы в папке междисциплинарный

ОБЩЕНИЕ
– понятие, описывающее взаимодействие
между людьми (субъект-субъектное
отношение) и характеризующее базовую
потребность человека – быть включенным
в социум и культуру. Иногда термин “О.”
используется и для характеристики
взаимодействий между различными
социокультурными системами (например,
межнациональное О.) В отличие от
деятельности (по терминологии Хабермаса,
“стратегического поведения”), О.
(как “коммуникативное поведение”)
не предполагает внешней по отношению
к себе цели и обретает смысл в собственной
процессуальности. Однако в отличие от
коммуникации О. предполагает не только
информационную, но и личностно-экзистенциальную
связь между людьми, что обеспечивает
нелинейное движение информационных
потоков в системе О. и прирост личностно
значимой информации, конституирующей
членов О. как общность.

Фундаментальное
отличие О. и передачи сообщений выявляется
в различии присущих им способов
адекватной самореализации: структура
сообщения монологична, а структура О.
– диалогична. М. Бубер называл О. людей
“диалогической жизнью”. Выявленная
М. Бахтиным структура диалога в его
отличии от монологического высказывания
относится не только к словесной форме
О. Диалог предполагает уникальность
каждого партнера и их принципиальное
равенство друг другу, различие и
оригинальность их точек зрения,
ориентацию каждого на понимание и на
активную интерпретацию его точки зрения
партнером, ожидание ответа и его
предвосхищение в собственном высказывании,
взаимную дополнительность позиций
участников О., соотнесение которых и
является целью диалога. В процессе О.
существует не только диалог в буквальном
смысле этого слова, то есть собеседование
двоих, но и полилог, то есть взаимодействие
многих партнеров.

О. людей
имеет импровизационный для каждого
участника характер. Импровизация
является выражением глубинных качеств
субъекта – его свободной активности,
способности порождать новые смыслы,
преодолевая стереотипность репродуктивного
поведения. В зависимости от различных
ситуаций в роли субъекта О. могут
выступать: личность, социальная группа,
общество в целом. Исходя из этого,
выделяют основные формы О.: межличностные,
межгрупповые, межсоциумные, О. между
личностью и группой, между группой и
обществом, между личностью и обществом.
Разграничение О. по характеру –
непосредственному или опосредованному
– позволяет выделить, как его виды,
прямое и косвенное О. О. приобретает
косвенный характер, когда люди начинают
общаться друг с другом посредством
созданных ими продуктов. В современных
типах общества заметной тенденцией
является стремление к разграничению
межличностного О. от институциализируемых
форм делового и вообще ролевого О. Более
того, произошло отделение друг от друга,
институализация и развертывание в
особые социокультурные практики
компонентов О.: трансмутации (наука),
трансляции (образование и воспитание)
и, что особенно существенно, коммуникации
(массовые коммуникативно-информационные
сети).

Коммуникация
является необходимым, но не достаточным
условием общения, которое по природе
есть субъект-субектное отношение,
характеризующееся выработкой новых
духовных значений.Процесс коммуникации
протекает по принципу передачи информации
от субъекта к объекту, в то время как
общение предполагает взаимодействие
субъектов по поводу объекта. В процессе
общения полностью или частично
утрачиваются изначальные установки
по поводу объекта общения каждого из
субъектов и заменяются новыми, совместно
выработанными. Общение, в отличии от
коммуникации, является двусторонним
процессом взаимного обмена информацией
между субъектами коммуникативного
акта. В процессе общения за счет обмена
и выработки духовных значений происходит
увеличение объема информации и обогащение
её содержания.

В
процессе коммуникации в силу
односторонности передачи информации
часть ее содержания утрачивается.

Таким
образом, важнейшее значение для развития
у детей всех форм общения имеет взрослый,
опережающая инициатива которого
постоянно “подтягивает” деятельность
ребенка на новый, более высокий уровень
развития по механизму “зоны ближайшего
развития”. Активное вмешательство
взрослого способно в относительно
короткий срок вызвать благоприятные
сдвиги в общении детей, скорректировать
возникшие дефекты и отклонения.

Объект,
предмет, цели и средства коммуникативной
деятельности.

