Скрайбинг на уроках русского языка и литературы примеры

СКРАЙБИНГ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

МКОУ Петропавловская СОШ

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой развитие каждого из видов УУД определяется его отношением с другими видами УУД и общей логикой возрастного развития. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая деятельность старшего подросткового возраста/ранней юности определяет развитие психологических новообразований личностной и познавательной сферы (Д.Б. Эльконин). Центральным психологическим новообразованием ранней юности становится жизненное, профессиональное и личностное самоопределение, определяющее функциональную роль и место каждого УУД в целостной системе.

Скрайбинг – новое и перспективное направление в работе по визуализации информации. Это уникальный способ привлечь внимание, завоевать аудиторию, обеспечить ее дополнительной информацией и усилить ключевые моменты презентации.

Скрайбинг – новейшая техника презентации (от английского scribe” – набрасывать эскизы или рисунки). Задача скрайб-презентации – донести информацию, сделать ее привлекательной для слушателя и зрителя, помочь лучше ее запомнить и усвоить. С помощью скрайбинга возможно ясно представить идею путем ее визуализации и убедительно донести суть до других.

Технологии скрайбингашироко используется в учебной деятельности школьников: в урочной и внеурочной, – так как она служит формированию метапредметных планируемых результатов.

Технология устного ответа с использованием скрайб-презентации понятна и доступна учащимся. Согласно данной методике выступают два ученика: речь выступающего ученика иллюстрируется “на лету” рисунками фломастером на белой доске (листе бумаги или флипчарте);получается как бы “эффект параллельного следования”, когда мы и слышим и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудиоряда. Для совершенствования данной технологии сначала использовались небольшие тексты, затем учащиеся научились планировать свои выступления по своим текстам самостоятельно.

Такой подход продиктован четырьмя этапами процесса визуального мышления: посмотреть, увидеть, вообразить, показать другим. Смотреть – значит собирать сведения и данные и делать первоначальные приблизительные оценки происходящего с целью определить, как реагировать. Иными словами, посмотреть – это собирать и фильтровать информацию. Другая сторона обработки визуальной информации – увидеть. Начав видеть, мы осуществляем отбор данных, заслуживающих более детального осмысления и изучения. Увидеть – отобрать и сгруппировать. После отбора и классификации визуальных образов следует этап – вообразить то, чего нет. После того, как выявлены закономерности и извлечена из них польза, а также определено, как нужно ими управлять, следует донести своё представление до других людей. Для этого необходимо обобщить увиденное, отыскать наилучшую форму представления своих идей, точно отразить картину на бумаге, доске, флипчарте, показать своё видение проблемы, а затем ответить на вопросы своих одноклассников.

Таким образом, технология скрайбинга позволяет в достаточной мере реализовать метапредметное содержание такой предметной области как «Русский язык и литература» согласно ФГОС СОО. В частности, можно говорить о том, что учащиеся–скрайберы уже имеют навыки визуализации, умеют работать со схемами, учатся общаться с аудиторией, совершенствуют свои коммуникативные навыки. В заключение необходимо сказать о том, что специалист по скрайбингу – востребованная профессия на сегодня, так как различные визуальные техники всё чаще используются во многих сферах информационной деятельности.

Людмила Ивановна СОКОЛОВА, преподаватель ФГКОУ «КызПКУ»

В детстве все немного были скрайберами. Мы раньше научились рисовать, чем писать. Изображали простые картинки и показывали родителям, объясняя, что это. Когда стали учиться в школе, столкнулись с проблемой скучных уроков. Время тянулось бесконечно, и скрасить ожидание звонка многим позволяли рисунки на полях или последних страницах тетрадей. Конечно, учительница, заставая нас за этим занятием, была недовольна. Так, наше визуальное начало, присущее всем людям, начинало утрачиваться.

Особенность скрайбинга по сравнению с другими способами донесения сложной информации в том, что он задействует одновременно слуховую, зрительную, моторную память и воображение человека. Когда зарисовка простых образов происходит в процессе донесения информации, ребенок её не только лучше понимает, но и запоминает. И это особенно важно в условиях нашего региона, где для большинства обучающихся государственный язык не является родным. Визуализированная информация лучше усваивается носителями другого языка.

Скрайбинг бывает нескольких видов: рисованный, аппликационный и компьютерный.

Рисованный скрайбинг часто использую на уроках русского языка при изучении нового материала. Предлагаю ребятам самостоятельно познакомиться с теорией, а затем, поделившись на группы, оформить полученную информацию (формы могут быть разные) опорной схемой или таблицей, написать и иллюстрировать синквейн, изобразить информацию в ассоциативных образах, сочинить и иллюстрировать лингвистическую сказку. Затем один представитель от группы (можно вдвоем) доносит информацию у доски. Например, при изучении в 7 классе темы «Не с причастиями» урок начался с расчерчивания доски на две половины, учащимся было предложено высказать предположение, что будем изучать. Затем учащиеся самостоятельно знакомились с материалом учебника. Кадеты, сидящие на первом варианте, придумывали рассказ и оформление половины доски, озаглавленной «Слитно», второго варианта – «Раздельно», каждый случай написания с «НЕ» должен был иллюстрироваться примерами. Поделившись на группы, кадеты создали свои варианты оформления и подачи материала. В качестве домашнего задания было предложено систематизировать материал на более расширенную тему «Не с разными частями речи» (форму визуализации каждая группа выбирала самостоятельно). В начале следующего урока скрайбер от каждой группы доносил информацию. Лучший вариант оформлялся в тетради для справочных материалов (туда постепенно собирается весь экзаменационный материал).

Скрайбинг аппликационный помогает уроки литературы сделать интереснее, а обсуждаемые темы и проблемы понятнее. При работе над стихотворением учащимся предлагается создать аппликацию, где будут отражены предметы изображения, а цветовая гамма расскажет о настроении в стихотворении. Здесь же осуществляется работа с художественными средствами. Это помогает лучше осмыслить содержание и понять авторскую идею. Иногда кадеты испытывают трудности при заучивании наизусть. В этом случае предлагается нарисовать картинки, которые ассоциируются со словами стихотворения, и одновременно проговаривать вслух текст. Возможный вариант: унылая (грустный смайл) пора (желтый лист), очей (глаз) очарованье (смайл восхищения). Кадет сам придумает, какими именно образами передать смысл. В итоге он не только быстро выучит стихотворение, но и заинтересуется самим процессом.

Помогает активизировать познавательную деятельность и скрайбинг компьютерный. Скрайб-презентация – это видеоролик, в котором транслируется рука человека, создающая схемы или иллюстрации, в это время голос за кадром проговаривает теоретические сведения. Скрайб-презентации можно использовать как в урочной, так и внеурочной деятельности.

Как создается скрайб-презентация? В первую очередь необходимо собрать ту информацию, которую хотелось бы представить в своем ролике. Нужно продумать последовательность изложения мыслей, для этого составляется определенный сценарий. Далее продумываются рисунки или схемы, которые способны отразить главные мысли. Последним и ключевым шагом становится запись видеоролика. В момент создания видео рисуются необходимые схемы и иллюстрации, а голос за кадром проговаривает теоретические сведения. Например, по принципу скрайб-презентации создаются анимационные фильмы.

Использование скрайб метода помогает учителю решить основные задачи ФГОС, а именно, развивать у обучающихся способность к самообразованию, умение самостоятельно находить и перерабатывать информацию.

1.Майк Роуди. Визуальные заметки. — Манн, Иванов и Фербер, 2016.

Петровский П., Любецкий Н., Кутузова М. Скрайбинг. Объяснить просто. 2016. с.2083.Электронный ресурс: https://vynderkind.ru

Современные средства визуализации в процессе формирования творческих способностей школьников на уроках литературы

При подготовке к уроку каждый учитель задает себе вопросы: «Чем увлечь учеников? Как вызвать у них желание учиться?» Современное поколение школьников сформировалось под воздействием компьютерных игр  и всевозможных гаджетов; поэтому для привлечения внимания к учебным дисциплинам, в частности к литературе, целесообразно внедрять в учебный процесс инновационные педагогические технологии

Возникновение методической идеи и последующего опыта

  • потенциальной возможностью создания условий для развития творческих способностей каждого ребенка;
  • со сложностью организации всего классного коллектива в процессе анализа художественного текста на уроках литературы;
  • качественной подготовки учащихся ко всем форматам ОГЭ и ЕГЭ по литературе и русскому языку как итоговой проверки сформированности необходимых компетенций школьника.

Поиск путей совершенствования учебного процесса привел к мысли о важности технологии визуализации как способе изучения художественного произведения на уроках литературы, которая может помочь в развитии творческих способностей, творческого воображения, логического и ассоциативного мышления; в осмыслении, анализе, интерпретации, рефлексии литературных знаний.

представить и структурировать основной учебный материал;

дополнить основной материал;

обеспечить логичность в изложении информации;

смоделировать связь между литературным текстом и графическим изображением.

Необходимость систематизации информации в виде таблиц, опорных схем на современном уроке обуславливается тем, что у нынешних обучающихся, живущих в информационном обществе, формируется  «клиповое мышление», т.е. способность воспринимать мир через короткие яркие образы и послания. Использование на уроке литературы различных средств и приемов визуализации делает урок более информативным и эффективным, т. к. позволяет максимально задействовать различные каналы восприятия информации обучающихся.

Существует много различных современных средств визуализации, но в своей работе в основном я использую следующие: скрайбинг (на уроках литературы в 5-7 классах), ментальные карты (в 7-11 классах), логико-смысловые модели (в 8-11 классах), облака слов, кластер, лента времени (5-11 классы). Все эти средства представлены в буклетах, которые я вам раздала. Поподробнее расскажу о трех из них.

– это визуальное представление списка категорий или тегов, также называемых метками, ярлыками, ключевыми словами и т. п.

Вот несколько приемов использования облака слов на уроках  литературы:

  • задание «Угадайте автора и название произведения» — в облако в этом случае могут быть включены слова, называющие героев произведения, место происшествия и любые другие признаки, позволяющие распознать текст;
  • задание «Соберите стихотворение» — слова из небольшого по размеру стихотворения, по которым учащиеся должны воссоздать полный текст;
  • задание «Угадайте пословицу (поговорку и т.п.)» — дается большинство слов из пословицы, несколько пропущено;
  • задание «Соберите имена героев» — учащимся предлагается самим составить облако, где будут использованы имена героев нескольких произведений.

Создавать подобные облака очень легко. В этом нам поможет платформа Wordcloud.pro. Нужно сделать три простых шага: 1. выбрать эскиз, 2 добавить слова. 3 оценить результат

(англ. Sсribe — чертить) – создание визуального конспекта, небольших рисунков, которые делают смысл слова учителя-словесника или презентации более понятным. Это донесение сложного смысла в виде простых образов с помощью визуальных метафор. Успех и эффективность скрайбинга объясняются тем, что человеческий мозг, склонный рисовать картинки, мыслит образами, а язык рисунка – универсальный язык.

Например, результатом работы над анализом рассказа Л.Н. Толстого «После бала» стал вот такой конспект. На нем видно, как изменилось состояние главного героя после бала, как изменилось его отношение к предмету его обожания. Предлагаю вам с помощью скрайбинга составить портрет бабушки из повести М. Горького «Детство». Я читаю, вы стараетесь зафиксировать на листе все детали, которые присутствуют в этом описании. У вас есть карандаши и листы бумаги.

Пользуясь своим визуальным конспектом, учащиеся с легкостью воспроизводят материал урока и пишут сочинения, поскольку конспект успешно заменяет традиционный план.

это технология изображения информации в графическом виде; инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию, мыслить, используя весь свой творческий потенциал.

Работу начинаем с предварительных заданий.

  • Отмечаем выбранный образ в середине листа бумаги, например,
  • Записываем на отдельном листке всё, что связано с образом темы. Например, « – Болконский, Курагин, Безухов, Друбецкой;  родители, Николай, Петя, Соня, Вера; » и т.д.
  • Разбираем слова-ассоциации, группируем по смыслу.
  • Намечаем структуру карты, подбираем ключевые слова и ключевые предложения к словам-ассоциациям.
  • Отмечаем основной образ, добавляем ветви
  • Заполняем структуру словами-ассоциациями, размещая их на ответвлениях соответствующих ключевых веток.
  • Оживляем карту рисунками, символами, ключевыми словами, словосочетаниями.

И тогда полнота жизни Наташи Ростовой, поэтичность ее натуры, обостренная чуткость, внимательность,        искренность в полной мере будут осознаны и приняты десятиклассниками.

– Скажите, пожалуйста, как вы относитесь к шпаргалкам? Считаете ли вы, что шпаргалка – это плохо? А вы разрешаете своим ученикам пользоваться шпаргалкой? А можете ли вы представить, что шпаргалка открыто используется на уроке, а учитель поощряет её использование? Я предлагаю вам познакомиться с такой «шпаргалкой».

Еще одно современное средство визуализации – это логико-смысловая модель, которая позволяет создавать идеальные шпаргалки по известной формуле: «шпаргалки нет, а ее функция выполняется».

Логико-смысловая модель – это инструмент и продукт профессора Башкирского педагогического университета Валерия Эмануиловича Штейнберга, это многомерная модель для представления знаний, состоящая из двух компонентов:

ЛСМ дает возможность представить большИе объемы учебного материала в виде наглядных и компактных моделей, в которых логическая структура определяется содержанием и порядком расстановки координат и узлов.

В центре системы координат помещают объект исследования (тему урока, название раздела, имя писателя или поэта, проблему).

Затем определяются основные направления темы (координаты)

Из каждой части выбираются ключевые понятия (словосочетания, метафоры), которые и фиксируются в «узловых» точках модели.

При изучении нового материала предлагаю учащимся ЛСМ с заданными координатами, которая может служить планом изучения темы.

На уроке закрепления и развития знаний модель может дорабатываться, уточняться, изменяться в зависимости от уровня подготовки учеников  на основе ранее усвоенных знаний и умений.

Удобно применение ЛСМ на обобщающих уроках литературы, при подготовке к экзаменам и зачетам. В этом случае ЛСМ может служить опорным конспектом. Возможна и самостоятельная разработка логико-смысловых моделей учащимися.

Работа со словом на уроках русского языка и литературы – один из важных этапов при подготовке к ОГЭ.  Детям сложно сформулировать определение слова, подобрать к нему синоним, подобрать литературные аргументы для подтверждения тезиса и т.д. Применение логико-смыслового моделирования позволяет увидеть слово и его структуру целиком.Смысл модели заключается в  сжатии информации и в  выделении логико – смысловых узлов.

Предлагаю создать логико-смысловую модель слова МУЖЕСТВО.  (Приглашение фокус-группы).

Модель строится по следующему алгоритму.

1 шаг – выделить центральное ядро – ключевое слово (мужество).

2 шаг – выделить координаты,

3 шаг – наполнение каждой координаты смыслами, т.е. узлами (по три на каждой координате).

Вы во время работы можете пользоваться словарем и интернетом. Прежде чем приступить к работе в группе, распределим координаты между членами команды.

К1-  толкование слова. Качество личности, выражающееся в способности действовать решительно и целесообразно в опасных ситуациях, преодолевать при этом страх и нерешительность; храбрость, присутствие духа в опасности.

К2- синонимы к слову. (, отвага, стойкость

К3- профессии (врач, пожарный)

К4- прилагательные со словом. (несгибаемый, стойкий)

К5- глаголы со словом. (обладать, проявить)

К6-  примеры из жизненного опыта. (Алексей Маресьев, Михаил Девятаев, Леонид Рошаль)

К7- примеры из художественных произведени. (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Петр Гринев, А.С. Пушкин «Дубровский», М. Шолохов «Судьба человека» Андрей  Соколов)

К8- пословицы, афоризмы со словом. Мужество рождается в борьбе. Знай свои силы, но рассчитывай на мужество. Мужество создает победителей

Вам необходимо определить узловые элементы и записать их на листы бумаги.

Затем озвучиваются результаты работы. Выстраивается модель.

Мужество – это качество личности, выражающееся в способности действовать решительно и целесообразно в опасных ситуациях, преодолевать при этом страх и нерешительность;   храбрость, присутствие духа в опасности.

Мужество проявляется в е, доблести, отваге и стойкости.

Мужества требуют и профессии, не  связанные с военным делом. Например, профессии врача и пожарного в принципе невозможны без этого качества.

Обладают мужеством и проявляют его люди с несгибаемым, стойким характером.

Вспомним Алексей Маресьева, Михаила Девятаева, детского хирурга Леонида Рошаля, которые проявляли мужество в экстремальных ситуациях.

Немало примеров мужества и в классической литературе. Образы Тараса Бульбы, Андрея Соколова, Петра Гринева неотделимы от понятия «Мужество».

Пословицы гласят: Мужество рождается в борьбе. Знай свои силы, но рассчитывай на мужество. Мужество создает победителей

Логико-смысловая модель  применима не только на уроках русского языка и литературы, но и на других уроках. Это метапредметный  способ работы с информацией. Он прост и удобен.

Но есть в использовании современных средств визуализации и определенные  Например, не все дети могут выделять ключевые слова и понятия. Отсутствие элементарной логики способно стать серьезным препятствием в использовании визуализации. Не всегда и не все учащиеся могут свободно фантазировать (не хотят обнародовать свои идеи и направлять творческие возможности на решение различных задач).

Технология обучения на уроках литературы путем использования современных средств визуализации имеет свои преимущества, и может быть эффективной, если использовать её системно и продуманно.

Основным критерием положительной результативности считаю достижения своих учащихся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *