Современное дополнительное образование — это гибкая, динамичная, многоуровневая система, основанная на индивидуальном подходе к обучаемому. Система дополнительного образования детей, в силу своей личностной ориентированности на каждого ребенка, может успешно решать задачу подготовки поколений для жизни в современном информационном обществе.
Учреждениям дополнительного образования принадлежит особая роль в экологическом образовании и воспитании. Эта система образовательных учреждений способна адаптироваться к происходящим в обществе изменениям, быстро реагирует на индивидуальные потребности детей, а главное, в отличие от регламентируемого школьного образования, предлагает свободу выбора программ, направлений обучения и воспитания.
Социально активная личность — человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности, законопослушный, высокообразованный, духовно и физически здоровый гражданин, обладающий высокой мотивацией к самореализации во всех сферах активной созидательной деятельности на благо личности, общества и государства.
Стремление к объединению — естественная потребность детей и подростков. В объединении с другими ребенок видит возможность самозащиты, самоопределения себя как личности, единственной в своем роде, и как члена общества себе подобных.
Особенно благодатная почва для такого объединения, имеется в системе дополнительного образования, во временных внешкольных объединениях, разновозрастных сообществах, где есть условия, обеспечивающие взаимодействие поколений, передачу опыта от старших к младшим, накопление традиций, формирование таких качеств личности, как внимание к человеку, забота о людях, великодушие, ответственность, требовательность.
Одним из таких учреждений является бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей города Омска «Детский Эколого-биологический Центр» (далее — «Детский ЭкоЦентр»). Его суть состоит в установлении гармоничных отношений ребенка с природой, обществом и самим собой, в создании возможностей для реализации творческой активности детей в возрасте от 6 до 18 лет. Подросток, получивший определенный багаж экологических знаний, в дальнейшем становится воспитанным, экологически грамотным и социально-активным человеком.
Целью учреждения является развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
Детский ЭкоЦентр — это:
– квалифицированные кадры;
– общественно-активное учреждение, имеющее партнерские отношения с научными центрами, различными учреждениями образования и культуры, властными структурами, общественными организациями, средствами массовой информации;
– разработчик локальных и сетевых инновационных проектов;
– организатор занятости и досуга подростков и молодежи;
– центр массовых мероприятий;
– региональный представитель проведения Всероссийских и Международных мероприятий;
– организатор летних экологических лагерей, региональных и международных экспедиций;
– центр проведения круглых столов, семинаров, конференций;
– центр досуга матери и ребенка;
– центр реабилитации животных.
Детский Эколого-биологический центр располагает значительными возможностями и ресурсами для выполнения поставленных задач, а также для развития познавательной мотивации. Воспитанники обучаются по программам, предусматривающим учебную нагрузку на четыре, шесть или девять часов в неделю. Это позволяет стимулировать их творческую деятельность, направлять их личностное развитие.
Детский ЭкоЦентр, как учреждение дополнительного образования детей ориентируется на создание условий для формирования каждым ребенком осознанных и системных представлений о самом себе, об окружающем мире.
В учреждении разработаны и используются 56 образовательных программ.
– 2 — модифицированные,
– 48 — авторских,
– 4 — экспериментальных.
Сроки реализации образовательных программ предусматривают в равных долях программы одного и более трех лет обучения, большинство программ рассчитаны на 2 года обучения.
Программы охватывают все возрастные категории детей. В меньшей степени представлены программы дошкольного и начального образования в связи со спецификой учреждения — учебно-исследовательской направленностью.
Учреждение работает по 6 направлениям:
– туристско-краеведческое.
Из них наиболее полно представлено эколого-биологическое, определяющее сущность учреждения.
В Детском ЭкоЦентре образовательный процесс осуществляется в 4 учебных отделах:
– отдел зоологии
– отдел ботаники
– отдел экологии
– малая экологическая академия,
в которых представлены все образовательные программы.
В каждом из отделов работают от 48 до 60 объединений, в них обучаются более 2500 воспитанников.
Результаты исследования удовлетворённости образовательным процессом воспитанников и их родителей показали, что занятия в детских объединениях способствуют:
– развитию навыков общения со сверстниками;
– развитию творческих способностей;
– дают возможность самореализоваться;
– способствуют профессиональному и жизненному выбору;
– проведению интересного досуга;
– формируют уверенность в себе;
– способствуют готовности к самостоятельной жизни.
В процессе реализации Программы развития составлена модельвыпускника Детского Эколого–биологического Центра, который должен сформироваться в результате воздействия, как конкретного объединения, так и всей образовательной среды. По нашему мнению, воспитанник должен обладать следующими качествами:
– владеть достаточным уровнем экологических знаний и умений, необходимых для дальнейшего образования,
– быть социально адаптированным в современном обществе;
– быть готовым к профессиональному и жизненному самоопределению;
– стремиться к развитию духовных и нравственных качеств;
– иметь развитые чувства патриотизма и гражданственности;
– иметь развитые творческие способности;
– стремиться к саморазвитию, самовоспитанию, самосовершенствованию;
– быть готовым вести здоровый образ жизни.
Высокое качество подготовки воспитанников Детского ЭкоЦентра проявляется в успешном участии их в различных конкурсах, фестивалях, конференциях, различных экологических акциях, направленных на привлечение внимания к проблемам окружающей среды, а также в реализации социально значимых проектов.
Стабильно высоким остается процент участия в Региональном экологическом фестивале детско-юношеского творчества «Белая береза», конкурсе «Твердые бытовые отходы — наша общая проблема», конкурс «Лучшее экологическое объединение», «Чистая река — здоровый город», интеллектуальном экологическом марафоне «Эколог года», региональном этапе Всероссийского и Международного экологического форума «Зеленая планета», региональном этапе Российского конкурса водных проектов старшеклассников.
Воспитательная работа строится на основании Типового положения об учреждении дополнительного образования (1994г. ), Устава Детского ЭкоЦентра, в соответствии с образовательными программами педагогов.
Дополнительное образование как социально-педагогическое явление представляет собой единство организуемой образовательной и воспитательной деятельности (познавательной, развивающей, коммуникативной и др.
Воспитательная система работы в Детском ЭкоЦентре охватывает всех участников образовательного процесса, а именно педагогов, воспитанников и родителей.
Продуктом многолетней работы ЭкоЦентра является:
– повышение уровня воспитанности обучающихся и уровня экологического мышления;
– увеличение участников и призёров научно-практических конференциях, фестивалях, конкурсах различного уровня в 2 раза;
– разработана модель воспитанника Детского ЭкоЦентра;
– внедрение инновационных педагогических технологий в образовательный процесс педагогами.
– участие в Международном проекте «Сохранения природного и культурного наследия»;
– работает на базе Детского ЭкоЦентра областная опытно- экспериментальная площадка «По повышению профессиональной компетентности педагогов по средствам локальных инновационных проектов» — «Малая экологическая академия»;
– разработана и реализуется программа «Общественно-активное учреждение»;
– участие во Всероссийском конкурсе образовательных программ и методических разработок;
– городской конкурс педагогов, активно внедряющих инновационные технологии, где педагогами получены сертификаты на муниципальную поддержку в размере 100 тысяч рублей — обучение педагогов в Голландии и Америке.
Непрерывность экологического воспитания и образования реализуется через систему массовых мероприятий, рассчитанных на различные возрастные категории участников, включая дошкольников, учащихся от младшего до старшего возраста, студентов и жителей микрорайона.
Исходя из вышесказанного, можно увидеть, как подросток проходит путь к социальному творчеству и организации практических дел, к разработке и внедрению проектов, существенно меняющих отношения и образ жизни, ценностные ориентации и мотивацию, а в конечном итоге становится социально активной личностью.
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, образовательный процесс, программа, учреждение, активная личность, дополнительное образование детей, объединение, региональный этап.
Библиографическое описание
Современная система дополнительного образования
детей РФ по праву рассматривается как важнейшая составляющая
образовательного пространства, сложившегося в российском обществе. Дополнительное образование детей социально востребовано и нуждается в
постоянном внимании и поддержке со стороны государства.
Посредством организационно-массовой и воспитательной работы
реализуются такие функции как: развивающая, воспитывающая,
социально-педагогическая, реабилитационная, коррекционная,
профилактическая, оздоровительная, профориентационная,
психотерапевтическая и др. , что особенно важно в работе с людьми с
ограниченными возможностями.
На всех этапах своего развития человеческое общество не оставалось
безразличным к тем, кто имел физические и психические нарушения. Эти
лица всегда требовали особого внимания. Если общество и государство
не оказывало им адекватной помощи, то они становились тяжелым
бременем и источником таких социальных проблем как бродяжничество,
тунеядство и преступность.
Среди взрослого населения России около 8 млн. человек имеют
официальный статус инвалида. Кроме того, насчитывается еще столько же
людей с ослабленным здоровьем и ограниченной трудоспособностью. Немалую долю занимают и дети-инвалиды. Каждый их них нуждается в
системе медицинских, психологических, педагогических и
социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или
максимально полную компенсацию ограничений жизнедеятельности. К
сожалению, в современном обществе непрерывно увеличивается количество
детей с различными отклонениями и нарушениями, что актуализирует
поиск эффективных мер и механизмов их реабилитации.
Под реабилитацией понимают весь комплекс мероприятий, помогающих
людям с физическими нарушениями и хроническими заболеваниями
адаптироваться к требованиям школьного обучения, профессиональной и
общественной жизни. Общая цель данного процесса состоит в том, чтобы
совместными усилиями помочь человеку с физическими, психическими или
психологическими ограничениями, обусловленными болезнью, врожденной
патологией или экзогенными повреждениями после течения острого
состояния, с помощью комплексных мероприятий, найти свое место в
обществе или вернуться к тому образу жизни в повседневной,
общественной и профессиональной сфере, которого он достоин, как и
каждый гражданин своего государства, полноценный представитель
социума.
Важным условием качественной социализации и социальной жизни является
освоение навыков социального общения. Это предполагает доступ к
различного рода источникам информации, что затруднено из-за наличия
коммуникативных ограничений и барьеров; утраты мобильности;
недостаточных навыков межличностного взаимодействия и противодействия
части социума. Осознание дефекта развития и связанных с ним
ограничений зачастую приводит к неадекватной самооценке, ранимости
психики, маргинализации, ограничению общения с окружающими.
Большую роль в усилении и закреплении негативных стереотипов
социального взаимодействия и общения играет отрицательный опыт
общения ребенка, подростка со сверстниками или взрослыми,
демонстрирующими превосходство здоровых людей, подчеркивающих
неполноценность человека (неприятие или жалость), исключающих его из
жизни общества. Таким образом формируется эффект социальной изоляции
человека с ограниченными возможностями.
Человек с ограниченной трудоспособностью, как и любой другой, должен
быть подготовлен не только к продуктивной жизни и трудовой
деятельности, но и к умелому восстановлению частично утраченных
жизненных сил и здоровья, то есть к умению организовать свой отдых и
свободное время.
Для таких людей существует ряд объективных ограничений в участии в
различных общедоступных формах общественной и досуговой деятельности. Вместе с этим, они не должны находиться в полной изоляции. Специальные формы досуговой и образовательной деятельности в
учреждениях дополнительного образования детей способствуют развитию
социальных навыков в рамках своей субкультуры, личностному развитию,
приучают детей к активному и целесообразному времяпрепровождению
(спорт, танцы, экскурсии, декоративно-прикладное творчество,
искусство и ремесло, клубы по интересам и др
Педагоги конкретного учреждения дополнительного образования детей,
реализуя дополнительные образовательные программы
социально-педагогической направленности, могут работать с детьми 4-17
лет в следующих направлениях: для дошкольного возраста – школа
раннего развития, для обучающихся старше семи лет – детские
секции, кружки и объединения, решающие задачи интеллектуального,
физического, нравственного, патриотического и др. воспитания.
Возможности системы дополнительного образования уникальны тем, что в
ней различные сферы деятельности взрослых моделируются
соответствующими видами деятельности детей, в которых между взрослыми
и детьми складываются особые социально-психологические и
межличностные отношения. Социально-педагогическая направленность
позволяет учреждению реализовывать одну из основных функций
образование: доступность для всех категорий детей, в том числе, детей
группы риска, детей и подростков с ограниченными возможностями
здоровья. Педагог дополнительного образования «ведет»
ребенка по его индивидуальному маршруту с учетом его возможностей и
особенностей. Достижения детей обеспечиваются деятельность педагогов,
постоянно обновляющих цели, методы, фактическое и теоретическое
содержание программ и планов занятий.
Содержание образования различных учреждений системы дополнительного
образования детей создает условия для апробации совершенно иных путей
развития личности ребенка и самосовершенствования педагогов. Такое
образование не может быть стандартизированным, поскольку результатом
имеет не только цифровые показатели, а прежде всего, индивидуальные
достижения, личностные изменения конкретного человека.
В основе реализации программ
социально-педагогической направленности лежат
личностно-ориентированный, личностно-деятельностный подходы, суть
которых в формировании «Я-концепции» обучающихся,
индивидуальном развитии личности в интеллектуально-познавательной,
эмоциональной, мотивационно-потребностной сферах и в системе
социальных отношений.
В содержании и процессе каждой программы должны быть отражены
показатели эффективности и критерии результативности ее реализации. Рассмотрим на примера наиболее часто встречающихся форм работы с
детьми 4-17 лет:
-Школа раннего развития для детей 4-7 лет
-отзывы родителей и учителей начальных классов
-Школа секретарей-референтов для старших подростков
-эффективность – профтестирование (входной, промежуточный,
итоговый контроль)
1-й год зачет
2-й год – подготовка к ЕГЭ – экзамен
-Молодежный клуб для учащейся молодежи
-самопознание, самопринятие, саморазвитие, создание коллектива,
самопрезентация
-обратная связь, как показатель эффективности педагогического
взаимодействия – общение, понимание, коммуникативное развитие,
толерантность, работа в команде.
-Школа молодого предпринимателя для юношества
Входной контроль – сочинение, деловое письмо – хобби в
сфере бизнеса
Итоговый контроль – бизнес план, маркетинговое исследование
-социально-значимые качества в сфере бизнеса и предпринимательства
-Клуб для детей-инвалидов
-индивидуальные занятия, реализующие задачи сопровождения детей с
ограниченными возможностями развития.
-Молодежное общественное объединение для детей, подростков и
молодежи
-социальные проекты, адресная помощь, акции милосердия
-толерантность, эмпатия, креативность, мобильность, умение работать
в команде, организаторские навыки – как личностно-присвоенные
характеристики обучающихся различных возрастных категорий.
Как показал анализ практической деятельности по реализации данных
программ в системе дополнительного образования детей, имеет место
положительная динамика увеличения контингента обучающихся Школы
раннего развития, вместе с этим, результаты анкетирования родителей
свидетельствуют о некоторой их неосведомленности об индивидуальных
особенностях ребят, специфике образовательного процесса, что
актуализирует потребность в организации психолого-педагогического
просвещения и сотрудничества педагогов и законных представителей
детей. Изучение мнения учителей начальных классов МОУ СОШ, в которые
поступают выпускники Школы раннего развития, позволяет сделать
выводы о разносторонней и серьезной подготовке ребят к обучению в
школе, мотивированности и заинтересованности в учебных достижениях,
а значит, эффективности реализации данной дополнительной
образовательной программы.
Востребованность школы предпринимателей и секретарей-референтов
отражена в 100%-ой наполняемости групп, посещаемости ребятами всех
занятий, заинтересованности в предлагаемых формах и видах обучения,
удовлетворенности родителей в качестве подготовки.
Социально-педагогическая направленность деятельности учреждения
должна быть связана с оказанием помощи и поддержкой лиц, находящихся
в трудной жизненной ситуации. Так, например, Дворцом детского и
юношеского творчества г. Братска реализуются программа работы с
детьми-инвалидами, волонтерского движения и молодежного клуба по
овладению социально значимыми навыками и умениями в области
самопознания, общения и саморазвития. Необходимо отметить
актуальность реализуемой программы индивидуальной работы с
детьми-инвалидами, вместе с этим, не являющейся программой клуба, так
как, клуб – объединение детей и подростков на основе совпадения
интересов, стремления к общению, совместному проведению досуга и
отдыха.
Деятельность волонтерского движения направлена на реализацию
социальных проектов, поддерживающих ветеранов ВОВ, детей, оставшихся
без попечения родителей и других категорий граждан. Обучающиеся
овладевают на занятиях основами проектирования, организаторскими и
коммуникативными умениями, способностью работать в команде,
инициировать творческую активность самостоятельно, что решает
основные задачи образовательной программы социально-педагогической
направленности.
Одна из реализуемых учреждением направленностей –
социально-педагогическая, отражает концептуальные положения
модернизации системы дополнительного образования детей по решению
вопросов занятости детей во внучебное время и привлечения к
сотрудничеству детей группы риска, так как именно эти ребята обладают
виктимностью, являются предметом социально заботы.
Образовательные программы социально-педагогической направленности
обеспечивают решение задач: – компетентностного и потребительского
подходов, так как
А) Способствуют развитию социально-значимых качеств личности,
ключевых компетенций (работа в команде, толерантность,
профессиональная ориентация – школа секретарей, молодого
предпринимателя)
Б) Созданы на основе учета образовательных потребностей
представителей социума – родителей, Учредителя, социальных
партнеров
В) Результатом деятельности объединений данной направленности
выступают конкретные личностные достижения обучающихся, связанные с
индивидуальным преобразованием – школа жизни, волонтерское
движение.
Разновозрастной состав групп детских и молодежных коллективов
определяет доступность, преемственность, содержательность, широту
социальных вопросов, рассматриваемых в качестве учебно-развивающих
ситуаций. Формирование групп данной направленности осуществляется на
основе принципов добровольности участия, самоорганизации и
самоопределения, учета индивидуальных особенностей каждого ребенка
(клуб инвалидов, дошкольники, молодежь, дети, склонные к асоциальному
поведению). Педагогами, реализующими дополнительные образовательные
программы социально-педагогической направленности, используются
адекватные личностным особенностям детей формы промежуточного и
итогового контроля: тесты, деловые письма, социальные проекты и др.
Таким образом, деятельность учреждений системы дополнительного
образования детей при целенаправленной организации носит
социально-педагогический характер, позволяет достигать максимальный
эффект в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
здоровья, а также обеспечивать разновозрастное общение молодежи с
целью развития толерантности и гражданственности.
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование детей, социально-педагогическая направленность, ребенок, волонтерское движение, раннее развитие, дополнительное образование, итоговый контроль, молодой предприниматель, ограниченная трудоспособность, сфера бизнеса.
Каждый ребенок талантлив и неповторим по-своему, только надо вовремя заметить, поддержать и в процессе воспитания развить ростки детской творческой одаренности. Известно, что примерно 70% детей не имеют ярко выраженных склонностей к какой-либо деятельности. В данной ситуации родители, учителя, педагоги дополнительного образования могут и должны помочь ребенку «раскрыться», проявить свои лучшие качества, максимально реализовать потенциальные возможности. А для этого необходимо создавать для каждого ребенка «ситуацию успеха» (Л. Выготский).
Воспитание имеет место лишь тогда, когда осуществляется созидательная деятельность. С одной стороны, данное утверждение несколько категорично – воспитание словом, поступком, примером и т. С другой – заслуживает самого пристального внимания, так как эффективность воспитания через созидательную деятельность, сотворчество взрослого и ребенка трудно переоценить. Большинство детей действительно испытывают огромную потребность в активной творческой деятельности, хотят участвовать в объединениях по интересам, клубах и кружках, овладевать основами будущей профессии, стремятся к самостоятельности, развитию своих способностей, самоопределению. В процессе общения с окружающими людьми ребенок постоянно попадает в ситуации, требующие от него определенного выбора, принятия конкретного решения, переоценки ценностей, что активно влияет на его воспитание, становление, самоопределение. И во многом именно от нас, взрослых, зависит – сможем мы помочь ему в этом на каждом из возрастных этапов жизни или нет.
Совершенно очевидно, что эта задача не может быть выполнена усилиями одной только школьной системы. Огромную роль в ее решении наряду с семьей, окружением, средствами массовой информации, играет дополнительное образование детей – целенаправленный непрерывный процесс воспитания, обучения, развития.
Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:
· создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени ее освоения, педагога;
· многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;
· личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;
· личностио-ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого. В центре дополнительного образовательного процесса находится конкретный ребенок, саморазвитие его личности и индивидуальности. Для этого педагог дополнительного образования стремится получить детальную информацию об индивидуальных особенностях, потребностях, интересах, склонностях каждого ребенка, его уровне интеллектуальной, эмоционально-ценностной, трудовой и физической подготовки; психофизиологических качествах личности, а также о микросреде сверстников, где вращается ребенок, его семье и т
· создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;
· признание за ребенком права на пробы и ошибки в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;
Способности ребенка формируются посредством овладения в процессе воспитания и обучения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. Исходной предпосылкой для развития способностей служат врожденные задатки. В результате индивидуального жизненного пути у ребенка формируется на основе задатков индивидуально своеобразный склад способностей, требующий и индивидуализированного подхода к каждой конкретной личности. Именно этот принцип является основополагающим в системе дополнительного образования детей.
Традиционно понятие «дополнительное» идет по семантике слова. Так, в Словаре русского языка С. Ожегова понятие «дополнительный» определяется как дополнение к чему-нибудь, «дополнить» – значит сделать более полным, прибавив к чему-нибудь, восполнить недостающее в чем-либо. К сожалению, в российском образовании долгие годы понятие «дополнительное» было связано исключительно с дополнительными учебными занятиями в школе как одним из средств помощи отстающим и неуспевающим учащимся. Наряду с дополнительными учебными занятиями с отстающими с 1918 г. существовала внешкольная работа – образовательно-воспитательная деятельность с детьми, которая проводилась внешкольными детскими и культурно-просветительными учреждениями, органами народного образования, пионерскими, комсомольскими, профсоюзными и другими общественными организациями.
В 1992 г. в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» эта форма образования была включена в более широкую область – дополнительное образование детей как вариативная часть общего образования, целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Причем надо иметь в виду, что наряду с дополнительным образованием детей в образовательном пространстве по прежнему существует внеурочная работа (работа классного руководителя по организации воспитательного процесса в рамках коллектива своего класса), внеклассная работа (организация воспитательного процесса в рамках школы), внешкольная работа (организация воспитательного процесса с коллективом класса или школы вне рамок школы).
Видимо, не стоит думать, что попытки вовлечь ребенка в общественно-полезную деятельность, разумно организовать его свободное время, найти дело по душе всегда дают столь положительный эффект. Конечно, нет. Но стремиться к тому, чтобы владеть объективной информацией о ребенке с помощью анкетирования, метода включенного наблюдения, тестирования, диагностики, которые проводят педагоги-психологи, социальные педагоги, классные руководители с целью оказать ему своевременную помощь и поддержку, бесспорно, необходимо. В последние годы в ряде школ на каждого ребенка стали заводить «Карту личного роста учащегося», куда на протяжении всех лет обучения заносится информация не столько об успеваемости, сколько об общественно-полезной деятельности ребенка, его творческих успехах в дополнительном образовании, отличительных чертах, становлении характера и т. Думается, эта форма работы позволит педагогам совместно с родителями своевременно вносить коррективы в воспитание ребенка, его гражданское становление. Бесспорно, имеет значение и то, какие знания и оценки получат школьники, но гораздо большее – то, каким человеком станет каждый из выпускников школы, какие ценности он привнесет в свое окружение, общество в целом, насколько он готов к вступлению во взрослую жизнь.
Очень важно относиться к ребенку как субъекту жизнедеятельности и собственного развития. Система дополнительного образования детей – это не предлагаемая ребенку готовая социально культурная среда, а созданная им самим вариативная, опирающаяся на его собственные рефлексивные возможности, социально-культурная среда. Дополнительное образование детей на современном этапе осуществляется как в учреждениях, специально для этого созданных, так и в образовательных учреждениях других типов (детских садах, школах, учреждениях начального и среднего профессионального образования).
Современная система дополнительного образования готова предложить ребенку широкий выбор образовательных программ по различным видам творческой деятельности. Одним из самых массовых и популярных среди детей и родителей является художественное дополнительное образование. Искусство, художественное творчество позволяют предать детям духовный опыт человечества, способствующий восстановлению связей между поколениями. Учреждения дополнительного образования детей художественной направленности (музыкальные школы, творческие мастерские, студии, школы искусств и другие) способствуют воспитанию творческой личности, помогают развивать коммуникативные качества, умение выразить себя.
Организация научно-технического творчества приобщает ребенка к кропотливой самостоятельной творческой работе, связанной с научно-техническим прогрессом, изобретательством. Как правило, на станцию юных техников приходят ребята, которые мечтают стать летчиками и космонавтами, моряками и автомобилистами, изобретателями и радистами и т. Занятия техническим творчеством развивают интеллект, воспитывают в ребенке такие качества, как усидчивость, дисциплинированность, интерес к точным наукам.
Эколого-биологическое дополнительное образование детей направлено на развитие интереса ребенка к изучению биологии, географии, экологии и других наук о Земле. Изучая мир флоры и фауны, исследуя окружающую среду, ребенок учится искусству ощущать себя частью природы, нести ответственность за все, что происходит вокруг.
Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в системе дополнительного образования детей ориентирована на физическое совершенствование ребенка, формирование здорового образа жизни. А эта задача является приоритетной как для школы, так и для семьи. Развитие детско-юношеского спорта должно осуществляться не только за счет увеличения количества спортивных школ, но и за счет развития других форм внеклассной и внешкольной работы с детьми, создания физкультурно-оздоровительных и спортивных секций и клубов в учреждениях образования, по месту жительства.
В ходе модернизации российского образования активизировалась роль дополнительного образования в решении проблем профильного обучения учащихся. Исследования показали, что девочки в большей степени стремятся получить художественное образование, особенно их привлекает музыка и вокал (50,9%), хореография (30,9%), прикладное творчество (29,1%), на втором месте – спорт (25,5%). Среди мальчиков наибольшей популярностью пользуются занятия техническим творчеством (33,3%), спортом, музыкой и информатикой. С учетом того, что в системе дополнительного образования детей помимо специалистов, имеющих педагогическое профессиональное образование, работают профессионалы из других областей – режиссеры и художники, тренеры и инженеры, музыканты и мастера прикладного творчества и т. , дети получают основательную допрофессиональную подготовку, хорошо ориентируются в мире профессий, легче и быстрее адаптируются на рынке труда после окончания. В числе профессий, которые дети хотели бы приобрести в будущем, на первом месте – юрист, врач, журналист, музыкант (причем независимо от пола). Среди мальчиков предпочтение отдано таким профессиям, как программист, летчик, водитель, менеджер и бизнесмен. Среди девочек – экономист, бухгалтер, психолог, переводчица, актриса, парикмахер, манекенщица, банкир и дипломат. Как оказалось, дети считают самым важным в выбранной ими профессии то, что она позволит им быть профессионалом, мастером в своем деле, получать удовлетворение от работы, даст возможность общения с людьми, помогать людям и доставлять им радость.
Более 70% детей в их понимании соотносят самоопределение на данном этапе в основном с выбором профессии. В числе основных этапов на пути к своей профессиональной мечте они выделяют такие, как «хорошо закончить школу», «поступить в институт», «параллельно получить дополнительное образование», «освоить любимую профессию». Тем не менее ребенок школьного возраста, особенно в условиях учреждения дополнительного образования детей, достаточно часто находится в процессе самоопределения в самых различных жизненных ситуациях. Так, в основном дети сами определяли выбор того или иного вида деятельности. Существенно влияют на выбор ребенка родители и друзья. В свою очередь, на решение родителей привести ребенка в учреждение дополнительного образования детей повлияли высокий профессиональный уровень педагогов дополнительного образования и интересы ребенка.
Данные исследований показывают, что половина мальчиков связывают свою будущую профессию с избранным видом деятельности в системе дополнительного образования. Девочки в большей степени занимаются в творческом объединении «для души», и лишь третья часть из них предполагают, что их будущая профессия связана с любимым занятием в объединении. Это очень важный показатель, так как профессиональное самоопределение является, несомненно, очень важной, но тем не менее не единственной составляющей самоопределения человека. По мнению детей, наиболее полно их жизненному выбору способствует семья, дополнительное образование и в целом система отношений, атмосфера, которая царит в учреждении дополнительного образования детей, в конкретном творческом объединении и, конечно же, друзья, которые значат в жизни ребенка очень много.
Большинство детей, занимающихся дополнительным образованием, считают себя самостоятельными, они более уверенно ощущают себя в любом обществе, знают себе цену, у них адекватная оценка себя и окружающих. Более всего во взаимоотношениях с окружающими они ценят доброжелательность, справедливость, внимание, помощь и поддержку, проявления любви, умение и желание прощать недостатки. Все вышесказанное позволяет констатировать:
· чем дольше ребенок занимается в системе дополнительного образования детей, тем выше выражены у него познавательные интересы, тем более он уверен в правильности собственного выбора сферы приложения творческой активности;
· чем шире и разнообразнее интересы ребенка, тем более он альтруистичен и готов принести пользу обществу;
· чем больше ребенок ориентирован на семью, а члены семьи являются для него образцом для подражания, тем шире ребенок представляет свои возможности в развитии творческих способностей и самоопределении;
· чем больше занятость детей вне школы, тем более они самостоятельны, тем более оптимистично они смотрят в свое будущее, тем более они ориентированы на собственный успех и тем выше процент детей, определивших на данном этапе выбор как своей будущей профессии, так и жизненного пути в целом.
Суть педагогической поддержки в данном случае состоит в создании воспитывающей среды, в которой происходит развитие творческой личности ребенка, в обеспечении личностно-деятельностной и практико-ориентированной направленности дополнительного образования детей, являющегося своего рода механизмом выравнивания возможностей получения персонифицированного образования. Эффективность педагогической поддержки учащихся в большей степени зависит от того, насколько программы дополнительного образования детей, реализуемые педагогом, адекватны запросам, целям и ценностям учащихся с учетом их потенциальных возможностей; насколько они помогают ребенку определять собственную ценностную и действенную позицию, стимулируют самообразование, саморазвитие, самовоспитание в соответствии с имеющимися у ребенка личностными ресурсами.
Используя результаты диагностики, педагог призван помочь определить темп продвижения в усвоении знаний, индивидуальный и, что немаловажно, оптимальный для каждого ребенка. Таким образом, педагог способствует тому, что каждый школьник учится определять и сопоставлять личные интересы, склонности со своими творческими способностями и возможностями, а также с социальными запросами. Единство деятельности, познания и общения – необходимое условие для воспитания ребенка. «Работа воспитателя достигает своей цели только тогда, – подчеркивал В. Давыдов, – когда он со знанием дела направляет собственную деятельность ребенка как активного участника и субъекта воспитательного процесса».
Каковы же особенности личности педагога дополнительного образования, играющие большую роль в воспитании, творческом развитии ребенка и процессе его самоопределения? Он отличается стремлением к сочетанию профессиональных знаний с высоким уровнем культуры и специфической направленностью личности. Такой педагог может рассматриваться как субъект развивающей деятельности, а его психолого-педагогическая компетентность и эмпатийность – как единство личностных и профессиональных компонентов педагогической деятельности.
Кроме высокого профессионализма, он должен обладать свободой от стереотипов и педагогических догм, способностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к людям, в особенности к детям. Одна из главных отличительных черт такого педагога – наличие стремления понимать и принимать ребенка таким, каков он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса, обучать, опираясь на сильные стороны каждого ребенка.
Установлены профессионально значимые психологические характеристики личности педагога как субъекта развивающей деятельности. Это: степень включенности в развивающее педагогическое пространство, направленность на успех ребенка, склонность замечать в людях доброе, хорошее, способность реализовывать субъект-субъектные отношения.
В работе педагога дополнительного образования можно выделить три необходимых фактора, оказывающих существенное влияние на процесс воспитания, творческого развития личности ребенка и его самоопределения: воспитывающая среда – речевая, поведенческая, зрительная и др. ; деятельность воспитывающего характера, проникнутая глубоким нравственным содержанием; социальные и личностно-значимые отношения, в которые вступает личность в процессе своего участия в деятельности.
Основные принципы взаимодействия педагога и обучающегося:
– поддерживать в ребенке его достоинства и позитивный образ «Я»;
– говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка;
– отмечать сдвиги в личностном росте посредством с равнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми;
– не навязывать ребенку вопреки его желанию способы деятельности и поведения;
Воздействуя на ребенка таким образом, педагог разделяет с ним ответственность за творческое развитие его личности, за изменения в его внутреннем мире (в мыслях, чувствах, желаниях, переживаниях, действиях и т. Особенности личности педагога дополнительного образования, знания, отношение к делу, к учащимся, методическое мастерство во многом определяют успех в реализации воспитательного потенциала дополнительного образования детей.
Асмолов А. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник, 1997, №9.
Дополнительное образование детей. Сборник нормативных документов 1991-1995 гг. (в 2-частях). , 1995.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Дополнительное образование детей, Дополнительное образование, воспитательный процесс, процесс воспитания, будущая профессия, педагог, тельное образование, тельное образование детей, активная творческая деятельность.