Социально-педагогическая поддержка ребенка в учреждении дополнительного образования — Студопедия

Первое педагогическое условие это – субъект-субъектные отношения педагога и ребенка. Второе условие вариативность образования.

Третье условие создание психолого педагогической среды.

Четвертое условие создание ситуации успеха для каждого ребенка.

как никакая другая образовательная система располагает большими возможностями в нахождении ребёнком своей индивидуальности, поскольку базируется на его познавательных, творческих интересах и способностях. объединяет воспитание обучение и развитие в единственный процесс с целью удовлетворения развития познавательных интересов творческого потенциала, опирающихся на свободный выбор ребёнком видов деятельности.

Информация о материале

Категория: Организация обучения с ДОТ (дистанционными образовательными технологиями)Организация обучения с ДОТ (дистанционными образовательными технологиями)

Организация смешанного обучения на Городском портале дистанционного обучения

В течение 2020/2021 учебного года педагоги образовательных учреждений Курортного района принимали активное участие в реализации проекта Комитета по образованию «Смешанное обучение» по созданию видеоуроков  для   наполнения Городского портала Дистанционного образования СПб.

По решению Комитета по образованию команда педагогов Курортного района обеспечила 8 учебную неделю четвертой четверти видео-уроками с 5- 11 класс по  следующим общеобразовательным предметам: русский язык, литература, английский язык, география, информатика, физика. В состав команды вошли 27  педагогов из  9 ОО: №324 -5 чел,; №433 – 4 чел. ;№435 – 3 чел. ;№445 – 3 чел. ; №447 – 1чел. ; №450 – 4чел. ;№ 466 – 5 чел. ;№541 -1 чел. ;№545 – 1чел.

Городской портал организации дистанционного обучения

Городской портал образовательных и методических видеоматериалов

Социально-педагогическая поддержка ребенка в учреждении дополнительного образования — Студопедия

Сайт “Календарь образовтаельных событий”Цифровые ресурсы к календарю образовательных событий на 2020-2021 учебный год

Практические методические рекомендации по организции образовательного процесса в ОУ с использованием ДОТ

Научно -методическое сопровождение педагогических работников на базе СПБАППО

Организация проведения уроков на Городском портале дистанционного обучения 2020-2021

Организация видеоконференцсвязи для дистанционных занятий

Организация дистанционных занятий с использованием ВКС

Экспресс-анализ цифровых платформ для организации ДО

Реализация в режиме дистанционного обучения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Оценка качества образовательного процесса и образовательных результатов».

Цель программы – развитие у слушателей компетенции в области применения современных методик и технологий диагностики и оценивания качества образовательного процесса, проектирования форм и методов контроля качества образования, проведения, анализа и интерпретации данных исследований и мониторингов качества образования на уровне образовательной организации.

Занятия в апреле проводятся в дистанционном режиме на платформе сервиса MyOwnConference с сохранением учебного плана.

Реализация в режиме дистанционного обучения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации в области информационных образовательных технологий  «Основы компьютерной грамотности 2 –ой уровень».

Цель программы – обучение работников системы образования использованию современных офисных приложений  Microsoft  при создании и обработке электронных документов,  а также для применения в образовательной деятельности.

Для реализации программы в формате исключительно электронного обучения,   создан интернет – ресурс на оболочке Moodle «Школа дистанционного обучения Курортного района», который включает в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающий освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме,  независимо от их места нахождения. Формирование информационной среды осуществляется с помощью программной системы дистанционного обучения, которая включает  в образовательную программу большой набор интерактивных элементов: интернет ресурсов тренажеров, видеоуроков, тестов, заданий, глоссариев, лекций, баз данных.

Впервые всероссийский конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» состоялся в 1998 году и сразу же завоевал большие симпатии у педагогической общественности страны. Конкурс призван  выявлять и поддерживать талантливых педагогов дополнительного образования, их передового педагогического опыта, способствует обновлению содержания воспитания и дополнительного образования детей, повышению профессионального мастерства и престижа труда педагогов. Конкурс «Сердце отдаю детям» – это творческое соревнование. Победителем может стать только сильная личность, человек, способный внутренне собраться и убедительно доказать ценность своего педагогического опыта для системы дополнительного образования детей. Вынося на суд коллег и жюри свои идеи, концепции, педагог получает возможность сравнить свой опыт с результатами других, услышать компетентную оценку собственных наработок, взять на вооружение советы и рекомендации коллег, методистов-практиков, профессионалов, работающих в той же сфере деятельности.

В Куйбышевском районе первой участницей конкурса стала Сафронова Ирина Сергеевна (2000 год), первый (и единственный в Новосибирской области) обладатель хрустального ключа – Синчуков Сергей Викторович (2005 год), педагоги нашего Дома детского творчества.

Участники регионального этапа Всероссийского конкурса

профессионального мастерства работников

сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям- 2021»

Подведены итоги регионального этапа Всероссийского конкурса

Социально-педагогическая поддержка ребенка в учреждении дополнительного образования — Студопедия

Педагог Куйбышевского ДДТ Григорьева Татьяна Сергеевна стала победителем регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Следопыт»  педагога дополнительного образования Т. Григорьевой (ПОСМОТРЕТЬ)

Приложение 1. Исследовательская работа «Правильное питание» (ПОСМОТРЕТЬ)

Приложение 2. Исследовательская работа «Малая речка Каинка» (ПОСМОТРЕТЬ)

Приложение 3. Исследовательская работа «Жизнь, отданная детям» (ПОСМОТРЕТЬ)

Приложение 4. Исследовательская работа «Сортоиспытание моркови столовой агрофирмы «Семко-Юниор» (ПОСМОТРЕТЬ)

Приложение 5. Исследовательская работа  «Флора и фауна охотничьего хозяйства «Тагановское» (ПОСМОТРЕТЬ)

Приложение 6. Исследовательская работа «Зеленое кольцо города Куйбышева» (ПОСМОТРЕТЬ)

Приложение 7. Исследовательская работа  «Леса Куйбышевского района» (ПОСМОТРЕТЬ)

Приложение 8. Исследовательская работа «Парк имени Ю. Гагарина» (ПОСМОТРЕТЬ)

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Дополнительное образование и его воспитательную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелывоспитания в семье и образовательных учреждениях разных уровней и типов. И, конечно же, дополнительное образование – не система психолога – педагогической и социальной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Современные технологии образования не являются единственным средством реформирования образования Главным стратегическим и технологическим ресурсом всегда был и остается именно педагог, отпрофессионализма, нравственных ценностей, интеллекта, которого зависит качество образования. Сегодня в РФ насчитывается около 18 тысяч учреждений дополнительного образования.

Дополнительное образование является сложной педагогической системой. Ее оптимальное функционирование зависит от множества факторов, но главным образом от педагогического мастерства учителя. Совершенствование педагогического мастерства учителей является главным условием дальнейшего повышения качества учебно-воспитательной работы и приведения ее в соответствии с требованиями жизни в условиях модернизации российского образования.

Учреждения дополнительного образования в государственной системе социального воспитания объективно играют подчиненную роль. Данное обстоятельство выражается как в определении содержания организуемого социального опыта и образования, так и в подстройке порядка функционирования под режим общеобразовательной школы.

Педагог дополнительного образования определенным образом ограничен в методах управления деятельностью и поведением воспитанника, в частности, речь идет о методах требования и показания.

В данном случае педагог для управления деятельностью воспитанников устанавливает отношения диалога, а активность детей в освоении содержания образования обеспечивается путем стимулирования их интереса.

В задачи педагога дополнительного образования входит руководство разнообразной творческой деятельностью, обучающийся в области дополнительного образования, организация внеурочной работы с воспитанниками в школе. Педагог дополнительного образования – один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной деятельности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность. Он комплектует состав творческих объединений, способностей сохранению контингента обучающегося, реализация образовательной программы участвует разработке авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации. Оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования. Педагог в глазах воспитанника является специалистом в привлекательном виде деятельности, поэтому ребенок готов устанавливать с ним контакт, чтобы освоить деятельность. Другими словами, образ педагога дополнительного образования, как правило, отличается от образа учителя школы в сторону большего доверия, более комфортных отношений, интереса обеих сторон друг к другу и к осваиваемому ребенком предмету.

Макаренко утверждал, что ученики простят своим педагогам и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие, постоянную готовность к работе, ясную мысль, знание воспитательного процесса, воспитательное умение.

Смысл деятельности педагога дополнительного образования детей не в том, чтобы непосредственно воздействовать на ребенка, формируя у него заданный комплект личностных качеств, но организовать самодеятельность ребенка, в которой будет проходить становление «человеческого в человеке», проявление и преобразование его личности.

Трудности, которые обычно испытывают педагоги дополнительного образования в процессе программирования, выражаются в двух аспектах:

а) построение собственного процесса, создание программы;

б) определение содержания и написание текста программы.

Сначала рассмотрим первую группу проблем – трудности процесса.

Самые первые из них возникают уже на этапе формирования замысла программы и связаны с ограниченностью изучения существующего опыта работы. Это обусловлено как объективными, так и субъективными причинами:

– не во всех учреждениях есть полный комплект типовых программ (изданных под грифом министерства образования), а также необходимое педагогическая узкоспециальная литература;

– многие педагоги не исполняют возможностей научно-педагогических библиотек, хотя имеют на это полное право, являясь работниками сферы образования;

– у большинства педагогов нет опыта работы с педагогической литературой вообще и с авторскими изданиями в частности.

Второй достаточно серьезной проблемой для педагога – практика является отбор содержания и процесс написания текста программы. Большинство педагогов дополнительного образования, будучи прекрасными специалистами в определенном виде деятельности, не имеют, к сожалению, необходимой педагогической подготовки для грамотного изложения содержания образовательной программы. При этом у многих из них наблюдается достаточно разностное отношение к любой критике в адрес их произведения. Применение наглядных средств обучения предъявляет и определение требования к педагогу дополнительного образования.

а) Педагог должен понимать необходимость чувственных образов в процессе изучения учебного материала;

в) Педагогу необходимо определить характер использования на занятии чувственных образов как средства развития абстрактного мышления;

К профессионально значимым качествам педагога относится:

– педагогическая направленность – важнейшее качество, которое представляет доминирующую систему мотивов, определяющую поведение педагога и его отношения к профессии;

– педагогические целеполагание – умение определить важность педагогических задач в зависимости от конкретных условий;

– педагогическая рефлексия – способность педагога к самоанализу.

Каргина З. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – М. : Школьная Пресса, 2006 – 96 с

festival- 1 septeber. Ru >articles

Цели, задачи и принципы профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.

Художественные навыки в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.

Разработать примерный план мероприятий на каникулы в детском творческом объединении.

Педагог дополнительного образования – специалист, орга­низующий образовательный процесс в непосредственном контакте с детьми в сфере свободного времени ребенка. Цели его деятельности:

– осуществляет дополнительное образование детей и под­ростков, организует их разнообразную творческую деятель­ность;

– комплектует состав воспитанников учебной группы, сек­ции, студии, клубного и другого детского объединения и при­нимает меры по сохранению контингента в течение срока обучения;

– обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (воспитания и обучения), исходя из психофизиологической целесообразности;

– обеспечивает соблюдение прав и свобод детей; участвует в разработке и реализации образовательных программ, несет ответственность за качество их выполнения, за жизнь и здо­ровье воспитанников;

– составляет план и программу занятий. Обеспечивает их выполнение;

– выявляет творческие способности детей, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей;

– поддерживает одаренных и талантливых воспитанни­ков, а также детей, имеющих отклонения в развитии;

– организует участие воспитанников в массовых меропри­ятиях;

– оказывает консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющих), а также педагогическим работникам в пре­делах своей компетенции;

– при проведении занятий обеспечивает соблюдение пра­вил и норм охраны труда, техники безопасности и противопо­жарной защиты;

участвует в деятельности методических объединений и других форм методической работы, повышает свою профес­сиональную квалификацию. Педагог допол­нительного образования – особая категория работников образова­тельных учреждений, массовая педагогическая профессия.

Дополнительное образование детей охватывает все сферы жизнедеятельности человека. Его содержание ограничено лишь одним требованием – не приносить вреда развивающейся личности. В дополнительном образовании детей работают спе­циалисты любых отраслей знаний, любых направлений человеческой деятельности. Занятия с детьми могут вести инже­неры, артисты, театральные критики, экономисты, юристы, художники, спортсмены, тренеры, социологи, политологи, психологи.

Специалисты системы дополнительного образования детей подразделяются на несколько категорий не только по образо­ванию (педагогическое и непедагогическое) и направлениям деятельности (наиболее часто встречающиеся в практике перечислены выше), но и по характеру реализуемых функций. На этом основании можно выделить:

– специалистов, работающих непосредственно с детьми (педагогическая деятельность);

– специалистов, организующих деятельность учреждения и его подразделений (организаторская – управленческая дея­тельность);

– специалистов, обеспечивающих систему на разных уров­нях (программно-проектировочная, методическая, финансо­во-экономическая и др. обслуживающая деятельность).

В сфере дополнительного образования детей особая роль принадлежит личности ПЕДАГОГА, стремящемуся к сотворчеству, сотруд­ничеству с детьми. Профессионализм педагога дополнительного образования выражается в умении видеть и формировать педагогические задачи на основе анализа ситуаций и находить оптимальные способы их решения. Заранее предвидеть многообразие ситу­аций быстро меняющейся жизни невозможно. Поэтому од­ной из важнейших особенностей педагогической деятельнос­ти является ее творческий характер. Эталоном действий пе­дагога дополнительного образования можно считать позицию: «рядом», «наравне», «вместе», но чуть «впереди». Но при этом необходимо, чтобы действия педагога проявлялись в трех группах качеств:

– деловые качества;

– свойства личности;

– педагогическое мастерство.

Ведущие деловые качества – это:

– целеустремленность в работе;

– четкость и деловитость;

– последовательность и настойчивость в достижении целей. Свойства личности – это:

– гражданская позиция;

– моральная чистота;

– любовь к детям и педагогическому труду;

– педагогический оптимизм;

– творческий подход к делу.

1 Основным и конечным результатом профессиональной деятельности педагога дополнительного образования явля­ется сам воспитанник, развитие его личности, способнос­тей и компетентности.

Задача педагога дополнительного образования – это руко­водство разнообразной творческой деятельностью обучающих­ся (воспитанников), комплектование учебных групп (детс­ких объединений). Именно педагог призван интегрировать усилия по физическому, интеллектуальному, нравственно-духовному развитию ребенка. Профессиональная деятельность педагога дополнительного образования направлена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач, непосредственно отвечающих жиз­ненным потребностям детей. Все это позволит в будущем прогнозировать возможности формирования у детей знаний, навыков, приобретаемых в системе дополнительного образо­вания с целью использования их в различных жизненных ситуациях.

Содержание профессиональной деятельности педагога до­полнительного образования в соответствии с квалификаци­онной характеристикой определяется ее педагогической на­правленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность, по сути, представляет собой комплекс действий по воспитанию, обучению, развитию и педагогической под­держке и социальной защите личности ребенка.

Важное место в деятельности педагога дополнительного образования занимает не только стимулирование и развитие деятельности воспитанников, но и поддержка социальных инициатив, мероприятий, акций, социальных проектов и программ на основе постоянного творческого поиска.

Задача педагога дополнительного образования – это умение создавать «ситуации успеха» для каждого ребенка, независимо от уровня его способностей. Профессиональная состоятельность педагога зависит от искреннего согласия детей и подростков сотрудничать с ним, от подлинного педагогического автори­тета. Нельзя заставить детей посещать занятия, которые им не нравятся, не удовлетворяют их духовным запросам.

Педагог дополнительного образования призван прививать детям следующие общекультурные качества:

– уважительное отношение к людям, ко всему живому, природе;

– чувство прекрасного, умение видеть и создавать красоту;

– интерес к получению знаний, навыки самостоятельного поиска творчества;

– физическая культура, стремление к здоровому и гармо­ничному образу жизни;

– умение конструктивно общаться;

– умение владеть собой, своими желаниями и эмоциями;

– умение реалистично оценивать свои возможности и конст­руктивно определять жизненные задачи, свое предназначение.

Предмет профессиональной деятельности педагога допол­нительного образования включает выполнение нескольких функций:

– исследовательской и прогностической;

– диагностической и педагогической поддержки;

– культурно-досуговой.

Эти функции проявляются в единстве, хотя у многих пе­дагогов одна из них может доминировать над другими.

Показателями результативности профессиональной дея­тельности педагога дополнительного образования могут быть:

С одной стороны:

– участие и достижения обучающихся в различных конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях;

– успешное освоение ими образовательной программы;

– увлеченное отношение детей к делу, которым они зани­маются;

– ранняя профессиональная ориентация и допрофессиональная подготовка обучающихся.

С другой стороны – собственный профессиональный рост педагога дополнительного образования (участие в выставках, творческих, мастерских, сольных концертах, конкурсах).

Социально-педагогическая поддержка ребенка в учреждении дополнительного образования — Студопедия

2Титульный лист (2). docПрактическое занятие 2. docx

Показать все связанные файлыигровая программа. docxОсновы дидактики общего начального образования Синергия. pdfОсновы дидактики общего начального образования отв. docxтеория и методика начального образования (автовосстановление). doОсобенности разработки учебных программ дополнительного образовапрограмма дополн. образования ЧУДЕСНАЯ МАСТЕРСКАЯ. docxРАБОЧАЯ ПРОГРАММА. docxРабочая программа курса внеурочной деятельности Дорогою добра МК5 класс, Рабочая программа по Математике ФГОС 3. docxРабочая программа ID976116. pdf

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация “Национальный социально-педагогический колледж”

Программа среднего профессионального образования

03 Педагогика дополнительного образования

Дисциплина: Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности

Обучающийся Полякова Дарья Николаевна

Лапоногова Валентина Алексеевна

Задание по теме 1. Профессиограмма педагога дополнительного образования

Цель занятия: закрепление знаний об профессиограмме педагога дополнительного образования, формирование умения разрабатывать профессиограмму и психограмму педагога дополнительного образования.

Задание 1. Разработайте примерную профессиограмму педагога дополнительного образования, реализующего программы социально – педагогической направленности. При разработке опирайтесь на модель профессиограммы, представленную  в лекции

Профессиограмма Педагог дополнительного образования– это довольно «молодая» профессия в дополнительном образовании школьников. Педагог дополнительного образования – это личность высокообразованная. Во-первых, в совершенстве владеет мастерством, которому обучает. В данный момент существует шесть направлений деятельности: техническое, социально-педагогическое, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое, естественнонаучное, художественное. Охвачены все области: пение и танцы, рисование, бисероплетение, моделирование, робототехника, шахматы, ткачество, работа с глиной, обучение игре на инструментах, различные спортивные виды, геология и туризм, швейное дело, информационные технологии и еще много-много чего интересного. Наверняка ВЫ уже владеете чем-то из вышеперечисленного, а это значит, что останется только еще немного поучиться, получив параллельно диплом о высшем или средне специальном профессиональном образовании, и иметь огромное желание поделиться своими знаниями и мастерством с другими. Социальная значимость профессии в обществе: Работа педагога дополнительного образования со школьниками ориентирована на формирование не только новой личности, но и гражданина государства. В условиях школьного образования воспитывается отношение ребёнка к труду, к обществу и самому себе, закладывая прочный фундамент для его дальнейшего развития. Массовость и уникальность профессии: Дополнительное образование имеет свою особенность: в отличие от общего и дошкольного образования, дополнительное образование не имеет стандартов. Это дает возможность, выбирать вид деятельности, самостоятельно составлять программу, определять содержание, формы и методы образования. Этозанимательный творческий процесс, позволяющий реализовать педагогические идеи (педагог дополнительного образования — профессионал, творец, волшебник). Педагог решает важные задачи: увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть. Создать среду единомышленников, в которой будет комфортно и интересно, где ребята могут получать новые знания, достигать результатов, самореализовываться и чувствовать себя успешными. Все это позволяет чувствовать свою значимость, востребованность как специалиста.

Современный педагог должен идти в ногу со временем, отслеживать тенденции развития общества. В последние годы ведется огромная работа по модернизации системы образования.

: Среди ведущих факторов риска, влияющих на здоровье педагогов, называют: высокое психоэмоциональное напряжение; необходимость переключать внимание на самые разнообразные виды деятельности; повышенные требования к вниманию, памяти; постоянную нагрузку на речевой аппарат; гиподинамию; ортостатические нагрузки; неудовлетворенность своей трудовой деятельностью; продолжительное пребывание в аудитории; низкий уровень психологической культуры; недостаточное развитие коммуникативных способностей и навыков самоорганизации у некоторых педагогов; индивидуальные психофизиологические свойства (например, слабую нервную систему); слабую профессиональную подготовленность. Где получить профессию: Получить образование по специальности педагог дополнительного образования возможно в педагогических колледжах, а также педагогических или гуманитарных институтах. социальный. артистический.

дополнительную общеобразовательную программу

основе примерных с учетом области деятельности

требовательность к себе и другим

Задания по теме 1. Ответственность педагога дополнительного образования в обеспечении безопасности жизни и здоровья обучающихся

Цель: формирование умений определять ответственность педагога дополнительного образования в обеспечении безопасности жизни и здоровья обучающихся, анализировать принятые решения и результаты; осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся.

Задание 2. Составьте требования к педагогу дополнительного образования, отражающие аспекты его ответственности в обеспечении безопасности жизни и здоровья обучающихся.

Определите основные цели и задачи деятельности педагога дополнительного образования по обеспечению безопасности жизни и здоровья обучающихся.

Приведите конкретные  примеры реализации данных целей и задач в деятельности педагога дополнительного образования.

Найдите и сделайте тезисные выписки из статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Чему посвящена данная статья? Какие основные  вопросы она затрагивает?

Требования к образованию и обучению

Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования “Образование и педагогические науки” или Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки “Образование и педагогические науки”

Требования к опыту практической работы

Для старшего педагога дополнительного образования – не менее двух лет в должности педагога дополнительного образования, иной должности педагогического работника

Особые условия допуска к работе

Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации8

Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации9

При привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей экскурсий с обучающимися – прохождение инструктажа по обеспечению безопасности жизнедеятельности

При привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей туристских походов, экспедиций, путешествий с обучающимися – прохождение обучения по дополнительным общеобразовательным программам

– обеспечение выполнения участниками образовательного процесса требований законодательных и других нормативно-правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий обучения и воспитания;

– предотвращение нестчастных случаев с обучающимися, воспитанниками в ходе образовательной деятельности и во время проведения мероприятий, организованных образовательной организацией;

– формирование у участников образовательного процесса устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций;

– выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима;

– профилактика и пересечение противоправного поведения, защиту детей и работников от преступных посягательств;

– организация транспортной безопасности при перевозке детей;

– обеспечение безопасной эксплуатации зданий и сооружений, оборудования и техических средств обучения.

Понятие «поддержка» введено в отечественную педагогику относительно недавно и получило развитие в работах А. Белкина, О. Газмана, В. Горского, И. Дементьева, Ф. Кевля, Н. Крыловой, Н. Михайловой, Л. Олиференко, Б. Фишман и других исследователей, которые рассматривают ее как педагогическую деятельность, направленную на оказание помощи ребенку в решении его проблем. Определение понятия «педагогическая поддержка». Само слово «поддержка» в русском языке трактуется как оказание помощи, содействие, поэтому различные виды поддержки (социальная, педагогическая, психологопедагогическая, социально-педагогическая) следует рассматривать как деятельность по оказанию помощи. Слово «поддержка» в словарях русского языка трактуется идентично словам «помощь» и «содействие». В отечественной научной педагогической литературе для обозначения педагогической и образовательной деятельности, ориентированной на личность, индивидуальность ребенка, утвердилось понятие «поддержка».

Виды и этапы педагогической поддержки. Выделяется несколько видов социально-педагогической поддержки:

– по степени участия взрослого (непосредственная и опосредованная);

– по времени оказания (опережающая, оперативная, поддержкапоследствие);

– по длительности (единовременная, пролонгированная, дискретная). Исходя из сфер педагогической поддержки, логично было бы классификацию видов расширить за счет содержания деятельности ребенка, например, коммуникативная поддержка, поддержка его творческой, исследовательской деятельности и т.

Факторы социально-педагогической поддержки. Социально-педагогическая поддержка как вид педагогической деятельности зависит от внешних и внутренних факторов, влияющих на ее эффективность. Исследователи проблем педагогической поддержки опираются на факторы межличностного взаимодействия педагога и ребенка, выделенные                    О. Газманом: добровольное согласие ребенка на помощь и поддержку со стороны педагога; вера педагога в позитивный потенциал, способности и возможности личности ребенка; субъект-субъектные отношения педагога и ребенка, основанные на уважении достоинства и прав личности, доверии, сотрудничестве; рефлексивно-аналитический подход педагога к процессу и результатам педагогической поддержки. Для социально-педагогической поддержки в дополнительном образовании этого явно недостаточно. Кроме внутренних факторов, включающих профессиональную и личностную ориентацию педагога на развитие индивидуальности и самореализацию старшеклассника, его потребность в самореализации с помощью значимого для него взрослого, педагога, необходимо рассматривать и внешние факторы. К ним относится профессиональная компетентность педагога в вопросах социальнопедагогической поддержки самореализации ребенка, создание в образовательном учреждении необходимых условий для социальнопедагогической поддержки. Однако эта проблема требует разработки в рамках концепции социально-педагогической поддержки самореализации старшеклассников в учреждениях дополнительного образования.

Методы социально-педагогической поддержки. Социально-педагогическая поддержка, как любая педагогическая деятельность, осуществляется посредством определенных методов. Исследуя методы педагогической и социально-педагогической поддержки, все исследователи проблемы подчеркивают необходимость использования интерактивных методов, способствующих формированию ребенка как субъекта деятельности. Последователями О. Газмана предлагаются: методика позитивного принятия, социальной интеграции и партнерства М. Осиновского и Н. Степанова; методика саморазвития Г. Цукерман; методика поддержки выхода ребенка в режим саморазвития «лидер – ведомый»; деловые, ролевые игры; метод разрешения проблемных ситуаций: арт-терапия и т. Эти методы ориентированы на саморазвитие ребенка, что собственно и определяется в качестве основной цели педагогической поддержки. Чистякова, занимающейся проблемами педагогической поддержки самоопределения старшеклассников, в качестве основных предлагаются методы проектирования, лекции, коллоквиумы, дискуссии, творческие конкурсы, метод профессиональных проб, практика на предприятиях и т. Эти методы широко применяются в дополнительном образовании и могут быть эффективны не только для самоопределения, но и для самореализации детей, особенно в той части, где речь идет о создании конкретного продукта деятельности.

Следует отметить, что социально-педагогическая поддержка представляет собой интеграцию организационно-управленческого,диагностико-проектировочного, интерактивно-коммуникативного, рефлексивно-аналитического, нормативно-правового компонентов, а также мировоззренческого компонента как ведущего.

Организационно-управленческий компонент ориентирован на осуществление процесса социально-педагогической поддержки деятельности ребенка. Данный процесс решает такие задачи как: участие в разработке программы развития, образовательных программ образовательного учреждения, создание структур, необходимых для социально-педагогической поддержки, организация повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах социально-педагогической поддержки детей, разработка программы мониторинга, материально-техническое обеспечение процесса, установление внешних связей с социокультурной средой города.

Внутренняя интеграция состоит в объединении усилий структурных подразделений учреждения для разработки программы развития, ориентированной на социальнопедагогическую поддержку ребенка, в создании на основе интеграции детских коллективов (школы, студии, ансамбли и т

Внешняя интеграция заключается в установлении постоянного взаимодействия образовательного учреждения с социокультурной средой в целях достижения учреждением целей социально-педагогической поддержки. Вариативность состоит в возможности наличия вариантов разработки программы развития, внутренней структуры учреждения в зависимости от ее целей.

Диагностико-проектировочный компонент ориентирован на изучение потенциала детей с целью выбора оптимального для них индивидуального образовательного пути и разработку проекта в виде программы деятельности коллектива и личности, обеспечивающей успешность процесса социализации школьников. При этом под диагностикой понимается деятельность по изучению состояния субъектов образовательной деятельности.

Интегративность на данном этапе заключается в интеграции видов педагогической деятельности (диагностики и проектирования), интеграции видов диагностик (социологической, психологической, педагогической), интеграции деятельности психологов, педагогов, методистов с деятельностью ребенка по его диагностике и определению индивидуального пути социализации. Вариативность состоит в возможности разработки разнообразных вариантов деятельности исходя из потребностей ребенка. Мировоззренческий компонент – развитие гуманной этической позиции субъектов среды, в том числе доброты, эмпатии, толерантности, готовности прийти на помощь другому, эстетического восприятия жизни и деятельности.

Мировоззрение детей активно формируется и развивается в процессе деятельности. Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. В основе мировоззрения лежит миропонимание, т. совокупность определенных знаний о мире; и мировосприятия, которое выражено в определенных идеалах, моделях и образах реальности, формирующихся в практической жизни, искусстве, литературе, науке, религии. Мировоззрение всегда связано с чувственными отношениями, т. ощущением удовлетворенности или неудовлетворенности окружающей реальностью. Поэтому может возникать пессимистическое или оптимистическое мировоззрение, догматическое, или скептическое. Поэтому основной задачей педагога является привитие у ребенка хороших жизненных и мировоззренческих позиций.

Таким образом, социально-педагогическая поддержка ребенка в дополнительном образовании представляет собой целенаправленную педагогическую деятельность, ориентированную на помощь ребенку в решении проблем саморазвития, самоопределения и самореализации, обусловленную спецификой педагогических условий дополнительного образования. Педагогическая и социально-педагогическая поддержка наряду с воспитанием и обучением является составной частью образования, решающей проблемы саморазвития, самоопределения, самореализации ребенка. Дополнительное образование является предпочтительной сферой для социально-педагогической поддержки в силу отсутствия образовательных стандартов, добровольности участия ребенка в образовательном процессе, вариативности образования.

Задания для самостоятельной работы:

В чем отличие принципов дополнительного образования от принципов воспитания в традиционной школе?

Выделите основные отличия социально-педагогической поддержки в учреждениях дополнительного образования от педагогической поддержки в общеобразовательном учреждении.

В чем состоит значение и сущность технологии педагогической поддержки в становлении личности обучающегося в учреждении дополнительного образования?

Презентация: «Развитие методической службы в Российской Федерации»

Сопровождением профессионального роста и развития педагогических и управленческих кадров традиционно, как помните, занимались муниципальные методические службы. В настоящее время их присутствие в единой муниципально-региональной образовательной системе малозначительно. Анализ сайтов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и сайтов организаций дополнительного профессионального педагогического образования 85 субъектов Российской Федерации показал, что информация о муниципальных методических службах присутствует только на сайтах 21 субъекта Российской Федерации. Это связано, видимо, с целым рядом причин, одной из которых является отсутствие законодательного закрепления существования муниципальных методических служб. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не содержат нормы, обязывающие к созданию и развитию методической службы на муниципальном уровне. Вместе с тем региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников способна помочь в решении новых актуальных задач, соответствующих духу времени и запросам общества на качественное образование, таких как:

  • обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
  • сопровождение введения обновленных ФГОС общего образования;
  • повышение качества массового школьного образования, выравнивание результатов школ с низкими показателями качества образования;
  • использование моделей цифрового образования.

Исходя из необходимости нахождения в правовом поле, предлагается при организации и развитии научно-методического сопровождения педагогических работников применять уже имеющиеся правовые основания и возможности. Минпросвещения России совместно с Академией Минпросвещения России подготовило письмо, описывающее подходы к организации региональной методической службы, подбору кадров и т.

Методическая служба рассматривается как неотъемлемая составляющая единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.

Научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров и, соответственно, деятельность методических служб (термин «методическая служба» применяется не как некая институция, а как давно сложившееся и устоявшееся понятие, характеризующее деятельность по оказанию методической поддержки и помощи педагогам) рассматриваются в строгом соответствии с приоритетными национальными задачами, определенными Президентом РФ и Правительством РФ, и с учетом Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.

Рассмотрим место методической службы в единой системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.

Молодой человек, окончив школу (возможно, пройдя предварительное обучение в классе психолого-педагогической направленности), поступает в педагогический колледж или вуз и успешно завершает получение профессионального образования в нем. Далее молодой специалист приходит на работу в школу. Здесь, возможно, за ним закрепляют наставника. С этого момента он вовлекается в орбиту непрерывного педагогического образования и профессионального роста. Система непрерывного педагогического образования и профессионального роста условно состоит из формального и неформального блоков (треков). Формальный трек непрерывного педагогического образования – это прежде всего регулярное, 1 раз в 3 года, повышение квалификации по программам ДПО в объеме часов, позволяющем получить документ установленного образца. Сюда же можно отнести и освоение адресных ДПП по результатам диагностики и системного анализа образовательного запроса, практических модулей ДПП на базе стажировочных площадок, в том числе на базе инфраструктуры НП «Образование», ДПП в сетевой форме. Неформальный трек непрерывного педагогического образования и профессионального роста – это участие педагога в профессиональных конкурсах, работе профессиональных сообществ (ассоциаций, клубов), исследовательской деятельности, работа в качестве эксперта или наставника и многое другое. И между этими треками непрерывного педагогического образования и профессионального роста находится зона ответственности методической службы (это так называемый межкурсовой период).

Оплата труда региональных методистов может осуществляться за счет бюджетных и внебюджетных средств региона. Основанием для определения количества региональных методистов является перечень видов реализуемой деятельности, объем планируемых мероприятий, прогноз численности педагогических работников и организаций, которым должна быть оказана методическая поддержка. Количество единиц региональных методистов рекомендуется определять из расчета 1 единица на 200–250 единиц педагогических работников в зависимости от местных условий и с учетом возможностей региона. В интересах финансового обеспечения и укрепления методической службы полагается целесообразным рассмотреть возможность перераспределения средств в государственном задании подведомственных организаций дополнительного профессионального (педагогического) образования (ИРО/ИПК) в пользу работ по методическому и научно-методическому обеспечению образовательной деятельности.

Важным фактором при формировании методического актива является доступность методической поддержки для всех муниципалитетов, муниципальных образовательных организаций, педагогов и управленческих кадров.

Предлагаются 2 варианта организации работы региональных методистов: педагог является штатным сотрудником образовательной организации (основное место работы) и выполняет функции регионального методиста по совместительству в ЦНППМ ИРО/ИПК либо является штатным сотрудником ЦНППМ ИРО / ИПК (основное место работы) и осуществляет педагогическую деятельность как совместитель в образовательной организации. Практическая педагогическая деятельность региональных методистов позволит более эффективно и адресно:

  • выявлять профессиональные дефициты педагогических работников;
  • внедрять в процесс профессионального развития педагогических работников программы формирования компетенций с учетом задачи по улучшению результатов участия российских школьников в международных исследованиях качества образования (PISA, TIMSS, PIRLS);
  • совершенствовать предметные компетенции педагогических работников;
  • выстраивать индивидуальные маршруты непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников;
  • вовлекать педагогов в экспертную деятельность;
  • проводить профилактику профессионального выгорания педагогов;
  • оказывать поддержку молодым педагогам и реализовывать программы наставничества педагогических работников;
  • оказывать методическую помощь учителям с низкими результатами обучения.

Таким образом, целесообразно провести работу по формированию реестра региональных методистов, включающего следующие данные: ФИО педагога, дата его рождения, уровень полученного образования, специальность, прохождение курсов повышения квалификации и/или профессиональной переподготовки, основное место работы, занимаемая должность, опыт методической работы.

Также важно оказывать поддержку муниципальным методическим службам, координировать их деятельность, вовлекать в процессы сетевого взаимодействия, встраивать их в единое научно-методическое пространство региона. Эффективным средством, влияющих на качество обучения, является своевременное использование в качестве современного методического инструмента имеющейся в регионе образовательной инфраструктуры, в том числе созданной в ходе реализации национального проекта «Образование» (центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», детских технопарков «Кванториум» и «IT-кубов», а также центров опережающей профессиональной подготовки).

Дополнительно информирую о создании в ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» структурного подразделения – Федерального методического центра (далее – ФМЦ). Деятельность ФМЦ направлена на выработку единых подходов к научно-методическому сопровождению педагогических работников и создание единой системы адресного научно-методического сопровождения педагогов и управленческих кадров. Центр является «точкой входа» для региональных методических служб. ФМЦ разрабатывает типовые документы для организации методической работы, составляет методические кейсы по актуальным вопросам содержания общего образования, изучает и тиражирует лучшие практики, проводит мониторинги, разрабатывает и реализует программы ДПО для методистов, организует тренинги, выездные семинары, мастерские, мастер-классы, вебинары, совещания, консультации для сотрудников методических служб.

Таким образом, методическая служба в Российской Федерации представляет собой вертикально интегрированную систему профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров за счет целевой направленности на формирование и развитие предметных и методических компетенций, необходимых для успешного решения задач, вытекающих из целевых ориентиров государственной образовательной политики.

Ирина Ивановна Тараданова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *