Социально-педагогическая составляющая системы дополнительного образования детей

Современное дополнительное образование — это гибкая, динамичная, многоуровневая система, основанная на индивидуальном подходе к обучаемому. Система дополнительного образования детей, в силу своей личностной ориентированности на каждого ребенка, может успешно решать задачу подготовки поколений для жизни в современном информационном обществе.

Учреждениям дополнительного образования принадлежит особая роль в экологическом образовании и воспитании. Эта система образовательных учреждений способна адаптироваться к происходящим в обществе изменениям, быстро реагирует на индивидуальные потребности детей, а главное, в отличие от регламентируемого школьного образования, предлагает свободу выбора программ, направлений обучения и воспитания.

Социально активная личность — человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности, законопослушный, высокообразованный, духовно и физически здоровый гражданин, обладающий высокой мотивацией к самореализации во всех сферах активной созидательной деятельности на благо личности, общества и государства.

Стремление к объединению — естественная потребность детей и подростков. В объединении с другими ребенок видит возможность самозащиты, самоопределения себя как личности, единственной в своем роде, и как члена общества себе подобных.

Особенно благодатная почва для такого объединения, имеется в системе дополнительного образования, во временных внешкольных объединениях, разновозрастных сообществах, где есть условия, обеспечивающие взаимодействие поколений, передачу опыта от старших к младшим, накопление традиций, формирование таких качеств личности, как внимание к человеку, забота о людях, великодушие, ответственность, требовательность.

Одним из таких учреждений является бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей города Омска «Детский Эколого-биологический Центр» (далее — «Детский ЭкоЦентр»). Его суть состоит в установлении гармоничных отношений ребенка с природой, обществом и самим собой, в создании возможностей для реализации творческой активности детей в возрасте от 6 до 18 лет. Подросток, получивший определенный багаж экологических знаний, в дальнейшем становится воспитанным, экологически грамотным и социально-активным человеком.

Целью учреждения является развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Детский ЭкоЦентр — это:

–        квалифицированные кадры;

–        общественно-активное учреждение, имеющее партнерские отношения с научными центрами, различными учреждениями образования и культуры, властными структурами, общественными организациями, средствами массовой информации;

–        разработчик локальных и сетевых инновационных проектов;

–        организатор занятости и досуга подростков и молодежи;

–        центр массовых мероприятий;

–        региональный представитель проведения Всероссийских и Международных мероприятий;

–        организатор летних экологических лагерей, региональных и международных экспедиций;

–        центр проведения круглых столов, семинаров, конференций;

–        центр досуга матери и ребенка;

–        центр реабилитации животных.

Детский Эколого-биологический центр располагает значительными возможностями и ресурсами для выполнения поставленных задач, а также для развития познавательной мотивации. Воспитанники обучаются по программам, предусматривающим учебную нагрузку на четыре, шесть или девять часов в неделю. Это позволяет стимулировать их творческую деятельность, направлять их личностное развитие.

Детский ЭкоЦентр, как учреждение дополнительного образования детей ориентируется на создание условий для формирования каждым ребенком осознанных и системных представлений о самом себе, об окружающем мире.

В учреждении разработаны и используются 56 образовательных программ.

–        2 — модифицированные,

–        48 — авторских,

–        4 — экспериментальных.

Сроки реализации образовательных программ предусматривают в равных долях программы одного и более трех лет обучения, большинство программ рассчитаны на 2 года обучения.

Программы охватывают все возрастные категории детей. В меньшей степени представлены программы дошкольного и начального образования в связи со спецификой учреждения — учебно-исследовательской направленностью.

Учреждение работает по 6 направлениям:

–        туристско-краеведческое.

Из них наиболее полно представлено эколого-биологическое, определяющее сущность учреждения.

В Детском ЭкоЦентре образовательный процесс осуществляется в 4 учебных отделах:

–       отдел зоологии

–       отдел ботаники

–       отдел экологии

–       малая экологическая академия,

в которых представлены все образовательные программы.

В каждом из отделов работают от 48 до 60 объединений, в них обучаются более 2500 воспитанников.

Результаты исследования удовлетворённости образовательным процессом воспитанников и их родителей показали, что занятия в детских объединениях способствуют:

–        развитию навыков общения со сверстниками;

–        развитию творческих способностей;

–        дают возможность самореализоваться;

–        способствуют профессиональному и жизненному выбору;

–        проведению интересного досуга;

–        формируют уверенность в себе;

–        способствуют готовности к самостоятельной жизни.

В процессе реализации Программы развития составлена модельвыпускника Детского Эколого–биологического Центра, который должен сформироваться в результате воздействия, как конкретного объединения, так и всей образовательной среды. По нашему мнению, воспитанник должен обладать следующими качествами:

–        владеть достаточным уровнем экологических знаний и умений, необходимых для дальнейшего образования,

–        быть социально адаптированным в современном обществе;

–        быть готовым к профессиональному и жизненному самоопределению;

–        стремиться к развитию духовных и нравственных качеств;

–        иметь развитые чувства патриотизма и гражданственности;

–        иметь развитые творческие способности;

–        стремиться к саморазвитию, самовоспитанию, самосовершенствованию;

–        быть готовым вести здоровый образ жизни.

Высокое качество подготовки воспитанников Детского ЭкоЦентра проявляется в успешном участии их в различных конкурсах, фестивалях, конференциях, различных экологических акциях, направленных на привлечение внимания к проблемам окружающей среды, а также в реализации социально значимых проектов.

Стабильно высоким остается процент участия в Региональном экологическом фестивале детско-юношеского творчества «Белая береза», конкурсе «Твердые бытовые отходы — наша общая проблема», конкурс «Лучшее экологическое объединение», «Чистая река — здоровый город», интеллектуальном экологическом марафоне «Эколог года», региональном этапе Всероссийского и Международного экологического форума «Зеленая планета», региональном этапе Российского конкурса водных проектов старшеклассников.

Воспитательная работа строится на основании Типового положения об учреждении дополнительного образования (1994г. ), Устава Детского ЭкоЦентра, в соответствии с образовательными программами педагогов.

Дополнительное образование как социально-педагогическое явление представляет собой единство организуемой образовательной и воспитательной деятельности (познавательной, развивающей, коммуникативной и др.

Воспитательная система работы в Детском ЭкоЦентре охватывает всех участников образовательного процесса, а именно педагогов, воспитанников и родителей.

Продуктом многолетней работы ЭкоЦентра является:

–       повышение уровня воспитанности обучающихся и уровня экологического мышления;

–       увеличение участников и призёров научно-практических конференциях, фестивалях, конкурсах различного уровня в 2 раза;

–       разработана модель воспитанника Детского ЭкоЦентра;

–       внедрение инновационных педагогических технологий в образовательный процесс педагогами.

–       участие в Международном проекте «Сохранения природного и культурного наследия»;

–       работает на базе Детского ЭкоЦентра областная опытно- экспериментальная площадка «По повышению профессиональной компетентности педагогов по средствам локальных инновационных проектов» — «Малая экологическая академия»;

–       разработана и реализуется программа «Общественно-активное учреждение»;

–       участие во Всероссийском конкурсе образовательных программ и методических разработок;

–       городской конкурс педагогов, активно внедряющих инновационные технологии, где педагогами получены сертификаты на муниципальную поддержку в размере 100 тысяч рублей — обучение педагогов в Голландии и Америке.

Непрерывность экологического воспитания и образования реализуется через систему массовых мероприятий, рассчитанных на различные возрастные категории участников, включая дошкольников, учащихся от младшего до старшего возраста, студентов и жителей микрорайона.

Исходя из вышесказанного, можно увидеть, как подросток проходит путь к социальному творчеству и организации практических дел, к разработке и внедрению проектов, существенно меняющих отношения и образ жизни, ценностные ориентации и мотивацию, а в конечном итоге становится социально активной личностью.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, образовательный процесс, программа, учреждение, активная личность, дополнительное образование детей, объединение, региональный этап.

Библиографическое описание

Современная система дополнительного образования
детей РФ по праву рассматривается как важнейшая составляющая
образовательного пространства, сложившегося в российском обществе. Дополнительное образование детей социально востребовано и нуждается в
постоянном внимании и поддержке со стороны государства.

Посредством организационно-массовой и воспитательной работы
реализуются такие функции как: развивающая, воспитывающая,
социально-педагогическая, реабилитационная, коррекционная,
профилактическая, оздоровительная, профориентационная,
психотерапевтическая и др. , что особенно важно в работе с людьми с
ограниченными возможностями.

На всех этапах своего развития человеческое общество не оставалось
безразличным к тем, кто имел физические и психические нарушения. Эти
лица всегда требовали особого внимания. Если общество и государство
не оказывало им адекватной помощи, то они становились тяжелым
бременем и источником таких социальных проблем как бродяжничество,
тунеядство и преступность.

