- Литературное чтение
Диагностическая работа проводится с целью определения у учащихся 4-х классов начальной школы уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий по работе с информацией и чтению.
Московский центр качества образования.
Содержание и структура диагностической работы для 4 класса
Работа направлена на проверку сформированности различных познавательных универсальных учебных действий по работе с информацией и чтению.
Для проведения диагностики будут использованы четыре варианта.
Каждый вариант состоит из двух блоков (один блок содержит текст и задания к нему). Один из блоков включает художественный текст и 8 заданий к нему, другой – информационный текст и 8 заданий к нему.
В каждом варианте используются задания различного типа:
– 4 задания с выбором единственного верного ответа из четырёх предложенных;
– 6 заданий с кратким ответом (задания с выбором нескольких верных утверждений и задания, ответом на которые является слово или число);
– 6 заданий с развёрнутым ответом, в которых требуется самостоятельно написать ответ.
Задания с выбором ответа оцениваются в 1 балл. Задания с кратким ответом оцениваются в 1 или 2 балла.
Задания с развёрнутым ответом оцениваются в 1 или 2 балла в соответствии с критериями оценивания. Максимальный первичный балл составляет 24 балла.
Самостоятельная работа по оценке читательской
грамотности учащихся 2 классов
Прочитай текст.
Выполни задания после текста.
Кати было
два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
– Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:
– Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
– Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
– Мама-то позволила, а брата я не спросила.
– Ну что ж, спроси ещё у брата, – говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
– Ну что, позволил брат? – спрашивает Лена.
– Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
– Я осторожненько, – говорит Лена. – Смотри, – говорит Катя, – не
чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
– Мне, – говорит Лена, – только листочки на деревьях нарисовать
надо да травку зелёную.
– Это много, – говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо
недовольное сделала.
Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась
Катя, побежала за ней:
– Ну, что ж ты? Бери!
– Не надо, – отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:
– Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
– Карандаша зелёного нет.
– А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
– Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:
– Надо так давать, чтобы можно было взять.
О чём
рассказ «Синие листья»?
А) о дружбе
Б) о Кате и Лене
В) о карандашах
Что
именно хотел рассказать нам автор?
А) надо помогать другу.
Б) надо ценить дружбу.
истинные
друзья должны помогать друг другу искренне и бескорыстно.
Подтверди эту мысль словами
автора, подчеркнув в тексте.
Восстанови
последовательность событий в рассказе.
_ Катя решила спросить у мамы,
можно ли карандаш отдать.
_ Лена и Катя рисовали.
_ Катя решила спросить у брата,
можно ли карандаш от- -дать.
_ Надо так давать, чтобы можно
было взять.
_ Катя стала отдавать карандаш,
но Лена не взяла.
Найди
синоним слова «позволил».
Объясни
реакцию Кати – «а сама брови хмурит».
Как ты думаешь, почему Катя не дала зелёный карандаш Лене?
А) считала, что
Лена сломает ее карандаш
Б) забыла о
просьбе Лены
В) дала
зелёный карандаш другой девочке
7. Как ты думаешь, почему Лена не захотела взять
зелёный карандаш у Кати?
А) Лене нужен
был фиолетовый карандаш
Б) Лена забыла
взять карандаш у Кати
в) Лена поняла,
что Кате было жалко свой зелёный карандаш.
Согласен
ли ты со словами учительницы? Ответ обоснуй.
Задание 3, верным считается, если
все события расставлены в верном порядке. Задание 8 оценивается как свободный
ответ. Его цель оценить умение ребёнком, на доступном ему уровне, пояснить свою
позицию, отношение к событиям в рассказе.
2 класс
Задание 1
Прочитай. Замени повторяющиеся слова в тексте, где это необходимо. Запиши текст в исправленном виде
На пеньке сидел маленький рыжий зверёк. У зверька был пушистый хвост, рыжая шубка с серым отливом. Это белочка. Белочка грызла еловую шишку. Медвежонку понравилась белочка. Медвежонок подбежал и хотел поиграть с белочкой. Белочка испугалась и стрелой взвилась по стволу дерева.
Задание 2
Допиши предложения словами с противоположным значением и объясни смысл пословицы
Добро помни, а … забывай.
Умная ложь лучше … правды.
Ученье свет, а неученье – ….
Каково начало, таков и ….
Лучше свое отдать, нежели … взять.
Задание 3
Подберите имена прилагательные, противоположные по значению
Летний день длинный,зимний …. . Ремешок узкий,а пояс … . Гараж низкий, а дом …. Стебель тонкий,а ствол … . Хлеб мягкий,а сахар …. Ручей мелкий,а пруд….
Задание 4
Прочитай текст правильно (текст набран без пробелов)
НаполянувышлилосихаслосёнкомГордыйлосьнаблюдалзанимиКрасивыиумныэтизвериГолодноихолодноимзимойПустокругомНилисточка,нитравкиоднагорькаякораИвдругзапахсенаНаполянестоитбольшаякормушкаДобрыерукиегеряположилидушистоесеновкормушкуОнхозяинвлесуизаботитсяодеревьяхптицахзверях
Задание 5
Чтение наоборот
Я лёш оп егород и идазсябеслахылсукирк . лачирКхутсап-кичьлам . нОлажебмелоп и ан от-огоклавызакоп Я ледялгоп и ладиву – оп юлоптугебавдаклов : нидойырётам , йогурдйодолом . йодолоМсён ан енипсогонназеразакнёнгя , а имабузлажредоге аз угон . йырётаМкловлажебидазопадгоК я ладивувоклов , я етсемв с мохутсаплажебоп аз имин , и ымилатсьтачирк . аНшанкиркилажебирпикижум с имакабоскаКокьлотйыратскловладивукабос и доран , но лажебдоп к умодолом , литавхыв у огенакнёнгя , луникерепебес ан унипс , и абоакловилажебопеерокс и ьсилырксзизалгадгоТкичьламлатсьтавызакссар , как олыболед : зиагарволичоксывйошьлобклов , литавхсакнёнгя , лазеразоге и сёнопучертсваНлажебывконочлов и яслисорб к укнёнгя . йыратСладтоитсенакнёнгяумодоломуклов , а масекгеланлажебопелзовокьлоТадгокалширпадеб , йыратсливатсоеьнечу и маслязвакнёнгя.
Задание 6
Прочитайте текст и выполните задания
Шёлсолдатпоулицебольшогогорода.Строился город. Возле новых домов играли ребята, работалимагазины и школы. А рядом новая стройка шла. Шумели бульдозеры и экскаваторы.
Вгодывойны,фашистывесьгородразрушили.А теперь вырос город – новый, светлый, молодой. Лучше,чем прежде был.
–Эй,братишка!–кто-тоокликнулсолдата.
Оглянулся солдат: экскаваторщик, молодой парень, траншею для водопровода копал, зовёт.
Заглянул солдат в траншею*. А там в земле поржавевшие мины и снаряды: много мин и снарядов! Это фашистывовремявойны,отступаяизгорода,оставили под землёй страшный клад. Взорвутся боеприпасы и разрушат город. Погибнут люди. Страшно!
Позвалсолдатсвоихтоварищей–минёров.Бедане так страшна, когда есть друзья. Переселили всех жителей в безопасноеместо.Сталисолдатыосторожнонаруках мины и снаряды из земли вынимать и отправлять их далеко от города в чистое поле.
Один за другим взрывали солдаты снаряды. Одну за другой взрывали мины. Все взорвали. Миновала беда!
Спокойно теперь живёт город. Новые домаподнимаются. Дети в школах учатся. Спасибо солдатам!(ПоС.А.Баруздину)
*Траншея–длинныйглубокийров.
Отметьзнакомкнигу,котораяможетсодержатьэтоттекст.
Чтоувиделсолдатвтраншее?
Найди и подчеркни в тексте предложение с ответом на этот вопрос.
Прочитай.
Найден страшный клад
Растётгород
Боеприпасы уничтожены
Теперь городживёт спокойно
Пронумеруй предложения в соответствии с последовательностью событий в тексте. Цифра 1уже поставлена, поставь цифры 2, 3, 4 для остальных событий.
Дополнипредложениесловомизтекста.
Переселили всех _________________в безопасное место.
Какиекачествахарактерапомоглисолдатупредотвратить беду? Рассмотри рисунок с ответами детей.
Какиеответытыподдержишь?Отметьвсеэтиответызнаком
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/529242-zadanija-dlja-formirovanija-chitatelskoj-gram
Демоверсия диагностической работы МЦКО 2022 по читательской грамотности для 6 класса вариант с ответами, официальная дата проведения в школах г. Москвы в марте 2022 года (16 марта). Работа содержит 14 заданий. Задания выполняются на компьютере.
Решать демонстрационный вариант онлайн
Получить варианты и ответы для работы 16 марта
Задания с выбором ответа или с кратким ответом оцениваются 1 или 2 баллами. Задания с развёрнутым ответом оцениваются от одного до трёх баллов в соответствии с критериями оценивания.
Демоверсия МЦКО 2022 по читательской грамотности 6 класс вариант заданий и ответы:
Назначение диагностической работы
Диагностическая работа МЦКО проводится с целью определения у учащихся 6 классов уровня сформированности функциональной грамотности в части читательской грамотности и уровня сформированности лингвистических, языковых и коммуникативных компетенций в рамках предмета «Русский язык».
Одновременно с этим в диагностической работе проверяются умения по ключевым разделам, изучаемым в курсе русского языка в 6 классе: «Орфография», «Лексика и фразеология», «Морфология» и «Текст». Данные предметные умения являются основополагающими, то есть теми умениями, которые в дальнейшем будут проверяться на экзаменах по русскому языку в рамках ГИА-9 и ГИА-11.
В результате удельный вес заданий в рамках предмета «Русский язык» составляет 45%, то есть максимально 9 баллов из возможных 20 баллов за всю диагностическую работу.
Интересные задания с варианта:
1)Что означает словосочетание «глухой лес»?
- 1) В лесу не слышно зверей и птиц.
- 2) Лес является труднопроходимым.
- 3) Так говорят о сосновом бору.
- 4) Лес простирается на тысячи километров.
2)Какие природные условия способствовали развитию торговли вятичей? Выберите два верных утверждения.
- 1) Реки, являющиеся удобными путями сообщения.
- 2) Развитие различных ремёсел.
- 3) Наличие лесов, богатых флорой и фауной.
- 4) Трудный быт вятичей.
- 5) Разведение крупного рогатого скота
3)Что являлось для вятичей предметом экспорта* ? *Экспорт – понятие в международной торговле, означающее продажу товаров или услуг в другие страны.
- 1) бобровый мех
- 2) стеклянные изделия
- 3) шёлковые ткани
- 4) картины живописцев
4)Почему слово песчаный пишется с одной буквой -Н-? Обоснуйте своё мнение, опираясь на изученное правило орфографии.
5)На рисунках в тексте даны изображения девушки и замужней женщины из племени вятичей, живших в X в. Назовите два различия между этими изображениями. В тексте ответа используйте имя прилагательное или наречие в форме одной из степеней сравнения.
6)Почему Ярило почитался у древних славян как бог Плодородия? 1) Согласно славянской мифологии, Ярило являлся главным богом. 2) Ярило покровительствовал кузнечному делу, т. е. изготовлению плугов. 3) Согласно славянской мифологии, Ярило защищал домашний скот от диких животных. 4) Ярило научил славян возделывать землю и выращивать хлеб.
7)На основании информации из текста подберите и переместите изображения древнеславянских богов в таблицу в соответствии с их именами.
8)Установите соответствие между мифическими существами у древних славян и их описанием. Выберите из выпадающего списка соответствующее существо. Выпадающий список: Леший Водяной Домовой.
9)Известное выражение – «Чур, чур меня!» – взывает к древнему Богу Чуру (Богу-Охраннику). Обращение к этому Богу помогало хранить свои владения, ограждало от неверных поступков, уберегало от бед и врагов. В современном языке сохранилось слово «чураться» в значении 1) обращать внимание, замечать 2) нападать, обвинять 3) остерегаться, шарахаться 4) придираться, укорять.
12)На каком холме был расположен древний город вятичей, о котором говорится в тексте?
13)Какая часть города соответствовала легенде, описанной в тексте, и имела треугольную форму? 1) Кремль 2) Китай-город 3) Великий посад 4) Замоскворечье
Посмотреть другие проверочные и диагностические работы МЦКО
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
Название статьи: Проверка читательской грамотности учащихся 4 класса
Аннотация к тестам.
Назначение данных работ: для учителя –проверка уровня сформированности читательских умений учащихся 4 класса начальной школы, для учащихся – отработка практических навыков при подготовке к итоговой аттестации.
Тесты состоят из 10 заданий, которые дают возможность учителю проверить такие умения учащихся, как: извлекать из текста информацию данную в явном и неявном виде, самостоятельно делать выводы и обосновывать их, правильно интерпретировать иносказание, понимать основную мысль текста, авторские цели, целесообразность выбора того или иного языкового средства, преобразовывать информацию из текстовой формы в табличную и наоборот. Результаты выполнения позволят сделать вывод об овладении учеником необходимым для успешного обучения в основной школе уровнем чтения и работы с информацией.
Общее время выполнения тестовой работы – 30 минут.
Материал для первой части (тексты) взяты из методички «Поурочные планы по природоведению О.Г Муковниковой» Волгоград 2002 г из раздела «дополнительный материал для учителя». Вопросы второй части составлены автором..
Проверка читательской грамотности учащихся 4 класса
Прочитай внимательно и вдумчиво текст.
Каждый, кому довелось путешествовать по морю, наверняка видел небольших дельфинов, весело резвящихся в струях воды под самым носом судна. Это скорее всего были дельфины-белобочки. Эти обитатели теплых и умеренных вод всех океанов и морей кочуют большими косяками за стаями сельди, сардины, сайры. Глубоко под воду белобочки обычно не ныряют, их сфера активности — 10-15 метров от поверхности. Эти дельфины постоянно посвистывают, скрипят, потрескивают, а иногда “кричат”: издают необычайно мощные звуки, подобные выстрелу или грохоту барабана.
Похожа на белобочку, но чуть больше и не так стройна, афалина. У нее очень крупный мозг, по объему даже больше, чем у человека, с большим количеством извилин. Афалины очень дружелюбны, при затруднениях оказывают друг другу посильную помощь. Если кто-то из стаи попадает в сеть или в загон, все остальные кружатся рядом, подбадривают и пытаются освободить пленника. Оглушенного дельфина товарищи подхватывают снизу и выносят наверх, чтобы дать ему глотнуть воздуха.
У афалин очень богатый вокальный репертуар. Когда животные чем-то возбуждены, они издают резкий свист; во время кормежки от них можно услышать что-то, похожее на мяуканье и лай; при конфликтах с себе подобными они щелкают челюстями.
Подвижность, общительный нрав и высокий интеллект делают афалину желанным гостем в океанариумах — цирках для морских зверей. Она довольно легко переносит неволю, очень хорошо поддается дрессировке, обучается всяческим трюкам: по сигналу вылетает из воды, находит и приносит предметы, берет рыбу из рук.
К каждому заданию ты должен дать ответ. Выбери правильный вариант ответа или впиши свой вариант ответа там, где это требуется. При выполнении заданий не забывай пользоваться прочитанным текстом.
О скольких видах дельфинов идет речь в данном тексте?________
Что такое океанариум? ___________________________________________
Какой из дельфинов имеет больший размер?
Соотнеси, кто из дельфинов издает такие звуки?
Белобочка скрипит, потрескивает
Где обитают белобочки?
Какие из дельфинов никогда не бросают друг друга в трудной ситуации?
Сравни, чем белобочка отличается от афалины? Приведи не менее двух вариантов ответа?
Какой звук издают афалины, когда ссорятся друг с другом?______________
Восстанови верную последовательность пунктов плана прочитанного текста.
Желанные гости в цирке.
Вокальный репертуар афалин.
В какой сборник следует поместить это произведение?
1) «Сказки и легенды о животных»
2) «Энциклопедия о животных»
3) «Рассказы о появлении океанариумов»
Таблица правильных ответов
«5» – 10-9 баллов
«4» – 8-7 баллов
«3» – 6-5 баллов
«2» – менее 4 баллов
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/503499-diagnostika-chitatelskoj-gramotnosti-v-4-klas
Формирование читательской грамотности на уроках математики.
Учитель математики МБОУ «СОШ №22 им. Н.И. Кузнецова» АГО
Костюкова Галина Аркадьевна
*Прошу просматривать данную работу методом скачивания самого документа, так как графики и рисунки не прогрузили в онлайн-просмотр. Спасибо.
Школьная практика показывает, что современные ученики испытывают трудности учебными текстами. Чаще всего большая часть обучающихся обращается к учебнику, если даны конкретные указания учителя с установкой на запоминание той или иной информации.
Перед учителем встаёт задача научить обучающегося активно взаимодействовать с информацией, используя различные работы с учебным текстом. Данная задача соответствует Концепции математического образования, Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), согласно которым содержание образования должно быть направлено на формирование универсальных учебных действий (УУД), в частности, приёмов работы с учебным текстом.
В педагогической литературе можно встретить описание трёх уровней понимания учебного текста: 1) уровень восприятия текста, характеризующийся выделением и осознанием значений элементов текста и значения текста; 2) уровень преобразования текста; 3) уровень конструирования текста, связанный с порождением новых знаний и приписыванием смыслов, которые в явном виде не представлены.
Соотношение уровней понимания текста, мыслительных процедур и продуктов
Выделяются три группы приёмов работы с учебным текстом:
1) приём восприятия текста (умения выделять ключевые термины и определения; различать новую и известную информацию, анализировать заголовки, иллюстрации и примеры, формулировать вопросы к тексту и т.д.);
2) приём преобразования текста (умение структурировать содержание, устанавливать сходство и проводить аналогии, переводить информацию из словесно – символической формы в графическую, выявлять связи между элементами текста, обобщать, отыскивать и формулировать закономерности и т.д.);
3) приём самостоятельного конструирования текста (умения создавать различные типы авторских текстов, в том числе тексты разного стиля, – в виде словарей, придуманных задач, рецензий, сюжетных историй, сочинений на математические темы, проектов и т.д.).
В своей работе я использую следующие приёмы восприятия и преобразования текстов:
. Графическая систематизация.
Перевод текстовой информации в графическую форму (схему, таблицу, диаграмму) способствует развитию базовых мыслительных операций, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Кроме того, одновременное использование словесно-символического, визуального и предметно-практического (в данном случае – двигательных ощущений при прорисовывании схем и таблиц) способствует более быстрому и качественному усвоению учебного материала. Этот приём является эффективным средством систематизации знаний (например, систематизирующих, сравнительных, обобщающих таблиц).
Используя данный прием, ориентирую обучающихся на создание своих индивидуальных графических моделей, что способствует актуализации личного опыта в процессе работы с текстом. Считаю целесообразным рассмотреть на уроке несколько примеров и возможно создать «коллективную» модель.
Представляю пример фрагмента урока
Простые и составные числа. 6 класс.
А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир
Приемы преобразования текста:
Прочитайте п.4 стр.20-22. Переведите текстовую информацию в графическую форму.
(имеют более 2 делителей)
Разложить на простые множители
(имеют 2 делителя)
Произведение простых чисел
Составление тематического словаря
3. Составление предметного указателя
Этот приём анализа текста рекомендуется использовать на заключительных этапах работы с учебником. Задача составления предметного указателя требует обсуждения алгоритма её решения. Можно достичь результата, если просмотреть весь учебник страница за страницей. Однако такой способ требует больших временных затрат. Более эффективен следующий подход: сначала выбрать главы, в тексте которых может упоминаться определённый термин, и только их просмотреть внимательно. Выбор для конкретного термина подходящих глав учебника является очень полезным заданием. Его выполнение позволяет создать условия для установления связей внутри изученного материала, это даёт возможность формировать математические знания обучающихся в системе.
Поиск конкретного термина в тексте выбранной главы также представляет собой самостоятельный методический приём. Он способствует формированию у обучающихся умения осуществлять своеобразное «сканирование» текста: быстрый просмотр с узкой концентрацией внимания только заданной информации.
Представляю фрагмент урока, в котором представлены задания на формирование читательской грамотности
Автор УМК: Виленкин Н.Я.
Тип урока: Открытие новых знаний
Цели фрагмента урока: деятельностная: формирование у учащихся умений, направленных на формирование читательской грамотности.
Этап «Самоопределение в учебной деятельности».
Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, применение указанных приемов в практике с самого начала подчинено его основной задаче – пониманию письменного сообщения и способствует успешному освоению учебного материала, формированию математических навыков. Практика показывает, что те обучающиеся, у которых сформированы умения работы с текстом, более успешны при выполнении Всероссийских проверочных работ (ВПР), Краевых диагностических работ (КДР).
Тихонова Ольга Владимировна
учитель математики МОУ-средней общеобразовательной школы №9
г. Аткарск, Саратовская область
«Повышение качества математического образования через развитие читательской грамотности на уроках математики в 5 и 6 классах»
В статье рассматривается проблема формирования математической компетенции обучающихся. Рассматриваются шаги, которые проходят преподаватели вместе с учащимися при формировании навыков функциональной грамотности в целом.
Ключевые слова: учитель, ученик, прием, стратегия, упражнение, мотивация, читательская грамотность, математическая грамотность.
В современном мире система школьного образования переживает большие перемены в своей структуре, на передний план в данный момент выходят требования общества к выпускникам: это лидерские качества, умение работы в команде, креативность, инициативность, ИТ-компетентность, финансовая и гражданская грамотности и многое другое. Заказ общества – на всесторонне развитую личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую анализировать, сопоставлять имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески полученные знания. И несомненно, что новые требования предъявляются к преподаванию школьных предметов, и математики в частности. Учителям нужно пересмотреть навыки приобретения критического мышления на уроках, в этом им могут помочь задания по формированию функциональной и читательской грамотности учащихся. В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь.
Понятие «функциональная грамотность» предполагает владение умениями:
-выявлять проблемы, возникающие в окружающем мире, решаемые посредством математических знаний,
-решать их, используя математические знания и методы,
-обосновывать принятые решения путем математических суждений,
-анализировать использованные методы решения,
-интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной задачи
Функциональная грамотность, при оценивании качеств учащихся, делится на – читательскую (работа с текстами), математическую (решение задач и кейсов) и естественнонаучную. Далее будем рассматривать два направления: математическую и читательскую грамотности. При формировании навыков функциональной грамотности в целом, преподаватели вместе с учащимися проходят следующие шаги:
1. Обучение чтению: способность выбирать стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения (гибкое чтение).
2. Развитие механизмов речи: умение делать эквивалентные замены, сжимать текст, предвидеть, предугадывать содержание текста.
3. Развитие устной и письменной речи:
-развитие орфоэпических навыков;
-работа по обогащению словарного запаса;
-развитие и совершенствование грамматического строя речи учащихся;
-развитие устной разговорной, учебно-научной, художественной речи;
-развитие письменной разговорной, учебно-научной, художественной речи.
В 5-м и 6-м классах важно научить детей гибкому чтению на уроках математики. Задания к упражнениям по степени сложности могут быть разными:
-определять главное и второстепенное в тексте задачи;
-сопоставлять данные по тексту, соотнести их характеристики;
-уметь формулировать вопросы по данным задачи (текста);
-составлять задачи по схеме (рисунку), используя частичные данные;
-вычленять новую информацию из текста и сформировать ее главную мысль по отношению к тексту;
– развивать механизм формирования научной речи, умение грамотно выражать свои мысли;
– формировать навыки работы с готовой информацией, работать по
алгоритму (схеме) из одного источника информации.
Одно из ведущих мест в «математической грамотности» отводится учебной задаче. Термин «учебная задача» – в широком понимании – это то, что выдвигается самим учеником для выполнения в процессе обучения в познавательных целях. Учебная задача часто рождается из проблемной ситуации, когда незнание сталкивается с чем-то новым, неизвестным, но решение учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач. Учебная задача решается школьниками путем выполнения определенных действий: знаю – не знаю – хочу узнать. Типы учебных задач:
– задания, в которых имеются лишние данные;
– задания с противоречивыми данными;
– задания, в которых данных недостаточно для решения;
– многовариативные задания (имеют несколько вариантов решения).
В работе я столкнулась с тем, что «чистые» задачи по математике выполняются успешнее, чем задания, содержащие описание реальной ситуации. Наличие текста негативно сказывается на выполнении математической задачи. Это объясняется тем, что математические тексты имеют свои специфики:
1. Математические тексты написаны с помощью специальной символики. Для этих текстов характерна абстрактность освещаемых вопросов, лаконичность изложения, логическое построение, использование символов, формул и выражений, наличие чертежей, графиков, позволяющих перевести абстрактные понятия на язык образов и помочь читателю вскрыть существенные связи между рассматриваемыми объектами.
2. В тексте учебника встречаются ссылки на уже известный материал, и, если ученик с этим материалом не знаком или забыл, он не всегда может восстановить этот пробел самостоятельно.
3. Математические тексты кратко изложены, что влечет необходимость интенсивной мыслительной деятельности при его чтении. Строгое логическое построение текста, доказательность рассуждений, определенная последовательность утверждений, наличие логических связок — все это требует напряжение мысли, сосредоточения.
В своей работе учитель использует много различных приемов и методов подготовки к уроку. Наиболее широкое применение в современной школе получила технология развития критического мышления, включающая в себя основы смыслового чтения. Систематическая и планомерная работа по формированию умений работы с текстом учебника включает разнообразные аспекты, пополняясь ими в разных возрастных группах. Формирование навыков самостоятельной работы с книгой требует работы с учебником и на этапе закрепления пройденного материала, и при изучении нового.
Работа над чтением текста в 5-6 классах может быть организована с помощью различных стратегий работы с текстом.
Например, задания «на восстановление пропусков в тексте»:
Фрагмент урока в 5 классе: «Как записывают и читают числа»
Форма работы: групповая.
Задание: восстановите текст;
Спелая маковая головка полна крошечных __________; из каждого может вырасти целое растение. Сколько же получится маков, если зернышки все до единого ___________? Чтобы узнать это, надо сосчитать зернышки в целой головке. Оказывается, одна головка мака содержит 3000 зернышек.
Что отсюда следует? То, что будь вокруг нашего макового растения достаточная _________ подходящей земли, каждое упавшее зернышко дало бы росток, и будущим летом на этом месте выросло бы уже _______ маков. Целое маковое поле от одной головки!
Посмотрим же, что будет дальше. Каждое из _______ растений принесет не менее одной ___________, содержащей ________ зерен. Проросши, семена каждой головки дадут ____________ новых растений, и, следовательно, на второй год у нас будет уже не менее
3000 X 3000 = ______________ растений.
На третий год.
Легко рассчитать, что на третий год число потомков нашего единственного мака будет уже достигать
9 000 000 X 3000 = 27 миллиардов
А на четвертый год
27 000 000 000 X 3000 = _____ триллион
На пятом году макам станет тесно на земном шаре, потому что число растений сделается равным 81 000 000 000 000 X 3000 = 243 квадриллиона.
Спелая маковая головка полна крошечных зернышек; из каждого может вырасти целое растение. Сколько же получится маков, если зернышки все до единого прорастут? Чтобы узнать это, надо сосчитать зернышки в целой головке. Оказывается, одна головка мака содержит 3000 зернышек.
Что отсюда следует? То, что будь вокруг нашего макового растения достаточная площадь подходящей земли, каждое упавшее зернышко дало бы росток, и будущим летом на этом месте выросло бы уже 3000 маков. Целое маковое поле от одной головки!
Посмотрим же, что будет дальше. Каждое из 3000 растений принесет не менее одной головки, содержащей 3000 зерен. Проросши, семена каждой головки дадут 3000 новых растений, и, следовательно, на второй год у нас будет уже не менее
3000 X 3000 = 9 000 000 растений.
На третий год.
Легко рассчитать, что на третий год число потомков нашего единственного мака будет уже достигать
9 000 000 X 3000 = 27 миллиардов
А на четвертый год
27 000 000 000 X 3000 = 81 триллион
На пятом году макам станет тесно на земном шаре, потому что число растений сделается равным 81 000 000 000 000 X 3000 = 243 квадриллиона.
Моими любимыми стратегиями работы с текстом являются «Чтение с остановками», «Чтение про себя с пометками (Инсёрт)», «Вопросы к тексту учебника».
Первая стратегия универсальна и применима в любом возрасте учащихся. Ее цель – управление процессом осмысления текста во время его чтения. Суть заключается в чтении отрывка текста и ответов на вопросы к нему до перехода к следующему отрывку. В зависимости от текста вопросы могут быть направлены на понимание текста, на прогноз содержания следующего отрывка или же и теми, и другими.
Вторую стратегию лучше использовать с подготовленными детьми, у которых уже есть навыки работы с текстом. Заключается она в том, что учащиеся про себя читают объяснительный текст учебника с карандашом в руках и ставят пометки, например, «+» – знаю, «-» – не знаю, «?» – надо обсудить. Можно параллельно заполнять таблицу в тетради, чтобы затем проще было обсуждать. Дальнейшее обсуждение может быть организовано в парах, группах или же фронтально.
В качестве примера применения стратегии «Вопросы к тексту учебника» приведу работу с вопросами к тексту параграфа «Диаграммы» (рис.1) учебника «Математика-5» Мерзляка А.Г. Стратегия формирует умение самостоятельно работать с информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
1. Прочитайте текст.
2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?
3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?
4. Если бы вы читали текст вслух, то как бы вы дали понять, что это предложение главное? (Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание)
5. Какие виды диаграмм вы теперь знаете?
6. В каких случаях используют столбчатые, а в каких-круговые?
7. Из каких столбиков может состоять столбчатая диаграмма?
8. В каких задачах лучше использовать диаграмму из вертикальных столбиков, а в каких из горизонтальных? Приведите примеры.
9. Какую лучше применять диаграмму при решении задач на проценты и почему?
Данная работа облегчает подготовку к выполнению заданий с диаграммами ВПР по математике в 5 классе и в 6 классе.
Приведу пример такого задания:
Иван Максимов принимает участие в исследовательской деятельности. Для своего проекта он своем классе провел опрос, кто из ребят знает про исторические фильмы и смотрит их. По проведении опроса, Иван получил четыре варианта ответа (рис. 2):
Выберете верное (-ые) утверждение (-я):
1. Более 2/3 смотрели исторические фильмы.
2. Тех, кто никогда не смотрел исторические фильмы, меньше, чем ребят, которые смотрели.
3. Фильмы про Древнюю Русь смотрели практические все ребята в классе
Т.к. фильмы про Древнюю Русь смотрело меньшее количество ребят, чем фильмы про Вторую мировую войну и Российскую Империю.
Ответ: 1 и 2
В своей работе использую приём «Верные и неверные утверждения», который позволяет подготовить учащихся к экзаменам без натаскивания.
Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+», не верно – «-» (думаю, легко узнать здесь задание 10 из ВПР-6, задание 20 из ОГЭ и задание 18 из ЕГЭ базового уровня сложности).
Приведу пример задания из ВПР 6 класса:
В семье Михайловых пятеро детей — три мальчика и две девочки.
Выберите верные утверждения и запишите в ответе их номера без пробелов, запятых или других дополнительных символов.
1) У каждой девочки в семье Михайловых есть две сестры.
2) Дочерей у Михайловых не меньше трёх.
3) Большинство детей в семье Михайловых — мальчики.
4) У каждого мальчика в семье Михайловых сестёр и братьев порону.
Все эти задания направлены на развитие математической и естественнонаучной грамотности, которое предполагает способность учащихся использовать знания, приобретенные ими за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.
Сегодня учитель перестал быть для ученика «единственным источником информации». Вовлечь каждого ученика в процесс обучения, суметь выслушать его, сделать его своим помощником или ассистентом, посмотреть глазами самого ребёнка на беспокоящую его проблему – вот задача для современного учителя.
В результате такой работы, учащиеся не только знакомятся с заданиями нестандартного характера, но и повышают математическую функциональную грамотность: расширяют свои знания, развивают образное мышление, находят взаимосвязь между различными явлениями, учатся объяснять причины наблюдаемых природных явлений, познают проявления физических закономерностей во многих областях и сферах человеческой деятельности: производственной, научно-исследовательской, социально-бытовой. Также учатся применять собственные знания для решения проблем, максимально приближенных к тем, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни.
Список используемой литературы и ресурсов:
1. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. 2012. № 6
2. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5 – 9 классах: Как реализовать ФГОС// Пособие для учителя. М.: Баласс, 2013.