4.3.1
Пользователь
языка начинает коммуникацию с участием
одного или нескольких собеседников с
целью реализации своих потребностей в
данной ситуации. В личной сфере такой
потребностью может быть желание развлечь
гостя разговором о семье, друзьях,
симпатиях, антипатиях, обменяться опытом
и мнениями и др. В социальной сфере –
заключить сделку, например, приобрести
хорошую одежду по приемлемым ценам. В
профессиональной сфере – понять новые
правила и их последствия для клиента.
В образовательной сфере – принять участие
в ролевой игре или семинаре, написать
доклад на определенную тему для
конференции или для печати и др.

4.3.2
За
годы изучения потребностей и специфики
языка опубликовано множество книг,
посвященных исследованию коммуникативных
задач, которые должен и сможет выполнять
учащийся для удовлетворения своих
потребностей в различных сферах общения.
Один из многих примеров – список
коммуникативных задач в профессиональной
сфере в книге «Пороговый уровень» (1990)
гл. 2, п. 1.12.

Коммуникация
на рабочем месте

В
качестве временно проживающих за рубежом
изучающие язык должны уметь:

• получить
разрешение на работу в соответствии с
законодательством;

• получить
информацию (например, в агентствах по
трудоустройству) о требуемых профессиях,
вакансиях и условиях найма (например,
обязанностях, оплате, требованиях к
работникам, графике работы и отпусках,
сроках преду­преждения об увольнении);

• прочитать
объявления о вакансиях;

• написать
заявление о приеме на работу и пройти
собеседование, сообщить в устной или
письменной форме информацию о себе,
своем образовании, профессии, предыдущих
местах работы и ответить на соответствующие
вопросы;

• понять
и выполнить формальности, связанные с
оформлением на работу;

• понять
и задавать вопросы об обязанностях на
рабочем месте;

• понять
правила и инструкции по технике
безопасности;

• сообщить
о несчастном случае и оформить заявление
на возмещение убытков;

• пользоваться
программами социальной защиты;

• должным
образом общаться с начальством, коллегами
и подчиненными;

• участвовать
в общественной жизни предприятия или
организации (наприр, в столовой, спортзале,
в клубе и др.).

Как
член общества, которое его принимает,
работающий/учащийся должен уметь помочь
англоговорящему человеку (носителю или
неносителю языка) справляться с
перечисленными выше задачами.

В
главе 7, п. 1 в книге «Пороговый уровень»
(1990) приведен список задач, релевантных
для личной сферы.

Обучающие
могут сказать, кто они такие, написать
свое имя, назвать свой адрес, номер
телефона, сказать, где и когда они
родились, сообщить свой возраст, пол,
описать свою семью, сообщить свою
национальность, сказать, верующие ли
они и если да, какого вероисповедания,
сообщить, откуда они приехали и кем
работают, перечислить свои симпатии и
антипатии, описать других людей,
получать/понимать подобную информацию
от других людей.

Работающие
с языком (учителя, разработчики учебных
программ, экзаменаторы, составители
расписаний и т.д.), пользователи языка
(родители, воспитатетели, служащие и
т.д.) и сами изучающие сочли столь
детальную и конкретную спецификацию
коммуникативных задач весьма полезной
и стимулирующей процесс обучения. Однако
таких задач может быть бесконечно много.
Поэтому в рамках общей структуры
невозможно указать в полном объеме все
коммуникативные задачи, которые придется
решать изучающим язык в реальной жизни.
Работающие с языком должны сами определить
каковы потребности изучающих и затем,
в полной мере используя возможности
«Компетенций» (подробнее см. главу 7),
указать какие конкретно задачи те должны
уметь выполнять. Учащихся также необходимо
научить анализировать самостоятельно
свои коммуникативные потребности. Это
является одним из способов повышения
осознанности учащимися учебного процесса
и развития самоуправления в изучении
языка.

4.3.3
В
образовательной сфере будет также
полезно провести различие между задачами,
которые изучающие язык должны/могут
выполнять как пользователи языка, и
задачами, которые являются частью
учебного процесса.

Что
касается задач как средств планирования,
осуществления учебного процесса и
контроля за его выполнением, необходимая
информация может включать в себя:

• Типы
задач, например,
моделирование, ролевая игра, общение в
классе и др.;

• Цели,
например,
учебные цели всей группы в отличие от
менее предсказуемых целей отдельных
учащихся;

• Введение
информации, например,
задания, материалы и др., выбранные или
составленные преподавателями и/или
изучающим язык;

• Результаты,
например,
внешние конкретные продукты, такие как
тексты, изложения, таблицы, доклады и
др. и внутренние, такие как улучшенная
компетентность, внимательность,
понимание, стратегии, опыт в принятии
решений и ведении переговоров др.;

• Деятельность,
например,
когнитивная/эмотивная, физическая/рефлексивная,
групповая/в парах/индивидуальная и
другие процессы восприятия и порожде­ния
и т.д. (см. раздел 4.5.);

• Роли
участников
как в выполнении задач, так и в планировании;

• Контроль
и оценка выполнения
задачи по таким критериям, как значимость,
трудности и ограничения, а также
уместность.

4.3.4
Использование языка в целях развлечения

Использование
языка в целях развлечения часто имеет
большое значение в его изучении и
совершенствовании, но не ограничивается
образовательной сферой. Можно привести
следующие примеры употребления языка
в развлекательных целях:

• устные
(история с ошибками «как, где, когда» и
др.);

• письменные
(логические цепочки, виселица и др.);

• аудио-визуальные
(лотто, мозаика и др.);

• настольные
и карточные игры («Каракули», «Лексикон»,
«Дипломатия» и

• шарады,
пантомима и т.д.

• головоломки
(кроссворды, ребусы, анаграммы и т.д.);

• телекоммуникационные
игры (теле- и радиоигры, зашифрованные
письма, «Лозунги»).

Шутки
(каламбуры и т.д.), например, в

• рекламных
объявлениях;

• газетных
заголовках;

• настенных
надписях.

4.3.5
Эстетическое использование языка

Образное
и творческое использование языка имеет
ценность как в образователь-ном контексте,
так и само по себе. Язык может использоваться
рецептивно, продук-тивно, интерактивно,
медиативно (см. 4.4.4) как в устной, так и
в письменной форме Он употребляется в
следующих видах деятельности:

• пение
(детские, народные, популярные песни и
др.);

• пересказ
и изложение историй и др.;

• прослушивание,
чтение, написание и воспроизведение в
устной форме литературных художественных
произведений (рассказов, стихов и т.д.,
в том числе аудиовизуальных текстов,
мультфильмов, комиксов и т.д.);

• постановка
пьес (как по сценарию, так и без него);

• создание,
восприятие и представление художественных
произведений, напри-мер: чтение и
постановка текстов (рассказов, романов,
стихов и др.); новка и просмотр/прослушивание
концертов, пьес, опер и др.

Приведенное
здесь обобщенное описание того, что
традиционно являло собой основной, а
зачастую и главный аспект изучения
иностранных языков в старших классах
средней школы и в высших учебных
заведениях, может показаться упрощеен-ным.
Но это ошибочное впечатление. Национальная
и региональная литература -ценнейший
вклад в европейское культурное наследие,
являющееся, по мнению Совета Европы,
«ценным общим ресурсом, который следует
охранять и развивать” Изучение
литературы преследует не только и не
столько эстетическое, сколько
образовательные, интеллектуальные,
духовные и эмоциональные цели. Мы очень
надеемся, что учителя литературы,
преподающие учащимся разного уровня,
сочтут возможным и нужным
использовать многие из разделов
компетенций с тем, чтобы сделать цели
и методы обучения более прозрачными.

Коммуникативная деятельность

Коммуникативная деятельность (лат. communicatio –
связь; со общение) – это деятельность, предметом которой является другой человек
– партнёр по общению. Согласно исследованиям отечественных психологов (Л.С.
Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и др.),
коммуникативная деятельность выступает в качестве одного из основных условий
развития ребёнка, важнейшего фактора формирования его личности; наконец,
ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку
самого себя через взаимодействие с другими людьми.

Понятие коммуникативной деятельности позволяет
раскрыть психологическую природу общения. Коммуникативная потребность состоит в
стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их
помощью – к самопознанию и самооценке. Но коммуникативная деятельность играет в
этом отношении особую роль, так как она направлена непосредственно на другого
человека как на свой предмет, и, будучи двусторонним процессом (взаимодействием),
приводит к тому, что познающий и сам становится объектом познания и отношения
другого или других участников общения.

С точки зрения М.И. Лисиной, общение и
коммуникативную деятельность можно рассматривать как тождественные понятия.
Иными словами, коммуникативная деятельность сводится к сложной многоканальной
системе взаимодействия людей, которая требует оценки себя и партнёров и создаёт
для неё оптимальные возможности. Она имеет свои структурные специфические
компоненты: потребности, предмет, мотивы и средства.

Коммуникативные мотивы – это то, ради чего
предпринимается общение. Понимание предмета коммуникативной деятельности
приводит к выводу о том, что мотивы общения воплощаются или «опредмечиваются» в
тех качествах самого человека и других людей, ради познания и оценки которых
данный индивид вступает во взаимодействие с кем-то из окружающих.
Коммуникативное действие – целостный акт, адресованный другому человеку и
направленный на него. Выделяются две основные категории коммуникативных,
адресованных другому человеку действий: инициативные и ответные действия.
Коммуникативные операции – это средства общения, с помощью которых
осуществляются коммуникативные действия. Выделяются три группы средств общения:
экспрессивно-мимические, преобразованные предметные действия, вербальные.
Продукты коммуникативной деятельности – образования материального и духовного
характера, создающиеся в итоге общения. К ним относится прежде всего «общий
результат», а также взаимоотношения и, главное, образ самого себя и других
людей – участников общения (А.Г. Рузская).

Особенности
коммуникативной деятельности дошкольников

В возрасте 3–4 лет при активном участии взрослого у
дошкольников развиваются умения оказывать участие и поддержку (словесную и
деятельную) сверстникам и младшим в различных ситуациях, проявлять заботу и
участие к окружающим; согласовывать свои действия с действиями партнёров в
совместных играх; дети получают и транслируют 
словесное  представление  о 
нравственных  качествах  людей, их эмоциональных состояниях; учатся
быть вежливыми, оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение
сверстников, соотносить свои поступки с нормами и правилами поведения; давать
нравственную оценку поступкам литературных персонажей, героям детских фильмов,
а также собственным поступкам; анализировать и оценивать конфликтные ситуации,
правильно реагировать на них, выбирать адекватный выход; проявлять
толерантность по отношению к людям разных национальностей, сверстникам в
группе.

На 5–6 году жизни ребёнок активно усваивает
моральные нормы и ценности, принятые в обществе; устойчиво проявляет их и
правила поведения в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
соблюдает правила вежливого общения, радуется успехам и сопереживает неудачам
товарищей; проявляет внимание и участие к окружающим, уважение к старшим; у
ребёнка сформированы морально нравственные навыки (отзывчивость, терпимость,
дружелюбие; способность оказать взаимную помощь и поддержку, договариваться,
строить дружеские, доброжелательные отношения, учитывая интересы и чувства
других и соблюдая коммуникативно-нравственные и речевые нормы); проявляется
самостоятельность, целенаправленность и саморегуляция собственных действий;
имеется устойчивое представление о положительных и отрицательных качествах и
личная нацеленность на положительные качества; ребёнок компетентен в своих
увлечениях, переживаниях, особенностях характера, отношениях ко взрослым и
сверстникам; он гордится своей семьёй; стремится быть полезным своей семье,
ближайшему окружению, своей Родине.

К 6–7(8) годам у ребёнка происходит развитие
социального и эмоционального интеллекта, переход от эмоционально-непосредственных
к опосредованным нравственным критериям и отношениям. Формируется
произвольность поведения, ребёнок инициирует совместную игровую деятельность в
рамках образовательной среды, соблюдая правила общения и речевые нормы.

Именно развитие коммуникативной деятельности, а
также умение ребёнка активно включаться в неё и есть необходимое условие
успешности учебной деятельности, важнейшее направление социально-личностного
развития.

Коммуникативная деятельность как
«сквозной механизм развития ребёнка»

Дата публикации: 16.11.2022

Независимая оценка качества

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *