Социально-педагогическая поддержка ребенка в учреждении дополнительного образования — Студопедия

#ГотовПоделитьсяИнформациейРАС

Ежегодно 2 апреля отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.

Ключевыми для людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и их семей, и, несомненно, для всего общества остаются вопросы, связанные ростом распространения РАС среди детей, с ранним выявлением РАС и важностью своевременного создания условий, способствующих снижению коммуникативных барьеров и выстраиванию эффективного социального взаимодействия.

Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга (Комитет) с 2019 года во взаимодействии с социально ориентированными некоммерческими организациями, профильными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга и государственными учреждениями организует деятельность Межведомственной экспертной группы по развитию системы комплексной помощи лицам с расстройствами аутистического спектра в Санкт-Петербурге (Экспертная группа) и #ГотовПоделитьсяИнформациейРАС:

  • В системе образования по состоянию на конец 2021 года в Санкт-Петербурге действуют 24 ресурсных класса для детей с РАС в 21 школе города в рамках развития инклюзивного образования (2018 год – 5 классов, 2019 год -11 классов, 2020 – 15 классов).
  • В системе социального обслуживания продолжают развиваться различные отделения в государственных учреждениях социального обслуживания населения Санкт-Петербурга (в форме социального обслуживания на дому и полустационарной форме социального обслуживания) для предоставления социальных услуг, в том числе детям и взрослым с РАС: отделение дневного пребывания Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр социальной реабилитации инвалидов»; программа Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Московского района» «Объединяя усилия», направленная на разработку алгоритма социально-педагогического и социально-психологического сопровождения семей, имеющих в своем составе ребенка с РАС. Важное место в работе учреждений социального обслуживания населения Санкт-Петербурга занимают вопросы повышения квалификации специалистов, в том числе в сфере оказания помощи людям с РАС.

В состав Экспертной группы входит 12 социально ориентированных некоммерческих организаций, помогающих людям разного возраста, имеющим РАС: АНО поддержки детей с аутизмом «Простор», Благотворительный фонд «Антон тут рядом», АНО «РАСтемВМЕСТЕ», Санкт-Петербургская ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ», АНО «Синие паруса», Благотворительный фонд «Мы Тоже Тут», АНО «Центр инклюзивных социальных проектов «ЭЛЕОС» (Милосердие), Санкт-Петербургская благотворительная общественная организация социальной интеграции детей с РАС «Признание», АНО «АМБА», АНО «Центр инклюзивных и социальных проектов для детей с особыми потребностями «РАСкраски», АНО «Северный мост», АНО «Прекрасная планета».

Эта информационная акция станет дружественным шагом на пути к инклюзивному обществу.

Социально-педагогическая поддержка ребенка в учреждении дополнительного образования — Студопедия

Социально-педагогическая поддержка ребенка в учреждении дополнительного образования — Студопедия

В России стартует обновленный проект «Билет в будущее»

Социально-педагогическая поддержка ребенка в учреждении дополнительного образования — Студопедия

Социально-педагогическая поддержка ребенка в учреждении дополнительного образования — Студопедия

Телеканал “Залив ТВ”. Диалог у озера.

Социально-педагогическая поддержка ребенка в учреждении дополнительного образования — Студопедия

Социально-педагогическая поддержка ребенка в учреждении дополнительного образования — Студопедия

Постоянно действующая “горячая линия”

Комитета по образованию

О детском телефоне доверия 8-800-2000-12

Социально-педагогическая поддержка ребенка в учреждении дополнительного образования — Студопедия

Круглосуточная многоканальная служба Детского Телефона Доверия

576-10-10                   8-800-2000-122                   004

Круглосуточно работает кризисно-профилактическое отделение.

Помощь здесь предоставляется анонимно и бесплатно:

Профилактика негативных явлений среди молодежи

Использование приёмов педагогической поддержки в объединениях по интересам

Педагогическая поддержка также необходима для организации творческого процесса и раскрытия способностей учащихся, занимающихся в объединениях по интересам. Она проявляется как особая область деятельности педагога. Учащиеся обучаются, познают, творят – каждый по-своему, а мы создаем условия для этого в зависимости от их потребностей, помогаем им и поддерживаем. Следовательно, сами дети дают подсказку нам – путь педагогической поддержки.

В процессе деятельности объединения по интересам, у ребенка могут появиться трудности, которые ему тяжело преодолеть в одиночку. Тогда требуется помощь взрослого. Вступает в силу педагогическая поддержка как нужный элемент образовательной деятельности.

Форма социально – педагогической поддержки учащихся

Стадии социально – педагогической поддержкиСредстваКритерииФакторыОзнакомлениеЗанятия в объединениях по интересамОценка эффективности творческой деятельностиСтимулирование творческого потенциала и воспитание учащихсяРазвитие личностиСоциальные институтыОценка эффективности воздействия социумаССоциально педагогические условия: совершенствование взаимодействия УДОДиМ с социальными институтами; включение учащихся в социально – значимую деятельность;развитие конструктивных межличностных отношений среди учащихся, педагогов и сверстникововершенствование качествЖизненные ценности

Преодоление препятствий в интеллектуальном, нравственном, эмоционально-волевом, психологическом и физическом развитии. Достижение желаемых результатов в различных сферах жизнедеятельности

Необходимо показать, что ребёнок способен сделать неповторимое произведение, а если у него появляются отрицательные либо положительные эмоции, то их можно трансформировать в творческое состояние.

Перед педагогом дополнительного образования встает ряд конкретных психолого-педагогических задач:

помочь учащимся осознать ценность, цели и перспективы творческой самореализации в техническом, художественном творчестве и своей уникальности;

развивать у учащихся аналитическое, конструктивно-критическое отношение к миру;

культивировать эмоциональное и конструктивное отношение учащихся к своему творчеству;

создать условия для включения учащегося в разнообразную творческую деятельность;

помочь в освоении способов творческой самореализации и самовыражения;

попытаться перевести личностные трудности в предмет и содержание художественного (творческого) осмысления.

В своей работе педагоги дополнительного образования стараются научить детей анализировать результаты собственного труда, находить пути преодоления негативных эмоций в деятельности, избавить ученика от боязни быть неуспешным и пробудить в нём рвение добиться положительных результатов, подсказав ведущие к этому пути.

Обучающие и развивающие игры, включённые в занятия по развитию творческих способностей, позволяют учащимся самим делать выбор и преодолевать возникающие трудности, а не быть сторонними наблюдателями; незамедлительно реагировать на действия других и самостоятельно принимать осознанные решения.

Каждое занятие с учащимися проектируется таким образом, чтобы сочетать разные виды деятельности. Любая встреча (занятие) имеет свою динамику развития. В сфере киноиндустрии для такого процесса используют понятие «качать эмоции», т. наращивать эмоциональный потенциал действия. Необходимыми этапами построения занятия являются:

создание соответствующего настроя на занятие (презентация авторских, творческих работ, выполненных дома после предшествующего занятия);

эмоциональная разминка с элементами синхронизации (образно-чувственная театрализация);

поведенческая практика (сопереживание и сочувствие);

рефлексия через дискуссию.

Итог педагогической поддержки учащегося можно представить в следующем виде:

углубление личных свойств и художественных способностей;

умение самовыражаться через декоративно-прикладное, спортивно-техническое и художественное творчество.

Таким образом, рассматривая приёмы педагогической поддержки учащихся через творчество, мы опираемся на следующие принципы гуманистической педагогики: уважения и доверия ребёнку, воспитания, сотрудничества с ним, личного подхода к ребёнку.

Исходя из этих приёмов, можно выделить принципы организации педагогической поддержки:

обязательный учёт психофизических, психологических и социокультурных особенностей учащегося;

его позиции в межличностных отношениях и социальном окружении;

поэтапность (последовательность) взаимодействия педагога и воспитанника через использование различных педагогических приёмов;

изменение позиции педагога на различных этапах взаимодействия;

Программа реализации проекта

I этап: подготовка педагогических кадров к деятельности по осуществлению проекта

На данном этапе реализации проекта важно изучить мнение педагогов, учащихся и их родителей о востребованности данных объединений по интересам, определить основные формы и методы взаимодействия учащихся и педагогов, выбрать наиболее значимые мероприятия.

№№ п/п Содержание и формы работы Ответственные 1 Создание инициативной (творческой) группы директор, заместители директора 2 Методические консультации по теме «Основные методы проектной деятельности» методисты 3 Педагогический совет «Формирование ценностных ориентиров у воспитанников центра посредством активизации творческой деятельности» директор, заместители директора, методисты, педагоги дополнительного образования 4 Создание банка данных проекта. Подбор литературы и методических разработок. заместители директора, методисты

II этап: организационно-массовая работа по реализации проекта

Виды деятельностиЦенностно – ориентационнаяСоциально-адаптационнаяТворческо-познавательнаяТрудоваяСпортивно-оздоровительнаяИгровая

III этап: результативность деятельности

Предусматривает получение и оценку результатов, исходя из поставленных целей и задач. Необходимо отследить предварительные, промежуточные и конечные результаты, что особенно важно для корректировки и совершенствования форм и методов деятельности в интересах повышения качества воспитания и обучения в рамках социально-педагогической поддержки учащихся.

Описание критериев и показателей определения эффективности проектной деятельности:

Для определения эффективности внедрения модели социально-педагогической поддержки учащихся в учреждениях дополнительного образования учитываютсякритерии и показатели.

Рост удовлетворенности учащихся собственной деятельностью.

Эффективность совместной творческой деятельности «педагог-учащийся».

Положительный психолого-педагогический климат.

Высокая заинтересованность педагогов и учащихся в творчестве и инновациях.

Овладение современными методами обучения и воспитания.

Хорошо организованный процесс обучения и воспитания.

Положительная динамика качества образования.

Постоянное внимание администрации центра к деятельности педагогов и учащихся.

Критерии успешности социально-педагогического взаимодействия:

высокий уровень удовлетворённости педагогов и учащихся собственной деятельностью;

высокая оценка, которую педагоги ставят своим учащимся;

высокий профессиональный авторитет педагогов;

творческий настрой педагогов и учащихся;

желание педагогов достичь совершенства, которое позволило бы им стать любимыми педагогами в учреждении дополнительного образования;

высокий уровень внимания и проявление интереса к направлению объединения по интересам со стороны учащихся;

возможность для каждого учащегося найти себе интересного педагога, привлекательные объединения по интересам и как следствие этого – дело по душе;

преимущества использования индивидуального, дифференцированного обучения;

естественная связь между урочной и внеурочной деятельностью;

устойчивое умение педагогов применять различные современные методики и технологии преподавания.

Конечным результатом является определение педагогом одного из трёх уровней сформированной системы ценностей у учащихся: высокого, среднего и низкого.

Критерии высокого уровня: развитость, целостность, непротиворечивость персональной системы ценностей, социальная активность.

Критерии среднего уровня: непоследовательность, недостаточность мотивации моральных ценностей, неустойчивая социальная позиция.

Критерии низкого уровня: неспособность к автономности, пассивная социальная позиция, нестабильный характер личностных ценностей.

“Изюминка” дополнительного образования как раз и состоит в том, что все его программы не транслируются детям сверху по типу единого государственного стандарта, однозначно определившего, что нужно знать и уметь подрастающему поколению, а предлагаются детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями.

Дополнительное образование, построенное по принципу творческих мастерских, учитывает рамки базового образовательного стандарта и обеспечивает основные «технологические» учебные занятия и программы, а также осуществляет социально-психологическую и медико-социальную поддержку учащихся.

В системе дополнительного образования также решается проблема профессиональной ориентации и профессиональной подготовки учащихся.

Вся работа направлена на формирование мотивации успеха у учащихся, на развитие их познавательных интересов и способностей.

Принципы педагогической поддержки

вера в каждого ребёнка и его возможности;

оценка не личности, а действий и поступков;

видение не только ценности результата, но и самого процесса взаимодействия с ребёнком;

проявление внимания к каждому ребёнку;

помощь в поиске собственного «Я».

Кадровое обеспечение инновационного проекта

Фамилия Имя Отчество Занимаемая должность Василевич Анжела Ивановна И. директора ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи»Жудро Андрей Петрович Заместитель директора по учебно- воспитательной работе ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи» Парачук Андрей Валентинович Сергеенко Сергей ПетровичДаниленко Марианна Александровна Методисты ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи»Лунцевич Анастасия Сергеевна Педагог – психолог ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи» Лысый Николай Фёдорович Фомченко Александр Андреевич Сакович Ирина Сергеевна Зайцева Людмила Константиновна Заяц Владимир ВасильевичКорникова Татьяна Григорьевна Педагоги дополнительного образования ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи»Макеенко Ирина Александровна Педагог – организатор ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи»Рассошко Наталья Петровна культорганизатор ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи»

Функциональные обязанности различных категорий работников ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи» в контексте реализации проекта

директора и его заместителей:

– общее руководство реализацией проекта: организация, координация, контроль.

методистов, специалистов СППС и педагогов дополнительного образования:

– организация досуга учащихся, профориентационная работа, профилактика правонарушений и преступлений среди учащихся;

– организация работы с родителями по вопросам занятости подростков, вовлечение на занятия в объединения по интересам;

– организация и проведение встреч учащихся, родителей с представителями различных творческих профессий;

– организация и проведение учебно – воспитательных мероприятий;

– организация и проведение диагностики уровня воспитанности учащихся и их правовой культуры.

Для управления и реализации проекта в учреждении образования создана соответствующая материально-техническая база.

Финансовых затрат внедрение проекта не требует.

Предварительный просмотр

Администрация города Дубны Московской области

Управление народного образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества г. Дубны Московской области»

(Ц Д Т)

Роль дополнительного образования в формировании личности и ее социализации на примере деятельности МБОУ ДОД «Центр детского творчества г. Дубны Московской области»

Мачалкина К.

Учреждение дополнительного образования как институт социализации

Если рассматривать процесс социализации личности, то непременно выстроится взаимосвязь «социализация – воспитание – самовоспитание».

Основываясь на уже данное расширенное определение понятия, социализация предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно с взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентации, своего стиля жизни.

Воспитание представляет собой систему целенаправленных, педагогически организованных взаимодействий взрослых с детьми, самих детей друг с другом. Именно в таком личностном взаимодействии происходит изменение мотивационно-ценностной системы личности ребенка, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения, поэтому воспитание является одним из главных путей организованной социализации.

Взаимосвязь социализации и воспитания нельзя рассматривать, игнорируя процесс самовоспитания, так как реально осуществляемая социализация обязательно предполагает свою вторую сущность – индивидуализацию: становление личности со всей присущей ей уникальностью и неповторимостью, своеобразное обретение себя. Самовоспитание в этом контексте – в высшей степени осознанная и самостоятельная деятельность человека по совершенствованию своей личности, характеризующаяся тем, что он осознает себя и действует как субъект социализации.

Учреждение дополнительного образования детей – открытая площадка, реализуемая перечисленные компоненты. Именно поэтому
статус учреждений дополнительного образования стоит рассматривать на достойном уровне, так как качество образовательных услуг, предлагаемых этими учреждениями довольно высоко. Сегодня это образовательные программы, основанные на базисном плане учреждения дополнительного образования. Программы, авторами которых становятся сами педагоги дополнительного образования в
контексте с типовыми программами
, являются результатом творческой интеграции осмысления и анализа научно-методической литературы и собственного практического опыта. В основе программ лежит парадигма взаимодействия, что предполагает возможность определенной их коррекции, с учетом индивидуальных способностей и уровня подготовленности детей. Реализация таких программ на практике приводит к тому, что в процессе социально-педагогического взаимодействия учитывается соответствие конкретного дела и личных возможностей детей, создаются условия для опережающего развития более подготовленных детей, обеспечивается индивидуальный темп передачи материала для детей, имеющих трудности в его усвоении. Важным условием их эффективности становится учет приоритетных видов деятельности детей в различных возрастных группах и другие психофизические особенности возраста.

Особенностью процесса дополнительного образования детей, как уже говорилось выше, является то, что он предоставляется детям в их свободное время и развертывается на фоне свободного выбора, добровольного участия, избирательности учащимися своего образовательного пути, режима, уровня и конечного результата. Эта специфика выражается в необходимости конструирования в программе дополнительного образования особой методики творческого сотрудничества, деятельности педагога и ребенка, педагога и творческого объединения, методики активного и интенсивного обучения.

Структура МБОУ ДОД ЦДТ

В 1962 году в Дубне открылся Дом пионеров, в 1985 году ему было передано здание бывшей школы №6 на ул. Мира. Первым директором Дома пионеров была Л. Доценко. В Доме пионеров работали: городской пионерский штаб, школа пионерского и комсомольского актива. В 1994 году Дом пионеров преобразован в учреждение дополнительного образования детей – Центр детского творчества.

С 1989 года его руководителем была Лидия Ивановна Быкова. За большой вклад в дело воспитания и творческого развития подрастающего поколения Л. Быкова награждена знаком «Отличник просвещения Российской Федерации», грамотами и дипломами.

Профиль деятельности –
осуществление образовательной деятельности по реализации дополнительных образовательных программ.

Структура Центра детского творчества четкая и вместе с тем многогранная, нацеленная на то, чтобы лучшим образом обеспечить взаимодействие всех членов коллектива. Во главе руководства и организации учебно-воспитательного процесса стоит директор. Текущие и организационные вопросы решаются через заместителя директора по учебно-воспитательной работе в тесной связке с педагогами-организаторами в административном здании и педагогами-организаторами детских клубов по месту жительства «Буревестник» и «Факел», которые входят в состав Центра. Сами занятия проходят на базах общеобразовательных школ города.

Работа по направлению безопасности учебно-воспитательного процесса и охраны труда руководит заместитель директора по безопасности учебного процесса.

Вопросы материального и хозяйственного сопровождения решаются заведующим хозяйством, в ведении которого находится младший обслуживающий персонал.

Основные направления, цель и задачи работы организации

Основная цель образовательного процесса: создание социально-педагогических условий для гармоничного и разностороннего творческого развития личности воспитанников, реализации их творческих способностей в системе взаимодействия общего и дополнительного образования.

  • развитие у детей и подростков мотивации к познанию и творчеству;
  • реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства;
  • изучения социального заказа родителей и удовлетворение потребности детей в реализации творческих способностей средствами дополнительного образования;
  • расширение межведомственных связей, сотрудничество Центра с другими образовательными учреждениями, учреждениями культуры, другими организациями города.

В Центре детского творчества реализуются дополнительные образовательные программы следующих направлений:

Деятельность МБОУ ДОД ЦДТ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества г. Дубны Московской области» – это образовательное учреждение, в котором каждый ребенок может найти занятие по душе, раскрыть свои таланты и способности. В Центре детского творчества предоставляются стартовые возможности каждому ребенку, оказывается особое внимание и поддержка одаренным и талантливым детям, поднимается их индивидуальное развитие на качественно новый уровень.

Работая над созданием и совершенствованием образовательных программ, особое внимание уделяется разработке долгосрочных программ, рассчитанных на 3 и более лет обучения, с целью увеличения курса обучения, занятости и сохранности контингента обучающихся. Периодически проводится внутренняя экспертиза программ в целях повышения их эффективности и результативности.

Основные направления деятельности:

  • обучение детей в возрасте от 5 до 18 лет по образовательным программам различных направлений творческой деятельности;
  • научно-методическое обеспечение образовательного процесса;
  • организация и проведение фестивалей, праздников, концертов, творческих встреч, выставок, познавательного досуга.

Предметом деятельности Учреждения являются:

Занятия в коллективах Центра обеспечивают творческую и социальную самореализацию личности ребенка, способствует профессиональной ориентации и адаптации подростков. С детьми работают инициативные, творческие, квалифицированные педагоги дополнительного образования, увлеченные своим делом педагоги-организаторы, концертмейстеры.

Деятельность в отношении дополнительного образования детей на муниципальном уровне на примере города Дубна осуществляется на основании ежегодно реализуемого перспективного плана, который предусматривает основные направления деятельности в области образования. Это перспективный план работы Городского управления народного образования администрации города Дубны и муниципального бюджетного учреждения «Центр развития образования г. Дубны Московской области». Данный план включает в себя:

  • изучение деятельности и обобщение опыта работы;
  • регулирование деятельности (справки, приказы, согласования);
  • городские программы, семинары, совещания (совет), методическая работа;
  • городские и областные мероприятия;

Помимо этого плана реализуется инициативная деятельность учреждений в городе, в сотрудничестве с другими учреждениями (социальные службы, городские библиотеки, городской центр занятости населения, СМИ, образовательные учреждения, негосударственные образовательные учреждения, ГОВД, ГИБДД и другие), частными предпринимателями и другими заинтересованными лицами.

Центр детского творчества реализует программы и проекты дополнительного образования в отношении детей группы риска (см. Приложение 1) (на основании электронного запроса Министерства образования и науки Московской области и соответствующего письма Центра развития образования города Дубны Московской области).

Педагоги дополнительного образования Центра максимально обеспечивают возможность занятий по образовательным программам с детьми группы риска. Это могут быть специально разработанные образовательные программы или адаптированные базовые программы, осуществляемые в Центре с разработкой индивидуального учебного плана.

Организуя работу с детьми группы риска,
происходит эффективное включение их в процесс социализации по следующим критериям, которые для детей группы риска имеют важнейшее значение:

  • социальная адаптированность, предполагающая активное приспособление детей групп риска к условиям социальной среды, а также минимизацию рисков, возникающих в процессе интеграции ребенка в общество, оптимальное включение его в новые или изменяющиеся условия процесса адаптации, а также достижение успехов в реализации поставленных целей;
  • социальная автономизация, предполагающая реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, а также сохранение данных установок;
  • социальная активность, рассматриваемая как реализуемая готовность к социальным действиям в сфере социальных отношений и их развитие,направленная на социально значимое преобразование окружающей среды, инициативность, творчество, самостоятельность, результативность действий.

Анализ мониторинга социального потенциала развития личности в МБОУ ДОД ЦДТ

50 выпускников разных лет выпуска творческих объединений муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центра детского творчества г. Дубны Московской области» в возрасте 18-25 лет.

Цель исследования
была определена исходя из гипотезы, а именно: реализация дополнительного образования способствует целостному развитию детей и подростков, их успешной социализации, раскрытию индивидуализации и творческого потенциала и в дальнейшем оказывает влияние на выбор профессиональной деятельности.

  • определить уровень влияния дополнительного образования на формирование личности как целостного единства и взаимосвязи компонентов процесса социализации (со стороны педагога, социальной группы, образовательного процесса и т.д.)
  • определить уровень удовлетворенности выпускниками услугами дополнительного образования как потенциальной площадки для самореализации;
  • определить степень влияния дополнительного образования на возможность роста и развития личности, на выбор дальнейшей профессиональной деятельности.

Для решения поставленных задач в исследовании был использован следующих
комплекс методов исследования:

  • метод сбора информации;
  • метод приема и обработки информации;
  • метод обобщения полученной информации;
  • метод анализа полученной информации.

Характеристика понятийно-категориального аппарата:

Образование

единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Дополнительное образование детей
и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Социализация. Социально-педагогическая характеристика этого понятия выражается, по меньшей мере, пятью подходами:

Под
формированием личности
понимается процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий (социальной среды, социально организованного воспитания и обучения); процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений и различных видов деятельности.

Развитие
в широком смысле – процесс совершенствования имеющихся качеств и приобретения новых свойств, изменение качеств от простого к сложному, от низшего к высшему. Применительно к человеку развитие может означать:

  • всестороннее развитие человека как индивида;
  • физическое развитие, формирование физически здорового и жизнеспособного человека, развитие его силы, ловкости, выносливости и т.д.;
  • развитие психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения и т.д.);
  • развитие личности как сложной, обладающей индивидуальностью системы внутреннего мира человека, приобретение новых личностных качеств.
  • проведение массового сбора данных (анкетный опрос);
  • обработка полученных данных;
  • составление выводов по проведенному исследованию.

На 2014-2015 учебный год кол-во учащихся Центра составляет 1253 человека (данные приведены на конец учебного года). Контингент обучающихся женского пола составляет 943 человека, соответственно, мужского пола – 310 человек.

Выделим процентное соотношение обучающихся по половому признаку:

Как уже было мною упомянуто, респонденты – выпускники творческих объединений следующих направлений: художественное, социально-педагогическое и научно-техническое (физкультурно-спортивное не было рассмотрено по причине новизны творческих объединений данного направления, а также включенности в занятия младших школьников).

Выборка респондентов происходила по следующим критериям:

  • долгосрочная программа (3 и более лет), но с возможным совмещением с краткосрочными программами (1-2 года);
  • фактическое распределение обучающихся Центра по направлениям: художественное направление – 77,4%, социально-педагогическое – 14,6%, научно-техническое – 4,4%, физкультурно-спортивное – 3,6% (данные приведены с повторами детей, так как существует возможность заниматься в нескольких творческих объединениях Центра).

Анкета содержит в себе 3 блока: общая информация о респонденте, дополнительное образование как система и влияние дополнительного образования на развитие личности в процессе социализации и дальнейший выбор профессиональной деятельности на примере деятельности творческих объединений МБОУ ДОД «Центр детского творчества г. Дубны Московской области» (см. Приложение 2).

Блок №1 анкеты включает общие вопросы на определение личности с целью выявления соотношения данных респондента и его результатов.

Контингент респондентов женского пола составляет 34 человека, соответственно, мужского пола – 16 человек. Результаты анкеты по половому признаку в процентном соотношении выглядят следующим образом:

Данная тенденция в Центре существовала всегда, в силу преобладания художественного направления. Заинтересованность учащихся мужского пола в творческих объединениях художественного направления в основном присутствует до среднего школьного возраста (11-15 лет). В этом возрасте наблюдается переключение на другой вид деятельности, как правило, научно-технической направленности. Данную особенность предусматривают педагоги, отражая эту специфику в продолжительности образовательных программ.

Выборка по возрасту не производилась.

Укажите место учебы и специальность, а также место работы и Ваши основные обязанности.

Вопрос №4. Контактная информация

Данная информация являлась дополнением к анкете.

Вопрос №5. Творческое объединение ЦДТ, которое Вы посещали (возможно несколько вариантов ответов).

При анализе результатов присутствовали взаимосвязи выбора двух творческих объединений одного направления, а также были отмечены совмещения занятий в творческих объединениях разных направленностей.

При включенности учащегося в занятость разных направленностей стоит особое внимание уделить графику таких занятий, который исключит перегрузку организма ребенка.

Вопрос №6. Кто оказал влияние на Вас, когда Вы начали посещать ТО (творческое объединение) ЦДТ? (возможно несколько вариантов ответов).

Равные результаты были получены по вариантам школьные педагоги и родители – 32%. И данный выбор логично объясним: семья и школа два главных института социализации личности ребенка в возрасте до 18 лет, которые оказывают наибольшее влияние на процесс взросления.

Друзья и знакомые – 24%, в данной ситуации выступают «мотиваторами», которые подсказывают и направляют в определении занятости. Но это имеет место быть, конечно же, в подкреплении данного выбора родителями или педагогами. Респонденты частично выделяли такие взаимосвязи как «школьные педагоги – друзья, знакомые», «родителя – друзья, знакомые», допуская двойные ответы.

Группа респондентов, выделив «другой» вариант ответа, указали на собственный выбор досуговой деятельности, некоторые из них также выделили взаимосвязь «собственный выбор – родители поддержали».

Вопрос №6. Почему Вы выбрали именно то или иное творческое объединение (ТО) в учреждении ЦДТ? (возможно несколько вариантов ответов).

Наиболее популярные ответы в выборе занятия в творческом объединении Центра:

Блок №2 содержит ряд вопросов, посвященных дополнительному образованию детей как системе. Данные вопросы позволят выявить отношение целевой аудитории к учреждениям дополнительного образования детей.

Вопрос №1. В вашем представлении качественное дополнительное образование – это образование, которое? (возможно несколько вариантов ответов).

56% респондентов отметили, что основными критериями качественного дополнительного образования детей является возможность проявить свои творческие способности и таланты, а также дает новые знания, умения и навыки.

32% респондентов утверждают, что дополнительные образовательные программы готовят к выбору дальнейшей профессиональной деятельности. Данное утверждение можно подтвердить тем, что у ребенка есть возможность попробовать свои силы в различных сферах профессиональной деятельности, меняя и совмещая их. Данный вариант ответа не предполагает полноценное определение профессиональной деятельности, а лишь дает возможность выбора через пробы занятий в различных творческих объединениях разных направлений.

24% опрошенных утверждают, что немаловажным критерием качественного ДОД является укрепление сил и здоровья, учитывая, что анкетирование не распространялось на выпускников физкультурно-спортивного направления. Следовательно, можно сделать вывод, что респонденты ориентировались на личный опыт и практику занятий в ТО. Этот момент очень важен, учитывая нагрузку, которую получает ребенок в школе, а после на дополнительном занятии.

В том числе 20% респондентов отметили возможность завести новых друзей и знакомых, что в свою очередь позволяет практиковать межличностные отношения.

Вопрос №2. Какие черты личности, на Ваш взгляд, развиваются у занимающегося по программам дополнительного образования (в творческих объединениях/кружках/секциях и т. ) (возможно несколько вариантов ответов).

60% человек отметили: развитие личностных качеств (дисциплина, внимательность, аккуратность и т. ), расширение кругозора, повышение эрудированности, саморазвитие интеллектуальных способностей (четкость мышления, способность делать выводы и т.

52% респондентов упомянули о развитии навыков общения и самопрезентации, а также о стремлении самостоятельно развивать и применять полученные знания.

Вопрос №3. На Ваш взгляд, является ли посещение учреждений дополнительного образования условием полноценного развития ребенка?

Большая часть респондентов, а именно 66% отметили, что посещение учреждений дополнительного образования является полноценным условием развития личности ребенка в пору его детства и юношества.

24% человек допустили вариант ответа «другое», а именно отметили, что занятия по дополнительным образовательным программам лишь частично влияют на полноценное развитие личности ребенка.

2 человека отрицают возможность полноценного развития ребенка в учреждении дополнительного образования детей.

Вопрос №4. Выскажите Ваше мнение, как человек, прошедший данный этап, о возможности подготовки к выбору будущей профессиональной деятельности (возможно несколько вариантов ответов).

Респонденты отмечают значение и роль дополнительного образования в выборе профессиональной деятельности.

Дополнительное образование детей дает возможность допрофессиональной подготовки детей. Только раскрыв свои потенциальные способности и попробовав реализовать их еще в пору детства и юношества, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.

Блок №3 посвящен деятельности МБОУ ДОД ЦДТ. Данный блок содержит ряд вопросов следующего характера:

  • удовлетворенность выпускника различными сторонами работы того или иного творческого объединения (возможность адаптации в малой социальной группе, самореализация и т.д.);
  • оценка деятельности творческого(их) объединения(ий) по определенным параметрам;
  • степень интереса к социально значимой деятельности на данный момент;
  • применение полученных навыков и умений, социальных ролей и отношений при взаимодействии в социуме.

Вопрос №1. Ваша удовлетворенность различными сторонами работы творческого объединения, которое Вы посещали в ЦДТ.

Во всех предложенных вариантах выпускники отмечают, что образовательная деятельность, осуществляемая в Центре, «в полной мере» их удовлетворяет.

На основе полученных результатов можно определить эффективность деятельности учреждения. Результаты предполагают социальную приспособляемость на занятии в творческом объединении, социальную активность и гибкость в виде результатов деятельности обучающегося, которая также рассматривается как социальная готовность к социальным действиям, творчеству.

Вопрос №2. Напишите наиболее запомнившиеся события и Ваши главные достижения за время занятий в творческом(их) объединении(ях) ЦДТ.

Каждое направление деятельности, как правило, определяет цели, на которые ориентируется деятельность творческих объединений. В силу этого представители художественного, а также социально-педагогического направлений упоминали выставки, фестивали, концерты, где принимали участие как артисты, как организаторы. Отмечали, что показательные выступления помогали преодолевать страхи, способствовали раскрытию личности. Также являлись участниками мероприятий всероссийских и международных уровней, которые предполагали длительные поездки.

Выпускники научно-технического направления поделились своим опытом участия в научно-исследовательских конференциях, успехами в различных экспериментальных работах и показательных мероприятиях.

Вопрос №3. Какие личностные характеристики, которые выработались у Вас за время занятий в ТО ЦДТ оказали существенное влияние на процесс адаптации в социуме? (возможно несколько вариантов ответов).

Показатели, которые набрали наибольшие результаты: 60% – самостоятельность; 56% – ответственность, дисциплинированность; 52% – аккуратность, коммуникативные качества; 40% – терпимость.

Показатели, которые набрали наименьшие результаты: 12% – воля; 14% – справедливость; 14% – высокие жизненные запросы/требовательность.

Стоит отметить выбор приоритетных показателей на основе направленности творческого объединения. Художественное и научно-техническое направления: оппоненты данных направлений наравне наиболее часто упоминали такие качества как самостоятельность, дисциплинированность, терпимость, аккуратность. Основное отличие это преобладание общения, а именно приобретение коммуникативных навыков на занятиях в творческих объединениях художественного направления.

Только представители социально-педагогического направления отметили такие варианты как доброта, честность, справедливость.

Вопрос №4. Что из перечисленного Вы оцениваете как преимущество творческого объединения ЦДТ, где Вы занимались?

Показатели утверждают, что то или иное творческое объединение обеспечивает возможности реализации творческого потенциала учащихся как, на мой взгляд, одного из важнейших компонентов полноценного становления личности ребенка. Также в полной мере учащимися усваиваются коммуникативные навыки.

Вопрос№5. Повлияло ли посещение ТО на Ваши взгляды в выборе дальнейшей профессиональной деятельности?

16% респондентов (8 человек) отметили, что на них оказало влияние занятия в творческом объединении и определило их дальнейшую деятельность. Результаты показали, что в основном данный вариант выбрали выпускники научно-технического направления и в данный момент либо их учебная деятельность, либо профессиональная связаны с профилем творческого объединения. Так, например, сейчас выпускники научно-технического направления обучаются в таких учреждениях высшего образования как МГУ им. Ломоносова (физический факультет), НИУ ВШЭ (факультет прикладной математики и кибернетики), МУПОЧ «Дубна» (ядерная физика и технологии (радиационная биология), МФТИ (факультет прикладной математики и физики) и т.

Из 32% респондентов, в основном художественного направления отметили, что в основном занятия в творческом объединении определили их хобби. Выпускники социально-педагогической направленности отмечали заинтересованность в самостоятельной практической деятельности.

Вопрос №6. Вызывает ли на данный момент у Вас интерес та деятельность, которой Вы занимались на занятиях в ТО ЦДТ?

Присутствует положительная тенденция самостоятельной организации времяпрепровождения, ориентируясь на имеющийся опыт.

Допуская вариант ответа «другое», респонденты отмечали такие варианты ответов, как «использую навыки по мере необходимости», а также «возможность проявить свою эрудированность» и т.

Вопрос № 7. Хотите ли Вы, чтобы Выши дети/будущие дети посещали занятия в учреждениях дополнительного образования?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.