Самые эффективные сервисы онлайн-уроков для учеников и преподавателей
Дистанционное обучение сейчас по всем нам понятным причинам становится все популярнее. И если многие читатели Хабра знают о разного рода курсах по цифровым специальностям — разработке ПО, дизайну, продакт-менеджменту и т.п., то вот с уроками для подрастающего поколения ситуация немного иная. Сервисов для онлайн-уроков много, но что выбрать?
В феврале я оценивал разные платформы, и сейчас решил рассказать о тех из них, что мне (да и не только мне, но и детям) понравились больше всего. В подборке — пять сервисов, если у вас есть, что добавить, то расскажите о них в комментариях, изучим.
Uchi.ru
Что умеет. Эта платформа позволяет детям самостоятельно изучать в интерактивной форме такие предметы, как математика, русский и английский языки, биология, природоведение, география. Есть, кстати, и программирование — мой ребенок опробовал этот раздел и ему очень понравилось.
Если ученик допускает ошибку, система его мягко поправляет, предлагает уточняющие вопросы. Платформа персонализированная, она подстраивается под учащихся, так что если кому-то нужно больше времени для изучения какой-то темы, а кому-то — меньше, все это будет учтено.
Есть персонализированный помощник — интерактивный дракончик. Во многом благодаря ему ребенок не относится к платформе, как к «сервису уроков».
Что нужно для начала работы? Только ПК, ноутбук, планшет и интернет. Смартфон тоже подходит, но, по моему мнению, он не подходят для некоторых видов активностей.
Подходит платформа как для индивидуальных занятий, так и для онлайн-обучения в школе — многие учителя используют задания Uchi.ru.
Достоинства. Дает возможность осваивать материал в игровой форме, включая программирование. Даже сложные темы интересно объясняются. Задания хорошо структурированы и распределены по возрасту/классам. Есть персонализация.
Недостатки. Почти нет. Встречал мнения, что недостатком является платность сервиса (есть и бесплатная версия, но она очень урезанная, это, скорее лишь возможность протестировать платформу). Но это явно не недостаток — за хорошие продукты в мире победившего капитализма принято платить, верно?
Сколько стоит. Оплата за разные курсы и занятия разные. Для примера возьму обучение английскому с преподавателем. 8 занятий, каждое по полчаса, обойдутся семье в 8560 рублей. Чем больше занятий, тем меньше стоимость одного урока. Так, если взять обучение сразу на полгода, то один урок стоит 720 рублей, если взять 8 уроков, то цена одного — 1070.
Яндекс.Школа
Что умеет. Это бесплатная онлайн-школа, запущенная «Яндексом» вместе с Центром педагогического мастерства департамента образования и науки Москвы. Обучение ведется с 9 до 14 часов, как в обычной школе. Платформа предлагает видеоуроки по более чем 15 предметам школьной программы, включая физику и МКХ. Есть и дополнительные занятия для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
Для учителей есть специальная платформа для онлайн-трансляций уроков и возможность задавать «домашку» для младших классов, причем с функцией автоматической проверки.
Еще Яндекс.Школа проводит интенсивы по разным предметам, научно-популярные лекции и многое другое — все это транслируется в онлайне. Моему ребенку научно-популярные лекции зашли очень хорошо, бывают моменты, когда просто не оторвать.
Что нужно для начала работы. Интернет, устройство, подключенное к нему и учетная запись «Яндекса». Если просто смотреть трансляцию уроков, то вроде и она не нужна.
Достоинства. Хороший подбор материалов. Так, учителям и родителям доступны несколько тысяч готовых заданий по трем предметам — русскому языку, математике, окружающему миру и некоторым другим темам. Несомненное достоинство для родителей — бесплатность платформы.
Недостатки. Охват тем пока не самый большой, но он постепенно пополняется. В принципе, ресурс бесплатный, так что требовать универсальности от него не стоит — то, что есть, сделано очень хорошо.
Сколько стоит. Бесплатно, то есть даром.
Gooogle «Учим из дома»
Что умеет. Совместный проект Google и Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании представляет собой платформу для проведения онлайн-уроков. Насколько я понял, здесь нет заготовленных заранее тем, платформа предназначена именно для проведения уроков в онлайне.
При помощи платформы учителя могут создавать сайты для своего класса по необходимым предметам, загружать туда разные учебные материалы и онлайн-курсы. Урок можно просмотреть олайн в режиме реального времени или в записи.
Учителя могут проводить индивидуальные консультации с учениками онлайн, работая с виртуальной доской — на ней можно писать необходимые графики и формулы. А еще учителя могут пить виртуальный кофе друг с другом.
Сервис интегрирован с другими сервисами Google, включая Docs, G Suite, Hangouts Meet и другими.
Что нужно для начала работы? Учетная запись Google и, как в предыдущих случаях, интернет и устройство для просмотра онлайн-видео.
Достоинства. Во-первых, инструмент бесплатный. Его разработали для работы учителей в период коронавируса. Во-вторых, это действительно отличная платформа для проведения уроков в онлайн-режиме.
Недостатки. Их тоже не очень много. Платформа отлично справляется с задачей, для которой ее создавали. Да, нет заранее приготовленных тем, но их и не обещали.
Сколько стоит. Бесплатно.
Foxford
Что умеет. Платформа несколько отличается от тех, что описаны выше. Позиционируется сервис как возможность улучшить оценки и подготовиться к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам. Программы курсов разделены на несколько уровней, включая базовый, экзаменационный, углубленный и олимпиадный. Каждый состоит примерно из 30 уроков, они проходят раз в неделю по 2-3 академических часа.
Есть курсы по большому тем, доступны репетиторы, подборки тем, тесты и олимпиадные занятия по физике, русскому и английскому языку, биологии, химии, информатике, обществознанию и истории. Есть учебник, по которому можно готовиться самостоятельно. О сервисе можно судить по самым популярным предметам. На момент написания обзора это были суперинтенсивы ЕГЭ по математике, физике, русскому языку и обществознанию.
Индивидуальные уроки проводятся по скайпу, групповые — в форме онлайн-трансляций. Общаться с учителем можно через чат.
Что нужно для начала работы? Боюсь повториться, но нужны интернет, гаджет и учетка сервиса.
Достоинства. Материалы хорошо подготовлены, учат здесь преподаватели лучших вузов страны, включая МФТИ, ВШЭ, МГУ. Преподавателя может выбрать сам ученик. По статистике самой платформы, результаты студентов курсов на выпускных экзаменах на 30 баллов выше средних по стране.
Недостатки. Почти нет, как и во всех предыдущих случаях. Да, есть какие-то мелкие недоработки, но глобальных недостатков я не выявил.
Сколько стоит? Система ценообразования достаточно сложная, так что платформа предлагает персональное обсуждение цен с менеджерами.
Тьютор.Класс
Что умеет. Сервис отличается от тех, что были описаны выше. Это, в первую очередь, инструмент для преподавателей, который могут использовать учителя, лекторы университетов, репетиторы, коучи и т.п. В качестве примера можно привести репетитора, который лишь собирается начать работу. Для старта он разрабатывает программу, регистрируется на сервисе и набирает учеников.
Сервис предлагает участникам обычный школьный кабинет, только виртуальный и с рядом цифровых инструментов. Это доска, редактор формул, редактор геометрических фигур. Есть онлайн-тестирование, которое позволяет преподавателям проверить знания учеников, не подключая дополнительно “Google формы” или другие подобные инструменты.
Учитель может во время урока прямо в системе включить видео с YouTube или запустить презентацию. В любой момент изображение можно остановить и выделять на нем необходимые детали, как и в режиме обычной онлайн-доски.
Для общения разработан чат, причем кроме текстового общения, как во многих сервисах, указанных выше, есть возможность «поднять руку», «говорить погромче» и т.п. А еще разработчики добавили возможность проведения видеоконференций. Все, как в обычном классе. Вопросы для удобства учителя передаются в отдельный раздел. Предусмотрен и редактор кода — для тех учителей, кто преподает программирование.
При желании учитель может записать урок и выложить его на платформе или в другом месте. Отдельного упоминания заслуживает возможность проведения уроков с оффлайн- и онлайн-школами.
Что нужно для начала работы? Вы уже знаете и так — интернет, гаджет и браузер.
Достоинства. Для обучающихся плюс — виртуальный кабинет, в котором есть все, необходимое для занятий. Для преподавателей это и возможность получить тот же кабинет для преподавания, плюс сервис подбора учеников, плюс фиксированная оплата. Почти все сервисы онлайн-уроков берут с преподавателей комиссию в процентах — т.е. 20% или даже 50% от суммы, полученной с ученика. У «Тьютор.Класс» предусмотрено четыре вида тарифов — 399, 560, 830 и 1200 рублей в месяц. Чем больше вместимость онлайн-комнаты необходима, тем выше ценник.
Недостатки. Их и здесь особо нет. Критические проблемы не замечены, да и мелких не особо много. Иногда случаются сбои из-за большой нагрузки на серверы, но так сейчас везде.
Сколько стоит? Как и говорилось выше, для преподавателей это 399, 560, 830 и 1200 рублей в месяц в зависимости от нагрузки.
Так что же выбрать?
Я постарался включить в подборку разные сервисы с разной “специализацией”, фокусировании на разных задачах. Для детей младшего возраста очень советую Учи.ру. Для тех, кто постарше — Foxford. Ну а для преподавателей — «Тьютор.Класс».
Конечно, выбор несколько субъективный, так что пишите в комментариях, что используете вы, и обсудим.
С начала этого года все школы и колледжи России должны использовать только государственные информационные системы (ГИС). Для этого была разработана федеральная ГИС “Моя школа” и цифровой сервис “Мой колледж”. Отечественная сфера образования все активнее использует информационные технологии, позволяющие повысить эффективность обучения и уровень знаний.
Цифровизация общего и профессионального образования целенаправленно развивается уже несколько лет. С 2019 года в нашей стране реализуется федеральный проект “Цифровая образовательная среда” (ЦОС). Среди его задач – оснащение учебных заведений современным оборудованием, развитие цифровых сервисов и образовательных материалов, помогающих ученикам получать необходимые знания.
В том, что касается оборудования, прогресс очевиден. В 2021-2022 годах благодаря национальной программе “Цифровая экономика РФ” и проекту “Цифровая образовательная среда” ИТ-инфраструктура заработала в 9157 образовательных организациях. В школах было организовано больше 149 тысяч точек доступа Wi-Fi, установлено более 31 тысячи камер видеонаблюдения и 9 тысяч видеорегистраторов.
Цифровая школа
Частью проекта “ЦОС” стало создание государственной информационной системы “Моя школа”. С начала этого учебного года ее внедрили в пилотном режиме в 15 регионах страны. А с 1 января 2023-го к ней начали подключать все школы России.
Система создана как инструмент в помощь учителю, родителю, ученику. Сегодня пользователям ФГИС “Моя школа” доступны личные кабинеты, библиотека верифицированного образовательного контента, тестирующая подсистема, облачное хранение, редактирование документов и другие сервисы. В электронной библиотеке размещено более 6,5 тысячи образовательных материалов. Планируется, что к 2024 году здесь будут представлены материалы по каждому уроку для всех предметов школьной программы с 1-го по 11-й класс.
ФГИС “Моя школа” также должна вобрать в себя уже имеющиеся цифровые решения. К примеру, информационно-коммуникационную образовательную платформу “Сферум”. Она позволяет общаться учителям и ученикам, в том числе из разных регионов, а папы и мамы с ее помощью могут посещать родительские собрания онлайн, если нет возможности присутствовать очно. “Сферум” был запущен в марте 2021 года, и к середине февраля 2023-го общее число его пользователей достигло 6,9 миллиона человек – 6,14 миллиона школьников и 0,76 миллиона учителей. К платформе подключилось 44,3 тысячи образовательных организаций.
“Сферум” – это полностью отечественная разработка, основанная на российских технологиях. В платформу “Моя школа” планируется интегрировать и наработки Московской электронной школы (МЭШ), например, электронный дневник и журнал.
Но цифровая образовательная среда – это не дистанционное обучение и она не должна заменить личное общение ученика и учителя. Современные методы призваны лишь повысить эффективность обучения. К примеру, новую тему порой проще объяснить, показав увлекательный учебный фильм с элементами 3D-графики и другими спецэффектами.
“Электронные образовательные ресурсы должны быть ориентированы на выполнение нескольких функций. В их числе – реализация новых видов учебной деятельности, изменение характера взаимодействия участников образовательного процесса, расширение образовательного контента, индивидуализация учебного процесса”, – рассказала “РГ” профессор Института цифрового образования Московского городского педагогического университета (МГПУ) Татьяна Суворова.
По ее словам, поддержку этих функций как раз и обеспечивают внедряемые в школах информационные инструменты. Подсистема “Интерактивные учебные материалы” позволяет создавать качественные электронные образовательные ресурсы. Подсистемы “Электронное обучение”, “Цифровой урок” и платформа “Сферум” меняют характер взаимодействия участников образовательного процесса и расширяют образовательный контент. Также все подсистемы ГИС “Моя школа” в той или иной степени способствуют индивидуализации учебного процесса.
Практически все учителя используют в своей работе различные цифровые сервисы и информационные системы, рассказала “РГ” руководитель по работе с регионами некоммерческой организации “Союз участников отношений в сфере образования” Наталья Шадрина.
“Естественно, лидирует нормативно регулируемое использование электронного журнала и дневника или электронного расписания, – отметила она. – Подавляющее большинство учителей (около 82 процентов) рассматривают цифровые технологии как возможность опробовать новые способы учебной работы и отмечают различные аспекты положительного влияния технологий на образовательный процесс. Это прежде всего экономия времени, обеспечение наглядности и расширение возможностей по поиску и подбору учебного материала”.
По словам эксперта, происходит важный переход от использования цифровых технологий по необходимости к их осознанному применению в учебном процессе.
Сложности у процесса цифровизации тоже есть. Например, для некоторых школ и территорий до сих пор проблемой остается низкая скорость доступа в интернет или нестабильное подключение, обращает внимание эксперт. “Кроме того, учащиеся, как правило, лучше владеют современными ИТ-технологиями по сравнению с учителями и способны оперативнее искать необходимую информацию. По сути дела, многие школьники переходят на иной, нежели традиционный, формат обучения и делают это самостоятельно”, – отметила Наталья Шадрина.
Обучение педагогов
Чтобы учителя могли успешно работать в информационной среде, им нужна соответствующая подготовка.
“Педагогические вузы уже создали и внедряют “ядро педагогического образования”, в которое включены все необходимые элементы подготовки учителя к работе в цифровом пространстве, – рассказал “РГ” ректор Московского педагогического государственного университета, академик РАО Алексей Лубков. – Идет активная работа над созданием новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, так называемых стандартов четвертого поколения. МПГУ принимает в этом самое непосредственное участие, и, конечно, все вопросы цифровой трансформации школьного и вузовского педагогического образования тоже учтены в проекте этого документа”.
Вынужденный переход образования в онлайн в период пандемии, действительно, выявил недостаточную подготовленность учителей к использованию дистанционных технологий и электронного обучения, отмечает Татьяна Суворова. Зато позволил пересмотреть подходы к подготовке будущих педагогов, переподготовке и повышению квалификации действующих учителей.
“В рамках образовательных программ при формировании цифровых компетенций у будущих и действующих учителей мы ориентируемся на следующие основные направления их подготовки: оценка качества существующих цифровых образовательных ресурсов, методика их применения в учебном процессе, разработка новых цифровых образовательных ресурсов силами самого учителя”, – рассказала профессор. По ее словам, эти и другие направления обучения новым технологиям (например, проектирование полифункциональных цифровых образовательных ресурсов, знакомство с технологиями четвертой промышленной революции и др.) будут включены в учебную программу новой магистратуры МГПУ “Современные цифровые технологии в образовании”.
Профессиональное образование
Информационные технологии охватывают и среднее профессиональное образование. Благодаря ускорению цифровизации, произошедшему в последние годы, в системе СПО и в вузах очень быстро внедрили дистанционные формы обучения, рассказала “РГ” ведущий эксперт Центра экспертизы в образовании РАО Наталья Булаева. “Изначально это были системы LMS (Learning management systems). Также активно использовались платформы для видеоконференций и вебинаров типа Zoom. Для проведения лекционных занятий в группах без потери контакта с аудиторией часто использовался Microsoft Teams, – отметила эксперт. – Сейчас образовательным организациям приходится отказываться от зарубежных разработок и переходить на отечественное программное обеспечение.
Многие вузы и колледжи отказываются от продуктов Microsoft и используют пакет “Мой офис”. Стали чаще использовать отечественные приложения для видео- и конференцсвязи: “Сферум”, TrueConf, “Яндекс.Телемост”. С профессиональными программами ситуация хуже, но постепенно находятся решения и для них”.
С этого года в России должен заработать сервис “Мой колледж”, предназначенный для студентов и преподавателей средних специальных учебных заведений.
“Цифровой сервис “Мой колледж” формируется на создаваемой Министерством цифрового развития РФ ФГИС “Моя школа”. Он будет выстроен в полной логике этой платформы, – рассказала “РГ” руководитель Института развития профессионального образования Наталия Золотарева. – Наш институт подготовит цифровые образовательные материалы, которые будут доступны на этом сервисе”.
Пример работы подобной цифровой платформы уже есть. В Московской области в 2018 году запустили проект “Цифровой колледж”. Сервис включает 562 курса по 120 профессиям и 17 общеобразовательным дисциплинам. Эта платформа позволяет студентам слушать лекции в режиме онлайн, самостоятельно изучать различные темы, практиковаться на виртуальных тренажерах. Преподавателям же это дает возможность создавать новые образовательные курсы. “Цифровой колледж” Подмосковья объединил 49 колледжей, доступ к нему имеют их студенты и преподаватели.
Для более эффективного взаимодействия образовательных учреждений и бизнеса была разработана цифровая карта синхронизации. “Это интерактивный ресурс, который содержит данные по ключевым показателям взаимодействия системы СПО и экономики региона – таким, как уровень занятости выпускников, соответствие образовательных программ, инфраструктуры и кадрового состава колледжей требованиям работодателей, – рассказала Наталия Золотарева. – Сегодня этим новым цифровым ресурсом пользуются все региональные министерства образования. Они могут сравнивать и анализировать состояние различных регионов и образовательных организаций, выявлять лучшие практики и точки роста. Представленная здесь аналитика помогает готовить обоснованные планы и программы развития региональных образовательных систем и организаций”.
По словам эксперта, карта помогает руководителям анализировать развитие системы СПО на местах, а колледжам – “услышать” запросы бизнеса, а также помочь ему понять, как он может планировать собственное развитие с учетом возможностей колледжей по подготовке квалифицированных кадров. Следствие этого – улучшается взаимодействие образования и реального сектора экономики.
“Цифровизация профобразования пойдет по пути повышения эффективности взаимодействия между студентами и их родителями, колледжами, педагогами и работодателями, по пути интенсификации и повышения качества как профессиональной, так и общеобразовательной подготовки”, – отмечает Наталия Золотарева.
Новые технологии в вузах
Уровень цифровизации высшего образования в стране достаточно высок, что позволило вузам в период пандемии очень быстро адаптироваться к новым условиям и перейти временно к обучению в цифровом формате, рассказал Алексей Лубков.
“Сегодня одной из насущных проблем является импортозамещение программного обеспечения. Российское образование и эту задачу вполне успешно решает, – отметил он. – Так для системы видеоконференцсвязи многие вузы используют российскую разработку “Сферум”, в качестве системы управления обучением (LMS) – отечественную платформу Core, также активно внедряются в учебный процесс многие сервисы для создания интерактивного образовательного контента отечественных разработчиков”.
По словам ректора, в рамках программы стратегического академического лидерства во многих вузах появились так называемые “цифровые кафедры”, готовящие студентов к ИТ-профессиям. В МПГУ на такой кафедре реализуется бесплатная программа переподготовки “Прикладное программирование в образовании” более чем для 200 студентов.
В декабре 2021 года правительство утвердило направление цифровой трансформации науки и высшего образования. Эта трансформация предполагает внедрение ряда технологий: искусственного интеллекта для систем поддержки принятия решений, больших данных для интеллектуального анализа значительных объемов информации, систем распределенного реестра, интернета вещей, облачных технологий.
Они будут применены в нескольких проектах: “Единая сервисная платформа науки”, “Датахаб”, “Сервис хаб”, “Маркетплейс программного обеспечения и оборудования”, “Архитектура цифровой трансформации” и др. При этом доля вузов, достигших высокого уровня цифровой зрелости, должна составить в 2023 году 40 процентов, в 2024-м – 60 процентов, а в 2030-м – 100 процентов.
Проект “Цифровой университет” предполагает создание и развитие целого комплекса сервисов и решений для вузов и научных организаций. Их начнут использовать в 2023 году. По итогам года доля вузов, использующих эти сервисы, должна составить 20 процентов. В 2024-м, согласно плану, она вырастет до 50 процентов, а в 2030-м – до 80 процентов.
“Маркетплейс программного обеспечения и оборудования” должен стать единой средой для взаимодействия университетов и поставщиков оборудования и ПО. Прототип системы появится в этом году, и к нему подключится пилотная группа поставщиков.
По проекту “Цифровое мышление” создадут единую образовательную среду для подготовки компетентных кадров и повышения квалификации действующих специалистов. Также предусмотрено формирование и обучение команд по цифровой трансформации в российских вузах.
Учебные заведения уже включили все эти направления в свои программы развития, отметил Алексей Лубков.
“В вузах системно ведется обновление инфраструктуры, разрабатываются способы применения цифровых технологий во всех областях функционирования вуза, в том числе применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе, использование цифрового инструментария в научно-исследовательской деятельности, управлении вузом и других направлениях на основе искусственного интеллекта и больших данных, – пояснил ректор. – Во всех вузах уже давно разработана и внедрена электронная информационно-образовательная среда, включающая электронные библиотеки, системы поддержки образовательного процесса и дистанционного обучения, единую систему учета и сбора информации о функционировании электронной информационно-образовательной среды и другие сервисы”.
Конечно, для более активной цифровизации образования необходимо еще многое сделать, считает Алексей Лубков. Например, внедрять работу с большими данными, на основе которых принимать управленческие решения, создавать сервисы, интегрирующие работу разных вузов, чтобы каждому из них не нужно было изобретать то, что другими уже сделано. Это могло бы сэкономить и время, и средства, отметил ректор.
“Российская электронная школа” – портал, созданный в рамках нацпроекта “Образование”. Он бесплатный для учителей и учеников. Здесь более 120 тысяч заданий и видеоуроков от лучших учителей, есть полный курс по всем школьным предметам. Плюс – тесты, виртуальные лаборатории и музеи, библиотеки. Доступно в два клика: регистрируйся, открывай нужный предмет и пользуйся.
“Яндекс.Учебник” – бесплатный онлайн-сервис для учителей. Содержит более 45 тысяч заданий по математике и русскому языку для 1-5 классов. Платформа помогает педагогу экономить время на рутине, может подбирать и проверять задания, следить за успеваемостью каждого школьника и выдавать по нему всю аналитику: к примеру, в каких темах ребенок чаще всего ошибается. Исходя из этого, сервис поможет сформировать индивидуальные образовательные траектории.
“Учи.ру” – образовательная онлайн-платформа. Школьники изучают все основные предметы в интерактивной̆ форме, учатся программировать, готовятся к ВПР и ОГЭ, участвуют в олимпиадах. Для школ и учителей, для учеников во время занятий с учителем доступ бесплатный. В период карантина платформа запустила новые бесплатные сервисы для дистанционного обучения. Начиная с 23 марта, в прямом эфире стартуют онлайн-уроки по математике, русскому и английскому языку, окружающему миру для 1-4 классов.
“Открытое образование” – образовательная платформа, предлагающая онлайн-курсы по базовым дисциплинам, которые изучаются в российских университетах – МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ “МИСиС”, НИУ ВШЭ, МФТИ, УрФУ, Университет ИТМО и других. Все курсы доступны бесплатно. По окончании обучения можно получить сертификат.
Coursera – международная платформа онлайн-образования. Пожалуй, крупнейшая в мире. Здесь собраны курсы от ведущих вузов, в том числе Стэнфорда, Принстона, Имперского колледжа Лондона, Высшей Школы Экономики и других. Из-за распространения коронавируса Сoursera открывает для университетов всего мира бесплатный доступ к курсам через платформу Coursera for Campus. Вузы могут регистрироваться и предоставлять своим студентам возможность пройти более 3800 курсов дистанционно. Бесплатный доступ будет открыт как минимум до 31 июля 2020 года.
Государственное областное бюджетное профессиональное
«Елецкий лицей сферы бытовых услуг»
«Цифровые образовательные платформы и сервисы для
организации учебного процесса в системе среднего профессионального образования»
преподаватель дисциплин профессионального цикла
Елец – 2022
1. Особенности и специфика развития цифровых образовательных платформ
Развитие информационного общества и расширение возможностей современных технических средств связи, мобильных устройств и повсеместное распространение сети Интернет, становящейся основной базой для интерактивного общения и сетевого взаимодействий, позволяет активно использовать в учебном процессе сетевые сервисы и онлайн-платформы, что значительно понижает временные, пространственные и финансовые барьеры для распространения учебно-образовательной информации. Сетевые формы настолько влились в повседневную жизнь человека, что уже не представляешь существования без них. Смартфоны и другие мобильные устройства с непрерывной возможностью выхода в сеть Интернет сегодня имеются у большего числа обучающихся школ и вузов. Все это приводит к серьезным изменениям в системе образования, направленной на подготовку нового поколения к жизни в информационном обществе, в котором ему нужно уметь оптимально и целесообразно использовать компьютерные устройства, сеть Интернет, информационные и научные технологии.
25 августа 2021 г. по итогам заседания Президиума Государственного Совета РФ был выдвинут перечень поручений о внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих применение с 1 января 2023 г. исключительно государственных информационных систем (ресурсов) при реализации основных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, сопряженных с обработкой персональных данных обучающихся.
Цифровая образовательная среда – сложное и многогранное понятие. Она включает в себя и технические средства, обеспечивающие цифровизацию образовательного процесса (стационарные и мобильные компьютеры и др. средства), программное обеспечение (системные и прикладные программы, приложения для мобильных устройств), и педагогические технологии, обеспечивающие полный цикл образовательного процесса. Одним из основных компонентов ЦОС является цифровая образовательная платформа.
Популярность электронных образовательных платформ с возможностями обучения растет, особенно в условиях, современной реальности. Переход на смешанное обучение требует внедрения в процесс современных методов обучения с использованием не только компьютеров, но и другой современной техники.
Использование цифровых образовательных платформ в обучении позволяет расширить возможности урока информатики, при этом также повысить его эффективность. Представленные в цифровом виде учебные материалы дают возможность использовать их на различных стадиях урока, а также решать поставленные задачи урока:
- на стадии получения знаний употреблять компьютерные тесты или конструкторы интерактивных задания;
- на стадии объяснения нового материала применять электронные учебники, энциклопедии, справочники, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы;
- на стадии закрепления и улучшения знаний, умений и навыков применять компьютерные тесты, электронные тренажёры, мультимедийные презентации;
- на стадии оценки знаний, использовать компьютерные тесты, интерактивные задания, кроссворды, рефлексивные материалы.
- комплекс для самостоятельной работы с учебными материалами с использованием персонального компьютера, КПК, мобильного телефона, DVD-проигрывателя, телевизора и других устройств;
- онлайн-чат или телеконференция для получения консультаций, советов, оценок у удалённого (территориально) эксперта (преподавателя), предоставляющий возможность дистанционного взаимодействия;
- блок для создания сообщества пользователей (аналог социальных сетей), ведущих общую виртуальную деятельность;
- сервис для своевременной отправки электронных учебных материалов; методичек, стандартов и спецификаций на электронные учебные материалы и технологии;
- возможность для создания учебных курсов, видео-уроков, онлайн-лекций;
- блок для тестирования и контроля полученных знаний.
Говоря об образовательных платформах можно выделить их преимущества и недостатки. Можно долго говорить насколько облегчают процесс создания обучающих курсов онлайн платформы, но остановимся на основных плюсах:
- обучающийся может получать информацию в удобное время независимо от места нахождения;
- использование современных технологий и мультимедийных средств
учебный материал может быть наглядным, интересным и доступным для понимания и освоения;
- все необходимые учебные материалы доступны проходящему обучение;
самостоятельная работа развивает самоорганизацию, дисциплину, инициативность;
- возможность дистанционного обучения людей с ограниченными возможностями;
- возможность формирование курсов с использованием новейших методик обучения;
- получение статистики на всех этапах обучения по эффективности методики и обратной связи от обучаемых по качеству преподавания и доступности материала, что дает уникальную возможность модифицировать платформу и улучшать процесс обучения.
- недостаток общения и социальных аспектов обучения — обмена информацией и эмоциональная вовлеченности в процесс;
- недостаточный уровень контроля с точки зрения дисциплины, но данный аспект важен лишь в процессе обучения детей и подростков.
Таким образом, можно сказать что развитие образовательных платформ дают отличную возможность самостоятельно изучать предмет, что является важной частью образовательного процесса. Доказано, что знания, полученные самостоятельно, являются самыми надежными и крепкими. Это самый эффективный способ изучения предмета. Изучаемый предмет, по любому учебно-методическому комплексу, получает возможность отработать все те же знания и навыки, которые ты приобрел в удобной форме. По сути, платформа делает то же самое, что и учитель, работающий с ребенком индивидуально: не объясняет, а задает ребенку наводящие вопросы и создает условия, при которых тот сможет разобраться и найти ответ сам.
2. Онлайн сервисы и инструменты, позволяющие реализовать взаимодействие в цифровой среде в системе организации учебного процесса
Сегодня в мире существует огромное разнообразие инструментов, которые могут быть использованы в учебной деятельности. Однако внимания заслуживают не все, а только те, которые:
- имеют историю использования в системе образования;
- распространены в русскоязычном сегменте сети интернет;
- вокруг которых уже сложились сетевые сообщества;
- имеют сформированные базы знаний, где каждый желающий может использовать сервис для получения дополнительной информации;
- имеют низкий порог входа и подходят для педагогов, не имеющих сильных ИТ-компетенций.
Таблица 1. – Сервисы и инструменты, позволяющие организовать индивидуальную и коллективную работу с использованием инструментов трансляции и видеосвязи.
- Вебинары и трансляции;
- Плакаты, рисунки, информатика;
- Мессенджеры и чаты для работы;
- Создание интерактивных листов и др.
Таким образом, при организации образовательного процесса могут быть востребованы различные цифровые образовательные ресурсы и сервисы как крупные российские цифровые образовательные платформы с широкими функциональными возможностями и полным набором образовательных материалов по основным предметам, так и отдельные решения, и сервисы, которые могут быть использованы учителями или преподавателями для выстраивания эффективного взаимодействия.
3. Российские цифровые образовательные платформы
- это быстрая и удобная подготовка к успешной сдаче сессии, ЕГЭ, сертификационного экзамена, теста при приеме на работу. Веб-сервис Аргус-М позволяет пройти тесты и узнать свои ошибки, быстро узнать правильные ответы на конкретные вопросы, создать свои собственные тесты.
- «Университет в кармане» – это открытая онлайн-платформа и экосистема мобильных приложений для решения любых учебных задач, содержащее базу знаний ответов на вопросы по образовательным программам школы и вуза, тесты для проверки знаний, конструктор эссе. Платформа разработки и продвижения мобильных приложений для образования.
- «Универсариум» – открытая система электронного образования. Универсариум, являясь сетевой межуниверситетской площадкой и ориентируясь на самые широкие целевые аудитории.
- «iSpring» – платформа для корпоративного обучения. Платформа дистанционного обучения iSpring Learn предоставляет бесплатный пробный период на 14 дней. У платформы iSpring Learn есть мобильное приложение доступное для скачивания на IOS и Android
Функционал платформы iSpring Learn предоставляет возможность:
– загружать на портал учебные материалы;
– загружать тесты;
– отслеживать прогресс обучения;
– проводить вебинары.
- «Молодые профессионалы (ворлдскиллс Россия)» это – для тех, кто обучается в системе среднего профессионального образования, в бесплатном доступе представлены все возможности ресурса Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия) – официального оператора международного движения WorldSkills Internstional, миссия которого – повышение стандартов подготовки кадров.и т.д
Использование данных продуктов позволяет осуществить задуманное, сделать образовательный процесс более результативным, чем при использовании традиционных методов. Использование ИКТ в процессе обучения влияет на рост повышения качества знаний обучающегося и профессиональной компетентности преподавателя.
Таким образом, российские цифровые образовательные платформы, обладают широкими функциональными возможностями и полным набором образовательных материалов по основным предметам, входящим в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы.
Применение цифровых образовательных платформ позволяет активизировать деятельность учащихся, дает возможность повысить качество образования, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы общения всех участников образовательного процесса. Попытка использование цифровых ресурсов в учебном процессе позволяет, поднять интерес к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Цифровая образовательная среда способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию самостоятельной работы, а также оказывает влияние на мотивационную сферу учебного процесса.
Цифровое обучение стало достаточно популярной на сегодняшний день формой обучения в силу своего удобства и гибкости. Оно устраняет основной барьер, удерживающий многих профессионалов и деловых людей от продолжения образования, избавляя от необходимости посещать занятия по установленному расписанию. Обучающиеся могут выбирать удобное для себя время занятий и индивидуальные траектории, и темп в обучении. Цифровое обучение с использованием дистанционных методик необходимо как работающим специалистам, так и разнообразным категориям лиц, у которых отсутствуют возможности проходить очное обучение, к ним относятся служащие в армии, жители удалённых регионов, а также всем, кто ценит своё время и хочет получить качественное и престижное образование.
Таким образом, применение цифровых образовательных платформ для организации ученого процесса является целесообразным и перспективным вектором совершенствования качества обучения. Цифровые платформы могут использоваться на разных этапах- преподавания и обучения, и в различных условиях, от преподавания до технологических и от начального до высшего образования.
- Аргус-М- система онлайн обучения –
- Гурова, О.В. Использование цифровых образовательных онлайн-платформ в образовательном процессе: возможности и перспективы/ Гурова О.В/ Южно-Сахалинск.- 2021.-с. 78-81.
- Дурноглазов, Е.Е. Методическое пособие «Цифровая образовательная среда электронного обучения». / Курск, 2019. – с.64.
- Лебедева, М.Б. Применение цифровых образовательных ресурсов на современном уроке/Лебедева М.Б./ Санкт-Петербург-2019.- с.128.
- Леонов, А.Г. Методы интеграции цифровых образовательных средств в цифровую образовательную платформу Мирера/Леонов А.Г./ Федеральный научный центр Научно-исследовательский институт системных исследований РАН МГУ им. М.В.Ломоносова- 2021.-С.59-65.
- Образовательная онлайн платформа-
- Саланкова, С.Е. Использование цифровых информационных технологий и цифровых образовательных платформ для повышения эффективности обучения студентов вузов / Саланкова С.Е./ Брянск, 2022.- С.24-29.
- Сервисы и инструменты, позволяющие организовать индивидуальную и коллективную работу с использованием инструментов трансляции и ви-деосвязи-
- Томасова, Д.А Цифровые образовательные платформы в России как ответ на современные образовательные запросы/Петербург- 2022- с. 359.