Система управления развитием образовательного учреждения дополнительного образования детей на основе программно-целевого подхода

Структура педагогического процесса

Педагогический процесс как специально организованное, целенаправленное взаимодействие обучающих и обучающихся имеет определенную структуру, структура педагогического процесса состоит из совокупности частей, соответствующих компонентам педагогической системы. Знание структуры педагогического процесса помогает преподавателю , осознавать и совершенствовать собственную деятельность, а ученым — разрабатывать новые технологии и системы обучения, воспитания.

Структура педагогического процесса включает четыре компонента: целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-результативный (рис. 30).

В начале XX в. в классической педагогике возникла идея целостности педагогического процесса как единства обучения и воспитания. Было введено (И. Гербарт) понятие воспитывающего обучения. Однако к концу XX в. педагогика вновь разделилась на две части: теорию обучения (дидактику) и теорию воспитания, хотя в реальном педагогическом процессе такое разделение весьма условно. Воспитание и обучение — два взаимообусловленных процесса, подчиненных единым закономерностям.

Закономерности педагогического процесса — это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса — как внешними (социальная среда), так и внутренними (между методом и результатом). К наиболее общим закономерностям педагогического процесса относятся связи между воспитанием и:

  • социальной системой: характер воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества, экономики, национально-культурными особенностями;
  • обучением: подразумевает взаимозависимость этих процессов, их разностороннее взаимовлияние, единство;
  • деятельностью: согласно одному из основных законов педагогики, воспитывать — значит включать ребенка в различные виды деятельности;
  • активностью личности: воспитание успешно, если его объект (ребенок) является одновременно и субъектом, т.е. обнаруживает активное поведение, проявляет собственную волю, самостоятельность, потребность в деятельности;
  • общением: воспитание всегда протекает во взаимодействии людей — учителей, учеников и др. Формирование ребенка зависит от богатства межличностных связей.

В педагогическом процессе участвуют два субъекта — учитель и ученик. Деятельность учителя определяется задаваемыми обществом целями (социальный заказ), в соответствии с которыми отбирается содержание образования, разрабатываются соответствующие организационные формы, методы обучения и контроля, средства обучения и контроля. Деятельность учащегося также определяется целями, осознанными и неосознанными. Ученик в процессе обучения использует методы и средства, которые он освоил ранее. Деятельность этих двух субъектов далеко не всегда совпадает, поэтому требуется специальная организация по их взаимодействию.

Основные функции педагогического процесса:

  • образовательная,
  • воспитательная,
  • социальная,
  • развивающая.

Наиболее сложной и неоднозначно понимаемой является развивающая функция, выражающаяся в качественных изменениях психической деятельности обучающегося. Если обучение (воспитание) опирается на уже сформировавшийся уровень развития, т. дает ребенку то, что он уже знает и умеет, то такое обучение не оказывает влияния на развитие. Обучение может тормозить психическое развитие, например, в том случае, если к обучающемуся предъявляются завышенные требования или его лишают возможности проявлять инициативу и активность. Выготский предложил ориентироваться при обучении на «зону ближайшего развития» ребенка, когда ему предлагаются задания, с которыми он не может справиться самостоятельно, но способен выполнить под руководством учителя.

В современной российской педагогике распространены четыре теоретически обоснованные и экспериментально подтвержденные концепции развивающего обучения, появившиеся почти одновременно в 1960-1980-х гг.

Во-первых, это предложенная Л. Занковым дидактическая система для начальной школы, предполагающая ведущую роль теоретических знаний, высокий уровень трудности, быстрый темп с повторением и закреплением в новых условиях. Во-вторых, охватывающая весь учебный процесс начальной и средней школы концепция Д. Элько-нина и В. Давыдова, в которой основной акцент делается на формировании теоретического мышления и способов умственных действий. Как результат у учеников формируется способность генерировать новое знание, прослеживая происхождение того или иного понятия, явления, вещи. В-третьих, развивающая система «Школа диалога культур» B. Библера. Эта теория подразумевает обучение через диалог, дискуссию, деловое общение, мыследеятельность. Допустимо только проблемное изложение знаний, учитель не дает готового ответа, а выслушивает все предлагаемые учениками варианты, помогает им высказывать свою точку зрения. И наконец, система психического развития младших школьников на основе реализации принципа сотрудничества, разработанная Ш. Амонашвили. Эта воспитательная система строится не по принципу подготовки к жизни, а на основе реальной жизни ребенка, его опыта и переживаний.

Построение педагогического процесса опирается на определенные принципы, некие нормативные основы обучения. Принципы реализуются через систему правил. Например, принцип социальной защиты растущего человека проявляется в требованиях гуманизации педагогического процесса, т. в создании таких отношений между обучающим и обучающимися, в которых главным является ценность человека. Отсюда вытекают следующие правила: защищенность и эмоциональная комфортность в педагогическом процессе, признание прав ребенка и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью, опора на положительные качества воспитанников, создание ситуации успеха.

Ключевые слова: Психопедагогика

Социально-педагогическая роль системы дополнительного образования

Система дополнительного образования имеет важное значение в развитии подрастающего поколения. Она не только ориентирована на дополнительное обучение учащихся по различным направлениям, но и наделена обширным воспитательным потенциалом.

Дополнительное образование возникло не случайно. Его появление стало итогом социального развития общества. Оно является социально востребованным.

Дополнительное образование выполняет следующие функции:

  • Воспитывающая;
  • Проф-ориентационная;
  • Развивающая;
  • Социально-педагогическая;
  • Профилактическая;
  • Оздоровительная.

Помимо перечисленных имеются и иные функции дополнительного обучения, но они не такие значимые и масштабные.

Дополнительное образование наделено огромными социальными возможностями. Воспитание подрастающего поколения и его развитие является приоритетным направлением образовательной политики государства. Система дополнительного образования располагает всеми возможностями для создания необходимых условий для индивидуального подхода к воспитанию, обучению и развитию детей, реализации индивидуального потенциала учащихся, облегчение процесса прохождения ими социальной адаптации и формирование свойств личности, обеспечивающих их продуктивное социальное взаимодействие и готовность к социальной деятельности, различной профессиональной направленности.

Система дополнительного образования имеет важное развивающее значения для людей с ограниченными возможностями. Они помогает им реабилитироваться в социальной среде, проводит профилактику развития асоциального поведения, выполняет психотерапевтическую помощь в социальной адаптации к различным условиям обучения, социальной жизнедеятельности, требованиям и правилам образовательной системы.

Благодаря дополнительному образования, люди, имеющие разнородные отклонения в развитии, находят свое место в социуме, приспосабливаются к нормальной жизнедеятельности в нем (или же происходит смягчение процесса социальной изоляции индивида с ограниченными возможностями).

Дополнительное образование реализуется на всех уровнях обучения и имеет образовательные программы для детей всех возрастов и различных возможностей.

Социальное значение системы дополнительного образования для обычных детей сводится к следующему:

  • Помогает в развитии навыков социального поведения и социального взаимодействия;
  • Развивает личность с учетом ее личностных потребностей, особенностей и стремлений;
  • Формирует привычку рационального и целесообразного использования досуга;
  • Развивает навыки формирования межличностных социально-психологических взаимоотношений.

Программы дополнительного образования ориентированы на развитие социально значимых свойств личности и ее ключевых компетенций.

Социально-педагогическая работа в учреждениях дополнительного образования

Педагогический процесс в учреждениях дополнительного образования строится по иной схеме, отличающей работу заведений общего образования. Педагогическое взаимодействие с детьми строится по иным принципам и нормам.

Основными видами социально-педагогической работы в заведениях дополнительного образования являются следующие:

  • Разнородная предметно-практическая деятельность, носящая либо массовый, либо групповой характер. Сюда относятся разнообразные праздники, соревнования, конкурсы. Они требуют от детей активизации своих умений и стремления к участию в коллективной деятельности, ориентированной на результат. Это открывает возможности испытания своих сил, стимулирует детей к саморазвитию и совершенствованию своих умений, помогает детям самоутвердиться, получить похвалу и одобрение. Такая деятельность носит эпизодический характер.
  • Творческие объединения детей, занятия в которых носят регулярный, систематический характер. Сюда относятся различные творческие кружки, спортивные секции. Они принимают всех желающих, независимо от наличия у них конкретных способностей и степени их развития. Они помогают в развитии творческих задатков детей, удовлетворяют потребности и желания в занятиях той или иной творческой деятельностью.
  • Занятия для одаренных детей. Сюда относятся научные сообщества и конференции, проведение экспедиций, брейн-рингов. Они требуют от детей расширенных знаний и навыков в конкретной области. В свою очередь, они расширяя их теоретические знания и практические навыки ребенка. Кроме того, такая деятельность имеет социальную направленность. Дети учатся выполнению действий, являющихся полезными для общества, а также несению ответственности за ее качественное исполнение. Это помогает развить у ребенка самоуважение к своей личности и самоактуализирует его деятельность.

Направления социально-педагогической работы системы дополнительного образования

Основными направлениями социально-педагогической деятельности системы дополнительного образования являются следующие:

  • Оказание воспитания подрастающего поколения. Система дополнительного образования ориентирована на развитие ребенка в социальном, нравственном, эстетическом, физическом, интеллектуальном направлении. Оно предполагает развитие социальных навыков и психических процессов организма ребенка, а также способствует совершенствованию его духовных качеств.
  • Создание в социальной сфере отношений гуманистической направленности. Дополнительное образование стремится к оздоровлению окружающей среды: природы и общества, ее продуктивному и полезному преобразованию, созданию условий для гармоничного развития всех членов социума.
  • Удовлетворение потребностей и стремлений ребенка, а также разрешение его социальных проблем, сглаживание сложностей социальной адаптации, профилактика социальной дезадаптации.

Деятельность в учреждениях дополнительного характера строится на основе принципа добровольности. Это означает, что ребенок может попробовать себя в той или иной деятельности и поменять ее, если она окажется для него неинтересной. Это помогает детям найти то занятие, которое реально им интересно и, к которому имеются склонности.

Чем обуславливаются цели и содержание обучения?

Содержанием обучения называют информацию, используемую в процессе обучения.

Его структура выделяет компоненты процесса обучения:

  • целевой;
  • стимулирующе-мотивационный;
  • содержательный;
  • операционно-действенный;
  • контрольно-регулировочный;
  • оценочно-результативный.

Обучение базируется на четырех элементах: знаниях, умениях, опыте творческой деятельности и опыте эмоционально-ценностного отношения к действительности. Информация, предназначенная для проведения учебного процесса, зависит от выдвигаемых требований системы образования со стороны личности, общества и государства. При смене исторических эпох порождается новая культура, создаются свойственные ей педагогические теории, перестраивается само содержание обучения.

Для определения содержания документов применяется стандарты, учебные планы, программы, учебники.

Содержание общего образования способствует участию в социальной и непрофессиональной деятельности, формированию гражданской позиции и отношения к миру, позволяя определиться со своим местом в жизни, наделяет человека знаниями, умениями, необходимыми для конкретной деятельности профессиональной области.

При определении содержания важно соблюдение определенных требований:

  • правильно дидактически обработанный материал, адаптированный для обучения;
  • учитывание психологических особенностей, возраста, уровня подготовки учащихся при выборе информации;
  • обеспечение наличия связи между теорией и практикой, обучением и воспитанием;
  • соответствие содержания обучения социальным целям развития человека, общества и государства с разным характером цивилизаций, культуры и уровня развития науки.

Формы обучения

Формой обучения называют организованное взаимодействие учителя и обучаемого. Важным аспектом является характер этого взаимодействия и формирование умений и навыков. Различают несколько форм обучения:

  • очная;
  • заочная;
  • вечерняя;
  • самостоятельная;
  • лекции;
  • семинары;
  • практические занятия;
  • экскурсии;
  • производственная практика;
  • факультативные занятия;
  • консультации;
  • зачеты;
  • экзамены;
  • индивидуальная форма обучения;
  • индивидуально-групповая.

Они обладают разными направленностями. Лекции, семинары, конференции, самостоятельная работа предусматривают предварительную теоретическую подготовку учащихся. Все виды практики и практические занятия относят к практической подготовке.

Средства обучения

Средствами обучения называют совокупность материальных, технических, информационных и организационных ресурсов, используемых для обеспечения различных методов обучения.

Самая сложная группа технических средств учебного заведения – компьютеры. Материальные объекты, изображения, учебники, дидактические материалы рассматриваются в качестве средств обучения.

Для понимания содержания предложенного понятия выделено несколько уровней. На ступени отдельного учебного заведения в категорию средств обучения включены:

  • материальные средства (знание с наличием учебного оборудования);
  • организационные средства (системы и методы обучения, их продолжительность и характер).

Изучение отдельных предметов предусматривает выделение нескольких групп средств обучения:

  • словесные (учебная литература, пособия, дополнительные источники);
  • визуальные ( микроскоп, дифракционная решетка, диаскоп и другие);
  • аудиальные (проигрыватели);
  • аудиовизуальные (проектор, телевизор,);
  • средства автоматизации процесса обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, телекоммуникационные сети);
  • учебно-методические материалы, размещенные на сайте учебного заведения.

Взаимосвязь методов, содержания, форм и средств, целей, задач процесса обучения

Процессом обучения называют специально организованное взаимодействие учителя и учащегося, учитывая содержание образования и воспитания, использование различных педагогических средств, направленных на реализацию задач определенного плана.

Данные задачи способны удовлетворить потребности общества и личности при ее развитии и саморазвитии. Педагогический процесс рассматривается как система из пяти взаимосвязанных элементов:

  • цель обучения;
  • содержание информации;
  • методы, приемы, средства;
  • педагог;
  • учащийся.

Цель отражает конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся учитель и ученик. Принципы определяют основные направления для достижения цели. Содержание информации передается ученикам для того, чтобы поставленная цель была достигнута. Методы характеризуются действиями их взаимодействия для передачи содержания.

Средствами называют материализованные предметные способы связи с содержанием, поэтому их использование удачно в единстве с методами. При наличии форм организации процесса обучению придается логическая законченность. Основная роль контроля процесса ложится на учительские плечи. При правильном дозировании взаимосвязи форм, методов, средств обучения и компетентности педагога класс может достичь максимальных результатов на занятиях за короткие сроки.

Кандидат педагогических наук. Кафедра методики преподавания Московского городского педагогического университета

Проблемы качества педагогического процесса в дошкольном учреждении

Проблемы повышения качества образования являются на сегодняшний день самой животрепещущей темой педагогических коллективов на всех без исключения уровнях, начиная с самого начального звена в цепочке институциональных образовательных учреждений- детских садов и яслей- и заканчивая системой профессиональной высшей подготовки. Ученые и практики всего мира совместными усилиями пытаются определить сущность, подходы, содержание и возможные пути реализации концепций, обеспечивающих повышение качества образования.

В этой связи решающую роль для развития личности играет самая первая ступень ее ознакомления с окружающим миром, т. дошкольный возраст. Особый интерес в решении проблем повышения качества педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении представляет опыт западноевропейских педагогов. Период дошкольного детства был тщательно исследован немецкими учеными М. Фтенакисом, Р. Мартином, Е. Василиосом, В. Титцем и др. За последние 10 лет ими проведена существенная научно-практическая работа, результатом которой является создание шкалы оценивания качества педагогического процесса в детском саду, яслях, группах продленного дня и других дневных учреждениях по присмотру и уходу за дошкольниками.

Если говорить о концепции качества педагогической работы в детском саду, то ее авторы исходят прежде всего из определения критериев соответствия дошкольного учреждения интересам и перспективе развития и воспитания ребенка, а также заинтересованных в этом процессе лиц, т. родителей.

Они считают приоритетными в этом отношении обеспечение педагогическими кадрами, хорошего самочувствия детей и предоставление им шансов для всестороннего развития. Названные выше ученые считают, что о педагогическом качестве в педагогическом окружении можно говорить лишь тогда, если в дошкольном учреждении созданы возможности для физического, эмоционального и интеллектуального благополучия ребенка, которые обеспечили бы его развитие на современном этапе и в будущем, а также служили бы задачам семьи и ее целям воспитания и присмотра за детьми.

Авторы выделяют три уровня педагогического качества детских садов:

Педагогические ориентиры качества, т. представления воспитателей о развитии детей, о целях воспитания, воспитательных мероприятий, о задачах семьи и учреждения, а так же восприятие ими целостного образа ребенка.

Педагогическая структура качества, т. условия, которыми располагает детский сад, педагогические кадры и материально техническая база дошкольного учреждения.

Критерии качества касаются не всего детского сада, а каждой конкретной группы. Качество процесса предполагает в широком смысле определенные предпосылки, включающие концептуальные аспекты, аспекты пространственно-материального оснащения и их оптимальное использование, но, в первую очередь, аспекты, касающиеся взаимодействия между воспитателем и детьми, детьми между собой и другими взрослыми. Таким образом, под педагогическим процессом они понимают все то, что создает конкретное пространство для получения опыта, т. предметной, коммуникативной и социальной компетенции, а также эмоционально- нравственных переживаний детей в учреждении.

На основе продолжительных эмпирических наблюдений за осуществлением педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях немецкие ученые остановились на 43-х рейтинговых признаках, на основе которых и должна осуществляться педагогическая работа. Эти признаки сгруппированы по семи характерным параметрам. Таковыми являются:

Место детского сада и его оснащение (8 признаков) ;

Присмотр и уход за детьми (6 признаков) ;

Мотивация речевого и умственного развития (4 признака) ;

Организация деятельности (10 признаков) ;

Взаимодействие (5 признаков) ;

Структурирование педагогической работы (4 признака) ;

Родители и воспитатели (6 признаков).

Причем каждый из признаков оценивается по семи бальной шкале в соответствии с предлагаемыми аспектами осуществления педагогического процесса. Семь ступеней оценивания педагогического качества позволяют наиболее объективно представить общую картину работы в группе.

Выбор и формулирование признаков для оценивания качества педагогического процесса обусловлен их полным соответствием основополагающим ориентиром в организации педагогической работы с дошкольниками, а именно:

Активность. Дети учатся в процессе активно осуществляемой ими деятельности через слуховое, зрительное, тактильное и когнитивное восприятие.

Общение. Дети учатся в процессе взаимодействия с родителями, воспитателями и другими взрослыми людьми и сверстниками посредством вербальных и невербальных средств, играющих важную роль для мотивации процессов обучения.

Среда. Материально-пространственное окружение, обеспечивающее ребенку максимальную независимость и успешность, может предоставить детям больше возможностей для продуктивного взаимодействия, общения и расширения круга друзей.

Эмоциональность. Детям необходимо эмоциональное тепло и чувство защищенности, уверенности для реализации своих потребностей и эффективного использования пространственных возможностей.

Кадры. Условия, создаваемые для развития детей, удовлетворения их потребностей, должны соответствовать и потребностям взрослых, обеспечивающих воспитательно-образовательный процесс.

Таким образом, чтобы добиться высокого качества педагогического процесса, необходимо, по мнению авторов концепции, учитывать в большей степени такие его составляющие, как индивидуализация педагогической работы, а также планирование, которое должно быть гибким и вариативным, позволяющим воспитателю изменять содержание в соответствии с интересами и потребностями детей. На наш взгляд такой подход к определению критериев качества педагогического процесса в детском саду в полной мере отвечает основным задачам дошкольного воспитания, поскольку в центре работы дошкольных учреждений, согласно законам об образовательных учреждениях на элементарном уровне, стоит ребенок.

Учебно-методическое пособие / Е. Лобанова. — Балашов

Деятельность любого образовательного учреждения осуществляется как целостный педагогический (учебно-воспитательный, образовательный) процесс.

Педагогический процесс — целенаправленное, организованное, содержательное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и детей. Слово «процесс» свидетельствует о растянутости во времени, а слово «педагогический» говорит о направленности на преобразование личности ребенка.

Педагогический процесс — система, в которой происходит интеграция процессов формирования, развития, воспитания и обучения. Целостная система педагогического процесса включает в себя подсистемы, внедренные одна в другую: учебный процесс, воспитательный процесс, процесс общения, процесс саморазвития и др.

В рамках педагогического процесса тесно взаимодействуют два взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных процесса:

обучение — передача подрастающему поколению совокупности знаний, умений и навыков, накопленных человечеством;

воспитание — освоение подрастающим поколением норм и правил поведения, принятых в обществе.

Интеграция процессов обучения и воспитания в структуре целостного педагогического процесса выражается в нескольких аспектах:

оба эти процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения, осуществляются одним и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели — подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе;

воспитание всегда содержит в себе элементы обучения, а обучение в свою очередь всегда носит воспитывающий характер.

Отличительные особенности процессов отчетливо проявляются при выборе форм и методов достижения цели.

Если в обучении используются преимущественно регламентированные формы работы и методы воздействия на познавательную сферу, то в воспитании доминируют разные виды детской деятельности (художественная, игровая, трудовая, общение) и воздействие осуществляется на мотивационную сферу.

Ссылка на источник pedlib

Успешность усвоения экономических знаний может зависеть от многих факторов одним из важнейших является личность педагога. Педагог сам должен быть экономически грамотным, должен чётко представлять значение экономических терминов. Своим личным примером должен быть образцом трудолюбивого и рационального хозяина.

Именно поэтому проводится регулярное консультирование педагогического состава ДОУ. Уточняются знания основных экономических понятий, методики обучения детей экономике, изучаются авторские программы. Педагоги проводят большую работу по самообразованию.

Известно, что развитие ребенка зависит и от соответствующей обстановки, т. среды, в которой оно происходит. Поэтому столь актуаль­ным является создание в дошкольном образовательном учреждении предметно-развивающей среды — того пространства, в котором ребенок живет и развивается: мир природы, мир людей, мир предметно-пространственного окружения.

При организации развивающего пространства группы с экономической направленностью используется принцип интеграции, позволяющий сочетать экономическую деятельность с математической, экологической, изобразительной и другими видами деятельности, что, обогащает познавательную деятельность, наполняет ее реальным смыслом и содержанием.

Многие дидактические игры и пособия были создаются воспитателями и родителями группы, так как игры для дошкольников с экономическим содержанием не пользуются популярностью у производителей «Семейный бюджет», «Валюта разных стран», «Предприятия моего города», счётный материал в виде монет разного номинала и другие игры и пособий карты, схемы районов города и ближайшего окружения ребенка, маршрут путешествия в страну Экономию, рекламное агентство «Бельчонок», сюжетно-ролевая игра «Банк», театр гнома Эконома и др.

Созданные благоприятные, комфортные условия в группе позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. , обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Успешное решение проблемы может быть достигнуто только во взаимодействии с родителями воспитанников.

Семья – это реальная экономика, это та среда, в которой правила хозяйствования имеют реальные, лично значимые очертания. Это — благосостояние семьи или его отсутствие (нужда, бедность, нехватка денег и других жизненных благ) , свидетелем которых является ребенок с самого детства.

Направления совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию старших дошколь­ников.

– информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и в семье;

– участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы) ;

– создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях;

– организация семейных клубов в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьей.

В конце каждого учебного года проводится опрос детей на предмет усвоения основных экономических понятий.

Опрос проводили по следующим вопросам:

  • Назови полное имя бабушки и дедушки.
  • Кем работают твои папа и мама?
  • Что делают родители на работе, в чём состоит их труд?

Чем отличается магазин от рынка?

Что такое супермаркет?

Как в кошельке появляются деньги?

Что такое рациональность?

Назови, какой страны эта валюта.

Из чего складывается цена товара?

Что такое экономика?

Назови крупные предприятия нашего города.

Что такое торговля?

Мы условно отнесли ответы детей к соответствию высокому уровню развития в том случае, если ребёнок мог дать чёткий полный ответ на вопрос; к среднему уровню развития, если ребёнок даёт приблизительный ответ, способен ответить при помощи наводящих вопросов; к низкому уровню развития, если ребёнок затрудняется ответить, даёт примерный ответ при помощи наводящих вопросов.

Васильева М. Воспитание и обучение в детском саду М. : Мозайка-Синтез, 2009г

Дыбина О. Занятия по ознакомлению с окружающим миром М. : Мозайка-Синтез, 2009г

Смоленцева А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием.

Смоленцева А. Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием.

Смоленцева А. Введение в мир экономики или Как мы играем в экономику

Шатова А. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? // Дошкольное воспитание. 1989 №1; 1994 №8.

Модель взаимодействия специалистов и воспитателей ДОУ в реализации ООП

Организация гибкого режима пребывания воспитанников в ДОУ не возможно без налаженной системы взаимодействие специалистов ДОУ. Взаимодействие специалистов позволяет разнообразить содержание, формы, методы воспитания детей, и организовать здоровьезберегающий режим. Каждый из специалистов вносит свои коррективы при составлении режима пребывания детей в ДОУ, с учётом специфики своего направления, что позволяет учесть все моменты необходимые для успешного развития ребёнка.

Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников. Особенностями работы музыкального руководителя являются: – взаимодействие со специалистами и воспитателями ДОУ по вопросам организации совместной деятельности детей в ООД, праздниках, развлечениях, утренниках и т. -консультирование родителей по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств. Учитель-логопед проводит фронтальные и индивидуальные занятия по коррекции речи с воспитанниками, взаимодействует со специалистами и воспитателями ДОУ по вопросам организации совместной деятельности детей в ООД, консультирует педагогов и родителей по вопросам коррекции речи и развития речевых навыков. Интеграция и координация деятельности специалистов и воспитателей в реализации образовательных областей ООП предполагает: – согласование разделов по направлениям деятельности и образовательным областям; – обсуждение и формулирование общих понятий; – установление связи образовательных задач; – согласование по времени; – совместное планирование работы с детьми в рамках ООД, ОД в РМ, самостоятельной деятельности;

– совместные консультации педагогов по вопросам изучения одних и тех же процессов, явлений, тем, проблем в образовательной и воспитательной работе; – разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов; – реализация технологии совместной проектной деятельности.

Важным моментом в развитии коммуникативных навыков воспитанников является наличие в ДОУ логопедического пункта. Зачислению и комплектованию на логопедический пункт подлежат воспитанники ДОУ, имеющие нарушения в развитии устной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; недостатки произношения – фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).

Первичное обследование речи воспитанников для зачисления на логопункт проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Преимуществом при зачислении на логопедический пункт пользуются воспитанники, недостатки речи которых препятствуют успешному освоению образовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи). Дети с речевой патологией регистрируются в журнале движения и учета посещаемости детей на логопункте. Одновременно числиться на логопункте могут не более 15 воспитанников.

Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения нарушений в развитии устной речи.

Организация коррекционного процесса на логопункте ДОУ обеспечивается:

– Своевременным обследованием детей;

– Рациональным составлением расписания совместной непосредственной образовательной деятельности с детьми;

– Планированием подгрупповой и индивидуальной логопедической работы;

– Оснащением логопункта необходимым оборудованием и наглядными пособиями

– Совместной работой логопеда с воспитателями и родителями.

Сроки коррекционной работы с воспитанниками на логопункте занимают от 3 месяцев до 1 года (при ФНР и ФФНР) и более (в зависимости от сложности структуры речевого дефекта).

Основной формой организации учебно-коррекционной работы являются индивидуальные и подгрупповые (непосредственная образовательная деятельность с детьми) , которые проводятся по общеразвивающим и коррекционным программам ДОУ.

Занятия с детьми на логопункте проводятся два раза в неделю с 7. 30 во время свободной от занятий в режиме дня деятельности, так и во время их проведения.

Основной формой логопедического воздействия являются подгрупповые занятия (организованная образовательная деятельность) с детьми. В группы подбираются дети с однородной структурой речевого дефекта. Продолжительность подгрупповых занятий для дошкольников 20-30 минут, индивидуальных – 15-20 минут.

Предельная наполняемость подгрупп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной речи воспитанника. Коррекционную работу на логопедическом пункте осуществляет учитель-логопед.

Для работы логопунктов в настоящее время не существует коррекционной программы, в своей работе мы опираемся на современные технологии и разработки.

  • Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа) . – М.: Школьная Пресса, 2003. – 32 с. («Воспита­ние и обучение детей с нарушениями развития. Библиоте­ка журнала». Вып. 8) .
  • Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недораз­витием. Воспитание и обучение. Учебно-мето­дическое пособие для логопедов и воспитате­лей. – М.: Гном-Пресс, 1999. – 80 с. (Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях.)
  • Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5 -летнего возраста с общим недоразвитием речи. – М.: 1991. – 43с.
  • Коррекция нарушений речи у дошкольников: Программно – методическое пособие. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002. – 301с.

607228, Нижегородская областьгород Арзамас, проспект Ленина, дом 208А телефон (83147) 7-39-83

Подробней на сайте ds28-arz

Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)

Педагогический процесс – движение вперед, изменение, одна из категорий педагогики. Педагогический процесс – это направленное и организованное взаимодействие воспитателя и детей, реализующее цели дошкольного образования.

Это целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является взаимодействие вос­питателя и детей. В процессе этого взаимодействия происходит вос­питание, обучение и развитие каждого ребенка. В педагогическом процессе задачи воспитания, обучения и развития ребенка всегда ре­шаются комплексно во всех видах деятельности, организуемых педагогом (игра, учение, общение, продуктивные виды деятельности, творческие виды деятельности).

Структурными компонентами педагогического процесса являются: целе­вой (определение целей и задач дошкольного образования) ; содержательный (содержание образовательной и воспитательной работы с детьми, которое изложено в «Программе воспитания детей в детском саду») ; деятельностный (виды деятельности, через которые решаются поставленные задачи, выбран­ные методы и средства) ; оценочно-результативный (анализ результатов ра­боты воспитателя об эффективности педагогического процесса).

Закономерности педагогического процесса – это объективно сущест­вующие, повторяющиеся, устойчивые существенные связи между явле­ниями, отдельными сторонами педагогического процесса. Можно выде­лить следующие закономерности педагогического процесса в ДОУ:

– связь воспитания и социальной системы, поскольку воспитание опре­деляется потребностями общества, экономики, национальным своеоб­разием, протекает в конкретно-исторических условиях;

– связь между обучением и воспитанием, взаимозависимость этих про­цессов, их разностороннее взаимовлияние и единство;

– связь воспитания и деятельности, воспитание и развитие ребенка все­гда осуществляется в процессе организации педагогом разнообразных видов деятельности;

– связь воспитания и активности личности, поскольку только в актив­ной деятельности, где ребенок является ее субъектом, происходит развитие всех психических процессов и воспитание основных черт характера будущего гражданина, осуществляется процесс саморазви­тия и самореализации;

– связь воспитания и общения, то есть воспитание ребенка всегда про­текает во взаимодействии со взрослым, а также в процессе общения со сверстниками, где формируется богатство межличностных связей.

Педагогический процесс в ДОУ имеет свои особенности, строится исходя из видов деятельности, соответствующих особенностям дошкольного детст­ва Специфика педагогического процесса в ДОУ определяется включенно­стью взрослого в реализации развивающих задач. В качестве основания для выявления структурных составляющих педагогического процесса Н. Михайленко и Н. Короткова предлагают типы взаимодействия взрослого с детьми, которые определяются по отношению к детям и определяют меру включения педагога в детскую деятельность.

Во-первых, это позиция «учи­теля», который ставит перед детьми цели и задачи обучения (позиция «над») ; во-вторых, это позиция «равного» партнера, включенного в деятельность наравне с детьми, где педагог помогает детям в освоении различных спосо­бов деятельности. В-третьих, это позиция «создателя» развивающей пред­метно-пространственной среды, где взрослый, непосредственно не включаясь в процесс деятельности, инициирует активность ребенка, организуя сре­ду, предоставляя детям возможность действовать свободно и самостоятельно исходя из их желаний, потребностей и интересов.

В соответствии с этим педагогический процесс в ДОУ имеет триеди­ную структуру, т. условно разделен на три блока: – специально организованное обучение в форме занятий;

– совместная деятельность взрослого и детей, строящаяся в непринуж­денной и необязательной форме;

– самостоятельная деятельность, где ребенок свободен в выборе само­ценных для него видов деятельности.

Блок специально организованного обучения в форме занятий, где воспитатель занимает позицию «над» ребенком, включает в себя цели, программные задачи, специальные методы, приемы и средства обучения, специальные задания для детей, отвечающие логике развития тех или иных способностей (сенсорных, мыслительных, речевых и др. ) Здесь с целью подготовки детей к школе воспитатель формирует у детей элемен­ты учебной деятельности.

Блок совместной деятельности, где педагог занимает позицию «равного партнера», инициирует различные виды детской деятельности (организует игры, конструирование, изобразительную, трудовую дея­тельность, приобщает детей к искусству). Включает в себя разнообраз­ные формы активности: чтение книг, беседы с детьми, прослушивание музыки, рассматривание иллюстраций и репродукций, сюжетные игры, рисование, лепку, конструирование, элементарный труд, экскурсии, фи­зические упражнения и подвижные игры и т.

Блок свободной самостоятельной деятельности, где воспитатель занимает позицию «создателя окружающей среды». Предполагает свобод­ный выбор ребенком деятельности, отвечающей его склонностям, потребностям и интересам, обеспечивая возможность саморазвития ребенка.

Каждый из указанных блоков должен занимать свое место в педагогическом процессе, не поглощаясь другими, поскольку каждый из них имеет особое значение для наиболее эффективного решения тех или иных задач развития и воспитания ребенка.

Ссылка на источник www. mylect

Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении Детский сад

  • Формирование демократического сообщества: дети, семья, педагоги.
  • Формирование имиджа детского сада.

В структуру планирования деятельности нашего детского сада входят:

Ценности коллектива детского сада № 10:

  • Гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми: исходной точкой в работе педагога являются интересы ребенка и перспективы его дальнейшего развития, умение стать на его позицию, учесть его точку зрения, не игнорируя его чувства и эмоции, взгляд на ребенка, как на полноценного партнера в условиях сотрудничества. Ребенок рассматривается в совокупности всех своих индивидуальных проявлений и возрастных особенностей.
  • Инновация как средство развития, улучшения имеющихся положительных результатов, а не самоцель.
  • Ценности демократии: самоопределение, самовыражение, самореализация.
  • Ценности творчества: самооценка, самоконтроль, рефлексия, самокоррекция, саморазвитие, самовыражение.
  • Ценности взаимодействия: взаимоуважение, взаимопонимание, взаимопомощь, этика отношений, доверие, взаимоподдержка.
  • Сохранение и обновление традиций.
  • Создание в детском саду духа интеллигентности (высокая образованность, интеллект плюс внешняя и внутренняя культура жизнедеятельности) .
  • Участие в управлении детским садом членов коллектива, родителей; вовлечение их в процесс творческой деятельности.
  • Имидж детского сада.

Управление качеством образования.

Существует определенная структура управления качеством образования, которая раскрыта в книге “Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга” (авторы Д. Матрос, Д. Полев, Н. Мельникова). Она включает в себя:

  • реагирование на ожидаемые изменения ситуации;
  • реагирование на наступившие изменения;
  • реагирование на ошибки.

Под качеством образования понимается соотношение цели и результата, мера достижения цели. Таким образом прежде всего необходимо сформулировать и конкретизировать цели образовательного процесса. Важным условием постановки и достижения цели является определение начального состояния каждого ребенка (уровень здоровья, нервно-психического развития, педагогическая и психологическая характеристика, уровень социально-нравственного и эмоционально-личностного развития, интересы, наклонности, индивидуальные способности, социально-педагогический статус семьи, взаимоотношения в семье и т.

Чтобы иметь четкие представления о результате педагогической деятельности, в детском саду разработана система контроля и мониторинга, определены способы и средства контроля для обеспечения обратной связи (заполняются соответствующие таблицы, схемы, карты, графики, листы контроля и т. К примеру, чтобы спрогнозировать развитие каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, присущим ему темпом и уровнем развития педагоги детского сада два раза в год в мае и сентябре проводят обследование каждого ребенка:

  • в раннем возрасте и в эпикризные сроки – обследование нервно-психического развития детей;
  • в младшем и среднем возрасте – педагогическое обследование по определенным разделам программы и психологическое – по запросам и показаниям;
  • в старшем возрасте – педагогическое обследование по всем разделам программы психологическое – по запросам и показаниям;
  • в подготовительной к школе группе – педагогическое обследование по всем разделам программы и психологическая диагностика на школьную зрелость;
  • со среднего возраста изучаются межличностные отношения в группе;
  • в январе месяце проводится рубежная диагностика по показаниям;
  • большую часть информации педагоги получают через систематическое наблюдение за деятельностью детей, их взаимоотношениями, отношениями между детьми и родителями.

Все данные заносятся в таблицу мониторинга. По результатам прогнозируется развитие детей, определяется содержательная информация, предлагаемая детям для усвоения и заносится в индивидуальные карты развития по всем разделам программы.

Такой подход позволяет “наращивать” или “сокращать” требования для того или иного ребенка. Таким образом для каждого малыша появляется возможность максимально использовать свои потенциальные возможности, не перегружая себя и других. Подобным образом осуществляется работа и по другим направлениям педагогической деятельности коллектива.

Индивидуальные карты развития (программы) и являются инструментально прописанной целью, поставленной перед детским садом.

Контроль, как уже было сказано, играет роль обратной связи и подчинен достижению цели. Если цель не достигнута, то результаты контроля свидетельствуют о необходимости внести коррективы в процесс образования. Следует отметить, что наиболее эффективной является так называемая следящая обратная связь.

С 2001 г. в детском саду в экспериментальном режиме внедряется программа “Сообщество”. Она разработана коллективом ученых Джорджтаунского университета, адаптирована к социокультурной ситуации в России, утверждена Министерством образования РФ. И именно на основе этой программы образовательный процесс в детском саду строится таким образом, что позволяет реализовать те принципы, которые нам диктует жизнь и те требования, которые заложены в Законе РФ “Об образовании”, в национальной доктрине образования в РФ, в концепции модернизации Российского образования и областном (национально-региональном) компоненте государственного образовательного стандарта, а именно:

  • позволяет реально обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка и участие родителей в реализации программы;
  • образовательный процесс строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми;
  • дифференцированный временной режим для разных видов совместной деятельности;
  • обеспечивается эмоциональное благополучие, эмоционально-личностное и социальное нравственное развитие;
  • обеспечивается самоопределение личности и самореализация детей с разным уровнем развития;
  • программа содействует формированию положительных взаимоотношений между сверстниками и сотрудничества между детьми и взрослыми;
  • реализуется право на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
  • решается задача “формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество”.

Все вышеизложенное способствует реализации целей, которые мы ставим перед собой.

Ещё конспекты занятий в детском саду:

Ссылка на источник 50ds

Другие статьи по теме

  • Педагогическое сопровождение в дошкольном образовании
  • План развития дошкольного учреждения
  • Психолого педагогическая поддержка детей дошкольного возраста
  • Психолого педагогическая диагностика детей дошкольного возраста
  • Дошкольное образование как педагогическая система
  • Педагогические технологии по фгос в дошкольном образовании
  • Современные педагогические технологии в дошкольном образовании
  • Педагогические технологии в дошкольном образовании
  • Развитие ребенка в условиях детского дошкольного учреждения
  • Психические процессы у детей дошкольного возраста
  • Психические процессы в дошкольном возрасте
  • Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения
  • Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте
  • Особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте

Педагогический процесс как специально организованное, целенаправленное взаимодействие обучающих и обучающихся имеет определенную структуру , структура педагогического процесса состоит из совокупности частей, соответствующих компонентам педагогической системы. 22 мая 2012 г

Закономерности целостного педагогического процесса – это тенденции воспитания, выражающие основной закон учебно-воспитательной деятельности

Закономерности выражаются в принципах. Принципы – это основные положения теории, ее идеи. Принципы непосредственно педагогического процесса отражают главные требования к организации педагогической деятельности, обозначают ее направление, помогают творчески построить педагогический процесс

Педагогический процесс – это главная система , объединяющая все подсистемы. В этой главной системе воедино соединены процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания. Педагогический процесс представляет собой динамическую систему

Основная цель – формирование личности, развитой разностороннее и гармонично. Во время своей деятельности педагог применяет преподавание, воспитание, связанные между собой. Научные знания, носители информации, вспомогательные средства рассматриваются как средства педагогической деятельности

Педагогический процесс — специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе. Выражение « педагогический процесс » введено П

Системообразующим звеном педагогического процесса является целенаправленная педагогическая деятельность, ее носитель – педагог(он является первым компонентом педагогического процесса ). Педагог, как центральная фигура педагогического процесса , выступает одновременно как его субъект и объект

Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте

Педагогический процесс – это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной педагогической системы (школы, ПТУ, техникума, вуза и др. ) целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на реализацию целей образования и воспитания

Назначение системы дополнительного образования – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ и услуг в соответствии с социальным запросом общества

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.