Среди взрослого населения России около 8 млн. человек имеют
официальный статус инвалида. Кроме того, насчитывается еще столько же
людей с ослабленным здоровьем и ограниченной трудоспособностью. Немалую долю занимают и дети-инвалиды. Каждый их них нуждается в
системе медицинских, психологических, педагогических и
социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или
максимально полную компенсацию ограничений жизнедеятельности. К
сожалению, в современном обществе непрерывно увеличивается количество
детей с различными отклонениями и нарушениями, что актуализирует
поиск эффективных мер и механизмов их реабилитации.

Под реабилитацией понимают весь комплекс мероприятий, помогающих
людям с физическими нарушениями и хроническими заболеваниями
адаптироваться к требованиям школьного обучения, профессиональной и
общественной жизни. Общая цель данного процесса состоит в том, чтобы
совместными усилиями помочь человеку с физическими, психическими или
психологическими ограничениями, обусловленными болезнью, врожденной
патологией или экзогенными повреждениями после течения острого
состояния, с помощью комплексных мероприятий, найти свое место в
обществе или вернуться к тому образу жизни в повседневной,
общественной и профессиональной сфере, которого он достоин, как и
каждый гражданин своего государства, полноценный представитель
социума.

Важным условием качественной социализации и социальной жизни является
освоение навыков социального общения. Это предполагает доступ к
различного рода источникам информации, что затруднено из-за наличия
коммуникативных ограничений и барьеров; утраты мобильности;
недостаточных навыков межличностного взаимодействия и противодействия
части социума. Осознание дефекта развития и связанных с ним
ограничений зачастую приводит к неадекватной самооценке, ранимости
психики, маргинализации, ограничению общения с окружающими.

Большую роль в усилении и закреплении негативных стереотипов
социального взаимодействия и общения играет отрицательный опыт
общения ребенка, подростка со сверстниками или взрослыми,
демонстрирующими превосходство здоровых людей, подчеркивающих
неполноценность человека (неприятие или жалость), исключающих его из
жизни общества. Таким образом формируется эффект социальной изоляции
человека с ограниченными возможностями.

Человек с ограниченной трудоспособностью, как и любой другой, должен
быть подготовлен не только к продуктивной жизни и трудовой
деятельности, но и к умелому восстановлению частично утраченных
жизненных сил и здоровья, то есть к умению организовать свой отдых и
свободное время.

Для таких людей существует ряд объективных ограничений в участии в
различных общедоступных формах общественной и досуговой деятельности. Вместе с этим, они не должны находиться в полной изоляции. Специальные формы досуговой и образовательной деятельности в
учреждениях дополнительного образования детей способствуют развитию
социальных навыков в рамках своей субкультуры, личностному развитию,
приучают детей к активному и целесообразному времяпрепровождению
(спорт, танцы, экскурсии, декоративно-прикладное творчество,
искусство и ремесло, клубы по интересам и др

Педагоги конкретного учреждения дополнительного образования детей,
реализуя дополнительные образовательные программы
социально-педагогической направленности, могут работать с детьми 4-17
лет в следующих направлениях: для дошкольного возраста – школа
раннего развития, для обучающихся старше семи лет – детские
секции, кружки и объединения, решающие задачи интеллектуального,
физического, нравственного, патриотического и др. воспитания.

Возможности системы дополнительного образования уникальны тем, что в
ней различные сферы деятельности взрослых моделируются
соответствующими видами деятельности детей, в которых между взрослыми
и детьми складываются особые социально-психологические и
межличностные отношения. Социально-педагогическая направленность
позволяет учреждению реализовывать одну из основных функций
образование: доступность для всех категорий детей, в том числе, детей
группы риска, детей и подростков с ограниченными возможностями
здоровья. Педагог дополнительного образования «ведет»
ребенка по его индивидуальному маршруту с учетом его возможностей и
особенностей. Достижения детей обеспечиваются деятельность педагогов,
постоянно обновляющих цели, методы, фактическое и теоретическое
содержание программ и планов занятий.

Содержание образования различных учреждений системы дополнительного
образования детей создает условия для апробации совершенно иных путей
развития личности ребенка и самосовершенствования педагогов. Такое
образование не может быть стандартизированным, поскольку результатом
имеет не только цифровые показатели, а прежде всего, индивидуальные
достижения, личностные изменения конкретного человека.

В основе реализации программ
социально-педагогической направленности лежат
личностно-ориентированный, личностно-деятельностный подходы, суть
которых в формировании «Я-концепции» обучающихся,
индивидуальном развитии личности в интеллектуально-познавательной,
эмоциональной, мотивационно-потребностной сферах и в системе
социальных отношений.

В содержании и процессе каждой программы должны быть отражены
показатели эффективности и критерии результативности ее реализации. Рассмотрим на примера наиболее часто встречающихся форм работы с
детьми 4-17 лет:

-Школа раннего развития для детей 4-7 лет

-отзывы родителей и учителей начальных классов

-Школа секретарей-референтов для старших подростков

-эффективность – профтестирование (входной, промежуточный,
итоговый контроль)

1-й год зачет

2-й год – подготовка к ЕГЭ – экзамен

-Молодежный клуб для учащейся молодежи

-самопознание, самопринятие, саморазвитие, создание коллектива,
самопрезентация

-обратная связь, как показатель эффективности педагогического
взаимодействия – общение, понимание, коммуникативное развитие,
толерантность, работа в команде.

-Школа молодого предпринимателя для юношества

Входной контроль – сочинение, деловое письмо – хобби в
сфере бизнеса

Итоговый контроль – бизнес план, маркетинговое исследование

-социально-значимые качества в сфере бизнеса и предпринимательства

-Клуб для детей-инвалидов

-индивидуальные занятия, реализующие задачи сопровождения детей с
ограниченными возможностями развития.

-Молодежное общественное объединение для детей, подростков и
молодежи

-социальные проекты, адресная помощь, акции милосердия

-толерантность, эмпатия, креативность, мобильность, умение работать
в команде, организаторские навыки – как личностно-присвоенные
характеристики обучающихся различных возрастных категорий.

Как показал анализ практической деятельности по реализации данных
программ в системе дополнительного образования детей, имеет место
положительная динамика увеличения контингента обучающихся Школы
раннего развития, вместе с этим, результаты анкетирования родителей
свидетельствуют о некоторой их неосведомленности об индивидуальных
особенностях ребят, специфике образовательного процесса, что
актуализирует потребность в организации психолого-педагогического
просвещения и сотрудничества педагогов и законных представителей
детей. Изучение мнения учителей начальных классов МОУ СОШ, в которые
поступают выпускники Школы раннего развития, позволяет сделать
выводы о разносторонней и серьезной подготовке ребят к обучению в
школе, мотивированности и заинтересованности в учебных достижениях,
а значит, эффективности реализации данной дополнительной
образовательной программы.

Востребованность школы предпринимателей и секретарей-референтов
отражена в 100%-ой наполняемости групп, посещаемости ребятами всех
занятий, заинтересованности в предлагаемых формах и видах обучения,
удовлетворенности родителей в качестве подготовки.

Социально-педагогическая направленность деятельности учреждения
должна быть связана с оказанием помощи и поддержкой лиц, находящихся
в трудной жизненной ситуации. Так, например, Дворцом детского и
юношеского творчества г. Братска реализуются программа работы с
детьми-инвалидами, волонтерского движения и молодежного клуба по
овладению социально значимыми навыками и умениями в области
самопознания, общения и саморазвития. Необходимо отметить
актуальность реализуемой программы индивидуальной работы с
детьми-инвалидами, вместе с этим, не являющейся программой клуба, так
как, клуб – объединение детей и подростков на основе совпадения
интересов, стремления к общению, совместному проведению досуга и
отдыха.

Деятельность волонтерского движения направлена на реализацию
социальных проектов, поддерживающих ветеранов ВОВ, детей, оставшихся
без попечения родителей и других категорий граждан. Обучающиеся
овладевают на занятиях основами проектирования, организаторскими и
коммуникативными умениями, способностью работать в команде,
инициировать творческую активность самостоятельно, что решает
основные задачи образовательной программы социально-педагогической
направленности.

Одна из реализуемых учреждением направленностей –
социально-педагогическая, отражает концептуальные положения
модернизации системы дополнительного образования детей по решению
вопросов занятости детей во внучебное время и привлечения к
сотрудничеству детей группы риска, так как именно эти ребята обладают
виктимностью, являются предметом социально заботы.

Образовательные программы социально-педагогической направленности
обеспечивают решение задач: – компетентностного и потребительского
подходов, так как

А) Способствуют развитию социально-значимых качеств личности,
ключевых компетенций (работа в команде, толерантность,
профессиональная ориентация – школа секретарей, молодого
предпринимателя)

Б) Созданы на основе учета образовательных потребностей
представителей социума – родителей, Учредителя, социальных
партнеров

В) Результатом деятельности объединений данной направленности
выступают конкретные личностные достижения обучающихся, связанные с
индивидуальным преобразованием – школа жизни, волонтерское
движение.

Разновозрастной состав групп детских и молодежных коллективов
определяет доступность, преемственность, содержательность, широту
социальных вопросов, рассматриваемых в качестве учебно-развивающих
ситуаций. Формирование групп данной направленности осуществляется на
основе принципов добровольности участия, самоорганизации и
самоопределения, учета индивидуальных особенностей каждого ребенка
(клуб инвалидов, дошкольники, молодежь, дети, склонные к асоциальному
поведению). Педагогами, реализующими дополнительные образовательные
программы социально-педагогической направленности, используются
адекватные личностным особенностям детей формы промежуточного и
итогового контроля: тесты, деловые письма, социальные проекты и др.

Таким образом, деятельность учреждений системы дополнительного
образования детей при целенаправленной организации носит
социально-педагогический характер, позволяет достигать максимальный
эффект в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
здоровья, а также обеспечивать разновозрастное общение молодежи с
целью развития толерантности и гражданственности.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование детей, социально-педагогическая направленность, ребенок, волонтерское движение, раннее развитие, дополнительное образование, итоговый контроль, молодой предприниматель, ограниченная трудоспособность, сфера бизнеса.

Каждый ребенок талантлив и неповторим по-своему, только надо вовремя заметить, поддержать и в процессе воспитания развить ростки детской творческой одарен­ности. Известно, что примерно 70% детей не имеют ярко выраженных склонностей к какой-либо деятельности. В данной ситуации родители, учителя, педагоги дополни­тельного образования могут и должны помочь ребенку «раскрыться», проявить свои лучшие качества, максимально реализовать потенциальные возможности. А для этого необходимо создавать для каждого ребенка «ситуацию ус­пеха» (Л. Выготский).

Воспитание имеет место лишь тогда, когда осуществляется созидательная де­ятельность. С одной стороны, данное утверждение не­сколько категорично – воспитание словом, поступком, примером и т. С другой – заслуживает самого пристального внимания, так как эффективность воспитания через созидательную деятельность, сотворче­ство взрослого и ребенка трудно переоценить. Большин­ство детей действительно испытывают огромную потреб­ность в активной творческой деятельности, хотят участвовать в объединениях по интересам, клубах и круж­ках, овладевать основами будущей профессии, стремятся к самостоятельности, развитию своих способностей, самоопределению. В процессе общения с окружающими людьми ребенок постоянно попадает в ситуации, требующие от него определенного выбора, принятия конкретного реше­ния, переоценки ценностей, что активно влияет на его воспитание, становление, самоопределение. И во многом именно от нас, взрослых, зависит – сможем мы помочь ему в этом на каждом из возрастных этапов жизни или нет.

Совершенно очевидно, что эта задача не может быть выполнена усилиями одной только школьной системы. Огромную роль в ее решении наряду с семьей, окружени­ем, средствами массовой информации, играет дополни­тельное образование детей – целенаправленный непре­рывный процесс воспитания, обучения, развития.

Отличительными чертами педагогики дополнительно­го образования детей являются:

·         создание условий для свободного выбора каждым ре­бенком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени ее осво­ения, педагога;

·         многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;

·         личностно-деятельностный характер образовательно­го процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;

·         личностио-ориентированный подход к ребенку, созда­ние «ситуации успеха» для каждого. В центре дополни­тельного образовательного процесса находится кон­кретный ребенок, саморазвитие его личности и индивидуальности. Для этого педагог дополнительного образования стремится получить детальную информа­цию об индивидуальных особенностях, потребностях, интересах, склонностях каждого ребенка, его уровне интеллектуальной, эмоционально-ценностной, трудо­вой и физической подготовки; психофизиологических качествах личности, а также о микросреде сверстников, где вращается ребенок, его семье и т

·         создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;

·         признание за ребенком права на пробы и ошибки в вы­боре, права на пересмотр возможностей в самоопреде­лении;

Способности ребенка формируются посредством овла­дения в процессе воспитания и обучения содержанием ма­териальной и духовной культуры, техники, науки, искусст­ва. Исходной предпосылкой для развития способностей служат врожденные задатки. В результате индивидуально­го жизненного пути у ребенка формируется на основе задатков индивидуально своеобразный склад способно­стей, требующий и индивидуализированного подхода к каждой конкретной личности. Именно этот принцип явля­ется основополагающим в системе дополнительного об­разования детей.

Традиционно понятие «дополнительное» идет по семан­тике слова. Так, в Словаре русского языка С. Ожегова понятие «дополнительный» определяется как дополнение к чему-нибудь, «дополнить» – значит сделать более полным, прибавив к чему-нибудь, восполнить недостающее в чем-либо. К сожалению, в российском образовании долгие годы понятие «дополнительное» было связано исключительно с дополнительными учебными занятиями в школе как одним из средств помощи отстающим и неуспевающим учащимся. Наряду с дополнительными учебными занятиями с отстаю­щими с 1918 г. существовала внешкольная работа – образо­вательно-воспитательная деятельность с детьми, которая проводилась внешкольными детскими и культурно-просве­тительными учреждениями, органами народного образования, пионерскими, комсомольскими, профсоюзными и дру­гими общественными организациями.

В 1992 г. в соответствии с Законом Российской Федера­ции «Об образовании» эта форма образования была включена в более широкую область – дополнительное образование детей как вариативная часть общего образования, целена­правленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Причем надо иметь в виду, что наряду с дополнительным об­разованием детей в образовательном пространстве по прежнему существует внеурочная работа (работа классного руко­водителя по организации воспитательного процесса в рамках коллектива своего класса), внеклассная работа (орга­низация воспитательного процесса в рамках школы), вне­школьная работа (организация воспитательного процесса с коллективом класса или школы вне рамок школы).

Видимо, не стоит думать, что попытки вовлечь ребенка в общественно-полезную деятельность, разумно организо­вать его свободное время, найти дело по душе всегда дают столь положительный эффект. Конечно, нет. Но стремить­ся к тому, чтобы владеть объективной информацией о ре­бенке с помощью анкетирования, метода включенного на­блюдения, тестирования, диагностики, которые проводят педагоги-психологи, социальные педагоги, классные руко­водители с целью оказать ему своевременную помощь и поддержку, бесспорно, необходимо. В последние годы в ряде школ на каждого ребенка стали заводить «Карту личного роста учащегося», куда на протяжении всех лет обуче­ния заносится информация не столько об успеваемости, сколько об общественно-полезной деятельности ребенка, его творческих успехах в дополнительном образовании, отличительных чертах, становлении характера и т. Дума­ется, эта форма работы позволит педагогам совместно с родителями своевременно вносить коррективы в воспита­ние ребенка, его гражданское становление. Бесспорно, имеет значение и то, какие знания и оценки получат школьники, но гораздо большее – то, каким человеком станет каждый из выпускников школы, какие ценности он привнесет в свое окружение, общество в целом, насколько он готов к вступлению во взрослую жизнь.

Очень важно относиться к ребенку как субъекту жизне­деятельности и собственного развития. Система дополни­тельного образования детей – это не предлагаемая ребен­ку готовая социально культурная среда, а созданная им самим вариативная, опирающаяся на его собственные ре­флексивные возможности, социально-культурная среда. Дополнительное образование детей на современном этапе осуществляется как в учреждениях, специально для этого созданных, так и в образовательных учреждениях других типов (детских садах, школах, учреждениях начального и среднего профессионального образования).

Современная система дополнительного образования готова предложить ребенку широкий выбор образовательных программ по различным видам творческой деятельно­сти. Одним из самых массовых и популярных среди детей и родителей является художественное дополнительное обра­зование. Искусство, художественное творчество позволяют предать детям духовный опыт человечества, способствую­щий восстановлению связей между поколениями. Учреждения дополнительного образования детей художественной  направленности (музыкальные школы, творческие мастер­ские, студии, школы искусств и другие) способствуют вос­питанию творческой личности, помогают развивать ком­муникативные качества, умение выразить себя.

Организация научно-технического творчества приоб­щает ребенка к кропотливой самостоятельной творческой работе, связанной с научно-техническим прогрессом, изо­бретательством. Как правило, на станцию юных техников приходят ребята, которые мечтают стать летчиками и кос­монавтами, моряками и автомобилистами, изобретателя­ми и радистами и т. Занятия техническим творчеством развивают интеллект, воспитывают в ребенке такие каче­ства, как усидчивость, дисциплинированность, интерес к точным наукам.

Эколого-биологическое дополнительное образование детей направлено на развитие интереса ребенка к изуче­нию биологии, географии, экологии и других наук о Земле. Изучая мир флоры и фауны, исследуя окружающую среду, ребенок учится искусству ощущать себя частью природы, нести ответственность за все, что происходит вокруг.

Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в системе дополнительного образования детей ориентирована на физическое совершенствование ребен­ка, формирование здорового образа жизни. А эта задача является приоритетной как для школы, так и для семьи. Развитие детско-юношеского спорта должно осуществ­ляться не только за счет увеличения количества спортив­ных школ, но и за счет развития других форм внеклассной и внешкольной работы с детьми, создания физкультурно-оздоровительных и спортивных секций и клубов в учреж­дениях образования, по месту жительства.

В ходе модернизации российского образования акти­визировалась роль дополнительного образования в реше­нии проблем профильного обучения учащихся. Исследо­вания показали, что девочки в большей степени стремятся получить художественное образование, особенно их при­влекает музыка и вокал (50,9%), хореография (30,9%), при­кладное творчество (29,1%), на втором месте – спорт (25,5%). Среди мальчиков наибольшей популярностью пользуются занятия техническим творчеством (33,3%), спортом, музыкой и информатикой. С учетом того, что в системе дополнительного образования детей помимо спе­циалистов, имеющих педагогическое профессиональное образование, работают профессионалы из других облас­тей – режиссеры и художники, тренеры и инженеры, му­зыканты и мастера прикладного творчества и т. , дети по­лучают основательную допрофессиональную подготовку, хорошо ориентируются в мире профессий, легче и быст­рее адаптируются на рынке труда после окончания. В чис­ле профессий, которые дети хотели бы приобрести в буду­щем, на первом месте – юрист, врач, журналист, музыкант (причем независимо от пола). Среди мальчиков предпо­чтение отдано таким профессиям, как программист, лет­чик, водитель, менеджер и бизнесмен. Среди девочек – экономист, бухгалтер, психолог, переводчица, актриса, па­рикмахер, манекенщица, банкир и дипломат. Как оказа­лось, дети считают самым важным в выбранной ими про­фессии то, что она позволит им быть профессионалом, мастером в своем деле, получать удовлетворение от рабо­ты, даст возможность общения с людьми, помогать людям и доставлять им радость.

Более 70% детей в их понимании соотносят самоопре­деление на данном этапе в основном с выбором профес­сии. В числе основных этапов на пути к своей профессио­нальной мечте они выделяют такие, как «хорошо закончить школу», «поступить в институт», «параллельно получить дополнительное образование», «освоить люби­мую профессию». Тем не менее ребенок школьного возра­ста, особенно в условиях учреждения дополнительного образования детей, достаточно часто находится в процес­се самоопределения в самых различных жизненных ситуа­циях. Так, в основном дети сами определяли выбор того или иного вида деятельности. Существенно влияют на вы­бор ребенка родители и друзья. В свою очередь, на решение родителей привести ребенка в учреж­дение дополнительного образования детей повлияли вы­сокий профессиональный уровень педагогов дополни­тельного образования и интересы ребенка.

Данные исследований показывают, что половина маль­чиков связывают свою будущую профессию с избранным видом деятельности в системе дополнительного образова­ния. Девочки в большей степени занимаются в творческом объединении «для души», и лишь третья часть из них пред­полагают, что их будущая профессия связана с любимым занятием в объединении. Это очень важный показатель, так как профессиональное самоопределение является, не­сомненно, очень важной, но тем не менее не единствен­ной составляющей самоопределения человека. По мне­нию детей, наиболее полно их жизненному выбору спо­собствует семья, дополнительное образование и в целом система отношений, атмосфера, которая царит в учрежде­нии дополнительного образования детей, в конкретном творческом объединении и, конечно же, друзья, которые значат в жизни ребенка очень много.

Большинство детей, занимающихся дополнительным образованием, считают себя самостоятельными, они более уверенно ощущают себя в любом обществе, знают себе це­ну, у них адекватная оценка себя и окружающих. Более все­го во взаимоотношениях с окружающими они ценят доб­рожелательность, справедливость, внимание, помощь и поддержку, проявления любви, умение и желание прощать недостатки. Все вышесказанное позволяет констатировать:

·         чем дольше ребенок занимается в системе дополни­тельного образования детей, тем выше выражены у не­го познавательные интересы, тем более он уверен в правильности собственного выбора сферы приложе­ния творческой активности;

·         чем шире и разнообразнее интересы ребенка, тем более он альтруистичен и готов принести пользу обществу;

·         чем больше ребенок ориентирован на семью, а члены семьи являются для него образцом для подражания, тем шире ребенок представляет свои возможности в разви­тии творческих способностей и самоопределении;

·         чем больше занятость детей вне школы, тем более они самостоятельны, тем более оптимистично они смотрят в свое будущее, тем более они ориентированы на собст­венный успех и тем выше процент детей, определив­ших на данном этапе выбор как своей будущей профес­сии, так и жизненного пути в целом.

Суть педагогической поддержки в данном случае состо­ит в создании воспитывающей среды, в которой происхо­дит развитие творческой личности ребенка, в обеспечении личностно-деятельностной и практико-ориентированной направленности дополнительного образования детей, яв­ляющегося своего рода механизмом выравнивания воз­можностей получения персонифицированного образова­ния. Эффективность педагогической поддержки учащихся в большей степени зависит от того, насколько программы дополнительного образования детей, реализуемые педаго­гом, адекватны запросам, целям и ценностям учащихся с учетом их потенциальных возможностей; насколько они помогают ребенку определять собственную ценностную и действенную позицию, стимулируют самообразование, са­моразвитие, самовоспитание в соответствии с имеющими­ся у ребенка личностными ресурсами.

Используя результаты диагностики, педагог призван по­мочь определить темп продвижения в усвоении знаний, индивидуальный и, что немаловажно, оптимальный для каждого ребенка. Таким образом, педагог способствует то­му, что каждый школьник учится определять и сопостав­лять личные интересы, склонности со своими творческими способностями и возможностями, а также с социальными запросами. Единство деятельности, познания и общения – необходимое условие для воспитания ребенка. «Работа вос­питателя достигает своей цели только тогда, – подчерки­вал В. Давыдов, – когда он со знанием дела направляет собственную деятельность ребенка как активного участни­ка и субъекта воспитательного процесса».

Каковы же особенности личности педагога дополни­тельного образования, играющие большую роль в воспита­нии, творческом развитии ребенка и процессе его само­определения? Он отличается стремлением к сочетанию профессиональных знаний с высоким уровнем культуры и специфической направленностью личности. Такой педагог может рассматриваться как субъект развивающей деятель­ности, а его психолого-педагогическая компетентность и эмпатийность – как единство личностных и профессио­нальных компонентов педагогической деятельности.

Кроме высокого профессионализма, он должен обла­дать свободой от стереотипов и педагогических догм, спо­собностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к лю­дям, в особенности к детям. Одна из главных отличитель­ных черт такого педагога – наличие стремления пони­мать и принимать ребенка таким, каков он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса, обучать, опи­раясь на сильные стороны каждого ребенка.

Установлены профессионально значимые психологи­ческие характеристики личности педагога как субъекта развивающей деятельности. Это: степень включенности в развивающее педагогическое пространство, направлен­ность на успех ребенка, склонность замечать в людях доброе, хорошее, способность реализовывать субъект-субъектные отношения.

В работе педагога дополнительного образования мож­но выделить три необходимых фактора, оказывающих су­щественное влияние на процесс воспитания, творческого развития личности ребенка и его самоопределения: вос­питывающая среда – речевая, поведенческая, зрительная и др. ; деятельность воспитывающего характера, проникнутая глубоким нравственным содержанием; социальные и личностно-значимые отношения, в которые вступает личность в процессе своего участия в деятельности.

Основные принципы взаимодействия педагога и обу­чающегося:

– поддерживать в ребенке его достоинства и позитив­ный образ «Я»;

– говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка;

– отмечать сдвиги в личностном росте посредством с равнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми;

– не навязывать ребенку вопреки его желанию спосо­бы деятельности и поведения;

Воздействуя на ребенка таким образом, педагог разде­ляет с ним ответственность за творческое развитие его личности, за изменения в его внутреннем мире (в мыслях, чувствах, желаниях, переживаниях, действиях и т. Осо­бенности личности педагога дополнительного образова­ния, знания, отношение к делу, к учащимся, методическое мастерство во многом определяют успех в реализации воспитательного потенциала дополнительного образования детей.

Асмолов А. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник, 1997, №9.

Дополнительное образование детей. Сборник нормативных документов 1991-1995 гг. (в 2-частях). , 1995.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Дополнительное образование детей, Дополнительное образование, воспитательный процесс, процесс воспитания, будущая профессия, педагог, тельное образование, тельное образование детей, активная творческая деятельность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *