Социально-экономические функции дополнительного профессионального образования

1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

4. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

5. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

6. Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

7. Типовые дополнительные профессиональные программы утверждаются:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, – в области международных автомобильных перевозок;

2) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности, – в области кадастровой деятельности;

3) федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, – в области промышленной безопасности опасных производственных объектов;

(п. 3 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 271-ФЗ)

4) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы, по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях, по контролю за выполнением этих мер, по методическому обеспечению мер, направленных на развитие муниципальной службы, – в области противодействия коррупции;

(п. 4 введен Федеральным законом от 06.02.2020 N 9-ФЗ)

5) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники, – в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) предъявляемым к ним требованиям;

(п. 5 введен Федеральным законом от 06.02.2020 N 9-ФЗ)

6) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, – в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I – IV классов опасности;

(п. 6 введен Федеральным законом от 06.02.2020 N 9-ФЗ)

7) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной национальной политики, – в области государственной национальной политики Российской Федерации (для государственных и муниципальных служащих);

(п. 7 введен Федеральным законом от 06.02.2020 N 9-ФЗ)

8) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, – в области пожарной безопасности.

(п. 8 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(часть 7 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 452-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Утратил силу. – Федеральный закон от 06.02.2020 N 9-ФЗ.

8. Порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

9. Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

10. Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

11. Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.

12. Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также полностью или частично в форме стажировки.

13. Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

14. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

15. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

16. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.

17. Утратил силу. – Федеральный закон от 06.02.2020 N 9-ФЗ.

В Послании
Президента России Федеральному собранию в 2001 году отмечено: «Темпы
развития современных экономики, науки, информационных технологий
требуют перехода к непрерывному, в течение всей жизни, образованию».
Такая концепция подхода к образованию уже давно была сформирована и
успешно действует по всей Европе. Человек в течение всей жизни
получает дополнительное образование, повышает квалификацию, проходит
стажировки и аттестации, таким образом, обеспечивая себе
конкурентоспособность на рынке труда. Новые тенденции экономики
требуют работников нового качества, адаптированных к новым условиям и
технологиям, мобильных, легко обучаемых и нацеленных на результат.

Система дополнительного
профессионального образования должна быть ориентирована на реализацию
именно этой задачи в части постоянного, последовательного приращения
работниками своих профессиональных знаний, умений и навыков в
соответствии с изменяющимися потребностями производства, экономики
страны, политики государства и своими личными интересами.

Рассматривая систему
дополнительного профессионального образования необходимо в первую
очередь ввести основные определения данной системы. Итак,
дополнительное профессиональное образование (ДПО) – это
целенаправленный процесс обучения граждан посредством реализации
дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных
образовательных услуг и информационно – образовательной деятельности
за пределами основных образовательных программ в интересах человека,
общества и государства. В Российской Федерации на уровне
правительства принят ряд видов ДПО, к наиболее распространенным из
которых относятся повышение квалификации, стажировка и
переподготовка. Охарактеризуем каждый из этих видов:

  • Повышение
    квалификации – вид ДПО, направленный на обеспечение нового качества
    выполнения работником профессиональных функций и не завершающийся
    повышением уровня (ступени) образования.
  • Профессиональная
    переподготовка (далее – переподготовка) – вид ДПО,
    направленный на освоение обучающимися образовательных программ для
    выполнения нового вида работы или группы работ. Переподготовка не
    обеспечивает получения обучающимся нового уровня образования в
    соответствии с государственными образовательными стандартами, но она
    дает возможность изменить направление профессиональной деятельности
    на уже имеющемся уровне образования.

Каждый из
этих видов ДПО имеет свои особенности и свое место в общей системе.

Основные
характеристики системы дополнительного профессионального образования
РФ

Российская система
дополнительного образования к настоящему времени в основном уже
сформировалась. Она является частью общей системы образования и
представляет собой совокупность дополнительных образовательных
программ, государственных образовательных стандартов, образовательных
учреждений и иных организаций, реализующих дополнительные
образовательные программы, общественных организаций, основной
уставной целью которых является образовательная деятельность в
области дополнительного образования, объединений (ассоциаций и
союзов) образовательных учреждений дополнительного образования,
общественных и государственно-общественных объединений, научных и
методических советов, органов управления дополнительным образованием,
подведомственных им предприятий, учреждений, организаций и др.

«В систему
дополнительного профессионального образования, курируемую только
Министерством образования Российской Федерации, входят свыше 1350
образовательных учреждений и структурных подразделений высших и
средних специальных учебных заведений, реализующих дополнительные
профессиональные программы повышения квалификации и профессиональной
переподготовки специалистов.

Развитие рыночных отношений
в России привело к существенным изменениям в отношениях между
работниками, работодателями и органами государственной власти. Важное
место в защите интересов всех участников трудовых отношений занимает
сейчас дополнительное образование. Исторический опыт показывает, что
скорейший выход из критической экономической ситуации связан с
широкомасштабным привлечением к этим процессам системы образования и,
прежде всего, высшей школы.

Основными целями системы
дополнительного профессионального образования России на среднесрочную
и долгосрочную перспективы являются:

  • превращение системы в один
    из мощных факторов ускорения структурной перестройки производства;
  • приведение квалификации
    специалистов и руководителей в соответствие с потребностями
    реального сектора экономики;
  • подготовка кадров высшей
    квалификации, обеспечивающая развитие приоритетных направлений науки
    и техники, создание и внедрение конкурентоспособных на мировом рынке
    новых наукоемких технологий;

В
настоящий момент система дополнительного профессионального
образования в России носит многослойный характер. Ее ядро составляют
специализированные учреждения дополнительного профессионального
образования (учебные центры занятости населения, коммерческие
образовательные учреждения, специализированные школы, курсы и т.п.).

В последние годы многие
учреждения основного профессионального образования тоже начали
оказывать услуги по дополнительному образованию. Здесь и
профессионально-технические училища, взаимодействующие с местными
центрами занятости населения по обучению безработных профильным
рабочим специальностям, и средние профессиональные учебные заведения
(техникумы, лицеи, колледжи), оказывающие образовательные и
сопутствующие им услуги, и высшие учебные заведения (институты,
академии, университеты), осуществляющие переподготовку и повышение
квалификации руководящих и инженерно-технических кадров. Они образуют
как бы третий слой системы дополнительного образования.

И, наконец, на периферии
системы дополнительного профессионального образования находятся
индивидуальные и частные формы образовательной деятельности
(репетиторство, надомное обучение, ученичество и др.).

В целом существование и
функционирование российской системы дополнительного профессионального
образования лежит в русле общемировых тенденций по подготовке
специалистов, вызванных изменением требований к рабочей силе.

Роль
дополнительного профессионального образования в условиях перехода к
новой экономике в России

Последние
тенденции социально-экономического развития России предполагают
инновации, модернизацию и динамичное развитие во всех отраслях
экономики и социальной сфере населения страны. Развитие,
реформирование, инновации в любой сфере требуют не только
значительных инвестиций, но и качественной квалифицированной рабочей
силы и профессиональных управленцев соответствующих новым требованиям
и тенденциям отрасли. Кадры для реформируемой сферы должны
максимально быстро и качественно быть подготовлены к изменениям.
Именно от готовности людей зачастую зависит успешность и
эффективность проводимой реформы.

Наиболее эффективным
инструментом образования соответствующих новой системе
квалифицированных кадров, несомненно, будет являться дополнительное
профессиональное образование. Здесь мы берем во внимание три наиболее
распространенных вида ДПО, о которых уже говорилось ранее:

при этом
исключаем второе высшее образование, так как оно отличается высокими
временными затратами.

Использование таких видов
дополнительного профессионального образования как переподготовка
кадров, повышение квалификации и стажировка для подготовки кадров
нового образца целесообразно по причине низких временных затрат на
обучение, специфичности и мобильности программ.

  • сокращением
    численности российского населения и занятых в экономике на фоне
    растущего демографического дисбаланса с азиатскими соседями России;
  • растущей
    конкуренцией за квалифицированные
    образованные кадры с европейскими и азиатскими рынками;
  • низким качеством и
    ухудшающейся доступностью социальных услуг в сферах здравоохранения
    и образования.

«Планируемые
расходы на образование за счет государственных и частных источников
составят – 6,5-7% ВВП в 2020 году (2007 год – 4,8%), на
здравоохранение – 6,7-7% ВВП в 2020 году (2007 год – 4,2
%), что обеспечит опережающее развитие человеческого потенциала1.

На
втором этапе реализации концепции (2013-2020 гг.) области развития
человеческого потенциала планируется:

  • распространение стандартов
    здорового образа жизни;
  • переход в образовании к
    индивидуализированному непрерывному образованию, доступному всем
    гражданам;

Проблема
кадрового обеспечения является одной из самых важных в процессе
реформирования той или иной сферы социально-экономического развития,
ведь человеческий фактор является одним из определяющих успешности
той или иной реформы. Как уже говорилось выше именно система
дополнительного образования наиболее полно и в кратчайшие сроки
сможет решить проблемы кадрового обеспечения этих важных для
социально-экономического развития отраслей. Для того чтобы понять
место и роль, которую определяет государство для системы ДПО в
современных условиях рассмотрим более подробно реформу образования, а
именно комплексный проект модернизации образования.

Именно по причине
необходимости обеспечения квалифицированными кадрами всех отраслей
новой экономики в реформе образования на первом этапе (к 2012 г.)
выделились такие задачи как:

  • формирование основ сети
    научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих
    передовые научные исследования и образовательные программы, решающих
    кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных
    проектов;
  • формирование национальной
    квалификационной структуры (НКС) с учетом перспективных требований
    опережающего развития инновационной экономики и профессиональной
    мобильности граждан;
  • обновление
    макетов государственных образовательных стандартов и модернизация
    программ обучения всех уровней на базе квалификационных требований
    НКС;
  • создание не менее чем по
    15% направлений подготовки программ «прикладного
    бакалавриата», обеспечивающих современную квалификацию
    специалистов массовых профессий, наиболее востребованных
    инновационной экономикой;

А
к 2020 году одним из целевых ориентиров развития образования является
формирование около 20 научно-образовательных центров мирового уровня,
интегрирующих передовые научные исследования и образовательные
программы, решающих кадровые
и исследовательские задачи
общенациональных инновационных проектов. Такие центры должны стать
мощной поддержкой в части обеспечения кадрами в современных условиях
инновационной экономики. Они должны аккумулировать в себе все
необходимые ресурсы самого высокого качества: технологические,
человеческие и т.д. (Пермский край, 2008).

Одной из идей
реформы образования является внедрение системы непрерывного
профессионального образования, которая в свою очередь обеспечивается
системой дополнительного профессионального образования. Достижение
поставленных целей в реформировании образования обеспечит необходимый
кадровый потенциал страны для дальнейшего динамичного
социально-экономического развития, внедрения инноваций, развития
науки, а также обеспечит конкурентоспособность человеческого фактора
на мировом рынке. Таким образом, стоит сделать вывод о том, что в
современных условиях система дополнительного профессионального
образования становится непросто востребованной, но и одним из базовых
условий успешной реализации всех запланированных реформ, связанных с
переходом к новой экономике и инновационному развитию приоритетных
отраслей страны.

  • Валентинов В.В. Роль
    дополнительного профессионального образования в решении проблемы
    трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования
    / В.В. Валентинов, С. В. Кондратьев // Роль и место центров
    содействия занятости и трудоустройства выпускников учреждений
    профессионального образования в федеральной системе занятости:
    Материалы семинара. – М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, –
    2002. – С. 94–103.
  • Пермский край
    – территория конкурентного развития / под научной ред. Букиной
    Т.В., Зуевой Е.Л. //учебно-методическое пособие, 3-е изд., –
    Пермь., 2008. – С. 52-58.

1
С учетом различий в паритете покупательной способности рубля и валют
других стран доли расходов на образование и здравоохранение в ВВП
составят около 13-14%, что сопоставимо с показателями передовых
зарубежных стран.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное профессиональное образование, дополнительное образование, Россия, Российская Федерация, повышение квалификации, система, инновационная экономика, кадровое обеспечение, образовательная деятельность, человеческий потенциал.

I. Образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования (повышения квалификации)

специалистов, его цели, задачи и структура

1. Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (далее именуется – образовательное учреждение повышения квалификации) создается в целях повышения профессиональных знаний специалистов, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций.

2. Главными задачами образовательного учреждения повышения квалификации являются:

удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте;

организация и проведение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов предприятий (объединений), организаций и учреждений, государственных служащих, высвобождаемых работников, незанятого населения и безработных специалистов;

организация и проведение научных исследований, научно-технических и опытно-экспериментальных работ, консультационная деятельность;

научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций, других документов и материалов по профилю его работы.

3. Образовательное учреждение повышения квалификации может быть государственным, муниципальным и негосударственным (созданным коммерческими или общественными организациями, частными лицами). Допускается совместное учредительство образовательного учреждения повышения квалификации. Порядок совместного учредительства определяется договором между учредителями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Образовательное учреждение повышения квалификации имеет статус юридического лица и считается созданным с момента его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Образовательное учреждение повышения квалификации имеет расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.

5. Образовательное учреждение повышения квалификации осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации “Об образовании”, федеральными законами и нормативными правовыми актами, настоящим Типовым положением, уставом и на основе договора с учредителем (учредителями) и устава.

6. Образовательное учреждение повышения квалификации самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, определенных законодательством Российской Федерации и его уставом.

7. Образовательное учреждение повышения квалификации реализует следующие виды дополнительного профессионального образования: повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2000 N 213)

Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.

Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:

краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;

тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;

длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Основной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов.

Стажировка специалистов может проводиться как в Российской Федерации, так и за рубежом на предприятиях (объединениях), в ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и федеральных органах исполнительной власти. Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим работника на обучение, исходя из ее целей и по согласованию с руководителем предприятия (объединения), организации или учреждения, где она проводится.

Целью профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. По результатам прохождения профессиональной переподготовки специалисты получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере. Направление профессиональной переподготовки определяется заказчиком по согласованию с образовательным учреждением повышения квалификации.

Профессиональная переподготовка осуществляется также для расширения квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов.

В результате профессиональной переподготовки специалисту может быть присвоена дополнительная квалификация на базе полученной специальности. Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится путем освоения дополнительных профессиональных образовательных программ.

Требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ и уровню профессиональной переподготовки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования, совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

Порядок и условия профессиональной переподготовки специалистов определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов осуществляются на основе договоров, заключаемых образовательными учреждениями повышения квалификации с органами исполнительной власти, органами службы занятости населения и другими юридическими и физическими лицами.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.03.2000 N 213)

По вопросу, касающемуся получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими РФ, см. Положение, утв. Указом Президента РФ от 28.12.2006 N 1474.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

8. К образовательным учреждениям повышения квалификации относятся:

академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования);

институты повышения квалификации (усовершенствования) – отраслевые, межотраслевые, региональные;

курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости.

Академии – ведущие научные и учебно-методические центры дополнительного профессионального образования преимущественно в одной области знаний, осуществляющие обучение кадров высшей квалификации, проводящие фундаментальные и прикладные научные исследования и оказывающие необходимую консультационную, научно-методическую и информационно-аналитическую помощь другим образовательным учреждениям повышения квалификации.

Институты повышения квалификации – образовательные учреждения повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов отрасли (ряда отраслей) или региона, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей предприятий (объединений), организаций и учреждений в повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов, проведение научных исследований, оказание консультационной и методической помощи.

К институтам повышения квалификации относятся также следующие образовательные учреждения повышения квалификации:

учебные центры профессиональной переподготовки, повышения квалификации и обеспечения занятости увольняемых из Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, деятельность которых направлена на организацию профессиональной переподготовки на гражданские специальности этой категории граждан, а также членов их семей;

межотраслевые региональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, деятельность которых носит координирующий характер и направлена на удовлетворение потребностей региона в повышении квалификации кадров, научно-методическое и информационное обеспечение расположенных в регионе образовательных учреждений повышения квалификации независимо от их ведомственной подчиненности.

Курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости – образовательные учреждения повышения квалификации, в которых специалисты, безработные граждане, незанятое население и высвобождаемые работники предприятий (объединений), организаций и учреждений проходят обучение в целях получения новых знаний и практических навыков, необходимых для профессиональной деятельности.

9. Академии, институты повышения квалификации, в том числе межотраслевые региональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, организованные как самостоятельные образовательные учреждения, могут иметь факультеты, кафедры, лаборатории, вычислительные центры, опытные полигоны и хозяйства, учебные театры и другие структурные подразделения. Академии и институты повышения квалификации могут иметь филиалы (представительства).

Филиалы академий и институтов повышения квалификации (усовершенствования) создаются и ликвидируются в установленном порядке учредителем образовательного учреждения повышения квалификации.

В академиях и институтах повышения квалификации (усовершенствования) осуществляется послевузовское профессиональное образование в установленном для высших учебных заведений порядке.

10. Образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов могут осуществлять также структурные подразделения повышения квалификации образовательных учреждений высшего профессионального образования (факультеты повышения квалификации преподавателей и специалистов, межотраслевые региональные центры, факультеты по переподготовке специалистов с высшим образованием и другие) и образовательных учреждений среднего профессионального образования (отделения переподготовки специалистов, курсы повышения квалификации специалистов предприятий (объединений), организаций и учреждений).

11. Типовые положения о структурных подразделениях повышения квалификации образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования.

12. Образовательные учреждения повышения квалификации создаются, реорганизуются и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации:

академии и межотраслевые институты повышения квалификации – Правительством Российской Федерации. После издания акта о создании данных образовательных учреждений повышения квалификации функции их учредителей выполняют федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых они находятся;

отраслевые институты повышения квалификации (усовершенствования) – федеральными органами исполнительной власти в пределах выделенных им средств федерального бюджета по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования;

региональные институты повышения квалификации (усовершенствования) – соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования;

межотраслевые региональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов – соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования;

учебные центры профессиональной переподготовки, повышения квалификации и обеспечения занятости увольняемых из Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащих – Министерством обороны Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования;

учебные центры профессиональной переподготовки, повышения квалификации и обеспечения занятости граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей – соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования;

учебные центры службы занятости – органами службы занятости;

муниципальные образовательные учреждения повышения квалификации – органами местного самоуправления, наделенными законодательством соответствующими полномочиями.

Федеральные органы исполнительной власти и организации независимо от организационно-правовой формы имеют право самостоятельно создавать курсы (школы, центры) повышения квалификации.

(п. 12 в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2000 N 213)

13. Отношения между учредителем (учредителями) и образовательным учреждением повышения квалификации определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

14. Право на образовательную деятельность и получение льгот, предоставляемых законодательством Российской Федерации, возникает у образовательного учреждения повышения квалификации с момента выдачи ему соответствующей лицензии.

При реорганизации (ликвидации) образовательного учреждения повышения квалификации его устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.

15. Наименование образовательного учреждения повышения квалификации устанавливается при его создании или реорганизации и может изменяться учредителем (учредителями), если это не влечет за собой изменения его организационно-правовой формы и направлений обучения специалистов, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования.

Изменение наименования образовательного учреждения повышения квалификации, созданного на основании постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации, осуществляется Правительством Российской Федерации.

16. Для негосударственных образовательных учреждений повышения квалификации настоящее Типовое положение является примерным.

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

2. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и дополнительные образовательные программы спортивной подготовки. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются для детей и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются для детей. Дополнительные образовательные программы спортивной подготовки реализуются для детей и для взрослых.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 127-ФЗ)

3. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.

4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями. Содержание дополнительных образовательных программ спортивной подготовки определяется соответствующей образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, с учетом примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки.

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 127-ФЗ)

5. Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств определяются в соответствии с частями 3 – 7 статьи 83 настоящего Федерального закона.

6. Особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта определяются статьей 84 настоящего Федерального закона.

(часть 6 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 127-ФЗ)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *