Смысловое чтение как способ формирования читательской грамотности на уроках физики презентация и «Я ему всю жизнь отдала»

Смысловое чтение как способ формирования читательской грамотности на уроках физики презентация и «Я ему всю жизнь отдала»

Естественнонаучная грамотность является одним из направлений международного исследования PISA (Programme for International Student Assessment) – сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15 лет.

Основной целью данного исследования является изучение того, обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. В последнем цикле исследования PISA-2015 среди 72 участников Российская Федерация заняла 32 место по естественнонаучной грамотности.

Повышение показателя естественнонаучной грамотности является первостепенной задачей современной школы.

Естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и закономерности, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Естественнонаучно-грамотный человек должен обладать следующими компетентностями:

  • научно объяснять явления,
  • оценивать и планировать научные исследования,
  • научно интерпретировать данные и доказательства.

Примеры заданий, способствующие формированию естественнонаучной грамотности на уроках химии.

Одоризация – это придание природному газу специфического запаха с помощью специальных компонентов для своевременного обнаружения возможных утечек. Природный газ не имеет цвета и запаха, что затрудняет обнаружение его утечек.

Добавление резкого и неприятного, предупреждающего запаха в природный газ упрощает обнаружение утечек.

Вопрос 1. Используя информацию, приведенную в тексте, и знания в области химии, объясните тот факт, что в качестве одорантов используют соединения серы: этилмеркаптан, метилмеркаптан и другие.

Вопрос 2. Какими, на ваш взгляд, физико-химическими свойствами должны обладать одоранты?

Многие дети, которые еще не начали изучать химию, называют любой металл «железо», а изделие, выполненное из какого-либо металлов «железным».

Вопрос 1. Используя знания в области химии, докажите, что разные металлы обладают разными свойствами и их нельзя называть одним словом «железо».

Вопрос 2. Сравните свойства изделия из железа и алюминия.

Кислотные осадки – это дождь, снег, дождь со снегом, имеющие повышенную кислотность. Кислотные осадки обусловлены выбросами оксидов серы и азота в атмосферу при сжигании топлива (нефть, уголь, природные газ). Растворяясь в атмосферной влаге эти оксиды образуют растворы серной и азотной кислот, которые и выпадают в виде кислотных осадков.

Вопрос 1. Используя информацию, приведенную в тексте, и знания в области химии, составьте схему влияния кислотных осадков на окружающую среду.

Вопрос 2.  Используя информацию, приведенную в тексте, и знания в области химии  объясните  явление, изображенное на картинке.

Смысловое чтение как способ формирования читательской грамотности на уроках физики презентация и «Я ему всю жизнь отдала»

Рис. 1. Воздействие кислотных осадков на памятники архитектуры.

16 сентября – Международный день охраны озонового слоя. Озо́н (от др.-греч. — пахну) — состоящая из трёхатомных молекул O3 аллотропная модификация кислорода. При нормальных условиях — голубой ядовитый газ. Озон — мощный окислитель, намного более реакционноспособный, чем двухатомный кислород. Озон присутствует в нижних слоях атмосферы, и обеспечивает защиту от ультрафиолетового (УФ) излучения, но он быстро разрушается, особенно в самых нижних слоях атмосферы. В России предельно допустимая концентрация (ПДК) по озону в атмосферном воздухе составляет 0,16 миллиграмма на кубический метр, а в воздухе рабочей зоны — 0,1 миллиграмма.

Вопрос 1. Используя информацию, приведенную в тексте, и знания в области химии, охарактеризуйте области применения озона.

Вопрос 2. Проанализируйте смысл каждого высказывания с научной точки зрения и выясните верно оно или нет.

Использованные источники информации

Методы
и приёмы формирования читательской грамотности на уроках истории и
обществознания.

Примеры
работы с текстом на уроках истории и обществознания, направленные на
формирование читательской грамотности представлены ниже. Следует отметить, что
в целом исследователи выделяют такие методы формирования читательской
грамотности, как: поиск и извлечение информации из текста, интерпретация
информации, содержащейся в тексте, интеграция или связывание
отдельных сообщений текста в единое целое, осмысление и оценка содержания
текста.

Теперь обратимся к
заданиям, в которых данные методы используются.

Поиск
и извлечение информации из текста

Прочитайте отрывок из исторического
источника и ответьте на вопросы.

«Начнём же, братья,
повесть эту от старого Владимира до нынешнего Игоря, который выковал ум
твёрдостью своей и наострил его мужеством своего сердца, исполненный боевого
духа, навёл свои храбрые полки на землю половецкого за землю Русскую.

Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел, что от него тьмою
все его воины прикрыты. И сказал Игорь дружине своей: “Братья и дружина!
Ведь лучше быть убитым в бою, чем полонённым. Сядем же, братья, на своих борзых
коней, чтобы нам взглянуть на синий Дон!” Разожгло князю ум, желание, и
страсть ему знамение заступила изведать Дона великого. “Хочу,  сказал он,  копьё преломить
о край поля половецкого, с вами, русичи, хочу голову свою сложить или испить
шеломом Дона!”

Какое природное явление согласно отрывку предшествовало походу князя
на «землю половецкую»? Кто согласно источнику
являлся союзником князя
в описываемом походе?

Интерпретация информации, содержащейся в
тексте

В стра­нах Z и Y один из фон­дов изу­че­ния
об­ще­ствен­но­го мне­ния провёл среди со­вер­шен­но­лет­них граж­дан опрос:
«Доверяете ли Вы пра­во­охра­ни­тель­ным органам?».

Полученные ре­зуль­та­ты (в % от числа
опрошенных) пред­став­ле­ны в виде диаграммы.

Смысловое чтение как способ формирования читательской грамотности на уроках физики презентация и «Я ему всю жизнь отдала»

Найдите в приведённом спис­ке выводы, ко­то­рые
можно сде­лать на ос­но­ве диаграммы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они
указаны.

1) Доля тех, кто до­ве­ря­ет пра­во­охра­ни­тель­ным
органам, по­то­му что они за­щи­ща­ют права и за­кон­ные ин­те­ре­сы граждан, в
стра­не Z больше, чем в стра­не Y.

2) Доля тех, кто до­ве­ря­ет пра­во­охра­ни­тель­ным
органам, так как там ра­бо­та­ют на­сто­я­щие профессионалы, в стра­не Z ниже,
чем в стра­не Y.

3) В стра­не Z более по­ло­ви­ны опро­шен­ных
до­ве­ря­ют пра­во­охра­ни­тель­ным органам, так как уве­ре­ны в их профессионализме.

4) В стра­не Y оди­на­ко­вые доли опро­шен­ных
от­но­сят­ся к пра­во­охра­ни­тель­ным ор­га­нам с опа­се­ни­ем и не до­ве­ря­ют
им.

5) В стра­не Z боль­шая часть опрошенных,
по срав­не­нию со стра­ной Y, ис­пы­та­ли труд­но­сти при от­ве­те на по­став­лен­ный
вопрос.

Прочитайте
данный ниже текст, в котором пропущены некоторые слова. Выберите из
предложенного списка слова, которые нужно вставить на место пропусков. Учтите,
что в списке слова даны в именительном падеже, и каждое слово можно
использовать только один раз. Также обратите внимание на том, что в списке дано
больше слов, чем Вам будет нужно для заполнения пропусков. Занесите в таблицу
под каждой буквой номер выбранного вами слова.

«Мотивом _________(А) называется то, ради чего она осуществляется,
что ее побуждает. В качестве побудителя обычно выступает конкретная
_________(Б), удовлетворяющаяся в ходе и с помощью деятельности. Это
определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для
существования _________(В), социальной группы, общества в целом. _________(Г)
потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во
всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства.
_________(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу,
занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности и общении
с другими людьми. _________(Е) потребности связаны с познанием человеком
окружающего мира, своего места в нём и смысла своего существования. Каждая из
групп потребностей соответствует определённому виду деятельности».

Осмысление
и оценка содержания текста

Семену
пришло сообщение в социальной сети от его друга Петра: «Привет, Семен! Не
выручишь деньгами до вторника? А то баланс на телефоне отрицательный, а срочно
надо связаться с родителями. Скинь 500 рублей на номер ***».

В
чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Семена? Как ему
правильно поступить в данной ситуации?

Критерии оценки
сформированности навыков  читательской грамотности  у учащихся:

5 – 6 классы:

«Удовлетворительно» – учащийся может составить простой план
текста, определяет основную мысль текста.

«Хорошо» – учащийся составляет простой план текста, определяет
основную мысль текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в
тексте.

«Отлично» – учащийся составляет простой и сложный план текста,
может озаглавить текст, рассказывает по составленному плану.

«Удовлетворительно» – учащийся составляет простой план текста,
определяет основную мысль текста, определяет новые понятия и слова,
встречающиеся в тексте.

«Хорошо» – учащийся составляет простой и сложный план текста,
определяет основную мысль текста, может озаглавить текст, определяет новые
понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану
(частично).

«Отлично» – учащийся составляет сложный план текста, определяет
основную мысль текста,

определяет тип текста, определяет новые понятия и слова,
встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет
отношение автора  к описываемому событию/личности/предмету.

«Удовлетворительно» – учащийся составляет простой и сложный план
текста, определяет основную мысль текста, может озаглавить текст, определяет
новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному
плану (частично).

«Хорошо» – учащийся составляет сложный план текста, определяет
основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова,
встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет
отношение автора  к описываемому событию/личности/предмету.

«Отлично» – учащийся составляет сложный план текста, определяет
основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова,
встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет
отношение автора  к описываемому событию/личности/предмету. Формулирует
аргументированное собственное отношение к тексту и позиции автора. Может
предположить факторы, повлиявшие на отношение автора.

Таким образом, владение читательской грамотностью означает
наиболее точное понимание и осознание прочитанного текста. Ученик, владеющий
навыками читательской грамотности, всегда сможет эффективно учиться по книгам,
совершенствовать приобретенный опыт работы с информацией. Поскольку чтение
является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре
всех универсальных учебных действий, которые способствуют развитию проектных и
исследовательских компетенций учащихся – это победы в различных конкурсах и
призовые места на олимпиадах.

Хусанов С.А. учитель биологии и химии МАОУ СОШ№28 г.Балаково.

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В 5-6 КЛАССАХ.

Функциональная грамотность – способность человека, общества вступать в отношения с внешней средой и быстро адаптироваться и функционировать в изменяющихся условиях. Она включает в себя приобретение знаний, развитие познавательных и творческих способностей, постоянное обогащение научными знаниями и применение их на практике, обеспечивает нормальное существование и функционирование человека в системе социальных отношений.

Биологическая грамотность – способность человека определять и понимать роль биологии в мире, в котором он живет, высказывать обоснованные биологические суждения и использовать биологию так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие мыслящему, всесторонне развитому человеку. К сожалению, учащиеся недостаточно владеют навыками применения знаний на практике, умением использовать различную информацию. Современный учитель должен на своих уроках формировать у обучающихся умения и навыки применения знаний на практике. В процессе обучения он не должен выдавать знания, а стимулировать учеников к их получению, обеспечить возможность добиться успеха через проблемное обучение.

На уроках биологии есть много возможностей формирования естественнонаучной грамотности учащихся, применения полученных знаний на практике и использования их в процессе социальной адаптации, формирования умения объяснять явления, процессы, выдвигать гипотезы, ставить вопросы и отвечать на них, проводить анализ и синтез, исследовать, экспериментировать и делать выводы с привлечением полученных ранее знаний.

Согласно стандарту учащиеся должны овладеть умениями:

– задавать вопросы по тексту и отвечать на них;

– уделять внимание языковым особенностям текста и  их влиянию на передачу идеи;

– подтверждать своё мнение выдержками из текста;

– приводить доказательства при анализе  текста;

– выделять главную мысль с помощью деталей;

– анализировать структуру текста и новые слова;

– изучать развитие событий на протяжении всего повествования.

Примерный перечень умений и навыков школьников в развитии естественнонаучной функциональной грамотности:

1. Использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях.

2. Выявлять особенности естественнонаучного исследования.

3. Делать выводы, формулировать ответ в понятной форме.

4. Уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления.

5. Уметь интерпретировать научную аргументацию и выводы.

6. Понимать методы научных исследований.

7. Выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов.

8. Перечислять явления, факты, события.

9. Сравнивать объекты, события, факты.

10. Объяснять явления, события, факты.

11. Характеризовать объекты, события, факты.

12. Анализировать события, явления и т.д

13. Видеть суть проблемы.

14. Составлять конспект, план.

Для развития навыков функциональной грамотности на уроках биологии использую алгоритмы начиная с 5 класса. Алгоритмы оформляю в виде памятки (см. памятки 1 и 2).

Памятка 1. Как учить биологию дома

  • Возьмите учебник, приготовьте тетрадь по биологии, ручку, карандаш и линейку.
  • Внимательно прочитайте заданный параграф учебника, посмотрите записи и зарисовки в тетради, сделанные в классе при изучении нового материала. Рассмотрите в учебнике все рисунки и схемы к изучаемому материалу, ответьте на вопросы к параграфу. Устно повторите материал, стараясь не смотреть в учебник.
  • Сделайте необходимые записи и зарисовки. Если возникли вопросы, запишите их, чтобы задать на уроке и обсудить с учителем и одноклассниками.
  • Выучив материал по учебнику, хорошо было бы воспользоваться и другими источниками информации, в том числе и сетью Интернет для поиска сведений об изучаемой теме.

Памятка 2. Как работать с учебником биологии

  • Найдите по оглавлению изучаемую тему и страницу, на которой на которой изложен новый материал.
  • Прочитайте весь параграф. Затем читайте по абзацам и постарайтесь дать название каждому, выделив главную мысль. Отметьте биологические понятия и термины, которые встречаются в тексте, запишите  их в тетради и дайте им объяснения.
  • Составьте план изложения материала данного параграфа.
  • Глядя на план, восстановите в памяти содержание изучаемого материала, используя рисунки, схемы, таблицы, данные к тексту.
  • Ответьте на вопросы к параграфу и выполните рекомендуемые задания.

В своей работе в 5-6 классах применяю разные приемы на этапах закрепления, применения и совершенствования знаний и умений.

Для закрепления понимания смысла  о чём текст или статья в учебнике, применяю следующие типы учебных задач:

– восстанови текст, вставляя термины из предложенного списка;

– восстанови текст, установив логическую последовательность описанных событий

– инфо-карусель; при работе в группе сначала каждый индивидуально читает текст, а затем выбирает ответ на первый предложенный вопрос. Участник группы под номером 2 проверяет ответ, если первый отвечающий ошибся, то исправляет ответ и переходит ко второму вопросу, затем в работу включаются постепенно участник под номером 3 и 4, действуя по тому же принципу: проверил – исправил, если необходимо – ответил сам – передал другому. Работа заканчивается тогда, когда закончатся вопросы и группа придет к единому мнению по всем вопросам. Текст имеется у каждого участника группы, опросный лист один на группу;

– да-нет-ка/ верю-не верю;

– Лови ошибку/укажи предложения с ошибками и исправь ошибки.

Для приобретения навыка полного извлечения информации из текста и его критического анализа применяю такие методические приёмы как:

– слепой кластер;

– задай вопрос (прием «толстых» и «тонких» вопросов, ромашка Блума, кубик Блума)

– критический анализ текста

– составление таблиц: сравнительная, сводная, таблица-пазл , вопросная ;

– пирамидная история;

– рассказ по рисунку, схеме, плану,  таблице  (сводной, сравнительной, вопросной)

Для  отработки понимания биологических терминов есть тоже ряд любимых методических приёмов:

– дополни/сконструируй определение ;

– установи соответствие ;

– технологическая карта работы с терминами;

Рассмотрим некоторые приемы, которые часто применю на уроках.

1.Приём «Ромашка Блума» (рис. 1): 6 лепестков – 6 типов вопросов и заданий по тексту учебника к уроку:

Каждый вправе выбрать вопрос по желанию при индивидуальной работе, при работе в парах и группах.

Рисунок 1. Ромашка Блума

2. Приём «Восстанови текст». Текст собирается всеми участниками из отдельных предложений в логической последовательности.

3. Приём «Лови ошибку». Участникам группы выдаётся текст с ошибками, которые надо найти и исправить, используя учебник.

4. Приём «Верные и неверные утверждения». Выдается тест, в котором необходимо решить, что верно, а что неверно, своё решение пояснить.

5. Приём «Памятка на полях (Инсерт)». При чтении текста, учащийся оставляет метки:

«+» – знаю, «-» – не знал, «?» -возник вопрос, «!» – я удивлён.

6. Приём «Задай вопрос». Ученики читают текст и составляют вопросы, которые потом задают друг другу.

7. Приём «Составь задание». На основе анализа текста составляют задание в парах или группах.

8. Прием «Дополни или сконструируй определение». При работе с текстом, выделяют главную мысль и выполняют задание.

Использование различных заданий на уроках возможно при индивидуальных и групповых методах работы. Их можно использовать при изучении нового материала и в качестве домашней работы. Самое главное, чтобы ученик пытался сам найти решение в данной ситуации, мог высказать предположение о происходящем процессе и сделать выводы. Предложенные для учащихся задания способствуют развитию таких компетентностей, как информационная, коммуникативная, бытовая, познавательная. Задания ориентированы на активизацию учебной работы школьников, формирование у них организованности, способности самостоятельно учиться, находить и использовать нужную информацию, работать в группах, парах, индивидуально, находить решения в нестандартных ситуациях.

1. Акушева, Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н. Г.Акушева, М. Б. Лойк, Л. А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 49-51.

2. Козлова, М. И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования / М. И. Козлова // Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса.- Петрозаводск, 2020. – С. 116-125.

3. Киселев Ю.П., Ямщикова Д.С. «Естественно-научная грамотность. Живые системы. Тренажер 7-9 классы», Москва, «Просвещение», 2020.

4. Бенджамин Блум «Таксономия Образовательных Целей: Сфера Познания», 1956 г.

Развитие математической грамотности на уроках биологии

МБОУ СОШ
№6 г. Уссурийск

Президент России В.В. Путин перед правительством РФ поставил
следующую задачу: до 2024 года обеспечить вхождение России в число 10 ведущих

стран мира по качеству образования.

Проведённый анализ научного знания и реальной ситуации в
образовании позволил определить наличие противоречий между существующей
системой подготовки учащихся и потребностью современного общества в
математической грамотности людей, между требованиями к результатам образования
и недостаточной разработанностью методики формирования математической

Существует единая система оценки качества образования – это ВПР,
PISA, НИКО, ГИА, ЕГЭ, олимпиады. Одной из проблем, решение которых в сфере
образования,

является достижение выпускниками школы высокого уровня
функциональной грамотности, одной из составляющих которой является
математическая грамотность.

Функциональная грамотность – это способность человека в отношения
с

внешней средой и максимально быстро адаптироваться и
функционировать в ней.

Математическая грамотность – это способность учащегося
формулировать,

применять и интерпретировать математику в различных контекстах.
Она включает

математическое мышление и использование математических понятий,
процедур,

знаний и инструментов, которыми описываются, объясняются и
предсказываются

В сущности, понятие «математическая грамотность»

определяется следующими признаками: пониманием роли математики в
реальном

мире; умением высказывать аргументированные математические
суждения;

применением математики для удовлетворения потребностей человека.

Использование в процессе
обучения в школе математических текстовых задач с биологическим содержанием –
важно для активизации познавательной деятельности учащихся. основных понятий
биологии и развивает мыслительные способности учеников. Математические
текстовые задачи способствуют развитию аналитических способностей учащихся
Использование такого рода задач позволяет формировать у учащихся осознанное
восприятие

Для выполнения заданий требуется
относительно небольшой объем знаний и умений, которые необходимы для
математически грамотного современного человека. Эти задания можно использовать
по усмотрению учителя

Как игровой момент на уроке;

Как проблемный элемент в начале урока;

Как задание – «толчок» к созданию
гипотезы для исследовательского проекта;

Как задание для смены деятельности на
уроке;

Как модель реальной жизненной ситуации,
иллюстрирующей необходимость изучения какого либо понятия на уроке;

Как задание, устанавливающее
межпредметные связи в процессе обучения;

Некоторые задания заставят
сформулировать свою точку зрения и найти аргументы для её защиты;

Можно собрать задания одного типа и
провести урок в соответствии с какой то образовательной технологией;

Можно все задачи объединить в группы и
создать свой элективный курс по развитию математического мышления;

Задания такого типа можно включать в
школьные олимпиады.

Во
многих странах розового скворца считают священной птицей, потому что он
оказывает неоценимую услугу человеку: уничтожает саранчу — одного из опаснейших
вредителей сельского хозяйства. Вся биология этих птиц приспособлена к жизни за
счет именно этих насекомых. В громадных количествах розовые скворцы скармливают
саранчу и своим птенцам: кормление начинается еще до восхода солнца и
заканчивается только в вечерние сумерки; за день пара птиц прилетает с пищей к
гнезду до 100 раз в день. За один раз родители приносят по 3 саранчи, масса
каждой в среднем около 2 г. Подросшие птенцы способны покинуть гнездо
через 23 дня  после  вылупления, но ещё
2 дня кормятся родителями. Рассчитайте, сколько килограммов саранчи
съедят птенцы в период вскармливания от четырех пар розовых скворцов.

Найдем, сколько граммов
саранчи приносит птенцам одна пара скворцов за один раз:

3 * 2 = 6 г

Найдем, сколько граммов
саранчи приносит птенцам одна пара скворцов за один день:

100 * 6 = 600 г

Найдем, сколько граммов
саранчи приносит птенцам одна пара скворцов за весь период вскармливания:

600 г * 25 = 15000 г

Найдем, сколько граммов
саранчи съедят птенцы от четырех пар розовых скворцов:

15000 * 4 = 60000 г

Переведем единицы
измерения массы – из граммов в килограммы:

60000 г = 60 кг

Задача
2.За сутки один человек массой 60кг при дыхании потребляет в среднем 430г или
300л кислорода (из расчёта 200см3 на 1кг

массы
в 1ч). Один 25-летний тополь в процессе фотосинтеза за 5 весенне-летних месяцев
поглощает около 42кг углекислого газа. Определите, сколько таких деревьев
обеспечат кислородом одного человека .

Найдем, сколько кислорода человеку
потребуется  на 1 год.

430 г × 365 = 156,95 кг.

Составим  уравнение реакции 
фотосинтеза.

6 СО + 6 НО = СНО6 + 6 О.

Составим пропорцию :

На 6 моль СО приходится 6 моль О. Вещества 
находятся в количественных соотношениях 1 : 1.

n(CO) = 42 кг : 44 кг/кмоль = 0,95 кмоль.

n(CO) = n(O) = 0,95

Найдем массу кислорода.

М(О) = 32 кг/кмоль.

m(O) = 32 кг/кмоль × 0,95 кмоль = 30,4 кг.

30,4 кг – за пять месяцев дерево выделяет
кислорода. (5 х 30 = 150 дней).

30,4 кг : 150 = 0,203 (за 1 день).

0,203 х 365 = 73,97 (за год).

Найдем,  сколько деревьев потребуется для
снабжения кислородом 1 человека.

156,95 кг : 73,97 кг = 2 дерева.

Ответ : 2 дерев

Задача
3. Мышцы ног при беге со средней скоростью за 1 мин расходуют 24 кдж E.
Определите сколько глюкозы (в граммах) израсходуют мышцы ног за 25 мин бега,
если кислород доставляется кровью к мышцам в достаточном количестве?

1.Определяем
сколько E необходимо мышцам для работы:
24 кдж × 25 мин = 600 кдж
2.Поскольку эта энергия может быть только в
виде АТФ, узнаем сколько необходимо моль АТФ:
600 кдж : 40 кдж = 15 моль
3.По уравнению 1 определяем, сколько глюкозы
при расщеплении образует это количество АТФ:
1моль (C6H12O6) – 38 моль (АТФ)
xмоль (C6H12O6) – 15 моль (АТФ)
x= 0,4 моль (C6H12O6)
4.Переведём количество глюкозы в граммы:
1 моль (C6H12O6) – 180 г 0,4 моль (C6H12O6) –
x г x = 72 г (C6H12O6)
Задача
4. Мышцы руке при выполнении вольных упражнений расходуют за 1 минуту 12 кДж
энергии.   кислород доставляется кровью к мышцам в достаточном количестве?
б) накопится ли в мышцах молочная кислота?

Ответ: мышцы ног
за 25 мин бега израсходуют 72 г глюкозы

В организме человека ежесекундно разрушается и образуется в
среднем по 2 млн эритроцитов, каждый из которых содержит 280 млн
макромолекул гемоглобина. Определите, сколько всего макромолекул гемоглобина
находится в каждую секунду в процессе «сборки» белка. В каком органе происходит
образование эритроцитов

Какое количество кислорода может перенести кровь за один
кругооборот?

Задача 6. Жизненная емкость легких человека составляет 3500 см3.
Определите

объем и массу кислорода и углекислого газа в воздухе, который
пройдет через легкие

человека за 1 ч, если он делает 16–20 вдохов в минуту. Содержание
кислорода в

воздухе 21% (об.), а диоксида углерода – 0,03% (об.).

Анализ задачи. Цель задачи – выяснение роли кислорода и
углекислого газа

(диоксида углерода) при газообмене в легких и тканях. Для оценок
можно взять минимальную частоту дыхания.

1 Каков объем воздуха, вдыхаемого человеком за 1 ч?

V воздуха = 3500(см3)·16(мин–1) · 60 (мин) = 3360000 см3 = 3360 л

2 Сколько кислорода содержится во вдыхаемом воздухе?

О2 3360 х 0,21= 705,6 л

О2 705,6 х 32г/моль :
22,4 л/моль = 1008л.

3 Сколько углекислого газа содержится во вдыхаемом воздухе

3360л о,00003 =0, 1008 л.

СО2 1,008л х44г/моль : 22,4
л/моль = 1,38 г

Задача
7.Чему равна (в мм) общая длина молекул ДНК: а) одного фага Т4 ( в нём всего
200 тыс. пар нуклеотидов); б) одной бактерии (нуклеотидов в 100 раз больше, чем
у фага); в) одной гаметы дрозофилы(в ядре 200 млн пар нуклеотидов)?  2)
Сравните общую длину молекул ДНК вируса, бактерии, мухи и объясните, какая
существует взаимосвязь между количеством нуклеотидов в ДНК и степенью сложности
организма.  3) Чем объяснить, что, несмотря на различие по длине молекул
ДНК, структура и состав ДНК у всех организмов в основном одинаковы?

Новое
время потребовало от учителя освоить современные активные технологии и активно
их применить на своих уроках. Современный ученик прекрасно владеет
информационными технологиями, легко разбирается в технике. Поэтому нам всем
нужны новые средства и подходы для обучения и развития умения размышлять,
понимать, анализировать, т.е. для формирования практических навыков у учеников.
Наша задача направить их знания и умения в нужном направлении,

Галеева
Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое
пособие для учителя. – М.:»5 за знания», 2006.-144с.

Жигарев
И.А. Основы экологии: Сборник задач, упражнений и практических работ. – Москва
«Дрофа»2001

Муртазин
Г.М. задачи и упражнения по общей биологии: Пособие для учащихся.-
Москва.»Просвещение»

Ричард
Халкетт, директор Стратегий и Исследований CiscoGlobalEducation 17 марта, 2009;
www.getideas.org/coge

Трехмерная
методическая система обучения – основа формирования функциональной грамотности
учащихся. Караев Ж.А. АО НЦПК «Oрлеу». http://www.rae.ru/meo (международный
журнал экспериментальног

Презентация к уроку физики “Формирование естественно-научной грамотности на уроках физики”

Cкачать презентацию: Презентация к уроку физики “Формирование естественно-научной грамотности на уроках физики”

Смысловое чтение как способ формирования читательской грамотности на уроках физики презентация и «Я ему всю жизнь отдала»

Смысловое чтение как способ формирования читательской грамотности на уроках физики презентация и «Я ему всю жизнь отдала»

Вставить эту публикацию

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬНА УРОКАХ ФИЗИКИ

Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций: научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и приводить доказательства.

Смысловое чтение как способ формирования читательской грамотности на уроках физики презентация и «Я ему всю жизнь отдала»

Существует три группы умений, характеризующих естественнонаучную грамотность:Объяснение или описание естественнонаучных явлений на основе имеющихся научных знаний, а также прогнозирование изменений.Распознавание научных вопросов и применение методов естественнонаучного исследования.Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.

Смысловое чтение как способ формирования читательской грамотности на уроках физики презентация и «Я ему всю жизнь отдала»

Давление твердых тел, жидкостей и газов7 класс

Смысловое чтение как способ формирования читательской грамотности на уроках физики презентация и «Я ему всю жизнь отдала»

Задание 1: Плавание рыбРыбы могут свободно перемещаться в вертикальном направлении. Некоторые рыбы обладают важным органом – плавательным пузырём. С его помощью рыба может погружаться на дно и подниматься к поверхности воды. Плавательный пузырь располагается в брюшной полости и занимает очень много места. Он представляет собой мешочек, заполненный газами. Если рыбе нужно опуститься на дно, стенки пузыря при помощи грудных и брюшных мышц сжимаются, и рыба погружается. При движении наверх всё происходит наоборот.

Смысловое чтение как способ формирования читательской грамотности на уроках физики презентация и «Я ему всю жизнь отдала»

Вопрос 1: Какое из утверждений наиболее полно объясняет, как рыба с плавательным пузырём поднимается к поверхности воды?А. Грудные и брюшные мышцы накачивают воздух, поступающий через жабры, в плавательный пузырь, тем самым увеличивая силу тяжести, и рыба поднимается в толще воды.В. Стенки плавательного пузыря расслабляются, газы заполняют весь объём плавательного пузыря, при этом средняя плотность рыбы увеличивается и рыба поднимается в толще воды.С. Стенки плавательного пузыря расслабляются, газы заполняют весь объём плавательного пузыря, при этом увеличивается сила Архимеда, действующая на рыбу, и рыба поднимается в толще воды.Д. Стенки пузыря при помощи грудных и брюшных мышц сжимаются, тем самым уменьшается сила тяжести, действующая на рыбу, и рыба поднимается в толще воды.

Смысловое чтение как способ формирования читательской грамотности на уроках физики презентация и «Я ему всю жизнь отдала»

Вопрос 2:Почему рыбы с плавательным пузырём, когда умирают, всплывают на поверхность водоёма? Поясните свой ответ.

Смысловое чтение как способ формирования читательской грамотности на уроках физики презентация и «Я ему всю жизнь отдала»

Задание 2: Воздушные «шары счастья»

«Шары желаний», или небесные фонарики – объёмные бумажные конструкции с огоньком внутри, летающие по принципу воздушного шара (от нагретого воздуха).Для изготовления небесных фонариков традиционно используются только натуральные материалы: рисовая бумага и каркас из бамбука. Топливный элемент крепится на верёвке со специальной негорючей пропиткой, вместо традиционной медной проволоки, что уменьшает массу небесного фонарика, улучшает лётные качества и делает его полностью биоразлагаемым. Стоит заметить, что бумажный корпус китайских летающих фонариков пропитан восковым раствором, что не даёт ему загореться при попадании открытого огня (такая бумага обугливается, но не горит). Это делает запуск менее опасным.

Смысловое чтение как способ формирования читательской грамотности на уроках физики презентация и «Я ему всю жизнь отдала»

Вопрос 1: Выберите верный ответ.А. Архимедова сила, действующая на фонарик, в процессе горения топливного элемента уменьшается, поэтому шар взлетает.В. Средняя плотность фонарика с горячим воздухом внутри меньше плотности воздуха снаружи, поэтому фонарик поднимается.С. Небесный фонарик будет подниматься вверх бесконечно долго.Д. Поднявшись на большую высоту, небесный фонарик, изготовленный из биоразлагаемого материала, разлагается в воздухе.

Смысловое чтение как способ формирования читательской грамотности на уроках физики презентация и «Я ему всю жизнь отдала»

Вопрос 2: Ниже приведена таблица плотности различных пород дерева. На основе данных таблицы назовите породу дерева, которым можно заменить бамбуковые палочки, используемые в конструкции небесного фонарика. Свой ответ поясните.

Смысловое чтение как способ формирования читательской грамотности на уроках физики презентация и «Я ему всю жизнь отдала»

Вопрос 3: В руководстве по запуску небесных фонариков приведены основные требования безопасности. В одном из них говорится, что категорически запрещено запускать небесные фонарики рядом с аэропортом. Как Вы думаете, почему нельзя это делать?

Вопрос 4: В инструкции к запуску воздушного шара «счастья» приведены следующие требования безопасности. 1) Скорость ветра при запуске фонарика не должна превышать 3–4 м/с.2) Запуск фонариков можно организовывать не ближе чем в 20 м от ближайших деревьев, домов и проводов.3) Запуск производится только на открытом пространстве.Каковы последствия несоблюдения этих требований?

Смысловое чтение как способ формирования читательской грамотности на уроках физики презентация и «Я ему всю жизнь отдала»

Задание 3: Измерение жирности коровьего молокаДля измерения плотности жидкости используется специальный прибор – ареометр. Прибор представляет собой стеклянную трубку, нижняя часть которой заполняется дробью, а в верхней части находится калиброванная шкала, которая показывает плотность жидкости (рисунок 1). Работает ареометр как поплавок, который погружается в жидкость в большей или меньшей степени в зависимости от её плотности (рисунок 2). Плотность жидкости зависит от её температуры. Для отслеживания температуры жидкости в ареометр часто дополнительно встраивают термометр (рисунок 1).

Рисунок 1. Устройство ареометра1-шкала ареометра, в г/cм3 2-дробь3-шкала термометра, в °CРисунок 2. Принцип измерения плотности жидкости с помощью ареометра

Смысловое чтение как способ формирования читательской грамотности на уроках физики презентация и «Я ему всю жизнь отдала»

Ареометры применяются для измерения плотности электролита в кислотных и щелочных аккумуляторах, нефти, растворов солей и кислот, цемента, бетона и др. Ареометр для определения плотности (а, следовательно, и жирности) молока называется лактометром.

Смысловое чтение как способ формирования читательской грамотности на уроках физики презентация и «Я ему всю жизнь отдала»

Вопрос 1: Какое из утверждений описывает принцип работы ареометра?А. Сила тяжести, действующая на ареометр, равна выталкивающей силе, действующей со стороны жидкости на погруженную в неё часть прибора.В. В соответствии с законом Паскаля давление, производимое ареометром на жидкость, передаётся в любую точку без изменений во всех направлениях.С. В соответствии с условием равновесия рычага момент сил, действующий на погружённую в жидкость часть ареометра, равен моменту сил, действующему на часть, находящуюся в воздухе.Д. Действие атмосферного давления уравновешивает силу Архимеда, возникающую при погружении ареометра в жидкость.

Смысловое чтение как способ формирования читательской грамотности на уроках физики презентация и «Я ему всю жизнь отдала»

Вопрос 2:Выберите все верные утвержденияА. Ареометр, изображённый на рисунке 1, нельзя использовать для определения плотности молока.В. Обезжиренное молоко имеет меньшую плотность по сравнению со сливками.С. При увеличении жирности молока его плотность уменьшается.Д. Жидкость (1) на рисунке 2 имеет большую плотность по сравнению с жидкостью (2).Е. При нагревании жидкости её плотность не изменяется.

Смысловое чтение как способ формирования читательской грамотности на уроках физики презентация и «Я ему всю жизнь отдала»

Вопрос 3: Ареометр последовательно погружают в три разных сосуда А, Б и В (см. рисунок).

Известно, что в сосуды наливали спирт, жирное молоко и мёд. Установите соответствие между жидкостями и сосудами, в которые их поместили.Запишите в таблицу букву, которой обозначен сосуд с данной жидкостью.

Смысловое чтение как способ формирования читательской грамотности на уроках физики презентация и «Я ему всю жизнь отдала»

Вопрос 4: В таблице дано описание характеристик для четырёх типов ареометров. Погрешность измерения равна цене деления ареометра. Какой из ареометров можно использовать для измерения плотности молока, причём с наибольшей точностью?

Смысловое чтение как способ формирования читательской грамотности на уроках физики презентация и «Я ему всю жизнь отдала»

Вопрос 5: Для одного и того же молока при разных температурах были получены значения плотности 1018 кг/м3 и 1033 кг/м3. Нагрели или остудили молоко перед вторым измерением плотности? Первоначально молоко находилось при комнатной температуре. Ответ поясните.

Смысловое чтение как способ формирования читательской грамотности на уроках физики презентация и «Я ему всю жизнь отдала»

Вопрос 6: В таблице приведены данные по жирности молока, которое дают коровы разных пород. Жирность молока определяют с помощью цифрового лактометра, который настроен на измерение жирности в процентах. Абсолютная погрешность измерения жирности лактометром составляет ±0,08%. Можно ли с помощью данного прибора однозначно отличить молоко коров Холмогорской породы от молока коров Ярославской породы? Ответ поясните.

Смысловое чтение как способ формирования читательской грамотности на уроках физики презентация и «Я ему всю жизнь отдала»

Задание 4: Исследование морских глубин с помощью батискафовПервый батискаф был создан швейцарским учёным Огюстом Пикаром в 1948 г. Батискаф – это самоуправляемый аппарат, состоящий из прочного шара (гондолы) для размещения экипажа и аппаратуры, баллона (поплавка), наполненного бензином, и бункера с балластом (см. рисунок). В качестве балласта используется стальная дробь.

Смысловое чтение как способ формирования читательской грамотности на уроках физики презентация и «Я ему всю жизнь отдала»

Поплавок играет такую же роль, как и спасательный круг для тонущего человека или баллон с гелием у дирижабля (аэростата). В отсеках поплавка находится вещество, плотность которого меньше плотности воды. На батискафах середины XX в. использовался бензин, имеющий плотность около 700 кг/м3. Бензин отделён от воды эластичной перегородкой, позволяющей бензину сжиматься. По наблюдениям, проведённым при погружении батискафа «Триест» в 1960 г. на дно Марианской впадины, на глубине 10 км объём бензина в поплавке уменьшился на 30%.

Смысловое чтение как способ формирования читательской грамотности на уроках физики презентация и «Я ему всю жизнь отдала»

На поверхности батискаф удерживается за счёт отсеков, заполненных бензином, а также благодаря тому, что цистерны водяного балласта, шахта для посадки экипажа в гондолу и свободное пространство в бункерах с дробью заполнены воздухом. После того как цистерны водяного балласта, шахта для посадки экипажа в гондолу и свободное пространство в бункерах с дробью заполняются водой, начинается погружение. Эти объёмы сохраняют постоянное сообщение с забортным пространством для выравнивания гидростатического давления во избежание деформации корпуса. Если батискаф попадает в плотные слои воды и «зависает», выпускается часть бензина из компенсирующего отсека, и погружение возобновляется. После проведения научных экспериментов экипаж сбрасывает балласт (стальную дробь), начинается подъём. Исследования морских глубин показали, что на дне океана обитают миллионы видов живых существ, хотя уже на глубине 180 м царствует мрак.

Смысловое чтение как способ формирования читательской грамотности на уроках физики презентация и «Я ему всю жизнь отдала»

Вопрос 1:Глубина Марианской впадины составляет более 10 км. Какое утверждение о гидростатическом давлении на дне впадины верно?А. Превышает 100 МПаВ. Составляет около 100 кПаС. Менее 10 МПаД. Превышает 1 ГПа

Смысловое чтение как способ формирования читательской грамотности на уроках физики презентация и «Я ему всю жизнь отдала»

Вопрос 2:Выберите все верные утверждения об устройстве и принципе действия батискафа.А. С помощью поплавка регулируется погружение батискафа на дно.В. При поднятии батискафа из бункеров сбрасывается балласт.С. По мере погружения батискафа плотность бензина в отсеках поплавка уменьшается.Д. До начала погружения цистерны водяного балласта полностью заполнены водой.Е. Вещество, заполняющее поплавок, имеет плотность, меньшую плотности морской воды

Смысловое чтение как способ формирования читательской грамотности на уроках физики презентация и «Я ему всю жизнь отдала»

Вопрос 3: До второй половины ХХ в. все наши знания об обитателях глубин ограничивались редкими экземплярами глубоководных животных, но и они попадали в руки исследователей, сильно искалеченными. С чем это было связано?

Вопрос 4: Открытые учёными обитатели морских глубин относятся преимущественно к хищникам. С чем это связано?

Смысловое чтение как способ формирования читательской грамотности на уроках физики презентация и «Я ему всю жизнь отдала»

Вопрос 5: Ниже приведены отрывки из статей о морских глубоководных животных. В каком (-их) отрывке(-ах) речь идёт о приспособленности рыб к жизни без света?

Смысловое чтение как способ формирования читательской грамотности на уроках физики презентация и «Я ему всю жизнь отдала»

Задание 5: Артезианская скважинаАртезианской называют буровую скважину, которая пробурена для эксплуатации артезианских вод. Артезианские воды есть на всей территории России, но на значительной глубине. Например, в Московской области она может быть от 35 до 250 м.Артезианские водоносные горизонты залегают между двумя водоупорными слоями и надёжно защищены от поверхностного загрязнения. В отличие от грунтовых вод они часто имеют отдалённую область питания – за несколько километров и даже за десятки и сотни километров. При вскрытии скважины уровень артезианской воды всегда устанавливается выше водоупорного слоя водоносного горизонта, а иногда артезианская вода сама изливается из скважины (фонтанирует).

Смысловое чтение как способ формирования читательской грамотности на уроках физики презентация и «Я ему всю жизнь отдала»

Вопрос 1: Выберите верное утверждение о системе артезианского водоснабжения.А. Максимальная высота, на которую может подняться артезианская вода в скважине, не превосходит 10 м.В. Грунтовые воды, пройдя водонепроницаемый слой, создают дополнительное гидростатическое давление, из-за чего напор артезианской воды в скважине увеличивается.С. Если область питания артезианских вод находится ниже поверхности местности, в которой бурят артезианскую скважину, то для поднятия воды на поверхность понадобятся дополнительные устройства.Д. Водонепроницаемые и водопроницаемые слои над артезианскими водами представляют собой сообщающиеся сосуды.

Смысловое чтение как способ формирования читательской грамотности на уроках физики презентация и «Я ему всю жизнь отдала»

Вопрос 2: На каком из уровней (А, В, С или D) находится поверхность области питания артезианских вод для скважины, показанной на рисунке?

Смысловое чтение как способ формирования читательской грамотности на уроках физики презентация и «Я ему всю жизнь отдала»

Вопрос 3: При каком условии вода будет фонтанировать из артезианской скважины? Ответ поясните.

Смысловое чтение как способ формирования читательской грамотности на уроках физики презентация и «Я ему всю жизнь отдала»

Задание 6: Автоматическая система поилокАвтоматическая система поилок для коров может работать на основе клапанов и поплавков (смотри рисунок). Главный резервуар (1) собирает воду. Её объём контролируется при помощи поплавка (2). Из бака выводятся трубки, по которым жидкость попадает в саму систему поения (3). Когда животные пьют жидкость, понижение её уровня в резервуаре меняет положение поплавка. В результате с помощью клапана (4) открывается доступ свежей порции воды из бака водопровода (5). Стоит уровню вернуться к нормальному значению, всплывающий поплавок отключает подкачку.

Смысловое чтение как способ формирования читательской грамотности на уроках физики презентация и «Я ему всю жизнь отдала»

Вопрос 1:Выберите все верные утверждения о работе автоматической системы поения коров.А. Вода из водопровода в автоматической системе поилок для коров непрерывно поступает в поилки.В. Уровень воды в главном резервуаре всегда немного ниже, чем в поилках.С. Средняя плотность поплавка, используемого в автоматической системе подачи воды, меньше плотности воды.Д. Поилки и главный резервуар работают по принципу сообщающихся сосудов.

Смысловое чтение как способ формирования читательской грамотности на уроках физики презентация и «Я ему всю жизнь отдала»

Вопрос 2: Ваня подумал о модернизации системы. Он решил поднять главный резервуар выше поилок. Что произойдёт с системой, если это сделать? Свой ответ поясните

Смысловое чтение как способ формирования читательской грамотности на уроках физики презентация и «Я ему всю жизнь отдала»

Вопрос 3: Автоматическая система поилок для птиц работает немного по другому принципу. Стеклянную бутылку (2) наполняют водой и, перевернув, ставят на основания, соединённые трубкой с основным резервуаром (1), из которого пьют птицы. По мере понижения уровня воды в основном резервуаре вода из бутылок выливается и заполняет основной резервуар.

Выберите верное утверждениеА. Гидростатическое давление столба воды в бутылке равно гидростатическому давлению воды в основном резервуаре.Б. Атмосферное давление не даёт вылиться воде из перевёрнутой бутылки.С. В пространстве между дном перевёрнутой бутылки и поверхностью воды в ней находится атмосферный воздух.Д. При понижении атмосферного давления уровень воды в перевёрнутой бутылке повысится.

Смысловое чтение как способ формирования читательской грамотности на уроках физики презентация и «Я ему всю жизнь отдала»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *